Лес не школа а всему учит сладков читать рассказ 4 класс

Сладков Н. Рассказы для школьников Рассказы Николая Сладкова можно предложить для свободного чтения ученикам начальной школы. Рассказы короткие и интересные, расширяющие кругозор. После некоторых текстов имеются вопросы. Они помогут проверить, как рассказ Сладкова запомнился.

Рассказы Николая Сладкова для школьников

Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку.
Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.
Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.
Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.
Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.
— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!
К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

Вопросы

  1. Почему белки не любят по земле прыгать?
  2. Где им прыгать безопаснее?
  3. По каким деревьям они прыгают в наших лесах?
  4. Что они на деревьях грызут?
  5. Кто ещё живёт на деревьях зимой?
  6. Как выглядят клесты, какого они цвета?
  7. Чем клесты питаются?
  8. Как они выщелушивают семена из шишек?
  9. Почему белки вынуждены опускаться на землю?
  10. Кто идёт по белкиному следу?
  11. Чем весной питаются белки?

Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела!
По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!
— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!
А Медведь своё:
— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела — не вытерпела:
— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!
— Ты — Медведя?! — ахнули звери.
— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги — как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето.
Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

Вопросы

  1. Какая примета, связанная с медведем, есть в лесу?
  2. Почему лесные животные и птицы решили медведя разбудить?
  3. Как его будили? Что сказали?
  4. Как медведь отреагировал?
  5. Что предложил дятел?
  6. Как будил медведя лось?
  7. Что говорила белая куропатка?
  8. Что медведь зверям ответил?
  9. Как будила медведя мышка? Как она добилась, чтобы медведь на другой бок повернулся?
  10. Что в природе после этого произошло?

Какой заяц длины

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.
А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.
Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.
И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.
Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.
Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!
Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.
Что ни день — длина у зайца другая.
И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.
Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

Бюро лесных услуг

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.
Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?
Хорёк говорит:
—Спасайтесь, кто как может!
А Сорока стрекочет:
— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…
Тут Заяц ввязался:
— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!
— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?
— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!
«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.
— Кто следующий?
— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!
И пошло, и пошло!
Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.
Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!
Сорока чуть с дерева не упала:
— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?
— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.
— Кого же ты сторожить можешь?
— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике…
— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что, я хуже других, что ли?
Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга. Всякое в лесу бывает.

Курорт «Сосулька»

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:
— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, осёдлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
— На какой, на какой — на обыкновенной!
— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, Пуночка и белая Куропатка.
— Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?
Но Свиристель не согласен:
— У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая Куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег с головой зароюсь. Сытно, мягко, не дует — чем не курорт?
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Живи лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась.
Прилётные зимовщики-курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. До самой весны.

Лесные оборотни

Чудесное в лесу происходит незаметно, без чужого глаза.
Вот сегодня: ждал я на зорьке вальдшнепа. Зорька была холодная, тихая, чистая. Высокие ели поднялись на опушке, как чёрные крепостные башни. А в низине, над ручьями и речкой, навис туман. Ивы утонули в нём, будто тёмные подводные камни.
Я долго следил за утонувшими ивами.
Всё казалось, что непременно там должно что-то произойти!
Но ничего не происходило; туман с ручьёв медленно стекал к реке.
«Странно, — думал я, — туман не поднимается, как всегда, а стекает…»
Но тут послышался вальдшнеп. Чёрная птица, взмахивая крыльями, как летучая мышь, протянула по зелёному небу. Я вскинул фоторужьё и забыл про туман.
А когда опомнился, туман уже обернулся в иней! Застелил белым поляну. А как это случилось — я проглядел. Вальдшнеп глаза отвёл!
Кончили тянуть вальдшнепы. Показалось солнце. И все лесные обитатели так ему обрадовались, будто давным-давно не видели. И я засмотрелся на солнце: интересно смотреть, как зарождается новый день.
Но тут я вспомнил про иней; глядь, а его на поляне уже и нет! Белый иней обернулся в синюю дымку; дрожит и струится она над пушистыми золотыми ивами. Опять проглядел!
И проглядел, как народился в лесу день.
Вот всегда так в лесу: что-нибудь да отведёт тебе глаза! И самое чудесное и удивительное произойдёт незаметно, без чужого глаза.

Воздушная дорожка

Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!

Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?

Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!

Почему?

У меня за окном кормовая полочка для птиц. Прилетают на неё одни воробьи. Но я их не прогоняю: я по воробьям температуру узнаю.

Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие — значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, — тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: ударит мороз — воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму?

Если знаете, объясните.

Весна воды

По земле весна движется с юга. В горах поднимается снизу вверх. А в воде — опускается сверху вниз.
Придёт день, и вдоль берегов проступит голубая полоска. Будто кто обведёт берега голубым карандашом. Лежит озеро перед тобой, как белое блюдечко с голубой каёмочкой. Значит, вот-вот пробьются закраины и заплещет в них живая волна.

Пробьётся вода и начнёт отжимать лёд от берегов. Потемнеет лёд, проступят серо-зелёные пятна, лужи воды. Покряхтывает ледяная твердь, упирается. Но распадается на куски.
Волны выбросят ледяную кашу на берег, солнце на капельки растопит. Теперь раздолье весне.
Без помех опускается она в озёрную глубину сверху вниз.

Поползень

Повадился поползень на огород семечки воровать. Прицепится на подсолнух и выковыривает семечки длинным носом. Наковыряет полный клюв — и скорее в лес, рассовать семечки по своим ухоронкам и тайникам: в трещины коры, за сучки, под лишайники. И снова на огород — за новой порцией. Мечется между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замечает. Не видит, что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт, то нос из-за сучка высунется. Подсматривают, куда поползень ворованные семечки прячет.

Только поползень опрометью из леса на огород — синицы со всех крылышек к его ухоронкам. Выколупывают семечки из щелей, торопятся. И тут же долбят.

Всё идёт своим чередом: хозяин огорода спокойно спит, поползень у него спокойно семечки ворует, а синицы спокойно поползня обирают. И всё пока спокойно. Пока…

 Заяц загадывает загадку

Зимой каждый заяц пишет дневник. Пишет лапами по снегу: где был, что делал, куда пошел. Весь снег в заячьих строчках — читай и переводи. Переводить с заячьего на человеческий интересно и просто. Вот у дороги написано: «Сидел на обочине и слушал: не идет ли кто?». У поваленной осины написано: «Горькие веточки глодал — зимой и тому рад!» В низинке написано: «В мелочах кружил — след свой перед лежкой путал». И дела, и слова знакомые и привычные.

Но вот запись, которую перевести тоже просто, а вот понять трудно. «Нору в снегу копал до самой земли». Все верно: снег, в снегу нора до земли. И не малая — глубже метра. На дне мох мороженый надран, «шишка» рогоза растрепанная. Может, заяц по зелени истосковался? Да нет, не похоже: ни мох, ни шишка не тронуты — только растрепаны и брошены. Зачем тогда заяц нору копал? Спать беляк в норе не ложится и от ветра в норы не прячется. Да и по следам видно: нору выкопал, «шишку» рогозовую растрепал, да и поковылял дальше.

Вот вам и загадка: зачем зайцы зимой нору роют? А вот и вторая: как узнает заяц, что под толщей снега именно тут лежит «шишка» рогоза? А вот и третья: зачем зайцу мох и рогоз, если он не ест ни то, ни другое? И вот так всегда в лесу: одна загадка тянет вторую, вторая третью — без конца!

Рассказ по теме: «Лес не школа, а всему учит.»

Нужно ответить, чему учит лес в этом рассказе:

Увидела Сорока Зайца — ахнула:

— Не у Лисы ли в зубах побывал, косой? Мокрый, драный, запуганный!

— Если бы у Лисы! — захныкал Заяц. — А то в гостях гостевал, да не простым гостем был, а званым…

Сорока так и зашлась:

— Скорей расскажи, голубчик! Страх склоки люблю! Позвали, значит, тебя в гости, а сами…

— Позвали меня на день рождения, — заговорил Заяц. — Сейчас в лесу, сама знаешь, что ни день — то день рождения. Я мужик смирный, меня все приглашают. Вот на днях соседка Зайчиха и позвала. Прискакал я к ней. Нарочно не ел, на угощение надеялся.

А она мне вместо угощения зайчат своих под нос суёт: хвастается.

Эка невидаль — зайчата! Но я мужик смирный, говорю вежливо: «Ишь какие колобки лопоухие!» Что тут началось! «Ты, — кричит, — окосел? Стройненьких да грациозненьких зайчат моих колобками обзываешь? Вот и приглашай таких чуроанов в гости — слова умного не услышишь!»

Только от Зайчихи я убрался — Барсучиха зовёт. Прибегаю — лежат все у норы вверх животами, греются. Что твои поросята: тюфяки тюфяками! Барсучиха спрашивает: «Ну как детишки мои, нравятся ли?» Открыл я рот, чтобы правду сказать, да вспомнил Зайчиху и пробубнил. «Стройненькие, — говорю, — какие они у тебя да грациозненькие!» — «Какие, какие? — ощетинилась Барсучиха. — Сам ты, кощей, стройненький да грациозненький! И отец твой и мать стройненькие, и бабка с дедом твои грациозненькие! Весь ваш поганый заячий род костлявый! Его в гости зовут, а он насмехается! Да за это я тебя не угощать стану, я тебя самого съем! Не слушайте его, мои красавчики, мои тюфячки подслеповатенькие…»

Еле ноги от Барсучихи унёс. Слышу — Белка с ёлки кричит: «А моих душечек ненаглядных ты видел?»

«Потом как-нибудь! — отвечаю. — У меня, Белка, и без того в глазах что-то двоится…»

А Белка не отстаёт: «Может, ты, Заяц, и смотреть-то на них не хочешь? Так и скажи!»

«Что ты, — успокаиваю, — Белка! И рад бы я, да снизу-то мне их в гнезде-гайне не видно! А на ёлку к ним не залезть».

«Так ты что, Фома неверный, слову моему не веришь? — распушила хвост Белка. — А ну отвечай, какие мои бельчата?»

«Всякие, — отвечаю, — такие и этакие!»

Белка пуще прежнего сердится:

«Ты, косой, не юли! Ты всё по правде выкладывай, а то как начну уши драть!»

«Умные они у тебя и разумные!»

«Сама знаю».

«Самые в лесу красивые-раскрасивые!»

«Всем известно».

«Послушные-распослушные!»

«Ну, ну?!» — не унимается Белка.

«Самые-всякие, такие-разэтакие…»

«Такие-разэтакие?.. Ну держись, косой!»

Да как кинется! Взмокнешь тут. Дух, Сорока, до сих пор не переведу. От голода чуть живой. И оскорблён, и побит.

— Бедный, бедный ты, Заяц! — пожалела Сорока. — На каких уродиков тебе пришлось смотреть: зайчата, барсучата, бельчата — тьфу! Тебе бы сразу ко мне в гости прийти — вот бы на сорочаток-душечек моих налюбовался! Может, завернёшь по пути? Тут рядом совсем.

Вздрогнул Заяц от слов таких да как даст стрекача!

Звали потом его в гости ещё лоси, косули, выдры, лисицы, но Заяц к ним ни ногой!

Задачи:

  • Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. И.
    Сладкова
  • Показать роль леса, природы в нашей жизни.
  • Прививать любовь к природе, к чтению.
  • Развивать память, речь, мышление.
  • Развивать творческие и сценические
    способности.

Подготовительная работа:

1. Прочитать произведения Н. И. Сладкова: «Под
шапкой-невидимкой» (сборник рассказов); «Лесные
шорохи»; «В лес по загадки»
2. Сформировать группы
3. Каждой группе подготовить инсценировки
произведений Н. И. Сладкова

Оборудование:

1 Выставка книг Н. И. Сладкова
2. Конверты с карточками слов (Приложение
1
)
3. Элементы костюмов для инсценировки
4. Презентация (Приложение 3)
5. Персональный компьютер
6. Мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие
за природными тайнами. Хотите овладеть лесной
грамотой, увидеть необыкновенное? Сегодня мы
отправимся на поиски неведомого и невиданного в
природе. Поможет нам в путешествии
писатель-натуралист Н. И. Сладков. Итак,
отправляемся.
– Как надо вести себя в лесу? (Не шуметь)
– Почему? (Чтобы не беспокоить лесных жителей)
– Потренируемся, встали и тихо шагаем на месте,
глазками, не поворачивая головы, справа увидели
бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела
над озером стрекоза, глазки наверх – поискали
весело щебечущих птиц, а под ногами очень много
следов диких зверей. Молодцы, ребята, вы готовы к
открытиям.

3. Слово о творчестве писателя

«Мои книги – это плоды моих увлечений.
Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый
фотоохотник», «Под шапкой невидимкой», «36
радостей». Фотоохота – это остановленное
мгновение! Мгновение жизни – оно всегда
прекрасно. каждая фотография – запечатлённая
красота. Из пёстрого потока лесной жизни ты
выхватил то, что тебя особенно восхитило,
огорчило, возмутило или обрадовало. Стреляя из
ружья, ты красоту губишь; «стреляя» из фоторужья
– умножаешь. И ты не истребитель уже, а творец».
Н. И. Сладков
Замечательный русский писатель Николай Иванович
Сладков всё своё творчество посвятил природе.
Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но
всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил
и интересовался природой. Посещал кружок юных
натуралистов при Ленинградском зоологическом
музее, где познакомился и подружился с Виталием
Бианки.
В годы Великой Отечественной войны служил
офицером-топографом, измерил сотни километров
дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай
Сладков прослужил в армии до 1958 года. Имеет семь
правительственных наград.
По окончанию войны каждую свободную минуту
Сладков обращается к изучению природы.
«Природа волновала и влекла меня всю
жизнь, – говорит он, – ее красота, тайны, обаяние,
удивительная стройность и слаженность,
неисчерпаемость познания поражали воображение и
влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней».

Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953г.
Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием
Бианки выпускал радиопередачу «Вести из
Леса».
В лес пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь
– узнать захочешь. Узнаешь – непременно
полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так
человек устроен – что любит, то и защищает».
Произведения Н.И. Сладкова – это книги встреч,
открытий, знакомств, книги-опыты.
Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги,
научились своими глазами видеть необыкновенное
в природе. Через все произведения Сладкова
проходят три основных мотива – мотив любви к
природе, ее познания и защиты.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

4. Тайна «Пословицы»

Каждая группа получает конверты с
карточками, на которых написаны слова.

Собрать пословицу и объяснить её смысл

– Лесная сторона не одного волка, а и мужика
досыта кормит.
– Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса
– посади.
– Лесная сторона – всему полю краса.

5. Тайна «Сказочные образы»

– Какие сказочные образы встречаются в
познавательных произведениях Н. И. Сладкова?

  • лесовичок, «лесной колобок» – ёж,
  • «шапка-невидимка» – палатка,
  • «скатерть-самобранка» – муравьиная тропа,
  • «оборотень» – пенёк

6. Тайна «Узнай героя»

Отгадать загадку и назвать произведения, где
есть этот герой

Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь)

  • «Когда свирепеют медведи?»
  • «Медведь-дармоед»
  • «Тень»
  • «Сорока и Медведь»
  • «Заяц и Медведь»
  • «Неслух»
  • «Сушёные камни»

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

  • «Весенняя баня»
  • «Без слов»
  • «Синица и Воробей»
  • «Воробей и Орёл»
  • «Яблонька и Воробей»
  • «Горячая пора»

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

  • «Рябчик и Ёж»
  • «Поющий ёж»
  • «Лиса и Ёж»

7. «Минутка отдыха»

8. Тайна «Домашнее задание»

Инсценирование произведений: (Приложение
2
)

  • «Белка и Медведь»
  • «Сорока и Енот»
  • «Заяц и Белка»
  • «Рябчик и Ёж»
  • «Сойка и Волк»
  • «Лосёнок и Лосиха»
  • «Иволга и Кукушка»
  • «Лиса и Ёж»
  • «Заяц и Оляпка»

9. Тайна «Жизнь и творчество Н. И. Сладкова»

  • Где родился Н. И. Сладков? (В Москве)
  • В каком году он родился? (В 1920 г.)
  • Где он жил и учился? (В Ленинграде)
  • Кем он был до 1958 года? (Военнослужащим)
  • Кого из писателей он считал своим учителем? (В.В.Бианки)
  • Что осуждал в своих произведениях Николай
    Иванович? (Охоту)

10. Тайна «Правила Н. И. Сладкова»

– Какие основные правила запомнили?
– Первое правило, которое надо выполнять,
приходя в лес «на учёбу»:
«Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать
– стань неслышим. Хочешь узнать – затаись».
Каждый человек должен научиться: уважать, беречь
родную природу, знать её, ничего не делать
сгоряча, второпях, «не долго думая…» Это второе
правило, которое не следует забывать ни в лесу, ни
в школе, ни дома, ни на улице…
«Земля многоцветна, как радуга. Всё пронизано
светом и цветом, всюду праздник для глаз. Снова и
снова поражаешься нерукотворными творениями
мастеров Природы: ветра, воды и солнца. Красота
земли – наше богатство. И надо его беречь».

– Попрощаемся с лесом и выйдем из него. Встали и
тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая
головы, справа увидели бабочку на прекрасном
цветке, слева пролетела над озером стрекоза,
глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц,
а под ногами очень много следов диких зверей.

11. Рефлексия

– Наше путешествие закончилось.
– На какие вопросы пытались ответить?
– Получилось ли у нас это?
– Что для себя нового вынесли из этого
путешествия?

12. Итог урока

«Лес не школа, а всему учит» Литературный час по
творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов.
Цель: формирование у детей интереса к творчеству писателя Н. И. Сладкова
Дополнительный материал: презентация
Ход мероприятия. Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в
Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Здесь, неподалеку от его
дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя
целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он
пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и
вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства
проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных
птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень
хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги
о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в
«Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в
дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных
обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым
другом. Когда был школьником, будущий писатель-натуралист пришел в
юннатский кружок, созданный при Ленинградском зоологическом институте.
«Клуб колумбов» — так называл Виталий Бианки юных натуралистов,
занимающихся в кружке, а летом приглашал к себе, в Новгородскую область,
чтобы ребята сами смогли познать и осознать великую Книгу Леса. Именно
Виталия Валентиновича Бианки, Николай Сладков считал своим учителем,
который научил разбираться в писательской деятельности, позже они стали
настоящими друзьями. Когда началась Великая Отечественная война,
Николай Иванович добровольцем ушел на фронт, став военным топографом
(составление карт). Имеет семь правительственных наград. В мирное время
сохранил ту же специальность. Первые рассказы были написаны Сладковым в
1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова –
«Серебряный хвост». В этом рассказе говорится о том, как Сладков ходил на
охоту, каких встретил зверей, что с ним приключилось. А потом «присел на
камень и записал смешную маленькую историю, как проказница зима всё в
горах разукрасила, всё сделала незнакомым и немножко сказочным». А у кого
Серебряный хвост, вы узнаете, прочитав этот рассказ. Вот что рассказывает
Николай Иванович о своей писательской работе: «Мои книги – это плоды моих
увлечений. Увлечение подводным миром породило книжку «Подводная
газета». Для этого пришлось опускаться на дно рек и озёр центральной
полосы, высокогорных озёр, морей – Белого, Чёрного, Каспийского,
Аральского, Азовского. Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным
небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой
невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня».
Шестнадцать лет он проработал в горах Кавказа и Закавказья, Ирана и
Памира, Тянь- Шаня, Крыма, Урала. Читая книги Сладкова, мы вместе с
автором путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой земле;
удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и высоко в
горах. Мы становимся добрее, мудрее, духовно богаче. (Рассматриваем
иллюстрации в книге.) У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но ещё и трудны; чтобы идти по ним, надо
быть смелым человеком. Николай Иванович – смелый человек. В его книгах
описан ряд необычных событий, случившихся с ним во время путешествий. В
поисках снежного барса в районе г. Эльбрус Николай Сладков поднялся на
гору, забрался на горный карниз и обрушил каменную глыбу. Глыба
разрушила участок карниза, и он оказался заблокирован на карнизе, где
находилось гнездо беркутов. 9 дней Сладков прожил на этом карнизе,
питаясь частью добычи, которую орлы приносили птенцам. Затем спустился,
использовав для этого ветки, из которых состояло гнездо. Планируя
проплыть горную реку вниз по течению, Н. Сладков в первый же день
путешествия лишился байдарки. Тогда он проплыл часть реки до озера
Балхаш вплавь на спине, поместив под голову надувную подушку и сложив
имущество и припасы на резиновый плотик, привязанный к ноге. Так же он
спускался в самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, «где раки
зимуют»? Книги Николая Сладкова — рассказы и повести о природе —
необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы.
Для того чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз
брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к
книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в
любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы… На встречу один
на один с медведем, волком, рысью, отважится далеко не каждый, даже
вооружённый. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с
одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть
спокойным в самых опасных ситуациях. Это начинаешь понимать из
рассказов: «В кяризе», «Лесные сигналы», «Сторожевые колокольчики». В
лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Узнаете, например, как
медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны
намочил».
Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а
наоборот — прилетают к нам, в наши леса. В книгах замечательного писателя
вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из
жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных
изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах… Вот кем-то
обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые
орехи. Непременно узнать — что, как, почему происходит в лесу — вот
настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы —
большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего,
пробегавшего лесного зверья — прямые и петляющие. Загадочные следы
скрытных обитателей леса…
(Рассматриваем иллюстрации в книге. Угадай, чей след?)
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц.
Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать
очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и
пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают
книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
Книги Николая Ивановича — это постоянный поиск ответов на самые разные
вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова,
самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру,
осознать свои чувства. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь
Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно
назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы»,
«Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист
диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная
газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К.
Крупской. Николай Иванович Сладков хотел, чтобы вы, ребята, прочитав его
книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе,
разгадывать тайны и загадки природы. А тайн и загадок в природе великое
множество.
Давайте попробуем некоторые из них сейчас разгадать.
Правда ли, что: 1.Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются
брёвнами? (Неправда. Крокодилы действительно похожи на плавающие
брёвна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к
своим жертвам).
2. Грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожное покрытие?
(Правда. Некоторые грибы, например: чернильный гриб, могут пробивать
асфальт и даже приподнимать булыжники). 3. Одинокие волки воют на луну
от тоски? (Неправда. Волки воют по ночам, но этот вой предупреждает
волков из других стай, чтобы они не заходили на чужую территорию)
. 4. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (Неправда. Но когда
хищники натыкаются на иглы дикобраза, эти иглы легко отделяются и
остаются в теле врага).
5. Большие черепахи плачут? (Правда. На берегу черепахи, действительно
роняют слёзы. Так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза).
Ответы на многие вопросы мы можем найти в книгах Николая Сладкова.
Книги Сладкова позволяют нам заглянуть в себя. Что можем сделать мы,
чтобы наша планета была краше, чтобы не исчезали с лица Земли животные и
растения, чтобы в реках можно было купаться, чтобы птицы пели в лесах и
городах, чтобы не забыли, что такое чистая вода и, напоенный ароматом
травы и дождя воздух? «Чтобы беречь землю, природу, надо её любить,
чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить». «Я пишу о
природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её
и разнообразие». Николай Сладков.

Презентация на тему «Лес не школа, а всему учит» (о жизни и творчестве Н. И. Сладкова)

Презентация на тему «Лес не школа, а всему учит» (о жизни и творчестве Н. И. Сладкова)

Николай Иванович Сладков   Николай Иванович Сладков (1920-1996)      Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего.         Учился и жил в Ленинграде. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.        В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай Сладков прослужил в армии до 1958 года.  Имеет семь правительственных наград.      По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы.     

Николай Иванович Сладков

Николай Иванович Сладков (1920-1996)

     Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего. 

     Учился и жил в Ленинграде. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.

     В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай Сладков прослужил в армии до 1958 года.  Имеет семь правительственных наград.

   По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы.

        

  «Природа волновала и влекла меня всю жизнь, —  говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней.»

    У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Н. Сладков — человек смелый . Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки, — спускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, «где раки зимуют?» На встречу один на один с медведем, волками, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. Это начинаешь понимать из рассказов «Лесные сигналы», «Сторожевые колокольчики». 

Николай Сладков - автор более двадцати книг для детей. В круг детского чтения вошли книги 

Николай Сладков — автор более двадцати книг для детей. В круг детского чтения вошли книги  «Серебряный хвост» (1953), «Безымянной тропой» (1956), «Десять стреляных гильз» (1957), «Джейранчик» (1958), «Планета чудес» (1962), «В лесах счастливой охоты» (1964), «Смелый фотоохотник» (1965), «Подводная газета» (1966), «Земля над облаками» (1972), «За пером синей птицы» (1980). Книги «Воробей в шляпе Моя первая экология», «Азбука леса»  были изданы уже после смерти писателя в 1998 году.

      Писатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все его произведения проходят основные мотивы:

» В лес пойдешь — кого-нибудь да увидишь. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь — в обиду не дашь. Уж так человек устроен — что любит, то и защищает».

Дружба Н.И. Сладкова и В. Бианки

Дружба Н.И. Сладкова и В. Бианки

Деятельность   В молодости увлекался  охотой , однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо нее стал заниматься  фотоохотой , выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес  фоторужье ». Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с  Виталием Бианки  выпускал радиопередачу « Вести из Леса ». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.

Деятельность

В молодости увлекался  охотой , однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо нее стал заниматься  фотоохотой , выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес  фоторужье ».

Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с  Виталием Бианки  выпускал радиопередачу « Вести из Леса ». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.

 Книги   Здесь перечислены лишь некоторые книги, написанные Н. Сладковым. «Серебряный хвост», 1953 «Безымянной тропой», 1956 «Смелый фотоохотник», 1963. « Миомбо ». Книга об  Африке , 1976. «Свист диких крыльев» , 1977. «Капли Солнца», сборник рассказов, 1978. « Осиновый невидимка »,  1979 . Наблюдения за  летягами , сделанные в еще в детстве. «Белые  тигры ». Книга об Индии, 1981. «Планета чудес», 1983. «В лес по загадки», 1983. «Разноцветная земля», 1984. «Под шапкой-невидимкой», 1986. В 1988 г. издательством «Детская литература» выпущено трехтомное собрание сочинений Н. Сладкова. Также Н. Сладков написал множество рассказов, в том числе для детей.

Книги

Здесь перечислены лишь некоторые книги, написанные Н. Сладковым.

«Серебряный хвост», 1953

«Безымянной тропой», 1956

«Смелый фотоохотник», 1963.

« Миомбо ». Книга об  Африке , 1976.

«Свист диких крыльев» , 1977.

«Капли Солнца», сборник рассказов, 1978.

« Осиновый невидимка »,  1979 . Наблюдения за  летягами , сделанные в еще в детстве.

«Белые  тигры ». Книга об Индии, 1981.

«Планета чудес», 1983.

«В лес по загадки», 1983.

«Разноцветная земля», 1984.

«Под шапкой-невидимкой», 1986.

В 1988 г. издательством «Детская литература» выпущено трехтомное собрание сочинений Н. Сладкова.

Также Н. Сладков написал множество рассказов, в том числе для детей.

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью .

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью .

Пословицы

Пословицы

«Лес – не школа, а всему учит».

«Лес – не школа, а всему учит».

Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.

Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.

Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Больше леса – больше снега, больше снега больше хлеба.

Больше леса – больше снега, больше снега больше хлеба.

  • Лес наше богатство сочинение 7 класс
  • Лес источник жизни паустовский изложение сочинение
  • Лес и человек 4 класс окружающий мир рассказ
  • Лес затопило вследствие половодья как пишется
  • Лес за рекой сочинение 5 класс