Лексическая тема развивающие сказки подготовительная группа

ЛТ « Русские
народные сказки»

Рекомендуется прочитать,
пересказать с детьми  русские народные сказки:
«Курочка», «Коло­бок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со
скалочкой», «Смоля­ной бочок», «Маша и медведь»,  «Три медведя», «Гуси-лебеди»,
«Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и
Серый волк», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка» и другие.

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь: сказка, персонаж,
автор, герой, Серый волк, Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица,  Василиса
Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный,
избушка, гусли, холст, бурелом, хворост, болото, опушка…

Слова — признаки: сказочный,
прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый,
добродушный,  страшный, веселый, глупый, справед­ливый…

Слова — действия: колдовать,
заворожить, испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать, пуститься,
набрести, спеть, притвориться…

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА

Сказка «У бабушки
с дедушкой»

Жили
были дедушка и бабушка.

К
НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С
НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА
С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние
зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ
ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ
ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ
МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО
И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С
НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за
нижними зубами).

ГУБЫ
СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают
воздух),

И
САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк
с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА
ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ
НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК
ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его,
завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК
С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком губы).

ЧАШКИ
ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА
НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ
ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ
БЫЛ ЗАВТРАК — МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА
ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ,
КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и
двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ
НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ
В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА
ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И
НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ
ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ
КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а
палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА
СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (кончик языка тянется то к носу, то к подбородку),

ВСЕ
МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ
КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ
НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).

ДЕДУШКА
СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ
ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье).

ВОТ
ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной
связки),

ВОТ
НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ
ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО
СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе;
упражнение делаем с голосом). И УШЛА.

Вот
и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Беседа с детьми 


Побеседуйте с детьми, что такое сказка, откуда к нам пришли сказки, какие
бывают сказки.
− Где можно познакомиться с книгой?
− Перечислите известных сказочных героев.

Пальчиковая
гимнастика «Репка»

Тянут,
тянут бабка с дедкой,                                   
(Дети
вытягивают большие пальцы).

Из
земли большую репку.                                        
(Указательные).

К
ним пришла тут внучка,                                       
(Средние).

Подбежала
Жучка,                                                    
(Безымянные).

Кошка
тоже потянула.                                              
(Мизинцы).

Хоть
держалась крепко,                                           
(Сжимают –
разжимают пальцы).

Вытянута
репка!                                                        
(Поднимают
руки).

Физминутка
«Теремок»

Стоит в поле терем, теремок.              (Поднять
руки над головой, образуя «крышу»)

Он не низок, не высок, не высок.       (Присесть, затем встать)
На двери висит замок.
Никто его открыть не смог.              (Сильно сцепить пальцы «в замок» перед собой)
Слева зайка, справа мишка,              (Повороты влево-вправо)
Отодвиньте-ка задвижку!                   (Тянуть руки в стороны, не размыкая пальцев)
Слева ёжик, справа волк.                    (Кивать головою влево-вправо)
Открывают терем, теремок.                (Развести руки в стороны)

Дидактические игры
и упражнения

«Отгадай сказку». Перечисляем персонажей сказки — дети отгадывают и называют
сказку.

Царь, три сына, стрела, болото («Царевна-
лягушка»).

Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз
(«Морозко».)

Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).

Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»).

Коза, козлята, волк («Волк и семеро козлят»)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга («Гуси-Лебеди»)

Бык, баран, свинья, гусь («Зимовье зверей»)

Дед, бабка, внучка, Жучка («Репка»)
Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-норушка («Теремок»)

Чистоговорки:

Сы-сы-сы
– у мышек есть усы.

Со-со-со
– у лягушки колесо.

Си-си-си
— ехал зайка на такси.

Са-са-са
– к нам пришла лиса.

Су-су-су-
наш медведь живёт в лесу.

Се-се-се
— на скамейку сядут все.

«Подбери признаки и действия»
Сказка
(какая?) – народная, волшебная, смешная, весёлая…
Герой (какой?) – заколдованный, хитрый, умный, злой, глупый, весёлый…
Сказочные персонажи (что делают?) ‒ колдуют, рассказывают, притворяются,
поют, спасают…
Читатель (что делает?) − читает, смотрит, бережёт…

«Наоборот»

Добрый
– злой, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный,
утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий –
низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать,
молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно
– тепло, хитрый – простодушный.

«Скажи со словом «нет»
Лиса
– нет лисы                                  Лягушка – нет лягушки
Мышка – нет мышки                          Кошка – нет кошки

Жучка
– нет Жучки                             Машенька – нет Машеньки и т.д.

«Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет
одного из героев, а дети          добавляют его сказочное название.

Мышка — … (норушка)                                Лягушка — … (квакушка)

Зайчик — … (побегайчик)                            Лисичка — … (сестричка)

Волчок — (Серый бочок)                               Петушок — (Золотой гребешок)

Гуси — (Лебеди)                                             Сестрица — (Алёнушка)

Братец — (Иванушка)                                    
Баба — … (Яга, костяная нога)

Коза — … (дереза)                                        
Курочка — … (Ряба)

Крошечка – … (Хаврошечка)                      Царевна — … (лягушка)

Сивка … (бурка)                                          
Финист — … (Ясный сокол)

Василиса … (Прекрасная)

«Кто за кем? »

Цель игры: Закрепление знания
сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за,
перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать
наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления:
сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка»,
«Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.); кружки –
жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры: воспитатель просит разместить героев
знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка
объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто, как стоит, используя различные
предлоги. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.

«Чья песенка». Воспитатель читает
слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти
слова.

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка
Колобка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у
бабушки

Была внучка
Снегурушка,

Её подружки в лес
заманили,

Заманили –
покинули.

(Сказка
«Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки)

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка
Маши)

Как выскочу, как
выпрыгну –

Полетят клочки по
закоулочкам.

(Сказка
«Лиса, заяц и петух», песенка лисы)

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса»,
песенка лисы)

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот,
петух и лиса», песенка Петушка)

Ку – ка – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух»,
песенка Петушка)

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша
и медведь», песенка медведя)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

(Сказка «Волк и козлята», песенка
волка)

Алёнушка,
сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие, 
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
           Хотят меня зарезати!
                   (Сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» слова Братца Иванушки)

 «Хороший
и плохой сказочный герой»

«Инсценировать любую
сказку»

«Кто говорит эти слова?»
«Не пей, Иванушка, козлёночком
станешь» — Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» — Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» —
Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» — Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» —
Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» —
Морозко.

«По — щучьему велению, по моему
хотению…» – Емеля

«Битый небитого везет» – Лисичка

«Избушка-избушка, повернись ко мне передом к
лесу задом…» — Иван- Царевич

«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от
тебя, и подавно уйду!» – Колобок

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо
мной как лист перед травой.» — Ваня (Иван-дурак)

«Волшебные предметы» (закреплять
знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты («Сивка –
бурка»)

Печка – автомобиль («По щучьему велению»)

Влезла в правое, вылезла в левое –
машина, механизм, делающий работу
 
(«Хаврошечка»)

Загадки

Возле
леса на опушке                                                           Сидит
парень на печи,

Трое
их живут в избушке                                                      Уплетает
калачи,

Там
три стула и три кружки                                                 Прокатился
по деревне

Угадайте
без подсказки                                                         И женился
на царевне.

Кто
герои этой сказки?» (3 медведя)           (Емеля из сказки
«По-щучьему велению»
)

 У Алёнушки сестрицы                                                           Унесла
его лиса

Унесли
братишку птицы,
                                                       Аж
за тёмные леса,

Та
с подружками играла,
                                                       Слышен
тонкий голосок

Братца
Ваню проморгала.
                                                     Кто
же это? (Петушок)

(Гуси-лебеди)

Миша
по лесу идёт,                                                             
 Кощеем
заколдована,

Короб
на спине несёт –
                                                         Иваном
очарована,

Пироги
для бабы с дедом
                                                     Зелёная
подружка –

Внучка
Маша напекла —                                                  
….
(Царевна – лягушка)

Несговорчивого
Мишу

Вокруг
пальца обвела!

(Маша и медведь)

На
сметане мешён,

На
окошке стужён, круглый бок,

Румяный
бок, покатился…. (Колобок)

Логопедическое занятие в подготовительной группе «Расскажи сказку»

Логопед Яхияева А. Р. Дата ________________
Открытое логопедическое занятие в старшей и подготовительной группе «Расскажи сказку»

Коррекционно – образовательные цели: уточнение, активизация словаря по теме «Сказки» (волшебная,чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая); обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Воспитание интереса к художественной литературе.

Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Предварительная работа: чтение сказок в свободное время, обыгрывание сказки “Теремок», рисование по любимым сказкам, выставка рисунков детей.

Работа с родителями: изготовление костюмов, масок своими руками

Демонстрационный материал: волшебное зеркало, коробочка, золотой ключик, реквизит к сказке «Теремок», цветные иллюстрации к сказкам.

Раздаточный материал: медали — улыбки.

Методы: словесный, игровой, сюрприз, загадка.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Беседа о сказках.)

2. Пословицы о книге.

3. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

4. Встреча с волшебным зеркалом

5. Гимнастика для глаз

6. Упражнение «Четвертый лишний»

7. Упражнение «Загадки»

8. Физминутка «Сказки»

9. Упражнение «Кто самый внимательный»

10. Инсценировка сказки «Теремок»

11. Сюрпризный момент

12. Подведение итога занятия.

Логопед: Дети, вы любите сказки

Дети: Да. Любим. Очень любим.

Логопед: Я так и думала, поэтому сегодня я вас приглашаю в сказку. А как

можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,

интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая…

Логопед: Все что создано умом.

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети:

• Дом без книги — день без солнца.

• Кто много читает, тот много знает.

• Книга учит жить, книгой надо дорожить.

• Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.

• Будешь книги читать — будешь много знать.

• Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

• Книга мала да ума придала.

• Книга поможет в труде и выручит в беде.

• Испокон века книга растит человека.

• Хорошая книга — ярче звездочки светит.

Логопед: А сейчас мы с вами посчитаем, как много сказок мы знаем

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки«

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,

Три медведя, Волк — Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Логопед: А кто из вас знает, почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Логопед: Верно. Сказки придумал народ, но и писатели любили тоже их

сочинять. Вспомните, пожалуйста, авторов ваших любимых

сказок.

Дети: А. С. Пушкин, Ш. Перро, братья Гримм, П. Бажов, Г. Х. Андерсен,

А. Толстой….

Логопед: Дети, наше путешествие началось. Посмотрите, кто нас

встречает. Это же волшебное зеркало. Но что – то с ним не так,

оно какое то грустное. Что же с ним случилось? Зеркало, ты нам

скажи да всю правду расскажи. Что случилось с тобой?

Зеркало: В моей волшебной стране было много гостей, но все они плохо

знали сказки. А вы зачем пожаловали? Вы знаете сказки?

ЛогопедСказки – то мы знаем. А что нам сделать, чтобы тебя развеселить?

Зеркало: Самое главное — нужно знать сказки.

Логопед: Ну что ж, зеркало, не переживай. Мы с детьми попробуем тебя

развеселить.

Гимнастика для глаз. Открываем глазки — раз,

А зажмуриваем — два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

В зеркало глядеть готовы

Зеркало: Хорошо. Только будьте внимательны.

Упражнение «Четвертый лишний»: выставляются изображения четырех

сказочных героев, один из которых не соответствует

логической цепочке. (Аленушка и братец Иванушка, Емеля, Кощей бессмертный, Бременские музыканты. Красная шапочка, Русалочка, курочка ряба)

Зеркало: Молодцы, и названия и героев сказок вы знаете. А загадки вы

любите отгадывать?

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(логопед загадывает загадки, а дети находят среди картинок отгадку и показывают ее)

Упражнение «Загадки»

1.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2.

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3.

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

4.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка)

5.

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок0

Зеркало: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, я уже

начинаю улыбаться.

Логопед: В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки«

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играть

Любим рожками бодать (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Зеркало:

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто — Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Логопед: зеркало не переживай, мы тебе поможем. Наши ребята быстро справятся с задачей

Упражнение «Кто самый внимательный»

Перечислите героев сказок в названии которых есть звук С,

Есть ли герои, в названии которых есть звук Р,

А теперь назовите героев, в названии которых есть звук Л.

Логопед:

Молодцы! Вы все сумели!

Проделки Кощея преодолели!.

Будем сказку вспоминать,

Будем в сказку мы играть.

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, инсценируют сказку «Теремок»)

Логопед: Дети, посмотрите, наше зеркало уже улыбается.

Зеркало: Спасибо вам большое. Вы хорошо знаете сказки, героев сказок,

авторов сказок. Вы помогли мне снова улыбаться. Показали

очень интересную сказку.

За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас я вручу

И от всего сердца вручаю вам частички моей улыбки. Дарите свои улыбки окружающим вас людям

Логопед:

Верить в сказку — это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Итог занятия.

Логопед:

• Дети, вам понравилось путешествие в сказку?

• Какое из заданий зеркала вам понравилось больше всего?

• А какую сказку вам хотелось бы рассказать самим?

На следующем занятии мы вас с удовольствием послушаем.

Логопед: Скажем зеркалу«Спасибо» и вернемся в детский сад.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ

Дети
должны:

пересказывать
русские народные сказки: «Курочка», «Коло­бок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со
скалочкой», «Смоля­ной бочок» и другие в зависимости от возраста;

знать
названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гусилебеди», «Царевна-лягушка»,
«Снегурочка», «Красная Шапоч­ка», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и другие;

знать,
что сусек — это отгороженное место в амбаре, где хранится мука, а завалинка —
земля, которой засыпают низ избы с наружной стороны.

Расширение
словарного запаса детей:

названия: сказка, персонаж,
герой, Дед Мороз, Серый волк, Крас­ная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса
Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса;

признаки: сказочный,
прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный,
веселый, глупый, справед­ливый;

действия:
колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать,
пуститься, набрести, спеть, притвориться.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Узнавание
предмета по ключевым словам «Из какой сказки?»

Царь,
три сына, стрела, болото, лягушка.

(«Царевна-лягушка».)

Царь,
три сына, Сивка-бурка, царевна.

(«Сивка-бурка».)

Царь,
три сына, Иванушка, Конек-горбунок.

(«Конек-горбунок».)

Отец,
мачеха, три дочери, царь, принц, фея.

(«Золушка».)

Злая
мачеха, две дочери, Дед Мороз.

(«Морозко».)

«Узнай
нас» (послушай стихи, назови героев сказок)

На
сметане мешен,

На
окошке стужен,

 Круглый бок, румяный бок

Покатился
(колобок).

Лечит
маленьких детей,

Лечит
птичек и зверей.

Сквозь
очки свои глядит

Добрый
доктор … (Айболит).

Бабушка
девочку очень любила.

Шапочку
красную ей подарила.

Девочка
имя забыла свое.

А
ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка.)

Носик
круглый, пятачком,

Им
в земле удобно рыться,

Хвостик
маленький крючком,

Вместо
туфелек — копытца.

Трое
их — и до чего же

Братья
дружные похожи.

Отгадайте
без подсказки,

Кто
герои этой сказки?

(Три поросенка.)

Возле
леса, на опушке,

Трое
их живет в избушке.

Там
три стула и три кружки,

Три
кроватки, три подушки.

Угадайте
без подсказки,

Кто
герои этой сказки?

(Три медведя.)

У
отца был мальчик странный,

Необычный
— деревянный,

Но
любил папаша сына.

Что
за странный

Человечек
деревянный

На
земле и над водой

Ищет
ключик золотой?

Всюду
нос сует он длинный.

 Кто же это?

(Буратино.)

Толстяк
живет на крыше, Летает он всех выше.

(Карлсон.)

Она
красива и мила,

А
имя ее от слова «зола».

(Золушка.)

Вместе
с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш … (Малыш.)

МИНУТКА
ОТДЫХА

Я,
колобок, колобок!

По
амбару метен, по сусекам скребен,

На
сметане мешен, в печку сажен,

На
окошке стужен.

Я
от дедушки ушел,

Я
от бабушки ушел,

Я
от зайца ушел,

Я
от волка ушел,

От
медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

Конспект логопедического занятия на тему

«Сказки и сказочные персонажи» в подготовительной логопедической группе

Цели:

Коррекционно-образовательные: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках, активизировать словарь, обогатить словами-определениями; дать характеристику героям сказок.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, координацию речи с движениями, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, самостоятельности; интереса к художественной литературе.

Материалы и оборудование: корзинка с массажными мячами, игрушки из сказки «Три медведя», карточки со слогами, персонажи сказок, предметные картинки, ноутбук, мультимедийная игра “Кого не хватает?”, иллюстрации “Сказки перепутались” и Чей предмет?”, фигурки животных из сказок.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети становятся в круг и приветствуют друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть я!

2. Артикуляционная гимнастика

— И я вас очень рада видеть, ребята! Вы все такие красивые, улыбчивые.

— Очень любит наш роток улыбаться.

А подвижный язычок работой заниматься.

— Давайте сделаем зарядку для языка.

Выполнение с опорой на рисунки-помощники: “Улыбка”, “Трубочка”, “Заборчик”, “Грибок”, “Лошадка”.

3. Пальчиковая гимнастика (Дети выполняют её с массажными мячами)

Какие вы молодцы, теперь давайте сделаем зарядку для наших пальчиков:

Дружат в нашей группе                         

Девочки  и мальчики                              

Мы  с  тобой  подружим                         

Маленькие  пальчики         

Раз-два-три-четыре-пять

Мы  закончили  играть.

4. Объявление темы

Кладите мячи в корзину. Ой, смотрите, здесь среди орехов кто-то прячется!

(Дети находят игрушечных медведей)

Ребята, кто это? Из какой они сказки? («Три медведя»)

А вы любите сказки? Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и их героях.

5. Игра-упражнение “Слушайте внимательно”

Когда я была маленькой, я тоже очень любила сказки. Я их прочитала так много, что не все названия смогла запомнить. Я вам сейчас назову некоторые сказки, а вы поможете мне дать им правильное название:

«Розовая шапочка», «Волк и шестеро котят», «Наташа и медведь», «Кошечка Ряба», «Два поросёнка»,  «Кот в кроссовках», «Петушок серебряный гребешок».

Молодцы, помогли мне вспомнить правильные названия сказок и подобрать нужные слова.

6. Игровая обучающая ситуация “Составляем слова” (Слоговое чтение, работа в парах)

Ребята, из чего состоят слова? А слоги? (Из слогов; из букв). Я вам раздам карточки со слогами, которые нужно прочитать. Затем сложите слоги так, чтобы у вас получились слова. В зависимости от слов, которые у вас получились, нужно выбрать картинку, которая вам подходит.

МА

ША

ЛИ

СА

ГУ

СИ

(Дети читают слоги, составляют слова и выбирают подходящую картинку)

7. Мультимедийная игра “Кого не хватает? ”

Ребята, давайте поиграем в игру, в которой нужно угадать, кого не хватает на сказочной картинке и как сказка называется. Если вы это сделаете правильно, то герой появится.

Когда мы увидим кто там, давайте дадим характеристику этого героя, он какой?

Баба — весёлая, старая, краснощёкая, добрая;

Волк — злой, хитрый, страшный, серый.

Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, красивая, лохматая.

Винни Пух — большой, толстый, коричневый, добрый, находчивый.

8. Физминутка “Мишка”

(Выполнение движений с речевым сопровождением)

Мишка по лесу идет, (руки на поясе, шагаем на месте)

В лапке шарик он несет, (руки через стороны поднимаем вверх и округло

соединяем над головой)

Шарик в небо улетел, (качаем руками над головой)

Мишка грозно заревел (произносим звук р-р-р, громко и сердито)

9. Упражнение – игра “Мяч лови и мяч бросай, первый звук называй”

Ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому, называя слово, а вы возвращаете мне мяч, называя первый звук из этого слова и давая характеристику первого звука (гласный он или согласный, твёрдый или мягкий).

Алёнушка, лиса, волк, избушка, Буратино, теремок.

10. Закрепление навыка звукового анализа

Теперь посмотрим, как вы умеете составлять схему слога.

ПА ТИ ОМ

(Дети составляют слоговую схему, выбирая карточку нужного цвета, в зависимости от того, какой звук: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий.)

11. Самомассаж

Дождь по веткам застучал, на лицо он к нам попал.

Капли убери со лба, хоть и теплая вода.

По щекам бегут ручьи, ты ладошкой их сотри.

Подбородок вытираем, все дождинки убираем.

Шею дождик намочил. Как бы нас не простудил!

Кончиками пальцев обеих рук легко стучат по лицу

Массаж лба

Массаж щёк

Массаж подбородка

Массаж шеи

12. Игра-упражнение “Чей предмет?”

В сказках есть  различные предметы, по которым мы можем точно узнать из какой они сказки. Ну-ка помогите мне разобраться, кому принадлежат эти предметы:

золотой ключик, хрустальная туфелька, золотое яичко, сапоги, ступа и метла, красная шапочка.

13. Игра-упражнение “Узнай по признакам ”

Сейчас я предлагаю вам узнать, что за герои спрятались у меня в сундучке. Чтобы дети смогли угадать правильно, нужно назвать основные его признаки: какой он? Каждый из вас, вынет из сундучка фигурку и, не показывая, назовёт признаки, по которым остальные дети смогут понять, кто это?

(Большой, толстый, толстопятый, косолапый; маленькая, серенькая, быстрая, ловкая и т.д.)

Давайте вспомним, в каких сказках встречаются эти персонажи.

14. Подведение итогов. Прощание.

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Ребята, вспомните, о чём мы вели беседу, какие игры и задания выполняли?

Сегодня _ _ _ активно участвовал, _ _ _ нужно отвечать полным ответом,

_ _ _ _ быть внимательным.

Скажем друг другу спасибо! Вы большие молодцы!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности “Сказка в сказке” по развитию

лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе.

Тривоженко Е. И., учитель-логопед МКДОУ №3, г.Барабинск Новосибирской области

Цели: обогащать и активизировать словарь по теме; развивать точность движений мышц

языка; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; автоматизировать звук

“с” в связной речи; закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы; развивать

внимание, память, логическое мышление, выразительность речи, координацию движения и речи;

воспитывать любовь к животным, интерес к народному творчеству

Оборудование: клубок ниток, декорации для сказки “Заюшкина избушка”, сюжетные

картинки из сказок, картинки героев сказок, контуры героев или предметов из сказок.

Проведение НОД.

1.Оргмомент. Сегодня у нас будет сказка о сказке. А,

получилось или нет — вы скажете в конце нашей истории.

2.Артикуляционная гимнастика: Сказки бывают разные и вы это знаете. Вот одна из

них:

“Сказка о весёлом язычке” для зарядки язычка.

Как Язычок играл (авторская).

Жил-был Язычок. Хорошо жилось ему в домике. Домик хорошо

открывался и закрывался. Захочет Язычок погулять откроет домик и бежит на улицу.

Сначала посмотрит есть ли солнышко на небе, не тает ли снежок (есть ли лужи на

земле). Если нравится – бежит гулять.


Побегал Язычок и устал, решил отдохнуть, расслабился (лопатка).

Вдруг стало холодно, он замёрз и съёжился. Ему — то жарко (лопатка),

то холодно (иголочка). Чтобы согреться – решил попить из чашечки тёплого

молочка. Увидел индюк, что Язычок пьёт, а ему не даёт – рассердился (бл-бл-бл).


А Язычок поел и весело качался. Потом побежал на речку. По

дороге увидел пух и решил с ним поиграть, как ветер. А по речке плыл катер

(лодочка). Нос у него был поднят кверху. Язычок сделал так же. Весело плыл катер. В

небе появился самолёт и гудел: Л-Л-Л. И язычок тоже загудел

Поиграл Язычок, устал и спрятался в домик.

3. Объявление темы. Зачем мы делаем зарядку?

Что я вам рассказала во время зарядки?

Что такое сказка? (устное народное творчество, волшебство, превращения,

необычность)

Кто сочиняет сказки? (кто умеет придумывать, сочинять разные необычные

истории, фантазирует – тот и сказки умеет сочинять).

Как называют человека, который придумывает сказки и рассказывает?

(сказочник)

А если это делает женщина, то её называют…(сказочница).

Про кого вы знаете сказки? ( про людей, птиц, животных, предметы).

Если автора у сказки нет, её придумал народ. И такую сказку называют

…(народной).

Сегодня мы вспомним много сказок, узнаем, хорошие из нас сказочники могут

получиться или нет. А поможет нам волшебный клубок. Почему он волшебный? Потому что

необычный: с загадками, которые нам неизвестны. Останавливаться будет на каждой картинке

(дети по очереди отматывают клубок, останавливаясь на картинке, закреплённой на нитке)

4.Задания.


  • (Декорации, книга с картинкой).

Догадайтесь: в какую сказку мы попали? (“Заюшкина избушка” — русская

народная сказка).

Как бы по-другому вы назвали эту сказку? (зайкина избушка, зайкин дом,

избушка зайчика). Но народ назвал только так – “Заюшкина избушка”.

Вслушайтесь в это название. Почему заюшкина? Что можно сказать о зайце?

Какой он? (добрый, беззащитный, слабый, трусливый, боязливый, нерешительный) Как скажем про

него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)

  • Кто часто встречается в сказках кроме зайца?

“Лисичка со скалочкой” — назвать по сюжетной картинке.

Лиса какая? (хитрая)

Хитрую лису по-другому как мы называем? (плутовка)

Почему “плутовка”? (хитрит, обманывает)

Кого она обманула? (людей в деревне)

Как? ( Поменяла скалочку на курочку, курочку на гусочку, гусочку на

девочку)

Кто обманул лисичку? (мужик вместо девочки дал собаку)

Как она хитрила, хитрила и себя обхитрила? (интонированно передать

разговор лисы с частями тела).

Вот видите, звери в сказках бывают разные (подбор прилагательных):

Волк какой? – злой, добрый, глупый жадный.

Лиса какая? – хитрая, умная, ловкая.

Заяц какой? – трусливый, добрый, хвастливый.

Медведь какой? – неповоротливый, глупый, страшный, неуклюжий, добрый.

Физминутка. У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты,

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

“Я – охотница до птицы,

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку унесу.(И.Лопухина)

  • Мы с вами вспомнили сказки о животных. Почему вы решили, что это

    сказки? Разве не могла лиса выгнать зайчика, съесть курочку? (они разговаривают, живут в

    домиках, часто повторяются слова)

“Угадай сказку”:

“Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам”.

“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает”

“Ловись рыбка мала и велика”

“Поди лиса вон!”

“Я Колобок, Колобок по амбару метён…”

“Дедка за репку, бабка за дедку…”

“Сама лягу на лавочку. Хвостик под лавочку…”

“Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке…”

  • “Договори фразу из сказки”

“Посадил дед …, выросла репка …”

“Бежит молочко по …, с вымечка по …, с копытечка …”

“Кто, кто в теремочке …? Кто, кто в … …?”

“Несёт меня лиса за тёмные …, котик-братик … …”

“Сяду на пенёк, съем …”

“Вот пришла весна. Ледяная избушка у лисы …”

  • Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: “Назови

    ласково”

Любим сказки и их героев, назовём ласково.

Сестра – сестрёнка, сестричка, сестрица.

Волк – волчок.

Заяц – зайчик, заинька, заюшка.

Лиса – лисонька, лисичка, лисушка.

Колобок – колобочек.

Баба Яга – бабулечка Ягулечка, бабуленька Ягуленька.

Медведь – медведушка, мишенька.

  • “Узнай сказку по герою” — обвести по контуру предметы, героев из

    сказок. (дети сами выбирают цвет для контура)

  • “Будь внимательным”. А теперь, проверьте, выйдет ли из меня

    рассказчица сказок? Ничего не путаю?

“Жили-были дед и баба, и была у них кошечка Ряба”.

“В лесу, в маленькой избушке жили-были кот и петух. Петух рано утром

вставал, на охоту ходил, а котенька — коток оставался дом стеречь”.

“Построил зайка избушку ледяную, а лиса — лубяную”.

“Ходил, ходил медведь по лесу и заблудился. Видит – стоит избушка. В той

избушке жила Машенька”.

Вот клубочку и конец, а кто слушал – молодец.

Итог. Размотался волшебный клубок, закончилось наше

путешествие.

Где мы были? (в сказках)

Что делали? (угадывали, рассказывали).

Что происходит в сказках — правда или нет?

Где мы можем познакомиться со сказками? (в книгах, мультфильмах, фильмах,

услышать от взрослых и друзей).

Получилась у нас сказка? Почему?

Используемая литература:

И.Лопухина “Речь. Ритм. Движение”, изд-во “Дельта”, Санкт-Петербург,

1997

Желаем успеха!

Родителям рекомендуется:

Читать,
пересказывать с детьми  русские народные
сказки: «Курочка», «Коло­бок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой»,
«Смоля­ной бочок», «Маша и медведь» и другие. Знать названия и содержание
сказок: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По
щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Кот, петух и лиса»,
«Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие;

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь: сказка, персонаж, автор, герой, Дед Мороз, Серый волк,
Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица, 
Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок,
Кащей Бессмертный, избушка, принц, принцесса, гусли, холст, бурелом, хворост,
болото, опушка,;

признаки: сказочный, прекрасный, волшебный,
заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, добродушный,  страшный, веселый, глупый, справед­ливый;

действия: колдовать, заворожить,
испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть,
притвориться.

Игра
«Наоборот»:

Добрый – злой, веселый – грустный,
правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец,
стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно,
заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко –
тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло, хитрый –
простодушный.

Пальчиковая гимнастика — «В гостях у
сказки» — повторить.

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках. Сжимают пальцы в
кулачок, начиная с большого пальца, разжимают по одному на название каждой
сказки.

Упражнение
«Теремок»
(на координацию речи с
движениями).

Стоит
в поле теремок, теремок. (Поднять руки над
головой, кончики пальцев правой руки соединить с кончиками пальцев левой,
образуя «крышу»)

Он не низок, не высок, не высок. (Присесть, затем встать)
На двери висит замок.
Никто его открыть не смог. (Сильно сцепить пальцы «в
замок» перед собой)

Слева зайка, справа мишка, (Кивать головою влево-вправо)
Отодвиньте-ка задвижку! (Тянуть руки в стороны, не размыкая
пальцев)

Слева ёжик, справа волк. (Кивать головою влево-вправо)
Открывают теремок, теремок. (Развести руки в стороны)

Повторить
правила:

Что такое звук, буква?

Какие звуки называем гласными,
согласными?

Почему звуки бывают глухими,
звонкими?

Повторить пройденные звуки и буквы:
(А, О, У, И, П, Т, К, М, Н, Б).

Читать слова: БОК,  БАК, 
КОТ,  КИТ,  ТОК, 
ТОМ,  КО-ТЫ,  МУ-КА, 
МА-КИ,  БАНТ, БИНТ, КУ-БИК,
КА-БИ-НА.

Читать предложения: УТО-МА 
КУ-БИК. 
У ТИ-МА 
БИНТ.
УКИ-ТА
БОК.

УКО-ТА БАНТ.

  • Лексиконы что это из рассказа льва толстого
  • Лексико стилистические особенности короткого английского рассказа
  • Лексико грамматические упражнения чтение сказки крылатый мохнатый да масляный старшая группа
  • Лексико грамматические упражнения чтение сказки крылатый мохнатый да масляный презентация
  • Лексика древней книжной речи так называемые славянизмы сочинение рассуждение