Кавказ в жизни Лермонтова занимал особое место и оказал огромное влияние на творчество поэта. По стечению обстоятельств Кавказ сыграл роковую роль в его судьбе.
В первый раз Лермонтов попал на юг России в пятилетнем возрасте. Вместе с бабушкой он провел все лето в станице Шелкозаводсткой в Чечне, в имении родственников Хастатовых.
Шесть лет спустя он приехал в Кисловодск снова вместе с бабушкой, которая привезла его на воды, чтобы подлечить, укрепить организм. Лермонтов унаследовал от матери слабое здоровье, все детские годы болел золотухой. Болезнь заставила его рано повзрослеть, научила думать. Бабушка приложила немало сил, чтобы победить недуг. И даже держала возле мальчика врача-француза, в обязанность которого входило следить за здоровьем Миши.
Кавказские горы, необычная природа, люди поразили Мишу до глубины души. Он даже пробовал делать зарисовки, некоторые из них сохранились до наших дней. Здесь он впервые влюбился в девочку. По его собственному признанию, это было самое сильное для его юношеских лет чувство. Ее имя осталось неизвестным. Через два года Лермонтов написал стихотворение, «К Гению», посвященное его пребыванию на Кавказе.
В 16-летнем возрасте в его дневнике появилась такая запись:
На его отношение к Кавказу оказали влияние произведения Пушкина, Бестужева-Марлинского, которым зачитывалась молодежь того времени. Бестужев-Марлинский был сослан на Кавказ за участие в декабристском восстании. Там была написана повесть романтически-героическая повесть «Аммалат-бек».
Михаил Юрьевич окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его ожидала блестящая карьера на военном поприще. Военных в России всегда любили и хорошо принимали в свете. Но в 1937 году, когда ему было 22 года, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта». Царская власть не могла простить молодому офицеру подобной вольности и его сослали на Кавказ, в нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. В свою первую высылку Лермонтов познакомился с Азербайджаном. Впрочем, тогда еще не было такого государства. Были разрозненные ханства: Кубинское, Шемахинское, Шекинское, Ширванское, Шушинское и др. А местное население называли кавказскими татарами.
В кубинской провинции в этот момент произошло возмущение местных крестьян, которые не хотели служить в царской армии. Недовольство населения разжигалось имамом Шамилем жившем в Дагестане.
Первое пребывание на Кавказе сильно изменило Лермонтова в нравственном плане. Возможно, под влиянием происходивших на севере Азербайджана событий, он другими глазами стал смотреть на отношение российских властей к местным кавказским жителям. Он видел, что местное население душат непомерными налогами, сгоняют с родных земель, богатых пастбищами и плодородными землями, которые потом отдавались русским, или там устанавливались военные гарнизоны. Со своим полком он проехал всю северную часть Азербайджана от Кубы до Шекинского ханства. Михаил Юрьевич участвовал в подавлении восстания лезгин в Шекинском ханстве, знакомился с населением, общался с теми, кто знал русский язык.
Город Шеки несколько раз менял свое название, нухинские лезгины – это шекинское население.
Тема свободы приобретает для Лермонтова новый смысл, новое звучание. Вернувшись в Петербург, Лермонтов написал «Демона» и «Мцыри». Тогда же поэт записал азербайджанскую сказку «Ашик-Кериб».
Лермонтов начал изучать татарский язык, который сравнивал с французским в Европе. Есть сведения, что он был знаком с азербайджанским просветителем и философом Мирзой Фатали Ахундовым, много лет работавшим в Тифлисе, под руководством которого начал изучение языка.
Вторая ссылка на Кавказ оказалась жестче и суровей первой. Лермонтову пришлось участвовать в боевых операциях на реке Валерик (чеч. ВаларгтӀе). Переводится как река смерти.
В своем донесении генерал-адъютанту Граббе от 8 октября 1840 г. генерал Галафеев писал:
Сам Лермонтов не любил говорить о собственном участии в этой боевой операции. Хотя сочинил стихотворение «Валерик», в котором подробно рассказал об этой операции, и написал несколько акварельных рисунков.
Зимой на стыке 1840-41 годов Лермонтов приехал в отпуск. Он хотел выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Но бабушка была против. Она видела, что ее конфликтный внук всякий раз нарывается на неприятности, оказываясь в Петербурге. Решила, что служба в Армии даст выход его излишней эмоциональности и мечтала, что он дослужится до высших чинов. В начале мая 1841 года он выехал из Петербурга. Но его третья поездка оказалась кратковременной. Уже 15 июля, два с половиной месяца спустя поэт погиб на дуэли.
Лермонтов на Кавказе
Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич Лермонтов (на фото) был одним из величайших поэтов России первой половины Х1Х века. Также знаем, что почти половину своей короткой жизни поэт провел на Кавказе.
Но, наверное, не все почитатели его таланта знают о том, что у Лермонтова были и свои любимые зарубежные авторы, произведения, которых он всегда старался читать в свободное время. Одним из таких авторов являлся немецкий сказочник Вильгельм Гауф. И так случилось, что воспетый в стихах Лермонтовым прекрасный Кавказ и имя немецкого писателя довольно невероятно, мистическим образом, переплелись в его непростой и трагической судьбе.
В этом материале я хочу привести только исключительно новые факты, которые касаются жизни и творчества гения русской поэзии.
Впервые Михаил Лермонтов побывал на Кавказе в 1819 году, будучи еще пятилетним мальчиком. Он провел лето в станице Шелкозаводской, где находилось имение его родственников Хастатовых.
Через шесть лет Лермонтов снова приехал со своей бабушкой Арсеньевой на Кавказ. Мальчику все было интересно в этом живописном горном крае. Отдыхали они на Горячих Водах в Кисловодске. Здесь маленький Лермонтов постоянно любовался цепью величественного Кавказского хребта. Любознательный мальчик очень непосредственно и живо общался с жителями гор. И эти простые люди с каждым днем все больше овладевали его впечатлительным воображением.
Спустя пять лет в 1830 году шестнадцатилетний юноша пишет свои первые поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». Эти произведения были посвящены покорившему его сердце прекрасному краю.
В 1832 году в журнале «Московский телеграф» была опубликована повесть о Дагестане А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Несмотря на то, что это произведение считалось в художественном плане, не совсем удачным им все равно зачитывались.
Вот как, к примеру, охарактеризовал повесть Александр Пушкин.
«Несомненно, что Бестужев -Марлинский весьма талантлив. «Аммалат-Бек» показывает истинные, настоящие характеры горцев. Но есть и недостатки. Повесть чрезмерно страдает длинными фразами. Отсутствует краткость. Порой читаешь и откровенно не ведаешь, когда же достигнешь в этом чтении заветной точки…»
М. Лермонтов тоже зачитывался произведением Бестужева-Марлинского. И да-же пытался делать к повести свои иллюстрации.
Интерес юноши к горному краю был всегда очень велик. Этот интерес подогревали и его товарищи. В это время (1832 год) Лермонтов жил в Петербурге и учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И весьма примечательно, что вместе с ним в этой школе учились и два кумыка из Дагестана. Это были сыновья шамхала Тарковского Шах-Вали и Мехти Гасан-хан.
Один из братьев, Шах-Вали бывал в ауле Буйнак — на родине Аммалат-Бека, и очень многое рассказывал Лермонтову об этом легендарном человеке. Много рассказывал поэту о Дагестане и Мехти Гасан-хан, который впоследствии служил вместе с ним в лейб-гвардии в гусарском полку.
В 1837 году, после того как поэт написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное памяти Пушкина, его тут же, по указанию Николая, первого отправляют на Кавказ.
В это время в Дагестане имамом Шамилем было организовано крупное восстание нухинских лезгин и аварцев. Произошло это недалеко от Темир-хан-Шуры.
И вот Лермонтов был командирован именно туда в составе гвардейского экспедиционного корпуса.
Вот что поэт записывал в своем походном дневнике: «Сражение у «Грозной скалы» было коротким, но яростным. Наши солдаты немного растерялись и отступили за речку. Горцы отличные стрелки, и очень метко попадают в цель. Я чудом остался жив, а фуражку мою пробили свинцом… В этот день мы так и не смогли предпринять существенных действий…».
Известно, что сам Лермонтов был храбрым воином. Он мог один на лошади скакать неподалеку от позиций, где находились горцы, нисколько не думая о том, что может быть убитым. Также известно, что сами горцы очень уважали Лермонтова за его беспримерную смелость. Один из очевидцев вспоминал: «Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов.
Солдаты любили своего отважного поручика, который всегда был вместе с ними в жарких делах».
Вот что мы читаем в дневнике Лермонтова:
«Следующим утром снова был бой. Мы оттеснили горцев, но окружить их не смогли. Потери с обеих сторон были ужасающие. Горцы атаковали нас с криками и с длинными кинжалами. Я увидел, как неподалеку упал молодой солдат, истекая кровью. У него была отрублена рука…и я невольно вспомнил трагический рассказ немецкого сказочника Вильгельма Гауфа….»
Об этом эпизоде в жизни Лермонтова, который произошел с ним в Дагестане у местности, под названием «Грозная скала» почему-то почти нигде и никогда не указывалось.
Так вот, как уже говорилось, любимым иностранным автором у Лермонтова был немецкий сказочник В. Гауф. У этого писателя есть произведение, которое называется «Рассказ об отрубленной руке». Об этом упоминает и сам Лермонтов в своих путевых заметках.
«Читал Гауфа. Он в своих сказках делает Германию совершенно другой страной, чем я представлял. Пишет он очень понятно и талантливо…»
Тут надо отметить, что еще одно обстоятельство сильно удивило и ужаснуло Лермонтова после жаркой схватки с горцами около «Грозной скалы». Обратимся к записям:
«Когда бой завершился, я увидел, что у солдата не только отрублена рука, но и отсечена также и голова…»
Кто читал новеллу «Рассказ об отрубленной руке», тот знает, что главный персонаж произведения, хирург по имени Целевкос, сам того не ведая (его вводят в заблуждение) отрезает голову принцессе Бианки. Происходит это во Флоренции. Он думает, что она мертвая, а оказалось, что девушка спала крепким сном. После этого самому Целевкосу отрубают на плахе руку.
Лермонтов записывает:
«… рука и голова солдата снились мне изрядное время. Не давали покоя. На ум приходили строчки из произведения Гауфа, об отрубленной руке… Я, почему-то, постоянно думаю, что могу быть подвержен участи этого несчастного солдата. Но не желаю этого. Хотел бы умереть на поле боя мгновенно…»
Почему тревожился поэт? Прежде всего, как мы видим, он боялся остаться инвалидом, предпочитал смерть мгновенную.
Вместе с тем мы знаем о том, что поэт всегда бывал, удручен тем фактом, что ему, будучи человеком военным приходилось воевать с горцами. Ведь он очень любил Кавказ и всегда с большим почитанием относился к горскому народу. Его больше возмущали мелкие интриги, которые плели чиновники и богатые дворяне в светских салонах. Но больше всего докучал поэту шеф жандармов Бекендорф. Про него поэт иронически писал:
И с грустью тайной и
сердечной
Я думал: жалкий человек
Чего он хочет!… небо ясно,
Под небом места много
всем,
Но беспрестанно и
напрасно
Один враждует он —
зачем?
В 1840 году после дуэли Лермонтова с де Барантом, поэт был арестован и помещен на гауптвахту. Узнав об этом, поэта стали навещать некоторые его друзья-литераторы.
Побывал у него и критик В. Белинский. его слова!
«Был я у него в заточении, и в первый раз разговорился с ним от души. Лермонтов — это глубокий и могучий дух! Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!».
А вот, что вспоминал Белинский после смерти поэта:
« Мы виделись незадолго до его гибели. Он был очень грустен. И я вспомнил, что тогда на гауптвахте он мне говорил что-то о немецком сказочнике Гауфе, и о каких-то мистических явлениях в его собственной жизни. Я успокоил Лермонтова, и не придал тогда его словам глубокого значения. А потом, изучив, биографию Гауфа был весьма удивлен многими совпадениями в их жизни…»
Вот еще один немаловажный штрих. В семидесятых годах литературовед И. Андроников, который являлся биографом Лермонтова, писал в письме писателю Л. Леонову:
«Уважаемый Леонид Максимович, Вы даже не представляете себе, как много сходного было в жизни этих двух талантливых людей. Немецкий сказочник Вильгельм Гауф точно также, как и русский поэт Лермонтов прожил только 26 лет. Стрелялся два раза на дуэли. Воспитывался исключительно бабушкой. Родителей лишился в раннем детстве. Был на военной службе, но недолго. Также, как и Лермонтов, был награжден «золотой» саблей за храбрость…».
Не правда ли, действительно очень много схожего находим мы в их кратких биографиях. Это просто удивительно. Но что самое интересное? После создания новеллы «Рассказ об отрубленной руке», В. Гауф сам чуть не лишился руки, когда дрался на дуэли. Произошло это за год до его смерти.
М. Лермонтов практически не писал мистических произведений (разве что «Фаталист»), но все-таки до конца своей жизни опасался, остаться инвалидом.
Литературовед И. Андроников отмечал:
«Лермонтов любил произведения Гауфа за их оригинальность. Но в тоже время боялся повторения в своей жизни участи, которая произошла с немецким сказочником. Это отчетливо прослеживается в его дневниковых записях…»
Скорее всего, как мы знаем из выше приведенных слов навязчивые галлюцинации, связанные с отрубленной рукой в новелле Гауфа крепко засели в голове Лермонтова, после того как он увидел окровавленную руку и голову солдата. Другого объяснения этому нет.
Чем еще тогда можно объяснить тревогу, в которой пребывал русский поэт в последние годы своей жизни.
Непохожим в судьбах немецкого писателя и русского поэта было только то, что Вильгельм Гауф не погиб на дуэли, как Лермонтов, а умер в 1827 году от нервной горячки.
1 комментариев
Как жил Лермонтов на Кавказе
Встреча с Лермонтовым на Кавказе. Этим жарким, солнечным летом мне посчастливилось отправиться с любимой семьей в сторону северного Кавказа. Давно мы мечтали увидеть вершины могучих кавказских гор и забраться на снежный Эльбрус. И вот, не так давно, заветная мечта исполнилась.
Добравшись до Ставропольского края, мы изучили его вдоль и поперек: заехали в каждый город, рассмотрели каждую улицу, разузнали легенды всех гор Кавказа. Я пребывала в состоянии восторженной радости от происходящего, ведь я первый раз в своей жизни видела горы. Больше пяти городов Кавказа открылись нам в этом путешествии, но больше всего я жаждала побывать в Пятигорске… Пятигорск являлся частым местом пребывания Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского, Льва Николаевича Толстого и многих других великих людей России, но я приехала в этот город ради встречи с любимейшим писателем, прекрасным поэтом, гениальным творцом-Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Прибыв в Пятигорск, ни минуты не медля, мы отправились в «Домик Лермонтова» — его усадьбу. Михаил Юрьевич приезжал на Кавказ в детские годы с Елизаветой Алексеевной Арсеньевой — его бабушкой, а также находился здесь в годы ссылки. Значительную часть своей жизни, творческие часы и последние минуты жизненного пути Лермонтова протекали здесь – в этом маленьком, уютном домике. Стены усадьбы ни разу не были затронуты реставрацией, поэтому они совершенно подлинны.
Когда я вошла в его комнату, сразу увидела и почувствовала всю тяжесть последних событий жизни Михаила Юрьевича. Долго я стояла, представляла все когда-то здесь происходящее. От мысли о нечестной, несправедливой и даже незаконной смерти великого поэта мне сделалось особенно грустно. Было невероятно то, что я находилась в месте, где были созданы известные стихотворения: «Черкешенка», «Утес», «Выхожу я один на дорогу»… Я видела своими глазами черновики всем известной поэмы «Мцыри» и величайшего достояния русской литературы – романа «Герой нашего времени». Конечно, после недолгого пребывания в усадьбе было ощущение перемещения во времени, и всю оставшуюся часть нашего путешествия я была поражена этой исторической частью Пятигорска, но одно я знаю точно: я навсегда и безвозвратно, сильно и горячо полюбила Михаила Юрьевича Лермонтоваи его творчество…
И не только благодаря впечатлениям, возникшим после созерцания снежных вершин, гордых замков и башен. Поэта связывали с этими краями детские воспоминания, 2 ссылки, там же произошла роковая дуэль.
Сладкая песнь отчизны
Кавказ в жизнь Лермонтова вошёл ещё в 1820 году, когда пензенская помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая Столыпина и бабушка будущего поэта) решила оздоровить шестилетнего Мишу «на горячих водах». Пейзажи за окном экипажа были вовсе не похожи на знакомые Тарханы. Юный путешественник увидел совершенно иную природу:
- бескрайнюю степь;
- необыкновенной красоты горы.
На мальчика это путешествие произвело сильное впечатление. Но воспоминания Миши после второго приезда в 1825 году были ещё более яркими. В этот раз бабушка, решив сделать внуку подарок, перед поступлением в учебное заведение устроила для Михаила целое лето отдыха на Кавказе.
В неполных 11 лет этот резвый, но скрытный мальчик с выразительными глазами впервые в жизни влюбился. Он не запомнил, а, может, и не знал имени девятилетней девочки, которая приходила поиграть (разумеется, в сопровождении своей матери) к его двоюродным сёстрам.
В своих воспоминаниях поэт годы спустя напишет, что это чувство было самым сильным и настоящим. С тех пор для него Кавказские горы навсегда оказались в одном ряду с воспоминаниями о первой любви и стали практически священными.
Свои первые стихотворения четырнадцатилетний лирик написал, будучи под сильным впечатлением, полученным от чтения гениальных творений Пушкина. Произведения воспитанника пансиона свидетельствуют, насколько живы были воспоминания о посещении горного края не только в подростковом возрасте, они вдохновляли Лермонтова и в более поздний, университетский период:
- написанные в 1828 году «Черкесы», «Кавказский пленник»;
- датированные 1830 годом «Прими, прими мой грустный труд…», «Кавказ» и другие.
Лермонтов часто описывает природу и заинтересовавшие обычаи горцев, говорит о своей любви к этому удивительному краю. В его сердце навсегда остались степи и горные ущелья с их дикой красотой.
Взросление и первые проблемы
Учась в Московском университете с октября 1830 по июнь 1832 года, Михаил Лермонтов был сначала студентом «нравственно-политического», позже учился на «словесном» отделении. Это время в биографии поэта стало периодом всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни Северной столицы.
Он охотно бывал на балах, в светских салонах, веселился на маскарадах и отпускал колкости и эпиграммы. Современники отмечали несоответствие такого поведения и характера поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были полны бурлящей и гордой силой, бунтующей против устоев. Разумеется, молодой поэт создавал и лирические произведения.
В это же время почитатели большого таланта увидели поэмы с явно кавказской тематикой — «Измаил-Бей», «Каллы». Лермонтов начал работать над «Демоном» (писать это произведение поэт будет почти 9 лет). Немного позже появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».
Михаил в 1831 году участвовал в скандальной истории противоборства студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал прошение и был отчислен из учебного заведения. В планах было продолжение учёбы в Санкт-Петербурге, но там ему предложили поступать снова на первый курс. Такие условия молодому человеку не подошли.
И тогда подключились бабушка, влиятельная столыпинская родня по материнской линии. Кто повлиял сильнее, сейчас определённо сказать вряд ли получится, но Михаил оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков. О душевном состоянии молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво свидетельствует его «Парус».
Гуманитарий стал военным вопреки собственным планам. Там же Лермонтов познакомился с Мартыновым, который через 10 лет вызовет поэта на роковую дуэль.
После двух «злополучных» лет школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь опять полна увлечениями и упрёками совести. Поэт как будто на качелях: его то обуревают страстные порывы, то терзают сомнения, подчас близкие к отчаянью.
Событие, изменившее всю жизнь
Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.
Реакция света на роковую дуэль
Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.
В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.
Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.
А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.
Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина
Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:
- боль и гнев;
- горечь от осознания невосполнимой потери;
- презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.
Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:
- 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
- открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
- ещё и грозил карой на Небесном суде.
Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.
Царский гнев и наказание
Самый могущественный человек в империи, когда до него донесли сообщение о вольнодумце и бунтаре, сначала было усомнился, в своём ли уме автор такого стихотворения. Даже велел провести освидетельствование. Шутка ли: гвардейский офицер пишет подобные сочинения! А ведь гвардия считалась военной элитой и верной опорой императора.
Первая ссылка — короткая
Но как только выяснилось, что Лермонтов в здравом уме, суд и наказание последовали незамедлительно. Корнет был разжалован до прапорщика и получил перевод из элитного гвардейского соединения в драгунский полк, воевавший на Кавказе.
Это была первая ссылка неугодного дворянина. Суровое наказание вынесено, несмотря на усилия Василия Жуковского и бабушки поэта, которая использовала все связи и знакомства, чтобы помочь внуку.
Однако в дороге Михаил Лермонтов заболел. Весенняя слякоть и сырость привели к тому, что в один из первых дней мая 1837 года поэт доехал до Ставрополя, заработав сильную простуду. После разрешения врачей разжалованный и сосланный офицер отправился на лечение.
В Пятигорске и Кисловодске он провёл почти 4 месяца. Здесь поэт наблюдал за публикой, приехавшей на воды, много писал, но уже теперь Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова совершенно другой — суровый, грозный. И вовсе не вызывает ассоциаций со сладкой песней, как это запомнилось в детстве.
Вскоре бабушке поэта удалось добиться того, чтобы Лермонтова перевели сначала в Новгородскую губернию, где стояли тогда части гродненского гусарского полка. Потом в апреле следующего, 1838 года, было возвращение в Северную столицу и служба в лейб-гусарском полку.
Накопившиеся за время ссылки наблюдения и более ранние впечатления сформировали намерение написать роман о молодом офицере и взаимоотношениях с людьми, которые по воле судьбы оказываются с ним рядом. Разумеется, действие происходит на Кавказе. На создание историй о Печорине ушло почти 2 года, и в 1840-м роман «Герой нашего времени» был завершён.
Во всех этих сочинениях Лермонтова Кавказ присутствует, но уже как фон, на котором развиваются события. В стихотворениях и прозе всё меньше ставится акцент на описание природы, на первом плане — люди, их чувства и поступки.
Суровое наказание
Современники в своих воспоминаниях о молодом поэте писали, что он, вернувшись из своей кавказской ссылки, стал опять вхож в салоны столичных дворян. Ему оказывали знаки внимания светские любительницы героев и знаменитостей.
Но так уж случилось, что в 1849 году случился конфликт между Лермонтовым и сыном французского дипломата. Дуэль между соперниками закончилась царапиной у поэта, Эрнест де Барант вообще не пострадал.
Этот поединок стал поводом для издевательских шуток в свете. Но у императора краткий доклад об этом происшествии вызвал гневную реакцию. Последовали арест, гауптвахта, затем перевод и служба в Тенгинском пехотном полку.
Лермонтова было приказано отправить не первую линию. Для чего — в принципе, понятно. Смелый и решительный молодой офицер в проводимых операциях и столкновениях с горцами не раз совершал геройские поступки, за которые другие были бы прощены, восстановлены в звании и даже награждены. Кто угодно, но не этот поручик. Не возымело даже представление Лермонтова к награде и личная просьба генерал-губернатора Галафеева о переводе прекрасного офицера в гвардейский полк.
Начало 1839 года. Поэт завершил поэму «Демон». Это была беспощадная характеристика жизни и нравов российского общества:
- невозможно истинное счастье и долговечная красота;
- нет места безоглядной любви и бесстрашной ненависти.
Зато прекрасно выживают мелкие страстишки. Поэт подчёркивает ужасающую сущность жизни в такой среде, «где преступленья лишь да казни».
Современникам было вполне понятно, что история прекрасной Тамары — отверженного ангела лишь канва, сама поэма направлена против существующих устоев общества и деспотизма. Произведение призывало к освобождению, и это было очевидно. Разумеется, никаких публикаций и быть не могло, поэма ходила в читательских кругах в рукописном виде, но популярность «Демона» была сопоставима с грибоедовским «Горем от ума». Ещё одно совпадение (или нет?) — авторы этих шедевров погибли молодыми, и оба — очень далеко от столицы.
В том же году читательские списки распространили «Мцыри». Это было ещё одно творение поэта, столь ненавистного императору.
Последний акт трагедии
Получив в январе 1841 года двухмесячный отпускной билет, Лермонтов едет в столицу. Но получить отставку он не смог, поэтому в апреле был вынужден покинуть Петербург и вернуться на Кавказ.
Май 1841-го. Поэт и его родственник по материнской линии А. Столыпин-Монго сняли скромную квартиру на окраине Пятигорска. Домик у подножия горы Машук с прекрасным видом на заснеженные вершины Кавказского хребта и Эльбрус понравился Михаилу Юрьевичу.
А уже через полтора месяца Лермонтов в очередной раз метко подшутил над Мартыновым, за щегольскую черкеску и кинжал, назвав сослуживца свирепым горцем. Тот вспылил, но поэт и мысли не допускал, что эта мелкая стычка приведёт к дуэли. Но оскорблённый товарищ по школе юнкеров не желал примирения.
Некоторые записи современников содержат довольно прозрачные намёки, что люди, которые подогревали ситуацию, не добивались мирового соглашения и стали секундантами. В обязанности этих участников поединка входила попытка примирить стороны конфликта. Учитывая высочайший запрет на дуэли, эта функция была очень кстати. Но нет, дата и время назначены.
А Лермонтов накануне дуэли встречается в Железноводске с кузиной, тётушкой и друзьями, на обратном пути делится с Глебовым планами. Задумка была интересная:
- один роман о временах противостояния России и Франции;
- второй о Тифлисе при Ермолове, персидской войне и гибели Грибоедова в Тегеране.
Вечером следующего дня была гроза, и шёл сильный дождь. Однако дуэль состоялась, как и было договорено, 15 июля 1941 года. Время — между 18 и 19 часами. Поэт был убит.
17 числа поручик Лермонтов погребён в Пятигорске. Без отпевания.
Несколько месяцев Елизавета Алексеевна Арсеньева вымаливала дозволения, чтобы перезахоронить погибшего внука в своём имении. Она смогла получить разрешение, несмотря на общественное мнение (туда ему и дорога) и слова государя о собаке и смерти. Такие высказывания сохранились в архивах князя Васильчикова, бывшего одним из секундантов.
Сегодня учащиеся описывают в рефератах жизнь Лермонтова на Кавказе. Кратко излагая череду событий, перечисляя произведения, важно постараться понять, что волновало гениального поэта.
>