Лев и собачка это быль или рассказ

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»: это быль или рассказ? Почему?

«Лев и собачка» — это быль, рассказ или сказка?

Обоснуйте.

3 ответа:



2



0

«Лев и собачка » — это трогательное произведение, которое учит детей доброте, справедливости, умению сопереживать, является былью.

Быль, как и рассказ имеют малый объём, повествование идёт от одного лица и идёт повествование о каком-либо событии в жизни героя, рассказывается отдельный эпизод из жизни.

Но именно быль, рассказывает о том, что было в прошлом и этот случай был на самом деле.

Быль считается устным творчеством и поэтому любой рассказчик, повествуя об одной и той же истории, мог её приукрасить по своему, придумывать свои факты и быль при этом становилась совершенно фантастической.

Так и быль Толстого «Лев и собачка » выглядит очень нереальной, даже сказочной, поэтому и можно отнести её к жанру — быль



2



0

На самом деле, отличить рассказ от были довольно сложно, потому что рассказ может повествовать о действительном случае, имевшим место быть, точно также как и быль.

Между тем, считается, что в были больше сказочного, больше возможности для преувеличения, чем в рассказе, потому что зародилась быль как жанр устного народного творчества. То есть любая быль со временем могла обрастать дополнительными, подчас сказочными подробностями, которые добавляли в нее рассказчики.

Рассказ изначально литературный жанр, который записан автором и сохраняется в своей первозданной форме.

По этому признаку произведение Льва Толстого «Лев и собачка» все-таки ближе к рассказу.

Хотя часто авторы указывают жанр своего рассказ — быль, или рассказ о реальном событии, на самом деле это все равно рассказы, авторские произведения от лица конкретного человека.



0



0

Литературное чтение 3 класс. Для начала надо разобраться, какой рассказ называют былью. Быль — это литературное произведение (может быть в стихах или прозе), описывающее события, имевшие место в реальной жизни. Узнать, действительно ли была такая история о дружбе льва с собачкой или Толстой ее придумал непросто. Сохранились воспоминания современников Толстого, в которых описывается, что сюжет истории льва и собачки был взят Толстым из жизни, он прочитал его в воспоминаниях одного русского военного о Париже 1812 года. Таким образом, рассказ Льва Толстого «Лев и собачка» — быль.

Читайте также

Рассказ Льва Толстого «Акула» — это небольшая история о детях, которые чуть было не стали жертвами акулы. И только решительные действия старого находчивого артиллериста спасли их от неминуемой гибели.

Тема рассказа — это спасение мальчиков от зубов акулы. Автор показывает нам, как опытный артиллерист отреагировал на угрозу жизни детям. Он не мешкал и выбрал единственно верный способ защитить мальчиков от грозящей опасности. Кроме того, здесь звучит тема любви отца к своему ребенку.

Идея рассказа — это поведение в экстремальных ситуациях. Собранность, мужество, самообладание, несмотря на отцовские чувства, помогли артиллеристу принять в драматический момент правильное решение. Автор призывает нас в сложных ситуациях не терять самообладание, а действовать хладнокровно и четко. Только так человек может стать победителем, даже когда ситуация кажется безнадежной.

В рассказе «Прыжок» рассказывается о том как вертлявая обезьяна на корабле постоянно корчила рожи и гримасничала, в один момент она срывает с мальчика шляпу и взбирается на мачту.

Мальчик не смог совладать со своими эмоциями и полез следом за шустрой обезьяной, он бы мог сорваться и разбиться о палубу, но вовремя среагировал капитан корабля, который приказал сыну прыгать в воду.

Вопросы:

  1. Кто автор рассказа?
  2. Кто главные герои рассказа?
  3. Какая по характеру обезьяна?
  4. Что сорвала обезьяна с головы мальчика?
  5. Почему мальчик полез за обезьяной?
  6. Как отреагировал капитан на происходящее?
  7. Прыгнул мальчик или нет?
  8. Чем все закончилось?
  9. Понравился ли тебе рассказ? Какие ты сделал выводы после прочитанного?

В рассказе Л. Н. Толстого «Лев и собачка» произошел удивительный случай: лев не съел брошенную ему на съедение собаку и даже подружился с ней. Лев делил с новым другом и место в клетке, и еду, и досуг. Животные прожили вместе около года, но потом собачка померла от болезни. Лев стал печальным и вскоре тоже умер от тоски по маленькому другу.

К этому рассказу подойдут такие пословицы:

hJOm5Fzjhh9UCX7GH8DFya0RQdhsuNA.png

Лев и собачка были дружны, даже до смерти.

bsP2MGpE3qPcPtw0FSRPc0MPms7eZ309.png

Лев не захотел принять другую собачку, оставшись верным своему другу.

6t4PB6Ahmv2X8O01bV6xDuAICEmmr8.png

Когда собачка умерла, то и лев страдал и умер.

И еще одна пословица, которая подходит и к концовке рассказа:

byNeefXq2zuimfU46QTuKEqW58xHAiO.png

Это как раз про льва, потерявшего покой и жизнь после смерти собаки.

В рассказе Льва Толстого «Акула» встречаются непонятные слова и морские термины, с которыми мы пока не знакомы. Определить значение каждого незнакомого слова можно по словарю Ожегова, а можно воспользоваться пояснениями, представленными ниже.

В рассказе мы встречаемся со словом «Африка», а если кто-то еще не знает, то так называется материк.

Привожу значения некоторых глаголов:

uCcS9dcZfA3FCfrBVe5LpSgej5eZC.png

Следует обратить внимание на слово «подле», которое нынче употребляется редко, а означает оно «возле», «около». Поэтому «подле пушки» — это значит «около пушки». А само слово «пушка» означает орудие с длинным стволом, а предназначено оно для стрельбы.

В тексте встречается слово «артиллерист», с которым вы уже знакомились ранее. Напоминаю: так называется военнослужащий, место которого — возле огнестрельного орудия.

Морские термины, встречающиеся в тексте рассказа:

GFNWGWo7vAMRxdu2hrQn0YnQsrogiN1J.png

В произведении «Кавказский пленник» автор ищет ответы на два главных вопроса, как война влияет на судьбу человека, и как человек может сам влиять на свою судьбу.

Толстой описывает войну как уродливое явление, лишенное всякого смысла, которое несет человеку только ненависть. Очень хорошо это качество любой войны раскрывается в образе старика-горца, который сам всю жизнь воевал, который потерял всех своих детей на войне, а последнего сына убил собственноручно за предательство. Этот старик жил одной ненавистью и остался один. Одиночество — вот тот удел, который ожидает любого человека поддавшегося чувству ненависти.

Но автор показывает, что человек сам способен изменять свою судьбу, что именно от действий и поступков человека зависит и его судьба и отношение к нему других людей. Жилин был конечно смелым и решительным, он смог самостоятельно выбраться из плена, но его главным качеством была все-таки человечность. Его доброе отношение к татарской девочке позволило ему обрести настоящего друга. Ведь маленькая девочка еще не была замарана войной, не знала ненависти и о людях судила лишь по поступкам, ими совершаемым. Доброта Жилина вызвала у нее ответное чувство приязни и доброты.

А значит Толстой подталкивает нас к выводу о том, что нельзя отдаваться ненависти, напротив, нужно стремиться во всех обстоятельствах оставаться человеком.

Все знают Льва Толстого, как автора крупных и всемирно известных произведений — таких, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы». Но мало кто знает, что писатель создавал очень простые и поучительные рассказы для детей. «Лев и собачка» — произведение Льва Толстого, способное тронуть любого человека до глубины души. Подробнее о нем расскажет Многомудрый Литрекон в анализе по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем рассказ?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблема
  • 7 Главная мысль
  • 8 Чему учит рассказ?
  • 9 Критика

История создания

Лев Николаевич Толстой с детства был очень чувствительным и впечатлительным. Мог долго плакать над грустной историей, когда видел мертвого утенка или котенка со сломанной лапой. Эту черту характера он пронес сквозь года, через множество испытаний и жизненных впечатлений. Она же отразилась в некоторых рассказах, например, «Лев и собачка». Рассказ был написан в 1880 году.

В тот период писатель уже выработал свою философскую позицию, которая коснулась и его творчества. Он понял, что люди должны придерживаться минимализма во всех сферах жизни. Обременение материальными благами, хитросплетениями слов и мод делало человека несчастным. Поэтому он стал исповедовать «опрощение» даже в творчестве. Вместо больших романов автор начал писать небольшие рассказы с притчевой основой — такие, какие могли понять даже крестьянские дети. Поэтому рассказ «Лев и собачка» так не похож на ранее творчество Толстого.

Жанр, направление

Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет. Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли.

Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.

Суть: о чем рассказ?

Когда-то давно в Лондоне для того, чтобы пройти в зоопарк, можно было привести кошку или собаку на съедение крупным хищникам. Один англичанин решил воспользоваться этим, чтобы попасть в зоопарк, и привел маленькую собаку. Ее отдали в клетку со львом в качестве обеда. 

Собачка перепугалась, забилась в дальний угол. На удивление, лев спокойно подошел, понюхал ее. Собачка перевернулась на спину, замахала хвостом. Лев не тронул пленницу, а стал ее верным другом, делился с ней куском мяса. Так началась их дружба.

Однажды по зоопарку ходил богатый англичанин, он узнал дворняжку в клетке со львом и попросил ее вернуть ему. Но лев не собирался расставаться со своим другом, он рычал и никого не подпускал к клетке.

Прошло время, собачка заболела и умерла. Лев не понимал, что происходит, почему собачка не играет с ним. Он начал метаться по клетке, грызть ее, биться об стены. Чтобы утихомирить хищника, ему в клетку бросили другую собачку, но он разорвал ее на куски.

Лев никак не мог смириться с потерей своего близкого друга. Он обнял ее лапами. Не ел и не пил, а на шестой день умер.

Главные герои и их характеристика

Основными героями рассказа являются лев и собачка.

Лев огромный хищный зверь, который оказался верным другом собачки. Лев жил в неволе и был одинок, а ласка собачки развлекла его и скрасила жизнь в клетке. От боли потери лев ожесточился (разорвал другую собаку) и умер.
Собачка маленькая, игривая, верная спутница льва. Автор все время называет ее уменьшительными формами слова «собака», чтобы подчеркнуть ее слабость и незначительность. Именно доброта, а не села расположила к ней льва.

Темы

Тематика в рассказе «Лев и собачка» так же проста, как и ее содержание.

  1. В данном произведении можно выделить одну главную тему – это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей. 
  2. Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.
  3. Взаимовыручка. Лев защищал свою подругу от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда. 

Проблема

Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?

  1. Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
  2. Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
  3. Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.

Главная мысль

Большое счастье в жизни — повстречать верного и настоящего друга, и абсолютно неважно, как он выглядит — это и есть основная идея рассказа «Лев и собачка». Автор всячески указывает на ничтожность и слабость животного, но зато подчеркивает его нежность, дружелюбие и игривость по отношению к опасному хищнику, который всем внушает лишь страх. Животным хватило мудрости не судить по одежке, а взглянуть в сердце того, кто стоит напротив, и обрести друга, а не врага или добычу.

Смысл рассказа «Лев и собачка» заключается еще и в том, что люди порой оказываются более жестокими и злыми, чем хищные звери. Все они, такие цивилизованные и культурные, пришли смотреть, как лев убивает животных, случайно попавших в руки несостоятельных посетителей зоопарка. Получается, что дикий лев гуманнее, добрее и выше тем, кто смотрит на него по ту сторону решетки. Люди должны быть достойны того, что имеют, иначе они деградируют и скатываются ниже всех ступеней эволюции, пройденных их предками. 

Чему учит рассказ?

Рассказ «Лев и собачка» учит верности и настоящей дружбе. А также он заставляет задуматься о том, что нужно с любовью, добротой и состраданием относиться к животным, иначе мы сами превратимся в кровожадных зверей. Герои рассказа в состоянии преподать читателю нравственные уроки: нужно уметь дружить и любить, ведь это естественно для каждого живого организма.

Автор осуждает жестокость людей, а мы можем сделать вывод из рассказа «Лев и собачка». Судя по поведению, в клетке должен быть не лев, а те, кто кормит его чьими-то кошками и собаками.

Критика

Произведение Льва Николаевича Толстого оставило неизгладимый след в душе. Трогательная история верной и преданной дружбы большого, хищного льва и маленькой, беззащитной собачки способна растрогать любого читателя. После смерти друга, лев не принял никакой другой собачки. Не смог пережить утрату. Данное произведение учит тому, что верных друзей нельзя купить, продать или поменять на кого-то другого.
«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» — писал Лев Толстой.

Об этом произведении писали филологи Е.Н. Янсарина и Н.В. Кожушкова в статье «Воспитание гуманизма в были Толстого «Лев и собачка»»:

В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 21. Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Анализ произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

2.Составление плана для пересказа.

Тезаурус

Быль – рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Тема – объект художественного отражения.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

Ключевые слова

Быль; тема; главная мысль; вопросный план; назывной план; сюжет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С.160 — 162.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 40.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о разных видах планов

Научимся определять тему и главную мысль рассказа

Сможем составить вопросный и назывной план к рассказу

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

В: Рассказ Льва Николаевича Толстого называется «Лев и собачка». В названии соединились дикий огромный лев и небольшое домашнее животное – собачка. Автор подчеркивает своё отношение к собачке – называет её ласково.

А: Володя, а ты обратил внимание на подзаголовок рассказа – быль. Что такое быль?

В: Я посмотрел в словаре. Это жанр литературного произведения. Быль – рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

А: Как ты думаешь, неужели то, что описывает Толстой могло происходить на самом деле?

В: Конечно могло. Тебе ведь не раз приходилось наблюдать, как ведут себя животные. Всё так и описано.

А: Меня поразило начало рассказа. Вот послушай. (Чтение первого абзаца) Как можно домашних любимцев отдавать на съедение диким зверям вместо денег? Я возмущена, мне жаль животных.

В: Мне тоже жаль, но ещё больше возмущает поступок человека, который «ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец». Он даже не задумался о своём поступке, обошёлся с собакой как с вещью.

А: Толстой очень правдиво описывает поведение собачки. Видно, что она была сильно напугана – «поджала хвост и прижалась в угол клетки». Я только не понимаю, почему лев не растерзал её, а только понюхал?

В: Наверное, он был сыт. А собачка своим поведением показала, что готова подчиняться ему, продемонстрировала дружелюбие и доверие: «легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». Видимо собачка была добрая, ласковая. Автор даже слова подбирает уменьшительно-ласкательные, видимо собачка ему нравится.

А: А потом льву понравилась собачка, они подружились: играли, спали, лев оставлял собачке часть своей пищи. Так поступают настоящие друзья. Даже когда нашёлся хозяин, лев не позволил отдать собачку, потому что привязался к ней. Хотя хозяин собачки, видимо, был богатым человеком.

В: Почему ты так решила?

А: В рассказе его называют «барин». В дореволюционной России так называли человека из привилегированных классов. Это мог быть помещик или важный чиновник.

А: Целый год продолжалась дружба могучего льва и маленькой собачки. Но случилось несчастье: собачка издохла, то есть умерла. Я поражена, что лев так переживал её смерть. «Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол». Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знал, как вернуть своего друга. «Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих».

В: Он ведь мог найти себе нового друга, но не захотел: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски».

А: Он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату своего друга, так же как человек переживает утрату близких людей.

В: Лев не позволял никому забрать собачку даже после её смерти. Он был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Здесь писатель показывает, что животные, так же как и люди способны проявлять сильные чувства, переживать. Мне кажется, он очень сочувствует льву.

А: Рассказ «Лев и собачка» Льва Николаевича Толстого небольшой, но учит важным вещам: преданности в дружбе. Дружбой, своими друзьями нужно дорожить.

Главная мысль произведения: в жизни важно оставаться верным другу.

Так и лев остался верен собачке: он полюбил ее, дружил с ней и умер после ее смерти.

В: А ещё, я думаю здесь видно авторское отношение к животным. Он призывает читателей быть гуманными по отношению к животным. «Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый».

В: Гуманизм – это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным.

А: Помнить, что даже у дикого и хищного зверя может быть привязанность, чувства и переживания, даже животные могут и умеют дружить и быть преданными.

2. В: На уроке мы будем пересказывать рассказ – быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Давай составим план, чтобы было легче пересказывать. Сначала нужно вспомнить сюжет рассказа.

А: В лондонском зверинце можно было посмотреть диких животных, заплатив деньгами или домашними питомцами. Один подобрал на улице собачонку и отдал её как плату.

В: Собачку кинули в клетку льву на съедение, но тот не тронул её. Животные подружились: они ели, спали вместе, играли, а когда нашёлся хозяин собачки, то лев не дал забрать её.

А: Через год собачка заболела и умерла, лев не находил себе места. Хозяин зверинцы попытался отвлечь льва, дав ему другую собачку, но лев разорвал её.

В: Пять дней лев пролежал, обняв лапами своего друга, а на шестой умер.

А: Я предлагаю каждому составить свой план, а потом сравнить, что получилось.

Анимация. Аня и Володя пишут в тетрадях, иногда поднимают головы, задумываются. (10-12 секунд)

В: Я закончил. Я составил вопросный план. Я смогу пересказывать, отвечая на вопросы этого плана.

А: А я составила назывной план. В нём я перечислила основные события. Он тоже поможет мне пересказать рассказ и ничего не упустить.

В: Я заметил, что твой план короче.

А: Твои два вопроса «Как лев вел себя, когда понял, что собачка умерла?» и

«Что лев сделал с новой собачкой?» я объединила в один пункт плана: «Лев не хочет смириться со смертью друга».

Здесь я расскажу и о том, как он вёл себя, и как поступил с новой собачкой.

В: Давай посмотрим, все ли слова нам понятны.

А: Я многое поняла по контексту. Подле – значит около, возле.

Зверинец – место, где показывали зверей в клетках, зоопарк.

Ощетинился – поднял шерсть дыбом, торчком.

В: Ну что же! Я думаю, завтра мы сможем хорошо пересказать рассказ, пользуясь планами, которые составили.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ

Текст вопроса: Как называется рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности?

1.Рассказ

2. Повесть

3. Сказка

4.Быль

Правильный ответ:

4.Быль

Разбор типового контрольного задания

Восстановите план рассказа.

Текст вопроса: Восстановите последовательность пунктов плана произвения Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»

1 вариант

Собачка на корм льву.

Собачка заболела и умерла.

Лев умирает от тоски

Лев не тронул собачку

Дружба льва и собачки.

2 вариант

Как лев вел себя, когда понял, что собачка умерла?

Как подружились лев и собачка?

Что случилось со львом на шестой день после смерти собачки?

Как собачка попала в клетку льва?

Что случилось с собачкой через год?

Ответ:

1 вариант

1. Собачка на корм льву.

2. Лев не тронул собачку.

3. Собачка заболела и умерла.

4. Лев умирает от тоски.

2 вариант

1. Как собачка попала в клетку льва?

2. Как подружились лев и собачка?

3. Что случилось с собачкой через год?

4. Как лев вел себя, когда понял, что собачка умерла?

5. Что случилось со львом на шестой день после смерти собачки?

Угдыжекова Ольга Константиновна                                                                                                    Урок литературного чтения  программа “Перспектива» 3 класс                                                                      Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.

Цель урока:  раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,

Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

I. Организационный момент

— Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.    II.Проверка домашнего задания                                                                                                  — Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

— Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

— Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

— Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем  сообщения  ребят нашего класса о жизни Толстого.

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было  написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация опорных знаний

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь  догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).                                                                                                                      — Это быль.

– Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)

— Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?

— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

— Посмотрите,  кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 — А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

-Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) 

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

— Кто догадался, как называется эта быль(Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».

1. Организация восприятия новой информации

-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,

слыша слово «собачка» ?

— У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

— Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?

2. Вступительное слово учителя.

История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»

3. Знакомство с рассказом в записи.

4. Проверка первичного восприятия.

— Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

Горечь

Тоска

Печаль

Грусть

Радость

Восхищение

Удивление

Разочарование

Гнев

Злость

— Что заставило вас волноваться?                                                                                                        Словарная работа. Групповая работа

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Обмен между группами и проверка задания со слайда.

5. Чтение со «стопом».

I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.

— Что она чувствовала в тот момент?

(На доске – слово «тревога»)

II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?

— А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.

— Из каких слов понятно, что это хищник?

— Какое чувство лев при этом проявил?

(На доске – слово «забота»)

III часть. — Как повела себя собачка? Перечитайте.

— Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)

IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.

-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?

-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?

— Какое чувство он испытывал?

(«тоска»)

V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?

-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

— Какое это чувство?

(«преданность»)

— На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?

— В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

А поведение льва — это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

— Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?

«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока                                                                                                                      1. Перепутанные логические цепи.

Групповая работа.

— Восстановите последовательность событий. (По карточкам)

2. Займи позицию.

— В названии рассказа выражена:                                                                                                                      а) главная мысль

б) тема рассказа

 VII. Обобщение.

— Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?

— Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.

— Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.

— Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?

— Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя — льва?

— А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

VIII. Рефлексия.

 Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.

Лев.

Сильный, верный.

Играл, тосковал, умер.

Лев был верным другом.

Преданность.

Собачка.

Маленькая, доверчивая.

Прижалась, доверилась, умерла.

Собачка положилась на льва.

Доверие.

IX. Итог урока.

(На доске – рисунок сердца).

Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».

Домашнее задание.

— Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?

— Хотели бы вы изменить конец рассказа?

1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;

2)  Нарисовать иллюстрацию.

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

О том, что в основе «Медного всадника» лежит, похоже, не пушкинская идея, я ужу писала. http://catherine-catty.livejournal.com/67630.html
А недавно в Рассказах майора М.М. Петрова была отловлена история, поразительно похожая на «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. Сравним?

ЛЕВ И СОБАЧКА
(Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя, хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

А теперь – текст Петрова. Действие происходит в только что взятом русскими войсками Париже в 1814 году.

«Еще далеко не дошед правой оконечности моста, упирающегося в булеварный проспект, услышали мы пред собою рев и рыкания зверей. Перейдя мост и площадь, мы вступили в Ботанический сад, которого парадные ворота и ограда чрез все протяжение набережной площади состоит из звеньев железной решетки с вызолоченными чрез огонь арабесками и вазами на гранитных тонированных столбах, части разделяющих.
В саду этом, у самых ворот, войдя с площади напротив, находится зверинец, занимающий большое двухэтажное каменное здание с двором и амбарами назади, прилежащее левым флангом к железной ограде. Оно расположено скобою, загнутыми концами к парадным воротам сада. В этом строении, в нижнем ярусе всей скобы, расположены аркадные альковы с вертикальными загородками с лица их веретенным железом, имеющие в длину 6 аршин, в ширину 3 аршина и вышину арки 2’/2 аршина. В своде каждой клетки устроены западни для — чистки этих звериных светлиц, а в противоположной решетке стены, к двору зверинца,— отпускные чугунные закутки, поднимающиеся в таких же пазах, для удаления зверей в задние каморки, подобные публичным, к корму, причем делается чистка дневников чрез спуск в них западнями. В верхнем ярусе строения живут: директор зверинца, эконом, приставы, ветеринарный доктор, аптекарь и пикеры.

Парижский ботанический сад. Гравюра по рисунку А.П.Монгана.

Когда подошли мы к клеткам зверей, то увидели одного из шести африканских львов, самца, шагающего взад и вперед в три ступени по его жилищу с теми рыканиями, какие встретили нас, не доходя Аустерлицкого моста. Мы спросили пристава: «Не от голоду ли этот зверь ревет?» И он ответил, что их кормят изобильно и всегда чуть свет, предваряя появление публики; а ревет он от страдания стесненной его быстрой природы, сродной иметь движения чрез круги мильные, а не шестишаговые, как здесь.

Сытые эти львы так благонравны и незлобливы, что пристав протягивал к ним руку, гладил их гривы и морды, причем они смотрели на него и на всех предстоявших порами смирными и даже приятными. С одним из них — самцом — жила тогда беленькая шавочка; в это время, когда мы были, она лежала у шеи льва под душкою, положа рыльце на приголовье к загривку. Пристав уверял нас — по опытам,— что время жизни того льва, жившего с собачкою, уже три года, зависит также и от жизни его друга — собачки, чему были многие опыты. Испытывая степень любви льва к его собачке, пробовали не давать, ему пищи около трех суток, и он, производя ужасные рыкания, не переставал любить товарища своего заточения, ластился и припадал к своему другу крошечному.»

Мне очень нравится стиль Петрова: «звериные светлицы», «рыльце», «закутки».

Льву в зверинце бросили на съедение собачку, но он не стал ее есть. Они очень подружились, лев давал ей часть своей еды, спали прижавшись друг к другу. Так они прожили больше года. Потом собачка заболела и умерла. Лев не вынес разлуки и тоже уме через шесть дней.

Лев и собачка читать

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Лев и собачка - Толстой Л.Н.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

❤️ 1.6к

🔥 1.0к

😁 962

😢 2.2к

👎 671

🥱 650

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • Лев и собачка русская народная сказка
  • Лев и собачка вопросы к рассказу
  • Лев и собака рассказ толстого читать
  • Лев и собака рассказ толстого слушать
  • Лев и собака рассказ толстого распечатать