Лепка в подготовительной группе петушок с семьей по рассказу ушинского

Конспект организованной образовательной
деятельности                                              по
художественно-эстетическому развитию.                                                                Лепка
в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель Будько М.В.

Тема: «Петушок с семьей»(по
рассказу К. Д. Ушинского) (коллективная композиция)

Программное содержание.  Учить детей создавать коллективными усилиями
несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур,
цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных
деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на
подставке.
 

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Пластилин, стеки, доски для лепки,
салфетки.
                          

Ход организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент. Загадки

Воспитатель: Ребята у меня есть очень красивые картинки¸ хотите узнать что на них изопражено? (ответ
детей) Но для этого нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Дети:
Петух!

Воспитатель: Правильно, петушок.

Воспитатель вывешивает
картинку с изображением петуха. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя
особенности внешнего вида петуха.

Воспитатель:     Как поет петушок? (ответы детей).

У меня есть еще одна
картинка¸ и чтобы понять кого зовет петушок, когда поет, отгадайте пожалуйста
еще одну загадку.

Зёрнышки она
клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…

Дети: Курица

Воспитатель: Правильно!
Молодцы!                                                                                   
Воспитатель вывешивает картинку с изображением курицы. Рассматривает вместе с
детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида курицы. Чем петух отличается
от курицы?

Воспитатель:

Как разговаривает курочка? (ответы детей).

Правильно, уточняет воспитатель, она кудахчет «куд–куда,
куд — куда».

А у меня есть еще одна картинка, если вы угадаете что на
ней нарисовано, то узнаете кого завет курочка, когда кудахчет «ко-ко-ко».

Послушайте загадку:

У кого из деток птичьих

Голосок так тонок?

Раньше был желток яичный,

А теперь

Дети: Цыпленок

Воспитатель: Правильно!
Молодцы!                                                                                   

Воспитатель
размещает на доске картинку с изображением цыплёнка. Рассматривает вместе с
детьми картинку, выделяя особенности его внешнего вида. 

Дети обратите
внимание какой у нас красивый маленький птичий дворик, но он совсем пустой. Что
надо сделать чтобы наш дворик ожил? (ответ детей)

Правильно!
Надо слепить петушка, курочку и цыплят.

Воспитатель:

Я хочу
предложить нашим малышам, слепить
цыплят.                                            Мальчикам слепить
петушков.                                                                                                     
Девочкам слепить курочек.                                                                                                              

Воспитатель:                                                                                                                                              
 
А прежде чем мы с вами
приступим к работе, мы разомнем наши пальчики.                  Пальчиковая
гимнастика:
«Петушок»

Наш красивый
петушок                              Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял
гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками
машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке
пляшет.

Крошки
хлебные клюёт.                             Указательными пальцами постучать по
столу.

Пёстрых
курочек зовёт.                             Кистями рук сделать манящие
движения.

2.Основная
часть. 

 Практическая
деятельность.

Воспитатель:
Я сейчас вам покажу как нужно вылепить цыплёнка. Я беру пластелин
желтого цвета отрезаю маленький кусочек, и один побольше. Раскатываю шарик. Это
будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю
шарик. Это будет туловище цыплёнка. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их
друг к другу. А теперь мы делаем цыпленку клюв, прищипываем двумя пальцами. Вот
и получился цыпленок.

Петушка и курочку можно
сделать так же, но петушку и курочке нужно сделать хвост и гребешок, лапки.

2.1. Самостоятельная
работа детей.

По ходу деятельности индивидуальная
помощь, советы, следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более
точной передачи образа.

3.Подведение итогов. Рефлексия.

По окончании лепки дети
ставят свои работы на птичий дворик. Ребята посмотрите,

какие замечательные петушки
и цыплята у нас получились, они все разные и удивительные.

А теперь давайте
рассмотрим цыплят и петушков. Все они получились разные, удивительные.                                                                                                                           Давайте
выберем самого весёлого петушка.                                                       
                              Ребята, а вам понравилось сегодня лепить? Каких
животных вы бы хотели вылепить на следующем занятии?
http://chudesenka.ru/_pu/podelki/petuh9.jpg

В подготовительной к школе группе (дети 6–7 лет) продуктивная активность, в частности занятия лепкой, позволяет закрепить изученный в разных образовательных областях материал. Так, лепка «Петушка с семьёй» подводит итог рассмотрению пропорциональности фигур на занятиях по рисованию, а также подытоживает те особенности внешнего облика птицы, которые изучались на ознакомлении с окружающей средой.

Приёмы лепки для композиции «Петушок с семьёй»

Согласно ФГОС, тематика уроков лепки повторяется ежегодно, но отличается уровнем сложности приёмов для изготовления поделки. Дети 6–7 лет:

  • развивают навык превращения «колбасок» в жгутики, к примеру, чтобы показать перья на хвосте петуха;

    Петушок на стоге сена, куры и цыплята вокруг

    Дети подготовительной группы учатся передавать сюжет в позах и движениях фигурок

  • совершенствуют навык формирования из «шариков» «горошинок» для глаз птиц;
  • практикуют навык сглаживания швов при прищипывании деталей, к примеру, шеи с головой и туловищем;
  • учатся оттягивать пластилин, чтобы получить заострённые элементы, к примеру, клюв петуха;
  • закрепляют навык создания идентичных деталей по форме и размеру, например, крыльев пернатых;
  • сами выбирают цвета пластилина для фигурок;

    Петушок у еловой ветки

    Используя те или иные оттенки пластилина, дети должны опираться на знакомый образ: сказочный или реальный

  • пользуются стеками для придания элементам поделки рельефности.

Какие виды лепки подходят для темы «Петушок с семьёй»

Для воплощения темы используется сюжетная лепка. Однако и другие виды также подключаются в работу.

Сюжетная лепка

Объединение птичек, вылепленных в предметной технике, в общую мизансцену позволяет разрабатывать целые сюжеты, где фигурки представлены не только в статике, но и в динамике, то есть с расправленными для полёта крыльями, с наклонённой головой, вытянутой шеей и пр.

Петушок с курицей и тремя цыплятами

Для сюжетов дети лепят фигурки с поворотом головы, разным положением крыльев

Предметная лепка

Дети передают образ петуха, курочки и цыплят максимально точно, ориентируясь на картинку или на собственные представления о птице. Затем отдельные фигурки соединяются в общую композицию. В этом виде лепки дети активно подключают использование стеки, палочек для придания фактурности крыльям, то есть делают образ реалистичным.

Жёлто-красный петушок

Предметная лепка предполагает создание отдельных фигурок, которые затем объединяются в общую композицию, то есть сюжет

К теме «Петушок с семьёй» декоративная лепка, то есть создание и декор поделок по мотивам народных ремёсел, подключается в том случае, если фигурка «главы куриного семейства» стилизуется под филимоновского или дымковского петушка.

Глиняные филимоновские петушки

Декоративная лепка в подготовительной группе подразумевает роспись глиняных основ, то есть очень трудоёмкий процесс, поэтому такой вид лепки обычно обыгрывается на кружковых занятиях

Пластилинография

Элементы рисунка пластилином на тему «Петушок и его семья» используются, как правило, для оформления подложки под мизансцену, которая готовится заранее, к примеру, во время самостоятельной деятельности ребят накануне занятия. Или представляют собой отдельный вид изобразительного творчества — пластилинографию.

Петушок с семьёй на основе, замазанной пластилином

В композициях для лепки пластилинография используется для оформления основы

Техники лепки

Тема «Петушок и его семья» реализуется пятью техниками лепки.

Скульптурная (пластичная)

Фигурка создаётся из одного куска пластилина при помощи вытягивания, заглаживания или прищипывания элементов. Дети 6–7 лет отрабатывают точность манипуляций с пластилином, стараясь делать детали максимально натуралистичными: заострённый клюв, тонкий хохолок, вытянутая шея, плавно переходящая в туловище, когти на лапах и пр.

Розовый петушок

Скульптурная лепка в подготовительной группе усложняется активным использованием стеки для придания фактурности образу

Конструктивная лепка

Эта техника заключается в объединении готовых деталей в единую композицию. Так, для создания курицы дети отдельно формируют туловище овальной формы, голову круглой, делают вытянутый шар, переходящий в конус — для клюва, «колбаски» лап, «блинчики» вытянутой формы для крыльев, и закруглённую форму для хвоста.

Особый акцент делается на точность выполнения сглаживания, примазывания элементов.

Схема лепки петушка с синим туловищем

В конструктивной лепке сначала готовятся все детали, а потом из них собирается цельная фигурка

Комбинированная техника

Совмещение скульптурной и конструктивной лепки называется комбинированной техникой. К примеру, скульптурным способом из одного кусочка пластилина овальной формы делается туловище и из него вытягивается шея с головой. А крылья, лапки, хвост, гребешок и борода прилепливаются из отдельно вылепленных элементов, сделанных в конструктивной технике.

Петушок и семья клюют зёрнышки

В комбинированной технике дети обычно делают скульптурными туловище и голову

Модульная техника

Лепка основывается на сочетаниях модулей отдельно вылепленных фигурок, представляющих собой 2–3 самостоятельных сюжета, которые дополняются деталями и объединяются в единую композицию. Например, петушок, курочка, цыплёнок в рамках поделок на тему «Домашние птицы» дополняются травой, домиком, соответствующим описанием и получается поделка «Петушок с семьёй».

Петушки клюют зёрнышки

В данной композиции модулями являются петушки, которые были объединены в один сюжет: птицы клюют зерно

Лепка по форме

В лепку фигурок птиц подключается бросовый материал, например, футляры от игрушек в «Киндер-сюрпризе», которые замазываются пластилином, дополняются отдельно вылепленными крыльями, хвостом и клювом. В такой технике получаются забавные жёлтые цыплята.

Цыплёнок из киндер-сюрприза

Цыплята по форме знакомы детям со средней группы, в подготовительной поделку усложняют использованием дополнительных материалов — готовыми глазками, которые нужно аккуратно и симметрично наклеить

Создание основы

В роли подложки под композицию «Петушок с семьёй» выступает тонкий картон. Если предполагается, что на основе будут располагаться не только птицы, но и другие элементы: забор, лужайка с травой, колодец и пр., то подложку нужно сделать заблаговременно. Обычно на эту работу выделяется время самостоятельной деятельности ребят после дневного сна. Дошколята замазывают подложку пластилином, лепят детали антуража — заборчик, домик и т. д. – и выбирают им подходящее место на основе.

Материалы для лепки

Ведущим материалом для создания поделки «Петушка с семьёй» является пластилин, также могут использоваться глина и солёное тесто. При этом лепка может дополняться деталями оригами. Например, петушок и курочка делаются пластилиновыми, а цыплята складываются из бумаги жёлтого цвета. Ещё один вариант оформления поделки — дополнение природными материалами. Так, перья на хвосте можно сделать из натуральных птичьих.

Дети лепят петушков, один ребёнок украшает хвост настоящими перьями

Натуральные перья для украшения хвоста можно предварительно покрасить красками

Инструменты для лепки

Организуя рабочее пространство для лепки, нужно обеспечить наличие:

  • каркасов — палочек разной длины/толщины (или зубочисток) для крепежей деталей или несущих конструкций;
  • стеки (заострённых и закруглённых);
  • специальной доски или ковриков для работы.

Варианты реализации темы в образовательном процессе

По календарно-тематическому плану образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие», занятия лепкой предполагаются один раз в две неделе. Тема «Петушок с семьёй» обычно реализуется в рамках занятия лепкой по замыслу осенью или весной с опорой на личные впечатления от отдыха в деревне или изученного в младших группах одноимённого рассказа К. Ушинского.

При этом создание поделки может соотноситься с тематикой других учебно-воспитательных курсов. Например, знакомство с народными промыслами на занятиях по ознакомлению с окружающей средой реализуется в январе лепкой филимоновского петушка, а весной по этой же технологии дети могут лепить петушка с его семью в рамках выполнения поделки по замыслу.

Мальчик и девочка лепят петушков

Лепка может быть закреплением тем по разным образовательным курсам

Формы организации и индивидуальный подход

Что касается формы организации работы, то тема «Петушок с семьёй» может реализовываться и индивидуальной, и коллективной поделкой. В первом случае дети заранее готовят подложку, а на уроке лепят птиц. Во втором случае педагог делит ребят на подгруппы по 4–5 человек и в зависимости от их владения навыками лепки, а также с учётом пожеланий ребят распределяет «фронт работ»: одна подгруппа занимается лепкой петухов, вторая — кур, третья лепит цыплят, а четвёртая занимается придумыванием оформления для подложки. При этом дети стараются делать птичек в разных позах.

Обычно в первой и четвёртой подгруппах оказываются ребята, проявляющие особый интерес к лепке. Им также можно дать задание подобрать дополнительный материал для украшения поделки или составить рассказ по мотивам композиции.

Композиция с петухом на заборе

Коллективная лепка подразумевает распределение обязанностей и при подготовке подложки: рисунков, моделирования из природных материалов и пр

Одной из форм реализации индивидуального подхода является отработка приёмов лепки. Например, перекатывание карандаша между ладонями для отработки быстроты движений ладоней и пальцев при формировании пластилиновых деталей. А также хорошей тренировкой будет создание «жгутиков», «блинчиков» и пр. элементов, которые бы соответствовали образцам, сделанным педагогом.

Два мальчика лепят из пластилина

Лепка может быть вариантом организации самостоятельной деятельности ребят, проявляющих интерес к этому виду изобразительной деятельности

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Таблица: мотивационные приёмы для занятий лепкой на тему «Петушок с семьёй» в подготовительной группе

Приём и особенности его использования Пример
Картинки, плакаты, позволяющие наиболее точно и пропорционально передавать формы частей тела птиц.
Беседа Педагог предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они видели в деревне, зоопарке, какие их повадки наблюдали, как курочка заботится о цыплятах, чему их учит и т. п.
Стихотворения, загадки, которые позволяют детям вспомнить основные особенности домашних птиц (внешние, образа жизни).
  • Петух-отец жене-наседке Сказал: «Должны учиться детки! Чтоб каждый мог, как я, уметь «Ку-ка-ре-ку!» красиво спеть И прокудахтать «Ко-ко-ко!» Чтоб слышно было далеко»;
  • Влез на крышу петушок, Прочитать решил стишок. Начинал, срывался, Очень волновался. Вспомнил лишь одну строку И пропел: «Кукареку!» (Г. Виеру);
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петух);
  • Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица).
Мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй» для придумывания сюжета композиции Поскольку рассказ Ушинского изучается во второй младшей группе, в подготовительной дети повторяют сюжет, придумывают ситуации, когда бы Петушок мог ещё помирить всех членов своей семьи. Например, когда все цыплята начали обижать одного, самого маленького.
Сюрпризные моменты для объединения ребят общим делом В гости к ребятам приходит Петушок и рассказывает, как он пошёл гулять со своей семьёй на пруд, но так залюбовался своим отражением в воде, что отстал от курочки с цыплятами. И теперь просит детей помочь ему вернуться домой, вылепив композицию «Петушок с семьёй».
Игры
  • «Найди отличия» – дети сравнивают два изображения петуха и находят отличия;
  • «Определи, чья тень»;
  • «Найди на картинке яички» – на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти.

Два петушка для нахождения отличий

Для поиска отличий нужно подбирать яркие и запоминающиеся образы

Видео: мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй»

Составление конспекта занятия по лепке «Петушок с семьёй»

Занятие по лепке включает три этапа работы над темой:

  • вводный, мотивирующий детей на работу — до 5 минут;
  • основной, включающий определение схемы выполнения поделки, собственно лепку, физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику — до 20 минут;
  • заключительный, то есть оценка деятельности ребят педагогом и рефлексия — до 5 минут.

Цель урока уточняется видом и техникой создания поделки, например, создание сюжетной композиции в конструктивной технике на основе содержания рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй».

Формулировка задач подразумевает приёмы, которые будут отрабатываться на уроке:

  • учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур;
  • добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей;
  • формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Таблица: Чуракова О.А. Конспект занятия по коллективной лепке «Петушок с семьёй» по рассказу К. Д. Ушинского в подготовительной группе

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: — Ребята, посмотрите на картинки. Кто же там изображён?
Дети: — Курица, цыплята, петух
Воспитатель: — Да, давайте вспомним, какой рассказ мы недавно прочитали, где присутствуют эти герои?
Дети: — Петушок с семьёй
Воспитатель: — Молодцы. Давайте подробнее вспомним, что произошло в этом рассказе, просмотрев мультфильм.
(смотрят мультфильм, беседуют)
Воспитатель: — Цыплята разбежались, а петух и курочка пошли их искать. Давайте, мы тоже вместе с петушком пойдём.
Основной Физкультминутка:
«Шёл по берегу петух
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть».
(В соответствии с текстом, дети делают шаги на месте, руки держать за спиной. Затем делают круговые движения руками, приседают, грозят пальчиком, делают наклоны вперёд).
Дети садятся на свои места
Воспитатель: — Ребята, мы с вами уже распределились на группы, вспомним кто что будет лепить и приступим к лепке.
Дети с воспитателем рассматривают образец, вылепленный педагогом. Воспитатель обращает внимание на цвет, форму: туловище — большой шарик, голова — маленький шарик, клюв (маленький, остренький).
Воспитатель: — Я беру маленький кусок пластилина и что делаю? Раскатываю шарик. Это будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю шарик. Это будет туловище птицы. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их друг к другу. А теперь мы делаем клюв, прищипываем двумя пальцами.
Пальчиковая гимнастика:
Петушок наш вдруг проснулся, Прямо к солнцу повернулся.
Кукарекнул раз, два, три! Ты сегодня не проспи.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь детям.
Заключительный Размещение готовых работ на подставке, рассматривание и оценка детских работ.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-lepka-petushok-s-semei-po-raskazu-k-d-ushinskogo-kolektivnaja-kompozicija.html

Технокарты выполнения поделок

Точность формы и пропорциональность фигурок петушка и его семьи зависит от чёткости соблюдения инструкции по лепке.

Схемы лепки петушка

Размер фигурки должен быть пропорционален масштабам всей композиции.

Вариант №1

Материалы и инструменты:

  • пластилин жёлтого, красного, синего и зелёного цветов;
  • палочка для коктейля;
  • стека;
  • доска для лепки.

Схема лепки петушка с жёлтым туловищем

Для лепки петушка по этой схеме потребуются два кусочка палочки для коктейля

Инструкция:

  1. Делаем заготовку туловища в форме огурца из пластилина жёлтого цвета.
  2. Шарик красного цвета делим пополам. На одной половинке стекой показываем «оборочку» гребешка. Вторую скатываем в виде капли, это борода петушка.
  3. Из лепёшек зелёного цвета формируем крылья, стекой показав очертания перьев.
  4. Скатываем тонкие колбаски с одним зауженным концом для перьев хвоста.
  5. Из палочек делаем ножки, собираем поделку.

Вариант №2

Материалы и инструменты:

  • пластилин жёлтого, красного, оранжевого, фиолетового, белого, чёрного, синего и зелёного цветов;
  • стека;
  • доска для лепки.

Схема лепки петушка с расправленными крыльями

Чтобы крылья петушка получились расправленными, нужно хорошо примазать их к туловищу

Инструкция:

  1. Скатываем овал для туловища из пластилина жёлтого цвета.
  2. Небольшими красными шариками показываем гребешок.
  3. Скатываем шарики для глазок, делаем точки зрачков чёрного цвета.
  4. Делаем жгутик оранжевого цвета, складываем пополам, чтобы получился клюв.
  5. Делаем лепёшки для крылышек, прилепливаем их к туловищу.
  6. Скатываем тонкие колбаски перьев хвоста, прелепливаем их к туловищу.
  7. Формируем лепёшки для лапок, стекой показываем пальцы, прилепливаем к фигурке.

Схема лепки курочки

Материалы и инструменты:

  • пластилин жёлтого, красного, белого и зелёного цветов;
  • стека;
  • доска для лепки.

Инструкция:

  1. Скатываем цилиндр, слегка зауживаем одну часть и немного загибаем её наверх.

    Курочка, шаг 1

    Форма туловища похожа на грушу

  2. Лепим на туловище гребешок, клюв и бороду.

    Схема курочки, шаг 2

    Рельефность гребешка показываем стекой

  3. Скатываем овалы, делаем из них лепёшки и стекой показываем оперение.

    Схема курочки, шаг 3

    Движения стекой должны быть под углом

  4. Лепим к туловищу крылья.

    Схема курочки, шаг 4

    Крылышки должны быть симметричны

  5. Готовая курочка смотрится очень натурально.

    Схема курочки, шаг 5

    Лапки делаются с помощью стеки

Схема лепки цыплёнка в комбинированной технике

Материалы:

  • пластилин жёлтого, белого, чёрного, розового и бежевого цвета;
  • стека.

Инструкция:

  1. Скатываем шарик, слегка вытягиваем одну часть для хвоста.

    Цыплёнок, шаг 1

    Слева внизу у овала вытягиваем заострённую форму

  2. Лепим к туловищу две лепёшки-крыла.

    Схема цыплёнка, шаг 2

    Важно следить, чтобы крылья плотно прилегали к туловищу

  3. Делаем клюв, который стекой надрезаем пополам.

    Схема цыплёнка, шаг 3

    Движение стекой для создания клюва не должно быть слишком глубоким

  4. Лепим лапки, крылышки и точки глазок.

    Схема цыплёнка, шаг 4

    Лапки делаются из жгутиков, а оперенье крыльев показывается стекой

Видео: как слепить петушка — мастер-класс

Видео: как слепить петушка с семьёй — мастер-класс

Видео: как слепить петушка и курочку — мастер-класс

Изобразительная деятельность, в том числе и лепка, опирается на личный опыт ребёнка в освоении окружающего мира. При этом в силу возраста ребёнку ещё может быть сложно организовать порядок выполнения работы, тем более если дело касается создания целых сюжетов, таких, как композиция «Петушок с семьёй». Поэтому основная задача педагога — подобрать описания выполнения поделок, которые были бы понятны и посильны детям, а также помочь юным творцам распределить виды работы, если предполагается коллективная лепка.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Конструкт проведения непосредственной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Черноскутовой Ксении Павловны

(Специальности 44.02.01 Дошкольное образование, группа 33а)

Дата: 13.10.2020

ДОО: Детский сад №9

Группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Воспитатель:

Методист практики: Чемезова Наталья Юрьевна

Руководитель практики: Ибрагимова Дарья Андреевна

Вид деятельности: продуктивный виды деятельности (лепка)

Тема: «Петушок с семьёй»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Формы: фронтальная, индивидуальная

Цель: Формировать умения учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур.

Планируемый результат:

· Демонстрируют умение доводить начатое дело до конца, проявляют самостоятельность, аккуратность и ответственность.

· Демонстрируют умение соблюдать последовательность действий.

· Проявляют творческое воображение, дети внимательные.

· Дети применяют полученные знания в самостоятельной деятельности

· Дети умеют сравнивать свою работу с образцом.

· Дети проявляют познавательный интерес, у детей развивается наблюдательность.

· Дети принимают замысел.

· Имеют представление о способе лепки.

· Дети закрепили умения лепить петуха, кур, цыплят.

· Дети умеют коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до

конца

Развивающие: Развивать творческое воображение.

Обучающие:

Изобразительная: Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят.

Техническая: Закреплять умения добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей.

Цветовая: Побуждать детей к выбору цвета осознанно

Композиционная: Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Принципы дошкольного образования:

● Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

● Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

● Формирование познавательный интересов и познавательный действий ребёнка в различных видах деятельности;

● Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; формирование личного стиля взаимодействия со сверстники и педагогов; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, показ, игровая ситуация, упражнение, практическая работа.

Методы воспитания: ситуация свободного выбора, пример

Оборудование: Подставка для коллективной композиции, пластилин, стеки, доски для лепки.

Учебно-методический комплекс: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 352с.

Ход совместной образовательной деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный

этап

Задачи:

заинтересовать

детей на

предстоящую

деятельность

Беседа Эмоциональное стимулирование Пояснение

-Ребята, а вы летом были на даче? Кого вы там видели? (Ответ детей)

А кто еще может жить на даче, в деревне? (Ответ детей)

Ребята, я вам прочитаю загадку, а вы должны отгадать про кого идёт речь:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

-Правильно, это петушок.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением петуха. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида петуха.

Как поет петушок? (ответы детей).

-А кого зовет петушок? Как вы думаете? (ответы детей).

Послушайте загадку:

Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…
(Курица)

-Верно, это курица.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением курицы. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида курицы.

Как разговаривает курочка? (ответы детей).

Правильно, она кудахчет «куд–куда, куд — куда» и ещё она зовёт своих деток «ко-ко-ко».

Послушайте загадку:

У кого из деток птичьих

Голосок так тонок?

Раньше был желток яичный,

А теперь (Цыпленок)

-Правильно.

Воспитатель размещает на доске картинку с изображением цыплёнка. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности его внешнего вида.

Помните мы с вами читали рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Давайте я вам его напомню.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, вспоминают рассказ Ушинского «Петушок с семьёй»

Дети смотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности.

2. Актуализация

знаний для

предстоящей

деятельности

Задачи: Развивать

умения принимать

замысел.

Беседа

Воспитатель читает детям рассказ К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Дети взаимодействуют с воспитателем, вступают в диалог.

Дети принимают замысел.

2.1 Восприятие

Задачи: формировать

положительный

настрой, проявлять

эмоциональное

отношение к

результату своей

деятельности,

развивать

наблюдательность

Беседа. Демонстрация Объяснительно- иллюстративные

Я предлагаю вам сегодня слепить петушка и его семью. Петушок у нас красивый у него «…на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры.»

А курочки «…Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие!». А какие бывают цыплята? (Ответ детей)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения с петушком, цыплятами и курами- и определить, каким способом её лучше слепить.

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог

Дети проявляют познавательный интерес, у детей продолжает развиваться наблюдательность

2.2 Совместное

планирование

способов действий

Задачи:

Учить лепить петушка, кур и цыплят. Учить создавать коллективными усилиями несложную сцену из вылепленных фигур.

Показ, объяснительно-иллюстративные

— Ребята, а что нам понадобится для того что бы слепить петушка, кур и цыплят? (Ответ детей)

-Да, нам понадобится пластилин, стека

— Молодцы, что нам еще понадобится?

— Верно, дощечка

-Ребята, а какого цвета бывают петушки, куры и цыплята? (Ответ детей)

-А вы знаете как нужно лепить петушка, цыплят и кур? (Ответ детей)

-Давайте с вами решим, кто кого будет лепить.

Кто хочет слепить петушка? Курочек? Цыплят? (Ответ детей)

Сотрудничают с воспитателем

У детей хорошо совершенствованы умения в лепки петушка, кур и цыплят. Умеют создавать коллективными усилиями несложную сцену из вылепленных фигур.

3. Смена видов

деятельности

Физминутка

Задачи: снять

мышечное

напряжение

Объяснение Показ

Ребята, перед тем как нам начать лепить, давайте разомнем наши пальчики:

«Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка.

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поёшь,

Деткам спать не даёшь?

(Выполняют движения за воспитателем)

Повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности.

4.Словесное

воспроизведение

способов действий

Задача:

Развивать

пространственные представления. Развивать творческое

воображение,

мышление, внимание.

Беседа Демонстрация

Воспитатель предлагает вспомнить, что они будут лепить.

-Ребята, а давайте вспомним что мы сегодня будем делать? (Ответ детей)

— А чем мы будем лепить? (ответ детей)

Дети проговаривают план действия, способы выполнения задания

У детей развито пространственные представления. Развито творческое воображение,

мышление, внимание.

5.Практическое

применение

способов действий.

Задача:

Закреплять умения лепить цыплят, петушка и курочек.

Закреплять умение доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность, аккуратность и ответственность.

Формировать умение соблюдать последовательность действий.

Беседа

Упражнение

Разомнем пластилин желтого цвета и скатаем шарик немного сузив его с одного края, это будет туловище петушка. Затем из пластилин красного цвета нужно скатать три небольших шарика, это будет гребешок петушка. После берем пластилин белого и черного цвета хорошенько мнем их, нужно скатать два небольших шарика белого цвета и два маленьких шарика черного цвета, далее соединяем их как показано на фото, это глаза петушка. Далее из пластилина красного цвета раскатываем небольшую колбаску, согнув колбаску пополам прикрепляем ее к между глаз, клюв готов. Из пластилина зеленого цвета раскатываем две колбаски , затем сплющиваем их, крылья петушка готовы. Затем из пластилина желтого, красного и зеленого цвета раскатываем колбаски разных размеров, соединяем их с одного края, хвост петушка готов. Теперь из пластилина оранжевого цвета раскатаем две колбаски и один край немного нужно сплющить, далее берем стек и оформляем лапки петушка.

Петушок из пластилина готов!

2.Курочка

Чтобы сделать тело упитанной курочки, скатайте черный шарик. Прикрепите к шарику узкую шею. На верхний конец шеи налепите маленький шарик-голову. Сделайте крылышки. Их форма должна напоминать плоскую капельку. Стекой нарисуйте множество продольных полосок. Прикрепите крылышки к туловищу. Хоть курица и не умеет летать, но крылья у нее есть, как и у любой другой птицы. Из множества серых шариков вытяните тонкие палочки, а затем, придавливая их пальцем и обрабатывая стекой, сделайте перья для хвоста. Соберите пучок. Прикрепите полученный веер в качестве хвоста. Сделайте маленький клюв, гребешок, прикрепите к голове, а также не забудьте добавить маленькие глазки. И последняя часть тела курочки – лапки. Нужны небольшие кусочки пластилин и прикрепите их к туловищу. Вот такая смешная курица получилась. Теперь самое время создать желтые комочки. Это будут цыплята, а курица превратится в наседку.
3. Цыплята

Лепим два шара (голову и туловище), соединяем. Прикрепляем крылышки, оформляем голову (глаза, клюв). Присоединяем ножки из зубочисток.

Дети повторяют за воспитателем

Дети умеют лепить петушка, курочек и цыплят

Дети умеют доводить начатое дело до конца, проявляют самостоятельность, аккуратность и ответственность.

Умеют соблюдать последовательность действий.

6. Анализ работ продуктов действия детских работ

Задачи:

Самооценка результатов деятельности

Беседа

Поощрение

Воспитатель возвращается к поставленной задаче, мотиву, игровой ситуации и предлагает детям расположить свои работы на подставку:

-Ребята, посмотрите какие у нас получились петушки, курочки и цыплята. Давайте их поставим на одну общую подставку, это будет их полянка, где они будут клевать зёрнышко.

-У всех очень хорошо получилось слепить петушка, курочку и цыплят, они такие красивые.

-А какие работы вам понравились больше всего? (Ответ детей)

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог.

Анализируют работы друг друга, объясняют выбор.

Дети умеют сравнивать свою работу с образцом.

Умеют коллективно обдумывать. расположение птиц на подставке.

7. Открытость.

Задача:

ориентировать детей

на самостоятельную

деятельность в

режимных моментах.

Эмоциональное стимулирование

Воспитатель побуждает к «продолжению» деятельности, обсуждает, высказывает предположение.

-Ребята, а что мы сегодня делали? (Ответ детей)

— Теперь вы можете сами порисовать петушков, курочек и цыплят на лужайке.

Слушают вопросы и отвечают на них

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад № 2»

г. о. Саранск

Конспект занятия по лепке «Петушок с семьёй» с детьми старшей группы.

Подготовила воспитатель: Медведева А.А.

Саранск 2019г.

Цель:

— совершенствовать у детей умение лепить по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, расположение частей по величине;

— упражнять в лепке из целого куска (петуха, по частям (цыплёнок, закрепить приём лепки мелких частей;

— продолжать обогащать словарь детей, вводить в словарь детей прилагательные, обозначающие признаки предметов: грустный, задиристый, храбрый, резвый, сердитый, разноцветный, горластый, заботливый и т. д.

— уметь планировать работу и выполнять её до конца;

— развивать умение выполнять коллективную работу;

— воспитывать художественный вкус, отзывчивость, желание помочь петушку.

Оборудование пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки, игрушка петушок, картинки с изображением цыплёнка и курицы.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом, поприветствуйте всех. Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадаете, про кого она.

«Гребень имею – не пользуюсь им,

Шпоры имею – не езжу верхом».

(Петух)

Воспитатель. Верно, это петушок (игрушка, появляется петушок).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на петушка, по-моему, он загрустил? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, ребята, у петушка нет семьи. Как помочь петушку(Ответы детей.)

Дети решают слепить петушков, курочек и цыплят из пластилина.

Рассмотрение петушка, определение отличий между ним цыплёнком и курицей.

— Петушок, ты согласен, чтобы дети вылепили тебе друзей? (Согласен). Садимся за столы. (Воспитатель приглашает петушка сесть за столы и лепить вместе с ребятами).

— Расскажите, как вы будете лепить петушка?

Ребёнок. Из целого куска вытягиваю шею, головку, крылья путём налепов (наложения кусочков пластилина на туловище, гребешок, бородку вылепить отдельно и прикрепить к голове, хвост дугообразный.

— А как вы будете лепить цыплёнка?

Ребёнок. По частям. Туловище – шар, голова – шар, клюв прищепнуть, хвостик оттянуть.

— А как вы будете лепить курочку?

Ребёнок. По частям. Туловище – шар, голова – шар, клюв прищепнуть, хвостик оттянуть. Крылья путём налепов (наложения кусочков пластелина на туловище, гребешок, бородку вылепить отдельно и прикрепить к голове

— Деки кого вы хотите слепить? (Дети распределяются кто будет лепить петушка, курочку и циплянка)

Физкультминутка

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв») Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук) Шелкова головушка (гладим по голове) Масляна бородушка (гладим по подбородку) Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх) Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

— Ребята, перед вами всё, что необходимо для работы. Помните, что лепить надо аккуратно, чтобы ваши петушки, курочки и цыплята получились красивые и весёлые.

По ходу деятельности индивидуальная помощь, советы, следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более точной передачи образа.

По окончании лепки дети ставят свои работы на общую подставку.

— Какие замечательные петушки у нас получились.

— Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

— А теперь давайте рассмотрим цыплят, курочек и петушков. Все они получились разные, удивительные. Давайте выберем самого весёлого петушка. Самого задиристого по внешнему виду цыплёнка. Самого боевого, смелого, храброго. Самую красивую курочку.

Название статьи:

Конспект по лепке на тему лепка «Петушок с семьей»

Дата публикации:

16.08.2020

Автор:

Климова Татьяна Николаевна

Описание:

Автор: Климова Татьяна Николаевна
Закреплять умения лепить петуха, кур, цыплят

Конспект

по проведению НОД Лепка

в подготовительной группе

МБДОУ «детский сад № 92»

Климовой Татьяны Николаевны

Тема Лепка«Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Цель: учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умения лепить петуха, кур, цыплят.

Предварительная работа: чтение произведение К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», беседа по содержанию; распределение по группам: 1 группа – лепит цыплят; 2 группа– петуха; 3 группа- кур.)

Материал: Предметные картинкипетушок, курочка, цыплята. Пластилин, дощечки.

Ход ООД

Части ООД

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Загадывание загадок

Сюрпризный момент

Беседа, пока

Ребята, отгадайте загадку

Сидел на заборе, кричал, 
А как все собрались, замолчал.

Молодцы!

Посмотрите кто к нам сегодня в гости пришел?

Да, правильно, это петушок и его семья.

Ребят мы с вами не давно читали рассказ, давайте вспомним о ком он был?

Молодцы!

(рассматривают петушка и его семью внимательно )

Петушок

Петушок и его семья

(ответы детей)

Основная часть

Физкультминутка:

Объяснение, показ, напоминание

Но у нас случилось беда!

Маленькие цыплятки решили поиграть в прятки, и спряталась от петушка и курочки.

Петушок просит помочь найти их , ведь им не справиться.

Мы им поможем?

Давайте с вами поиграем.

 Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

(Дети садятся на свои места, поделила их на группы)

( в месте с детьми  рассматриваю образец, вылепленный педагогом. Обращаю внимание на цвет, форму: туловище – большой шарик, голова – маленький шарик, клюв (маленький, остренький).

Посмотрите внимательно и послушайте.

Я взяла маленький кусок пластилина раскатываю шарик. Это головка цыплёнка.

Затем я взяла по больше кусочек пластилина и так же раскатываю его в шар. Это туловище цыплёнка. А теперь мы берем два шарика и их скрепляем , прижимая их друг к другу.

Затем делаем цыпленку клюв, прищипываем двумя пальцами.

Посмотрите получился ли у нас цыпленок?.

А теперь приступаем к работе .

(Индивидуальная помощь детям).

 Что ты делаешь, дружок,
Голосистый Петушок?
— Я хозяина бужу
И за курами слежу.
Берегу их от врагов:
Хищных ястребов, хорьков,
А еще клюю зерно.
В общем, дел полным-полно.

Да

Выполняют движения в соответствии с текстом

Да

Заключительная часть.

Подведение итогов

Ребят какие вы молодцы! Мы с вами всех цыплят нашли, и теперь они с семьей могу идти к себе домой .

Давайте посмотрим у кого что не получилось?

(подведение итогов )

(ответы детей)

Скачать работу

Интерес к изобразительной деятельности возникает у детей в раннем возрасте и активизируется в период дошкольного обучения. Занятия рисованием, аппликацией и лепкой формируют в ребёнке эстетическое восприятие окружающего мира и побуждают к созданию собственных работ. Умение работать с различными инструментами и навыки создания изображений из различных материалов развивают мелкую моторику рук, процессы памяти, зрительного и мыслительного восприятия. На занятиях по изобразительной деятельности в подготовительной группе должны соблюдаться преемственность практического опыта, закрепление полученных навыков и формирование новых умений. Ниже пойдёт речь о том, как правильно организовать конспект занятия по лепке петушка с семьёй, а также представлены варианты образцов и детских работ.

Подготовка к занятию

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка должны быть сформированы основы образного мышления, которое будет иметь большое значение для успешного процесса учения в начальной и средней школе, даже в выпускных классах. Наиболее активизируется восприятие зрительных образов и способность их осмысления на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию в детском саду. Рисование, аппликация, лепка прививают детям чувство прекрасного и желание фантазировать и творить. Каждый вид изобразительной деятельности служит выполнению основной задачи подготовительной группы — подготовки ребёнка к школе.

Занятия лепкой помогают формированию в ребёнке личностных качеств, необходимый в школьной деятельности, и развитию практических умений, которые будут применимы не только в последующей творческой практике, но и готовят руку к письму, движения становятся ловкими и осмысленными, скоординирована работа обеих рук. Ребёнок 6–7 лет умеет создавать изображения из отдельно вылепленных пластилиновых частей, владеет основными навыками лепки, пользуется стеками и заострённой палочкой, привлекает к оформлению вылепленной фигуры другие изо-техники (рисование, аппликация).

Занятие по лепке
Воспитанники подготовительной группы лепят весёлых дракончиков

Способы лепки

В виде таблицы рассмотрим, какими способами лепки должны обучиться воспитанники подготовительной группы, цели обучения каждому из способов, задачи практических занятий и умения ребят в работе с пластичным материалом.

Способ лепки Цель Развивающие задачи Техники и приёмы лепки
Конструктивный Создание предмета путём соединения отдельно вылепленных частей. Развитие конструктивного мышления.
Формирования прогнозирования: ребёнок продумывает действия и порядок их выполнения.
Конструктивным способом ребята начинают лепить (иногда самостоятельно) с раннего возраста. В подготовительной группе этот способ лепки используется для создания сложных трёхмерных изображений.
Дети могут соединять фигуры одинаковые (бусы, гроздь рябины, гусеница), однородные (пирамидка, неваляшка, радуга) и различные (мухомор, птица, самолёт). В подготовительной группе воспитанники представляют предметы лепки в виде фигур различных форм.
Скульптурный/пластичный Создание предмета или объекта путём вылепливания из одного куска. Активизация зрительной памяти и образного мышления. Ребёнок представляет образ того или иного предмета, животного, птицы и др., из куска пластилина создаёт простую форму, которая лежит в основе всего образа: для птицы — форма яйца, для вазы под фрукты — выпуклый диск, для лампы — лепёшка и т. д. Затем пластилиновая заготовка слегка разминается, материал становится податливым, и ребёнок моделирует образ по заданию. Приёмы скульптурной лепки разнообразны: вытягивание и оттягивание отдельных частей, скручивание, загибание, прищипывание, вдавливание, сплющивание и т. д.
Лепка по форме Создание заготовки для декоративной лепки. Развитие интереса к работе с бросовым материалом.
Активизация воображения.
Пластилин или глину раскатывают и оборачивают пластом форму (банки, стаканчики, картонные втулки, части пластиковых бутылок). Излишки пластичного материала обрезаются, края соединяются и сглаживается шов. Заготовку формы украшают узором из вылепленных деталей и/или подходящими по замыслу инструментами. Лепка по форме чаще всего используется для создания заготовки для последующей отработки приёмов декоративной лепки — налеп и барельеф.
Комбинированный Создание трёхмерного изображения при помощи сочетания приёмов конструктивного и скульптурного способов. Развитие конструктивного мышления, внимательности при зрительном анализе и прогнозировании. Как правило, из куска пластилины или глины ребёнок вылепливает заготовку предмета, которую затем дополняет более мелкими деталями, налепливая и примазывая.

Лепка фигур и создание композиции по теме «Петушок и его семья» в подготовительной группе

В подготовительной группе больший интерес вызывают задания на создание объёмных фигур: у ребят развиваются навыки создания композиции и пространственное мышление, они знакомятся с понятиями «передний план», «задний план». Лепка на плоскости осуществляется крайне редко. Выпуклые изображения на плоской заготовке (листе бумаги или картона, на пластике или стекле) рекомендованы для лепки на занятиях по пластилинографии.

Пластилинография — это техника создания изображения на плоскости путём нанесения мазков пластилина. Когда ребятами освоены начальные навыки рисования пластилином и они могут на заготовке сделать фон в этой технике, фигуры переднего плана они могут сделать выпуклыми и прикрепить на заготовку.

Птичий двор
Пример композиции на плоскости
Петушок
Пример лепки на плоскости

В подготовительной группе ребята умеют создавать пластилиновые поделки в основных разновидностях лепки:

  • Предметная лепка. Дети 6–7 лет активно изучают строение предметов окружающего мира (какие геометрические фигуры лежат в основе, какую форму имеют детали), учатся правильному отображению пропорций в пластилиновых моделях. Совершенствуя практические навыки лепки, воспитанники развивают способность точного воспроизведения формы предмета и его особенностей в творческой работе.
    Петушок, петушок — золотой гребешок
    Пример предметной лепки
    Курица с цыплятами
    Пример предметной лепки из солёного теста

    С помощью стеков и палочек ребята придают поделке завершённый вид (создают имитацию оперения птицы, прорисовывают глаза, когти, клюв, выдавливают колпачками от фломастеров и различных тюбиков узоры на пластилиновом фоне). Поделки, слепленные из глины и солёного теста, раскрашиваются гуашью и могут быть расписаны.

  • Сюжетная лепка. Ребята обучаются передавать в создаваемом изображении движения фигуры человека, животных и птиц (курица подняла крылья, цыплята клюют пшено, петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!»). Выполняется создание несложных сценок (несушка сидит на гнезде, петух зовёт курочек угоститься зёрнышками, курица показывает цыплёнку червяка).
    Птичий двор
    Пример сюжетной композиции
    Цыплята клюют семечки
    Пример сюжетной лепки из солёного теста
  • Декоративная лепка. Развивается умение лепить по мотивам народных промыслов (глиняные игрушки, свистульки, посуда русских мастеров). В подготовительной группе можно проводиться занятия по лепке из глины, что актуально для этой формы занятий: после просушки глиняные поделки можно будет расписать на занятии по декоративному рисованию.

    Петушки
    Лепка по мотивам филимоновской народной игрушки
    Курочка
    Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки

Сюжетная и предметная лепка в подготовительной группе предполагает создание композиции на плоскости с последующим дополнением её пластилиновыми элементами по замыслу. Фигуры украшаются фурнитурой, бросовым или природным материалом.

Фотогалерея: использование дополнительных материалов

В подготовительной группе воспитанникам предоставляет большая свобода в выборе материалов для фигурок и заготовки. Наборы пластилина, цветной бумаги и картона, инструментов для лепки, рисования и аппликации рекомендуется хранить в стеллаже или шкафу в подписанных коробках, доступ к материалам на занятиях по изобразительной деятельности открыт для всех ребят.

В начале каждого занятия обсуждается тема и практическое задание по ней. Ребята 6–7 лет должны научиться следовать устным инструкциям и комментариям педагога. Форму прямого показа в подготовительной группе воспитатель использует индивидуально для тех ребят, кто затрудняется в выполнении практического задания. Детей нужно побуждать к самостоятельному продумыванию замысла. Создание сложных сценок, сюжетных композиций выполняется в подгруппах по 2–3 человека. Также в планирование рекомендуется включить 2–3 занятия на создание коллективных работ.

К созданию композиции (макета или панно) часто привлекаются другие изо-техники: рисование, аппликация, мозаика, оригами и др. Небо и траву на основе можно нарисовать, деревья выполнить в технике оригами, солнце и цветы выложить аппликацией.

Фотогалерея: примеры композиций

Композиции на тему «Петушок»

В подготовительной группе дети продолжают лепить фигурку птицы (петуха, курицы, цыплёнка). Сначала это задания по конструктивной лепке, какие выполнялись в старшей группе. Но задача обучения лепке в этой группе — более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдать пропорции. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это — игрушка, пластиковая фигурка птицы). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части фигурки птицы, особенности оперения. Создание деталей для конструктивной лепки птицы (петуха или курицы в указанной теме, цыплёнка традиционно лепят с большей степенью условности) выполняются в следующем порядке:

  • Туловище (к нему будут крепиться другие части): форма продолговатой груши.
  • Голова и шея: шар и узкий конус.
  • Крылья: два плоских треугольника.
  • Лапки: две каплевидных детали.
  • Дополнительные детали: продолговатые перья для хвоста, гребешок и бородка, глаза, клюв, когти, шпоры.

Старшие дошкольники учатся передавать характерные движения птицы. Для создания простых сюжетных композиций на занятиях лепкой в подготовительной группе рекомендованы темы: «Петушок — золотой гребешок», «Петушок и цыплятки», «Петушок с семьёй» (по сказке К. Д. Ушинского), «Петух и Лиса» (по русской народной сказке). По декоративной лепке проводятся занятия «Каргопольские петушки», «Филимоновский петушок», «Дымковские петух и курочка». В предметной лепке с натуры или по представлению ребята чаще всего выбирают конструктивный способ: голову, шею и туловище лепят из одного куска пластилина, затем примазывают отдельные детали. В сюжетной лепке, когда по замыслу необходимо передать позу птицы, детали во время сгибания и поворота легко отламываются. Воспитателю следует обратить внимание, что фигуры птиц, слепленные пластичным способом, обладают большей прочностью и гибкостью деталей.

В рамках темы «Петушок» индивидуальный подход обучения реализуется в предложении самостоятельного выбора воспитанниками техники лепки (конструктивный, скульптурный или комбинированный способ), в свободе фантазии в моделировании фигурки, изображении движений тела. Одни воспитанники создадут простую сценку по заданию, другие смогут продумать более сложный сюжет. Ребятам разрешается по своему вкусу дополнять фигуру человека различными деталями, чтобы избежать условности изображения: при помощи налепа мелких деталей или прорисовки заострённой палочкой обозначаются черты лица, прикрепляются декоративные или природные материалы для имитации оперения. Для успевающих воспитанников предлагаются дополнительные задания: «Оформи картонную основу в технике пластилинография», «Вылепи элементы для заднего плана композиции (домик, забор, дерево)», «Прорисуй оперение как можно тщательнее».

Мотивирующее начало занятия

  • В начале занятия воспитатель проводит с ребятами беседу о домашних птицах. Если в группе есть дети, которые проводят каникулы за городом, нужно дать им возможность рассказать о том, каких птиц они видели в деревне/селе (куры, петухи, утки, гуси, индюки). Наблюдали ли они за повадками птиц? Как ведут себя петухи на птичьем дворе? Как курочки? Как квочка заботится и о своём выводке и чему учит цыплят?
  • Ребятам предлагается вспомнить содержание рассказа Д. К. Ушинского «Петушок с семьёй». Если возникает проблема с кратким пересказом, воспитатель помогает при помощи наводящих вопросов.
    Как автор описывает петушка? (Красный гребешок и красная бородка; вытянутый клюв, «долотцом»; хвост колесом, перья в нём переливаются; на лапах — шпоры.)
    Как зовёт он кур? (Пёстренькие, рябенькие, хохлатушки и т. д.)
    Для чего петух призывает кур и цыплят? (Угоститься зёрнышком.)
    Как повели себя куры и цыплята, прибежав к петушку? (Передрались из-за зёрнышка, он их привёл к порядку.)
  • Рассматривание иллюстраций к рассказу Ушинского. Детям 6–7 лет довольно трудно изобразить фигуру птицы в движении по представлению. Поэтому воспитатель должен обратить внимание ребят на положение туловища, головы и шеи, крыльев и лап изображённых на картинках птиц. Можно дать задание: каждый воспитанник должен попробовать принять позу птицы с иллюстрации (руки будут выполнять роль крыльев).
    Петушок с семьёй
    Иллюстрация к рассказу Ушинского
    Курочки не поделили зерно, петушок призывает к порядку
    Иллюстрации к сценкам из рассказа Ушинского
  • Проведение пальчиковой гимнастики или физкультминутки (например, под стихотворения «Ах, красавец петушок» или «Вышла курочка гулять»).
    Петушок, петушок
    Пальчиковая гимнастика для детей
  • Проведение подвижных игр. «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры.
    «Курочки». Воспитатель выполняет роль хозяйки (водящего), один из учеников — петушка, остальные — курочки. Петушок водит по кругу курочек, хозяйка спрашивает его, не видел ли он её кур. Петушок даёт отрицательный ответ. Тогда хозяйка кричит: «Кыш, кыш, пора домой!», курочки бегут в воображаемый курятник, а хозяйка пытается поймать их, петушок старается защитить курочек.
    Петушиный бой
    Подвижная игра
  • Логические игры: «Найди на картинке яички» (на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти); «Найди отличие» (на доске прикреплены две одинаковые иллюстрации, ребята должна найти отличия, воспитатель сообщает их количество); «Что лишнее на картинке» (иллюстрация к рассказу Ушинского дополнена лишними деталями; работая в графическом редакторе, воспитателю следует добавить на картинку простые для нахождения предметы — телефон, баскетбольный мяч, кастрюлю, и посложнее — экзотическую птичку киви, утку или индюшонка, их в рассказе не было) и др.
    Найди отличия на картинках
    Пример логической игры
    Найти тень курицы
    Пример логической игры

Подготовка конспекта

Цель занятия: создание сюжетной композиции по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй».

Задачи: совершенствование умения лепить фигуры птиц; закрепление приёмов лепки; развитие способности передачи характерных движений птиц; активизация интереса к коллективной деятельности; формирование умения слаженной работы, совместного продумывания порядка действий, распределение обязанностей, расположение фигурок на основе.

Занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут.

Временной план занятия

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало занятия 5–7 минут.
  • Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию технокартам по лепке или проговаривание с ребятами плана действий по созданию фигурок и их расположению на основе 5 минут.
  • Практическая работа 8–12 минут.
  • Анализ готовой композиции, обсуждение сложностей, возникших во время процесса лепки (если возникали) 3–4 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1–2 минуты.

Конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе (лепка) на тему «Петушок».
Автор: Ольга Сумцова.

Цели и задачи Развитие навыков работы с глиной.
Закрепление умения лепить по образцу.
Обучение лепке фигуры птицы с максимально точным воспроизведением частей тела и пропорций.
Развитие интереса к народному творчеству (глиняной игрушке).
Воспитание эстетического чувства.
Материалы Проектор, таблица по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко», глина, стеки, доска для лепки, влажные салфетки или ветошь.
Музыкальное сопровождение Аудиозапись «Русская плясовая».
Ход занятия Создание сюрпризного момента в начале занятия: воспитатель сообщает детям, что сегодня утром обнаружила на столе бобовое зёрнышко. Но, когда она взяла его в руки, зёрнышко распалось на половинки и внутри оказалась загадка, зачитывает:
Не княжеской породы, а ходит с короной.
Не всадник, а со шпорами,
Сам рано встаёт и другим спать не даёт.
Ребята отгадывают (петушок).
Воспитатель ставит на стол рядом с бобовым зёрнышком глиняного петушка и спрашивает, сюжет какой сказки напоминает эта сценка. Ребятам предлагается вспомнить содержание сказки. В помощь им — мнемотаблица «Петушок и бобовое зёрнышко».
Воспитанникам предлагается слепить и себе такие глиняные игрушки. Перед лепкой проводится пальчиковая гимнастика.
Ребята приступают к работе. В это время на экран проецируются слайды поэтапного выполнения действий по лепке петушка.
Пока готовые поделки сохнут, проводится игра «Поссорились два петуха» (вариант игры «Петушиный бой», руки сцеплены за спиной, игра продолжается, пока звучит музыка).
Демонстрация и обсуждение работ.
Подведение итогов занятия.

Порядок выполнения фигур

Фотогалерея: поэтапное создание петушка комбинированным способом

Фотогалерея: поэтапное создание курочки комбинированным способом

Фотогалерея: поэтапное создание цыплёнка конструктивным способом

Скульптурная лепка птиц предполагает прорисовку деталей фигурки заострённой палочкой. Показанная работа выполнена из готового пластичного материала (плэй-до).

Фотогалеря: этапы скульптурной лепки

Фотогалерея: технокарты и схемы для занятий

Фотогалерея: композиции на тему «Петушок с семьёй»

Фотогалерея: поэтапная лепка — филимоновская игрушка-петушок

Фотогалереся: поэтапная лепка каргопольского петуха

Видео: крок лепки для детей «Петушок»

https://youtube.com/watch?v=0G_fpUDHK6A

Видео: мастер-класс для детей «Петух из пластилина»

Видео: мастер-класс для детей «Лепим петушка и курочку»

Видео: мастер-класс по лепке из глины «Филимоновский петушок»

Видео: мастер-класс по лепке из глины «Дымковская игрушка. Птица (курица)»

Занятия по лепке в подготовительной группе детского сада важны для формирования практических навыков и личностных характеристик будущего первоклассника. Работа с пластичным материалом готовит руку к письму. Моделирование поделки развивает конструктивное мышление. Дети обучаются прогнозированию и анализу результатов деятельности. Развивается зрительная память и образное мышление.

Создание коллективных композиций стимулирует активное взаимодействие ребят друг с другом. Причём взаимодействие продуктивное: совместное продумывание фигурок, их расположения в будущей композиции, распределение обязанностей, взаимопомощь.

Лепка в подготовительной группе прививает детям чувство прекрасного и интерес в познании мира искусства. Воспитанники знакомятся с принципами создания скульптур, с яркими образцами народных промыслов, декоративно-прикладным искусством в создании игрушек.

В игровой форме обучения для старших дошкольников открыт простор для фантазии. Ребята стремятся к совершенствованию навыков лепки для создания фигур, максимально приближенных к объектам действительности.

Конспект НОД по коллективной лепке «Петушок с семьей» по рассказу К. Д. Ушинского

Олеся Чуракова
Конспект НОД по коллективной лепке «Петушок с семьей» по рассказу К. Д. Ушинского

Конспект занятия в подготовительной группе «А»

Лепка. «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Воспитатель: Чуракова О. А.

Цель: учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умения лепить петуха, кур, цыплят.

( Предварительная работа: чтение произведение К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», беседа по содержанию; распределение по группам : 1 группа – лепит цыплят; 2 группа– петуха; 3 группа- кур.)

Материал: Предметные картинки: петушок, курочка, цыплята. Пластилин, дощечки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Кто же там изображен?

Дети: курица, цыплята, петух

Воспитатель: да, давайте вспомним, какой рассказ мы недавно прочитали, где присутствуют эти герои?

Дети: Петушок с семьей

Воспитатель: молодцы. Давайте подробнее вспомним, что произошло в этом рассказе, просмотрев мультфильм.

(смотрят мультфильм, беседуют)

Воспитатель: Цыплята разбежались, а петух и курочка пошли их искать. Давайте, мы тоже вместе с петушком пойдём.

Физкультминутка :
«Шёл по берегу петух

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть».

(В соответствии с текстом, дети делают шаги на месте, руки держать за спиной. Затем делают круговые движения руками, приседают, грозят пальчиком, делают наклоны вперёд).

Дети садятся на свои места

Воспитатель: ребята, мы с вами уже распределились на группы, вспомним кто что будет лепить и преступим к лепке.

Дети с воспитателем рассматривают образец, вылепленный педагогом. Воспитатель обращает внимание на цвет, форму: туловище – большой шарик, голова – маленький шарик, клюв (маленький, остренький).

Показ приё мов работы:

Воспитатель: Я беру маленький кусок пластилина и что делаю? Раскатываю шарик. Это будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю шарик. Это будет туловище цыплёнка. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их друг к другу. А теперь мы делаем цыпленку клюв, прищипываем двумя пальцами. Вот и получился цыпленок.

Пальчиковая гимнастика

Петушок наш вдруг проснулся, Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три! Ты сегодня не проспи.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь детям.

Размещение готовых работ на подставке, рассматривание детских работ.

Детский мастер-класс по коллективной работе «Петушок из салфеток и фантиков»

Сейчас я Вам предлагаю посмотреть мастер – класс по коллективной работе «Петушок из салфеток и фантиков». Цель: научить делать петушка.

Конспект занятия по лепке в технике пластилинографии «Петушок»

Художественно-эстетическое развитие лепка-пластилинография «Петушок» 1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое.

Конспект коллективной образовательной деятельности по лепке «Поможем девочке Маше»

Конспект коллективной (совместно – взаимодействующая формы организации) образовательной деятельности по лепке на тему «Поможем девочке.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Петушок и курочка»

Цель: Знакомить детей с филимоновской игрушкой, учить детей лепить из целого куска пластилина петушка и курочку, закреплять приемы лепки.

Конспект НОД по речевому развитию «Лето». Слушание сказки К. Ушинского «Солнце и радуга»

Задачи: — учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; — учить рассматривать сюжетные картинки, сравнивать их, находить.

Конспект ООД по лепке «Петушок с семьёй»

Тема Петушок с семьёй. Цель — совершенствовать у детей умение лепить по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности,.

Конспект по сюжетной коллективной лепке «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Программное содержание: учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы).

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского «Лекарство»

Конспект занятия (НОД) по речевому развитию. Тема: Пересказ по художественному произведению К. Д. Ушинского «Лекарство». Цель: Закреплять.

Конспект НОД «Чтение рассказов Константина Ушинского»

Задачи: • учить детей внимательному прослушиванию литературного произведения. • Формировать навыки анализа художественного произведения.

Образовательная ситуация в средней группе «Пересказ рассказа «Петушок с семьей» по К. Д. Ушинскому»

Образовательная ситуация в средней группе на тему: «Пересказ рассказа «Петушок с семьей» (по К. Д. Ушинскому)». Цель: Обучение связному.

Опубликовано в разделах:

Конспекты занятий. Все конспекты

Лепка. Все материалы по лепке

Лепка. Коллективные работы

Петух, петушок. Все материалы с петухами

Петух, петушок. Конспекты занятий по лепке

Ушинский К.Д.

Темочки

Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018

Олеся Чуракова | Все публикации
Конспект НОД по коллективной лепке «Петушок с семьей» по рассказу К. Д. Ушинского
Опубликовано: 21 октября 2018 в 11:56

Свидетельство о публикации в СМИ
№ 945339-016-015 от 8 ноября 2018

Расскажите коллегам и друзьям!

Комментарии:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев

Популярное из нового

 Сегодняшний праздник учрежден в 1997 году в память о событии 80-летней давности. 11 января 1917 года был подписан указ об учреждении первой заповедной территории в России — в Бурятии на южном берегу…

11 января – это всемирный праздник благодарности, «самая вежливая» дата в году. Памятный день был учреждён важными и серьёзными организациями – ООН и ЮНЕСКО, чтобы напомнить всем людям о том, как важно…

Календарь праздников на МААМ

Осень. Все материалы для осенних занятий

Осенние календарные праздники

Сценарии осенних развлечений

  • Лепка в подготовительной группе на тему сказки
  • Лепка бабушкины сказки подготовительная группа лыкова
  • Лепить как пишется правильно
  • Лепим из пластилина сказки пушкина
  • Лепим из пластилина героев из сказки колобок