Лентяйка африканская сказка художественные особенности сказки

Африканская сказка «Лентяйка».

Цель урока: учить находить главную мысль произведения; совершенствовать навык правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся, творческое воображение, интерес к чтению

Ход урока

1. Организационный момент

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

2. Речевая разминка. ( презентация)

3. Проверка домашнего задания.

Постарайтесь прочитать басню так, чтобы и нам, и слушателям она понравилась.

– Какие мудрые мысли, крылатые слова из басен Крылова вы хотите прочитать (сказать)? Из какой они басни?

4. Сообщение темы урока

— Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на один материк. А вот, что это за материк, вы должны догадаться сами.

Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
(Африка)

-Ребята, а что вы знаете об Африке?

Африка – это самый жаркий материк в мире. Летом там всегда светит солнце, а зимой идут дожди. Но есть там также страны, в которых вообще не бывает зимы, а лето стоит круглый год. Больше половины территории Африки занимают пустыни и саванны. В пустынях все покрыто песком, растения встречаются очень редко. Днем там жарко, но ночью становится холодно. Иногда дует сильный ветер и бывают песчаные бури, во время которых находиться в пустынях опасно и для зверей, и для человека. Люди передвигаются там на верблюдах, эти животные очень выносливы и могут обходиться без пищи и воды много дней.

В саванне не так жарко, как в пустыне, но все равно лето там засушливое. Зато зимой идут дожди, благодаря им растут травы, кустарники и деревья. Все это является пищей для животных, поэтому их в саванне много. Это антилопы, жирафы, зебры, водятся там и страусы. На них охотятся львы и леопарды. Есть в саванне и более крупные животные, это слоны и носороги.

В Африке много тропических лесов, их называют джунглями. Там тепло и влажно, много травы и высоких деревьев. Между ними растут лианы, это вьющиеся растения, которые цепляются за ветки и стволы и тянутся вверх, к солнцу. В джунглях много непроходимых мест, где растения стоят сплошной стеной, через которую не может пройти ни человек, ни зверь. Поэтому многие животные Африки селятся прямо на деревьях, например, обезьяны, их в джунглях очень много. Здесь же живут различные птицы, а также змеи. В густых зарослях прячутся антилопы, кабаны, газели, на них постоянно ведут охоту хищники – леопарды, дикие кошки, пантеры.

В Африке есть также горы, реки и озера. В воде живут крокодилы и бегемоты, множество рыб и других обитателей, сюда приходят на водопой и те животные, что обитают на суше.
Этот материк населяет множество различных народов, всего там проживает около одного миллиарда человек. В Африке находится 55 стран.

— Вы уже догадались из какой страны наше произведение?

5. Подготовка к восприятию.

– Познакомьтесь с названием следующего произведения.

Что вы можете сказать о нем до чтения?

— К какому жанру относится это произведение?

— Как вы думаете ,это авторская сказка или народная?

-Докажите, почему это народная сказка?

— Сказки каких народов вы знаете?

6. Актуализация изученного материала.

Игра « перевертыши»

7. Знакомство с текстом проводится в виде чтения про себя.

8. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом.

Найдите в тексте объяснение африканского слова «акассу».

(Хлебцы из кукурузной муки.)

– С чего начинаются события сказки?

– Почему Догбе названа в сказке лентяйкой? Подтвердите

словами текста. («Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться».)

Читая начало сказки, вы сочувствуете героине или осуждаете ее? Почему?

– Какое событие в сказке вы считаете главным?

– Что заставило Догбе измениться?

– За что юноша полюбил Догбе?

– Разве этого мало – быть красивой?

– Чем закончилась сказка?

– Какова главная мысль сказки?

ФИЗМИНУТКА

9. Работа по теме урока.

Рабочая тетрадь с. 25 № 4-5

Как вы понимаете смысл пословиц:

Всяк кузнец своего счастья;

Кто любит труд, того и люди чтут;

Собирай по ягодке – наберешь кузовок;

Чему научишься в молодости, пригодится в старости;

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть?

– Какие из этих русских пословиц совпадают с главной мыслью африканской сказки?

10. Итог урока.

Со сказкой какой страны мы познакомились?

Что вы запомнили об этой стране?

— Какая главная мысль этой сказки?

— Как вы думаете, а как бы закончилась сказка, если бы Догбе не изменилась?

11. Рефлексия. Слайд

12.Домашнее задание

Учащиеся готовятся к творческому пересказу: девочки – от лица Догбе, мальчики – от лица жениха.

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание других сказок про лентяев:

«Привередница»

Главные герои сказки «Лентяйка» и их характеристика

  1. Догбе. Росла ленивой девочкой. Стала красивой, но никому не нужной. Перевоспиталась и стала трудолюбивой. Вышла замуж и была счастлива.

План пересказа сказки «Лентяйка»

  1. Догбе-лентяйка
  2. Неудачное сватовство
  3. Догбе учится готовить
  4. Вкусные лепешки
  5. Удачная женитьба

Кратчайшее содержание сказки «Лентяйка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Догбе росла ленивой девочкой.
  2. Она выросла и стала красавицей.
  3. К ней посватался юноша, но ему отказали, ведь Догбе не умела готовить.
  4. Мать научила Догбе готовить лепешки.
  5. Юноше понравились лепешки Догбе.
  6. Он женился на Догбе и был счастлив.

Главная мысль сказки «Лентяйка»

Труд сделает тебя счастливым.

Чему учит сказка «Лентяйка»

Сказка учит трудиться и не лениться. Учит всего добиваться самому. Учит уметь готовить кукурузные лепешки. Учит зарабатывать деньги.

Отзыв на сказку «Лентяйка»

Мне понравилось, что Догбе так быстро исправилась и превратилась в трудолюбивую девушку. Видимо ей очень хотелось замуж. И отсюда я сделала для себя важный вывод: если хочешь чего-то добиться от человека, его нужно правильно стимулировать.

Пословицы к сказке «Лентяйка»

Труд человека кормит, а лень портит.

Без дела жить, только небо коптить.

Лень добра не делает.

Кто не работает, тот не ест.

Землю красит солнце, а человека труд.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лентяйка»

Жила в большой африканской семье девочка Догбе, которая ничем не помогала родителям. И выросла она лентяйкой, хотя и стала очень красивой девушкой.

Один юноша посватался к Догбе, но ее родители отказали ему. Они сказали, что с такой ленивой женой он хлебнет не мало лиха, ведь она даже не умеет готовить.

Догбе обиделась и целый день плакала. А утром стала просить мать научить ее чему-нибудь. Мать показала Догбе, как готовить лепешки из кукурузной муки.

Догбе стала готовить лепешки и носить их на рынок продавать. Так она заработала немало денег.

А однажды тот самый юноша, который некогда сватался к Догбе, купил ее лепешек и они ему очень понравились. Он снова посватался к Догбе, женился и зажил счастливо с трудолюбивой женой.

11. Африканская сказка «Лентяйка».

УОСЗ

Обучение чтению

по ролям, выбор заданных эпизодов сказки.

Знакомство со сказками народов мира. Формирование осознанного и выразительного чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Выявляют подтекст. Определяют идею произведения. Подбирают пословицы по смыслу. Делают творческий пересказ с изменением лица рассказчика. Сравнивают разные произведения одного жанра. Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и правильность. Определять идею произведения.

Подбирать пословицы по идейному смыслу. Делать пересказ с изменением лица рассказчика. Сравнивать произведения одного жанра.

учеб. (1ч) – с.44-46
р.т.№1 с.24-25 Текущий контроль. 12 Р. Сеф «Странное дело»; обобщение.

УПОКЗ

Читают вслух правильно и выразительно. Читают выборочно. Выявляют подтекст. Определяют и выражают личное отношение к персонажам. Определяют идею текста. Выявляют художественное своеобразие произведения. Анализируют построение текста. Осваивают интонацию голоса (эмоциональный тон). Определяют жанр произведения. Определяют принадлежность произведений к литературным и народным текстам. Классифицируют сказки. Обмениваются читательским опытом. Совершенствовать навык чтения, прежде всего осмысленность и выразительность. Читать выборочно. Выявлять подтекст. Определять идею текста. Определять и выражать личное отношение к персонажам. Выявлять художественное своеобразие произведения (использование противопоставления, построение текста). Владеть интонацией голоса (эмоциональным тоном). Определять жанр произведения. Определять принадлежность произведений к литературным и народным текстам. Классифицировать сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Расширять читательский кругозор.

Развивать способность нравственной оценки поступков персонажей.

Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. Ставить перед собой исполнительские задачи и реализовывать их при выразительном чтении.

Формировать способность к самооценке.Ориентироваться в группе текстов (в разделе учебника). Анализировать содержание текста для выявления подтекста. Анализировать содержание текста для выявления идеи. Анализировать текст с целью выявления его художественного своеобразия.

Анализировать построение текста. Ранжировать прочитанные произведения по жанру, по авторству.

Классифицировать сказки.

Вступать в дискуссию, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать свое мнение. Совершенствовать навыки учебного сотрудничества.

учеб. (1ч) – с.47-49
р.т.№1 с.26;

тест №1

Текущий контроль.

Самостоятельная работа.

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (8 ч.) 1. Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

УКИЗ

Развитие умений

находить главную мысль произведения. Знакомство с народными сказками. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение произведения.

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению.

Характеризуют персонажей. Выявляют мотивацию персонажа. Определяют и формулируют личное отношение к персонажам.

Иллюстрируют прочитанное.

Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и выразительность.

Совершенствовать поисковый способ чтения. Характеризовать персонажей. Выявлять мотивацию литературного персонажа. Определять и формулировать личное отношение к персонажам.

Формировать нравственно-этическую ориентацию.

Приобщаться к национальной культуре. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажа. Анализировать поступки персонажей для определения личного отношения к ним. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать высказывания.

учеб. (1ч) – с.50-57
р.т.№1 с.27 Фронтальный опрос. 2-4 Русская народная

сказка «Морской царь

и Василиса Премудрая».

УКИЗ

Формирование навыков сознательного чтения. Обеспечение целостного восприятия прочитанного. Работа над жанровыми особенности русской народной сказки. Знакомство с понятием «волшебная сказка», понятием «зачин». Читают молча, а также правильно, бегло и выразительно вслух. Обсуждают прочитанное.

Обогащают словарный запас. Выявляют мотивы поступков персонажей. Характеризуют персонажей. Наблюдают художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. Выявляют специфические сказочные языковые средства: повторы, в том числе тавтологические; устойчивые сказочные эпитеты и др. Определяют и обосновывают тип русской народной сказки. Выделяют из текста эпизод. Делают творческий пересказ эпизода (от иного лица). Выполняют словесное рисование места действия и портрета персонажа.

Иллюстрируют прочитанное.

Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность, беглость и выразительность.

Совершенствовать поисковый способ чтения. Формировать воссоздающее воображение. Обогащать словарный запас. Выявлять мотивы поступков персонажей. Характеризовать персонажей. Наблюдать художественное своеобразие русских народных волшебных сказок, в том числе особенности их построения. Выявлять в сказочном языке художественные языковые средства: повторы, в том числе тавтологические; эпитеты, в том числе устойчивые сказочные эпитеты и др. Определять и обосновывать тип русской народной сказки. Выделять из текста эпизод. Делать художественный творческий пересказ эпизода

(от иного лица).

Приобщаться к национальной культуре Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать эмпатию. Развивать навык контроля и самоконтроля.

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью выявления мотивации персонажа. Анализировать произведение с целью выявления специфической образности сказочного языка.

Анализировать произведение с целью выявления особенностей построения народной волшебной сказки. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Пересказывать прочитанное.

учеб. (1ч) – с.57-73
р.т.№1 с.28-30 Фронтальная беседа. 5. Армянская сказка «Золотое яблоко».

УКИЗ

Развитие умений

находить главную мысль произведения

Читают молча, а также правильно и выразительно вслух. Читают выборочно.

Обсуждают прочитанное.

Характеризуют персонажей. Составляют картинный план.

Выделяют из текста эпизод. Планируют свою учебную деятельность. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Создают текст по заданным параметрам. Определяют и обосновывают тип сказки. Обсуждают успешность совместной деятельности.

Развивать способность к личностной децентрации.

Развивать эмпатию. Формировать способность к планированию своей деятельности. Развивать способность оценивать свою деятельность. Умение вносить коррективы в совместную деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Создавать текст по заданным параметрам.

учеб. (1ч) – с.73-77
р.т.№1 с.31-32 Фронтальная беседа. 6-7. Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

УКИЗ

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Прогнозируют характер текста перед его чтением. Читают осмысленно и выразительно вслух. Читают выборочно.

Выделяют кульминационный эпизод. Делают словесный портрет персонажа.

Характеризуют героя произведения. Знакомятся с жанром фантастического рассказа. Отвечают на вопросы к тексту. Создают небольшое высказывание в виде продолжения текста. Выбирают и читают книги по заданной теме. Составляют читательский отзыв.

Совершенствовать все качества навыка чтения. Формировать воссоздающее воображение.

Прогнозировать характер произведения перед чтением.

Совершенствовать поисковый способ чтения. Расширять словарный запас. Выделять кульминационный эпизод. Характеризовать героя произведения. Знакомиться со спецификой жанра фантастической повести. Создавать собственное высказывание в виде продолжения прочитанного.

Ориентироваться в книгах. Составлять читательский отзыв.

Формировать нравственно-этические ориентиры. Формировать самооценку.

Формировать способность к оцениванию творческих работ сверстников. Развивать рефлексию. Принимать и удерживать учебную задачу.

Ориентироваться в тексте. Ориентироваться в книгах.

Анализировать заголовок произведения. Анализировать своеобразие литературного произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать свои высказывания. Создавать небольшое высказывание в виде продолжения текста, в виде читательского отзыва.

учеб. (1ч) – с.77-87 Фронтальный опрос. 8. «Книги о мудрецах и о глупцах».

УПОКЗ

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. Читают осознанно, правильно, бегло, выразительно. Дают аргументированную нравственную оценку описанным в тексте поступкам и событиям. Читают выборочно. Характеризуют персонажей. Выявляют мотивы поступков персонажей. Сравнивают персонажей одного произведения и персонажей разных произведений. Сравнивают произведения по одной теме. Определяют собственное отношение к произведению и к персонажам. Высказывают и обосновывают свое мнение о прочитанном. Обсуждают читательские отзывы. Совершенствовать все компоненты навыка чтения. Совершенствовать применение приема выборочного чтения.

Характеризовать персонажей. Сравнивать (противопоставлять) персонажей. Выявлять причинно- следственные связи событий и поступков персонажей. Определять личное отношение к прочитанному, к персонажам произведения. Сравнивать произведения по одной теме. Ориентироваться в книгах. Составлять читательский отзыв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок литературного чтения в 3 классеТема урока: «Обобщение по разделу «Труд ч...

    1 слайд

    Урок литературного чтения в 3 классе
    Тема урока: «Обобщение по разделу «Труд человека кормит, а лень портит»

  • Назови произведение

    2 слайд

    Назови произведение

  • Африканская сказка «Лентяйка»«Все дети помогали родителям в работе на поле и...

    3 слайд

    Африканская сказка «Лентяйка»
    «Все дети помогали родителям в работе на поле и дома. Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться».

  • Е.Карганова «Лекарство без рецепта»« Замечательное лекарство от скуки! Работа...

    4 слайд

    Е.Карганова «Лекарство без рецепта»
    « Замечательное лекарство от скуки! Работа называется!»

  • Русская народная сказка «Кому горшок мыть»«Муж с женой были такие ленивые, ч...

    5 слайд

    Русская народная сказка «Кому горшок мыть»
    «Муж с женой были такие ленивые, что и сказать нельзя: дверь с вечера в сенях не запирали на засов».

  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»«Мне даже и пенсии не дадут – ведь я вс...

    6 слайд

    Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
    «Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да тройки»

  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»«Посмотрели ребята друг на друга и засм...

    7 слайд

    Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
    «Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они напрасно потерянное время»

  • И. Крылов «Стрекоза и муравей»«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собратьс...

    8 слайд

    И. Крылов «Стрекоза и муравей»
    «Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей»

  • Эстафета

  • Продолжи пословицуБез труда не вытащишь …
Терпенье и труд ...
Кто не работает...

    10 слайд

    Продолжи пословицу
    Без труда не вытащишь …
    Терпенье и труд …
    Кто не работает, …
    Маленькое дело лучше …
    Глаза страшатся, …
    Дело мастера …
    Кто рано встает,.
    Кончил дело — …
    Делу — время,.
    Утренний час дарит.
    Терпение и труд.
    Труд кормит,.
    и рыбку из пруда
    все перетрут
    тот не ест
    большого безделья
    а руки делают
    боится
    тому Бог дает
    гуляй смело
    потехе — час
    золотом нас
    всё перетрут
    а лень портит

  • Художественная

  • Е.Карганова «Лекарство без рецепта»

    12 слайд

    Е.Карганова «Лекарство без рецепта»

  • К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

    13 слайд

    К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

  • Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

    14 слайд

    Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»

  • С. Баруздин «Бревно»

    15 слайд

    С. Баруздин «Бревно»

  •  Русская народная сказка «Кому горшок мыть»

    16 слайд

    Русская народная сказка «Кому горшок мыть»

  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

    17 слайд

    Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

  • И. Крылов «Стрекоза и муравей»

    18 слайд

    И. Крылов «Стрекоза и муравей»

  • Африканская сказка «Лентяйка»

    19 слайд

    Африканская сказка «Лентяйка»

  • Тест по разделу: Труд человека кормит, а лень портит1.Какое лекарство нашё...

    20 слайд

    Тест по разделу:
    Труд человека кормит,
    а лень портит

    1.Какое лекарство нашёл от скуки Жеребёнок в сказке Е. Г. Каргановой «Лекарство без рецепта»?
    А) танцы
    Б) работа
    В) смех

  • 2. Из какого растения делали холст для шитья рубашек в произведении К. Д. Уши...

    21 слайд

    2. Из какого растения делали холст для шитья рубашек в произведении К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»?
    А) из крапивы
    Б) из ячменя
    В) из льна

  • 3. Кто автор стихотворения «Не мешайте мне трудиться»?
          А) Р. С. Сеф...

    22 слайд

    3. Кто автор стихотворения «Не мешайте мне трудиться»?
    А) Р. С. Сеф
    Б) Е. А. Благинина
    В) С. А. Баруздин

  • 4. Что общего у русской народной сказки «Кому горшок мыть» и сказки С.Я. Марш...

    23 слайд

    4. Что общего у русской народной сказки «Кому горшок мыть» и сказки С.Я. Маршака «Старуха, дверь закрой!»?
    А) в них высмеивают глупость и лень
    Б) в них высмеивают жадность
    В) в них высмеивают трусливость

  • 5. Кто главный герой сказки Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»?
А) Ва...

    24 слайд

    5. Кто главный герой сказки Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»?
    А) Вася Щёков
    Б) Боря Носов
    В) Петя Зубов

  • 6. Кто превратил детей в стариков в сказке Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном...

    25 слайд

    6. Кто превратил детей в стариков в сказке Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»?
    А) злые волшебники
    Б) злые гномы
    В) злые феи

  • 7) К какому жанру относится произведение И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»?
А...

    26 слайд

    7) К какому жанру относится произведение И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»?
    А) рассказ
    Б) сказка в стихах
    В)басня в стихах

  • 8. Почему родители Догбе отказали юноше в сватовстве в африканской сказке «Ле...

    27 слайд

    8. Почему родители Догбе отказали юноше в сватовстве в африканской сказке «Лентяйка»?
    А) она была некрасивая
    Б) она была ленивая
    В) она была глупая

  • 9. О каких двух профессиях идёт речь в стихотворении Р.С. Сефа «Странное дело...

    28 слайд

    9. О каких двух профессиях идёт речь в стихотворении Р.С. Сефа «Странное дело»?
    А) учитель и строитель
    Б) повар и врач
    В) сапожник и художник

  • 10. Соедини линиями произведение и его автора.Е. Г. Карганова
Р.С. Сеф
К. Д....

    29 слайд

    10. Соедини линиями произведение и его автора.

    Е. Г. Карганова
    Р.С. Сеф
    К. Д. Ушинский
    И.А. Крылов
    Е. Л. Шварц
    С.Я. Маршак

    «Как рубашка в поле выросла»
    «Странное дело»
    «Сказка о потерянном времени»
    «Старуха, дверь закрой!»
    «Стрекоза и муравей»
    «Лекарство без рецепта»

  • Леночка рассказ елены пономаренко
  • Леночка 2 рассказ стульчик
  • Леночик или леночек как правильно пишется
  • Ленность или леность как правильно пишется
  • Лениться или ленится как правильно пишется