ЛТ « Русские
народные сказки»
Рекомендуется прочитать,
пересказать с детьми русские народные сказки: «Курочка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со
скалочкой», «Смоляной бочок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,
«Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и
Серый волк», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка» и другие.
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь: сказка, персонаж,
автор, герой, Серый волк, Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица, Василиса
Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный,
избушка, гусли, холст, бурелом, хворост, болото, опушка…
Слова — признаки: сказочный,
прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый,
добродушный, страшный, веселый, глупый, справедливый…
Слова — действия: колдовать,
заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься,
набрести, спеть, притвориться…
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Сказка «У бабушки
с дедушкой»
Жили
были дедушка и бабушка.
К
НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С
НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА
С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние
зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ
ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ
ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ
МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО
И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С
НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за
нижними зубами).
ГУБЫ
СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают
воздух),
И
САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк
с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА
ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ
НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК
ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его,
завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК
С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком губы).
ЧАШКИ
ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА
НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ
ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ
БЫЛ ЗАВТРАК — МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА
ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ,
КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и
двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ
НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ
В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА
ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И
НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ
ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ
КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а
палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА
СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (кончик языка тянется то к носу, то к подбородку),
ВСЕ
МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ
КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ
НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА
СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ
ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье).
ВОТ
ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной
связки),
ВОТ
НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ
ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО
СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе;
упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот
и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Беседа с детьми
−
Побеседуйте с детьми, что такое сказка, откуда к нам пришли сказки, какие
бывают сказки.
− Где можно познакомиться с книгой?
− Перечислите известных сказочных героев.
Пальчиковая
гимнастика «Репка»
Тянут,
тянут бабка с дедкой, (Дети
вытягивают большие пальцы).
Из
земли большую репку. (Указательные).
К
ним пришла тут внучка, (Средние).
Подбежала
Жучка, (Безымянные).
Кошка
тоже потянула. (Мизинцы).
Хоть
держалась крепко, (Сжимают –
разжимают пальцы).
Вытянута
репка! (Поднимают
руки).
Физминутка
«Теремок»
Стоит в поле терем, теремок. (Поднять
руки над головой, образуя «крышу»)
Он не низок, не высок, не высок. (Присесть, затем встать)
На двери висит замок.
Никто его открыть не смог. (Сильно сцепить пальцы «в замок» перед собой)
Слева зайка, справа мишка, (Повороты влево-вправо)
Отодвиньте-ка задвижку! (Тянуть руки в стороны, не размыкая пальцев)
Слева ёжик, справа волк. (Кивать головою влево-вправо)
Открывают терем, теремок. (Развести руки в стороны)
Дидактические игры
и упражнения
«Отгадай сказку». Перечисляем персонажей сказки — дети отгадывают и называют
сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна-
лягушка»).
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз
(«Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»).
Коза, козлята, волк («Волк и семеро козлят»)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга («Гуси-Лебеди»)
Бык, баран, свинья, гусь («Зимовье зверей»)
Дед, бабка, внучка, Жучка («Репка»)
Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-норушка («Теремок»)
Чистоговорки:
Сы-сы-сы
– у мышек есть усы.
Со-со-со
– у лягушки колесо.
Си-си-си
— ехал зайка на такси.
Са-са-са
– к нам пришла лиса.
Су-су-су-
наш медведь живёт в лесу.
Се-се-се
— на скамейку сядут все.
«Подбери признаки и действия»
Сказка
(какая?) – народная, волшебная, смешная, весёлая…
Герой (какой?) – заколдованный, хитрый, умный, злой, глупый, весёлый…
Сказочные персонажи (что делают?) ‒ колдуют, рассказывают, притворяются,
поют, спасают…
Читатель (что делает?) − читает, смотрит, бережёт…
«Наоборот»
Добрый
– злой, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный,
утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий –
низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать,
молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно
– тепло, хитрый – простодушный.
«Скажи со словом «нет»
Лиса
– нет лисы Лягушка – нет лягушки
Мышка – нет мышки Кошка – нет кошки
Жучка
– нет Жучки Машенька – нет Машеньки и т.д.
«Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет
одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Мышка — … (норушка) Лягушка — … (квакушка)
Зайчик — … (побегайчик) Лисичка — … (сестричка)
Волчок — (Серый бочок) Петушок — (Золотой гребешок)
Гуси — (Лебеди) Сестрица — (Алёнушка)
Братец — (Иванушка)
Баба — … (Яга, костяная нога)
Коза — … (дереза)
Курочка — … (Ряба)
Крошечка – … (Хаврошечка) Царевна — … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист — … (Ясный сокол)
Василиса … (Прекрасная)
«Кто за кем? »
Цель игры: Закрепление знания
сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за,
перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать
наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления:
сначала, потом, первый, второй, последний. Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка»,
«Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.); кружки –
жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры: воспитатель просит разместить героев
знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка
объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто, как стоит, используя различные
предлоги. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.
«Чья песенка». Воспитатель читает
слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти
слова.
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка
Колобка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у
бабушки
Была внучка
Снегурушка,
Её подружки в лес
заманили,
Заманили –
покинули.
(Сказка
«Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки)
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка
Маши)
Как выскочу, как
выпрыгну –
Полетят клочки по
закоулочкам.
(Сказка
«Лиса, заяц и петух», песенка лисы)
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса»,
песенка лисы)
Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот,
петух и лиса», песенка Петушка)
Ку – ка – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух»,
песенка Петушка)
Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша
и медведь», песенка медведя)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
(Сказка «Волк и козлята», песенка
волка)
Алёнушка,
сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(Сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» слова Братца Иванушки)
«Хороший
и плохой сказочный герой»
«Инсценировать любую
сказку»
«Кто говорит эти слова?»
«Не пей, Иванушка, козлёночком
станешь» — Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» — Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» —
Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» — Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» —
Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» —
Морозко.
«По — щучьему велению, по моему
хотению…» – Емеля
«Битый небитого везет» – Лисичка
«Избушка-избушка, повернись ко мне передом к
лесу задом…» — Иван- Царевич
«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от
тебя, и подавно уйду!» – Колобок
«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо
мной как лист перед травой.» — Ваня (Иван-дурак)
«Волшебные предметы» (закреплять
знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты («Сивка –
бурка»)
Печка – автомобиль («По щучьему велению»)
Влезла в правое, вылезла в левое –
машина, механизм, делающий работу
(«Хаврошечка»)
Загадки
Возле
леса на опушке Сидит
парень на печи,
Трое
их живут в избушке Уплетает
калачи,
Там
три стула и три кружки Прокатился
по деревне
Угадайте
без подсказки И женился
на царевне.
Кто
герои этой сказки?» (3 медведя) (Емеля из сказки
«По-щучьему велению»)
У Алёнушки сестрицы Унесла
его лиса
Унесли
братишку птицы, Аж
за тёмные леса,
Та
с подружками играла, Слышен
тонкий голосок
Братца
Ваню проморгала. Кто
же это? (Петушок)
(Гуси-лебеди)
Миша
по лесу идёт, Кощеем
заколдована,
Короб
на спине несёт – Иваном
очарована,
Пироги
для бабы с дедом Зелёная
подружка –
Внучка
Маша напекла — ….
(Царевна – лягушка)
Несговорчивого
Мишу
Вокруг
пальца обвела!
(Маша и медведь)
На
сметане мешён,
На
окошке стужён, круглый бок,
Румяный
бок, покатился…. (Колобок)
Тема: Русские народные сказки»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_russkie_narodnye_skazki.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Русские народные сказки.
Коррекционные задания по развитию речи для детей старшей группы.
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие лексико-грамматического строя речи
- Продолжи предложение:
Я знаю добрые сказки, интересные, волшебные, страшные, русские народные, длинные, короткие, поучительные.
- В сказке рассказывается о …
Лиса – о лисе, ёж – о еже, медведь – о медведе
волк –о волке Заяц – о зайце, коза – о козе,
лягушка – о лягушке мышка – о мыше, девушка – о девушке, царь –о царе, собака – о собаки, петух –о петухе кошка – о кошке Козлёнок – о козлёнке
медвежонок – о медвежёнке.
Мышь – мышка лягушка – лягушечка заяц – зайцик волк – волчок Лиса – лисичка медведь – мишка петух – петушок бык – бычок
Один волк, два волка, три волка, ……, пять волков
Одна лиса, две лисы, ………………, пять лисиц
Один заяц, два зайца,…………, пять зайцев
Одна собака, две собаки,………, пять собак
Один медведь, ………………, пять медведей
В сказке как кого назвать?
Мышка – норушка, лягушка — . зайка — …, зайчишка — …,
волк – зубами щёлк, волчище — . волчок — ..(серый бочок),
лиса — ..(всему лесу краса), лисичка — …, мишка — …,
муха — …(горюха), комар — ..(пискун), петушок — …,
Ёжик — ..(ни головы, ни ножек). Баба-Яга — …(костяная нога), молодец – добрый, девица — ..(красавица),
Лиса – хитрая, изворотливая, обманщица, рыжая, красивая, хищная.
Волк – большой, серый, голодный, жадный, глупый, .
Медведь – большой, косолапый, добрый, сильный.
Заяц – трусливый, маленький, слабый, пугливый, безобидный.
Мышка – маленькая, шустрая, добрая, весёлая.
Царь – старый, глупый, жадный
Царевич – сильный смелый, красивый, находчивый, умный.
Девица (царевна) – нежная, ласковая, красивая, заботливая, трудолюбивая.
- Отгадай сказку по героям
Царь – 3 сына – стрела – болото – лягушка
Дед – бабка – внучка – Жучка – кошка – мышка
Муха- комар – мышка – лягушка – заяц – волк – лиса- медведь
Заяц – лиса – петушок.
Михаил Потапович – Настасья Петровна – Мишутка – Маша.
Алёнушка – Иванушка – козлёнок – Баба-Яга – молодец.
Баба-дед – Курочка- мышка- яичко.
Баба- дед- колобок- заяц- волк- медведь- лиса
Алёнушка-Иванушка-Баба-Яга-Яблоня- печка, гуси-лебеди-речка
Коза – волк — козлята
10.Продолжи сказочные слова:
« Я – колобок, колобок…..»
«По щучьему веленью…»
«Как выскачу, как выпрыгну …»
«Кто, кто в теремочке живёт…»
«Ловись, ловись …..рыбка большая пребольшая»
«Дед бил, бил не разбил ………»
11. Начинает сказка сказываться: (вспомни слова с которых начинаются сказки и заканчиваются):
НАЧАЛО- В некотором царстве, в некотором государстве. …
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве..
КОНЕЦ – Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
И стали они жить поживать, и добро наживать.
Медведь большой, а …мышка (мушка)…
Волк глупый , а лиса …
Колобок горячий – снегурочка -..
Волк голодный – лиса…
Заяц трусливый – петух — ..
Волк злой, а ёжик …
старый – новый большой – маленький
грязный – чистый добрый – злой
весёлый – грустный умный — глупый
трусливый – храбрый старый — молодой
здоровый – больной сильный — слабый
горячий – холодный худой — толстый
сытый – голодный низкий — высокий
хороший – плохой быстрый – медленный
13. Угадайте сказку. Вставь слово.
Как – то раз в лесу густом
Вырос домик под …..(кустом)
Ничего, что ростом мал
И кабан туда попал,
Всем хватило места в нём –
Вот какой чудесный ….
«Дзинь-ля-ля! – поёт синичка. –
14. Пальчиковая гимнастика « Мальчик – пальчик, где ты был?
Мальчик – пальчик, где ты был? Сгибание и разгибание пальцев в кулак
Я по сказочкам бродил! Сгибание и разгибание пальцев в кулак
Встретил я медведя, волка, Поочерёдно сгибать пальцы.
Зайку, ёжика в иголках,
Встретил белочку, синичку,
Встретил мышку и лисичку
И неведому зверушку «Колобок» сжать кулачки
Всем подарки подарил, Сгибание и разгибание пальцев в кулак
Всяк меня благодарил.
15. Физкультминутка: русскую народную сказку «Три медведя»:
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой, большой (поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок малютка просто (присесть)
Очень маленький он был, (присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь (имитация игры с погремушками).
Отгадай-ка . Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Этих сказочных друзей! (Ермолаева Н.В.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
У Алёнушки — сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята)
На кочке болотной
Когда же за нею
Царевич придёт. (Царевна – лягушка)
«ты из лужицы не пей
Не послушался мальчонка
Превратился он в козлёнка. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Послушав лисьего совета
Сидел на речке до рассвета
Рыбёшки, правда, не поймал
Лишь хвост бедняга потерял! (Волк и лиса)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить, да поживать
Да жильцов к себе пускать! (Теремок)
Из леса птицы прилетают
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
Озорников всегда там ждут. (Гуси – лебеди)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной, он, сам того не ведая,
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)
Развитие фонематического восприятия .
ПА-ПА-ТА МА-МЯ-МА НУ-МУ-НУ ША-ШО-УШ
БДА-БДО-БДУ ВО-ВО-ФО КА-ГА-ГА ДО-ТО-ДО
ЛИ-ЛИ-ЛЁ ЗЫ-ЗУ-СО ЦУ-ЦЫ-СА ЧУ-ЧИ-АЧ
Кто придумает больше слов на заданный звук.
Лексическая тема «Русские народные сказки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛТ « Русские народные сказки»
Рекомендуется прочитать, пересказать с детьми русские народные сказки: «Курочка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бочок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие.
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь: сказка, персонаж, автор, герой, Серый волк, Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица, Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный, избушка, гусли, холст, бурелом, хворост, болото, опушка…
Слова — признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, добродушный, страшный, веселый, глупый, справедливый…
Слова — действия : колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться…
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком губы).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ — МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК — МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (кончик языка тянется то к носу, то к подбородку),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.
Беседа с детьми
− Побеседуйте с детьми, что такое сказка, откуда к нам пришли сказки, какие бывают сказки.
− Где можно познакомиться с книгой?
− Перечислите известных сказочных героев.
Пальчиковая гимнастика «Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы).
Из земли большую репку. (Указательные).
К ним пришла тут внучка, (Средние).
Подбежала Жучка, (Безымянные).
Кошка тоже потянула. (Мизинцы).
Хоть держалась крепко, (Сжимают – разжимают пальцы).
Вытянута репка! (Поднимают руки).
Стоит в поле терем, теремок. (Поднять руки над головой, образуя «крышу»)
Он не низок, не высок, не высок. (Присесть, затем встать)
На двери висит замок.
Никто его открыть не смог. (Сильно сцепить пальцы «в замок» перед собой)
Слева зайка, справа мишка, (Повороты влево-вправо)
Отодвиньте-ка задвижку! (Тянуть руки в стороны, не размыкая пальцев)
Слева ёжик, справа волк. (Кивать головою влево-вправо)
Открывают терем, теремок. (Развести руки в стороны)
Дидактические игры и упражнения
«Отгадай сказку». Перечисляем персонажей сказки — дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).
Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Коза, козлята, волк («Волк и семеро козлят»)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга («Гуси-Лебеди»)
Бык, баран, свинья, гусь («Зимовье зверей»)
Дед, бабка, внучка, Жучка («Репка»)
Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-норушка («Теремок»)
Сы-сы-сы – у мышек есть усы.
Со-со-со – у лягушки колесо.
Си-си-си — ехал зайка на такси.
Са-са-са – к нам пришла лиса.
Су-су-су- наш медведь живёт в лесу.
Се-се-се — на скамейку сядут все.
«Подбери признаки и действия»
Сказка (какая?) – народная, волшебная, смешная, весёлая…
Герой (какой?) – заколдованный, хитрый, умный, злой, глупый, весёлый…
Сказочные персонажи (что делают?) ‒ колдуют, рассказывают, притворяются,
поют, спасают…
Читатель (что делает?) − читает, смотрит, бережёт…
Добрый – злой, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло, хитрый – простодушный.
«Скажи со словом «нет»
Лиса – нет лисы Лягушка – нет лягушки
Мышка – нет мышки Кошка – нет кошки
Жучка – нет Жучки Машенька – нет Машеньки и т.д.
«Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Мышка — … (норушка) Лягушка — … (квакушка)
Зайчик — … (побегайчик) Лисичка — … (сестричка)
Волчок — (Серый бочок) Петушок — (Золотой гребешок)
Гуси — (Лебеди) Сестрица — (Алёнушка)
Братец — (Иванушка) Баба — … (Яга, костяная нога)
Коза — … (дереза) Курочка — … (Ряба)
Крошечка – … (Хаврошечка) Царевна — … (лягушка)
Сивка … (бурка) Финист — … (Ясный сокол)
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний. Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.); кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ход игры: воспитатель просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто, как стоит, используя различные предлоги. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.
«Чья песенка». Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова.
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки)
Не садись на пенёк,
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши)
Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы)
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы)
Несёт меня лиса
За высокие горы!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка)
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка)
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
Вы, детушки, вы, батюшки
Ваша мать пришла,
Полны копытся водицы!
(Сказка «Волк и козлята», песенка волка)
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» слова Братца Иванушки)
«Хороший и плохой сказочный герой»
«Инсценировать любую сказку»
«Кто говорит эти слова?»
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» — Алёнушка.
«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» — Маша.
«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» — Медвежонок.
«Спасите, нас съел серый волк» — Козлята.
«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» — Волк.
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» — Морозко.
«По — щучьему велению, по моему хотению. » – Емеля
«Битый небитого везет» – Лисичка
«Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом. » — Иван- Царевич
«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!» – Колобок
«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой.» — Ваня (Иван-дурак)
«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты («Сивка – бурка»)
Печка – автомобиль («По щучьему велению»)
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
(«Хаврошечка»)
Возле леса на опушке Сидит парень на печи,
Трое их живут в избушке Уплетает калачи,
Там три стула и три кружки Прокатился по деревне
Угадайте без подсказки И женился на царевне.
Кто герои этой сказки?» (3 медведя) (Емеля из сказки «По-щучьему велению»)
У Алёнушки сестрицы Унесла его лиса
Унесли братишку птицы, Аж за тёмные леса,
Та с подружками играла, Слышен тонкий голосок
Братца Ваню проморгала. Кто же это? (Петушок)
Миша по лесу идёт, Кощеем заколдована,
Короб на спине несёт – Иваном очарована,
Пироги для бабы с дедом Зелёная подружка –
Внучка Маша напекла — …. (Царевна – лягушка)
Вокруг пальца обвела!
На сметане мешён,
На окошке стужён, круглый бок,
Румяный бок, покатился. (Колобок)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Лексический материал подходит для взаимодействия учителя — логопеда с воспитателями логопедических групп. Разработку можно использовать для работы как в старшей, так и в подготовительной к школе группе.
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Путешествие в мир русских народных сказок».
Альфира Файзуллина
Конспект открытого логопедического занятия на тему «Путешествие в мир русских народных сказок».
— уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
— закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи;
— учить внимательно слушать загадки и отгадывать их;
— закреплять представления о книжной графике, о творчестве художников-иллюстраторов русских народных сказок Е. М. Рачёва,
— развивать навыки звукового анализа и синтеза.
— развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение;
— закрепить умение мастерить поделки в технике оригами;
— совершенствовать мелкую и общую моторику.
— воспитывать у детей интерес, любовь к устному народному творчеству.
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, тетради, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, персонажи пальчикового театра «Петушок и бобовое зёрнышко», картинки с изображением теремка, матрёшек, лисички, мышки, волка, зайца, схема описательного рассказа.
1. Создание мини-библиотеки «Путешествие по русским народным сказкам», чтение русских народных сказок.
2. Беседы «Сказки — добрые друзья», «Мои любимые сказки».
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, беседа «Художники-иллюстраторы русских народных сказок Е. М. Чарушин и
6. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
7. Раскрашивание иллюстраций по русским народным сказкам.
8. Коллективная аппликация по мотивам сказки «Теремок».
9. Аппликация из пластилиновых шариков по мотивам сказки «Репка».
10. Аппликация в технике оригами по мотивам сказки «Царевна- лягушка»
11. Аппликация по мотивам сказки «Маша и медведь».
12. Просмотр мультфильмов по сказкам «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Каша из топора».
13. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок.
14. Проведение викторины «Знатоки сказок».
15. Организация конкурса детского рисунка «Моя любимая сказка».
16. Выставка работ детей, сделанных в период реализации проекта.
17. Дидактические игры «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?».
18. Консультация для родителей «Читаем детям сказки»
19. Информация для родителей в папке-передвижке «Для чего нужны сказки?», «9 причин рассказывать детям сказки».
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Логопед (вместе с детьми):
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?
Логопед: Правильно, Россия. Наш народ славится своими талантами. С давних пор на Руси народные умельцы делали игрушки, которые назывались по имени селений, где их создают. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и многое другое (демонстрация игрушек). Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. А ещё русский народ славится своими сказками. Вот о русских народных сказкахмы сегодня с вами и поговорим:
В чудо сказки – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок там не перечесть!
(показ презентации «Путешествие в мир сказок», беседа, отгадывание загадок).
2. Логопед: Мы с вами знаем пословицы о сказках. Давайте вспомним их.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. (Костя)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (Надя)
Кашу кушай, а сказку слушай. (Алмаз)
Хорошая сказка близка к правде. (Юля)
Пословицы на башкирском языке (Лейсан).
3. Логопед: Герои русских народных сказок о животных приготовили для вас задания. Постараемся их выполнить? (Ответы детей). Тогда начинаем. Первое задание приготовила нам мышка. Она предлагает нам вспомнить русскую народную сказку «Теремок» и расселить героев сказки в трёхэтажном теремке. Нужно определить количество слогов в названии сказочного персонажа и заселить его на соответствующем этаже.
3. Логопед: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Следующее задание для вас придумал зайка. Вспомните, в каких сказках встречается нам этот персонаж? Зайка просит нас угадать название животного, который чаще других встречается в русских народных сказках (на доске четыре матрёшки, дети должны, мысленно расположив их по росту, прочитать имя животного – лиса).
Сказки о лисе — самые популярные из числа сказок о животных. Помните, как, притворившись мертвой, она проводит простоватого мужика и крадет у него рыбу, учит глупого волка ловить хвостом рыбу в проруби, вымазавшись в квашне, заставляет пострадавшего по ее вине от побоев волка везти ее на себе,при этом напевая песенку: «Битый небитого везет». В сказках лиса хитрая, льстивая обманщица, иногда и сама попадающая впросак.
Сказка говорит нам о том, что корыстная выдумка, какой бы неправдоподобной и невероятной ни казалась (хвостом рыбу ловить, всегда найдёт глупца, который ей поверит.
Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц», крадёт петушка («Кот, лиса и петух», съедает колобка («Колобок»). Всех её проделок и проказ не перечислишь.
4. Логопед: Вы правильно угадали название сказочного персонажа – это лиса. А давайте мы с вами составим рассказ о лисе по картинкам (описательный рассказ по схеме).
Образец рассказа:
Лиса — это дикое животное. У неё красивый и тёплый рыжий мех, поэтому ей не холодно зимой. У лисы небольшая голова, маленькие глазки, длинный и очень пушистый хвост. Лиса живет в лесу, в норе. Лиса — хищница, охотится на зайцев, ловит мышей. Детёныши у лисы – лисята.
5. Работа по подбору слов – омонимов.
Следующий герой русских народных сказок – волк. Он тоже приготовил для вас задание. Послушайте стихотворение (чтение стихотворения, демонстрация картинки с лисичками – животными и грибами).
Мы – лисички, дружные сестрички.
Ну а вы – то, кто же?
Мы лисички тоже.
-Как, с одной-то лапкой?
-Нет, ещё со шляпкой.
Как вы думаете, почему грибы назвали лисичками?
Пальчиковая разминка «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Колобок – румяный бок.
Три медведя, волк, лиса.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
6 Логопед: Послушайте, ребята, кажется, кто-то идёт к нам в гости (звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»). В группу заходит сказочница с коробкой (в ней персонажи пальчикового театра «Петушок и бобовое зёрнышко»):
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Дети показывают гостям русскую народную сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».
7. Логопед: А теперь я предлагаю вам сделать поделку по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». На логопедических занятиях мы уже учились с вами складывать из бумаги разные фигуры. Сегодня будем складывать из бумаги петушка (показ на фланелеграфе и объяснение процесса изготовления поделки).
8. Логопед: У нас получились красивые картинки. Давайте их подарим нашим гостям.
Сегодня мы с вами совершили путешествие в мир русских народных сказок.
Вам понравилось наше путешествие? Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Логопед: Наша сказочница приготовила для вас угощение.
Сказочница:
За ваше старание, труд и смекалку
Хочу угостить вас сладким подарком!
Дидактическая игра «Чемодан сказок» ИГРАТЬ ФИГУРКАМИ МОЖНО КАК ЗА ЭКРАНОМ «ЧЕМОДАНА СКАЗОК», ТАК И В ЛЮБОМ ДРУГОМ МЕСТЕ (ЗА СТОЛОМ, В СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т. Д.).
Презентация «В гостях у сказки» Вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста. Обучающие задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
источники:
http://infourok.ru/leksicheskaya-tema-russkie-narodnye-skazki-5035302.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-logopedicheskogo-zanjatija-na-temu-puteshestvie-v-mir-ruskih-narodnyh-skazok.html
Слайд 1
Закрепление сказки « Петушок-Золотой гребешок и жерновцы » Сказка учит верности и преданности по отношению к близким людям.
Слайд 2
Работа со словарем Жерновцы Позарился Зажили припеваючи Мельничка Жёлудь Ни с чем остался Боярин Кочеток Невредим Невзгоды
Слайд 3
По содержанию какой сказки мы будем беседовать?
Слайд 4
Загадки Он важно по двору гуляет. Есть шпоры — только нет коня. Есть гребень, только каждый знает, Что им причёсывать нельзя. В золотой клубочек Спрятался дубочек.
Слайд 5
Волшебные предметы Жёлудь Кочеток Жерновцы Как вы думаете, какой из них самый волшебный? Конечно желудь, ведь с него всё и началось, из него вырос дуб до неба. А кто такой кочеток? В некоторых областях до сих пор петуха называют кочет, коч . Почему старик со старухой не захотели продавать жерновцы ? Волшебные подарки не продаются, даже за самые большие деньги.
Слайд 6
Узнай сказку, где петушок-главный герой .
Слайд 7
Работа с пословицами В огне не горит и в воде не тонет. Чужое добро впрок не пойдёт. Не падай духом, сопротивляйся невзгодам, получишь награду. Не падай духом, не умирай раньше смерти.
Слайд 8
Троекратный повтор- характерная особенность русских народных сказок. Сколько раз кочеток уговаривал боярина отдать жерновцы ? ( три раза) Сколько раз петушок кричал? (три раза) На воротах, потом на балконе и, наконец, в палаты влетел. Все ближе и ближе подбирался.
Слайд 9
Физминутка про петушка Ах, красавец-петушок! На макушке – гребешок, А под клювом –то бородка, Очень гордая походка. Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает. Раньше всех петух встаёт. Громким голосом поёт: Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! Всем давно пора вставать!
Слайд 10
Вопросы к сказке Почему старик со старухой поехали в лес? Для чего старик со старухой стали рубить пол? Что давали жерновцы старику и старухе? Кто украл жерновцы у старика и старухи? Что приказал сделать боярин с петушком? Что приговаривал петушок? Что сделал петушок в печи? Куда улетел петушок с жерновцами от боярина?
Слайд 11
Скороговорка Пошли петухи К червякам в пастухи. Всех пересчитали, Всех переклевали.
Слайд 12
Из каких геометрических фигур состоит петушок? изображение петушка?ИИ
Слайд 13
Домашнее задание (раскрась картинку)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Дети
должны:
пересказывать
русские народные сказки: «Курочка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Лисичка со
скалочкой», «Смоляной бочок» и другие в зависимости от возраста;
знать
названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гусилебеди», «Царевна-лягушка»,
«Снегурочка», «Красная Шапочка», «Лисичка-сестричка и Серый волк» и другие;
знать,
что сусек — это отгороженное место в амбаре, где хранится мука, а завалинка —
земля, которой засыпают низ избы с наружной стороны.
Расширение
словарного запаса детей:
названия: сказка, персонаж,
герой, Дед Мороз, Серый волк, Красная Шапочка, Иванушка-дурачок, Василиса
Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, принц, принцесса;
признаки: сказочный,
прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный,
веселый, глупый, справедливый;
действия:
колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать,
пуститься, набрести, спеть, притвориться.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Узнавание
предмета по ключевым словам «Из какой сказки?»
Царь,
три сына, стрела, болото, лягушка.
(«Царевна-лягушка».)
Царь,
три сына, Сивка-бурка, царевна.
(«Сивка-бурка».)
Царь,
три сына, Иванушка, Конек-горбунок.
(«Конек-горбунок».)
Отец,
мачеха, три дочери, царь, принц, фея.
(«Золушка».)
Злая
мачеха, две дочери, Дед Мороз.
(«Морозко».)
«Узнай
нас» (послушай стихи, назови героев сказок)
На
сметане мешен,
На
окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился
… (колобок).
Лечит
маленьких детей,
Лечит
птичек и зверей.
Сквозь
очки свои глядит
Добрый
доктор … (Айболит).
Бабушка
девочку очень любила.
Шапочку
красную ей подарила.
Девочка
имя забыла свое.
А
ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка.)
Носик
круглый, пятачком,
Им
в земле удобно рыться,
Хвостик
маленький крючком,
Вместо
туфелек — копытца.
Трое
их — и до чего же
Братья
дружные похожи.
Отгадайте
без подсказки,
Кто
герои этой сказки?
(Три поросенка.)
Возле
леса, на опушке,
Трое
их живет в избушке.
Там
три стула и три кружки,
Три
кроватки, три подушки.
Угадайте
без подсказки,
Кто
герои этой сказки?
(Три медведя.)
У
отца был мальчик странный,
Необычный
— деревянный,
Но
любил папаша сына.
Что
за странный
Человечек
деревянный
На
земле и над водой
Ищет
ключик золотой?
Всюду
нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино.)
Толстяк
живет на крыше, Летает он всех выше.
(Карлсон.)
Она
красива и мила,
А
имя ее от слова «зола».
(Золушка.)
Вместе
с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш … (Малыш.)
МИНУТКА
ОТДЫХА
Я,
колобок, колобок!
По
амбару метен, по сусекам скребен,
На
сметане мешен, в печку сажен,
На
окошке стужен.
Я
от дедушки ушел,
Я
от бабушки ушел,
Я
от зайца ушел,
Я
от волка ушел,
От
медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
Конспект
логопедического занятия
«Русские народные
сказки»
Задачи:
1. Образовательные:
• учить детей понимать образное содержание
сказки;
• расширять и уточнять представление детей
о животных, природе;
• закреплять умение наблюдать.
2. Развивающие:
• развивать у детей слуховое внимание;
• развивать умение отгадывать загадки;
• развивать мышление, память, внимание,
мелкую моторику.
3. Речевые:
• активизировать словарный запас;
• учить отвечать полными предложениями;
• употребление в речи прилагательных.
4. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к сказке.
Оборудование: ноутбук,
презентация, сюжетные картинки.
Ход занятия
I.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
с вами отправимся в путешествие, а название страны вы должны угадать. Сначала
отгадайте загадки:
Дед с бабой слезами горючими плачут.
За что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да вот только мышь — наказанье такое-
Разбила его.
И сама уж не рада.
Но всех успокоила. Кто? (Курочка Ряба)
С пылу, с жару, из печи,
Ни минуты не молчит.
По тропинке катится,
Подвигами хвалится.
— Кто же это? (колобок)
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог.
Это сказка? (Теремок)
Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня
поговорим?
Дети: Мы поговорим о сказках.
Логопед: Правильно! Мы сегодня отправимся
в путешествие по русским народным сказкам.
Сказку любим с детских лет.
Сказка шлёт нам свой привет.
И девчонки, и мальчишки –
Все читают сказки в книжках.
Сказка учит нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.
Наша помощь им нужна
Вы готовы, дети?
Дети: Да!
Логопед: Что ж, друзья, пора в дорогу,
Поспешим мы на подмогу!
— А какие сказки вам читали ваши родители,
бабушки, дедушки и ваши воспитатели? Вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза
1 мин).
Дети: Моя любимая сказка «Колобок»,
«Репка» и т. д.
Логопед: Молодцы! Сколько хороших сказок
вы знаете!
Логопед: Сейчас отгадайте из каких сказок
эти выражения? Я начну, а вы дальше продолжите:
Я от бабушки ушел, … (слайд 1)
Не садись на пенек, … (слайд 2)
Снесла курочка яичко, … (слайд 3)
Позвал дед бабку, …. (слайд 4)
Логопед: Как вы думаете, кто придумал
русские народные сказки? (Русский народ, поэтому они называются русские народные
сказки).
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Сейчас мы с вами расскажем и
покажем нашим гостям сказку про Язычка. Жил был Веселый Язычок. Он любил
играть, путешествовать. Захотелось ему поиграть. Открыл он сначала одну дверку
домика (губы, затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел
солнышко и решил погреться, позагорать (упр. «Лопаточка»). Позагорал и
опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел налево,
потом направо. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, из стороны
в сторону как часики (упр. «Часики»). Потом решил покачаться на качелях:
вверх-вниз (упр. «Качели»). Покачался и вернулся в домик, решил попить
чай из красивой чашечки (упр. «Чашечка») с вкусным вареньем из клубники
(упр. «Вкусное варенье»). Поел и решил покататься на лошадке (упр. «Лошадка»).
2. Физминутка
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
3. Развитие мелкой моторики рук
Логопед: Соберите картинки, которые
рассыпались, перепутались и угадайте название сказки. (Дети собирают картинки).
Как называется эта сказка?
4. Развитие словарного запаса
Дети: Это сказка называется «Теремок».
Логопед: Давайте вспомним, кто же первый
теремок нашел? (Дети перечисляют всех зверей по порядку)
Логопед: Расскажите мышка какая?
Дети: Мышка маленькая, серая, с длинным
хвостом, глазками – бусинками.
Логопед: Что она умеет делать?
Дети: Мышка пищит, шуршит, грызет,
бежит.
Логопед: Расскажите, какая лягушка? Что
она умеет делать?
Дети: Лягушка зеленая, пучеглазая, с
большим ртом. Она квакает, прыгает.
Логопед: Какой заяц? Что он умеет делать?
Дети: Заяц белый, может быть серым, с
длинными ушами, коротким хвостиком, трусливый. Он прыгает, бегает, грызет
морковку.
Логопед: А какой волк? Что он умеет
делать?
Дети: Волк серый, зубастый, сердитый, голодный,
похож на собаку. Он умеет выть на луну, охотиться.
Логопед: Расскажите про лисичку. Какая
она? Что умеет делать лисичка?
Дети: Лисичка рыжая, хитрая, с большим
пушистым хвостом. Она крадется, охотится.
Логопед: Расскажите про медведя, какой он?
Что он умеет делать?
Дети: Медведь большой, лохматый,
косолапый, сердитый. Он любит есть мед, рычит, умеет плавать.
Логопед: Кто сломал теремок? Кто его не
уберег?
Дети: Мишка — косолапый сломал.
Логопед: А почему он теремок сломал?
Дети: Медведь большой, а теремок
маленький, в нем было много зверей. (рассматривание картинок).
Логопед: Правильно. А теперь скажите,
мышка где живет? Где живет лягушка? Где живет волк? Где живет лиса? Где живет
заяц? Где живет медведь?
Дети: Мышка живет в норке, лягушка
живет в болоте, волк живет в логове, лиса и заяц живут в норке, медведь
спит в берлоге.
4. Итог:
Логопед: Молодцы, ребята! В какой стране
мы с вами путешествовали? Вам понравилось путешествовать по стране Сказок?
Какие сказки вспомнили?
5. Домашнее задание
Логопед: Сегодня вечером придете домой,
нарисуйте свою любимую сказку.