Михаил Ларионович Михайлов
Лесные хоромы
Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит».
И стала тут муха жить. Живет день, живет другой. И вылетать не надо: крошек еще всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Кто в хоромах?
Те отвечают:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдешь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— А я слепень-жигун.
— Зачем?
— Да к вам побывать.
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок. Пошли у них разговоры. Муха говорит:
— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведет род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.
— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.
— А у меня и тоньше и звонче! — пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
— Кто там? — спрашивают.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.
— Я первая не полечу, я всех знатнее, — говорит муха.
— Я первый не полечу, я всех голосистее, — говорит комар.
— Я первая не полечу, я всех наряднее, — говорит оса.
— Я первый не полечу, я всех сильнее, — говорит слепень.
И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.
— Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, — сказал комар.
— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть не крепка, прорвемся.
— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!
— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!
— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!
И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Жанр: литературная сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок про зверей в домиках:
«Рукавичка»
Бианки В. «Теремок»
Главные герои сказки «Лесные хоромы» и их характеристика
- Насекомые: муха-грохотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун. Хвастливые, несговорчивые, спорщики.
- Паук. Молчаливый, работящий, целеустремленный.
План пересказа сказки «Лесные хоромы»
- Потерянный кузовок
- Муха-громотуха
- Появление комара
- Новые жильцы
- Спорщики
- Паучок
Кратчайшее содержание сказки «Лесные хоромы» для читательского дневника в 6 предложений
- Поселилась муха в потерянном кузовке и крошками питалась.
- Прилетел к ней комар, и впустила его муха в хоромы.
- Прилетели оса и слепень, и тоже в кузовок просятся.
- Стали они спорить, что красивей, громче и знатней.
- Паук стал дырку в кузовок заделывать.
- Пока насекомые спорили, дырка и закрылась.
Главная мысль сказки «Лесные хоромы»
Спор до добра не доводит.
Чему учит сказка «Лесные хоромы»
Сказка учит не спорить по пустякам, не хвастать, не считать себя лучше других. Учит действовать сообща, жить дружно. Учит быть гостеприимными.
Отзыв на сказку «Лесные хоромы»
Мне понравилось, что насекомые были дружелюбными и гостеприимными. Они стали жить в кузовке вместе. Мне не понравилось, что они постоянно спорили и хвастали. И—за этого они и стали добычей паука, который не хвастал, не спорил, а просто неспешно делал свое дело.
Пословицы к сказке «Лесные хоромы»
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Молчанье лучше пустого болтанья.
Слово серебро, а молчанье — золото.
В тесноте, да не в обиде.
Дружного стада волк не берет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лесные хоромы»
Шел лесом мужик, да кузовок уронил.
Недолго лежал кузовок пустой. Прилетела муха, увидела кузовок, решила внутрь пробраться. Залезла в кузовок, а там крошки хлебные — вот мухе раздолье.
Пожила муха в кузовке, вдруг у входа шум — комар-пискун прилетел, в кузовок просится.
Запустила муха комара, а в дверях снова шумят — оса-пеструха прилетала, в гости просится.
И осу приютили, а за ней уже слепень-жигун летит. Пришлось и слепня пустить.
Вот живут они вместе, да друг перед другом хвалятся. Муха рассказывает, что ее в любой дом пускают, да везде ей почет и угощение. Оса говорит, что и ей всюду угощение готово, а цветы ее в гости зовут. И вообще она нарядная и голосистая.
Слепень возражает, что у него голос громче, а комар — что голос тоньше.
Вдруг у дверей снова кто-то завозился. Примолкли насекомые. Видят, темнее стало в кузовке.
Тут догадались они, что это паук вход заделывает и решили напролом идти, пока сеть слаба. Да снова спорить начали, кому первым лететь.
А пока спорили, закончил паучок свое дело и все они попались.
Тема урока: М. Михайлов «Лесные хоромы»
Класс: 1
Цели: создать условия для формирования читательских умений:
Задачи:
учить правильно называть произведение, жанр, автора, тему используя модель обложки, развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев.
Познавательные: применяют модели для получения информации
Регулятивные: принимают позицию слушателя
Коммуникативные: проявляют интерес в общении при работе в группе и паре.
Ход урока.
Организация начала урока. Прозвенел звонок, начинается урок.
Вы любите слушать или читать сказки? А знаете ли вы героев сказок? Сейчас это и проверим.
Как называют лису в сказках? Комара? Муху? Блоху ? Волка? Медведя? Лягушку? Зайца?
Формулировка темы и постановка учебной задачи.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Лесные хоромы».
-Что такое хоромы? (слайд2)
-В старину на Руси так называлось деревянное жилое строение. Хоромы — это не только большой, но еще и богатый дом. слайд
-Героями произведения будут насекомые. (слайд3-7)
Отгадайте загадки, определите героев произведения.
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов. (Осы)
Одежды не шьёт,
Но ткань всегда ткёт. (паук)
Целый день везде летает,
Очень всем надоедает. (муха)
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (комар)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (слепень)
Знакомство с произведением.
Сегодня я прочитаю вам новое произведение. Михаил Михайлов «Лесные хоромы». (слайд8)Послушайте его .
Первичное восприятие
Составление обложки(слайд 9-10)
Что я вам прочитала? (сказку)
Нарисуйте на листочке «заместитель».
— О ком эта сказка? (О животных).
Каким цветом обозначаем. (круг коричневым цветом.)
— Кто автор этой сказки? (Михаил Михайлов). Нарисуем вместо фамилии автора в верхней части листочка красную рамочку.
— Как Михайлов озаглавил свою сказку? Нарисуйте на листочке в нижней части синюю рамочку.
Работа с готовой моделью.
— Покажите фамилию автора. Прочитайте: Михайлов.
— Что мы прочитали? (Фамилию автора).
— Прочитайте заголовок.
Работа над пониманием смысла сказки.
Понравилась ли вам сказка?
— На какие народные сказки, она похожа? («Теремок» — русская народная сказка, «Рукавичка» — украинская народная сказка). выставка книг.
-Чем отличаются эти сказки?
Работа в паре. (слайд11)
— Кто был первым жителем кузовка?
Кто поселился потом? Составьте цепочку. Приложение1
Рефлексия. (слайд12)
Оцените свою работу .
Работа в тетради.
Задание 2.
— Прочитайте, кто герои сказки. Попробуйте объяснить необычные имена героев сказки. (Муха-громотуха, значит громко жужжит, комар-пискун, значит пищит, оса-пеструха носит красивую желто-черную одежду, которая пестрит на лету).
— Рассмотри изображения героев сказки, раскрась.
— Расскажите об одном из героев, не называя его, а остальные ученики попробуют отгадать.
Задание 3.
— Где жили все герои?( в кузовке – это плетеная корзинка с крышкой, чтобы дождь не замочил, ветки не попали в то, что там лежит.)
— Найдите в задании 3 в тетради кузовок. Раскрасьте его.
Слушайте ещё раз сказку и подмечайте, какие события происходят, как ведут себя герои.( со с. 10 до конца)
— Из-за чего герои спорили и вздорили?(Кто самый лучший, кому первому спасаться.)
– Кто оказался прав? (Никто)
– Чем закончилась сказка?(Все погибли)
– Вы бы хотели оказаться на месте героев?( Нет)
— Как должны были поступить герои, чтобы остаться в живых?
— Чему учит сказка?
Рефлексия.
— Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?(сказка «Лесные хоромы»)
-Кто понял, что такое хоромы?(большой, богатый дом)
-Кто автор сказки?
Приложение1
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация по литературному слушанию Лесные хоромы(1 класс) -
2.
Жанры СказкаСтихотворениеРассказ -
3.
Темы о Родинео природео детяхо животныхо приключениях -
4.
Дружба –главное чудо всегда,Сто открытий для всех настоящее.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие. -
5.
М.Михайлов -
6.
Слайд 6 -
7.
Кузовок -
8.
Лукошкоivanistivani -
9.
хоромы -
10.
Слайд 10 -
11.
Где дружбу прочна, хорошо идут дела.
Жанры СказкаСтихотворениеРассказ
Слайд 1Литературное слушание
М.Михайлов «Лесные хоромы»
Слайд 2Жанры
Сказка
Стихотворение
Рассказ
Слайд 3Темы
о Родине
о природе
о детях
о животных
о приключениях
Слайд 4Дружба –главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не
беда,
Если рядом друзья настоящие.
Слайд 11Где дружбу прочна, хорошо идут дела.