Леонид андреев рассказы читать

Леонид Николаевич Андреев

Собрание сочинений в шести томах

Том 1. Рассказы 1898-1903

Алексей Богданов. Между стеной и бездной

«…Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою…»

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев. Совсем близкая — рукой подать — Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

Тем не менее были организованы две публичные церемонии прощания[1] — благодаря усилиям М. Горького, особенно остро переживавшего смерть этого большого художника, с которым его лично связывала многолетняя и непростая история дружбы и вражды. Ему же мы обязаны и «Книгой о Леониде Андрееве» (Пг. — Берлин, 1922), собравшей воспоминания самого Горького, Чуковского, Блока, Белого, Чулкова, Зайцева, Телешова и Замятина. Этот документ литературной жизни стал теперь библиографической редкостью, — как и сборник памяти Леонида Андреева «Реквием», выпущенный в 1930 году сыном писателя Даниилом и В. Е. Беклемишевой. Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. Нельзя сказать, что Андреев сразу после революции стал «запрещенным» писателем, да таких писателей, пожалуй, и не было до известного «исторического перелома». Но в стране, нелегко усваивавшей новый революционный порядок, в стране, вполне конкретно ориентированной сначала на выживание, а затем на социалистическое обновление, творчество «вне времени и пространства», творчество, по определению самого писателя, «в политическом смысле никакого значения не имеющее»[2], было как-то не совсем уместно. Андреева еще кое-где переиздавали, кое-где ставили его пьесы (появилась даже инсценировка последнего, незаконченного произведения Андреева — «Дневник Сатаны»), но былая слава «властителя дум» казалась уже фантастическим преданием. В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом — долгие годы умолчания.

Столь же скорым стало забвение и в противоположном русском лагере — в эмиграции. Вадим Леонидович Андреев, проведший всю жизнь за границей, вспоминал: «…Большинство лучших вещей отца этого (последнего. — А. Б.) периода было напечатано уже только после его смерти в эмигрантской печати и не заслужило ни одного, буквально ни одного отзыва. Вообще в эмиграции Андреева не любили». «Если о нем иногда и писали, — добавляет В. Андреев, — то всегда иронически или высокомерно-презрительно, „в стиле мережковско-гиппиусовском и обязательно поминали о том, что Андреев был горьким пьяницей“»[3].

Второе «открытие» творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника «Рассказов». Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений — лишь этап постижения этого замечательного писателя.

* * *

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в г. Орле на 2-й Пушкарной улице. Его отец, Николай Иванович, и мать, Анастасия Николаевна, тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: «пушкари, проломленные головы», уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто.

Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого»[4]. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только… рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, и не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника, — таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов — Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста («Гостинец»), Сашка («Ангелочек») и другие — жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида…

«Моментом сознательного отношения к книге» Андреев называет «тот, когда впервые прочел Писарева, а вскоре за тем „В чем моя вера?“ Толстого… Вгрызался в Гартмана и Шопенгауэра и в то же время наизусть (иначе нельзя было) вызубрил полкниги „Учение о пище“ Молешотта»[5].

Надо полагать, что именно серьезное чтение подтолкнуло Андреева к сочинительству, а «Мир как воля и представление» Шопенгауэра долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество. В возрасте семнадцати лет Андреев сделал в своем дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Брусянина. Будущий беллетрист обещал себе, что «своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением»[6]. Поразительно, что, не написав еще ни строки, Леонид Андреев уже как будто видел себя скандально известным автором «Бездны» и «В тумане», предугадывал бунт о. Василия Фивейского и Саввы…

В старших классах гимназии начались бесчисленные любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово «увлечение» не дает представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. Три покушения на самоубийство, черные провалы запойного пьянства, — такой ценой платило не выдерживавшее страшного напряжения сознание за муки, причиняемые неразделенной любовью. «Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь, — записывал Л. Андреев в своем дневнике. — Как воздух, как еда, как сон — любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования»[7].

В 1891 году Андреев заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Глубокая душевная травма (измена любимой женщины) заставляет его бросить учебу. Лишь в 1893 году он восстанавливается — но уже в Московском университете. При этом он, согласно правилам, обязуется «не принимать участия ни в каких сообществах, как, например, землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства»[8]. Впрочем, склонности к политической активности Андреев и не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал: вместе с другими «стариками», приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал «реформистов», изучавших и пропагандировавших Маркса. «Золотое времяпрепровождение», которое противопоставляли политическому самообразованию орловские «старики», с фотографическим сходством описано самим Андреевым в пьесах «Дни нашей жизни» и «Gaudeamus» («Старый студент»), — персонажи и события этих произведений почти не домысливались автором. Чтение же, в частности, философское, еще больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству П. Н. Андреева, брата будущего писателя, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату. «Рассказ о Сергее Петровиче» Андреева — замечательный синтез его собственного опыта миропостижения «по Ницше» и живых впечатлений от «золотого времяпрепровождения», часто маскировавшего глубочайшее отчаяние.

  • Полный текст
  • 1898 год
  • Баргамот и Гараська
  • Защита (История одного дня)
  • Из жизни штабс-капитана Каблукова
  • Что видела галка
  • 1899 год
  • Ангелочек
  • Большой шлем
  • В Сабурове
  • Валя
  • Друг
  • Молодежь
  • Петька на даче
  • 1900 год
  • В темную даль
  • Ложь
  • Мельком
  • Молчание
  • На реке
  • Первый гонорар
  • Праздник
  • Прекрасна жизнь для воскресших
  • Рассказ о Сергее Петровиче
  • 1901 год
  • В подвале
  • Гостинец
  • Жили-были
  • Иностранец
  • Книга
  • Набат
  • Случай
  • Смех
  • Стена
  • 1902 год
  • Бездна
  • В тумане
  • Весной
  • Город
  • Оригинальный человек
  • Предстояла кража
  • 1903 год
  • Весенние обещания
  • На станции
  • Нет прощения
  • 1904 год
  • Вор
  • Призраки
  • 1905 год
  • Бен-Товит
  • Марсельеза
  • Христиане
  • 1906 год
  • Елеазар
  • 1907 год
  • Из рассказа, который никогда не будет окончен

1898 год

Баргамот и Гараська

Было бы неспра­вед­ливо ска­зать, что при­рода оби­дела Ивана Акин­ди­ныча Бер­га­мо­това, в своей офи­ци­аль­ной части име­но­вав­ше­гося «горо­до­вой бляха №20», а в неофи­ци­аль­ной – попро­сту «Бар­га­мот». Оби­та­тели одной из окраин губерн­ского города Орла, в свою оче­редь, по отно­ше­нию к месту житель­ства назы­вав­ши­еся пуш­ка­рями (от назва­ния Пуш­кар­ной улицы), а с духов­ной сто­роны харак­те­ри­зо­вав­ши­еся про­зви­щем «пуш­кари – про­лом­лен­ные головы», давая Ивану Акип­ди­но­вичу это имя, без сомне­ния, не имели в виду свойств, при­су­щих столь неж­ному и дели­кат­ному плоду, как бер­га­мот. По своей внеш­но­сти Бар­га­мот ско­рее напо­ми­нал масто­донта или вообще одного из тех милых, но погиб­ших созда­ний, кото­рые за недо­стат­ком поме­ще­ния давно уже поки­нули землю, запол­нен­ную мозг­ля­ками-людиш­ками. Высо­кий, тол­стый, силь­ный, гро­мо­глас­ный Бар­га­мот состав­лял на поли­цей­ском гори­зонте вид­ную фигуру и давно, конечно, достиг бы извест­ных сте­пе­ней, если бы душа его, сдав­лен­ная тол­стыми сте­нами, не была погру­жена в бога­тыр­ский сон. Внеш­ние впе­чат­ле­ния, про­ходя в душу Бар­га­мота через его малень­кие, заплыв­шие глазки, по дороге теряли всю свою остроту и силу и дохо­дили до места назна­че­ния в виде сла­бых отзву­ков и отблес­ков. Чело­век с воз­вы­шен­ными тре­бо­ва­ни­ями назвал бы его кус­ком мяса, око­ло­точ­ные над­зи­ра­тели вели­чали его дуби­ной, хоть и испол­ни­тель­ной; для пуш­ка­рей же – наи­бо­лее заин­те­ре­со­ван­ных в этом вопросе лиц – он был сте­пен­ным, серьез­ным и солид­ным чело­ве­ком, достой­ным вся­кого почета и ува­же­ния. То, что знал Бар­га­мот, он знал твердо. Пусть это была одна инструк­ция для горо­до­вых, когда-то с напря­же­нием всего гро­мад­ного тела усво­ен­ная им, но зато эта инструк­ция так глу­боко засела в его непо­во­рот­ли­вом мозгу, что вытра­вить ее оттуда нельзя было даже креп­кой вод­кой. Не менее проч­ную пози­цию зани­мали в его душе немно­гие истины, добы­тые путем житей­ского опыта и, без­условно, гос­под­ство­вав­шие над мест­но­стью. Чего не знал Бар­га­мот, о том он мол­чал с такой несо­кру­ши­мой солид­но­стью, что людям зна­ю­щим ста­но­ви­лось как будто немного совестно за свое зна­ние. А самое глав­ное, – Бар­га­мот обла­дал непо­мер­ной сили­щей, сила же на Пуш­кар­ной улице была все. Насе­лен­ная сапож­ни­ками, пень­ко­тре­паль­щи­ками, куста­рями-порт­ными и иных сво­бод­ных про­фес­сий пред­ста­ви­те­лями, обла­дая двумя каба­ками, вос­кре­се­ньями и поне­дель­ни­ками, все свои часы досуга Пуш­кар­ная посвя­щала гоме­ри­че­ской драке, в кото­рой при­ни­мали непо­сред­ствен­ное уча­стие жены, рас­тре­пан­ные, про­сто­во­ло­сые, рас­тас­ки­ва­ю­щие мужей, и малень­кие ребя­тишки, с вос­тор­гом взи­рав­шие на отвагу тятек. Вся эта буй­ная волна пья­ных пуш­ка­рей, как о камен­ный оплот, раз­би­ва­лась о непо­ко­ле­би­мого Бар­га­мота, заби­рав­шего мето­ди­че­ски в свои мощ­ные длани пару наи­бо­лее отча­ян­ных кри­ку­нов и само­лично достав­ляв­шего их «за клин». Кри­куны покорно вру­чали свою судьбу в руки Бар­га­мота, про­те­стуя лишь для порядка.

Таков был Бар­га­мот в обла­сти меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний. В сфере внут­рен­ней поли­тики он дер­жался с немень­шим досто­ин­ством. Малень­кая, поко­сив­ша­яся хибарка, в кото­рой оби­тал Бар­га­мот с женой и двумя детиш­ками и кото­рая с тру­дом вме­щала его груз­ное тело, тря­сясь от дрях­ло­сти и страха за свое суще­ство­ва­ние, когда Бар­га­мот воро­чался, – могла быть спо­койна если не за свои дере­вян­ные устои, то за устои семей­ного союза. Хозяй­ствен­ный, рачи­тель­ный, любив­ший в сво­бод­ные дни копаться в ого­роде, Бар­га­мот был строг. Путем того же физи­че­ского воз­дей­ствия он учил жену и детей, не столько сооб­ра­зу­ясь с их дей­стви­тель­ными потреб­но­стями в науке, сколько с теми неяс­ными на этот счет ука­за­ни­ями, кото­рые суще­ство­вали где-то в зако­улке его боль­шой головы. Это не мешало жене его Марье, еще моло­жа­вой и кра­си­вой жен­щине, с одной сто­роны, ува­жать мужа, как чело­века сте­пен­ного и непью­щего, а с дру­гой – вер­теть им, при всей его груз­но­сти, с такой лег­ко­стью и силой, на кото­рую только и спо­собны сла­бые женщины.

Часу в деся­том теп­лого весен­него вечера Бар­га­мот стоял на своем обыч­ном посту, на углу Пуш­кар­ной и 3‑й Посад­ской улиц. Настро­е­ние Бар­га­мота было сквер­ное. Зав­тра свет­лое Хри­стово вос­кре­се­ние, сей­час люди пой­дут в цер­ковь, а ему сто­ять на дежур­стве до трех часов ночи, только к раз­го­ви­нам домой попа­дешь. Потреб­но­сти молиться Бар­га­мот не ощу­щал, но празд­нич­ное, свет­лое настро­е­ние, раз­ли­тое по необы­чайно тихой и спо­кой­ной улице, кос­ну­лось и его. Ему не нра­ви­лось место, на кото­ром он еже­дневно спо­койно стоял в тече­ние десятка годов: хоте­лось даже делать что-нибудь такое празд­нич­ное, что делают дру­гие. В виде смут­ных ощу­ще­ний под­ни­ма­лись в нем недо­воль­ство и нетер­пе­ние. Кроме того, он был голо­ден. Жена нынче совсем не дала ему обе­дать. Так, только тюри при­шлось похле­бать. Боль­шой живот насто­я­тельно тре­бо­вал пищи, а раз­гов­ляться-то когда еще!

– Тьфу! – плю­нул Бар­га­мот, сде­лав цигарку, и начал нехотя сосать ее. Дома у него были хоро­шие папи­росы, пре­зен­то­ван­ные мест­ным лавоч­ни­ком, но и они откла­ды­ва­лись «до разговленья».

Вскоре потя­ну­лись в цер­ковь и пуш­кари, чистые, бла­го­об­раз­ные, в пиджа­ках и жиле­тах поверх крас­ных и синих шер­стя­ных рубах, в длин­ных, с бес­ко­неч­ным коли­че­ством сбо­рок сапо­гах на высо­ких и ост­рых каб­луч­ках. Зав­тра всему этому вели­ко­ле­пию пред­сто­яло частью попасть на стойку каба­ков, а частью быть разо­рван­ным в дру­же­ской схватке за гар­мо­нию, но сего­дня пуш­кари сияли. Каж­дый бережно нес узе­лок с пас­хой и кули­чами. На Бар­га­мота никто не обра­щал вни­ма­ния, да и он с неосо­бен­ной любо­вью посмат­ри­вал на своих «крест­ни­ков», смутно пред­чув­ствуя, сколько путе­ше­ствий при­дется ему зав­тра совер­шить в уча­сток. В сущ­но­сти, ему было завидно, что они сво­бодны и идут туда, где будет светло, шумно и радостно, а он торчи тут как неприкаянный.

«Стой тут из-за вас, пья­ниц!» – резю­ми­ро­вал он свои раз­мыш­ле­ния и еще раз плю­нул – сосало под ложечкой.

Улица опу­стела. Отзво­нили к обедне. Потом радост­ный, пере­лив­ча­тый тре­звон, такой весе­лый после зауныв­ных вели­ко­пост­ных коло­ко­лов, раз­нес по миру бла­гост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­ста. Бар­га­мот снял шапку и пере­кре­стился. Скоро и домой. Бар­га­мот пове­се­лел, пред­став­ляя себе стол, накры­тый чистой ска­тер­тью, куличи, яйца. Он не торо­пясь со всеми похри­сто­су­ется. Раз­бу­дят и при­не­сут Ванюшку, кото­рый пер­вым делом потре­бует кра­ше­ного яичка, о кото­ром целую неделю вел обсто­я­тель­ные беседы с более опыт­ной сест­рен­кой. Вот-то рази­нет он рот, когда отец пре­под­не­сет ему не линю­чее, окра­шен­ное фук­си­ном яйцо, а насто­я­щее мра­мор­ное, что самому ему пре­зен­то­вал все тот же обя­за­тель­ный лавоч­ник! «Потеш­ный маль­чик!» – ухмыль­нулся Бар­га­мот, чув­ствуя, как что-то вроде роди­тель­ской неж­но­сти под­ни­ма­ется со дна его души.

Но бла­го­ду­шие Бар­га­мота было нару­шено самым под­лым обра­зом. За углом послы­ша­лись неров­ные шаги и сип­лоe бор­мо­та­нье. «Кого это несет нелег­кая?» – поду­мал Бар­га­мот, загля­нул за угол и всей душой оскор­бился. Гараська! Сам с своей соб­ствен­ной пья­ной осо­бой, – его только недо­ста­вало! Где он поспел до свету наклю­каться, состав­ляло ею тайну, но что он наклю­кался, было вне вся­кого сомне­ния. Его пове­де­ние, зага­доч­ное для вся­кого посто­рон­него чело­века, для Бар­га­мота, изу­чив­шего душу пуш­каря вообще и под­лую Гарась­кину натуру в част­но­сти, было вполне ясно. Вле­ко­мый непре­одо­ли­мой силой, Гараська со сре­дины улицы, по кото­рой он имел обык­но­ве­ние шество­вать, был при­тис­нут к забору. Упер­шись обе­ими руками и сосре­до­то­ченно-вопро­си­тельно вгля­ды­ва­ясь в стену, Гараська пока­чи­вался, соби­рая силы для новой борьбы с неожи­дан­ными пре­пят­стви­ями. После непро­дол­жи­тель­ного напря­жен­ного раз­мыш­ле­ния Гараська энер­гично отпих­нулся от стены, допя­тился задом до сре­дины улицы и, сде­лав реши­тель­ный пово­рот, круп­ными шагами устре­мился в про­стран­ство, ока­зав­ше­еся вовсе не таким бес­ко­неч­ным, как о нем гово­рят, и в дей­стви­тель­но­сти огра­ни­чен­ное мас­сой фона­рей. С пер­вым же из них Гараська всту­пил в самые тес­ные отно­ше­ния, заклю­чив его в дру­же­ские и креп­кие объятия.

– Фонарь. Тпру! – кратко кон­ста­ти­ро­вал Гараська совер­шив­шийся факт. Вопреки обык­но­ве­нию, Гараська был настроен чрез­вы­чайно доб­ро­душно. Вме­сто того чтобы обсы­пать столб заслу­жен­ными руга­тель­ствами, Гараська обра­тился к нему с крот­кими упре­ками, носив­шими несколько фами­льяр­ный оттенок.

– Стой, дурашка, куда ты?! – бор­мо­тал он, отка­чи­ва­ясь от столба и снова всей гру­дью при­па­дая к нему и чуть не сплю­щи­вая носа об его холод­ную и сыро­ва­тую поверх­ность. – Вот, вот!.. – Гараська, уже напо­ло­вину скольз­нув­ший вдоль столба, успел удер­жаться и погру­зиться в задумчивость.

Бар­га­мот с высоты сво­его роста, пре­зри­тельно ско­сив губы, смот­рел на Гараську. Никто ему так не доса­ждал на Пуш­кар­ной, как этот пьян­чужка. Так посмот­ришь, – в чем душа дер­жится, а скан­да­лист пер­вый на всей окра­ине. Не чело­век, а язва. Пуш­карь напьется, побу­я­нит, пере­но­чует в участке – и все это выхо­дит у него по-бла­го­род­ному, а Гараська все испод­тишка, с язви­тель­но­стью. И били-то его до полу­смерти, и в части впро­го­лодь дер­жали, а все не могли отучить от ругани, самой обид­ной и зло­языч­ной. Ста­нет под окнами кого-нибудь из наи­бо­лее почет­ных лиц на Пуш­кар­ной и нач­нет костить, без вся­кой при­чины, здо­рово живешь. При­каз­чики ловят Гараську и бьют, – толпа хохо­чет, реко­мен­дуя под­дать жару. Самого Бар­га­мота Гараська ругал так фан­та­сти­че­ски реально, что тот, не пони­мая даже всей соли Гарась­ки­ных острот, чув­ство­вал, что он оби­жен более, чем если бы его выпороли.

Чем про­мыш­лял Гараська, оста­ва­лось для пуш­ка­рей одной из тайн, кото­рыми было обле­чено все его суще­ство­ва­ние. Трез­вым его не видел никто, даже та нянька, кото­рая в дет­стве уши­бает ребят, после чего от них слы­шится спирт­ный запах, – от Гараськи и до ушиба несло сиву­хой. Жил, то есть ноче­вал, Гараська по ого­ро­дам, по берегу, под кусточ­ками. Зимой куда-то исче­зал, с пер­вым дыха­нием весны появ­лялся. Что его при­вле­кало на Пуш­кар­ную, где его не бил только лени­вый, – было опять-таки тай­ной без­дон­ной Гарась­ки­ной души, но выжить его ничем не могли. Пред­по­ла­гали, и не без осно­ва­ния, что Гараська пово­ро­вы­вает, но пой­мать его не могли и били лишь на осно­ва­нии кос­вен­ных улик.

На этот раз Гараське при­шлось, видимо, пре­одо­леть нелег­кий путь. Отре­пья, делав­шие вид, что они серьезно при­кры­вают его тощее тело, были все в грязи, еще не успев­шей засох­нуть. Физио­но­мия Гараськи, с боль­шим отвис­лым крас­ным носом, бес­спорно слу­жив­шим одной из при­чин его неустой­чи­во­сти, покры­тая жидень­кой и нерав­но­мерно рас­пре­де­лен­ной рас­ти­тель­но­стью, хра­нила на себе веще­ствен­ные знаки веще­ствен­ных отно­ше­ний к алко­голю и кулаку ближ­него. На щеке у самого глаза вид­не­лась цара­пина, видимо, недав­него происхождения.

Гараське уда­лось нако­нец рас­статься с стол­бом, когда он заме­тил вели­че­ственно-без­молв­ную фигуру Бар­га­мота. Гараська обрадовался.

– Наше вам! Бар­га­моту Бар­га­мо­тычу!.. Как ваше дра­го­цен­ное здо­ро­вье? – Галантно он сде­лал руч­кой, но, пошат­нув­шись, на вся­кий слу­чай уперся спи­ной в столб.

– Куда идешь? – мрачно про­гу­дел Баргамот.

– Наша дорога прямая…

– Воро­вать? А в часть хочешь? Сей­час, под­леца, отправлю.

– Не можете.

Гараська хотел сде­лать жест, выра­жа­ю­щий удаль­ство, но бла­го­ра­зумно удер­жался, плю­нул и пошар­кал на одном месте ногой, делая вид, что рас­ти­рает плевок.

– А вот в участке пого­во­ришь! Марш! – мощ­ная длань Бар­га­мота устре­ми­лась к заса­лен­ному вороту Гараськи, настолько заса­лен­ному и рва­ному, что Бар­га­мот был, оче­видно, уже не пер­вым руко­во­ди­те­лем Гараськи на тер­ни­стом пути добродетели.

Встрях­нув слегка пья­ницу и при­дав его телу над­ле­жа­щее направ­ле­ние и неко­то­рую устой­чи­вость, Бар­га­мот пота­щил его к выше­ука­зан­ной им цели, совер­шенно упо­доб­ля­ясь могу­чему бук­сиру, вле­ку­щему за собою легонь­кую шхуну, потер­пев­шую ава­рию у самого входа в гавань. Он чув­ство­вал себя глу­боко оби­жен­ным: вме­сто заслу­жен­ного отдыха тащись с этим пьян­чуж­кой в уча­сток. Эх! У Бар­га­мота чеса­лись руки, но созна­ние того, что в такой вели­кий день как будто неудобно пус­кать их в ход, сдер­жи­вало его. Гараська шагал бодро, сов­ме­щая уди­ви­тель­ным обра­зом само­уве­рен­ность и даже дер­зость с кро­то­стью. У него, оче­видно, была своя мысль, к кото­рой он и начал под­хо­дить сокра­тов­ским методом:

– А скажи, гос­по­дин горо­до­вой, какой нынче у нас день?

– Уж мол­чал бы! – пре­зри­тельно отве­тил Бар­га­мот. – До свету нализался.

– А у Миха­ила-архан­гела звонили?

– Зво­нили. Тебе-то что?

– Хри­стос, зна­чит, воскрес?

– Ну, воскрес.

– Так поз­вольте… – Гараська, вед­ший этот раз­го­вор впол­обо­рота к Бар­га­моту, реши­тельно повер­нулся к нему лицом.

Бар­га­мот, заин­три­го­ван­ный стран­ными вопро­сами Гараськи, маши­нально выпу­стил из руки заса­лен­ный ворот; Гараська, утра­тив точку опоры, пошат­нулся и упал, не успев пока­зать Бар­га­моту пред­мета, только что выну­того им из кар­мана. При­под­няв­шись одним туло­ви­щем, опи­ра­ясь на руки, Гараська посмот­рел вниз, – потом упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике.

Гараська воет! Бар­га­мот изу­мился. «Новую шутку, должно быть, выду­мал», – решил он, но все же заин­те­ре­со­вался, что будет дальше. Дальше Гараська про­дол­жал выть без слов, по-собачьи.

– Что ты, очу­мел, что ли? – ткнул его ногой Бар­га­мот. Воет. Бар­га­мот в раздумье.

– Да чего тебя расхватывает?

– Яи-ч-ко…

Гараська, про­дол­жая выть, но уже потише, сел и под­нял руку кверху. Рука была покрыта какой-то сли­зью, к кото­рой при­стали кусочки кра­ше­ной яич­ной скор­лупы. Бар­га­мот, про­дол­жая недо­уме­вать, начи­нает чув­ство­вать, что слу­чи­лось что-то нехорошее.

– Я… по-бла­го­род­ному… похри­сто­со­ваться… яичко, а ты… – бес­связно бур­лил Гараська, но Бар­га­мот понял. Вот к чему, стало быть, вел Гараська: похри­сто­со­ваться хотел, по хри­сти­ан­скому обы­чаю, яич­ком, а он, Бар­га­мот, его в уча­сток поже­лал отпра­вить. Может, откуда он это яичко нес, а теперь вон раз­бил его. И плачет.

Бар­га­моту пред­ста­ви­лось, что мра­мор­ное яичко, кото­рое он бере­жет для Ванюшки, раз­би­лось, и как это ему, Бар­га­моту, было жаль.

– Экая ока­зия, – мотал голо­вой Бар­га­мот, глядя на валяв­ше­гося пьян­чужку и чув­ствуя, что жалок ему этот чело­век, как брат род­ной, кровно своим же бра­том обиженный.

– Похри­сто­со­ваться хотел… Тоже душа живая, – бор­мо­тал горо­до­вой, ста­ра­ясь со всею неук­лю­же­стью отдать себе ясный отчет в поло­же­нии дел и в том слож­ном чув­стве стыда и жало­сти, кото­рое все более угне­тало его. – А я, тово… в уча­сток! Ишь ты!

Тяжело кряк­нув и стук­нув своей «селед­кой» по камню, Бар­га­мот при­сел на кор­точки около Гараськи.

– Ну… – сму­щенно гудел он. – Может, оно не разбилось?

– Да, не раз­би­лось, ты и морду-то всю готов раз­бить. Ирод!

– А ты чего же?

– Чего? – пере­драз­нил Гараська. – К нему по-бла­го­род­ному, а он в… в уча­сток. Может, яичко-то у меня послед­нее? Идол!

Бар­га­мот пых­тел. Его нисколько не оскорб­ляли руга­тель­ства Гараськи: всем своим несклад­ным нут­ром он ощу­щал не то жалость, не то совесть. Где-то, в самых отда­лен­ных нед­рах его дюжего тела, что-то назой­ливо свер­лило и мучило.

– Да разве вас можно не бить? – спро­сил Бар­га­мот не то себя, не то Гараську.

– Да ты, чучело ого­род­ное, пойми…

Гараська, видимо, вхо­дил в обыч­ную колею. В его несколько про­яс­нев­шем мозгу выри­со­ва­лась целая пер­спек­тива самых соблаз­ни­тель­ных руга­тельств и обид­ных про­звищ, когда сосре­до­то­ченно сопев­ший Бар­га­мот голо­сом, не остав­ляв­шим ни малей­шего сомне­ния в твер­до­сти при­ня­того им реше­ния, заявил:

– Пой­дем ко мне разговляться.

– Так я к тебе, пуза­тому черту, и пошел!

– Пой­дем, говорю!

Изум­ле­нию Гараськи не было гра­ниц. Совер­шенно пас­сивно поз­во­лив себя под­нять, он шел, ведо­мый под руку Бар­га­мо­том, шел – и куда же? – не в уча­сток, а в дом к самому Бар­га­моту, чтобы там еще… раз­гов­ляться! В голове Гараськи блес­нула соблаз­ни­тель­ная мысль – навост­рить от Бар­га­мота лыжи, но хоть голова его и про­яс­нела от необыч­но­сти поло­же­ния, зато лыжи нахо­ди­лись в самом дур­ном состо­я­нии, как бы покляв­шись вечно цеп­ляться друг за друга и не давать друг другу ходу. Да и Бар­га­мот был так чуден, что Гараське, соб­ственно говоря, и не хоте­лось ухо­дить. С тру­дом воро­чая язы­ком, при­ис­ки­вая слова и пута­ясь, Бар­га­мот то изла­гал ему инструк­цию для горо­до­вых, то снова воз­вра­щался к основ­ному вопросу о битье и участке, раз­ре­шая его в смысле поло­жи­тель­ном, но в то же время и отрицательном.

– Верно гово­рите, Иван Акин­ди­ныч, нельзя нас не бить, – под­дер­жи­вал Гараська, чув­ствуя даже какую-то нелов­кость: уж больно чуден был Баргамот!

– Да нет, не то я говорю… – мям­лил Бар­га­мот, еще менее, оче­видно, чем Гараська, пони­мав­ший, что горо­дит его сукон­ный язык…

При­шли нако­нец домой, – и Гараська уже пере­стал изум­ляться. Марья сперва выта­ра­щила глаза при виде необы­чай­ной пары, но по рас­те­рян­ному лицу мужа дога­да­лась, что про­ти­во­ре­чить не нужно, а по сво­ему жен­скому мяг­ко­сер­де­чию живо смек­нула, что надо делать.

Вот оша­лев­ший и при­тих­ший Гараська сидит за убран­ным сто­лом. Ему так совестно, что хоть сквозь землю про­ва­литься. Совестно своих отре­пий, совестно своих гряз­ных рук, совестно всего себя, обо­рван­ного, пья­ного, сквер­ного. Обжи­га­ясь, ест он дья­воль­ски горя­чие, заплыв­шие жиром щи, про­ли­вает на ска­терть и, хотя хозяйка дели­катно делает вид, что не заме­чает этого, кон­фу­зится и больше про­ли­вает. Так невы­но­симо дро­жат эти заско­руз­лые пальцы с боль­шими гряз­ными ног­тями, кото­рые впер­вые заме­тил у себя Гараська.

– Иван Акин­ди­ныч, а что же вы Ванятке-то… сюр­при­зец? – спра­ши­вает Марья.

– Не надо, потом… – отве­чает тороп­ливо Бар­га­мот. Он обжи­га­ется щами, дует на ложку и солидно обти­рает усы, – но сквозь эту солид­ность скво­зит то же изум­ле­ние, что и у Гараськи.

– Кушайте, кушайте, – пот­чует Марья. – Гера­сим… как звать вас по батюшке?

– Андреич.

– Кушайте, Гера­сим Андреич.

Гараська ста­ра­ется про­гло­тить, давится и, бро­сив ложку, падает голо­вой на стол прямо на саль­ное пятно, только что им про­из­ве­ден­ное. Из груди его выры­ва­ется снова тот жалоб­ный и гру­бый вой, кото­рый так сму­тил Бар­га­мота. Ден­ники, уже пере­став­шие было обра­щать вни­ма­ние на гостя, бро­сают свои ложки и дис­кан­том при­со­еди­ня­ются к его тенору. Бар­га­мот с рас­те­рян­но­стью и жал­кою миной смот­рит па жену.

– Ну, чего вы, Гера­сим Андреич! Пере­станьте, – успо­ка­и­вает та бес­по­кой­ного гостя.

– По отче­ству… Как родился, никто по отче­ству… не называл…

Предстояла кража



1.7К

2

Леонид Андреев Предстояла крупная кража, а быть может, убийство Нынче ночью предстояла она – и скоро нужно было идти к товарищу, а не ждать в бездействии дома и не оставаться одному Когда человек один и бездействует, то

Кусака



3.2К

5

Впервые – в « Журнале для всех», 1901, №9, сентябрь. В письме К И Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г. , Андреев подчеркивал: « Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни Бол

Петька на даче



6

Леонид Андреев Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку, заткнул ее пальцами за ворот и крикнул отрывисто и резко:– Мальчик, воды! Посетитель, рассматривавший в зеркало свою физиономи

Рассказ о семи повешенных



6.2К

37

В прозе Леонида Андреева причудливо переплелись трепетная эмоциональность, дотошный интерес к повседневности русской жизни и подчас иррациональный страх перед кошмарами «железного века» Любовь и смерть, жестокосердие и духовная стойкость человека — вот главные темы его повестей и рассказов, ставших

Жертва



160

2

I Мать и дочь – двое, и в нужде Такими они остались после «с душевным прискорбием» Якова Сергеевича Воробьева, полковника в отставке и под судом Умер полковник внезапно, от порока сердца, а под судом состоял за растраченные полковые суммы, растратил же для радостей семьи: жену баловал и дочь содержа

Красный смех



2.1К

30

В прозе Леонида Андреева причудливо переплелись трепетная эмоциональность, дотошный интерес к повседневности русской жизни и подчас иррациональный страх перед кошмарами «железного века» Любовь и смерть, жестокосердие и духовная стойкость человека — вот главные темы его повестей и рассказов, ставших

Жизнь Василия Фивейского



2.3К

39

В прозе Леонида Андреева причудливо переплелись трепетная эмоциональность, дотошный интерес к повседневности русской жизни и подчас иррациональный страх перед кошмарами «железного века» Любовь и смерть, жестокосердие и духовная стойкость человека — вот главные темы его повестей и рассказов, ставших

Вор

2

IФедор Юрасов, вор, трижды судившийся за кражи, собрался в гости к своей прежней любовнице, проститутке, жившей верст за семьдесят от Москвы На вокзале он сидел в буфете I класса, ел пирожки и пил пиво, и ему прислуживал ч

Земля

2

Леонид Андреев 1 Призвал Всеблагий ангела в белых одеждах и говорит ему: Преклони ухо твое к земле и послушай И когда услышишь нечто, скажи Долго слушал ангел и отвечает: Слышу я как бы плач Плачет земля И слышал я как бы крик, вопли и стон, голоса детские Страдает земля И слышал я хохот глумливый

На реке

4

Леонид Андреев На реке Алексей Степанович, машинист при Буковской мельнице, среди ночи проснулся, не то уже выспавшись, так как накануне он завалился спать с восьми часов, не то от ров­ного шума дождя по железной крыше, от которого он от­вык за семь зимних месяцев. Рамы в окнах уже были выставлены,

Бездна



167

7

IУже кончался день, а они двое все шли, все говорили и не замечали ни времени, ни дороги Впереди, на пологом холме, темнела небольшая роща, и сквозь ветви деревьев красным раскаленным углем пылало солнце, зажигало воздух

Возврат

2

Леонид Андреев … Потом мы говорили о снах, в которых так много чудесного; и вот что рассказал мне Сергей Сергеич, когда все разошлись и мы остались одни в большой и полутемной комнате Я до сих пор не знаю, что это было Конечно, это был и сон, за это говорит простой житейский смысл, но было тут и дру

Иуда Искариот



558

32

« Иуда Искариот» Леонида Андреева — одно из величайших произведений русской и мировой литературы Только вот о нем забыли Словно потеряли, обронили гдето, когда составляли хрестоматии Случайно ли это? Нет, не случайно Представьте на секунду, что Иуда из Кариота — хороший человек И даже не просто хоро

Бен-Товит

3

Леонид Андреев В тот страшный день, когда совершилась мировая несправедливость и на Голгофе среди разбойников был распят Иисус Христос – в тот день с самого раннего утра у иерусалимского торго

Баргамот и Гараська

6

Было бы несправедливо сказать, что природа обидела Ивана Акиндиныча Бергамотова, в своей официальной ча­сти именовавшегося «городовой бляха №20», а в неофи­циальной – попросту « Баргамот» Оби

Проклятие зверя



154

18

Леонид Андреев Посвящается А М А. Я боюсь города, я люблю пустынное море и лес Моя душа мягка и податлива; и всегда она принимает образ того места, где живет, образ того, что слышит она и видит И то большая она становится,

Конец

Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

Оглавление:

  • 1

  • 1

  • 4

  • 7

  • 11

  • 13

  • 13

  • 13

  • 14

  • 16

  • 17

  • 21

  • 25

  • 29

  • 31

  • 35

  • 39

  • 39

  • 39

  • 41

  • 44

  • 44

  • 45

  • 46

  • 46

  • 47

  • 47

  • 47

  • 50

  • 50

  • 52

  • 52

  • 53

  • 55

  • 60

  • 60

  • 62

  • 65

  • 65

  • 66

  • 69

  • 70

  • 70

  • 73

  • 74

  • 76

  • 78

  • 81

  • 81

  • 81

  • 83

  • 85

  • 85

  • 86

  • 87

  • 87

  • 88

  • 88

  • 90

  • 92

  • 94

  • 96

  • 96

  • 98

  • 101

  • 101

  • 101

  • 101

  • 102

  • 102

  • 102

  • 102

  • 103

  • 104

  • 104

  • 105

  • 105

  • 105

  • 106

  • 106

  • 107

  • 110

  • 110

  • 110

  • 111

  • 111

  • 111

  • 111

  • 112

  • 113

  • 113

  • 113

  • 114

  • 114

  • 114

  • 114

  • 116

  • 117

  • 118

  • 119

  • 134

  • 134

  • 135

  • 137

  • 140

  • 143

  • 146

  • 146

  • 146

  • 147

  • 148

  • 150

  • 152

  • 153

  • 160

  • 160

  • 160

  • 161

  • 163

  • 164

  • 165

  • 166

  • 166

  • 167

  • 168

  • 170

  • 174

  • 176

  • 176

  • 178

  • 178

  • 185

  • 185

  • 185

  • 186

  • 187

  • 188

  • 189

  • 190

  • 192

  • 192

  • 194

  • 194

  • 194

  • 195

  • 195

  • 195

  • 195

  • 196

  • 196

  • 199

  • 199

  • 199

  • 202

  • 205

  • 209

  • 213

  • 216

  • 216

  • 216

  • 217

  • 219

  • 219

  • 222

  • 224

  • 225

  • 225

  • 228

  • 230

  • 230

  • 230

  • 230

  • 232

  • 234

  • 238

  • 239

  • 240

  • 242

  • 244

  • 245

  • 245

  • 249

  • 253

  • 255

  • 267

  • 269

  • 269

  • 270

  • 272

  • Ленивого не дошлешься как пишется
  • Леонид андреев рассказы список
  • Ленивица и рукодельница сказка читать
  • Леонид андреев рассказы слушать
  • Ленивая сова тувинская сказка краткое содержание