Легкое дыхание бунин о чем рассказ

Содержание

  1. Смысл названия рассказа Легкое дыхание
  2. О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина
  3. Смысл произведения Легкое дыхание

Иван Бунин — автор, который глубоко чувствовал проблемы общества. Тема любви занимает одно из значимых мест в его творчестве. В произведениях Ивана Бунина рассматриваются вечные вопросы существования: смысл жизни, смерть, искренность, лицемерие.

Автор пытается показать мгновения настоящего счастья и трагической несправедливости. Он восхищается женщинами, старается показать их противоречивые характеры, прикоснуться к их тайнам. Но о чем же книга «Лёгкое дыхание»? Что хотел сказать Иван Бунин этим произведением?

Смысл названия рассказа Легкое дыхание

Рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание» — одно из самых известных произведений русского писателя, дающее наиболее полное представленье о стиле и темах, самом духе его творчества. Чувственная бунинская проза для России была чем-то новым и непривычным – наша литература отличалась крайним целомудрием, даже когда касалась рискованных тем. А здесь перед нами история соблазненной и убитой девочки, преступление страсти. Хотя сам преступник соблазненным и покинутым, очевидно, счел себя, отчего и решился на убийство.

Рассказ далеко не так прост, как может показаться, и вся его глубина и многозначность раскрываются перед читателем постепенно, как и истинный смысл названия. Что же означает это «легкое дыхание»? Главная героиня, Оля Мещерская, в одной из сцен читает с подругами книгу, где описаны непременные признаки женской красоты, где среди прочих упоминается таинственное «легкое дыхание» — трудно понять, что здесь точно имеется в виду, но ясно, что это едва ли не главная загадка прелести.

Читая рассказ, мы понимаем, что Оля описана Буниным как живое олицетворение тайны женственности, юной красоты и лёгкости. Всего того, что сводит с ума и заставляет идти на преступления попавших в ее сети.

И чтобы мы живо прочувствовали всю силу красоты, Бунин мощным аккордом вводит трагичную, страшную ноту смерти, которая обостряет чувства до предела. Именно смертность земной прелести заставляет нас так остро переживать ее, как счастье, смешанное с горечью.

Легкое дыхание – это не только живой, почти детский характер Ольги, но еще и подчеркнутая хрупкость красоты, которую так легко погубить, словно стряхнуть пыльцу с крыльев бабочки. Легка и смертна красота, легка и скоротечна молодость. Все прекрасное в этом мире так нежизнеспособно, так бренно! Но удивительным образом, эта легкость оказывается сильнее смерти: красота и любовь — вечные силы, возрождающиеся бесконечно, каждый день и час.

Говорят, Бунин написал этот рассказ под впечатлением от кладбищенской прогулки – его поразил портрет юной девушки с прекрасным лицом и счастливыми глазами на одном из могильных камней. Писатель вспоминал и раннюю смерть своей милой сестры…

Сложная композиция рассказа с очевидно нарушенной хронологией – мы сразу узнаем, что речь идет об убийстве – тоже работает на главную идею, идею обреченности красоты. Таким образом, смысл названия рассказа «легкое дыхание» — таинственная природа красоты, ее обреченность и ее бессмертие.

О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина

Начало произведения омрачено тоской и унынием. Печальное настроение, созданное писателем, наталкивает читателя на мысль, что впереди случится непоправимое.

Оля Мещерская — умная и привлекательная гимназистка. Девушка уверенна в себе. Юная красавица не боится показаться глупой и нелепой. Ольга не зависит от мнения окружающих. Девушка влюблена в жизнь. Весёлая гимназистка стремится воплотить в реальность все, что задумано. Оптимистка по жизни готова бросить вызов каждому, кто осмелится посягнуть на ее идеалы.

Главная героиня — признанная красавица. Про неё ходят слухи, завистники собирают сплетни. Поговаривают, что девушка купается во внимании поклонников. Однако Ольга не спешит делать выбор в пользу одного из них. Гимназистка крайне жестока в общении с представителями сильного пола. Но это не мешает ей радоваться жизни, посещать балы и все вечера проводить на катке. Это была последняя зима в жизни весёлой красавицы.

Ольга всем своим образом старалась подчеркнуть, что она ухоженная и привлекательная девушка: причудливые украшения, дорогая обувь. Однако в гимназии было заведено носить форму. Оля просто не могла носить модную и интересную одежду.

Однажды директриса упрекнула девушку в том, что ее внешний вид не соответствует образу прилежной ученицы. По ее мнению туфельки и украшения, которые носит гимназистка, больше подходят для взрослой женщины. Однако Ольга не согласилась с выводами директрисы. Она заявила, что она сама будет решать, что ей носить. Ольга Мещерская открыто сказала директрисе, что она и есть женщина, поэтому менять свой внешний вид не собирается. Девушка подчеркнула, что причиной такого поведения является никто иной, как Алексей Михайлович Малютин. Он же брат самой директрисы.

Своим резким и правдивым ответом гимназистка бросила вызов всему обществу. Юная девушка одевается так, как взрослая женщина, аргументируя свой выбор личными, интимными вещами. Ольгу такое поведение нисколько не смущает.

Летом на даче случилось то, что случилось. Прекрасная девушка стала женщиной. Алексей Михайлович Малютин был другом семьи Ольги. Когда на даче не было родителей, он заглянул к гимназистке в гости. Под предлогом плохой погоды Алексей Михайлович остался в доме. Он вёл себя как галантный кавалер. Ему 56, Оле 15. Невероятные комплименты, которыми Малютин усыпал юную девушку, сделали своё дело. Ольга Мещерская хотела поскорее стать взрослой. Она этого добилась. Но сделало ли это событие ее счастливой?

В завершении романа случилась трагедия. Алексей Михайлович застрелил юную красавицу. До него дошла информация, что Оля испытывает лишь отвращение к нему. Он не смог этого пережить. В последствии Малютин утверждал, что на вокзале он находился в состоянии из аффекта.

Смысл произведения Легкое дыхание

Трагедия человеческой жизни. Оля Мещерская — юная, чувственная, открытая девушка. Страсть и любовь к жизни захлестнули ее. Импульсивность, уверенность и оптимизм, присущие гимназистке поражают.

Однако общество встало на защиту убийцы. Алексей Михайлович заявил, что Оля сама его соблазнила, а потом предала. Его самолюбие было задето. Он не мог поверить, что для прекрасной девушки он лишь объект отвращения.

Что хотел сказать Иван Бунин своим произведением? Всему своё время. Не следует торопить события, пытаться побыстрее стать взрослыми. Нужно жить полной жизнью. Нужно чувствовать, что живёшь, а не существуешь. Не бояться высказывать своё мнение, бороться с несправедливостью и в каждом дне находить радость и счастье.

Олю Мещерскую понимали не все. Ее обсуждали и осуждали. А она стояла на своём, бросая вызов всему обществу. Победила ли он или осталась в проигравших? На этот вопрос каждый читатель отвечает сам.

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Композиция

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Рокотов

    10/10

  • Зоя Гаджиева

    10/10

  • Анна Ломоносова

    9/10

  • Валя Черенцова

    10/10

  • イスカンダル 許してくれ

    10/10

  • Рита Хабулинова

    10/10

  • Янжима Жербаева

    10/10

  • Нина Кромина-Белавина

    9/10

  • Дмитрий Куликов

    10/10

  • Вольф Тауэр

    10/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.


А какую оценку поставите вы?

Настурции. Художник К. А. Коровин, 1888 г.

Настурции. Художник К. А. Коровин, 1888 г.

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» (6 минут на прочтение) был написан в 1916 году. По воспоминаниям, идея рассказа пришла к автору, когда он бродил по кладбищу на острове Капри и увидел на одной из могил фотографию девушки со смеющимися озорными глазами.

Многие литературоведы называют рассказ жемчужиной отечественной новеллистики и одним из главных в творчестве Бунина.

Психологи, в частности Лев Выготский на материале «Легкого дыхания» изучают психологию искусства. Литературного, конечно. 

В данной статье представлен вольный или, если угодно, аналитический конспект главы VII из книги Выготского «Психология искусства».

Основная мысль Выготского в том, что композиция рассказа в значительной степени влияет на его восприятие.

Любой рассказ имеет форму и содержание, или, в терминах Выготского: форму и материал. Материал литературного произведения — это жизненные события, коллизии, конфликты, истории, взаимоотношения, характеры, т.е. то, что существует и вне его, в реальной жизни. Расположение жизненного материала согласно законам литературного произведения, компоновка эпизодов, облачение материи в слова и есть художественная форма.

В литературоведении материал иногда называют фабулой, а форму – сюжетом.

Развертывание сюжета в современном произведении — не прямая, а кривая линия. Прямой линия бывает в жизни, но редкий писатель строит повествование в хронологическом порядке, сменяя один эпизод другим. Кривую, описывающую сюжет, можно назвать художественной кривой или кривой литературного сюжета.

События A, B, C поменяют смысл и эмоциональное звучание, будучи преподнесенными в разном порядке. К примеру, в наличии угроза, последовавшее за ней убийство и поиски убийцы, которые ведет сыщик. Если сообщить о происшествии именно в такой последовательности, получится один рассказ. А если показать убийство, потом угрозу, например, письмо, подписанное анонимным недоброжелателем и случайно найденное на чердаке, и только затем приступить к расследованию, то выйдет совсем другое. И даже жанр произведения будет иным. В первом случае – очерк, зарисовка, во втором – детективная новелла.

Фабула «Легкого дыхания» довольна проста. Перед нами история молоденькой девушки, гимназистки Оли Мещерской. Эта провинциалка из хорошей и богатой семьи провела короткую, но насыщенную жизнь. Она рано повзрослела, в пятнадцать лет ее совратил друг отца, престарелый (пятидесяти шести лет) помещик Малютин, и Оля покатилась по наклонной. Связалась с казачьим офицером, наобещала, что выйдет за него замуж, и в последний момент отказала. Офицер почуствовал себя обманутым и застрелил Олю на вокзале, среди толпы народы, вышедшей из только что прибывшего поезда. Классная дама, которая была в курсе падения своей подопечной, теперь, после смерти девушки каждую неделю приходит на могилу и грустит о ней, и в тайне мечтает испытать все те же чувства, что испытала та.

Могила Нади Яковлевой. Художник И. И. Левитан, 1882 г.

Могила Нади Яковлевой. Художник И. И. Левитан, 1882 г.

Выготский строит схему фабулы, т.е. помещает все события в хронологическом порядке, для Оли и классной дамы. Олина линейка выглядит следующим образом:

1. детство;

2. юность;

3. происшествие с гимназистом Шеншиным (был влюблен, ревновал, будто бы покушался на самоубийство);

4. разговор с подругой о том, что у нее легкое дыхание;

5. приезд Малютина в отсутствие родителей;

6. связь с Малютиным;

7. запись о том, как это было, в дневнике;

8. последняя снежная, солнечная, морозная зима, которую Оля проводила на катке и балах;

9. роман с офицером;

10. беседа с классной дамой;

11. убийство на вокзале;

12. показания убийцы (рассказывает следователю, почему убил);

13. могила Оли с ее фотографией.

Хронологическая линия классной дамы выглядит следующим образом (логично, что нумерация продолжается, а не начинается с начала. В самом рассказе ведь тоже эпизоды с Олей и с классной дамой не замещаются, а даются один за другим) :

14. представление ее, кто она и что;

15. размышления о брате-прапорщике, убитом в русско-японскую;

16. мечта о жизни, ради идеи;

17. подслушала разговор о легком дыхании;

18. мечты об Оле Мещерской (любовь?);

19. частые посещения кладбища;

20. на могиле.

То, что мы получили выше, называется диспозицией рассказа, естественным ходом жизненных событий. Если же взглянуть на порядок, коим события построены в рассказе Бунина, то увидим композицию рассказа. Взаиморасположение пронумерованных элементов примерно следующее: 13, 1, 2, 3, 8, 10, 11, 12, 9, 5, 6, 7, 19, 18, 14, 15, 16, 17, 4, 20.

Если мы отложим эти условные координаты на шкале времени, то увидим, что действие в рассказе развивается скачками. Автор перепрыгивает с одного события на другое, с Оли на классную даму, с жизни гимназистки на смерть, с прошлого на будущее, причем в этих прыжках на первый взгляд нет совершенно никакой логики.

Вместо того чтобы начать с детства Оли Мещерской, описать юность и причины падения, Бунин сразу показывает могилу девушки, от нее переходит к детству, потом вдруг к последней зиме, после чего приводит разговор с начальницей, из которого мы узнаем о прошлогоднем «приключении». Затем сообщает об убийстве и в конце рассказа – о пустяковой реплике про легкое дыхание, сказанной давным-давно.

С какой же целью автор переставил события именно таким, а не другим образом?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо выяснить, что представляет собой материал, лежащий в основе рассказа. Выготский приходит к выводу, что материал этот – ни что иное, как житейская муть, пустая жизнь без смысла и цели. Кажется, что Бунин ставит вопрос ребром: зачем существует Оля Мещерская, к чему стремится этот человек, кроме поиска удовольствий и развлечений, чем живет и дышит? Читатель в свою очередь размышляет: может быть автор хочет приукрасить жизнь гимназистки, затенить темные ее стороны, найти в серой гнетущей повседневности что-то яркое и позитивное? 

Очевидно, ответ отрицательный.

На веранде. Художник Г. А. Лапшин, 1918 г.

На веранде. Художник Г. А. Лапшин, 1918 г.

Бунин не только не стремится скрыть эту житейскую муть, а наоборот выпячивает ее, обнажает, вычерчивает с пронзительной четкостью. Бессодержательность, суетность, убогость этой жизни подчеркнуты автором с ощутимой силой. Вот, как он описывает Олю:

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?

А вот какими словами, без тени и намека на любовь, на живое чувство, дана сцена падения гимназистки в ее дневнике:

Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

И все же, несмотря на житейскую трясину, на ужасную судьбу девочки, унылого впечатления рассказ не производит. А даже напротив – оставляет чувство легкости, покоя и какой-то благодатной усталости.

Описывая бестолковую жизнь провинциальной гимназистки, оборвавшуюся столь трагически, автор достигает совершенно противоположного эффекта. Рисует легкое, освобожденное, прозрачное бытие, которое никак не должно было сложиться из событий пронумерованного выше списка жизненного материала. В большей степени впечатление достигается благодаря классной даме, изумленной, отупевшей от чувств, в которые ее приводит могила Оли Мещерской. Транслируя нам эти чувства, автор заставляет взглянуть на ситуацию ее глазами.

Бывшая наставница Мещерской ходит на кладбище и думает, думает о бессмертно сияющих глазах из выпуклого фарфорового медальона, и без конца переживает короткую олину жизнь. Седая женщина влюблена в мертвую гимназистку, в тот подслушанный разговор о легком дыхании, и терпеливо ждет, что жизнь ее вот-вот измениться каким-то волшебным образом, и она наконец поймет какую-то очень важную вещь. У классной дамы раньше уже была мечта. Брат-прапорщик, на которого она возлагала большие надежды. Но тот погиб десять лет назад, и надежды угасли вместе с его смертью. А потом Оля Мещерская, вернее ее убийство, зажгли ее новым смыслом.

Учительница. Художник Ю. Д. Петров, 1960-е гг.

Учительница. Художник Ю. Д. Петров, 1960-е гг.

С неумолимой правдивостью Бунин поясняет, что легкое дыхание – это выдумка, заменяющая многим, в том числе и классной даме, действительную жизнь. Сначала брат, потом мечта идейного служения, теперь Оля Мещерская – вот три иллюзии, питающие героиню. Рассказ словно расколот пополам: вот здесь серость жизни, а здесь та сказка, в которую превратило аспидную житейскую мглу сознание классной дамы.

События соединены таким образом, чтобы изгнать будничную тягость, а на ее место бросить легкость и беспечность бытия. Так история о распущенной гимназистке трансформировалась в повесть о несбыточной мечте. И легкость эта создана уже самой первой сценой, в которой мы видим могилу Оли Мещерской.

Плавность исчезла бы, начни автор издалека, расскажи он, как Оля завлекла офицера, вступила с ним в связь, мучила его ревностью. Читатель находился бы в постоянном напряжении, ждал, что же будет, чем закончится очередная мелодрама. Кульминацией стала бы вокзальная сцена, интрига держалась бы до конца, как в «Бесприданнице» Островского: погибнет – не погибнет. А так, мы все уже знаем, и сосредоточены теперь на деталях, на том впечатлении, которое оставила по себе веселая и легкомысленная гимназистка.

Выстраивая сцены прихотливым зигзагом, Бунин намеренно и  последовательно уничтожает тягостное чувство, которое внушили бы нам события, расположенные в хронологической последовательности, и превращает свой рассказ в нечто совершенно иное, в полет бабочки, в свежий ветер, в прозрачную ледяную воду в проруби.

Любопытно, что закон «уничтожения формой содержания» действует не только на уровне всего рассказа, но и на уровне отдельных эпизодов и сцен. Возьмем, к примеру, эту:

А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Ключевое слово здесь «застрелил», но Бунин так искусно спрятал его в нагроможденные со всех сторон описания и определения, что страшный глагол этот затерялся между спокойным и ровным эскизом железнодорожной платформы и зарисовкой плебейской внешности офицера. Синтаксис фразы словно заглушает выстрел, превращает его в хлопок, в звук на периферии потока людей, идущего от поезда к зданию вокзала.

На перроне. Художник Н. Ф. Лапшин, 1930-е гг. (?)

На перроне. Художник Н. Ф. Лапшин, 1930-е гг. (?)

Ровно точно так же, вскользь, отвлекаясь на запах свежих ландышей в кабинете начальницы, и тепло, исходящее от блестящей печки-голландки, автор сообщает о соблазнении девочки соседом-сластолюбцем. И вот на кладбище классная дама, изумленно, словно видит их в первый раз, рассматривает дубовый  крест и фотокарточку Оли, и спрашивает у себя, как совместить этот чистый, пронзительный взгляд с тем «ужасным, что соединено теперь с именем Оли Мещерской». Ужасное – это та самая житейская муть, присутствующая в каждой строчке рассказа, и скрытая от глаз, его искусной композицией.

«Легкое дыхание» – заглавие рассказа является одновременно и его доминантой. Выготский считает, что смешной эпизод, в котором Оля рассказывает подруге о своем легком дыхании, и есть пуант новеллы. На нем замыкается круг, сводящий конец к началу. Легкое дыхание Оли Мещерской рассеялось в мире, в холодном ветре, облачном небе, которые были ровно такими же в начале рассказа.

К моменту сцены легкого дыхания мы уже все знаем о гимназистке, все тайное стало явным, больше не нужно мучительно, с замиранием сердца ждать развязки. Казалось бы, чем еще удивит нас автор? А вот, пожалуйста, повествование делает вдруг скачок, буквально из могилы в небо, и все предстает перед нами в новом свете. Оказывается, легкое дыхание у Оли было! Какое счастье и какое облегчение!

В рассказе, безусловно, важно все, не только композиция. Как автор рассказывает нам историю, как составляет фразы, углубляется ли в детали или дает краткое изложение итогов сцены, приводит ли дневники и диалоги героев или использует вместо них косвенную речь, описывает события или мысли героев – все это приемы художественной разработки темы, как и прием построения композиции. С их помощью воплощается авторский замысел.

Выготский записал свое дыхание (сделал пневмограмму) во время чтения бунинского рассказа. Анализ показал, что дышалось легко и свободно, несмотря на то, что читал он об убийстве и растлении, о неприятных на самом деле вещах. И тем не менее! Бунину удалось своим рассказом замедлить дыхание, настроить организм на теплую приятную волну, оставить чувство легкости и простоты бытия.

По мнению исследователя,  здесь кроется удивительный парадокс, который составляет психологический закон художественной новеллы (рассказа). Парадоксальность в том, что традиционная эстетика заявляет о комплиментарности формы и содержания, об их гармонии, о том, что форма иллюстрирует содержание, а содержание определяет форму. И вдруг Бунин, безусловный мастер, не какой-нибудь графоман-Хвостов, предлагает нечто совершенно противоположное: изображает легкое дыхание через совращение и убийство юной девушки. Разве не мог он выбрать сюжет лиричный и безмятежный, о весне, надеждах, романтических мечтах и прекрасной, но невозможной любви? Зачем же брать столь безобразное содержание?

Выготский заключает, что в художественном произведении всегда есть некоторое противоречие, проявляющееся в несоответствии между материалом и формой. Писатель словно нарочно подбирает материал, который всеми своими свойствами оказывает сопротивление. И чем тверже вещество, тем интересней автору работать с ним, тем желанней полученный в итоге текст. Под пером мастера житейское болото вдруг закипает и вспыхивает пеной и искрами как свежая морская волна.

Ваше мнение, о чем рассказ Бунина?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ рассказа Легкое дыхание

Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение

История создания

Эту новеллу Бунин начал придумывать, гуляя по кладбищу. И гуляя, он увидел крест с молодой девушкой, он удивился, когда увидел, как ее жизнерадостность контрастировала с печальной обстановкой. Ему стало любопытно, почему столь молодая девушка покинула этот мир, будучи настолько жизнерадостной и счастливой какая у нее была жизнь. И благодаря воображению Бунина эта девушка стала главной героиней этой новеллы.

Темы

Самой главной темой этой новеллы стала ценность красоты, жизни, простоты. Автор трактовал свой рассказ как высшая степень простоты женщины. Оля главная героиня жила,  не ограничивая себя ни в чем, ей нравилась ее привлекательность и то, что мужчины обращают на нее внимание. Она насмехалась над ухаживаниями мужчин и не воспринимала их в серьез.

Бунин так же затронул тему серости в образе учительницы Оли. Эта так сказать пожилая девушка полное противопоставление своей ученицы единственным наслаждением для нее является ее иллюзорная жизнь.

Проблематика

Писатель явно симпатизировал Оле, она была очаровательна, и в ней было достаточно много естественности. Но в противовес этому она была наказана смертью за то, что была легкомысленной. Именно здесь мы видим проблему свобод, Оля была наказана за свои поступки, хотя она лишь показывала себя настоящую.

Так же можно выделить проблему самой новеллы из-за ее серых оттенков и достаточно скучной атмосферой. Людям просто нечем заняться и они начинают обсуждать других и наговаривать на них всякий бред.

Характеристика героев

Оля  Мещерская это девушка примерно лет семнадцати из богатой семьи. Она была очень красивой и грациозной, но при этом достаточно раскованной. Когда девушку совратил друг ее отца она начала считать, что ее жизнь разрушена, так как она была из дворянской семьи, это считалось потерей репутации. Но, когда у девушки появились, какие-то отношения с казачьим офицером, это оказалось ее ошибкой, так как вскоре он ее убил на глазах у всех.

Малютин мужчина 56-летний мужчина, который был соседом Мещерской семьи. Он был красив мужчиной, хотя уже не молодым. Однажды когда Оля осталась одна, он воспользовался случаем и совратил девушку, после чего она начала испытывать от него отвращение. Он погиб зимой в тоже время, что и Оля в Русско-Японской войне.

Казачий офицер – это не очень некрасивый молодой человек и по виду не особо богатый. После неприятных отношений с Малютиным девушка вступила в отношения с офицером и обещала ему выйти замуж, но когда вскоре Оля сказала ему, что не любит его он убил ее на вокзале на глазах у всех. Потом его арестовали.

Начальница немолодая женщина (ее называли « классная дама»), у которой уже появлялись седые волосы. Она начальница гимназии, куда ходила Оля. Эта женщина была довольно строгой она была сестрой того самого Малютина, который, совратил молодую девушку. После смерти девушки она приходила каждый праздник на ее могилу. Настоящая ее фамилия так и не была известна, скорее всего, она такая же, как и у брата.

Композиция и жанр

«Легкое дыхание» это короткий рассказ с сюжетом, который называется новелла. В этом рассказе отразилось много тем  и картин жизни некоторой части общества.

Большее внимание стоит обратить на композицию, так как она расположена фрагментно. С самого начала мы видели картину могилы Оли, а потом сразу тема перешла на ее судьбу и далее все вновь становится на свои места и  мы видим, как к ней на могилу пришла классная дама. Бунин изобразил новеллу красочную, мягкую, воздушную она будто была написана акварелью.

Смысл названия

Каждый может по своему оценивать творчество Бунина, но его компоненты полны красоты честности и смелости. Он может говорить абсолютно обо всем и при этом не выйти за рамки неразумного, и достаточно пошлого.

2 вариант

Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету. Все внимание сосредоточено на стремительном беге времени, обрывающемся вечным покоем. Знакомство с героиней начинается с описания ее могилы на кладбище.

Бунин то и дело смешивает прошлое с настоящим, вводит в текст фрагменты дневниковых записей. Повествование построено на разнице между прошлым и настоящим, веселым и грустным, живым и мертвым. Читатель получает возможность понаблюдать за обрывочными картинами безрадостной уездной жизни, где возникают и растворяются редкие персонажи. Постепенно приходит осознание того, что существующий мир враждебен красоте. Рассказанная в новелле история Оли Мещерской убеждает в том, что жизнелюбие и молодость обречены на гибель.

В названии рассказа воплощен компонент женского совершенства, который героиня находит у себя и гордится им. Понятно, что такая трактовка красоты указывает на душевную ущербность. Однако автор не подвергает Олю Мещерскую нравственному суду, наоборот он поклоняется ее страстному жизнелюбию. Ему нравится, что душа героини полна гармонии, она чувствует себя частью мира, природы. Основная особенность легкого дыхания – освобождение, отрешенность, прозрачность жизни.

Но устрашающая правда бунинского видения мира в том, что все чрезмерно живое обречено на смерть. В сущности, сюжет рассказа прост. Безоглядно счастливой и радостной гимназистке выпало несчастье попасть в сети к престарелому сластолюбцу, а после — превратиться в мишень разочаровавшегося в ней казачьего офицера. Автор сознательно ломает причинно-следственные связи. Читателю ничего не известно ни о характере их взаимоотношений, ни о мотивах девушки, решившейся на связь с огрубевшим военным. Эти герои в новелле являются орудиями судьбы. Внутренняя сущность Ольги, стихийные порывы делают ее обреченной.  Простой сюжет нарушается ярким противопоставлением тяжелого креста и радостного живого взгляда на фотографии.

Трагедия гимназистки Мещерской переворачивает сознание одинокой классной дамы. Оказалось, что сюжет не так прост: в нем затронута бессмысленность и серость бытия еще одной женщины — Олиной учительницы, которая ищет наслаждение в иллюзорных идеях. Теперь она пленилась Ольгой и неотступно о ней думает, навещая могилу и вглядываясь в фотографию.    

Повествование об учительнице приоткрывает окно в вечность. Последние строки говорят о том, что легкому дыханию пришла пора раствориться в холодном ветре и остаться в бесконечности.

Анализ 3

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Легкое дыхание». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Тема любви всегда занимала одну из ведущих позиций в творчестве этого автора. В поздних произведениях четко прослеживаются рассуждения на насущные темы, а именно вопросы жизни и смерти, ощущения счастья, окружающего мира. Временами он описывает миги любви, которым характерны рок, предрешенность, трагизм. Огромное внимание уделяется женским образам. Описания героинь у Ивана Алексеевича Бунина всегда какие-то необыкновенные и таинственные.

Начало произведения ознаменуется ощущением легкой грусти и светлой печали. Таким образом Бунин садит читателя на подушку безопасности, говоря, что скоро перед ним развернутся все трагические аспекты человеческой жизни.

Главной героиней рассказа является девушка по имени Ольга Мещерская. Она является учащейся гимназии и весьма отличительна среди остальных своих сверстниц большой любовью к жизни и веселостью характера. Девушку совсем не пугают осуждения окружающих и смело кидает вызов и протест общественности.

Последняя зима принесла в жизнь Оли много изменений. В это время она цвела и становилась краше изо дня в день. Про девушку ходили слухи, что она не может жить без ухажеров, но при этом грубо относится к ним. Именно в это время Мещерская кинулась испытывать все жизненные радости: она посещала балы и каток.

Девушка выглядела всегда хорошо и привлекательно, ведь она носила дорогие модные туфельки, но обязательная форма не позволяла надевать платья последнего писка. Директрисе не нравилось, что девушка одевалась, как женщина. На что Оля ответила, что она уже и есть женщина из-за брата директора – Алексея Малютина. У девушки с ним в летнее время на даче произошел первый интимный опыт. Мужчина приходился Оле в дедушки, поэтому она не осталась от него в всхищении и описала в дневнике. Тот прочел запись и застрелил Ольгу на вокзале в состоянии ярости.

Часто на могилу Мещерской приходит классная руководительница девушки. Для нее Оля – это идеальный символ женственности и привлекательности.

Под словосочетанием «легкое дыхание» Иван Алексеевич подразумевает простое отношение к бытию, умение чувствовать каждый момент, живость – все эти качества были присущи к главной героине.

Анализ по рассказу Бунина Легкое дыхание

В своих рассказах Бунин часто пишет о любви, причем часто о любви трагической, о неразделенных чувствах и драматических ситуациях. Таким является и рассказ Легкое дыхание, которое предлагает историю юной гимназистки Ольги Мещерской.

Ольга представляет собой очаровательное юное создание, абсолютную максималистку и открыто бросает вызов обществу. Она не слушается директрису своей гимназии, она наслаждается развлечениями и одевается как взрослая женщина. Легкое дыхание – тот способ, которым она существует, Мещерская легка как легкий вздох и вдох, она трепетна и нежна.

Основой сюжета является не столько противопоставление Ольги Мещерской обществу, сколько история между девушкой и пожилым офицером Алексеем Малютиным. Этот офицер пользуется популярностью у женщин и часто сам отвергает женское внимание. Он также является другом семьи Мещерской.

Когда родителей Ольги не было дома, на дачу к ней приехал Малютин. Он был после дождя и решил остаться, чтобы обсохнуть, хотя в действительности его целью, вероятнее всего, была юная гимназистка. Он соблазняет девушку, частично пользуется ее беспомощностью и лишает невинности.

Для самой Ольги становление женщиной не было в полной степени принудительным, но она испытывала по большей части только интерес и не более того. Также в определенной степени этот поступок был продолжением юношеского бунта для девушки. Как она потом написала в собственном дневнике, ухаживания Малютина и близость с ним была ей отвратительна.

Трагедия истории заключается в том, как Алексей Михайлович узнает об этой записи в дневнике и затаивает злобу на свою избранницу. На самом деле, на мой взгляд, Малютина также гложет стыд и страх, которые охватывают его после неблаговидного поступка. Он только оправдывает себя аффектом и в этом факт.

Читателям может казаться основным фактором самолюбие офицера, который разозлился просто по причине отвергнутости, но в этом только часть причины. На мой взгляд, Малютин понимает, как был прельщен этим легким дыханием молодости и как нелепо выглядела его страсть, которую он проявлял к юной девушке, как он смешно смотрелся с собственными примитивными и пошлыми ухищрениями. Конечно, Малютину не хватает смелости и честности во всем признаться себе и он не стреляет в себя, он ищет причину во вне, поэтому и стреляет в Мещерскую, пытаясь заглушить внутренние противоречия.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Легкое дыхание

Анализ рассказа Легкое дыхание

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как я испугался ужа 5 класс

    Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

  • События в пьесе Вишневый сад Чехова

    Одним из произведений писателя Антона Павловича Чехова является пьеса «Вишневый сад». В литературной критике эта пьеса обсуждается и считается входящей в число классических произведений художественной литературы

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Есенина

    Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.

  • Сочинение На перемене (Мой класс на перемене)

    На перемене мой класс такой разный… В смысле – люди очень по разному себя ведут, а не то, чтобы сегодня тихий, а завтра все бесятся.

  • Взаимоотношения Печорина и Мери в романе Герой нашего времени

    Любое литературное произведение – это в первую очередь главные герои и их отличительные особенности. Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» не стал исключением.

На чтение 5 мин Просмотров 6.1к. Опубликовано 04.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ Легкое дыхание» за 1 минуту и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ рассказа «Легкое дыхание»

Гимназистка Оля Мещерская с пятнадцатилетнего возраста стала выделяться среди сверстниц красотой и женственностью. В последний год обучения ее позвала к себе начальница гимназии и попыталась упрекнуть в легкомысленном, недостойном для молодой девушки поведении. Оля спокойно выслушала все упреки, а затем призналась, что уже стала женщиной. Прошлым летом ее соблазнил брат начальницы — Алексей Михайлович.

Спустя месяц после этого разговора соблазнитель прямо на вокзале застрелил Олю. Он заявил, что девушка его обманывала, обещая выйти замуж. В оправдание своих слов он показал дневник Оли, в котором был описан день их первой близости.

На могилу гимназистки каждое воскресенье приходит ее классная дама. Оля стала для нее воплощением мечты, идеалом женщины с главным признаком неземной красоты — «легким дыханием».

Главные герои их характеристика:

  •  Оля Мещерская  — очень красивая девушка семнадцати лет, обладающая бойким и живым характером. Оля — искреннее и по-детски наивное молодое существо. Она олицетворяет собой «легкое дыхание» самой жизни. Доверчивая девочка сталкивается с насквозь лживым миром взрослых людей и становится его очередной жертвой.

Второстепенные герои их характеристика:

  •  Алексей Михайлович Малютин — пожилой (56 лет) казачий офицер, убийца Оли. Старый извращенец представляет собой полную противоположность чистому образу девочки. Выдержка из ее дневника наглядно изобличает опытного «ловеласа», которому не стоило большого труда соблазнить мечтательную гимназистку.
  •  Начальница гимназии — строгая чопорная женщина, бдительно следящая за поведением своих учениц. Она больше озабочена внешним видом и манерами гимназисток, чем их душевным состоянием.
  •  Классная дама Оли — постепенно стареющая девушка, подчиняющая свою бесцельную жизнь какой-нибудь идеальной мечте. Очередной «выдумкой» для нее становится трагическая история погибшей гимназистки.

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно

На городском кладбище резко выделяется свежая могила, на которой установлен тяжелый крест из дуба. На кресте находится медальон с фотографией прелестной девушки — Оли Мещерской.

Оля с детства отличалась беспечным нравом, была одной из самых шаловливых и непокорных гимназисток. К пятнадцати годам стала заметна небывалая красота девочки. Оля всегда была в центре внимания: много танцевала, каталась на коньках, принимала ухаживания на балах.

В выпускном классе Оля стала еще активнее, «совсем сошла с ума от веселья». Начальница гимназии постоянно делала ей замечания, которые девочка совершенно игнорировала.

Однажды начальница в очередной раз вызвала Олю в свой кабинет, чтобы сделать ей, как обычно, выговор. Упреки относились к внешнему виду гимназистки: «взрослой» прическе, дорогим украшениям и одежде.

Внезапно Оля сделала шокирующее признание: она выглядит так, потому что уже является женщиной по вине брата начальницы — офицера Алексея Михайловича Малютина.

Через месяц на вокзале произошло убийство: Малютин на глазах множества людей застрелил девушку. На следствии он заявил, что Оля сама его завлекла, пообещав выйти замуж. Перед отъездом Алексея Михайловича в Новочеркасск гимназистка показала ему дневник, в котором не скрывала отвращения к своему совратителю. Этим офицер объяснил свой страшный поступок.

В дневнике действительно был подробно описан день «падения» Оли. Она была одна в доме, когда Малютин приехал в гости к ее отцу. Осанистый красивый мужчина произвел большое впечатление на девушку, которая незаметно уступила его расчетливому ухаживанию. В заключении Оля признавалась, что после случившегося чувствует только глубокий стыд и отвращение.

Легкое дыхание

На могилу Оли Мещерской каждое воскресенье приходит ее классная дама. Эта женщина подолгу сидит напротив дубового креста и вспоминает прекрасную гимназистку, ставшую объектом ее мечтательного поклонения. Учительнице особенно запомнились наивные рассуждения Оли о сути женской красоты и ее главном отличительном признаке — «легком дыхании».

Кратко об истории создания произведения

Весной 1916 г. редакция газеты «Русское слово» обратилась к Бунину с просьбой написать что-нибудь для пасхального номера. Писатель согласился и задумался над сюжетом. Он вспомнил, как однажды, находясь на Капри, случайно зашел на кладбище и увидел могилу с фотографией очень молодой девушки. Взяв это за основу, Бунин с «восхитительной быстротой» написал «Легкое дыхание».

Вскоре рассказ был опубликован в апрельском номере «Русского слова».

  • Легко ли быть молодым декабрьское сочинение
  • Легкое дыхание бунин аргументы для сочинения
  • Легко ли быть милосердным сочинение
  • Легкое дыхание бунин аргумент к итоговому сочинению
  • Легко ли быть медсестрой сочинение рассуждение