Лэпбук по сказке колобок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №26 «Здравушка»

г. Данилова Ярославской области

Лэпбук «КОЛОБОК»

(для детей 2-3 лет)

                Цель: Развитие сенсорной культуры детей, сенсорных представлений о цвете, форме, величине.

Задачи:

—  учить различать количество предметов (один — много);

— привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой — маленький);

— учить различать  предметы по форме и называть их (кубик, кирпич, шар и т.д.);

— помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

— развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, по одному или нескольким сенсорным признакам);

— развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Лэпбук оформлен по сюжету сказки «Колобок», где сами герои вовлекают ребёнка в игру, что само по себе уже интересно. Колобок, двигаясь по игровому полю, встречает  зайца, волка, медведя и лису. Чтобы звери его не съели, детям  приходится выполнять задания героев сказки, помогать им решать проблемы, а в конце игры спрятаться от лисы.

В лэпбуке размещен материал с дидактическими играми, развивающими заданиями на развитие сенсорной культуры ребенка, с разными вариантами, уровнями сложности, которые помогут детям познать цвет (цветовой спектр и его оттенки), форму (геометрические плоскостные фигуры) и величину (метрическая система мер).

Содержание лэпбука:

 «Найди тень» (цель: развивать  внимание, наблюдательность, зрительную память, восприятие формы);

«Зайкин огород» (цель: формировать  понятия большой, маленький, закреплять умение сравнивать предметы по величине, формировать представление об относительной величине, развивать внимание, мелкую моторику):

«Умные фигуры» (цель: знакомить с геометрическими фигурами, развивать логику, мышление).

         «Три медведя» (цель: закреплять представления о размере (большой, (средний), маленький), о количестве  (один-много).

«Собери пирамидку» (цель: развивать умение сравнивать полоски по длине, складывать пирамидку, учитывая размер полосок, развивать мелкую моторику, цветовосприятие).

«Подбери по цвету» (цель: закреплять умение ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Лото «Цвета» (цель: формировать умения различать и называть основные цвета и их оттенки).

«Спрячь колобка от лисы» (цель: закреплять основные цвета, соотносить предметы по форме и  цвету, различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику).

В играх используются материалы  различной текстуры: картон, фетр, пористая резина, гофрированный картон, толстая пенка. Элементы игры необходимо прикрепить липучкой, кнопкой, магнитом, закрыть путём наложения, вложить в корзинку, вставить в прорезь, просто перевернуть листок, откинуть элемент игрового поля (радуга, лиса).              

Карманы выполнены из ткани и картона, открывать которые предлагается по-разному: открыть запор-крючок, ослабить или затянуть  верёвочку, липучка, карман-гармошка, молния, вставить в прорезь….

Кроме представленных игр можно использовать само игровое поле, где колобок прокатывается в резинки различного цвета. На них можно прикрепить бабочек, цветы на прищепках.

Работа по созданию лэпбука проходила в процессе проживания тематической недели «Веселая математика» в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ.

Материал лэпбука  может использоваться в рамках образовательного процесса или в организации  самостоятельной деятельности детей под руководством взрослого. Пособие может быть использовано в групповой и  индивидуальной работе. С ним можно работать в горизонтальной и вертикальной плоскости. Учитывая зону ближайшего развития ребенка, материал одной игры, может быть использован в других играх  по желанию ребенка (например, «цветы» могут использоваться в игре «Три медведя» и в игре «Зайкин огород»; А элементы игры «Зайкин огород» в игре «Три медведя»), применяя фантазию и творчество педагога.

Лэпбук представляет большой интерес для детей. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка. В результате использования интерактивной папки «Колобок» у детей формируется восприятие цвета, формы, величины, размера; развивается тактильное восприятие, активизируются мыслительные процессы, развивается диалогическая речь. Дети приобретают социальный опыт.

В жизни ребёнка сказка имеет огромное значение. Она становится средством развития и воспитания с первых лет жизни. Ведь язык сказки понятен малышу, он позволяет просто и доступно объяснить разницу между добром и зло, дать представления о взаимосвязи человека и природы, человеческих отношениях. Воспитателю, который использует в своей практике передовые достижения педагогики, будет очень интересно и полезно сделать для дошкольников лэпбук на данную тему.

Для какого возраста подойдёт лэпбук по сказкам

Лэпбук «Сказки» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание лэпбука для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нём нужно делать на наглядность, красочные картинки — именно это увлечёт маленьких дошколят.

Лэпбук по сказкам для младших дошкольников

В лэпбуке для малышей акцент делается на наглядность, красочные картинки

В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины и пр.

Старшие дошкольники занимаются с лэпбуком по сказкам К. Чуковского

Лэпбук по сказкам для старших дошкольников, конечно же, будет более сложным и замысловатым

В целом же основная функция лэпбука «Сказки» в любом возрасте — это активизация знаний детей по данным произведениям, а также социально-коммуникативное развитие. Ведь на материале сказок ребятам можно придумать массу заданий: от пересказов до театральных мини-постановок.

Информационное наполнение лэпбука по сказкам

Вообще, лэпбук на сказочную тему можно сделать различных видов:

  1. Лэпбук по конкретной сказке («Колобок», «Теремок»). В основном, это варианты для малышей.
  2. Пособие по нескольким сказкам («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. И. Чуковского»). При этом каждой сказке посвящается отдельная страница рукотворной книги.
  3. Лэпбук по нескольким сказкам, но в материале сюжеты и герои сказок смешиваются.

Лэпбук по сказке «Колобок»

Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким

В целом же, в материал лэпбука можно включать следующие блоки:

  1. Изображение сказочных персонажей (по одной сказке или сразу нескольким).

    Персонажи русских народных сказок

    Конечно же, на картинках персонажи должны быть хорошо узнаваемыми

  2. Картинки для составления пересказа, мнемотаблицы (начиная со средней группы).

    Речевая игра «Кто за кем тянул репку», «Кто за кем пришёл в теремок»

    По картинке ребята могут вопроизвести содержание сказки

  3. Предметы из сказок, атрибуты сказочных персонажей (начиная со средней группы).
  4. Картинки для раскрашивания.

    Картинки для раскрашивания по сказке «Колобок»

    В младшем возрасте изображение будет крупным и простым, в старшем уже нужно предлагать более сложные сюжетные картинки

  5. Дидактические игры: «Чей хвост» (например, по сказке «Колобок»), «Узнай героя по его тени», «Найди заплатку к сказке», пазлы, игры-«ходилки». и пр. В каждой возрастной группе предлагаются свои варианты.
  6. Загадки о сказочных персонажах (подборка ниже).
  7. Пословицы о сказках (подборка ниже).
  8. Различные виды театра (в младшем возрасте представления ребятам будет разыгрывать воспитатель, дети постарше могут делать это сами):
    • театр на палочках;

      Театр на палочках по сказкам «Репка», «Курочка Ряба»

      В младшем возрасте представления детям будет рзыгрывать воспитатель, а старшие дошкольники могут делать это сами

    • театр на фланелеграфе;

      Персонажи сказки «Курочка Ряба» на фланелеграфе

      В лэпбук следует включать разные виды театра, в том числе, театр на фланелеграфе

    • настольный театр.

      Настольный театр по сказке «Теремок», «Репка»

      Элементы можно закрепить на столе с помощью прищепок

Отдельно в рамках статьи стоит рассмотреть материалы (варианты заданий) по сказкам А. С. Пушкина. Конечно же, такой лэпбук предназначен для старших дошкольников:

  1. «Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).

    Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

    Персонажи опять-таки должны быть хорошо узнаваемыми

  2. «Назови героев стихотворения про лукоморье» (картинки).

    Дуб с золотой цепью (аппликация) и изображение сказочных героев

    С помощью игрового задания ребята вспомнят знаменитые строки Пушкина

  3. Игра «Предметы из сказок». Это бумажный сундучок, наполненный атрибутами сказочных героев.

    Сундучок со сказочными предметами

    Ребёнок должен соотнести предмет с конкретным сказочным героем и рассказать о нём

  4. Загадки по сказкам.

    Загадки в стихах с картинками по сказкам Пушкина

    Отгадки представлены в виде картинок

  5. Кроссворд. Например, задания к кроссворду — это пропущенные слова в четверостишиях.

    Кроссворд по сказкам Пушкина

    Задача детей — определить пропущенное слово в стихотворной строке и вписать его в кроссворд под нужным номером

  6. Раскрашивание сюжетных картинок.

    Раскраски по сказкам Пушкина

    Педагогу нужно подобрать красивые сюжетные картинки

  7. Викторина по сказкам Пушкина.

    Вопросы для викторины по сказкам Пушкина

    Можно сделать викторину в виде теста

  8. Объяснение старинных слов из сказок (архаизмов).

    Архаичные слова из сказок Пушкина и их объяснение

    Старшим дошкольникам будет полезно узнать значение старинных слов

Богатый материал для лэпбука представляют и стихотворные сказки К. И. Чуковского (также вариант для старшей и подготовительной группы). Наполнение пособия может быть следующим:

  1. Карточки «Отгадай произведение по отрывку» (текст)
  2. «Узнай сказку по иллюстрации» (карточки).
  3. Мини-картинки. Опираясь на них, дети пересказывают сказки.
  4. Раскраски по теме.
  5. Пазлы «Животные жарких стран» (по сказке «Доктор Айболит»).
  6. Домино «Мойдодыр» (предметы личной гигиены).
  7. Литературная викторина по сказкам Чуковского.
  8. Ребусы.

Игровые задания в лэпбуке по сказкам К. Чуковского

По сказкам Чуковского можно придумать массу увлекательных заданий и наполнить ими лэпбук

Примеры загадок на сказочную тему

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.
  • Как у Бабы у Яги
    Нет совсем одной ноги,
    Зато есть замечательный
    Аппарат летательный.
  • Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали?
  • Из муки он был печен,
    На сметане был мешен.
    На окошке он студился,
    По дорожке он катился.
    Был он весел, был он смел
    И в пути он песню пел.
    Съесть его хотел зайчишка,
    Серый волк и бурый мишка.
    А когда малыш в лесу
    Встретил рыжую лису,
    От неё уйти не смог.
  • Возле леса, на опушке,
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки?
  • Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут … (лягушка)
  • Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    Сказочку ты знаешь ведь?
    Кто же это был? … (медведь)
  • Дед и баба вместе жили,
    Дочку из снежка слепили,
    Но костра горячий жар
    Превратил девчурку в пар.
    Дед и бабушка в печали.
    Как же их дочурку звали?

Подборка пословиц и поговорок про сказки

  • Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
  • Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
  • Красна сказка складом, а песня — ладом.
  • Не дочитав сказки, не кидай указки!
  • Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
  • Сказка — складка, а песня — быль.

Оригинальное оформление лэпбука «Сказки»

Сама тема сказок даёт возможность педагогу (или родителям) проявить всю свою фантазию при оформлении лэпбука. Прежде всего стоит придумать яркое название, если, конечно, лэпбук посвящён не одному, а нескольких произведениям. Варианты могут быть такими:

  • «Мои любимые сказки»;
  • «Волшебный мир сказок»;
  • «В гостях у сказки»;
  • «В мире сказок»;
  • «В стране сказок»;
  • «Теремок сказок».

Самому пособию можно придать общую форму домика (сказочного теремка).

Лэпбук в форме домика: обложка и разворот

Будет очень уместно придать лэпбуку форму сказочного домика

На обложку стоит поместить красочную картинку, например, коллаж из сказок.

Обложка лэпбука «Мои любимые сказки», изображающая героев разных сказок

На обложку можно поместить персонажей из разных сказок

Очень красиво смотрятся распашные обложки, завязанные на ленточку.

Обложка лэпбука «В гостях у сказки», завязанная на бантик из атласной ленточки

Половинки обложки можно красиво связать ленточкой

Замечательная идея — использовать для обложки аппликацию из фетра.

Колобок на пне (аппликация из фетра)

Фетровые аппликации смотрятся очень оригинально и прекрасно украсят обложку лэпбука

В сам лэпбук стоит включать как можно больше необычных элементов. Например, это вращающиеся диски. Например, на верхнем можно сделать окошечко, в котором при поворачивании будут возникать портреты сказочных героев.

Вращающийся диск «Назови сказочных героев»

Оригинальный элемент оформления — вращающиеся диски

Другой вариант вращающегося диска можно посвятить героям сказок Пушкина. Поворачивая круг, ребёнок должен правильно составить пары героев из одного произведения.

Вращающийся круг «Герои сказок Пушкина»

Нужно так повернуть верхний круг, чтобы образовались пары героев из одной сказки

Обязательно нужно размещать в лэпбуке книжки-малышки, к примеру, с загадками.

Книжка-малышка «Загадки»

Дети любят рассматривать книжки-малышки в лэпбуке

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Лэпбук с необычными конвертами

Оригинальные конверты в виде сундука, короба Маши, самовара Мухи-Цокотухи удивят детей

Интересная идея — разместить информацию (например, загадки) на одинаковых картонных дисках на ярком цветочном фоне. Их можно расположить друг под другом (приклеить только верхнюю часть).

Загадки на картонных дисках с цветочным орнаментом

Загадки напечатаны на ярком цветочном фоне

В состав лэпбука стоит включить ленты-раскладушки.

Ленты-раскладушки, посвящённые сказкам Чуковского «Айболит» и «Муха-Цокотуха»

Увлекательный элемент лэпбука — ленты-раскладушки

Необычная лента встречается в одном из лэпбуков по сказкам Чуковского. Она характеризует автора как личность. На каждом её части находятся сведения о Корнее Ивановиче.

Лента-раскладушка с характеристиками К. Чуковского

Развернув ленту и прочитав её, ребята узнают много нового о К. Чуковском

Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков на сказочную тему

Видео: лэпбук по сказке «Колобок»

Видео: лэпбук «В гостях у дедушки Корнея» (по сказкам К. Чуковского)

Как использовать пособие в работе с дошкольниками

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

  1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

    «Найди заплатку»

    Игра подходит для младшего возраста, брать можно эпизоды из разных сказок

  2. «Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

    «Помоги животным найти их хвостики»

    Малышам не нужно предлагать много животных — только несколько хорошо узнаваемых персонажей сказок

  3. «Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

    «Где чья тень»

    Игра тренирует восприятие формы, пространственное мышление, внимание

  4. «Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

    «Четвёртый лишний»

    Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке

  5. Пазлы.

    Пазлы по сказке «Колобок»

    Конечно же, в каждой группе число разрезных элементов будет разным

  6. Раскрашивание картинок. Особенно полезно детям, у которых не очень развита мелкая моторика (она непосредственно связана с речевыми функциями).

    Девочка раскрашивает картинку

    В свободное время ребята с удовольствием раскрасят картинки на сказочную тему

  7. Раскрашивание по цифрам (старшие дошкольники). Такое занятие не только развивает изобразительные навыки, но и позволяет повторить счёт.

    Девочка раскрашивает картинку по цифрам

    Раскрашивание по цифрам даёт возможность закрепить знание цифр, счёт

  8. Лото «Сказки». Задача ребёнка — собрать эпизоды из каждой конкретной сказки на отдельной карточке.

    Девочка заполняет карточки лото

    Вокруг большой картинки нужно поместить маленькие, относящиеся к одной сказке

  9. Игры-ходилки с фишками и кубиком (для старших дошкольников). В игру лучше всего играть 2–4 детям. По мере продвижения фишек ребята незаметно повторят сюжет сказки, вспомнят её персонажей.

    Мальчики играют в ходилки

    Многим старшим дошкольникам очень нравятся игры-ходилки, тем более на сказочную тему

  10. Домино «Сказки» (для старшего возраста). Как и пазлы, домино — универсальная игра, которую можно адаптировать под любую тему.

    Домино «Русские народные сказки»

    В лэпбук можно поместить сказочное домино из картона и предлагать его детям

  11. Игры на развитие математических навыков. Например, это «Три медведя» (для младшей группы). Задача ребёнка — расположить фигурки медведей по возрастанию или уменьшению, показать самого большого мишку, маленького, среднего.

    Изображения трёх медведей и трёх стульев разного размера

    На материале сказок можно закреплять математические знания детей

Русские народные сказки, равно как и авторские произведения, представляют собой богатейший материал для создания лэпбука. Воспитатель может сделать уникальное пособие как для малышей, так и для старших дошкольников. В первом случае акцент нужно делать на наглядности, во втором — включать больше заданий на логику, смекалку. В любом случае эта рукотворная книга будет незаменима для активизации детских знаний и развития речи.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(21 голос, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Подать заявку

Автор публикации: Ивакина Галина Анатольевна

Визитная карточка лэпбука «В гостях у сказки «Колобок»

скачать документ

Вернуться назад

Визитная карточка лэпбука«В гостях у сказки «Колобок»Ивакина Галина АнатольевнаВоспитательМБДОУ ЦРР д/с № 51Челябинская область, город Озёрсквоспитатель1.Название лэпбукаВ гостях у сказки «Колобок»2.Автор пособияИвакина Галина Анатольевна3. Возрастная категорияДля детей 1,6 — 3 лет4. Цель создания лэпбукаПриобщение детей к художественной литературе, закрепление и обобщение знаний детей по сказке «Колобок», её героях и последовательности содержания сказки посредством развивающих игр, заданий и театрализованной деятельности.5. Краткое описание лэпбукаЛэпбук представляет собой интерактивную папку, информация в которой предоставлена в виде открывающихся конвертиков с пазлами, вынимающихся и разворачивающихся листочков и деталей, отстегивающихся книжек, различных видов театра, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению, а также цветочков и бусинок, которые можно потрогать, развивая мелкую моторику рук.6. Описать возможности использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей Флисовый театр. Герои сказки спрятаны за елочки, они трансформируемы. Ребенок может потрогать героев, инсценировать и рассказать сказку. А колобок передвигается по дорожке – он прикреплен к ниточке. Мелкие детали (цветочки, камешки, божьи коровки) способствуют развитию тактильных ощущений. «Собери пазлы». Ребенок может вынуть заготовки из кармашков и собрать пазлы сам или с помощью воспитателя. На развороте странички можно закрепить последовательность появления героев, рассказав сказку по картинкам, или поиграть в игру «Покажи цветочек…». «Назови героев сказки». Сняв книжку — малышку с липучки, ребенок может почитать ее сам, полистав странички, или попросить взрослого почитать книжку. А сняв с липучек книжку «Угадай, чья тень?», малыши подбирают изображение тени, угадывают героев. В книжке гармошке представлены загадки и отгадки. Взрослый читает загадку, а дети отгадывают её. Играем в театр. Здесь представлены герои сказки в различных видах театра – на палочках, на липучках, конусном и пальчиковом. Театрализованная деятельность способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей и самостоятельной творческой активности, обогащает и развивает словарный запас детей раннего возраста. Д/игра «Спрячем колобка от лисы», в которую ребенок может поиграть самостоятельно. Здесь закрепляются основные цвета и формы. «Рисуем и разукрашиваем». Здесь ребенку предоставляется полная самостоятельность в выборе рисования. 77343021907500 33972506731000 851535238760003307715240665003143250-15303500733425-143510003016885675005003867156654800032556452708275008477252705100002005965529590000

  • Лэпбук по сказкам писателей для дошкольников
  • Лэпбук по сказкам народов поволжья
  • Лэпбук по сказкам для дошкольников старшей группы
  • Лэпбук по сказкам для дошкольников своими руками
  • Лэпбук по русскому языку 3 класс рассказ о слове