«Мороз Иванович» главные герои сказки являются противоположностями. Характеристика героев — Мороза Ивановича, Рукодельницы и Ленивицы поможет определить их черты характера и дать описание персонажей сказки Одоевского.
Содержание
- Главные герои сказки «Мороз Иванович»
- Характеристика героев сказки «Мороз Иванович»
- Характеристика Мороза Ивановича
- Характеристика Ленивицы из сказки «Мороз Иванович»
- Характеристика Рукодельницы из сказки «Мороз Иванович»
Главные герои сказки «Мороз Иванович»
- Рукодельница — добрая, трудолюбивая и скромная девочка. Она делала всю работу по дому, а оказавшись у колодце выполняла все задания Мороза Ивановича, за что и была вознаграждена.
- Ленивица — ленивая девочка, которая спит до обеда, потом считает мух и жалуется на скуку. Мороз Иванович за лень и бездействие отблагодарил девочку льдышками.
- Мороз Иванович — добрый и справедливый волшебник, обитает в колодце, нанимает на службу каждую из девочек.
- Прасковья — строгая нянюшка, которая живёт с обеими девочками.
Характеристика героев сказки «Мороз Иванович»
Характеристика Мороза Ивановича
Мороз Иванович — добрый волшебник, повелитель морозов и снегов, живший в колодце. Мудрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Внешне похож на дедушку с большой бородой. Любит сидеть на ледяной скамейке, пожевывая ледяные комочки. Старичок живет в ледяном доме, а спать предпочитает на мягкой перине из снега. Мороз Иванович следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.
Справедливость является одним из главных качеств старичка — он щедро одаривает добрую и безотказную Рукодельницу и наказывает Ленивицу, девочку ленивую и завистливую.
Мудрый Мороз Иванович — вежливый, доброжелательный, справедливый волшебник.
Характеристика Ленивицы из сказки «Мороз Иванович»
Ленивица — одна из героинь сказки. Девочка эта ленивая, невоспитанная, злая, вредная. Она была неблагодарной, самонадеянной, невнимательной, капризной и грубой девочкой. Ленивица не привыкла работать, она только и делала, что спала до обеда, требовала потом себе еды, да мух считала. Ленивица совсем не выполняет просьбы нянюшки, ей даже очень лень вытащить пирожки из печи, ей трудно нарвать яблок.
Она думала, что все должный ей, а она может при этом никого не уважать и советов ничьих не слушать.
Мороз Иванович дал ей такие подарки, какие она заслужила. Эти подарки на солнце растаяли и их не стало.
Характеристика Рукодельницы из сказки «Мороз Иванович»
Рукодельница добрая, трудолюбивая, вежливая, чистоплотная и отзывчивая. Она всегда выполняла сама работу по дому: печет хлеб, воду из колодца носит, одежду чинит, шьет и кроет, постель взбивает, одевается самостоятельно, в отличие от сестры. Любит интересоваться людьми, мила в общении, спешит исполнить просьбы. Отзывчивая девочка помогла печке с яблонькой, когда те ее о помощи попросили, причем сделала это ласково и не грубо.
Девочка была скромная, заботливая и ласковая. Она не считала, что за ее заботу ей кто-то что-то должен, а просто делала, то что нужно.
Ей совсем не сиделось на месте, она всегда находила себе занятие. Оказавшись в доме Мороза Ивановича она также помогает старичку, несмотря на то, что руки ее мерзнут. Героиня любознательна и у неё имеется стремление к постижению новых знаний. Она не стесняется задавать Морозу Ивановичу вопросы и внимательно слушает его ответы. Добрый старик оценил ее душевную чистоту и благородство, подарил ей хорошие подарки. А скромная девочка, не стала этим хвастать, а просто их в дом принесла для всех.
Сюжет — краткое содержание
- Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька велит ей спуститься вниз и достать ведро.
- Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и берет из печи пирожки.
- Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его перину, и возвращается с богатыми дарами.
- Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется за ним.
- Она отказывается от яблок и пирогов, кормит Мороза Иванович помоями и ничего не делает.
- Ленивица получает в дар ведро со льдинками и сосульку на нос.
Композиция книги
Построение сказания Одоевского близко к устному народному эпосу. Такое повествование задевает самые потайные уголки души. Вот из каких частей состоит «Мороз Иванович»:
- Присказка. В её качестве используется добрая и поучительная пословица. Автор говорит своим читателям, что «даром в жизни без труда ничего не даётся».
- Зачин. Говорится о двух девочках, Рукодельнице и Ленивице, которые живут с нянюшкой. Эта часть показывает читателям события, уже произошедшие. За основу повествования взято противопоставление двух девушек.
- Завязка. Рукодельница спускается по верёвке на дно колодца и видит удивительный мир. Преодолев все испытания, она встречается с Морозом Ивановичем. Она хорошо ему служила, за что получила хорошее вознаграждение.
- Кульминация. В дивное царство отправилась Ленивица.
- Развязка. Ленивица не справилась с испытаниями и вернулась домой со смешными подарками.
Пословицы к произведению
Лень до добра не доводит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Второстепенные герои сказки
Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.
О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…
Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.
Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.
Девочка Ленивица
Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.
Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.
Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:
— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;
— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;
— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.
Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.
Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.
Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?
Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом. Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
- сильнее выражена изобразительность
- образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
- ярко выражена авторская позиция
- в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.
Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи урока:
- Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
- Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
- Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Ход работы
Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.
Народная сказка «Морозко» | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
Сказки о животных
«Иван-царевич и серый волк»
«Как мужик гусей делил»
Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
- волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
- волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
- волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
- волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).
После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.
К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.
Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.
Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.
Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
- чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
- сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
- волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Краткий пересказ
В одной семье проживали две сестры вместе с няней. Одну звали Рукодельница, а вторую — Ленивица. Первая дочка любила трудиться и проявляла смекалку. Она рано вставала, топила печку, месила тесто, подметала избу, кормила петуха и носила воду из колодца. Ленивица же ничего не делала, только просиживала у окошка и считала мух.
Однажды Рукодельница пошла к колодцу за водой. Как вдруг верёвка оборвалась, и ведёрко упало на дно. Девочка расплакалась и вернулась ни с чем. Рассерженная няня отправила её обратно и приказала без ведра не возвращаться.
Прыгнула девушка в колодец и упала на самое дно. Прошлась она немножко и увидела чудо-печь, а в ней пирожок. Он заговорил с Рукодельницей и попросил взять с собой. Так девочка и сделала.
Дальше на пути она увидела яблоню с золотыми яблоками. Та попросила девушку потрусить её. Просьба была выполнена. Вдруг она встретила Мороза Ивановича. Старик сказал, что вернёт ведро, если Рукодельница потрудится у него. Она охотно согласилась. Девочка должна была убираться в избе, готовить еду, штопать бельё, гладить одежду. Всё исправно выполняла труженица и через три дня получила обратно ведро. Только набито оно было серебряными пятаками и бриллиантами. С такими подарками вернулась Рукодельница домой.
Позавидовала Ленивица сестре и тоже бросилась в колодец. Только по дороге девочка отказалась помочь печке и яблоне. В хоромах Мороза она тоже не трудилась как следует. В награду она получила от хозяина серебряный слиток и большой бриллиант. Вернулась она домой счастливая. Вдруг серебро превратилось во ртуть, а от камня вообще ничего не осталось.
Заплакала ленивая девушка, только в жизни добро всегда оплачивается добром, а лень и злые поступки вознаграждаются той же монетой.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Характеристика главных героев:
Кратко:
Мороз — строгий, величественный, но добрый. Справедливый и мудрый.
Рукодельница — простая и работящая. Добрая, отзывчивая и любознательная. Помогла старику и получила награду.
Ленивица — злая, грубая и ленивая.Получила урок за свои капризы.
Подробно:
Характеристика Мороза Ивановича
Мороз Иванович — добрый волшебник, повелитель морозов и снегов, живший в колодце. Мудрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Внешне похож на дедушку с большой бородой. Любит сидеть на ледяной скамейке, пожевывая ледяные комочки. Старичок живет в ледяном доме, а спать предпочитает на мягкой перине из снега. Мороз Иванович следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.
Характеристика Ленивицы из сказки «Мороз Иванович»
Ленивица — одна из героинь сказки. Девочка эта ленивая, невоспитанная, злая, вредная. Она была неблагодарной, самонадеянной, невнимательной, капризной и грубой девочкой. Ленивица не привыкла работать, она только и делала, что спала до обеда, требовала потом себе еды, да мух считала. Ленивица совсем не выполняет просьбы нянюшки, ей даже очень лень вытащить пирожки из печи, ей трудно нарвать яблок. Она думала, что все должный ей, а она может при этом никого не уважать и советов ничьих не слушать. Мороз Иванович дал ей такие подарки, какие она заслужила. Эти подарки на солнце растаяли и их не стало.
Характеристика Рукодельницы из сказки «Мороз Иванович»
Рукодельница добрая, трудолюбивая, вежливая, чистоплотная и отзывчивая. Она всегда выполняла сама работу по дому: печет хлеб, воду из колодца носит, одежду чинит, шьет и кроет, постель взбивает, одевается самостоятельно, в отличие от сестры. Любит интересоваться людьми, мила в общении, спешит исполнить просьбы. Отзывчивая девочка помогла печке с яблонькой, когда те ее о помощи попросили, причем сделала это ласково и не грубо. Девочка была скромная, заботливая и ласковая. Она не считала, что за ее заботу ей кто-то что-то должен, а просто делала, то что нужно. Ей совсем не сиделось на месте, она всегда находила себе занятие. Оказавшись в доме Мороза Ивановича она также помогает старичку, несмотря на то, что руки ее мерзнут. Героиня любознательна и у неё имеется стремление к постижению новых знаний. Она не стесняется задавать Морозу Ивановичу вопросы и внимательно слушает его ответы. Добрый старик оценил ее душевную чистоту и благородство, подарил ей хорошие подарки. А скромная девочка, не стала этим хвастать, а просто их в дом принесла для всех.
Сказка о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице, которые жили с нянюшкой. Уронила как-то Рукодельница ведро в колодец, полезла за ним и попала в царство Мороза Ивановича. Прожила она у дедушке три дня, выполнила все поручения и вернулась домой с подарками. За ней и Ленивица полезла в колодец, да вот работать она не умела, за что и вернулась ни с чем. У братьев Гримм есть сказка с похожим сюжетом – Госпожа Метелица.
«Мороз Иванович» читать
В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?»
Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть?
Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:
— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.
Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!
Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт она дальше.
Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:
— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар.
— А! — сказал он.- Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
— Знаю я, зачем ты пришла,- говорит Мороз Иванович, — ты ведёрко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь,- прибавил Мороз Иванович,- мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
Рукодельница послушалась. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.
Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.
— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка.
Рукодельнице стало жаль бедной травки.
— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
— Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.
— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович,- сказала Рукодельница,- зачем ты в колодце-то сидишь?
— Я затем в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович,- мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.
— А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
— А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постель.
Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала.
Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.
Мороз Иванович отсыпал рукодельнице серебряных пятачков в ведерко. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.
На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: — Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделие деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе на память брильянтик — косыночку закалывать.
Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.
Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидев её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:
Кукареку-кукареки!
У Рукодельницы в ведёрке пятаки!
Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом промолвила: — Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделие получают!
Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.
Ленивице очень не по вкусу было идти к старичку работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже.
Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку да и бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.
А Ленивица ему в ответ:
— Да, как бы не так! Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь.
Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:
— Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица.- Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают!
И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.
— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.
— Пришла я к тебе,- отвечала Ленивица,- послужить да за работу получить.
— Дельно ты сказала, девочка,- отвечал старик,- за работу деньга следует, только посмотрим, какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.
Пошла Ленивица, а дорогой думает:
«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».
Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень ей было посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас — всё по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всё было мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё кваску подлила, а сама думает:
«Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».
Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала.
Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах. — Хорошо ты готовишь, — заметил он улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.
Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.
После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.
Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так её и бросила.
А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.
А Ленивице то и любо; думает себе:
«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».
На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.
— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок.- Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.
— Да, как же! — отвечала Ленивица.- Я ведь у тебя целых три дня жила. — Знаешь, голубушка,- отвечал старичок,- что я тебе скажу: жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.
С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.
Пришла домой и хвастается.
— Вот, — говорит,- что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжёлый, да и брильянт-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…
Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:
Кукареку-кукурекулька,
У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление.
(Илл. В.Конашевича, изд. Детгиз, 1986 г.)
❤️ 484
🔥 325
😁 322
😢 166
👎 168
🥱 200
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Как описать Рукодельницу и Ленивицу в сказке «Мороз Иванович»?
Литературное чтение 3 класс Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная, самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.
2 ответа:
2
0
Ленивица в сказке «Мороз Иванович» была неблагодарной, самонадеянной, невнимательной, капризной и грубой девочкой.
Ленивица не привыкла работать, была глупой, думала, что все должный ей, а она может при этом никого не уважать и советов ничьих не слушать.
Мороз Иванович дал ей такие подарки, как она заслужила. Эти подарки при солнечном свете просто растаяли и их не стало.
<hr />
Рукодельница же наоборот очень отзывчивая, скромная, заботливая, ласковая и трудолюбивая.
Она не считала, что за ее заботу ей кто-то что-то должен, а просто делала, то что нужно.
Мороз Иванович оценил душевную чистоту и благородство девочки и подарил ей хорошие подарки.
Как автор сказки «Мороз Иванович» относится к Рукодельнице и Ленивице?
1
0
Рукодельницу, используя предлагаемые определения нам удалось описать быстрее и проще. О рукодельнице получилось такое описание:
<hr />
Рукодельница была очень трудолюбивой девочкой. Ей совсем не сиделось на месте, она всегда находила себе занятие, потому ей и скучать было некогда. И к работе она подходила с выдумкой, например, воду угольком чистила, чтобы та становилась чистой и прозрачной. Девочка эта была еще очень доброй и отзывчивой, она помогла печке с яблонькой, когда те ее о помощи попросили, причем сделала это ласково и не грубо. Скромность Рукодельницы заключена в том, что она не стала хвалиться своими подарками, которыми ее Мороз наградил, а просто их в дом принесла для всех.
<hr />
А вот про Ленивицу писать оказалось труднее, но и про нее мы составили свое описание.
Эта девочка была очень грубой и капризной, она только и делала, что спала до обеда, требовала потом себе еды, да мух считала. При этом еще на всех и покрикивала. А как пришла Рукодельница домой с ведерком пятачков, так и вовсе Ленивица завистью обросла. Только это и заставило ее идти к Морозу Ивановичу, да самонадеянность погубила лентяйку, которая решила, что не работая можно награду получить. Вот за все свои «хорошие поступки» она и получили те награды, что растаяли, едва она порог дома переступила.
Читайте также
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Природа не сопротивляется морозу в стихотворении Некрасова, она покорна суровому воеводе. А тот довольный обходит свои новые обширные владения, следя за тем, чтобы все было по его разумению. Он шутливо стучит палицей по веткам, шагает по деревьям, по застывшим рекам, трещит, осматривает снега и узоры. Все это описания того, как покоряется природа появлению Мороза.
А Мороз не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше, добраться до океана, построить ледяные дворцы и мосты.
Что же это за мосты? Это просто скованные от берега до берега реки. Это ледяной панцирь, который укрылась бегущая вода и по которому легко перейти реку как по мосту.
А последние две строчки сравнивают ледяное и снежное царство Мороза с богатыми хоромами, где сверкают алмазы и жемчуг льдинок.
Сделаем словесное описание картины, которую нарисовал в своем стихотворении «Густой зеленый ельник» поэт Иван Бунин.
Еловый лес стоит присыпанный белым снегом. На этом снегу, как на открытой страницы книги мы видим следы того, что происходило.
Вот след оленя, который пробирался сквозь ельник и кое-где останавливался, чтобы почесать об стволы деревьев рога и попробовать на зуб кору дерева. В этих местах снег утоптан глубже, а с деревьев осыпалась хвоя.
Но вот олень услышал лай собак и сразу перешел на быстрый бег. Он совершает длинные прыжки, он полон силы и собакам конечно не угнаться за гордым и красивым зверем.
Добрый день, я слон и у меня есть имя — меня зовут Томми. Я живу и выступаю в зверинце, куда приходит много народу. Но вот однажды, мой хозяин немец, пришел ко мне и взял меня с собой ночью на прогулку. Мы шли по темным улицам города и подошли к одному дому. Двери дома были раскрыты настежь. Хозяин протянул мне фисташковый торт и мы стали подниматься по лестнице в дом. Там была большая комната, на полу была солома. Мне одели на ногу кольцо и привинтили его к полу. Передо мной положили овощи, а потом все легли спать.
Рано утром, когда все проснулись и позавтракали я увидел маленькую девочку в коляске. Девочка поздоровалась со мной и протянула мне свою руку. Потом мы с ней немного поиграли. Девочку звали Надя, ей исполнилось шесть лет, она угостила меня булкой и познакомила со своими куклами.Так я провел с Надей весь день, а вечером вернулся в зверинец и когда лег спать, то ночью мне снилась Надя, ласковая и добрая девочка.