Лэпбук по сказкам тукая

Название пособия: Лэпбук «В мире сказок Габдуллы Тукая»

Автор: Охотникова Алсу Зуфаровна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №68», Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Аннотация:

Дидактическое пособие Лэпбук «В мире сказок Габдуллы Тукая» предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления дошкольников с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. С помощью разнообразных занимательных заданий, имеющихся с пособии дети могут познакомиться, а в дальнейшем закрепить прочитанные сказки «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран», получить яркие, радостные впечатления в процессе игрового взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Цель: познакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая, научить понимать и чувствовать образный язык стихотворного текста сказок, приобщать к миру национальной культуры, учить понимать и воспринимать нравственные ценности.

Задачи: 

Воспитательная – формирование нравственных качеств и ценностей через знакомство со сказками и их главной мыслью, которую хотел донести до читателей Габдулла Тукай; формирование эмоциональной отзывчивости, воспитание любви и формирование интереса к творчеству Габдуллы Тукая.

Развивающая — развивать устную и диалогическую речь детей, познавательный интерес и активность, внимание, память, творческое мышление.

Обучающая – формировать и закреплять знания о сказках Габдуллы Тукая, учить правильному игровому взаимодействию со сверстниками и педагогом в процессе работы с Лэпбуком.

Содержание и описание Лэпбука.

На обложке Лэпбука размещен портрет Габдуллы Тукая и фрагмент текста стихотворения «Родной язык» на татарском и русском языках. Перед началом работы с Лэпбуком, педагог знакомит детей с поэтом, показывая его портрет, зачитывает фрагмент стихотворения, проводит вводную беседу. Фон обложки выполнен в виде рисунка с изображением деревни Кырлай, в которой поэт провел свои самые счастливые детские годы.

Первый разворот представлен мини-книжкой «Сказки Кырлая» с текстами трех сказок и иллюстрациями к ним. Книга необходима для ознакомления детей со сказками «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран».  Данная мини-книжка предназначена для совместной деятельности педагога и детей. Педагог поочередно читает сказки, совместно с детьми рассматривает иллюстрации, проводит беседу по содержанию.  

Также на данной странице имеется разворачивающийся конверт с загадками на лицевой стороне и отгадкой на обратной стороне. Педагог читает загадку, дети отгадывают героя сказки, сверяют ответ путем открывания разворота конверта, на котором написана загадка. После того как все загадки будут отгаданы, дети могут увидеть в центре внутренней стороны конверта портрет поэта.

Здесь же имеется кармашек с игрой «Сказочное домино», на фишках которого изображены герои и предметы из сказок. В игру могут играть 2 – 4 ребенка совместно с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно. Перед детьми на столе разложены карточки изображениями вниз. Дети поочередно берут по 4 карточки, оставшиеся карточки остаются в резерве. Дети выкладывают по очереди общую цепочку в обе стороны, составляя пары из одинаковых картинок. Если у кого-то нет подходящей картинки, то берется карточка из резерва. Выигрывает тот, у кого быстрее всех закончатся карточки.

Второй разворот представлен конвертом «Сказочные лабиринты» в котором находятся карточки с лабиринтами на лицевой стороне и заданием на обратной. Педагог читает задание, ребенок находит правильный путь, отмечает его стирающимся маркером предназначенным для досок. Карточки с лабиринтами заламинированы пленкой, с которой после завершения игры следы маркера удаляются мягкой салфеткой.

Также здесь имеется конверт с игрой «Сказочное лото», в котором находятся три поля по трем сказкам и маленькие карточки с изображениями героев и предметов из этих сказок. В игру могут играть 1 – 3 ребенка совместно с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно. Детям раздаются 3 большие карточки с изображением сказок и 4-мя пустыми окошками. Маленькие карточки находятся у ведущего.  Ведущий поочередно показывает одну из карточек, дети называют изображенный предмет или героя, смотрят к чьей карточке со сказкой она подходит. Карточку забирает тот игрок, у которого находится поле с подходящей сказкой и закрывает ею одну из пустых ячеек. Выигрывает тот, кто первым закроет на своей карточке все ячейки.

Также на данном развороте имеется конверт на липучке с пословицами и поговорками, выполненными в виде гармошки. Данные пословицы и поговорки подобраны по смысловому соответствию к главной мысли каждой из трех сказок. Педагог читает пословицу и совместно с детьми обсуждают ее смысл, подбирают и называют сказку, к которой она подходит.

Третий разворот представлен конвертом с игрой «Найди лишнюю картинку», в котором находятся карточки с изображениями героев и предметов из сказок, среди которых одно изображение является лишним. Педагог показывает поочередно карточки, дети перечисляют изображенные на них предметы или героев, находят лишнюю картинку, аргументируя свой ответ умозаключением (Пример: Здесь изображены баран, волк, мальчик и коза. Мальчик лишний, потому что он герой сказки «Су анасы», а остальные герои из сказки «Коза и баран»).

Также здесь имеется большой конверт «Театр на магнитах», внутри которого находятся три маленьких конверта содержащие в себе плоскостные фигурки и предметы с магнитной основой для театрализованной деятельности. Обыгрывание сказок «Су анасы», «Шурале», «Коза и баран» происходит на дополнительном поле, которое прилагается к Лэпбуку, с основой из мягкого железа и оформленное в яркую рамочку. На оборотной стороне данного поля имеется большой конверт содержащий вкладыши-фоны для обыгрываемых сказок, которые вставляются сверху в специальный паз. Фигурки хорошо примагничиваются и не скользят в процессе плоскостной драматизации. В процессе драматизации с детьми закрепляется знание содержания сказок, развивается диалогическая речь, формируются артистизм, эмоциональность.

Четвертый разворот представлен тремя кармашками с пазлами по трем сказкам. В каждом наборе имеется картинка – образец по которому дети могут собирать пазлы. Пазлы имеют мягкую толстую основу из фоамирана, это позволяет легко вставлять детали друг в друга, что обеспечивает их надежную фиксацию между собой в процессе игры. Дети могут играть как индивидуально, так и подгруппой из трех человек устраивая соревнование «Кто быстрее соберет пазл».

МБДОУ « Красносельский детский сад «Рябинушка»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Дидактическое пособие

«Лэпбук на тему «Тукай-детям»

Воспитатель: Никитина Светлана Викторовна

2021 год

Дидактическое пособие “Лэпбук “Тукай- детям” предназначена для детей 3-4 лет с целью ознакомления дошкольников с творчеством татарского великого поэта Габдуллы Тукая .С помощью заданий ,имеющихся с пособии дети могут закрепить прочитанную сказку или стих и увлечённо и весело поиграть, получив яркие впечатления о прочитанном.

Цель: познакомить детей с творчеством Г. Тукая , научить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок, приобщить к миру национальной культуры, научить воспринимать ее ценности.

Задачи: формирование всесторонней личности и привитие любви к чтению детей к познавательному исследовательскому творчеству через задания имеющихся в лэпбуке.

Развитие у детей  творческого мышление, познавательного интерес, исследовательскую и творческую активность.

владение речью как средством общения и культуры,обогащение активного словаря;

развитие связной речи , речевого творчества ;

знакомство с книжной культуры речи , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Содержание и описание лэпбука.

В предложенном и разработанном мною дидактическом пособии на тему “Тукай –детям” имеет формат 35*55см, что делает ее очень обьёмной и интнресной для детей. Всё большое и яркое очень привлекает детей дошкольного возраста.

На первой странице мы можем познакомить детей с стихотворением “В школе”, представлен фрагмент картины :школа , деревья , трава сделаны из приятного , мягкого фетра, из золотого и шершавого золотые ,осенние листочки. Детям можно после прочитанного стихотворения пройти небольшой лабиринт под названием”Дорога в школу” , изготовленной из тесьмы жёлтого цвета с прожилками , что даёт возможность детям потрогать и изучить разные на ощюпь ткани, что способствует развитию мелкой моторики. С помощью цыфр дети изучают счёт и название.

Вторая страница данного лэпбука знакомит детей с стихотворением “Ребёнок и бабочка”

После знакомства с стихотворением детям можно задать вопрос : “Про кого ребята говорится?… И дети с помощью картинки мальчика изготовленного из фетра , очень крупного размера без заминки скажут… Так же можно познакомить с национальной одеждой(жилет и тюбитейка украшена татарским орнаментом) А огромная и яркая бабочка сделанная из фоамирана с помощью липучки отстёгивается и может как сказоно с стхотворении пархать по цветам…

Третья страница нас встречает стихотворением “Киска озорница”

Само стихотворение заламинировано, что делает долговечным это пособие , и так же дети могут потрогать и сказать какое на ощюпь( гладкое), кошка сделана из искуственного меха( мягкая) , сама девочка тоже изготовлена из разных материалов(ткань, бусины, шерсть, искуственная кожа), что очень интересно для изучения детей после прочитанного.

Четвёртая страница , стихотворение “Мышь попавшая в молоко” .

Здесь после прочитанного можно сделать вывод и детям сказать , что никогда в жизни не нужно сдаваться…нужно идти к своей цели. Предметы на этой страничке сделаны тоже из фетра, мышка очень мягкая и прятная на ощюпь . Запасы, которые храняться в подполье можно из корзинки достать, поторогать , сосчитать, грибочки на ниточке можно двигать.

Пятая страница представляет интересное задание “Из какой сказки картинка”

После того как дети вспомнят, расскажут самые яркие фрагменты , мы можем предложить пазлы с персонажами из этих сказок и стихотворений. (“Шурале” , “Водяная” “Коза и баран” , “Забавный ученик”, “Колыбельная”)

Шестая страница содержит игру “Четвёртый лишний”

Стоит 4 домика, сделаны из фетра. Все одинаковые на вид. Открываются . В каждом домике живёт персонаж или находится предмет из сказки. Нужно открыть домик, назвать кто там или что там и если относиться герой или предмет к татарской сказке , то предложите ребёнку красный тюльпан приложить к этому домику, если к русской, то ромашку.

Использование лэпбука помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно- игровой форме .

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/452244-didakticheskoe-posobie-ljepbuk-na-temu-tukaj-

Просмотров 1k.

Габдулла Тукай по праву считается основоположником татарской литературы. За свою короткую жизнь (всего 26 лет) он успел познакомить свой народ с произведениями таких российских классиков как Пушкин, Лермонтов, переведя огромное количество их произведений на татарский язык. Кроме этого, он увековечил национальное народное творчество, переложив татарские сказки на стихи, а по одной из его поэм был поставлен балет «Шурале» в Мариинском и Большом театрах.

Габдулла Тукай

Произведения этого поэта и писателя учат нравственности, милосердию, на их примере детям можно привить любовь к природе и животным. И в Татарстане, и в других регионах РФ часто творчество Габдуллы Тукая берется за основу для уроков технологии и окружающего мира. Поделки по мотивам его сказок, деланные детьми своими руками – отличное решение для изучения народного творчества на занятиях по родному языку и фольклору, интересная тема для школьных, детсадовских выставок или конкурсов.

Поделки по мотивам произведений Габдуллы Тукая

Содержание

  1. Сказка «Водяная»
  2. «Коза и баран»
  3. Баран
  4. Коза
  5. Костер
  6. Лес
  7. «Заяц-горемыка»
  8. «Дитя и мотылек»

Сказка «Водяная»

Это произведение татарского фольклора Габдулла Тукай изложил в стихах простым языком, понятным для детей. В поучительной форме автор указал на то, что воровство – это плохо, рассказал, чем может обернуться такой поступок. Сказка яркая, эмоциональная, а ее герои могут стать прекрасным вариантом для тематической поделки.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Можно предложить ребятишкам сделать своими руками аппликацию с объемными фигурками из цветной бумаги и картона, пластилина, атласа. Кроме перечисленных материалов для работы понадобятся:

  • обычный прозрачный скотч;
  • клей ПВА и кисть для него;
  • ножницы с безопасными лезвиями.

Сначала нужно подготовить основу макета – два листа бумаги формата А4 насыщенного синего цвета склеить между собой с помощью прозрачного скотча. Второй шаг – оформление берега и разводов воды. Берег делаем из зеленой бумаги – это полоска с неровными краями. Волны – голубые полоски. Все элементы наклеиваем на основу.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Затем приступим к работе над элементами декора для поделки. В сказке Габдуллы Тукая «Водяная» часть действия происходит у водоема, окруженного лесом. Нам нужно сделать своими руками елку и цветок лотоса.

Для елки понадобятся несколько конусов из зеленой бумаги. Их нижнюю часть нужно нарезать на «лапшу». Несколько таких конусов устанавливаем один на другой, закрепляя места соприкосновения клеем.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Теперь лотос – вырезаем 4 заготовки с восемью лепестками разных цветов. Розовую и сиреневую делаем одного размера, сиреневую чуть меньше, желтую — самую маленькую. Лепестки подкручиваем внутрь с помощью карандаша. Наклеиваем заготовки друг на друга от больших к меньшим, располагая подкрученные лепестки в шахматном порядке.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Настала очередь главной героини аппликации. Фигурку водяной ведьмы вылепим из пластилина. Юбочку для нее сошьем из синего атласа. Юбочка должна быть формы «солнце» или «полусолнце», чтобы она красиво ложилась вокруг куколки.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Водяная»

Еще один очень важный элемент – гребешок, которым в сказке ведьма расчесывала свои длинные волосы, и который украл мальчик. Его тоже сделаем из пластилина и положим рядом с главной героиней. Оригинальная объемная иллюстрация на тему сказки татарского поэта готова.

«Коза и баран»

Это произведение Габдуллы Тукая рассказывает о предательстве и находчивости. Главные герои – коза и баран, которых выгнали из дому хозяева. Животным, несмотря на природную трусость, удалось перехитрить врага и выжить в диком лесу.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Фигурки героев можно сделать из пластилина или природных материалов – шишек, мелких ракушек. Выбор должен делать тот, кто будет делать поделку своими руками. Проще всего детям работать с пластилином, но рукотворные звери из необычных деталей и материалов выглядят оригинальнее.

Баран

Этого героя соберем из елочной шишки с раскрывшимися «чешуйками», миниатюрных ракушек, грецкого ореха и пластилина. Кроме них понадобятся 4 зубочистки или спички.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Сначала соберем тельце. Зубочистки или спички «оборачиваем» тонким слоем коричневого пластилина и вставляем между чешуйками шишки.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Оформляем голову. На грецком орехе «размазываем» пальцами небольшой кусочек розового пластилина и обозначаем черными кружочками ноздри носика, красным — ротик. Глазки используем готовые из магазина рукоделия или рисуем их на бумаге и вырезаем. К голове-ореху глазки приклеиваем клеем ПВА. Рога-улитки лучше приклеить с помощью быстро сохнущего клеевого состава, к примеру, «Момент» или «Секунда».

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Осталось соединить элементы с помощью «лепешечки» пластилина и баран готов.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Коза

Вторую героиню произведения сделаем тоже из еловой шишки, но для головы, вместо грецкого ореха, возьмем желудь.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Для ушек подойдут засушенные листья деревьев или комнатных растений. Можно нарисовать их на бумаге и вырезать. Кроме этого, нам понадобится немного белого, коричневого и красного пластилина – им будет оформлять мордочку животного, крепить ножки, рога из зубочисток.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Сначала оформим мордочку козы – из пластилина вылепим глазки, язычок, с его же помощью прикрепим ушки-листики и рожки из маленьких кусочков зубочисток.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Оформим и установим на тельце ножки по тому же принципу, что и у барана. Соединим детали туловища, и коза готова.

Костер

Еще один важный элемент макета по сюжету сказки Габдуллы Тукая «Коза и баран» — это костер, от которого герои прогнали волков.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Для его создания нужны:

  • красная и желтая гофрированная бумага;
  • коричневый или серый картон, пластилин в тон;
  • втулки от туалетной бумаги или бумажных полотенец;
  • гуашь и кисти для нее.

Приступаем к работе. Из гофрированной бумаги вырезаем языки пламени по «выкройкам» с учетом «припуска», с помощью которого будем крепить их к основанию костра. Нужно сделать 3-4 заготовки.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Втулки красим серой гуашью. Рисуем на них разводы, как на настоящих поленьях коричневой краской. Из картона вырезаем основание костра, по его краям укладываем комочки золы из пластилина такого же цвета. Если серого материала нет, можно вырезать основание костра из белого и покрасить его гуашью

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Заготовки пламени сгибаем пополам по центру, приклеиваем к основанию, вокруг раскладываем «полешки» из втулок.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Лес

Животные ночевали в лесу у костра, значит, нам нужны деревья. Их можно сделать по типовым шаблонам, позаимствованным у бывалых мастериц или нарисовать самостоятельно. Несколько примеров:

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Если после изготовления костра остались втулки, деревья можно сделать без стволов – только кроны, и «усадить» их на стволы из коротко обрезанных и покрашенных в коричневый цвет втулок.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Шаблоны для таких деревьев:

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

Все элементы поделки готовы, можно собирать макет. Основа должны быть прочной. Ее можно сделать из картонных упаковочных коробок для товаров, легкой фанеры или нескольких склеенных слоев картона. Сначала на основу устанавливаем козу и барана, между ними размещаем костер, а вокруг деревья.

Если ребенок маленький и ему не хватает усидчивости, навыков для создания сложного макета по этой татарской сказке, сделайте вместе с ним простую аппликацию. Нарисуйте на цветном картоне фигурки главных героев, и пусть он их оформит своими руками.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Коза и баран»

«Заяц-горемыка»

В этом произведении татарский поэт рассказывает о печальном зайчике, который потерял всю свою семью. По ходу работы над поделкой деткам можно не только рассказать саму сказку, но и объяснить, что своих близких нужно беречь и любить.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Заяц-горемыка»

Проще всего сделать такого грустного зверька из бумаги. Подготовим материал трех цветов – коричневый для тельца (или любой другой), розовый и белый, ножницы, клей и фломастер. Цвет фломастера должен быть контрастным по отношению к основе поделки. Кроме этого, нужен шаблон. Он может быть любым – с ножками и без них, с цельнокроеными ушками или ушкам из отдельно вырезанных деталей. Вырезаем основу зверька, реснички и кружочки-слезки. Реснички будут белыми, а капельки слез розовыми. Понадобятся еще «сердцевинки» для отделки ушек из розовой бумаги.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Заяц-горемыка»

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Заяц-горемыка»

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Заяц-горемыка»

Собираем воедино нашего зайчика:

  • декорируем ушки розовыми деталями и приклеиваем их к основе;
  • на «личике» фломастером обозначаем глазки, клеим слезинки, затем веки с ресничками;
  • рисуем лапки.

Перед презентацией поделки на выставке или конкурсе в детском саду, школе нужно проверить, хорошо ли ребенок знает сказку. Он должен рассказать жюри и зрителям о том, почему его зайчик плачет.

«Дитя и мотылек»

Очаровательную аппликацию можно сделать своими руками по сказке, в которой Габдулла Тукай рассказывает о том, как девочка беседовала с бабочкой.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Дитя и мотылек»

Детям должны помочь родители – подготовить шаблоны фигурок.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Дитя и мотылек»

Раскрашивать фигурки лучше до того, как вырезать их. Можно сделать несколько заготовок, и если ребенок ошибется, просто заменить шаблон.

Когда основные элементы готовы, их нужно вырезать и наклеить на основу из картона – такая аппликация лучше сохранится.

Еще одна интересная сказка Габдуллы Тукая повествует о татарском лешем – Шурале.

Мастер-класс по мотивам произведения Габдуллы Тукая «Дитя и мотылек»

Автор написал ее на основе национальных мифов и легенд. Сделать ее своими руками можно из любых материалов. Воспользуйтесь нашими советами и мастер-классами.

Творчество этого поэта и прозаика увлекательно, познавательно. Знакомиться с ним детям будет интереснее в ходе создания поделок по мотивам произведений.

Дети
05.02.2020

10 идей, как сделать лэпбук своими руками

Фото: tavika.ru

Лэпбук – интересная образовательная игрушка, которая одинаково полезна и для детей, и для взрослых. По сути, это тематические интерактивное пособие, которое помогает детям узнавать, упорядочивать и запоминать информацию. В книжке или коробочке хранятся бессчетные кармашки, картинки, поделки, записки и головоломки. А главное – сделать такой лэпбук легко можно своими руками!

1. Познавательный лэпбук

Лэпбук-энциклопедия пригодится дошкольникам постарше для индивидуальной работы. По сути, это полноценная форма обучения и закрепления информации, так что на первом плане – содержательность и наполнение. Используй блоки с интересными фактами, карточки с иллюстрациями, тесты, квизы, загадки, вопросы-ответы, викторины, ребусы и игры «составь пару».

Познавательный лэпбук своими руками - как сделать

Фото: myslide.ru
Познавательный лэпбук своими руками - как сделать
Фото: имц45.рф

2. Игровой лэпбук

Такие лэпбуки – скорее игрушка, чем энциклопедия, поэтому сделай акцент на развлекательных элементах. Пускай вся информация будет максимально легкой – в шутках, загадках или стихах. Подбери больше объемных деталей, подвижных окошек, раздвижных кармашков и вращающихся кругов.

Используй паззлы, простые игры-бродилки, карточки с заданиями, мелкие предметы в тканевых мешочках и всевозможные угадайки. Сделай лэпбук с пословицами, стихами, тестами, картинками и значениями, которые нужно сопоставить. Интересное задание – составить рассказ по картинке или сложить кадры по порядку.

Игровой лэпбук своими руками - как сделать

Фото: lit-yaz.ru
Игровой лэпбук своими руками - как сделать
Фото: педпроект.рф

3. Праздничный лэпбук

Поздравительный лэпбук – чудесный подарок для человека, вкусы и интересы которого тебе известны. Тематический альбом с вкладышами, картинками, фотографиями, памятными безделушками и милыми украшениями порадует даже взрослых. А еще его можно сделать с ребенком в подарок для его друзей: например, с платьями и аксессуарами к бумажной кукле подружки или с любимыми машинками и спортсменами друга.

Праздничный лэпбук своими руками - как сделать

Фото: tavika.ru
Праздничный лэпбук своими руками - как сделать
Фото: dsterem.znam.obr55.ru

4. Лэпбук-история

Еще один лэпбук, который можно сделать своими руками не только для ребенка, но и вместе с ним – история его жизни. Пускай малыш самостоятельно решит, что хочет положить в кармашки-секретики. Сделайте разделы с фотографиями, смешными фразами, мелкими поделками. Такой альбом будет отличной памятью для всей семьи через 10, и через 20 лет.

Лэпбук-история своими руками - как сделать

Фото: laclasedemarysusproyectos.blogspot.com

5. Лэпбук для маленького ребенка

Изначально лэпбуки использовали педагоги для подготовки детей к школе, но и дети до 5 лет вполне могут играть с такими альбомами и познавать мир. Только наполнение подбирай по возрасту: вместо карточек с фактами познакомь малыша с цветами, формами, фактурами и простыми подвижными элементами.

Лэпбук для маленького ребенка своими руками - как сделать

Фото: freefoto.ca
Лэпбук для маленького ребенка своими руками - как сделать
Фото: phonoteka.org

6. Лэпбук «о жизни»

Все родители озабочены тем, как научить ребенка не самым интересным, но жизненно важным вещам. Это правила дорожного движения, что делать, если потерялся, как общаться с незнакомцами и как действовать в других экстренных ситуациях. Именно для этого идеально подходит лэпбук с красивыми картинками, интересными квизами и шутливыми стишками-подсказками.

Лэпбук «о жизни» своими руками - как сделать

Фото: rodnichok9.3dn.ru
Лэпбук «о жизни» своими руками - как сделать
Фото: babyblog.ru

7. Музыкальный лэпбук

С помощью лэпбука юные музыканты куда проще и быстрее познакомятся с нотами, основными понятиями и композиторами. Можно наглядно сравнить инструменты в картинках, привыкнуть к нотному ряду или даже начать осваивать расположение клавиш. Сочинять свою музыку во время игры тоже куда интереснее!

Музыкальный лэпбук своими руками - как сделать

Фото: infourok.ru
Музыкальный лэпбук своими руками - как сделать
Фото: gold-palace.ru

8. Лэпбук о животных и растениях

Удобная структура лэпбуков позволяет удобнее систематизировать знания об окружающем мире, чем любая книга-энциклопедия. А все потому, что все кармашки, секции и сегменты здесь собраны максимально наглядно. Чтобы сделать такой лэпбук своими руками, используй фотографии, карты, засушенные веточки и листья, разноцветные наклейки.

Лэпбук о животных и растениях своими руками - как сделать

Фото: a2b2.ru
Лэпбук о животных и растениях своими руками - как сделать
Фото: multiurok.ru

9. Лэпбук о городе или стране

Чтобы познакомить ребенка с городом или страной, где он живет, сложно найти способ лучше лэпбука. Ведь исторические справочники увлекают далеко не всех малышей, а вот интерактивное развлечение с картинками, картами, интересными фактами и разными разделами будет очень кстати. А когда ребенок станет постарше, самое время начать узнавать мир с лэпбуками по другим странам, столицам или главным достопримечательностям.

Лэпбук о городе или стране своими руками - как сделать

Фото: gr.pinterest.com
Лэпбук о городе или стране своими руками - как сделать
Фото: fi.pinterest.com

10. Лэпбук о книге

Если у ребенка есть любимая сказка, рассказ или писатель, ему точно будет интересно узнать что-то новое в тематическом лэпбуке. Кроме интересных фактов можно добавить немного интерактива: угадайки, раскраски, простые тесты или вопросы. И немного познавательных деталей – например, отсылки к другим произведениям.

Лэпбук о книге своими руками - как сделать

Фото: infourok.ru
Лэпбук о книге своими руками - как сделать
Фото: centromut.ru

Видео: Лэпбук на тему «Моя любимая книга»

В жизни ребёнка сказка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания с первых лет жизни. Ведь язык сказки понятен малышу, он позволяет просто и доступно объяснить разницу между добром и зло, дать представления о взаимосвязи человека и природы, человеческих отношениях. Воспитателю, который использует в своей практике передовые достижения педагогики, будет очень интересно и полезно сделать для дошкольников лэпбук на данную тему.

Для какого возраста подойдёт лэпбук по сказкам

Лэпбук «Сказки» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание лэпбука для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нём нужно делать на наглядность, красочные картинки — именно это увлечёт маленьких дошколят.

Лэпбук по сказкам для младших дошкольников

В лэпбуке для малышей акцент делается на наглядность, красочные картинки

В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины и пр.

Старшие дошкольники занимаются с лэпбуком по сказкам К. Чуковского

Лэпбук по сказкам для старших дошкольников, конечно же, будет более сложным и замысловатым

В целом же основная функция лэпбука «Сказки» в любом возрасте — это активизация знаний детей по данным произведениям, а также социально-коммуникативное развитие. Ведь на материале сказок ребятам можно придумать массу заданий: от пересказов до театральных мини-постановок.

Информационное наполнение лэпбука по сказкам

Вообще, лэпбук на сказочную тему можно сделать различных видов:

  1. Лэпбук по конкретной сказке («Колобок», «Теремок»). В основном, это варианты для малышей.
  2. Пособие по нескольким сказкам («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. И. Чуковского»). При этом каждой сказке посвящается отдельная страница рукотворной книги.
  3. Лэпбук по нескольким сказкам, но в материале сюжеты и герои сказок смешиваются.

Лэпбук по сказке «Колобок»

Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким

В целом же, в материал лэпбука можно включать следующие блоки:

  1. Изображение сказочных персонажей (по одной сказке или сразу нескольким).

    Персонажи русских народных сказок

    Конечно же, на картинках персонажи должны быть хорошо узнаваемыми

  2. Картинки для составления пересказа, мнемотаблицы (начиная со средней группы).

    Речевая игра «Кто за кем тянул репку», «Кто за кем пришёл в теремок»

    По картинке ребята могут вопроизвести содержание сказки

  3. Предметы из сказок, атрибуты сказочных персонажей (начиная со средней группы).
  4. Картинки для раскрашивания.

    Картинки для раскрашивания по сказке «Колобок»

    В младшем возрасте изображение будет крупным и простым, в старшем уже нужно предлагать более сложные сюжетные картинки

  5. Дидактические игры: «Чей хвост» (например, по сказке «Колобок»), «Узнай героя по его тени», «Найди заплатку к сказке», пазлы, игры-«ходилки». и пр. В каждой возрастной группе предлагаются свои варианты.
  6. Загадки о сказочных персонажах (подборка ниже).
  7. Пословицы о сказках (подборка ниже).
  8. Различные виды театра (в младшем возрасте представления ребятам будет разыгрывать воспитатель, дети постарше могут делать это сами):
    • театр на палочках;

      Театр на палочках по сказкам «Репка», «Курочка Ряба»

      В младшем возрасте представления детям будет рзыгрывать воспитатель, а старшие дошкольники могут делать это сами

    • театр на фланелеграфе;

      Персонажи сказки «Курочка Ряба» на фланелеграфе

      В лэпбук следует включать разные виды театра, в том числе, театр на фланелеграфе

    • настольный театр.

      Настольный театр по сказке «Теремок», «Репка»

      Элементы можно закрепить на столе с помощью прищепок

Отдельно в рамках статьи стоит рассмотреть материалы (варианты заданий) по сказкам А. С. Пушкина. Конечно же, такой лэпбук предназначен для старших дошкольников:

  1. «Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).

    Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

    Персонажи опять-таки должны быть хорошо узнаваемыми

  2. «Назови героев стихотворения про лукоморье» (картинки).

    Дуб с золотой цепью (аппликация) и изображение сказочных героев

    С помощью игрового задания ребята вспомнят знаменитые строки Пушкина

  3. Игра «Предметы из сказок». Это бумажный сундучок, наполненный атрибутами сказочных героев.

    Сундучок со сказочными предметами

    Ребёнок должен соотнести предмет с конкретным сказочным героем и рассказать о нём

  4. Загадки по сказкам.

    Загадки в стихах с картинками по сказкам Пушкина

    Отгадки представлены в виде картинок

  5. Кроссворд. Например, задания к кроссворду — это пропущенные слова в четверостишиях.

    Кроссворд по сказкам Пушкина

    Задача детей — определить пропущенное слово в стихотворной строке и вписать его в кроссворд под нужным номером

  6. Раскрашивание сюжетных картинок.

    Раскраски по сказкам Пушкина

    Педагогу нужно подобрать красивые сюжетные картинки

  7. Викторина по сказкам Пушкина.

    Вопросы для викторины по сказкам Пушкина

    Можно сделать викторину в виде теста

  8. Объяснение старинных слов из сказок (архаизмов).

    Архаичные слова из сказок Пушкина и их объяснение

    Старшим дошкольникам будет полезно узнать значение старинных слов

Богатый материал для лэпбука представляют и стихотворные сказки К. И. Чуковского (также вариант для старшей и подготовительной группы). Наполнение пособия может быть следующим:

  1. Карточки «Отгадай произведение по отрывку» (текст)
  2. «Узнай сказку по иллюстрации» (карточки).
  3. Мини-картинки. Опираясь на них, дети пересказывают сказки.
  4. Раскраски по теме.
  5. Пазлы «Животные жарких стран» (по сказке «Доктор Айболит»).
  6. Домино «Мойдодыр» (предметы личной гигиены).
  7. Литературная викторина по сказкам Чуковского.
  8. Ребусы.

Игровые задания в лэпбуке по сказкам К. Чуковского

По сказкам Чуковского можно придумать массу увлекательных заданий и наполнить ими лэпбук

Примеры загадок на сказочную тему

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.
  • Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
  • Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали?
  • Из муки он был печен,
    На сметане был мешен.
    На окошке он студился,
    По дорожке он катился.
    Был он весел, был он смел
    И в пути он песню пел.
    Съесть его хотел зайчишка,
    Серый волк и бурый мишка.
    А когда малыш в лесу
    Встретил рыжую лису,
    От неё уйти не смог.
  • Возле леса, на опушке,
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
  • Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут … (лягушка)
  • Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    Сказочку ты знаешь ведь?
    Кто же это был? … (медведь)
  • Дед и баба вместе жили,
    Дочку из снежка слепили,
    Но костра горячий жар
    Превратил девчурку в пар.
    Дед и бабушка в печали.
    Как же их дочурку звали?

Подборка пословиц и поговорок про сказки

  • Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
  • Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
  • Красна сказка складом, а песня — ладом.
  • Не дочитав сказки, не кидай указки!
  • Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
  • Сказка — складка, а песня — быль.

Оригинальное оформление лэпбука «Сказки»

Сама тема сказок даёт возможность педагогу (или родителям) проявить всю свою фантазию при оформлении лэпбука. Прежде всего стоит придумать яркое название, если, конечно, лэпбук посвящён не одному, а нескольких произведениям. Варианты могут быть такими:

  • «Мои любимые сказки»;
  • «Волшебный мир сказок»;
  • «В гостях у сказки»;
  • «В мире сказок»;
  • «В стране сказок»;
  • «Теремок сказок».

Самому пособию можно придать общую форму домика (сказочного теремка).

Лэпбук в форме домика: обложка и разворот

Будет очень уместно придать лэпбуку форму сказочного домика

На обложку стоит поместить красочную картинку, например, коллаж из сказок.

Обложка лэпбука «Мои любимые сказки», изображающая героев разных сказок

На обложку можно поместить персонажей из разных сказок

Очень красиво смотрятся распашные обложки, завязанные на ленточку.

Обложка лэпбука «В гостях у сказки», завязанная на бантик из атласной ленточки

Половинки обложки можно красиво связать ленточкой

Замечательная идея — использовать для обложки аппликацию из фетра.

Колобок на пне (аппликация из фетра)

Фетровые аппликации смотрятся очень оригинально и прекрасно украсят обложку лэпбука

В сам лэпбук стоит включать как можно больше необычных элементов. Например, это вращающиеся диски. Например, на верхнем можно сделать окошечко, в котором при поворачивании будут возникать портреты сказочных героев.

Вращающийся диск «Назови сказочных героев»

Оригинальный элемент оформления — вращающиеся диски

Другой вариант вращающегося диска можно посвятить героям сказок Пушкина. Поворачивая круг, ребёнок должен правильно составить пары героев из одного произведения.

Вращающийся круг «Герои сказок Пушкина»

Нужно так повернуть верхний круг, чтобы образовались пары героев из одной сказки

Обязательно нужно размещать в лэпбуке книжки-малышки, к примеру, с загадками.

Книжка-малышка «Загадки»

Дети любят рассматривать книжки-малышки в лэпбуке

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Лэпбук с необычными конвертами

Оригинальные конверты в виде сундука, короба Маши, самовара Мухи-Цокотухи удивят детей

Интересная идея — разместить информацию (например, загадки) на одинаковых картонных дисках на ярком цветочном фоне. Их можно расположить друг под другом (приклеить только верхнюю часть).

Загадки на картонных дисках с цветочным орнаментом

Загадки напечатаны на ярком цветочном фоне

В состав лэпбука стоит включить ленты-раскладушки.

Ленты-раскладушки, посвящённые сказкам Чуковского «Айболит» и «Муха-Цокотуха»

Увлекательный элемент лэпбука — ленты-раскладушки

Необычная лента встречается в одном из лэпбуков по сказкам Чуковского. Она характеризует автора как личность. На каждом её части находятся сведения о Корнее Ивановиче.

Лента-раскладушка с характеристиками К. Чуковского

Развернув ленту и прочитав её, ребята узнают много нового о К. Чуковском

Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков на сказочную тему

Видео: лэпбук по сказке «Колобок»

Видео: лэпбук «В гостях у дедушки Корнея» (по сказкам К. Чуковского)

Как использовать пособие в работе с дошкольниками

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

  1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

    «Найди заплатку»

    Игра подходит для младшего возраста, брать можно эпизоды из разных сказок

  2. «Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

    «Помоги животным найти их хвостики»

    Малышам не нужно предлагать много животных — только несколько хорошо узнаваемых персонажей сказок

  3. «Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

    «Где чья тень»

    Игра тренирует восприятие формы, пространственное мышление, внимание

  4. «Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

    «Четвёртый лишний»

    Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке

  5. Пазлы.

    Пазлы по сказке «Колобок»

    Конечно же, в каждой группе число разрезных элементов будет разным

  6. Раскрашивание картинок. Особенно полезно детям, у которых не очень развита мелкая моторика (она непосредственно связана с речевыми функциями).

    Девочка раскрашивает картинку

    В свободное время ребята с удовольствием раскрасят картинки на сказочную тему

  7. Раскрашивание по цифрам (старшие дошкольники). Такое занятие не только развивает изобразительные навыки, но и позволяет повторить счёт.

    Девочка раскрашивает картинку по цифрам

    Раскрашивание по цифрам даёт возможность закрепить знание цифр, счёт

  8. Лото «Сказки». Задача ребёнка — собрать эпизоды из каждой конкретной сказки на отдельной карточке.

    Девочка заполняет карточки лото

    Вокруг большой картинки нужно поместить маленькие, относящиеся к одной сказке

  9. Игры-ходилки с фишками и кубиком (для старших дошкольников). В игру лучше всего играть 2–4 детям. По мере продвижения фишек ребята незаметно повторят сюжет сказки, вспомнят её персонажей.

    Мальчики играют в ходилки

    Многим старшим дошкольникам очень нравятся игры-ходилки, тем более на сказочную тему

  10. Домино «Сказки» (для старшего возраста). Как и пазлы, домино — универсальная игра, которую можно адаптировать под любую тему.

    Домино «Русские народные сказки»

    В лэпбук можно поместить сказочное домино из картона и предлагать его детям

  11. Игры на развитие математических навыков. Например, это «Три медведя» (для младшей группы). Задача ребёнка — расположить фигурки медведей по возрастанию или уменьшению, показать самого большого мишку, маленького, среднего.

    Изображения трёх медведей и трёх стульев разного размера

    На материале сказок можно закреплять математические знания детей

Русские народные сказки, равно как и авторские произведения, представляют собой богатейший материал для создания лэпбука. Воспитатель может сделать уникальное пособие как для малышей, так и для старших дошкольников. В первом случае акцент нужно делать на наглядности, во втором — включать больше заданий на логику, смекалку. В любом случае эта рукотворная книга будет незаменима для активизации детских знаний и развития речи.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(21 голос, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Лэпбук
«Путешествие по сказкам»

Автор: Заозерова Кристина Александровна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 81»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Автор: Авдеева Ирина Владимировна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 81»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Аннотация:

Дидактическое пособие Лепбук «Путешествие по сказкам» — переставляет собой картонную папку передвижку. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие Лепбук «Путешествие по сказкам» предназначено для детей среднего дошкольного возраста. Данное пособие является средством развивающегося обучения.

Цель:

Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

1. Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность.

2. Развивать интерес к художественной литературе.

3.Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать желание выполнять совместные игровые задания

Содержание:

Загадки, раскраски, дидактические игры, пазлы, лабиринты, мнемотаблицы.

«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Николаевич Толстой). Все сказки возникли очень давно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, интернет, телевидение, радио и другие распространенные источники информации. Сказка — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже будущего.

1. Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: развитие сообразительности, зрительного внимания.

Задание: если правильно соберешь картинку, то встретишься со сказочным героем.

2. Загадки

Данный раздел представляет блокнотик, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки.

Цель: развитие сообразительности, логического мышления. Главная особенность загадки в том, что она переставляет собой логическую задачу, отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос. Предмет, о котором идет речь в загадке, крыт, зашифрован, и способы расшифровки различные.

3. Раскраски

Детские раскраски прочно вошли в современные методы развития ребенка. Раскраски представляют собой черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить. Они играют очень важную роль в развитии ребенка. Процесс раскрашивания позволяет развить творческие задатки ребенка, прививает художественный вкус, дает ребенку возможность познакомиться с различными цветами. Также развивается усидчивость, усердие. Очень важно и то, что во время раскрашивания развивается моторика рук, пальцев, что, как уже оказано учеными, очень сильно влияет на становление речи ребенка.

4. Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель: развивать логическое мышление, упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить правильно выполнять задания, обиваться определенной цели.

5. Дидактическая игра «Найди заплатку»

Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.

Задние: разложить пере детьми заготовки и предложить найти нужную заплатку. В случае затруднений следует помочь ребенку.

6. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.

7. Мнемотаблицы по сказкам

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказов сказок, разучивания загадок, потешек во всех возрастных группах.

8. Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: учить детей сравнивать изображения, находить сходства и различия, развивать мышление, внимание и речь.

Используемая литература:

1. http://www.maam.ru [электронный ресурс]

2. http://www.maam.ru [электронный ресурс]

3. «Про Иванушку — урочка» — М.Горький

4. «Лисичка со скалочкой» — А.Зайцев

5. «Петушок и бобовое зернышко» — О. Капыцы

6. «Лисичка сестричка и серый волк» — О. Капыцы

7. «Три поросенка» — С. Михалков

8. «Кот а сопагах» — Ш. Перро

9. «Красная шапочка» — Ш. Перро

10. «Зимовье зверей» — обр. Л. Толстого

11. «Маша и медведь» — обр. Л. Толстого

12. «Телефон» — К. Чуковский

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,3 МБ

Опубликовано: 31.10.2022

  • Лэпбук по сказкам писателей для дошкольников
  • Лэпбук по сказкам народов поволжья
  • Лэпбук по сказкам для дошкольников старшей группы
  • Лэпбук по сказкам для дошкольников своими руками
  • Лэпбук по русскому языку 3 класс рассказ о слове