Легкое дыхание итоговое сочинение преступление и наказание

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

26.09.2021

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание — вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус «ЗАЧТЕНО» и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта — что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание — вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

С. Тарасов

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то — чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Сочинение №4

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема равнодушия. Так, Григорий Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» по своей прихоти решил украсть прекрасную девушку Бэлу, в которую он влюбился на кавказской свадьбе. Он пошёл на всё, чтобы добиться желаемого, и совсем не задумался о последствиях своих действий. Но, достигнув своей цели, Печорин быстро охладел к Бэле и будто перестал замечать её существование. Девушка страдала от его равнодушия и не могла вернуться домой к своей семье, так как там её считали опозоренной. В самый важный момент Печорин проявил своё безразличие и уехал на охоту, бросив Бэлу, которой грозила опасность от его противника – разбойника Казбича. Лермонтов показывает, что данный поступок привёл к непоправимому. Казбич зарезал девушку, и та умерла в мучениях. Таким образом, равнодушие Печорина не только сломало судьбу совсем ещё юной Бэлы, но и положило конец её жизни – а это по праву можно назвать преступлением.

Также тема равнодушия ярко раскрывается в пьесе Александра Островского «Гроза». Главная героиня Катерина много лет терпела унижения и оскорбления от своей властной свекрови Кабанихи, при этом ни разу не увидев защиты со стороны своего мужа Тихона. Он, в свою очередь, стал редко появляться дома и будто совсем забыл про жену. В трудную минуту рядом с Катериной оказался Борис, и она изменила мужу, несмотря на все свои убеждения. Однако ей хватило смелости признаться свекрови в совершённом грехе. Она рассчитывала на поддержку Бориса, но и тот проявил равнодушие и уехал из города. Островский подчёркивает, что Катерина оказалась в безвыходном положении и решила, что лучше броситься в реку, чем дальше жить дважды преданной. Писатель показывает, что равнодушие Тихона и Бориса привело к трагическим последствиям, которые сопоставимы с преступлением.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Сочинение №5

Можно ли равнодушие назвать преступлением, по направлению «Преступление и наказание»

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Юшка» яркий пример того каким жестоким может быть человеческое равнодушие. Главный герой Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, гоним отовсюду, в него кидают камнями и дразнят мальчишки, взрослые же и вовсе не замечают его. С каждым годом несчастный Юшка становится все слабее от чахотки. Летом, возвращаясь с работы, он встречает прохожего, который начинает потешаться над ним. Впервые Юшка отвечает прохожему, что он также значим, как и он. Прохожий толкает Юшку в грудь, тот падает и погибает. На этом примере видно как черствость жителей городка погубила многострадального человека.

Обратимся к произведению Николая Васильевича Гоголя «Шинель». В повести автор изобразил общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Когда у Башмачкина похищают дорогую шинель, никто не хочет помочь ему в поисках. Авторитетный человек также отказывает ему в помощи. Герой понимает, что остался без шинели, на которую так долго копил. Люди фактически оставляют погибать суровой зимой человека без верхней одежды. Таким образом, равнодушие окружающих становится главной причиной гибели Акакия Башмачкина.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №6

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

Что такое равнодушие? Каждый из нас понимает это слово по-разному. Я же вижу в нем предательство, которое в моем понимании неразрывно связано с преступлением. Я считаю, что человеческое равнодушие, не смотря на форму его проявления, можно считать преступлением. Чтобы доказать свою точку зрения, я хочу привести примеры из художественной литературы. В рассказе «Он убил мою собаку» Юрий Яковлев рассказывает нам о том, как отец предал своего сына. Мальчик, имея очень добрую душу, не смог пройти мимо бездомной собаки, которую бросили хозяева, уехав в город. Сашка привёл пса домой, надеясь на понимание и сострадание со стороны родителей, но отец Таборки не захотел видеть животное у себя дома и, пока Саша был в школе, убил собаку. Конечно, он не совершил противозаконное действие, чтобы его считали преступником, но он пошел против сына. Отец был совершенно равнодушен к чувствам своего ребенка, не понимал, насколько серьезными будут последствия. Я считаю, что поступок отца Саши можно расценивать как преступление, ведь безразличие самых близких людей ломает человека изнутри.

Рассказ «Кнопка, кнопка», написанный Ричардом Матесоном, показывает нам, к чему может привести человеческое равнодушие. Нора, узнав какие деньги можно получить за одно нажатие на кнопку, была готова пойти на преступление и убить человека. Она была совершенно равнодушна к окружающим, ведь ей говорили, что она не будет знать убитого. Оправдывая себя мыслями о шикарном отдыхе, Нора нажала на кнопку втайне от мужа, который был крайне против. Но каждое преступление наказуемо, и за свой бесчеловечный поступок девушка очень быстро получила расплату. Нора убила своего мужа, желая стать богатой, но ведь деньги не бывают «лёгкими». Образ главной героини показывает нам, что равнодушие к чужому человеку и его жизни – это преступление, ведь порою оно имеет фатальные последствия.

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов.
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница!

Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №7

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Кто-то считает, что равнодушие не является преступлением, ведь это даже хорошо, что люди не лезут в жизнь других, а кто-то уверен, что равнодушие- это фактор, который порождает все остальные опасные преступления. И я соглашусь с последними, ведь равнодушие-это безынициативное, безучастное отношение ко всему окружающему, возникшее в результате потери человечности в людях и ставшее настоящей проблемой современности. Ведь в сегодняшнем мире люди, действительно, стали безразличны ко всему, что происходит вокруг них. Можно увидеть, как люди спокойно проходят мимо совершаемого преступления или мимо тех, кому нужна медицинская помощь, моральная поддержка. И это пугает! Я думаю, что равнодушие можно приравнять к настоящему преступлению, ведь здесь мы тоже переступаем через нормы морали, а иногда и закона. Чтобы точнее сформулировать свою точку зрения, приведу литературные примеры. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч», на примере главного героя показан путь от простоты и сердечности к равнодушию. Дмитрий Старцев, молодой и перспективный врач, влюбляется в девушку, которая злобно пошутила над ним и навсегда оставила в сердце героя тяжелую рану. Теперь герой все больше толстеет, мало двигается, работает только ради денег, становится безразличен к больным и даже отказывается от общения с Катериной, в которую раньше был так сильно влюблен. Разве здесь равнодушие – это не преступление против общества и прежде всего против себя? Этот пример ярко показывает нам путь духовной деградации человека, Дмитрий становится абсолютно равнодушен ко всему, что его окружает: к профессии, к призванию помогать людям, к больным, к любимой девушке и ее семье. Я думаю, что людей, которые способны оставить другого человека в беде и не протянуть руку помощи в тяжелой ситуации, по праву можно назвать преступниками.
Но в литературе мы можем встретить и пример человека, который не смог пройти мимо чужого горя. Так в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» отзывчивый доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, когда те оказываются в затруднительном финансовом положении. Герой осмотрел Мерцаловых, тайком оставил крупную сумму денег на жизнь и ушел, так и не назвав себя. Это настоящее чудо, в которое Пирогов своей помощью заставил поверить семью Мерцаловых. А ведь если бы не этот «чудесный доктор», равнодушие общества привело бы к печальным последствиям: Мерцаловы могли бы погибнуть от холода, голода и различных болезней! Писатель показывает нам пример человека, на которого стоит равняться.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сегодняшнем мире люди потеряли человечность, которая когда-то жила в их душах, стали равнодушны к другим и начали совершать настоящие преступления против общества- проходить мимо бед окружающих. И это безразличие к чужим судьбам пугает. Давайте же возродим росток сострадательности и чуткости в наших сердцах!

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. По произведению Легкое дыхание

Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает об уничтожении молодости, о том как молодость уничтожается тяжестью бытия.

Удивительным образом в этом мире, где давно понятно и многие выяснили – красота и нежность являются самыми ценными, именно такое легче всего подвергают разрушению и уничтожают.

Оля Мещерская была особенной девочкой, она рано сформировалась и в связи с этим получила почитание поклонников, которые также возвышали ее самомнение и самоуважение. Оля была воплощенной красотой молодости и стремилась к красоте, об этом свидетельствуют и заключительные строки про легкое дыхание.

История эта банальна. Женщиной Оля становится благодаря «стараниям» престарелого, ну или, как минимум, довольно возрастного брата классной дамы из гимназии Мещерской. После этого она охмуряет офицера, которого после этого отвергает и в итоге офицер стреляет в нее.

О чем хотел сказать Бунин в этом рассказе? Вероятно, он размышлял над смесью красоты и пошлости, которая бывает в этом мире. Интересным образом преобразуется эта банальность в лице классной дамы, которая после этого начинает ходить на могилу к Мещерской и создает нечто собственной традиции почитания гимназистки.

Моложавая начальница школы становится почитательницей той молодости и красоты, которая осталась после Оли Мещерской. Вероятно, в каком-то смысле только так возможно запечатлеть красоту, только так она остается в вечности, но, тем не менее, остается непонятным, как такое жизненное и радостное, может быть погибшим.

Именно об этом и размышляет классная дама, именно об этом размышляет и Бунин, который недаром употребляет такой образ как легкое дыхание. Оно эфемерно и не удерживается длительный период в этом мире. Легкое дыхание только на некоторые мгновения остается сконцентрированным в некоторой форме, но после этого растворяется в мире и становится просто частью остального воздуха.

Подобным образом и юная гимназистка только на незначительный период появляется в этом мире, в мире, где властвуют плебейского вида казацкие поручики и престарелые друзья семьи, которые только и наслаждаются этой красотой. В мире, в котором красота может остаться сколько бы длительный период только в сознании экзальтированных классных дам.

Вариант 2

В марте 1916 года всем известный Иван Алексеевич Бунин закончил над написанием рассказа «Лёгкое дыхание». Оно повествует нам о трагичной судьбе юной девушки – Оли Мещерской, которой пришлось лишиться жизни всего за один проступок, который она, кстати, совершила не совсем осознанно и даже не понимала, что идёт кривой и неверной дорожкой. Подробнее разберём это.

Оля Мещерская – девушка лет шестнадцати, из дворянской семьи, получает образование в гимназии. Из черт характера можно отметить живость, желание жить ярко и незабываемо, но также ветреность, некую наивность и даже безответственность. Это мы видим в словах «…портрет с радостными, поразительно живыми глазами…». Читателю также известно, что Оля в подростковый период становится неописуемо красивой: «… в пятнадцать она была уже красивой…», «…она из числа хорошеньких…»

Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.

В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.

Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.

Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.

Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.

По произведению Легкое дыхание

По произведению Легкое дыхание

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Взаимовыручка 15.3 ОГЭ 9 класс

    Друзья – это люди, близкие не по крови. Но, благодаря сильной духовной привязанности, с ними порой возникает действительно очень крепкая связь.

  • Сочинение Что такое Сочувствие

    Что такое сочувствие? Как оно проявляется в нашей кипящей жизни? И почему нам так трудно быть добродушными?

  • Анализ произведения Шукшина Крепкий мужик

    Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта»

  • Образ и характеристика Лужина в рассказе Защита Лужина Набокова сочинение

    Набоков пишет Лужина гениальны шахматистом, человеком полностью увлеченным своим делом, который во внешнем мире видит только шахматные закономерности и фактически живет только шахматами.

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 5, 6 классы описание

    Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Итоговое сочинение тематическое направление «Преступление и наказание — вечная тема»

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Преступление – это:

общественно-опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

перен., недопустимый, непозволительный поступок.

Как видим, слово «преступление» имеет два основных значения: нарушение закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание – это:

мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к совершившему преступление, к преступившему закон;

санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;

тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.

Темы

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

За что человеку бывает стыдно?

Что такое «муки совести»?

Последствия преступления для общества.

Почему растет уровень преступности?

От чего зависит уровень преступности?

Всегда ли человек раскаивается за свое преступление?

Имеет ли право жертва отомстить преступнику?

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Аргументы

1.Л.Н. Толстой, «Война и мир». Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.

2.А. Платонов, «Юшка». На преступление людей толкает безнаказанность. Юшку били, обзывали, забрасывали камнями даже дети, потому что он никогда не давал сдачи. Все люди были уверены, что он все стерпит и ничего не сделает в отместку. Пользуясь его слабостью, прохожие и соседи самоутверждались и выплескивали свою злобу. Они привыкли к тому, что Юшка играл роль мальчика для битья. Но вот настал тот миг, когда герой возразил в ответ на оскорбления незнакомца. И тот сильно ударил его, не ожидая сопротивления. От этого нападения Юшка и скончался. К сожалению, его непротивление злу насилием поощрило преступников и привело к трагическому исходу. Люди с маргинальными наклонностями проявляют себя именно в тех обстоятельствах, когда им ничто не угрожает разоблачением.

3.Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов». 

4.К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.

5. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она  плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.

6.Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни.  Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя. 

7. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». К сожалению, преступники далеко не всегда раскаиваются в том, что сделали. Напротив, многие из них пытаются оправдаться и выставить себя жертвами злого рока, сняв с себя ответственность. Например, офицер, убивший Олю Мещерскую, повел себя на суде вызывающе и подло. Мужчина винил саму девочку в том, что она его соблазнила и обманула. По его словам, Оля была его невестой, но для девушки это обещание было игрой. На вокзале она посмеялась над любовью офицера и дала ему свой дневник, где был описан ее опыт общения с другим мужчиной. Оказывается, гимназистку уже соблазнил друг отца. Офицер же считал себя жертвой лжи, что, по его мнению, оправдало его преступление. Оля сама была виновата, она его спровоцировала — такова логика обвиняемого. Никакого раскаяния в его словах не было. Он и вправду полагал, что имел право отомстить женщине, которую возомнил своей собственностью.

8.М. Горький, «На дне». Если грех — это морально-нравственное понятие религиозного характера, то преступление — это его правовой эквивалент, закреплённый в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в пьесе «На дне» убийство по неосторожности совершает Васька Пепел. Формально он виноват и пойдет под суд. Ему грозит каторга. Но настоящий грех совершила Василиса — жена Костылева. Она давно планировала убийство мужа и даже просила своего любовника совершить это деяние. Васька отказался, он не хотел брать грех на душу. Но Василиса подстроила все так, что завязалась драка, и в ней Пепел случайно ударил Костылева. Настоящей виновницей случившегося была именно она, с нравственной точки зрения. Это грех. А Пепел осужден за преступление, ведь именно от его руки погиб Костылев. Его поступок — преступления, с правовой точки зрения. Значит, грех в данном случае стал причиной убийства.

9.В.П. Астафьев, «Людочка». Никто не может отказать жертве в праве на месть, когда закон не работает, и преступление остается безнаказанным. Так случилось и в истории Людочки. Девушка пострадала от группового изнасилования, но уголовники держали в страхе всю округу, и Люда не могла пожаловаться и написать заявление. Ей угрожали пытками, а хозяйку дома, где она жила, запугали сожжением всего имущества. Самое страшное, что те же люди снова домогались до жертвы, ведь их подстегнула безнаказанность. От безысходности Люда повесилась. Тогда ее отчим, узнавший об беде слишком поздно, решил покончить с бандой Стрекача. Он избил уголовника и бросил его в кипящую реку отбросов и промышленных отходов. Только эта расправа отрезвила шпану. Например, Артем Мыло взялся за голову и перестал вести маргинальный образ жизни. Очевидно, что месть в данном случае не только была правомерной, но и пошла всем на пользу.

Произведения, герои.

Преступление героев.

Наказание.

            А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Алексей Иванович Швабрин.

Нарушение офицерской присяги, переход на строну бунтовщиков.

Жестокое отношение к Маше Мироновой, стремление насильно заставить её выйти замуж за него.

Арест за измену.

Осуждение со стороны окружающих, презрение к данному человеку о стороны читателей,

          Н.В. Гоголь. «Портрет»

Художник Чартков

Измена идеалам молодости: имея талант художника, герой поддался соблазну получить лёгкие деньги, стал рисовать «на заказ».

Наказание героя – в потере таланта, в горьком осознании того, что его товарищ явно превосходит его по мастерству, что он сам убил в себе талант, который невозможно возродить.

           Н.В. Гоголь. «Господа Головлёвы».

Порфирий Головлёв Иудушка.

Моральное опустошение, скупость, безжалостное отношение к родным, к своей матери, отсутствие каких-либо моральных принципов, эгоизм – в общем, жизнь не по   совести.

Наказание героя – в одиночестве, в осознании ужаса своего поведения по отношению к матери, стремление вымолить у неё прощение, то есть запоздалое прозрение.

  Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».

Почти все герои повести совершают «преступление» — помещики – живут за счёт непосильного труда крестьян, чиновники – не выполняют свои должностные обязанности.

Один из героев — Плюшкин. Деньги, желание обогащения стали главной целью героя. У него исчезли отцовские чувства. Он отвернулся ото всех близких.

Наказание Плюшкина – в одиночестве, в ужасном образе жизни, похожем на жизнь нищего, потеря человеческого образа. Страшно, что до Плюшкина ещё не дошло осознание ужаса его положения.

       Н.В. Гоголь. «Ревизор».

Все чиновники комедии Н.В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан.

Наказание чиновников, на первый взгляд, произошло – они поняли, что ошиблись в Хлестакове, приняв его за ревизора, приехал настоящий ревизор. Но о чём свидетельствует немая цена в конце комедии? Автор словно намекает, что это своеобразная пауза перед дальнейшими действиями чиновников. Они смогут выйти из положения, только взятки будут значительно большими. Наказание власть имущих произойдёт в недалёком будущем. В это верит писатель. Справедливость должна установиться в обществе.

       Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Преступление Р.Раскольникова.

Убийство старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы.

Поступок героя принёс горе матери и сестре героя.

Наказание – арест, суд и каторга.

Смерть матери, не пережившей поведение сына, горе Дуняши, сестры. Изменение жизни Сони, вынужденной целых 8 лет жить в далёкой Сибири, рядом с ним.

Нравственные мучения героя: сознание того, что он не является сильной личностью, имеющей право на преступление; осознание ужаса содеянного.

Преступление Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Обвинение Дуняши в краже (а сначала домогательства её), а позже – шантаж Дуни.- На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

развратный образ жить, шулерство.

Осознание ужаса своих поступков, нравственное прозрение, желание сделать хоть что-то хорошее в жизни (помощь детям Мармеладовых). Плачевный конец жизни – самоубийство.

Преступление Петра Петровича Лужина. Герой живёт не по совести. Он эгоистичен, главная его ценность в жизни – это деньги. Хочет жениться на Дуняше, понимая, что такая красивая жена будет способствовать его карьере. Ни о какой любви нет и речи. Он способен на подлость (подкладывает деньги в карман Сони. чтобы её обвинили в воровстве). Аморальный тип.

Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач. Он продолжит идти по пути накопительства, продолжит своё служение главному «кумиру» — деньгам.

Преступление старухи-процентщицы, Алёны Ивановны. Наживается за счёт несчастья других, даёт деньги под залог под огромные проценты. Жестока по отношению к сестре Лизавете, держит её как рабыню, даже позволяет себе бить сестру. Живёт не по законам нравственности.

Наказание Алёны Ивановны – в ненависти со стороны окружающих, в проклятиях, которые шлют в её адрес. Да сама жизнь героини – это вечный страх за своё «богатство», выглядывание «в дверную щёлочку», чтобы рассмотреть своего очередного посетителя. Деньги ради денег, подчинение своей жизни им, в сущности, её одиночество. И страшный конец – смерть от руки убийцы.

          А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре.

Герой легенды – Ларра, сын девушки и орла. Он пренебрегает законами общества, не уважает старейших, эгоистичен. Он привык считать себя самым лучшим. Он убивает девушку за то, что она оттолкнула его.

Наказание Ларры – в его изгнании из общества, в вечной жизни, в которой нет покоя его душе.

               В.В.  Быков. «Сотников».

Преступление героя повести Рыбака — в его предательстве, переходе на службу к фашистам ради спасения своей жизни.

Наказание – в ненависти советских людей, в постоянных угрызениях совести, которые он будет испытывать до конца жизни, в невозможности что-то исправить.

         В.Г. Распутин. «Живи и помни».

Герой повети Андрей Гуськов совершил и юридическое преступление (оставил часть, стал дезертиром) и моральное (сделал несчастными отца и мать, а также свою жену, стал причиной гибели её и ещё нерождённого ребёнка.

Наказание Гуськова – в его образе жизни, в постоянном страхе за жизнь, за неизвестность дальнейшей судьбы, за вечный страх. Человек должен жить и помнить, что отвечает за каждый свой поступок, за близких и родных людей.

     В.П. Астафьев. «Царь-рыба».

Герой повести – Зиновий Игнатьевич Утробин (Игнатьич, как зовут его в селе).Он всю жизнь занимается браконьерством, нанося ущерб природе. Он зажиточен, его семья – одна из богатых в селе. Игнатьич держит себя немного выше остальных, имеет красивый дом, у него огромный счёт на книжке. Этим человеком движет жадность, а еще желание превзойти других хороших рыбаков, даже это стало причиной вражды его со своим братом. Кроме тог, есть ещё один грех в его жизни – когда-то он обидел девушку Глашу.

Наказание Игнатьича – в осознании ошибок, совершённых в жизни. Но ещё не всё потеряно, хочется верить, что после прощения со стороны Природы (рыба словно отпустила героя, дала шанс жить по законам совести), он изменится.

             Рэй Бредбери. «И грянул гром».

Герой рассказа Экельс совершает «преступление» — он нечаянно убивает бабочку в прошлом, в которое он с другими попал на Машине времени. Этим он порвал естественную связь, которую установила природа. Итог – изменилась жизнь в его настоящем, к власти пришёл диктатор, другими стали и люди.

Наказание героя – в осознании ужаса своего поступка. Человек несёт ответственность за всё, что он делает, и результаты этой деятельности проявляются не только в настоящем, они могут повлиять и на жизнь в будущем.В итоге героя убивают: «И грянул гром…»

ЦИТАТЫ

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Евангелие от Марка)

Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг. (С. В. Лукьяненко)

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? (М. А. Булгаков)

На свете можно ли безгрешного найти? (Омар Хайям)

Мы живем, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но мадонной невидимой совесть на любых перекрестках стоит. (Е. А. Евтушенко)

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда! (Э. А. Асадов)

Я всё простил, что испытал когда-то,

И ты прости, — взаимная расплата! (У. Шекспир)

В преступлении виновато общество — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов из произведений русской литературы по направлению — В преступлении виновато общество. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание»

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно показал, что общество порой вынуждает человека переступить закон. Люди, которые кичатся своей благовоспитанностью, безразлично проходят мимо чужих бед и оставляют людей с нуждой один на один, а потом удивляются, как это они решились нарушить общие правила? Может, из-за того, что им нечего есть? Именно это произошло в семье Мармеладовых: чтобы спасти детей, мачеху и отца от голодной смерти, Соня стала торговать своим телом. Она вошла в криминальную среду и стала ее частью не потому, что сама имела порочные наклонности и хотела легких денег. Ее главным и единственным мотивом стало спасение близких. А где было общество в тот момент, когда они умирали от голода? Почему никто не помог? И можно ли после этого сказать, что другие люди не виноваты в произошедшем? Ведь толпа безразлично взирала на горе семьи. Прохожие и соседи были равнодушны и смирялись с тем, что происходило у них на глазах, поэтому весь Петербург был полон преступников, на которых никто не обращал внимания, пока они сами не заявляли о себе.

Л.Н. Толстой — «Анна Каренина»

Не менее убедительный пример мы встречаем на страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Многие люди обвиняли Анну в том, что она совершила преступное деяние, когда покинула ребенка и мужа. С ней отказывались общаться даже те, кто раньше приглашал ее к себе. В людных местах она получала оскорбления и насмешки. Но автор не стал скрывать, что в поступке Анны большая доля ответственности лежит именно на аморальном и лицемерном обществе. Немало жен из самых высших сфер годами встречались с любовниками, но не уходили к ним открыто. И этого никто не замечал, порок не считался таковым, пока о нем шептались или молчали. Почти все мужчины изменяли женам, как это делал Стива Облонский, но этот факт тоже все обходили стороной. Наконец, все люди единодушно настаивали на разводе Анны и Алексея, не оставляя им шанса спасти брак. Не само ли дворянское общество разрушило их семью? Не оно ли узаконило адюльтер? К сожалению, именно оно создало все условия для многочисленных преступлений.

М. Горький — «Старуха Изергиль»

Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от людей. Его отцом был гордый орел, выкравший земную женщину для продолжения рода. После его гибели Ларра присоединился к племени своей матери. И сразу же совершил преступление. Не успев получить никакого влияния от общества, герой убил девушку за отказ от сближения с ним. Ларру тут же задержали и связали. Старейшины пытались узнать, почему он так поступил? Они дали ему шанс оправдаться. Но Ларра так и не понял, что совершил нечто плохое. По его мнению, можно брать все, до чего рука дотянется, а платить совсем не обязательно, как и спрашивать согласия. Это убеждение было продиктовано его природным высокомерием, а не дурным воздействием социальной среды. Ларра изначально был безнравственным и эгоистичным человеком, который был равнодушен к судьбе людей. Племя никак не повлияло на него, а значит, оно не виновато в его преступлении. Кара за него легла на плечи одного Ларры.

И.А. Бунин — «Легкое дыхание»

Столь же неразумно винить общество в тех преступлениях, которые оно всячески отвергает и порицает, начиная с незапамятных времен. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание», где описывается ужасное убийство, совершенное казачьим офицером. Мужчина застрелил юную гимназистку за то, что она посмеялась над его чувствами и сказала, что не выйдет за него замуж. Этого смехотворного повода оказалось достаточно, по его мнению, хотя у каждого в жизни происходило нечто подобное. И все же далеко не все мстили ветреным красавицам за отказ, да еще и таким чудовищным способом. Его поступок, по всей видимости, продиктован психическим расстройством или другими проблемами такого рода, но общество в данном случае совершенно не имеет оснований винить себя в этом инциденте. Подобное поведение осуждается и не является нормой, а обстоятельства, побудившие офицера расправиться с Олей, относятся к обыденным и общеизвестным. Его реакция — следствие аномалии, на которую никто не в силах повлиять, кроме разве что психиатра.

А.Н. Островский — «Бесприданница»

Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения.

А.Н. Островский — «Гроза»

Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.

Все сочинения

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • По рассказу Легкое дыхание

Сочинение по рассказу Легкое дыхание Бунина

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная во все времена проблема взросления и переходного возраста, любви и влюбленности.

Главными героями рассказа Бунина являются Оля Мещерская, девочка из благополучной, обеспеченной семьи, на этот момент уделено особое внимание автором «…не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей!», с ноткой зависти произнесла начальница гимназии. Девочка описывается в рассказе как, шаловливая проказница, которая любит детей, не стыдиться бегать и веселиться и не стремится к чопорности, которая присуще девочкам-ровесницам. Автор не случайно выделяет моменты, в которых говорится, что Оля не стремится стать взрослой, хотя она уже и сформировалась практически как взрослая девушка, и на нее обращают внимание мужчины.

Противоположностью ей в рассказе выступает классная дама Оли, которая навещает могилу девочки, немолодая женщина, имеющая четкие убеждения по поводу того, каким должно быть поведение девушки. Случайно услышав на перемене разговор Оли с подружкой, классная дама прониклась новой идеей и со свойственной ей идейностью, начала жить новой выдумкой.

Есть в этом рассказе еще один герой, это Алексей Михайлович, казачий офицер достаточно взрослого возраста, который стал жертвой красоты и юности главной героини. Когда Оля была одна дома, Алексей Михайлович вступил с ней в отношения, который казались ему серьезными. События, происходящие в рассказе, привели к трагедии, которую, возможно было бы избежать. Если бы взрослый офицер не поддался своим чувствам и смог сдержать свои эмоции.

Таким образом, автор рассказывает историю, которая имеет поучительную сторону. Как по-разному оценивается, происходящее юной красавицей Олей и взрослым офицером. Для главной героини это просто приключение, невозможность проконтролировать свои чувства, непонимание своих эмоций, любознательность, которая завела ее слишком далеко. Алексей Михайлович же подошел к произошедшему со всей серьезностью взрослого человека и хотел бы видеть Олю своей женой. Но героиня не была готова на такие серьезные отношения и в своем дневнике она написала, что чувствует отвращение и не сможет это пережить. Это оскорбило честь и достоинство офицера, а может просто задело самооценку, что и подтолкнуло его нажать на курок и совершить преступление. Рассказ легко читается, но пронизан довольно сложной проблемой взросления и отношений. Насколько беспечна юность и как строга к ней взрослая жизнь, рассказ Ивана Бунина должен заставить молодых людей задуматься и не спешить «нырять» в омут с головой, ведь для каждого дела всегда свое время и не стоит опережать его, чтобы не случались такие трагедии.

2 вариант

Главная героиня рассказа «Легкое дыхание» — Оля, наверное, попала не в свое время. Точней, она попала не в свою страну! Просто она очень стремилась быть женственной, что казалось её учителям слишком ранним развитием, её ещё и ругали. Хотя ругала, конечно, старая дева, которая могла ей просто завидовать. По крайней мере, Оля точно её раздражала и своими заколками дорогими, и своей молодостью с красотой! Мадам сама ей говорит, что Оля, конечно, уже не девочка, но уже не женщина, поэтому женские прически, например, ей нельзя делать. То есть Ольга ни то, ни сё? Уже из одной группы вышла, а до другой ещё не доросла? Подросток! Но Ольга уже сразу стала женственной… Говорили ещё, что у неё роман с гимназистом, которого она совсем замучила своим переменчивым настроением.

В тексте говорится, что с самого начала Оля Мещерская опережала своих сверстников, хотя внешне сначала и не выделялась. Её больше всего любили, она лучше всех каталась на коньках, танцевала, веселилась, радовалась жизни. Всегда нарядная, улыбчивая с блеском в глазах. Ей хотелось во взрослую жизнь – быть настоящей прекрасной женщиной.

Так вот, если бы Оля родилась на каком-нибудь Востоке, а точней – в стране, где женщине не нужно получать образование, то она бы уже, наверное, к четырнадцати годам была б выдана за какого-нибудь старика. Вот стала бы женой, или хотя бы одной из жен в гареме. И никаких бы проблем, то есть она б получила то, о чем мечтала в гимназии. Хотя я не удивлюсь, что в такой ситуации она бы, наоборот, стала мечтать об учебе, говорить о правах женщин, бороться за них, возможно. И она опять стала бы не такой, как все. На неё бы с восхищением смотрели младшие жены, но с завистью – старшие.

Даже если б ей нашли в этом рассказе жениха, разрешили бросить учебу, то она б не была окончательно довольна. В принципе, это нормально – развитие и эволюция. Главное – понимать, что ты в любой ситуации будешь чем-то недоволен: и в лачуге, и во дворце. Но лучше беспокоиться, куда вложить деньги, а не о том, где их взять, чтобы просто поесть. И радоваться тому, что есть!

Могилу Мещерской сделали местом романтического поклонения. Именно здесь предпочитали читать грустные стихи… Она просто стала символом романтики, молодости, женственности. Жаль её, а ещё жаль, что она слишком рано запуталась в отношениях с мужчинами. Ей нужен был бы мудрый совет и лучше женский, а ей только нравоучения читали.

Сочинение 3

Я так поняла, что Оля Мещерская для своего времени стала акселератом. Она развивалась быстрее, чем другие. Сначала, как бывает, была обычной девчонкой, которую и не запомнишь толпе таких же гимназисток. Но уже скоро у неё развилась женская фигура, но даже не в том дело… У неё появилось женское кокетливое отношение к окружающим – особенно к мужчинам.

Автор, по-моему, восхищается ей. Она изящная, каждое движение у неё само получается красиво и грациозно. Она не старается себя показать в каком-то лучшем свете, не красится слишком, не надевает вычурных платьев, но всё в ней женственно и красиво. Хотя классная дама в разговоре с ней заостряет внимание на том, что прическа у Оли слишком уж женская, что гребни у неё слишком дорогие… Сама Ольга делится с подругой, что прочла в одной папиной книге признаки истиной женской красоты. (Сейчас подобные можно найти в Интернете.) Стройность, страстные глаза, улыбка и подобное… Но самым странным было «лёгкое дыхание». Хотя, с другой стороны, изящная женщина ведь не должна сопеть, ведь это любую «картинку» испортит. Оля нашла у себя все признаки по списку, даже лёгкое дыхание.

Так вот, она так рано повзрослела. Она бросилась в эту взрослую жизнь… Сейчас многие не хотят взрослеть – одеваются несерьезно, смотрят мультики, живут у родителей, всё учатся, не работают. А тут ей уже хотелось покорять мужчин. Несмотря на то, что первый опыт получился не самым приятным. Она сама так призналась в своём дневнике. Её сбил с пути сосед – Алексей Михайлович. Зачем-то она говорила, что он ей важен и подобное, играла своей красотой. А на самом деле, она его презирала, замуж за него не собиралась, он стал ей даже противен. И узнав это, он застрелил её!

Я думаю, что у неё не было достаточной житейской хитрости, чтобы понять, с кем можно говорить на такие темы. Чтобы понять, что с людьми не надо играть! Ей жизнь дала красоту слишком рано, это лёгкое дыхание сбило и её саму, и её любовника… Не нашлось у неё опытной подруги, мудрого советчика. Жаль её, но, кстати, она стала кем-то вроде идола для гимназисток. К её кресту приходит даже старая дева – учительница, мечтая и у себя открыть лёгкое дыхание.

Сейчас девочки тоже рано красятся, но весь мир изменился – всё раньше происходит. Оля уже не было бы совсем особенной, только, может быть, особенной со своим вкусом и стилем. Жаль мне её. Рассказ будит противоречивые чувства, но это основное.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Легкое дыхание

По рассказу Легкое дыхание

Популярные сегодня темы

  • История создания поэмы Медный всадник Пушкина (прототипы героев, история публикации)

    «Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.

  • Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 класс

    Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода

  • Сочинение Полоцк — Мой родной город

    Родилась я и проживаю в маленьком городке на севере Беларуси. Город с красивым названием — Полоцк

  • Главные герои повести Очарованный странник Лескова

    Произведение является составной частью авторского цикла, повествующего истории жизни русских праведников.

  • Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

  • Легкое дыхание бунин план рассказа
  • Легко ли быть молодым сочинение 8 класс по русскому языку рассуждение кратко
  • Легкое дыхание бунин отзыв сочинение
  • Легко ли быть молодым итоговое сочинение
  • Легкое дыхание бунин о чем рассказ