В одной деревне жил удивительный мальчик. Звали его Лёсик. Он умел подражать голосам птиц и зверей. Заберётся в огород, спрячется в кусты, чтобы его никто не видал, и начнёт кудахтать, как курица:
«Куд-куд-кудах-тах-тах! Куд-куд- кудах-тах-тах!»
Даже петух не мог отличить кудахтанье своей курицы от голоса Лёсика. Взлетит на забор — и ну кукарекать, радостно, громко, чтобы все знали, что курица снесла яйцо. А Лёсик лежит в кустах и смеётся, как это он ловко петуха обманул.
Бабушка услышит, как курица кудахчет, выбежит на двор и заахает:
— Ну что это такое, опять курица снесла яйцо не в сарае, а в огороде… И что она туда повадилась.
И идёт искать. Ищет, ищет и конечно ничего не найдёт. Яйца-то ведь нет. А Лёсик ещё пуще смеётся, рот закрывает ладошкой, чтобы бабушка не услышала.
А то другой раз залезет на дерево и ну мяукать:
«Мяу, мяу, мяу!»
И со всей деревни бегут к нему коты. Рыжие, серые, чёрные, белые, пушистые, гладкие. Все-все, сколько есть. Котов сто прибежит, не меньше.
— Да что это такое?—всплеснёт руками бабушка.— Дед! Дед, бери палку, гони их!
Дедушка носится с палкой, бабушка с метлой, гонят котов со двора, а Лёсик сидит на дереве, от смеха чуть не падает.
Ну это он так баловался, пока был маленьким. А как подрос стал в лес бегать. Выследит, кто куда за грибами пошёл, спрячется в малиннике и завоет по-волчьи:
«У-у! Уо-уо! У-у-у-у-у-у! О-о-о-о-о-о! У-у!»
И все, сколько есть грибников, так перепугаются, что даже корзины побросают от страха — и бегом из лесу. Особенно пугались женщины. А Лёсик хохочет, так хохочет, что у него слёзы из глаз льются.
Так вот он пошучивал и однажды до того дошутился, что на его волчий вой пришёл самый настоящий волк. Был он, как водится, серый, с громадными зубами и высунутым красным языком.
— Ты чего меня звал? — прорычал он.
— Я не звал, — затрясся от страха Лёсик.
— Если б не звал, я бы не пришёл. Так зачем меня звал?
— Я не звал, я просто так…
— Ах, ты просто так? Ты оторвал меня от очень важного дела. Я гнался за зайцем, но услыхал, что ты зовёшь, и прибежал сюда. А ты, оказывается, дурака валял.
— Извините, пожалуйста, — попросил Лёсик.
— Что это такое — «извините»? Я не знаю такого слова.
— Это значит — простите.
— «Простите»? Тоже не знаю.
— Ну, тогда, как бы вам объяснить. ..
— А зачем мне объяснять? Я съем тебя, и весь разговор, и никаких объяснений не потребуется.-—И волк открыл пошире свою пасть, чтобы удобнее было съесть Лёсика. — Впрочем,—сказал он, — съесть тебя я всегда успею. А ты, коли умеешь передразнивать всех птиц и зверей, позови сейчас же сюда овцу.
Лёсик обрадовался, что волк не будет его есть, и что было силы заблеял:
«Бееее! Беееее! Беееее! Беееее!»
Не прошло и пяти минут, как из стада прибежала овца. Лёсик поглядел на неё и узнал. Совсем ещё маленьким ягнёнком подарили её Лёсику дедушка и бабушка.
— Послушайте, волк, не ешьте её. Это моя любимая овечка. Я вам другую позову,— чуть не плача, попросил Лёсик.
— Ладно, подожду, хотя очень хочу есть. Но ты взамен одном двух позови сюда. Да побыстрее!
«Бееееее! Бееееее! Бееееее! Бееееее!» — что есть силы (аблеял Лёсик, и тут же прибежали две овцы.
Лёсик поглядел на них и увидал, что эти овцы тоже с его двора: одна мамина, а другая бабушкина.
— Послушайте, волк, не ешьте этих овечек. Я вам других позову, — попросил Лёсик.
— Некогда мне ждать! — оскалил зубы волк, схватил одну овцу за шею и тут же её съел. И другую овцу тоже съел.
— А ты молодец, ты хороших овечек пригнал ко мне. Теперь будешь всё время кормить меня! А сейчас я лягу спать, а ты сиди тут и не вздумай убежать. Поймаю, съем! — И волк улёгся спать.
«Что же делать? — подумал Лёсик. — Так он всех овец съест. А потом и мою любимую овечку съест. А потом и меня. Гут надо что-то придумать. Надо позвать сюда собак!»
И Лёсик залаял. Залаял так, что весь лес наполнился лаем.
Волк вскочил и, даже не взглянув на Лёсика, сорвался с места — только его и видели. И вовремя, потому что тут же со всей деревни прибежали собаки и понеслись вслед за волком.
И неизвестно, догнали или нет. Может, и догнали. Только с того дня ни разу никто волка в нашем лесу не видел.
С того же дня и Лёсик перестал пугать людей и сбивать с толку птиц и зверей. И если уж очень-очень попросить его, чтобы он кого-нибудь передразнил, то он передразнит ну там курицу или котёнка, но чтобы волка — ни за что! Тут, сколько его ни просите, не станет выть.
Боится.
Разрешаю ____________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока литературного чтения,
проведенного во 2 «А» классе
обучающейся Калиничевой Александры Сергеевны
08.10.2019 г.
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная начальная школа» 2 класс
(Учебник, Хрестоматия Малаховская О. В. Литературное чтение, 2 класс 1 ч., стр. 49-54)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 08.10.2019 г.
Время: 13:50-14:35
Место: МАОУ Гимназия №2 г. Черняховска
Класс : 2 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Характер главного героя в произведении С. Воронина «Лесик — Разноголосик»
Цель: создание благоприятных условий для формирования умения давать характеристику главному герою.
Задачи:
Образовательные:
- формирование читательских умений;
- создание условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
- способствовать расширению кругозора обучающихся о добромплохом, характере главного героя.
Развивающие:
- развивать у обучающихся умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
- развивать у обучающихся самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;
- развивать познавательный интерес учеников.
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (нравственному воспитанию, актуальности, коллективизма,);
- содействовать трудовому воспитанию и профориентации обучающихся.
Здоровье сберегающие:
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультуройфизкультминутками;
- содействовать физическому воспитанию обучающихся, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках;
- повышение уровня психического и социального здоровья обучающихся;
- соблюдение СанПиНов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознать свои возможности в учении;
- выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь ориентироваться в учебнике и произведении, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
- ориентироваться в учебной книге;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: - составлять план и последовательность действий;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: - участвовать в диалоге, работают с соседом по парте;
- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные: - научится анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»;
- различать героя-обманщика и героя-выдумщика;
- получит возможность научиться понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник Литературное чтение 2 класс, хрестоматия Литературное чтение 2 класс.1 ч., проектор, презентация, раздаточный материал (таблица с характером героя– 28 шт.).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения буду вести у вас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите все ли у вас лежит на парте, и приступим к уроку.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Вспомните, к кому мы отправились в гости на прошлом уроке. О чём узнали?
Д: Мы отправились в гости к Незнайке и узнали, что говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
У: ФНАЕНПТРААЗВИДЯА и НПЕВПДРЗАЖВСДЫА
Расшифруйте запись. Подсказка: читайте через букву.
Д: Фантазия и Неправда.
У: Проверка домашнего задания – отрывок произведения по ролям. Опрос 4 пар.
III. Открытие новой темы. Целеполагание .
- Работа обучающихся в парах.
У: Работая в паре, поделите слова на две группы: в одну будут относиться слова – названия действий по теме «Фантазия», а в другую будут входить слова – названия действий, связанные со словом «Ложь».
Запись на слайде: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
Д: Группа 1: Врать, обманывать, лгать, клеветать.
Группа 2: Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать.
У: Объясните своё решение.
Так чему мы будем учиться сегодня?
Д: Мы продолжим учиться отличать фантазию от неправды.
У: А поможет нам в этом писатель Сергей Алексеевич Воронин. Знаком ли вам этот писатель?
Д: Да, в первом классе мы читали его сказку «Необыкновенная ромашка» про Леку и Стёпу.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Работа по учебнику (стр. 49-54).
У: Попробуйте по хрестоматии определить, на примере какого произведения мы сегодня будем учиться отличать фантазию от неправды. И как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?
Д: «Лесик — Разноголосик»
У: Верно. На какой странице следует открыть хрестоматию для прочтения?
Д: Страница 49.
У: Давайте вы прочитаете это произведение, внимательно его слушайте и следите по книге. Это поможет вам ориентироваться в таком большом тексте.
Но сначала мы разберем непонятные слова: (на слайде)
Как думаете, что они означают?
Ловко – быстро, без проблем;
Еще пуще – еще больше;
Повадилась – привыкла;
Коли – если;
Заблеял – заговорил как овца.
V. Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
2) Лекция с элементами беседы.
У: Почему автор назвал сказку «Лесик-разноголосик»? Давайте разберём слово «Разноголосик». Из каких двух слов оно состоит?
Д: Разные и голос.
У: Вернитесь к тому месту в сказке, где на вой Лесика прибежал волк. Помогите сориентироваться тем, кто ещё не нашёл нужный отрывок ( с.51 со слов «Так вот он подшучивал…» — с.53 до слов «И волк улёгся спать.»).
Перечитайте разговор мальчика и волка по ролям. Какие роли вы выделите для чтения?
Д: Волк, Лесик и автор.
3) Чтение по ролям.
У: Кто – то из вас будет волком, кто – то автором, и кто – то будет Лесиком.
Теперь давайте прочитаем вопросы на 54 странице и ответим на них.
Д: Сначала Лесик, действительно, испугался волка и очень обрадовался, когда волк предложил позвать овцу, чтобы съесть ее вместо Лесика. Но когда мальчик увидел, что на его зов прибежала его любимая овечка, он задумался о том, что волк может причинить вред всем его близким.
Отношение к шуткам Лесика отражено в строках: «А Лесик лежит в кустах и смеется, как это он ловко петуха обманул»; «Бабушка услышит, как курица кудахчет, выбежит во двор и заохает: «Ну что это такое, опять курица снесла яйцо не в сарае, а в огороде… И что она туда повадилась». И идет искать. Ищет, ищет и, конечно, ничего не найдет. Яйца – то ведь нет.» а Лесик еще пуще смеется, рот закрывает ладошкой, чтобы бабушка не услышала». И строки: «Дедушка носится с палкой, бабушка с метлой, гонят котов со двора, а Лесик сидит на дереве, со смеха чуть не падает». А также: «Выследит, кто куда за грибами пошел, спрячется в малиннике и завоет по-волчьи: « У-у! Уо-Уо! У-у-у-у-у-у! О-о-о-о-о-о! У-у!» И все, сколько есть грибников, так перепугаются, что даже корзины побросают от страха – и бегом из лесу. Особенно пугались женщины. А Лесик хохочет, так хохочет, что у него слезы из глаз льются.»
Лесик, с одной стороны, хотел только подшутить над людьми, с другой стороны получалось так, что Лесик всех обманывал: ведь никто так и не узнавал, что это был всего лишь розыгрыш.
Лесик перестал подражать голосам животных, потому что после случая с волком Лесик понял, что его шутки вовсе не безобидны и могут причинить вред тем, кто ем у дорог.
У: Так почему же Лесика называли Разноголосиком?
Д: Он умел говорить разными голосами.
У: Давайте теперь посмотрим на изображение на стр. 53. Каким автор изображает Лесика? Какой он? А как его представляете вы?
Д: Ответы.
У: У каждого из вас на парте лежит таблица. В первом столбце написано предложение, а во втором характеристика. В первых двух предложениях вы должны выбрать ответ, а в остальных трех вы должны написать характеристику сами.
(Отношение героя к другим лицам – дружелюбное, Лесик думает только о себе; устно ответили – записали.)
Предложение |
Характеристика |
Герой занимает место в произведении. |
ЦентральноеВторостепенное |
Поступки героя носят характер. |
ХорошийПлохой |
Отношение героя к другим лицам в начале произведения. |
|
Отношение героя к другим лицам после встречи с волком. |
|
Отношение автора к герою. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Что вы не знали, а сейчас узнали?
Д: Если шутки причиняют кому-либо вред, то это уже не шутки, а злой умысел.
У: Как же изменился Лесик с начала произведения к его концу?
Д: В начале произведения он любил над всеми подшучивать, что приводило к плохим последствиям, а в конце произведения Лесик стал хорошим и перестал передразнивать животных.
У: Какой же характер у Лесика?
Д: В начале – плохой, думал только о себе; в конце – понял, что такими шутками он подвергает опасности своих близких.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Дать характеристику главному герою, и нарисовать его: как вы хотите – в начале произведения, когда у Лесика были плохие шутки, или в конце произведения – когда Лесик изменился и стал хорошим.
УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, ПРОВЕДЁННЫЙ НИКОЛАЕВОЙ ИРИНОЙ ПЕТРОВНОЙ ВО 2-Б КЛАССЕ БОУ
г. ОМСКА «СОШ № 162»
ТЕМА. ХАРАКТЕР ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
С.ВОРОНИНА «ЛЕСИК-РАЗНОГОЛОСИК»
Цели деятельности учителя
Создать условия для развития умений пересказывать текст, различать
жанры (сказки, рассказы); совершенствовать умение приводить примеры
литературных произведений различных авторов на одну тему
Тип урока
Постановка и решение проблемной задачи
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научится анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»; различать
героя-обманщика и героя-выдумщика; получит возможность научиться понимать,
в чём особенность поэтического восприятия мира.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; коммуникативные—
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Личностные: соблюдают моральные нормы и
ориентируются на их выполнение.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы взаимодействия
Универсальные учебные действия
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
I.Само
определение к дея
тельности.
Оргмомент
Оценка готовности к предстоящей деятельности на уроке
-Здравствуйте!
-Кто считает, что готов к уроку? (Кивают головой)
-Кому ещё нужна секундочка, чтобы привести свои мысли и чувства в
рабочее состояние? (Поднимают руку)
-Мы можем начинать урок? (Показывают глазами, что готовы)
-Тогда за работ у!
Определяют степень своей готовности к уроку
Фронтальная
II.Актуа-лиза-ция и целе-полага-ние
Определение темы и цели урока
-Вспомните, к кому мы отправились в гости. О чём
узнали?
(Мы отправились в гости к Незнайке и узнали, что
говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же).
Запись на доске: ФНАЕНПТРААЗВИДЯА.
— Расшифруйте запись. Подсказка: читайте через букву.
(Фантазия и неправда).
-Работая в паре, поделите слова на две группы.
Запись на доске: врать, сочинять,
обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
(Группа 1. Врать, обманывать, лгать, клеветать.
Группа 2. Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать).
-Объясните своё решение.
-Соотнесите расшифрованные слова с каждой группой.
-Так чему мы будем учиться сегодня?
(Мы продолжим учиться отличать фантазию от неправды)
— А поможет нам писатель Сергей Алексеевич
Воронин. Знаком ли вам этот писатель?
(Да, в первом классе мы читали его сказку «Необыкновенная ромашка»
про Леку и Стёпу.)
— Сообщение учащегося.
Писатель Сергей Алексеевич Воронин прожил долгую и плодотворную
жизнь. Всем его произведениям присуща глубинная связь героев с родной землёй,
их страстная, не зависящая от возраста любовь к природе. Влюблённость
писателя в красоту родной земли с годами становилась всё сильнее, и вместе с
нею крепло его писательское мастерство. Описания природы становились всё
детальнее, он стремился всё глубже проникнуть в её сокровенную жизнь.
-Попробуйте по хрестоматии определить, ка примере какого произведения
мы сегодня будем учиться отличать фантазию от неправды.
-Что помогло вам в этом?
-На какой странице следует открыть хрестоматию для прочтения?
-Я прочту вам это произведение, вы внимательно его слушайте и следите
по книге. Это поможет вам ориентироваться в таком большом тексте.
Определяют задачи чтения
Фронтальная, в паре, индивидуальная
Познавательные:
ориентируются в учебной книге.
Регулятивные: составляют
план и последовательность действий.
Коммуникативные:
участвуют в диалоге, работают с соседом по парте.
Устные ответы
III.Пер-вичное воспри-ятие текста
Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения
-Понравилось произведение?
-Выразите своё мнение о произведении одним словом.
Какое оно?
-Что вам особенно понравилось в этой истории?
-Чему учит это произведение?
-От чьего лица ведётся рассказ?
-Почему автор назвал сказку «Лесик-разноголосик»?
-Кого или чего боится Лесик? Он боится волка? Или он
боится причинить вред кому-нибудь из тех, к кому он привязан, кого он
приручил?
Осуществляют слушание произведения, слежение по тексту.
Отвечают на вопросы.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: работают
с дополнительной литературой.
Регулятивные: выполняют
оценку своего задания.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении задачи.
Наблюдение, устные ответы
IV.Мо-тива-ция к анали-зу и пере-читыва-нию текста
Постановка проблемной задачи. Определение путей
разрешения ситуации. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи.
Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). Беседа по содержанию
произведения
-Вернитесь к тому месту в сказке, где на вой Лесика
прибежал волк. Помогите сориентироваться тем, кто ещё не нашёл нужный отрывок
(с.51 со слов «Так вот он подшучивал…» — с.53 до
слов «И волк улёгся спать.») .
Перечитайте разговор мальчика и волка в лицах. Какие
роли вы выделите для чтения? Возьмите оценочный лист и оцените чтение детей
по означенным критериям. (Выставление оценок).
Что вы обнаружили?
(Сначала Лесик, действительно, испугался волка и
очень обрадовался, когда волк предложил позвать овцу, чтобы съесть её вместо
Лесика. Но когда мальчик увидел, что на его зов прибежала его любимая овечка,
он задумался о том, что волк может причинить вред всем его близким.)
-Вернитесь к началу сказки. Кому было весело от шуток Лесика?
А кому было не до веселья?
-Прочитайте строчки, которые подтверждают ваш ответ.
(Учащиеся читают: «А Лесик лежит в кустах и смеётся,
как это он ловко петуха обманул»; «Бабушка
услышит, как курица кудахчет, выбежит во двор и заахает: «Ну что это такое,
опять курица снесла яйцо не в сарае, а в огороде… И что она туда
повадилась». И идёт искать. Ищет, ищет и, конечно, ничего не найдёт. Яйца-то
ведь нет». А Лесик ещё пуще смеётся, рот закрывает ладошкой, чтобы бабушка не
услышала» И строки: «Дедушка носится с палкой, бабушка с метлой, гонят котов
со двора, а Лесик сидит на дереве, со смеха чуть не падает». А также:
«Выследит, кто куда за грибами пошёл, спрячется в малиннике и завоет
по-волчьи: «У-у! Уо- Уо! У-у-у-у-у-у! О-о-о-о-о-о! У-у!» И все, сколько есть
грибников, так перепугаются, что даже корзины побросают от страха – и бегом
из лесу. Особенно пугались женщины. А Лесик хохочет, так хохочет, что у него
слёзы из глаз льются».)
— Значит, веселился от своих шуток только сам Лесик, а
его родным, да и всем, над кем он подшучивал, было не до веселья: бабушка и
дедушка никак не могли понять, что происходит; грибники были очень напуганы.
Лесик – озорник или обманщик? (Лесик, с одной стороны, хотел только
подшутить над людьми, с другой стороны, получалось так, что Лесик всех
обманывал: ведь никто так и не узнавал, что это был всего лишь розыгрыш.)
Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст.
Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей.
Определяют тему текста. Осуществляют выборочное чтение, чтение по цепочке, по
ролям.
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: осознают
свои возможности в учении.
Познавательные: умеют
ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя,
сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: определяют
план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным
учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку
своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности
при выполнении.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Устные
ответы.
V.Син-тетичес-кая (обоб-щаю-щая) работа с текс-том
Обобщающая беседа по тексту.
— Почему же Лесик перестал подражать голосам животных?
(После случая с волком Лесик понял, что его шутки вовсе не безобидны и
могут причинить вред тем, кто ему дорог.)
— Рассмотрите рисунок на странице 50. Что автор
изобразил на рисунке? Зачитайте тот отрывок, который соответствует данному
рисунку.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Определяют
главную мысль произведения.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: подтверждают
строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
Коммуникативные: находят
в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией к произведению
VI.Под-веде-ние итогов урока. Рефлек-сия
Обобщение по теме урока. Выработка критериальной базы
для оценки результатов обучения
— Чем же отличается фантазия от неправды? (Человек
фантазирует, выдумывает, сочиняет, изобретает, чтобы сделать жизнь ярче,
интереснее, веселее, а врёт, обманывает, клевещет, лжёт, извлекая при этом
какую-то выгоду для себя)
— Что вы не знали, а сейчас узнали? (Если фантазии
причиняют кому-либо вред, то это уже не фантазии, а злой умысел)
— Какие задания показались наиболее интересными?
— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей
жизни?
-Для чего нужна такая работа с произведением?
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив
оценочный лист.
-Оцените, насколько осознанно вы поработали на уроке.
Возьмите оценочный лист и ответьте на поставленные в нём вопросы.
-Кто на все утверждения ответил согласием, т.е. в
колонке все «+»?
-Молодцы. Вы хорошо потрудились сегодня. Мне было
интересно с вами. Спасибо.
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию.
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: выполняют
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме.
Регулятивные:
выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают
качество и уровень усвоения.
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание
Подготовить рассказывание сказки от лица рассказчика
Записывают задание
Фронтальная
Наблюдение
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад по литературному чтению на тему С.Воронин. Лесик разноголосик ПНШ
Содержание
-
1.
Презентация по литературному чтению на тему С.Воронин. Лесик разноголосик ПНШ -
2.
ФНАЕНПТРААЗВИДЯА.Расшифруйте запись.ФАНТАЗИЯ И НЕПРАВДА -
3.
Поделите слова на две группы.врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. -
4.
Группа 1. Врать, обманывать, лгать, клеветать.Группа 2. Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазироватьОбъясните своё решение. -
5.
Сергей Воронин -
6.
Слайд 6 -
7.
Воронин Сергей Алексеевич (1913 – 2002)Воронин Сергей -
8.
В 1931 г. окончил школу ФЗУ (фабрично-заводское -
9.
Слайд 9 -
10.
Лесик разноголосик -
11.
– Что нового узнали на уроке?– Что -
12.
http://www.telugunow.com/news-headlines/historian-bratindra-nath-mukhehttp://www.renders-graphiques.fr/galerie/Autres-Inconnu-12/parcheminhttp://www.public-domain-photos.com/free-cliparts/other/office/feather…Интернет – источники:Спасибо за внимание!
ФНАЕНПТРААЗВИДЯА.Расшифруйте запись.ФАНТАЗИЯ И НЕПРАВДА
Слайд 1Литературное
чтение.
2 класс
Автор – составитель:
Ласкина Т. В.
Слайд 2ФНАЕНПТРААЗВИДЯА.
Расшифруйте запись.
ФАНТАЗИЯ
И НЕПРАВДА
Слайд 3Поделите
слова на две группы.
врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать,
Слайд 4Группа 1. Врать, обманывать, лгать, клеветать.
Группа 2. Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать
Объясните
своё решение.
Слайд 7Воронин
Сергей Алексеевич
(1913 – 2002)
Воронин Сергей Алексеевич (1913 – 2002)
Родился в г. Любим Ярославской обл. в семье крестьян.
Слайд 8В 1931 г. окончил школу ФЗУ (фабрично-заводское училище) в Ленинграде. Был
токарем, путейцем, позже — журналистом. После окончания Горного института работал в изыскательских партиях — геологом. В 1945-1947 гг. был литературным сотрудником газеты «Смена», позднее — заведующим корреспондентским пунктом «Литературной газеты» в Ленинграде. Широк круг литературных интересов Воронина. Он пишет о геологах и изыскателях, прокладывающих дороги и тропы в неизведанной таежной чаще, о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, о писателях и рыбаках
Слайд 11– Что нового узнали на уроке?
– Что вам понравилось? Что больше
всего запомнили?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
– Для чего нужна такая работа с произведением?
Слайд 12http://www.telugunow.com/news-headlines/historian-bratindra-nath-mukhe
http://www.renders-graphiques.fr/galerie/Autres-Inconnu-12/parchemin
http://www.public-domain-photos.com/free-cliparts/other/office/feather…
Интернет – источники:
Спасибо за внимание!
Поиск по сайту
Урок литературного чтения на тему «Фантазия и неправда. С.Воронин. «Лесик-разноголосик»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Видеоуроки |
Автор: | Николаева Ирина Петровна |
Тип материала: | Архив RAR (rar) |
---|---|
Размер: | 31.09 Mb |
Количество скачиваний: | 12 |
Скачать
Просмотров: 89
Похожие материалы
- Урок по окружающему миру на тему » Почему нужно быть осторожным. Знаки дорожного движения».
- Видео презентация по математике 3 класс по теме: «Площадь прямоугольника».
- Фрагмент видеоурока по русскому языку на тему «Словосочетание»
- Урок русского языка по теме «Части речи» УМК «Планета знаний» Часть 2.
- Видиоматериал к уроку литературного чтения В. Даль «Девочка Снегурочка»
- Презентация по окружающему миру «Будем всё бросать, красоты нам не видать.»
- Книга моего детства. Буктрейлер «Путешествия жука — носорога»
- Видео по окружающему миру «Хлеб — драгоценность! От зёрнышка до каравая»
- Открытый урок на тему «Золотая рыбка»
- Фрагмент видеоурока по русскому языку во 2 классе по теме: «Работа с текстом»
С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Карточка №1.docx, самостоятельная работа 3 класс.docx, Социология. Практическая.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: занятие 2021 конспект. (1).docx, Доп конспект 2.docx, Конспект урока математики с применением сингапурских обучабщих с, презентация конкурсного урока.pptx, 2022 Анализ урока.docx, Технологическая карта урока по чтению, 1 класс Согласные звуки [, ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ КОНСПЕКТ.docx, план урока Реклама и СО.docx, План урока Ньютон Парк — копия.docx, План урока на тему _Бір өлшемді массив_.docx
Разрешаю: ___________
Допускаю: ___________
Оценка за урок: __________
План-конспект
урока литературного чтения,
проведенного в 2 «В» классе
Консультация методиста: ________
Консультация учителя: __________
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная Начальная Школа», 2 класс
(Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Литературное чтение. 2 класс 1 ч.)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:09.10.2018г.
Класс: 2«В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Характер главного героя в сказке С. Воронина «Лёсик – разноголосик»
Цель: создание благоприятных условий для понимания характера главного героя в сказке С. Воронина «Лёсик – разноголосик», для формирования нравственных качеств: честность, ответственность, долг, искренность, обязательность.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через содержание сказки С. Воронина «Лёсик – разноголосик»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Сергея Воронина.
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы, формированию учебно – информационных умений; создать условия для развития умений пересказывать текст; учиться анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать их.
Воспитательные: формирование нравственных качеств: честность, ответственность, долг, искренность, обязательность; способствовать формированию представления о том, что говорить неправду и фантазировать — это не одно и то же, формировать представление о том, что наши необдуманные поступки могут нанести вред окружающим нас людям; воспитание вдумчивого чтеца; учить различать героя-обманщика и героя-выдумщика через произведение С. Воронина «Лёсик – разноголосик».
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственных качеств: честность, ответственность, долг, искренность, обязательность; представления о том, что говорить неправду и фантазировать – это противоположные качества через произведение С. Воронина «Лёсик – разноголосик»; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить художественное слово.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности рассказа; отвечать на вопросы и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
- Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Евгеньевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, пенал, дневник и карандаши.
3) Мотивация
У: Ребята, начинаем урок литературного чтения. Один мой старый друг Незнайка собрался в школу, но он совсем не знает, каким должен быть прилежный школьник. На доске висит много разных качеств, а нам нужно помочь Незнайке определить, какими же из них должен обладать хороший ученик. (Честный, ленивый, безответственный, трудолюбивый, активный, неаккуратный, воспитанный, хулиганистый, вежливый, непослушный.)
У: Кто готов выйти к доске и найти так необходимые Незнайке качества?
У: Молодец! А теперь прочти эти качества всему классу.
Д: Честный, трудолюбивый, активный, воспитанный, вежливый.
У: Почему ты выбрал/выбрала именно эти качества?
Д: Потому что прилежный ученик не может быть ленивым, безответственным, неаккуратным, хулиганистым и непослушным.
У: Ребята, кто согласен со своим одноклассником, поднимите руку. Опустили.
У: Ты ответил/ответила правильно, молодец, садись.
У: Ребята, кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У: Кто готов помогать друг другу?
У: Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?
Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.
- Актуализация знаний и умений.
1) Фронтальная работа
У: Какое было домашнее задание?
Д: Пересказ по ролям рассказа Н. Носова «Фантазеры»
У: Вспомните, к кому мы отправились в гости на прошлом уроке?
Д: К Незнайке!
У: Что нового вы узнали из произведения Н. Носова «Фантазеры»?
Д: Мы узнали, что говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
У: Правильно ребята, молодцы!
У: Расшифруйте запись. Как догадались? (ФНАЕНПТРААЗВИДЯА).
Д: Фантазия и неправда.
У: Все справились с заданием, молодцы!
У: Ребята, внимание на доску, на таблички со словами.
Прочтите их про себя.
Врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
У: Работая в паре, разделите слова на две группы. (Группа 1. Врать, обманывать, лгать, клеветать. Группа 2. Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать).
У: Кто хочет выйти к доске и разделить эти слова на 2 группы? Поднимите руку.
У: Объясните своё решение.
Д: Первая группа – это отрицательные качества, а вторая положительные.
У: Соотнесите расшифрованные слова с каждой группой. Так чему мы будем учиться сегодня?
Д: Мы продолжим учиться отличать фантазию от неправды.
У: Поможет нам в этом писатель Сергей Алексеевич Воронин. Кому знаком этот писатель?
У: Какую его сказку вы уже читали в первом классе?
Д: В первом классе мы читали его сказку «Необыкновенная ромашка» про Лену и Стёпу.
- Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Внимание на доску. Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны из частей слов составить слова, и мы узнаем тему нашего урока.( Написать слова из темы)
У: Молодцы! Мы сегодня вспомним автора С. Воронина, а также познакомимся с его произведением «Лёсик – разноголосик» и постараемся разобраться в его характере.
У: Ребята, попробуйте определить задачи нашего сегодняшнего урока с помощью «слов – помощников»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
Д: Мы познакомимся с произведением С. Воронина «Лёсик – разноголосик», узнаем главных героев этого произведения, познакомимся с биографией писателя, с его новым произведением, будем учиться выразительно читать текст, отвечать на вопросы, анализировать произведение.
- Открытие новых умений, знаний.
1) Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
У: Ребята, кто знаком с творчеством автора Сергеем Ворониным?
У: Что вы помните об этом авторе?
У: Сейчас мы продолжим наше знакомство с биографией Сергея Воронина. (презентация).
1 слайд. Родился Сергей Алексеевич Воронин 30 июня (13 июля) 1913 года в городе Любиме Ярославской губернии.
2 слайд. Рос он в семье служащего. Еще до революции 1917 г. Воронины переехали в Петроград. С шести лет С. А. Воронин стал ездить в командировки с отцом на Алтай и в Сибирь. Когда уехал в Ленинград?
3 слайд. В 15 лет вернулся в Ленинград. В 1931 г. окончил школу ФЗУ (фабрично-заводское училище) в Ленинграде, получил специальность токаря. Работал на Адмиралтейском и Металлическом заводах, в Лентранспроекте и заочно учился в Горном институте (не закончил).
4 слайд. Литературные интересы С.А.Воронина были очень широки. Он писал о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, о писателях и рыбаках. Всем произведениям писателя присуща глубинная связь его героев с родной землей, их страстная, не зависящая от возраста любовь к природе. Об этом и детские книги Сергея Алексеевича.
5 слайд. Сергей Алексеевич Воронин писал следующие детские произведения: «Необыкновенная ромашка», сборник «Про хорошего котенка», сборник «Настоящий тигр», «Воинственный Жако», сборник «Сказки и рассказы», «Лёсик – разноголосик» и многие другие.( Читают дети со слайда)
6 слайд. 20 октября 2002 года Сергея Воронина не стало, но он продолжает жить в своих книгах. Каждый юный читатель может найти в его произведениях много нового и увлекательного.
2)Речевая разминка
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Читаем скоро и быстро /3-4 человека/
3) Первичное чтение сказки, анализ первичного восприятия сказки (комбинированное чтение) (читать по абзацу)
Вопросы после чтения
У: Какое настроение вызвала у вас сказка?
У: Какие непонятные слова встретились?
У: Как вы думаете фантазировать сложно или легко?
Д: Сложно… (высказывают мнение).
У: Да! Оказывается, что фантазировать, это большое искусство.
- Физкультминутка.
Наклонились, ну – ка, ну – ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай голова. (Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты)
- Открытие новых умений, знаний. (продолжение)
- Вторичное чтение сказки и анализ ее содержания.
Беседа.
У: Перечислите главных героев сказки.
Д: Лёсик и волк.
У: Вернитесь к началу сказки. Кому было весело от шуток Лесика? А кому было не до веселья? (Найди и прочитай нужные строки).
Д: «А Лесик лежит в кустах и смеётся, как это он ловко петуха обманул»; «Бабушка услышит, как курица кудахчет, выбежит во двор и заахает: «Ну что это такое, опять курица снесла яйцо не в сарае, а в огороде… И что она туда повадилась». И идёт искать. Ищет, ищет и, конечно, ничего не найдёт. Яйца-то ведь нет». А Лесик ещё пуще смеётся, рот закрывает ладошкой, чтобы бабушка не услышала» И строки: «Дедушка носится с палкой, бабушка с метлой, гонят котов со двора, а Лесик сидит на дереве, со смеха чуть не падает». А также: «Выследит, кто куда за грибами пошёл, спрячется в малиннике и завоет по-волчьи: «У-у! Уо- Уо! У-у-у-у-у-у! О-о-о-о-о-о! У-у!» И все, сколько есть грибников, так перепугаются, что даже корзины побросают от страха – и бегом из лесу. Особенно пугались женщины. А Лесик хохочет, так хохочет, что у него слёзы из глаз льются».
У: Значит, веселился от своих шуток только сам Лесик, а его родным, да и всем, над кем он подшучивал, было не до веселья: бабушка и дедушка никак не могли понять, что происходит; грибники были очень напуганы. Лёсик – озорник или обманщик?
Д: Лёсик, с одной стороны, хотел только подшутить над людьми, с другой стороны, получалось так, что Лёсик всех обманывал: ведь никто так и не узнавал, что это был всего лишь розыгрыш.
У: Ребята, так какой же характер у Лёсика?
Д: Лёсик не был злым мальчиком, просто он не понимал разницы между ложью и фантазией.
У: Правильно ли Лёсик поступал, когда подражал голосам животных?
Д: Нет
У: Почему?
Д: Потому что окружающие люди думали, что это на самом деле были животные.
У: Почему же Лесик перестал подражать голосам животных?
Д: После случая с волком Лесик понял, что его шутки вовсе не безобидны и могут причинить вред тем, кто ему дорог.
У: Правильно, ребята! Молодцы!
У: Молодцы на все вопросы ответили правильно.
2) Выразительное чтение сказки.
- Итог урока. Рефлексия
У: Наш урок подходит к концу, время подводить итоги.
У: Ребята, вспомните тему нашего урока, как она звучала?
Д: Характер главного героя в сказке С. Воронина «Лёсик – разноголосик»
У: Так какова разница между ложью и фантазией?
Д: Ложь всегда наносит вред человеку, а фантазия безобидна.
У: Кто из героев больше всего понравился? Почему?
Д: Лёсик, потому что он смог понять свои ошибки.
У: Какой урок вы извлекли из сказки?
Д: Что нельзя врать, что мы всегда в ответе за свои поступки.
У: Скажите, а Лёсик – обманщик или фантазер?
Д: Обманщик.
У: Почему? Как вы это поняли?
Д: Он обманщик, потому что Лёсик обманывал бабушку, дедушку и других людей, пародируя голоса животных.
Рефлексия:
«Слова – помощники»: познакомились, узнали, учились…
Продолжи предложение «Сегодня на уроке…
Я понял…
Я узнал…
Я смог…
У меня получилось…
Мне понравилось…»
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: Пересказ по ролям рассказа «Лёсик – разноголосик»:
— От главного героя (Лёсик, Волк)
— От автора
Обзор произведения
Краткое содержание «Лисички со скалочкой» повествует о плутовке, которая сама себя вокруг пальца обвела. Как она не старалась всех обмануть, но нашлись люди похитрее неё.
Сказка учит быть честнее, не стараться заполучить обманом чужое имущество и быть готовым к тому, что за свои проказы придётся отвечать. Главная мысль повести — за хитрость можно понести суровое наказание.
Анализируя повествование по плану, можно выделить несколько этапов:
- В пути лиса находит скалочку.
- Просится на ночлег в первый дом, где утром обменивает свою ношу на курочку.
- Во второй избе плутовка выманивает уточку.
- С помощью хитрости заполучает гусочку.
- Хочет забрать себе девочку, но получает собаку в мешке.
- Лису поколачивают за ложь.
Конец сказки, как и большинства других, справедлив и поучителен. Рассказ изучают в школе во 2 классе. Книги иллюстрированы, рисунок к сказке «Лисичка со скалочкой» яркий и интересный, помогает детям развивать воображение и чётче представить участников сюжета. Произведений о нечестном звере очень много, и смысл каждого — нельзя хитрить и врать.
Иногда дети ошибаются, называя сказку «Лисичка со скакалочкой». Необходимо сразу исправить оплошность, чтобы ребёнок понял основной смысл названия.
Отзывы о книге
Это произведение напомнило мне корякскую сказку «Хитрая лиса». Автор показывает правильные и неправильные поступки, поведение. Во всех русских народных сказках можно научиться хорошему. Основная мысль — добрые дела, честность. Рекомендую читать такие книги, из них можно почерпнуть много хорошего.
В классе нам задавали прочитать сказку про лисичку и скакалочку, нарисовать героев. Книга интересная, с рисунками, отчего ее хочется перечитывать, а картинки пересматривать. Советую прочитать.
Кирилл
Данное произведение схоже со многими другими фольклорными сказками. Например, «Лиса и кувшин», «Лесик-разноголосик», «Лиса и Котофей Иванович», «Лиса и заяц», «Колосок», «Барсук и лиса» и многие другие. У всех этих работ разный сюжет, но один смысл. Сказки учат добру, правильным взаимоотношениям, поступкам, уважению. Они показывают недостатки характера человека, его отрицательные черты на примере героев. Считаю, что фольклор должен читать каждый, особенно знакомить с ним своих детей.
Владимир
Анализ сказки
«Лисичка со скалочкой» — народное творчество, в котором характер человека переносится на животных. На примере изворотливой и хитрой лисицы показаны пороки людей.
Краткое содержание
Лисичка шла по дорожке, наткнулась на скалочку, подняла ее и пошла дальше. Она направилась в деревню. Лиса постучалась в первый дом, попросилась переночевать, сказала, что не займет много места. Ее впустили. Лисица утром встала пораньше, подожгла свою скалочку, а с хозяев стала спрашивать, где ее вещица. Взамен утраты потребовала курочку. Хозяевам нечего было делать, пришлось отдать.
Лиса была довольна, пошла в другую деревню. Там она вновь попросилась переночевать, ее впустили. Утром плутовка встала рано, съела курочку, а с хозяев потребовала гусочку.
Далее лисица оказалась в третьей деревне, ее вновь впустили на ночлег добрые люди. Утром лиса съела гусочку, а взамен потребовала девочку. Но мужику было жалко ее отдавать, тогда он пошел на хитрость. Положил в мешок огромную собаку и отдал плутовке.
Лисица пошла по тропинке и велела девочке петь песни, но вместо этого она услышала рычание. От страха лиса бросила мешок, откуда на нее бросилась собака и кинулась вдогонку. Героиня забежала в норку, после чего стала спрашивать свои лапки, ушки, глазки, хвост, кто помогал ей удрать от собаки. Как выяснилось, что все помогали, но только не хвост. Тогда лисица высунула его из норки на съедение псу. Тот схватил его и вытащил плутовку из норы.
Пересказ выполнен по следующему плану:
- Находка на тропинке.
- Ночлег в первой деревне.
- Сожжение скалочки и получение курочки.
- Ночлег во второй деревне.
- Получение гусочки.
- Следующая деревня.
- Лисица требует девочку.
- Мешок с собакой и погоня от нее.
- Нора и хвост.
- Собака достает плутовку из норки.
Главная мысль
«Лисичка со скалочкой» — сказка, в которой есть чему научиться. Народное творчество с помощью хитрой лисы показало, что на каждого хитреца и обманщика найдется тот, кто окажется еще хитрее. На основе этого поучительного произведения можно научиться следующему:
- честности;
- доброте;
- щедрости;
- открытости.
Не нужно хитрить, обманывать, быть жадным, так как из этого ничего хорошего не выйдет. Жадность героини привела к тому, что она совсем забыла про осторожность.
Лиса считала, что ее вранье будет продолжаться бесконечно, только нашелся тот, кто смог проучить обманщицу, преподать ей прекрасный жизненный урок.
К этому произведению подходит пословица «Хитрость хитростью побеждают». Также можно сюда отнести «Хотел сесть на два стула, да очутился на полу».
Сказки очень важны и необходимы, так как именно в них ребенок видит положительные примеры, то, как себя правильно вести. Народное творчество формирует в нем правильное представление о жизни и поступках. «Лисичка со скалочкой» очень схожа со сказками «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «Лиса-лапотница».
Краткое содержание для читательского дневника помогает понять смысл произведения без потери его сути, написать сочинение, конспект и составить презентацию или сценарий.
Поучительные рассказы о лисе
Сказка «Лиса-лапотница» похожего содержания, только там вместо скалочки плутовка нашла лапоть. И так же, как и в первом варианте, она ходила по избам, просясь переночевать, и бессовестно выманивала чужое добро. Конец произведения, как и у всех русских сказок, справедлив и поучителен: хитрюга получила по заслугам.
Зачастую в детских книгах отрицательным персонажем выступает волк, но в изобретательности он проигрывает рыжей шельме и часто оказывается обманутым. Как в сказке «Лисичка-сестричка и Серый Волк», где хитрая бестия так провела своего «брата», что он весь побитый был вынужден здоровую лису нести на спине. А ведь пострадал из-за неё. Лисица посоветовала серому ловить рыбу на собственный хвост.
Несмотря на то что на улице трещал лютый мороз, волк послушал кумушку. Когда прорубь покрылась льдом, хвост крепко приморозило и волк не смог уйти от баб, которые пришли набрать воды поутру. Так случилось, что он весь избитый людьми, встретил лису, которая предварительно испачкала голову в блинное тесто и притворилась больной. Говорит: «Куманёк, меня так побили, что мозги вылезли наружу.»
Волк поверил, ведь сам недавно пострадал и решил понести «слабую» лису на спине. А она взобралась и ехала, потихоньку насмехаясь над зверем, не испытывая ни капли угрызений совести.
Отзывы читателей
Моя дочь ещё не ходит в школу, но я уже знакомлю её с русскими сказками. Очень любит про лисичку со скалочкой. Перечитываем несколько раз в день и даже на ночь. Слушает и засыпает.
Кристина, 34 года
Сказка моего детства, хотя есть и более современные вариации, они длиннее и понятно почему. Такое произведение не устаёшь слушать. Но всё же именно «Лисичка со скалочкой» напоминает прекрасные моменты из детства и бабушкин голос.
Дана, 28 лет
Моя любимая сказка. Было очень страшно, что лиса заберёт девочку в конце и смешно, когда она разговаривала со своим хвостом.
Алиса, 5 лет
Школьная программа
А также с участием хитрой зверюги есть и другие повести, которые входят в образовательный процесс. Школьники их читают и анализируют, отвечая на логические вопросы или пересказывая. Например, рассказ «Лиса и козёл», где шельма обманула козлика, учит:
- нужно быть менее любопытным и доверчивым;
- необходимо проявлять осторожность, когда слушаешь других людей;
- думать, прежде чем что-то сделать.
Корякская сказка «Хитрая лиса» показывает находчивость шельмы. В кратком пересказе речь пойдёт о том, как однажды сидела Патрикеевна на берегу и хотела полакомиться рыбкой. Увидела чаек на бревне и попросилась к ним. Птицы разрешили к ним присоединиться, но как только лисица прыгнула, бревно перевернулось.
Чайки улетели, а кумушка упала в воду и говорит, чтобы лапы стали её вёслами, а хвост — рулём. Но забыла предупредить свой хвост, дабы он рулил к берегу. И поплыла лиса в открытое море. Остановилась там и задумалась, что делать дальше.
Увидев тюленя, предложила ему доказать, что здесь очень много рыбы. Придумала так:
- все морские обитатели лягут в ряд до берега;
- а лиса их посчитает.
Глупые животные так и сделали. Плутовка прошагала по рыбе до суши и была такова. Главная мысль — не стоит быть слишком наивным, чтобы не поплатиться собственным благополучием.
Также в школьной программе изучается ещё одна сказка — «Лиса и заяц». Здесь рассматривается не хитрость рыжей шельмы, а её наглость и беспринципность. Пострадавший — трусишка зайчик, потерявший из-за своей слабости собственную избу. Ему пытаются помочь разные животные. Но только у петуха это получается.
Вся литература имеет шрифт определённого размера, предназначенный для детей меньшего школьного возраста, и красивые иллюстрации, развивающие воображение ребят. Сказки интересные, малыши их любят, поэтому научить полезным качествам и правильному поведению с их помощью гораздо легче и педагогичнее.
Повесть о волке
Одной из поучительных сказок является «Лёсик Разноголосик» про мальчика из деревни, умевшего подражать голосам разных животных и птиц. Иногда он использовал свой талант для озорства, но однажды так увлёкся, что приманил к себе настоящего волка. Злой зверь чуть не съел мальчишку, но потом передумал и стал использовать дар Лёсика себе во благо.
Он захотел, чтобы паренёк приманил ему овечек. Когда прибежала первая овца, Лёсик узнал в ней любимую овечку, подаренную бабушкой и дедушкой, и уговорил волка не есть её. Зверь согласился, но потребовал приманить ему новых. И так продолжалось некоторое время, пока ребёнок не придумал, как ему спастись.
Он изобразил голос собаки, волк испугался и убежал. А деревенские псы бросились за ним и прогнали далеко. Смысл произведения — что любое своё действие нужно тщательно обдумывать, чтобы избежать плохих последствий.