Обновлено: 09.01.2023
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Практики осознанности. Как говорить так, чтобы Вас понимали?
6 сентября 2016 Юрий
Этот пост был написан несколько лет назад. Несколько последних дискуссий, побудили меня обновить пост и вернуться к теме простоты и ясности речи (как устной, так и письменной).
Понимает ли меня собеседник, когда я говорю? Как я об этом узнаю?
Моя речь (в т.ч и предложения) длинная или короткая?
Сколько слов в моем обычном предложении?
Когда я с кем то общаюсь, я знаю цель общения? Что я хочу получить (какой результат) в процессе и после общения? Насколько осознано мое общение?
Нужно четко осознавать, что если человек вступает в какую-либо коммуникацию, он стремиться удовлетворить какую то свою потребность (чаще всего даже и не осознаваемую потребность). И если качество коммуникации на вербальном (речевом) уровне низкое, то и удовлетворение потребности может и не состоятся.
Говоря с человеком, Вы думаете, что он понимает так же, как и вы, то, о чём вы говорите. Но это не так. У каждого человека свой смысл, стоящий за конкретным словом.
Если цель вербальной коммуникации как можно понятнее донести до собеседника свою мысль, то речь каждого из нас должна отвечать следующим минимальным требованиям: она должна быть простая и краткая.
Что это значит?
Простота речи — говорить простыми словами, употреблять сложные слова и термины только когда это очень необходимо. Говорить на том языке, который понимает Ваш собеседник Я уже давно заметил, что если человек в чем-то профессионал, компетентен, то это он может объяснить самым простым языком.
Маленький тест: если Вы что-то сложное можете объяснить ребенку-дошкольнику, значит Вы обладаете простотой языка.
Краткость речи . Обычному человеку в памяти комфортно удерживать количество элементов от 5 до 9. Так называемое число Миллера 7+(-) 2. Так и со словами в предложении в устной речи: лучше говорить короткими предложениями, до 9 слов. Ведь что такое предложение — смысловая единица Ясность мысли проявляется через краткое и простое предложение.
Для практики осознанности хорошим инструментом является Рабочая тетрадь по развитию осознанности (осознанность как навык)3.0.
Персональный коучинг
Рубрика: Гармоничные отношения, О коучинге Метки: коучинг, осознанность, персональный коучинг, практики осознанности, развитие осознанности
Оноре Мирабо достаточно ярко обозначил осязаемый образ любого порядочного человека, желающего прослыть среди людей человеком с большой буквы, располагающим к себе. К сожалению, сегодняшние ценности претерпевают чудовищные метаморфозы, и такое понятие, как искренность в том числе, является для многих едва ли не пустым звуком. Но всё же стоит акцентировать внимание на данном качестве, сделать последнее составляющей собственного характера, если вы желаете оставаться непосредственным, настоящим, несмотря на то, что диктует общественность. Как же это осуществить?
Определение и признаки искренности
Из всего вышеизложенного литературного богатства с философской подоплёкой делаем вывод: идентифицировать искреннего человека реально лишь по совокупности многочисленных признаков, то бишь, присутствию разных черт в его поведении.
Условия существования искренности
Их немного, но все они очень важны и обязательны к соблюдению, если вы действительно желаете обогатить собственную личность уникальным в наши дни психологическим качеством.
Условие №1 – эмоциональное вовлечение в переживания при общении с людьми, выполняемое абсолютно добровольно.
Вы должны естественно и инстинктивно реагировать на сообщаемую вам информацию, выражать собственные чувства, заинтересованность другими индивидуумами.
Условие №2 – приподнятое настроение и позитивное восприятие происходящего. Восприятие мира, людей, окружающих вас, должно происходить без агрессии, страха, враждебности, на высоких нотах эмоциональной открытости.
Условие №3 – соблюдение личностной и социальной адекватности. С одной стороны, человеку необходимо уметь проявлять искренность без совершения насилия над собой, то есть, чтобы сие не противоречило внутреннему настрою, не было через силу. С другой стороны такое поведение субъекта должно соответствовать ожиданиям социума, если стоит задача выглядеть искренним, прежде всего, в глазах людей, а не своих собственных. Однако для окружающих, внутренне не принимающих искренность индивидуума, путающих последнюю с фальшью, не стоит и стараться.
Таким образом, выходит на поверхность четвертое условие: формирование достойного окружения, способного оценить по достоинству ваши старания и достижения в плане искренности. Запомните: только приличные и искренние люди смогут это сделать.
Кстати, данный фактор помогает достичь пятого условия искренности: доверия и открытости, испытываемых к окружающим. Искренность, как уже было упомянуто выше, требует обнажения души, она не терпит масок и двуличия.
Наконец, последнее, шестое условие заключается в отказе от обмана с самим собой. Это, прежде всего, адекватная оценка собственных поступков, мыслей, чувств.
Способы достижения искренности
Есть масса нетрудных в выполнении методов, способных оказать мощный толчок к развитию в себе искренности. Ниже приведены наиболее действенные из них:
Чтение.
К таким препятствиям можно отнести нерешительность, застенчивость, грубость, замкнутость, отсутствие самоуважения.
Общение с людьми, подающими нужный пример.
Имеются в виду субъекты честные, искренние, открытые, способные быть взятыми за так называемый образец.
Работа над интонацией.
Более искренним воспринимается человек, в тоне которого присутствуют мягкие обертоны низкого тембра. Чтобы их развить, читайте чаще вслух стихи.
Контроль собственной речи.
Правда – это нравственный ориентир жизни, важный и необходимый для каждого человека. Правда с большой буквы свидетельствует о высокой направленности жизни человека, о стержне человека и его главных поступках.
Жить по правде, значит жить по закону, совести и справедливости: не врать, не подличать.
Лучшие цитаты и правде от великих людей на все случаи жизни:
Правда — это странная штука. Сначала мы тратим кучу времени, чтобы ее узнать, а потом всю оставшуюся жизнь, чтобы забыть.
Враги всегда говорят правду, друзья — никогда. Цицерон
Только враги говорят друг другу правду. Друзья и возлюбленные, запутавшись в паутине взаимного долга, врут бесконечно. Кинг
Когда женщина что-то спрашивает – лучше ответить правду, так как очень велика вероятность, что она уже знает ответ.
Вам только кажется, что вы хотите больше знать. Зная всю правду, вы захотите многое забыть. Дмитрий Гринберг
Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.
Есть такие вещи, о которых я никогда не вру: о том, что люблю или соскучился. Банально, но их, реально, мало кто от меня слышал.
Говорите правду — и вы будете оригинальны. А.В. Вампилов
Правда — изобретение маньяков: колет глаза и режет уши.
Люди, ненавидящие правду, ненавидят также и людей, имеющих смелость высказывать её.
Правда — это странная штука. Сначала мы тратим кучу времени, чтобы ее узнать, а потом всю оставшуюся жизнь, чтобы забыть.
Когда ты слышишь мнение, которое тебе не по нраву, исследуй его и найди в нем правду.
Порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду.
Говорят: в конце концов, правда восторжествует; но это неправда. Антон Павлович Чехов
Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.
Можешь сколько угодно подбодрять человека с завязанными глазами — пусть смотрит сквозь платок, всё равно он ничего не увидит, и, только когда снимут платок, он увидит всё.
Скажите людям правду, и страна будет в безопасности.
Правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда, но правда и искусство имеют точки соприкосновения.
Правдивой страницы лишь тот и боится, кто вынужден правду скрывать.
Лучший способ скрыть свои настоящие побуждения — это говорить правду. Джон Стейнбек
Быть правым — сомнительное удовольствие. Удовольствие — суметь доказать, что другие не правы.
Я хотел быть философом неприятных истин – на протяжении шести лет.
История — это роман, в который верят, роман же — история, в которую не верят.
Скрыть правду там, где это нужно, — и благоразумно и непредосудительно, тогда как солгать — в любом случае — и низко и глупо.
Если вы однажды скажете правду, вам уже никогда не поверят, сколько бы вы потом ни лгали.
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
Нет ничего сложнее, чем смотреть человеку прямо в глаза и говорить правду… Самый жестокий год
Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.
Ложь обойдет полсвета прежде, чем правда успеет надеть ботинки.
Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.
Когда я начал любить себя, я прекратил пытаться всегда быть правым, и с тех пор я ошибаюсь меньше.
Бывают минуты, когда внезапная искренность равносильна непростительной потере контроля над собой.
Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями. Дени Дидро
Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, – но не сама лестница.
Лживые обещания раздражают больше, чем откровенные отказы.
Быть смелым на словах легко, когда не собираются говорить всей правды.
Никогда не говори правды людям, которые ее не заслуживают.
Моя литературная судьба очень любопытна. Мне никогда не удавалось соврать так, чтобы мне не поверили; когда я говорил правду, никто не желал мне верить.
Единственный совет, который можно дать честным людям, как сохранит себя: будьте горды!
Факт — это то, чем человек обязан миру, тогда как фантазия, вымысел — это то, чем мир обязан человеку.
Быть правдивыми – могут немногие! И кто может, не хочет еще! Но меньше всего могут быть ими добрые.
Мое дело — сказать правду, а не заставлять верить в нее. Жан-Жак Руссо
Люди всегда правдивы. Просто их правда меняется, вот и все.
Так повелось уже веками: Обжегшись, мы не лезем в пламя. А тот, кто правду говорит, Бывает беспощадно бит.
Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
Правда – самое ценное из того, что у нас есть; будем же расходовать ее бережно.
Если человек вдруг станет говорить все, что он думает, ему не поверят. И будут правы. Что это за человек, который говорит все, что думает.
Никогда не следует говорить кому-либо, что он не прав, а что он лишь ошибается.
Давайте верить в то, что сила — на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем.
Трудно поверить, что человек говорит вам правду, когда вы знаете, что на его месте вы бы солгали.
Разница между ложью и правдой в том, что у лжи всегда есть свидетели, а у правды никогда. Михаил Задорнов
Мой способ шутить – это говорить правду.
Высказывайте своё одобрение честно и искренне.
У заблуждения можно порой научиться большему, чем у правоты.
За правду — ненависть нам плата.
К сожалению, не всегда удается поступать так, как считаешь правильным, не причинив боли другому.
Правда и свобода — вот столпы общества.
В конечном счете, невзирая на факты, человек верит в ту истину, которая ему более приятна. Томас Бейкон
Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход — рассказывать были.
Стремление всегда быть правым — признак вульгарности.
Сила всегда права.
Мы готовы признать, что совершали ошибки на всех предыдущих этапах своего жизненного пути лишь в том случае, если пришли к неожиданному и твердому убеждению, что уж сейчас-то мы совершенно правы.
Человек предпочтет, чтобы о нем рассказывали сто неправд, чем одну неприятную правду.
Не следует говорить всей правды, но следует говорить только правду.
Честность — есть простейшее выражение принципа правды.
Каждый дурак может говорить правду, но нужно кое — что иметь в голове, чтобы толково солгать.
Иной раз яснее разберешься в человеке, который лжет, чем в том, кто говорит правду. Правда, как яркий свет, ослепляет. Ложь, наоборот, – легкий полумрак, выделяющий каждую вещь.
Ложь расположена ниже правды, художественный вымысел — выше.
Я всегда полагал, что, если бы люди хоть на минуту перестали лгать и высказали вслух то, что думают, общество бы не устояло.
Еще ни одна женщина не сказала всей правды о своей жизни. Айседора Дункан
Иногда искатели правды находят только приключения на свою голову…
Все вокруг знают про себя правду, просто им намного удобнее лгать.
Кто осуждает ложь, тот врет больше всех. Я говорю правду и никому не верю. Мr. Freeman
Говорить правду легко и приятно. Только ведь за нее добрые люди и на кресте распять могут. ”Мастер и Маргарита”. Булгаков
По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них — чистая правда. Уинстон Черчилль
Говорите правду при условии, что она приятна. В противном случае, не надо лишних слов. Возможно нечто большее, чем истина, чем правда…
Сочувствие, милость, великодушие и любовь, очарование и красота выше неприкрытой правды! Шридхар Махарадж
Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки. Марк Аврелий
Говори всегда правду, ничего не надо будет запоминать. Марк Твен
Я никогда не обману того, кто мне искренне доверяет. Но я никогда не докажу правду тому, кто мне не верит…
Правда прекрасна, вне всяких сомнений. То же относится и ко лжи. Ральф Эмерсон
Правда — это такая штука, которую хочется знать, но в которую не хочется верить.
Хотите знать правду — вам ее никто не расскажет! Вам расскажут только свою версию. Если хотите знать правду, вам придется искать ее самостоятельно. Джулиан Ассанж
Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. Бернард Шоу
Каждый человек должен определить для себя, какое количество правды он сможет вынести.
Правду говорят только те, у кого нет остроумия. Ф. М. Достоевский
Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему. Пабло Пикассо
Человек, который говорит правду прямо в глаза – достоин уважения.
Каждый дурак может говорить правду, но нужно кое-что иметь в голове, чтобы толково солгать. Сэмюэль Батлер
Когда мы злимся, к сожалению, мы говорим только правду.
Хорошая сказка всегда берет верх над жалкими огрызками правды. Диана Сеттерфилд, Тринадцатая сказка
Даже если ты прав, то это вовсе не значит, что тебе будут верить. За правду надо бороться. Сергей Бодров
Хотите знать правду — вам её никто не расскажет. Вам расскажут только свою версию. Если хотите знать правду, вам придётся искать её самостоятельно.
Читайте также:
- Урок сочинение рассуждение книга в современном мире 7 класс
- Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова сочинение 9 класс
- Как не стать плохим человеком сочинение
- Музей битлз в ливерпуле сочинение
- Сочинение лето в узбекистане
Пример сочинения 1
Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности
(высказывание М. Горького)
В принципе, я согласна с высказыванием Горького. И сейчас он, тем более, прав.
Он жил, когда ещё не было «эфирного времени», которое так дорого… И понятно, что именно сейчас фраза эта особенно актуальна. Рекламщики стараются так кратко сделать свой «лозунг», информацию о «выгодной нам» покупке, как только можно кратко. И слова тщательно выбирают. (Я слышала, что целые фирмы работают, целые институты над этим.) Слова тоже выбирают так, чтобы оно в себя много вмещало, ног только нужных, смыслов. Оно должно быть ещё и «прикольным», и запоминаться…
Может быть, жаль, что теперь со словом так работают не в литературе, а в рекламе, в продажах… Но это всё детали!
В стихах слово имеет особое значение. И понятно, что не только смысл, но и само звучание. Даже мысли, которое оно вызывает у разных групп людей, поколений… Маяковский говорил, я видела в его стихах, о поиске верного слова, как о работе на руднике. И Чехов тоже всегда работал над краткостью, которая равна ёмкости. Чтобы не описывать пейзажи, а одной деталью показать, какая было погода, например.
А вот сам Горький ведь писал не только пьесы, прозаические произведения, но и белые стихи. Думаю, что там он очень и очень думал над словами, их местом во фразе.
Ещё я знаю, что Горький очень думал о народе, сам был из простых. Поэтому он очень ценил народное творчество: пословицы разные, всякие поговорки… А их веками народ формировал. Они передавались устно, поэтому слова самые «цепкие», самые подходящие для мысли оставались. И смысла в каждой такой фразе на целое сочинение. (Вот мы иногда расписываем, объясняем…)
Вообще, сложные слова, скорей, отталкивают людей. Такие слова сложно произносить, сложно их написать, их не все люди поймут, не все запомнят… Для красоты сложные слова использовать? Сомнительная это красота… Кстати, забавно, что это высказывание Горький мог бы и короче, и точней написать! Сила и убедительность, по-моему, здесь слишком близки по смыслу. Но не мне судить писателя! В конце концов, он не пытался создать новую поговорку.
Пример сочинения 2
Это выражение было написано Максимом Горьким, блестящим русским писателем. Что именно хотел выразить автор этими словами? Чтобы правильно понять суть выражения, необходимо определить истинный смысл «МИРа», понять его сущность и значение.
В чем разница между «словом» и обычным набором определенных символов? Этот вопрос загадочен, не так ли? Тем не менее, необходимо дать ответ. Слово несет определенную смысловую нагрузку, а случайный набор звуков и букв его не имеет.
Когда мы произносим слово, мы сразу же представляем изображения, которые соответствуют этому слову. Например, при произнесении слова «яблоко» в голове появляется не картинка с буквенными символами, а определенная картинка яблока. У каждого из нас будет яблоко по-своему: зеленое, желтое, красное, большое или маленькое и т.д. Прежде всего, это будет яблоко, а не арбуз или тыква.
Таким образом, слово — это определенная последовательность букв с тем или иным значением. Однако это не означает обратного — те слова, которые не имеют конкретного значения и все же остаются словами. Например, говорящий может вложить в слово свое собственное значение, просто понятное значение, которое не является общепринятым.
Это приводит к выводу, что пустых слов практически нет. Есть только слова, значение которых понимает определенная группа людей или только тот, кто их произносит. Другой вопрос в том, что нет смысла употреблять такие слова. В конце концов, в принципе, никто не может понять суть сказанного. Такое одностороннее общение может привести только к тому, что услышанное будет неверно понято или неправильно понято. Неправильное восприятие сказанного человеком может привести к необоснованным спорам и ненужным конфликтам.
Как предотвратить возникновение таких ситуаций? Единственное решение здесь — использовать в своей речи слова, которые понятны всем. Какие слова знают почти все? Правильно, простые слова. Чем проще выражение, тем больше вероятность того, что окружающие вас люди, скорее всего, правильно вас поймут. Чтобы понимать более сложные слова, конечно, нужно быть образованным.
Возникает еще один вопрос: смогут ли такие простые слова передать весь тот смысл, который вкладывает в них выступающий? Разве это не было бы причиной неправильного понимания конкретного заявления? Нет, скорее всего, этого не случится. Известно, что первоначально появились простые слова, и только после того, как возникла необходимость называть новые явления и процессы, появились более сложные понятия.
Максим Горький был абсолютно прав со своей знаменитой фразой. Чем проще слово, тем точнее оно передает содержащийся в нем смысл. Простые слова знакомы каждому и позволяют ясно, кратко и лаконично изложить свои мысли.
Пример сочинения 3
К сожалению, не для каждого человека выразиться просто, а главное понятно – легкая задача. Для этого необходимо много думать о предмете беседы, и лишь после раздумий, мы сможем сложные вещи донести до разума человека, простыми фразами и предложениями. Сделать это так, что будет понятно ребенку, подростку.
А ведь еще спартанцы приветствовали в диалоге простоту и лаконичность. Ведь, когда идет бой, необходимо четко и быстро, в нескольких фразах, донести полезную и нужную информацию.
А вот японцы утверждают, что еще в детском садике с малышами должны работать только кандидаты и доктора наук, потому что они способны любую информацию рассказать простым и понятным языком.
Я думаю, что после окончания школы, любой ученик должен уметь выразить свои мысли четкими, лаконичными, грамотно построенными предложениями. Если он не в состоянии сделать подобное, значит, обучение прошло зря, он не сможет работать на руководящей должности и обучение в высшем учебном заведении будет для него непростым испытанием. Студенту будет сложно находить общий язык и со сверстниками и с преподавателями, а в дальнейшем – с коллегами.
Прекрасный автор стольких произведений Максим Горький – абсолютно прав. Даже несколько простых слов, имеющих смысл способны убить и ударить человека, сильнее любого оружия.
В современное время, при доступе практически каждого в интернет, можно прекрасно научится четко и грамотно выражать свои мысли, при это не впадая в длительные объяснения и размышления.
Прекрасным примером, как можно несколькими словами описать свои чувства, желания, свои мысли – является стих. Взять хотя бы Пушкина, его произведения прямо «льются» при чтении, здесь каждый слог, каждое слово на своем месте. Все понятно и грамотно изложено, откорректировать здесь хоть одну фразу, просто невозможно.
А вспомним о молитве, заговорах – здесь каждое слово ценно. Оно способно исцелить и дать надежду на спасение. Каждая буква, каждый слог доказывают, что словом можно казнить, миловать, воскрешать, творить чудеса и давать надежду.
Мы всегда обязаны думать, прежде чем говорить, писать. Да, придется немало думать, но со временем, это войдет в привычку и станет нашей жизнью. Но, этому надо начинать учится еще в школе. Владение словом определяет нашу судьбу. Так давайте станем ее хозяевами.
Пример сочинения 4
“Чем проще слово, тем более оно точно” – цитата великого русского писателя Максима Горького. Попытаемся разобраться, что же хотел этим сказать знаменитый писатель. Во-первых, нам необходимо точно понять, что же на самом деле “СЛОВО”.
Что это, и почему оно все-таки так важно.
Что есть “слово”, и чем оно отличается от простого набора букв? Конечно, вопрос кажется глупым и полностью лишен смысловой нагрузки. Но все же ответим на него.
Слово, в первую очередь, отличается от сумбурного набора букв и звуков тем, что оно несет в себе определенную смысловую нагрузку. Говоря то или иное слово, мы представляем его в качестве определенного образа. Когда кто-то говорит “пчела”, это не вызывает у нас в голове образы букв в виде слова.
Напротив, мы сразу же вспоминаем образ пчелы. У каждого человека эта пчела будет своей: черной, серой, желтой, мультяшной, но это будет пчела, а не муха или комар.
Итак, “слово” – это набор букв, наделенный определенным смыслом. Значит ли это, что бессмысленные слова не могут быть “словами”? Вовсе нет! Да и могут ли вообще существовать слова без смысла?
Ведь даже если этот смысл усматривает только тот, кто произносит это слово, то это значит, что данное слово уже имеет смысл, хотя и не общепринятый.
Значит, что бессмысленных слов вовсе нет, а есть такие, смысл которых понятен не всем или вовсе понятен лишь произносящему. Другое дело, что проку от таких слов никакого. Никто не поймет, что хотел сказать этим человек. Это порождает непонимание между людьми, а также, что еще хуже, ложное понимание сказанного.
Именно ложное понимание сказанного зачастую приводит к различным конфликтам и стычкам.
Как же избежать подобного недопонимания? Выход здесь может быть только один – использовать общеизвестные слова, смысл которых, в принципе, может знать каждый человек. А какие слова знают практически все люди? Именно, – простые слова.
Чем проще слово, тем больше вероятность, что его смысл известен каждому. Выходит, когда мы говорим простыми словами, нас могут понять многие. Ведь для того, чтобы знать некоторые слова, необходимо получить специальное образование.
Но насколько точно простые слова могут передать то, что хотел сказать человек. Не приведет ли такое упрощение к неверному высказыванию? Скорее всего – нет.
Ведь исторически сначала появлялись именно простые слова, а далее, в связи с необходимостью назвать новые процессы и явления, появлялись сложные слова.
Выходит, действительно был прав Максим Горький в своем высказывании, и чем проще слово, тем точнее оно передает мысль. Простое слово знают все, оно не нагружено лишними смыслами и позволяет донести свою мысль ясно и понятно.
Ведь для того, чтобы знать некоторые слова, необходимо получить специальное образование.
Но насколько точно простые слова могут передать то, что хотел сказать человек. Не приведет ли такое упрощение к неверному высказыванию? Скорее всего – нет.
Ведь исторически сначала появлялись именно простые слова, а далее, в связи с необходимостью назвать новые процессы и явления, появлялись сложные слова.
Выходит, действительно был прав Максим Горький в своем высказывании, и чем проще слово, тем точнее оно передает мысль. Простое слово знают все, оно не нагружено лишними смыслами и позволяет донести свою мысль ясно и понятно.
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Предмет: Русский язык,
автор: katyaridnaya
легко ли говорить простым языком о сложных вещах?
Ответы
Автор ответа: dariaberezinaaa1
0
Ответ:
Счастье — это когда тебя понимают. Иногда для этого нужен «свой» человек, а иногда достаточно говорить простым и понятным языком.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: zavazxanovna
Книга стоит в 4 раза или на 900 рублей больше, чем тетрадь? Сколько стоит книга? А) 3600 Б) 1200 В) 4500 Г) 2400
срочно, помогите пожалуйста!!!!
3 года назад
Предмет: Химия,
автор: raks963
Помогите пожайлуста отдам 20 баллов:Вычислите относительную молекулярную массу веществ: а) S8; б) CO2;
в) CH3COOH; г) Cl2; д) C2H2; ж) H2SiO3;
3 года назад
Предмет: Математика,
автор: smsmsayana
напишите решение и ответ пожалуйста
3 года назад
Предмет: Английский язык,
автор: RODYA36
Даю 40 баллов!!!!
Поставьте в пассив
1. They sell milk in this shop.
2.I have translated the whole text.
3. We shall do the work in the evening.
4. When were they playing tennis?
5.By six o’clock they had finished the work. Даю 40 баллов!!!!!!!!!
5 лет назад
Предмет: Химия,
автор: georgy20032гошандий
Рассчитайте, какую массу хрома можно получить при восстановлении водородом 304 г оксида Хрома 3
5 лет назад
Если человек готов прикладывать усилия и тратить время на обучение, его можно научить программированию и другим техническим профессиям любой сложности: все дело в методологии и понятном контенте. По крайней мере, так утверждает Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум».
Он рассказывает, как нужно организовать рабочий процесс в образовательном проекте так, чтобы ученики с легкостью осваивали новые темы.
«Как-то я зашел в книжный магазин купить учебник по html. Девушка за кассой увидела книгу и говорит: «Это же каким надо быть умным, чтобы всему этому научиться. Однажды я открыла этот учебник и ничего не поняла», — рассказывает один из методистов образовательного сервиса «Яндекс.Практикум».
Сначала все получается, но наступает момент, когда она не может продвинуться вперед. Ей приходится пробираться через дебри сложных терминов и объяснений. Один раз не получается выполнить задание, другой, третий. И вот она считается себя глупой и сдается.
На самом деле, если человек готов прикладывать усилия и тратить время, его можно научить программированию и другим техническим штукам любой сложности. Все дело в методологии и понятном контенте.
Узнавайте о новых тенденциях в образовании, полезных сайтах и интересных подборках первыми!
Присоединяйтесь к RKI.today
Преодолеть барьер «мне непонятно»
В школах и институтах обычно отталкиваются от времени изучения материала. На каждую тему выделяют определенное количество часов. Например, на устройство железных дорог — два часа, а на теорию относительности — четыре. Время закончилось — переходим к следующей теме.
Из-за этого сложность заданий нарастает внезапно. Выглядит это, как в этой шутке из интернета:
Представим, эта девушка решает освоить программирование. Она читает статью о том, что программисты востребованы, а зарплата в пять раз выше, чем у продавцов. Девушка находит курс, читает на лендинге, что через месяц она сможет верстать сайты, и воодушевленно кидается в обучение.
Студент только что решал «1+1», как вдруг ему нужно посчитать интеграл. Он в замешательстве, пытается разобраться, но на него наваливается новая порция задач. И так бесконечно.
Накапливающаяся сложность знаний — это еще полбеды. Студент бы решил интеграл, если бы мог с ним разобраться. Но вместо понятного объяснения в учебнике, он тонет в заковыристых терминах.
Вспомните свои учебники в институте: многие нужно было переводить на человеческий язык.
Отдельным студентам везло: попадался сообразительный однокурсник и за полчаса объяснял на пальцах то, что не давалось несколько дней. Другие оставались один на один с барьером «мне непонятно», разочаровывались в себе, винили свой будто бы гуманитарный склад и бросали обучение.
На самом деле, обучение каким угодно сложном вещам можно сделать таким же понятным, как если бы рядом всегда был тот сообразительный однокурсник, который все объясняет на жизненных примерах. Эффективное обучение складывается из:
- правильной методологии и нацеленности на практику;
- понятного объяснения теории;
- оценки контента
Методология: от простого к сложному
Любое знание — большой пласт информации, часто сложной и понятной только специалистам. Если обычный человек пытается разобраться в незнакомой области, обычно он погрязает в сложной теории и сдается. У него возникает ощущение, будто только что он смотрел фотографии красивых домов, а тут ему дают в руки чертежи и просят построить один из таких домов.
Чтобы объяснить сложное знание человеку с любым складом ума и профессией, нужна правильная методология. Методология лежит в основе любого обучения: курса по интернет-маркетингу или флористике.
Методология делит большой пласт знаний на понятные и последовательные отрезки: сначала узнаем, что такое чертежи и учимся их читать, потом — разбираемся в правильной укладке фундамента. Сложность знания нарастает незаметно. Студенту легко осваивать каждый новый этап, потому что нет сложности в предыдущем.
Такие приемы используют ученые, когда объясняют законы вселенной в научно-популярных видео. В голове у ученого сложные термины, формулы, теоремы и доказательства, но он не кидает все это в зрителя. Он идет от простых примеров к сложным материям:
Каждая тема — обособленный кусочек знаний. Она самостоятельна и не требует специального опыта за спиной.
Такой принцип можно использовать для обучения в любой области. Например, так мы объясняем устройство интернета для новичков в программировании:
Методология помогает привязать знания к конкретным навыкам, которые требуются человеку в работе или деятельности. Для этого до начала составления курса нужно исследовать требования рынка по профессии: изучить вакансии, требования работодателей, рассказы людей о трудностях и успехах на работе.
В зависимости от требований в методологи закладываются нужные темы и последовательность их изучения.
Сергей Нугаев, методист «Яндекс.Практикума», рассказывает о своем опыте изучения сложных профессий |
Я знаю математику и программирование, но в условиях принудительного деления на гуманитариев и технарей отнесу себя к первым. У меня нет никакого технического склада ума. Как и многие, я сталкивался с дискомфортом во время обучения. Когда учился программированию, было сложно понять теорию в отрыве от реальной жизни.
Считаю, между студентом и институтом должен быть негласный договор. Под институтом понимаю любой образовательный продукт, который помогает получить новую профессию. Студент прикладывает усилия, чтобы научиться, а институт так упаковывает знания, чтобы студенту было легко их получить. Чаще всего этот принцип нарушается.
В итоге мы получаем плохо собранные курсы, не очень заинтересованных преподавателей. Студент хочет получить профессию, но не понимает, как эти знания ему помогут. Он перестает успевать, чувствует себя беспомощным и глупым. Я знаю это по себе.
Чтобы сделать методологию курса, мы учились на себе. Я сталкивался с проблемами образования, находил решения, совершал ошибки, переосмысливал их и складывал в общую картину.
Редактура смыслов
Контент — это все, с чем сталкивается студент во время обучения: описание теории, учебники, методические материалы, памятки. Весь контент, который получает студент, должен быть понятным: однозначно передавать суть и помогать запоминать информацию.
Любой сложный контент, непонятные задания приводят студента к разочарованию в себе. Он ощущает себя глупым, неспособным. Поэтому в контенте нужно избавляться от разговора технаря с технарем и переходить к разговору человека с человеком. Этим и занимается редактура смыслов.
Очное преподавание можно сравнить с театром, а онлайн-обучение — кино. Когда преподаватель вживую выходит к аудитории, он каждый раз может подать материал по-другому. С онлайн-обучением такого шанса нет. Мы работаем с беспомощными буквами и можем влиять на студентов только через контент. Эмоциональный интеллект и харизма не помогут.
Чтобы сделать контент понятным, работает целая редакция: методист, редактор, проверяющий редактор и автор. Вот как это выглядит на примере курса по программированию:
-
методист отдает разбивку по темам редактору и автору;
-
автор пишет код для темы и объяснение к нему. По этому коду студенты будут изучать тему и делать задания;
-
редактор берет текст автора, делает по нему задание сам и видит, где студент может столкнуться с непониманием и трудностями. Он пишет замечания автору, что поправить и где добавить примеры. Иногда на этом этапе обсуждение текста переходит в настоящие споры;
-
автор исправляет текст по замечаниям редактора или вносит свои предложения;
-
когда текст готов, за дело берется второй редактор. Он снова выполняет задания и говорит, как сделать контент понятнее и увлекательнее.
Автор должен быть специалистом в теме. Например, все авторы в «Яндекс.Практикуме» — практикующие программисты. Редактор не должен быть специалистом в теме, иначе он не сможет увидеть, где контент слишком сложен для обычного человека.
В истории медицины есть факты, когда сначала врачи пробовали новые методы лечения на себе. Так они старались снизить дискомфорт пациента от процедуры.
Редактор в этом смысле похож на врача. Он сам студент и сам учится той области, в которой создает контент.
Специалисты пишут контент и им всегда все понятно, они же профессионалы в своей области. Но смыслы, которые понятны специалисту, могут довести до отчаяния обычного человека.
Давайте разберем это на примере из программирования.
Автор-программист пишет: «Вызываем метод .shape». Но, на самом деле, shape не метод, это атрибут. Студент может пойти в интернет или залезть в книжку и обнаружит расхождения. У него возникнет диссонанс, или он потеряет доверие к курсу.
Редактор не допускает такие несовпадения, он читает специальную литературу и проверяет факты. А кроме этого, он переводит контент с технического языка на понятный и подбирает примеры из жизни.
Как объяснить открывающие и закрывающие теги в верстке сайтов? Можно выбрать пример с дорожными знаками: въезжаешь в город, видишь знак населенного пункта, покидаешь город — знак перечеркнут. То же самое с тегами.
Вот еще один пример из курса по аналитике данных:
«Зарплата уборщицы 40 тысяч рублей, а приходящего преподавателя вокала — 22 тысячи рублей. Сколько может заработать уборщица с голосом?».
Получается, редактор — это не тот, кто убирает лишние слова и правит запятые. Он работает с текстом на уровне смысла и помогает ему стать понятным, воспринимаемым, интересным.
Как построить редакционный процесс. Делимся секретами
У редактора есть много инструментов по работе с текстом: гайдлайны, требования к текстам, списки стоп-слов, чек-листы. Они нужны, чтобы упростить работу с текстами и не оставлять одни и те же комментарии для каждого автора.
Требования к текстам включают:
-
общие правила. Например, какие кавычки ставим, как правильно оформлять списки;
-
кодекс общения со студентами курса или клиента. От текста зависит, насколько будет приятно людям учиться. Например,из текста нужно убрать назидательность или намеки, что студент сам в чем-то виноват. Студент — всегда молодец, а мы помогаем ему в каждом задании одержать новую победу. Каждое правило показываем на примерах, как хорошо и как плохо;
-
оформление примеров и аналогий. Абстракция плохо запоминается, поэтому мы проводим аналогии и придумываем простые жизненные примеры. Мы собираем удачные примеры и показываем, как их придумывать.
Если автор допускает ошибку, которая уже есть в правилах, редактор просит еще раз прочитать документ. Так он не тратит время на то, чтобы несколько раз объяснять одно и то же.
Большая ошибка редактора — переписывать текст за автором. Лучше если редактор пишет правки на полях, а автор вносит их своей рукой. Во время работы с текстами каждый участник процесса становится более компетентным. В нашем случае редактор начинает лучше разбираться в программировании, а автор — писать тексты.
У нас есть списки токсичных и стоп-слов. Это выражения, которые надо вычищать из текста. Мы их собрали во время работы с авторами и запрограммировали в простой скрипт. Автор вставляет свой текст в программу, а она отмечает ему слова, которые нужно удалить.
- Слово «с помощью» — запрещенное слово. По тексту со «с помощью» кажется, что студент в беспомощном состоянии, ему будто бы нужна помощь. Но это не так. Мы пишем не при помощи ручки, мы пишем ручкой. Это инструмент.
- Такая же история со словом «для». Иногда на авторов нападает «болезнь дли» и они начинают употреблять выражение в каждом предложение.
Эти инструменты можно использовать в любых образовательных продуктах и изданиях, они здорово упрощают работу с авторами и экономят время.
Оценка контента
Даже если мы построили методологию и систему создания контента, нет гарантии, что все заработает правильно, и студенты внезапно не столкнутся с неразрешимыми задачами. Поэтому нужна проверка контента.
Провести базовую оценку контента можно такими показателями:
-
среднее время взаимодействие с контентом. Как долго человек читает статью, проходит научный квест или игру, решает тест;
-
процент дочитываний. Сколько человек из тех, кто открыл статью, тест или видео, дошли до конца.
Можно провести более глубокую оценку контента:
-
длина пользовательской сессии. Человек должен пройти один урок, прочитать одну статью или пройти тест за одну сессию, то есть не перезагружать страницу, и не сохранять в закладках на будущее;
-
плавность воронки прохождения. Эта метрика нужна для образовательных курсов с платной и бесплатной частью. Например, пользователь сначала изучает несколько бесплатных уроков, потом платит деньги и продолжает обучение. Оцениваем время от первого взаимодействия с контентом до заявки на платное обучение.
Метрики помогают увидеть, где люди испытывают трудности во время обучения. Например, видим, что студенты отваливаются на определенном уроке, хотя до этого учились без перерыва каждый день. Мы начинаем задавать себе вопросы: «У нас правильная последовательность тем? Контент в этом уроке понятен? Какие еще примеры помогут сделать контент более проницаемым?».
Кроме метрик, можно использовать живой способ оценки контента — обучающую поддержку. Во время обучения у человека должна быть возможность обратиться за помощью, если столкнулся с неразрешимой задачей.
Если видим, что студенты обращаются с одной и той же проблемой или в одном и том же уроке, значит, нужно заново перелопатить информацию и сделать ее более понятной. Всегда может случиться такое, что нам контент казался понятным, но, на самом деле, мы заболели профдеформацией.
Источник: rb.ru
Как просто объяснять сложное
Каждый из нас в течение дня сталкивается с тем, что его неправильно или не до конца поняли. Самое печальное, что в большинстве случаев виновники этому мы сами. Там говорили с набитым ртом, там вместо того, чтобы показать на карте, начали рассказывать схему проезда. Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно. Сложно объяснить сложное просто». Прикладывая немного усилий в объяснениях, мы можем улучшить результат коммуникаций в десятки раз.
Следите за тем, как вас слышно. Первая из популярных причин непонимания друг друга — это плохая слышимость. Основания этому: плохая дикция, шумное место или плохая телефонная связь. А если собеседник еще и разговаривает со скоростью пулемета, то понять его просто невозможно.
Говорите на одном языке. Убедитесь, что все используемые слова и вы, и собеседник понимаете одинаково. Представьте, что вы поехали к родственникам за полторы тысяч километров и вас просят: «Принеси венчик». Что это веник, вино или …? Кстати, 90% споров могут быть потушены одной фразой: «Мы спорим потому, что не договорились о терминах. Давайте их обсудим».
Творите образы. Мало использовать одни и те же слова. Нужно, чтобы они создавали в голове каждого из нас одинаковые образы. Вот какой образ у вас возникает на фразу «сообразительный человек»? Наверно, это кто-то из ваших знакомых, который легко понимает ваши мысли. Все дело в том, что слово сообразительный означает того человека, который представляет образы соответственные тем, которые вы излагаете.
Проводите аналогии. Очень часто полезно выйти за рамки темы разговора. Взяв из опыта собеседника схожую ситуацию, можно легко объяснить сложную тему. Например, сисадмины очень часто жалуются на непонимание бухгалтерами основ компьютерных сетей. После проведения аналогии общение людей и взаимодействие компьютеров такая проблема отпадает. Сервер – бабушка сплетница на лавочке, информация – слухи. Теперь сервер будут беречь как зеницу ока, и спрячут в случае проверки из органов.
Рисуйте. Почти любую сложную вещь можно нарисовать. Если сложность заключается в логической взаимосвязи объектов, то можно воспользоваться кругами Эйлера. Если же дело в том, что составных частей столь много, что начинаешь в них путаться сам, то можно воспользоваться майндмэппингом. Вот пример рисунка, который показывает, каким занятиям стоит уделять больше всего внимания:
Задавайте уточняющие вопросы. Мало объяснить, стоит еще и проконтролировать, что тебя правильно поняли. А в идеале записали. Вы ведь догадались, как называется пересечения кругов «Что я люблю делать» и «Что у меня получается», но за что не платят?
Просто о сложном
Нагромождение страшных формул, учебники и справочники по математике, которые открывают и тут же закроют, мучительные поиски решения казалось бы совсем простой задачи…. К сожалению, подобная проблема оказывается не редкостью у современных школьников.
Таким образом, во все времена являлось особым талантом – правильно объяснять простыми словами сложные вещи.
Рассматривая этот вопрос, обратимся к такому понятию, как «грамотность».
Грамотность в математике – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она предполагает умение выстраивать математические рассуждения, оперировать математическими понятиями, умение применять различные факторы и инструменты для описания и объяснения всевозможных явлений. Она показывает важность математики в мире. Дает возможность грамотно высказываться и принимать взвешенные решения, которые характеризуют активного и мыслящего гражданина.
В связи с этим, важно уметь, опираясь на опыт и педагогические исследования, понимать и грамотно применять принцип «знания-действия».
Рассматривая стратегию преподавания, нестоит делать акцент на бональное заучивание учениками теоретического материала и стандартных алгоритмов. Акцентировать внимание следует на на расширение познавателтны интересов, на стремление к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а именно, практическом применении знаний. Научить ориентироваться в какой ситуации возможно применить то или иное знание и умение.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Точные науки, такие, как, математика, алгебра, геометрия у многих школьников чуть ли не на подсознательном уровне могут вызывать страх. Тем более, что это так непонятно и трудно, всевозможные, уравнения, неравенства, итеграллы, логарифмы….
Главное всегда помнить, что любое «сложное» состоит из множества «простого».
Только двигаясь от простого к сложному можно постичь, казалось бы, непостижимое, начиная изучение от простых составляющих.
Также определенные проблемы в понимании информации могут быть связаны с ее изложением. Важную роль играет то, насколько простым и понятным языком излагается материал. Так у каждого ученика есть свои любимые и нелюбимые школьные предметы. Это достаточно просто можно объяснить. Если ученику понятна дисциплина, то ее изучение идет легко. Школьнику на подсознательном уровне нравится его изучать, следовательно будет высокая эффективность обучения.
Не стоит забывать, что все мы разные. Кому-то легко даются гуманитарные предметы, кому-то точные. Кто-то понимает материал с первого раза, кому-то приходится постоянно повторять. Но, при этом, ПРАВЕЛЬНОЕ изложение материала является гарантией усвоения любого предмета.
Каждый учитель на уроке сталкивается с необходимостью представить, раскрыть сложную тему перед аудиторией, которые не любят сложности. Для такого случая можно привести ряд рекомендаций, которые помогут в этой непростой ситуации. Даже если использовать часть представленных рекомендаций, ваши шансы на успех могут значительно увеличиться.
Выбрать алгоритм действия. Если материал, который нужно преподнести классу, можно разложить на простые составляющие, например «делай раз, делай два и тд.», то нужно это сделать. Как показывает статистика, всевозможные инструкции и пошаговые списки являются самыми популярными запросами в интернете среди пользователей, так как они просты и понятны каждому.
Приведем пример.
Алгоритм умножения десятичных дробей.
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
— выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
— отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;
— если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.
Так мы можем описать многие процессы.
Двигаться от кейся к системе. Когда вы сталкиваетесь в реальной жизни с каким либо механизмом или явлением природы, задайте себе вопрос частью какой системы он является. Удачная окраска истории, оригинальное ее представление есть весомая заявка на победу. Начните свой урок с интересного факта!
Приведем пример.
Ученые-математики подсчитали, что на данный момент существует целых 177147 способов завязывания галстука.
В группе из 23-х человек и более, вероятность, что у двоих совпадет день рождения, превышает 50%.
Тремя касаниями ножа торт делится на 8 одинаковых частей. И существует только 2 способа для этого.
Большинство математиков в школьные годы были хулиганами.
Делите информацию. Не пытайтесь объять необъятное. Сразу определяйте какие вопросы планируете затронуть на конкретном занятии. В этом случае и школьникам будет понятней и учителю проще.
Приведем пример.
Измерения.
— Зачем мерить.
— Чем мерить.
— Семь раз отмерь – один отрежь.
— Точность и надежность.
— Не всегда так просто.
Исключить термины и штампы. Задайте себе вопрос «не изобилует ли ваша речь клише и дежурными фразами». Все мы периодически берем в руки печатную прессу, а именно журналы и газеты. В них мы часто встречаем типичные для таких изданий шаблонные фразы, как например «эта самая высокая гора в мире» и другие подобные этой. Современный читатель плохо воспринимает подобные выражения, они уже не дают должного эффекта. Нужно попытаться избавиться от подобных фраз в своей речи.
Приведем пример.
Задача «Ритм сердца».
Сердце — единственный мышечный орган, неподвластный управлению человеком. Оно работает само по себе и регулируется с помощью вегетативной нервной системы. В нашем сердце есть так называемый синусовый
узел, который задает ритм работе всего сердца. Ритмичное сокращение и
расслабление сердечной мышцы и называют ритмом сердца. Норму ритма
сердца можно рассчитать по формуле:
118,1 — (0,75*возраст).
Задание. Рассчитайте норму ритма сердца для каждого возраста, ответ округлите до целого значения.
Возраст |
Количество ударов сердца в минуту |
10 лет |
|
20 лет |
|
50 лет |
|
60 лет |
|
80 лет |
Сокращайте фразы. Динамка речи достигается путем использования коротких предложений. В том случае, если вам далек такой стиль изложения, хотя бы изредка добавляйте в свою речь предложения состоящие из одного-двух слов. Воспринимать такую речь будет проще.
Признаками слишком длинного предложения будут:
— вы не знаете где в вашем предложении следует поставить запятую, тире, двоеточие или точку с запятой.
— ваше предложение занимает две строки и более.
— вы делаете паузу в середине предложения, чтобы набрать воздух.
Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими.
Приведем пример.
Все искусства тяготеют к музыке; все науки – к математике. Джордж Сантаяна.
Один абзац – одна идея. Казалось бы, это очевидно. Но если прислушаться к окружающим… часто в разговоре, в социальных сетях мы скачем от одной мысли к другой. Наша речь становится рваной и ее становится сложно понять. Если хотите произвести желаемый эффект на своих учеников, зафиксируйте мысль. Определите тезис, раскройте его, в случае необходимости, подкрепите его аргументами. Затем переходите к следующей информации.
Приведем пример.
Озеро Чад находится в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был 1000 году нашей эры.
Применяйте сравнения и метафоры. Что-то одно похоже на что-то другое. Так можно объяснить нечто сложное простыми вещами. Они помогут учителю быть проще в изложении материала.
Приведем пример.
Повторение. Не стоит пренебрегать этим приемом. Всегда полезно лишний раз повторить основную мысль своей речи. Парой необходимо убедиться в том, что класс внимательно слушает учителя и понимает о чем идет речь на уроке. Ведение диалога с классом несомненно поспособствуют достижению поставленной на уроке цели, расположит класс к учителю и создаст дружественную, непринужденную обстановку на уроке.
Приведем пример.
— Назовите теорему Пифагора.
— Запишите формулой теорему Пифагора.
Вызывайте эмоции. Нужно ответить себе на вопрос: «Какие эмоции нужно вызвать своей речью?». Есть множество эмоций, таких как сострадание, удивление, любопытство, зависть… Для того, чтобы вызвать нужную вам эмоцию нужно обратиться к органам чувств. А именно, что у ученика в руках, что чувствует в момент когда… Грамотно вызвав чувство любопытства к новому материалу у класса можно достигнуть высоких результатов в освоении нового материала. Ученики с высокой мотивацией будут изучать новую тему урока и слушать учителя.
Приведем пример.
Можно ли пройти через тетрадный лист?
Бумага – это чудо! На что она только не способна! И она может быть больше, чем кажется.
Возможно, если его правильно разрезать.
Используйте разные жанры. Это запоминается, а значит вы достигните поставленной цели и будете услышаны и поняты. Ваши уроки будут ждать с нетерпением.
Приведем пример.
Задайте неожиданный вопрос с целью вызвать интерес, интригу.
А вы знали, что частота пульса у кошки гораздо выше, чем у человека и составляет от 110 до 140 ударов сердца в минуту?
А теперь давайте разберем жизненное задание.
В классе есть одна розетка и три удлинителя. Какое наибольшее число телефонов можно поставить на подзарядку одновременно?
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что перестали ее замечать. Данная задача на логику является простой и очень актуальной при учете, что мобильными телефонами пользуются все без исключения и вопрос является жизненным.
Предложенное задание не будет расцениваться учениками как навязчивое и нежелательное. Школьники с удовольствием будут решать наперегонки и предлагать свой ответ. При этом все ученики с разными способностями будут находиться в равных условиях и иметь равные шансы получить верный ответ.
Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету.
Решим задачу. Один удлинитель придётся воткнуть в розетку в классе. Мобильные телефоны можно будет подключать только в удлинители. Всего в них 6+4+2=12 гнёзд. Чтобы включить другие два удлинителя, потребуется занять два гнезда. Тогда для телефонов останутся доступными 10 гнёзд.
Ресурсы.
1. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978.