Лев николаевич толстой впервые вошел сочинение

Сочинение ЕГЭ. Проблема влияния писателя на формирование личности

  • Категория: Сочинение ЕГЭ

Текст

(1)Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2)Не скажу, что детское чтение великой эпопеи ока­залось для меня весьма плодотворным, но неповторимые об­разы ее героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого не могли не пленить воображе­ние. (З)Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4)Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, спо­собностью постоянно влиять на формирование и совершен­ствование человеческих душ.

(5)И это прекрасно, когда общение с его духовной сокро­вищницей не заканчивается однажды, а продолжается в те­чение всей жизни. (б)Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравст­венного идеала продолжают привлекать к нему многие по­коления читателей. (7)Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бес­смертные строки:

(8) «Герой…, которого я люблю всеми силами души, кото­рого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10)На деле же нет больших забот у пишущего, чем его от­ношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчи­вой и текучей категорией, какой является правда. (И)Толстой же обладал удивительной, по-видимому врож­денной, способностью различать в запутанных и многослож­ных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12)Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще го­раздо больше точности… чем наука». (13)Несколько пара­доксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каж­дый сколько-нибудь серьезный писатель или думающий чи­татель.

(14)Мы должны задуматься и о том, откуда у этого бари­на, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «уса­дебный» образ жизни, откуда у него такое глубокое понима­ние народа, знание потаенной человеческой сущности? (15)Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врож­денном свойстве души — степени человеческой сопричастно­сти к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в ог­ромнейшей мере был наделен Лев Толстой. (16)Это нам те­перь видна ограниченность некоторых его духовных иска­ний, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. (17)Но большое видится на расстоянии, а для него был ва­жен главнейший из исповедуемых им жизненных принци­пов: (18)«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

(19)Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала са­мого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (20)Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (21)Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?

(В. Быков)

Сочинение

Писатели входят в нашу жизнь по-разному. Одних мы знаем с раннего детства, другие открываются в юности, к постижению идей третьих идем всю жизнь.

К таким художникам слова, постигаемым далеко не сра­зу, медленно, постепенно, в результате серьезных раздумий о мире и себе, относится, безусловно, Лев Николаевич Толстой.

В предлагаемом для анализа тексте русского и советского писателя В. Быкова поднимается проблема влияния лично­сти и творчества Л.Н. Толстого на формирование личности читателя. Нет сомнений в том, что этот вопрос, ставший ак­туальным еще при жизни великого писателя, не утратил своей значимости и в XXI веке. Вдумчивый, талантливый читатель, обращаясь к «Войне и миру», «Анне Карениной», «Воскресению», вслед за литературными героями совершает свои, субъективные нравственные открытия, которые стано­вятся основой мировоззрения.

Рассуждая о влиянии личности и творчества Л.Н. Тол­стого на человека, автор задается вопросом: «…откуда у это­го барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни… знание потаенной человеческой души?» Рассуждения В. Быкова чрезвычайно глубоки и точны. Он справедливо считает, что Л.Н. Толстой обладал «щедростью ума, живостью наблюдений, способностью по­стоянно влиять на формирование и совершенствование чело­веческих душ». Именно точность, яркость и глубина мыслей великого писателя, его искренность, глубокое проникнове­ние в тайну человеческой души, никогда не прекращаю­щийся поиск нравственного идеала заставляют вновь и вновь обращаться к его творчеству. Откуда такое глубинное знание жизни? Автор убежден: талант создателя «Войны и мира» «…во врожденном свойстве души — степени челове­ческой сопричастности к другим, способности к сопережи­ванию, к осознанию чужой боли как своей собственной».

В. Быков приходит к выводу: причина колоссального нравственного влияния личности и творчества Льва Нико­лаевича Толстого в его душевной неуспокоенности, в посто­янном поиске ответов на вечные вопросы жизни.

С мнением автора невозможно не согласиться: Л.Н. Тол­стой — уникальная личность в истории мировой культуры. Поражает глубина его духовных исканий, вечное стремле­ние к совершенству, человеческая сопричастность ко всему, что происходит на «прекрасной и грешной земле».

Можно привести огромное количество примеров того, как творчество Л.Н. Толстого влияет на читателей, как духовные откровения этого серьезного, глубокого мыслителя формиру­ют и совершенствуют человеческую душу. Обратимся к бес­смертному роману-эпопее «Война и мир». Все любимые герои автора: князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, на Марья — находятся в постоянном поиске смысла жизни, путей духовного совершенства. «Диалектикой души» назвал сам автор такую неуспокоенность, когда без осознанного нравственного идеала герой не может быть счастлив. Поэтому и князь Андрей, и Пьер, и Наташа страдают, ищут, находят и вновь теряют. Главное — они не живут самоуспокоенно, довольствуясь богатством и положением в великосветском обществе. Думаю, именно о таких людях, как его любимые герои, Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рвать­ся, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бо­роться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Несомненно, миллионы людей знают и правильно понимают это известнейшее изречение писателя. Безусловно, речь идет не столько о спокойствии, сколько о безразличии человека, о его душевной самоуспокоенности.

Еще одна цитата из «Войны и мира» является, на мой взгляд, девизом многих серьезных и талантливых людей. Пьер Безухов, герой, по мнению Л.Н. Толстого, пришедший в результате духовных поисков к пониманию счастья, гово­рит: «Главное — жить, главное — любить, главное — верить». Одна только эта фраза, ставшая результатом фило­софского осмысления жизни самим писателем, сформирова­ла, вероятно, немало красивых и сильных человеческих душ.

Таким образом, можно сделать вывод: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой — человек-мыслитель, человек-творец — обладал неиссякаемой глубиной ума, жи­востью наблюдений, исключительной искренностью, умени­ем проникать в тайну человеческой души, стремлением к нравственному идеалу. Душевная самоуспокоенность была ему чужда. Своей жизнью, творчеством, непрекращающими­ся духовными поисками Л.Н. Толстой дает «великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху».

Толстой вошел в мою жизнь, не представившись. Мы с ним уже активно общались, а я все еще не подозревал, с кем имею дело. Мне было лет одиннадцать-двенадцать, то есть через год-другой после войны, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря.

Сочинение

Марк Тулий Цицерон однажды сказал: «Ни одно искусство не замыкается в самом себе». С самого детства мы знакомимся с книгами: начиная от чтений на ночь и заканчивая огромной библиотекой дедушки с самыми разнообразными томиками. Мало кто помнит своего первого автора – знакомство с первой книгой обычно происходит без фамилий и имен: мы вгрызаемся в суть и окунаемся в новый, прежде невиданный мир, который принимает нас обходительно, как самого долгожданно гостя. Но за какими именами закреплены все эти томики и какое значение они имеют? О роли классической литературы рассуждает в своем тексте Д.К. Орлов.

Рассказчик погружает читателя в мир своего детства, в те времена, когда он впервые взял в руки книгу без обложки, без первых и последних страниц. Он обращает наше внимание на то, что автор этого произведения вошел в его жизнь, не представившись, однако надолго оставил в душе рассказчика неизгладимый след. На каждой странице, в каждой строчке этой книги была заложена правда – та правда, какую самому сложно выразить, но которая свербит и рвется наружу. Рассказчик делает акцент на том, что этот неизвестный автор будто бы вел с ним откровенный разговор, в котором раскрывал всю суть его, все мысли и чувства, книга эта будто бы была написана про него самого, про все то, что ему самому никогда не удавалось выразить вслух, но что давно хотелось сказать и понять хотя бы для себя самого. Позже он узнал, что это было произведение Л.Н. Толстого.

Основная мысль текста и посыл автора заключается в том, что классическая литература – это лучший друг человека с самого детства. Любое классическое произведение имеет «иллюзию узнавания» — оно написано для всех, для каждого из нас, и отвечает на все, даже на самые глубочайшие вопросы – главное суметь понять. Такие книги не нуждаются в пиаре, здесь автор не имеет главенствующую позицию – текст сам отстаивает свое величие, потому это и классика.

Безусловно, мне близка позиция автора. Я, как и все, взяв однажды в руки тяжелый томик из домашней библиотеки, нашла в нем всю себя и навсегда сохранила в своем сердце любовь к классической литературе. Я тоже считаю, что роль этих книг важна, как ничто иное, с их помощью формируется сам человек, его нравственная, духовная и культурная составляющая. Классические произведения одновременно для детей и для взрослых, они могут быть грустными и веселыми, глубокими и поверхностными – в зависимости от того, какой человек её читает.

Герой романа Д. Лондона «Мартин Иден» до того, как стал известным писателем, был простым рабочим, не имеющим никакого отношения к книгам. Влюбившись, он решил полностью изменить свою жизнь и заняться саморазвитием, однако первым его препятствием на этом пути стало огромное количество неизвестной литературы, выбрать из которой нужную, и, главное, понятную для восприятия неподготовленному человеку было невозможно. Научная литература первое время напрочь отбила у Мартина желание читать, потому как она требовала определенный фундамент знаний, которых на тот момент герой не имел. С головой погрузиться в мир литературы и остаться в нем навсегда Мартину Идену помогла нестареющая классика. Авторы, отвечающие на все его вопросы и популярно доносившие до него всякого рода истины, попутно знакомили его с новыми фамилиями, тем самым способствуя совершенствованию героя. Таким образом, классическая литература стала для Мартина лучшим другом и поспособствовала развитию его таланта, а также ответила на многие вопросы героя и помогла обрести смысл жизни.

Человек – это то, что он читает. Евгений Онегин, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», с самой юности производил впечатление начитанного молодого человека, и несмотря на то, что к учебе слишком сильного стремления он не имел, классику герой любил и периодически, во дни тягостных раздумий к ней обращался. Он знал «из Энеиды два стиха» — однако чаще предпочитал классическим произведениям, например, сухую экономику, что, возможно, и стало одной из предпосылок формирования его хандры. Сухой и апатичный взгляд на жизнь, непонятные стратегии – это то, из чего и состояла деятельность уже взрослого Евгения. И, возможно, если бы в его руки чаще попадала именно классика, если бы он не стеснялся самого себя и проникался мыслью автора, пытаясь ответить на вопросы, которые, как мне кажется, съедали его изнутри – быть может, тогда его судьба не была бы такой трагичной.

Чтение – это то, что может заменить нам и обычный досуг, и рассудительную беседу, в книгах можно найти ответ на любой вопрос и, главное, найти себя. Важно только, что бы читательский опыт основывался на твердом фундаменте классических произведений – и тогда не страшно никакое влияние извне.

Влияние писателя на формирование личности. По тексту В. Быкова Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад (ЕГЭ по русскому)

Наша жизнь немыслима без книг. С авторами мы знакомимся постепенно: одних знаем с детских лет, другие открываются в юношеском возрасте, постигать третьих порой приходится всю жизнь. Именно к таким мастерам слова, наталкивающим на серьезные раздумья о мире и о себе, относится Лев Николаевич Толстой.

Советский писатель В. Быков поднимает в своем тексте проблему влияния творчества Л. Н. Толстого на процесс формирования личности.

Вдумчивый читатель полностью погружается в описанные события в “Анне Карениной”, “Воскресении”, “Войне и мире” и вслед за героями произведений совершает собственные нравственные открытия, становящиеся базой мировоззрения.

Говоря о влиянии творчества и самой личности русского классика на читателя, Быков удивляется: “…откуда у этого барина… ведшего замкнутый, “усадебный” образ жизни… знание потаенной человеческой души?”. Автор текста отмечает, что Толстой был умен, наблюдателен и оказывал действенное влияние “на формирование и совершенствование человеческих душ”.

Быков видит причину колоссального влияния Л. Н. Толстого на читателя в его душевном неравнодушии, в непрестанном поиске ответов на извечные жизненные вопросы. С выводом автора нельзя не согласиться: Лев Толстой – действительно уникальная личность мировой культуры. Поражает глубина духовных исканий творца, неуемное стремление к совершенству и сопричастность со всеми происходящими вокруг событиями.

Можно назвать массу примеров положительного влияния творчества классика на людей. Герои бессмертного романа “Война и мир”: Наташа Ростова, князь Болконский, Пьер Безухов, княжна Марья – на протяжении всего повествования ищут смысл жизни, совершенствуются духовно. О таких людях, как любимые персонажи самого Толстого, он говорил, что ради честной жизни приходится ошибаться, начинать и бросать, но вечно бороться, поскольку “спокойствие – душевная подлость”.

Л. Н. Толстой многих читателей расшевелил, заставил задуматься о смысле бытия. Нельзя поддаваться безразличию и самоуспокаиваться, чтобы достичь желаемого – необходимо действовать неустанно.

Loading…

Влияние писателя на формирование личности. По тексту В. Быкова Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад (ЕГЭ по русскому)

Материалы мастер-класса

«Практикум по русскому языку
в 11 классе по теме:

«От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса:

  1. Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.
  2. Закрепление изученного материала через презентацию.
  3. Создание собственного сочинения.

Цель:

1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.

2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.

                                Ход мастер-класса:

 На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней (полной) школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, учитель в праве сам выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение десятилетия мы вместе с нашими учениками сдаём единый гос. экзамен.

ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Третью часть ЕГЭ образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к выполнению нелегкой задачи – написанию сочинения.

Ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить 4 момента: назвать хотя бы одну из проблем исходного текста, прокомментировать текст, определить авторскую позицию, сформулировать свое собственное отношение к проблеме, подтвердив его аргументами.

        Именно поэтому сегодня решила выбрать тему «От анализа текста к сочинению».

Для того, чтобы нам удобнее было работать я прошу вас разделиться на 3 группы.

На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним, какова структура написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, укрепим свои знания и умения в анализе текста.

 Итак, вашему вниманию предлагается текст Василя Быкова. Прочитайте его, пожалуйста:

(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности… чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие — душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

На основе текста давайте ответим на вопрос, в чем секрет уникальности Л.Н. Толстого?

  • он обладает неиссякаемой щедростью ума
  • способность постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ
  • огромный талант и художническое мужество
  • «Чтоб жить честно, надо рваться…»
  • вся жизнь Толстого — непрестанные поиски

Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые  (предложение 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предложение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.

ключи к заданиям

  1. Безусловно, это имя прилагательное, т.к. обозначает качество предмета.
  2. Нелишне, постоянно – отвечают на вопрос как, имеют признак признака.
  3. Самоуспокоенность, давайте подумаем, а что такое самоуспокоенность? Это качество предмета, т.е. это слово образовано от самоуспокоенный путём прибавления суффикса ость. Однако, если проследить словообразовательную цепочку, то данное слово предстаёт перед нами в следующем виде сам + успокоить + енн + ость, и мы увидим сложение основ.
  4. Утрата – от утратить, путём усечения суффикса И.
  5. Впервые – в+перв+ые (3 морфемы) – это наречие, поэтому у него нет окончания, многие ребята об этом забывают и делают ошибки в этом задании.
  6.  Несмотря на ряд поражений и утрат – обстоятельство уступки.
  7. Весьма плодотворным, обе части словосочетания не изменяется, значит это примыкание.
  8. «Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть…»,  «На деле же нет больших забот у пишущего…»
  9. 7 предложение, придаточные – изъяснительные.
  10. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности… чем наука».

Анализ текста

После небольшого совместного анализа текста, я предлагаю вам выполнить несколько заданий по группам:

Анализ текста по группам задание № 1 (5 минут)

1 гр. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?

В данном тексте используется рассуждение, в нём автор передаёт нам своё отношение к творчеству Л.Н. Толстого.

Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.

Проблема поиска цели в жизни, её смысла.

2 гр. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Стиль текста публицистический, так как В. Быков воздействует в нём на читателя и слушателя, рассуждает о величии Л.Н. Толстого рассказывает о том, к чему должен стремиться любой человек.

3 гр. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.

В этом тексте используются:

  1. ряды однородных членов (неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого (предл. 2), неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять (предл. 4), Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала (предл. 6));
  1. эпитеты, метафоры (добротворное чтение, духовная сокровищница; вещий смысл и др.);

3)  окказионализмы (искательство, художническое)

4) риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?).

Таблица для анализа текста  задания «С»

Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

 средства

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла

По мнению автора, Л.Н. Толстой является одним из самых ярких примеров для подражания

1)невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,

необходимо постоянно работать над собой;

2) Проблему целеустремлённости поднимает Вениамин Каверин в своём романе «Два капитана». Герой произведения, Александр Григорьев, стремится стать лётчиком, чтобы рассказать людям о капитане Татаринове и его погибшем экипаже

публицистический, т.к. В. Быков рассуждает о величии Л.Н. Толстого

рассуждение

однородные члены

предложения,

.

Задание № 2
Составление композиционных частей сочинения (6 минут)

1 гр. Написать начало сочинения.

2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.

3 гр. Написать заключение сочинения.

Композиция сочинения:

  • При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.
  • В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:
  • Общая характеристика темы и проблематики текста.
  • Комментарий к одной из проблем.
  • Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
  • Выражение собственной позиции, ее аргументация (2 – 3 аргумента).

Композиционная соразмерность:

  • Вступление (1/3 всего объема работы)
  • Основная часть
  • Заключение (1/3 всего объема работы)

Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.

  • собственно определение темы текста;
  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (… Так завершается статья … очерк … рассказ).

Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?

  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) …
  • По мнению автора,….
  • Публицист убежден в том, что…
  • Автор заставляет задуматься о…
  • Автор текста доказывает свою точку зрения…

Карточка-информатор для группы № 3
Завершение сочинения

  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;
  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;
  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Алгоритм выполнения задания «С»: 

1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную)    предложенного текста.  

2. Определить и сформулировать      позицию автора.

3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)

Домашнее задание:

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.

Момент рефлексии:

—   Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.

  • Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

—    Я многое не понял (не поняла)  и допустил (допустила) много  ошибок.

  • Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.

Ресурсы:

  • КИМы 2013;
  • http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 — Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
  • http://www.gramota.ru  — Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык«
  • http://www.edu.ru/moodle/

(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пленили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, «Севастопольские рассказы» наглядно свидетельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, являющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности… чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный принцип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие — душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые  (предложение 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предложение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.

Анализ текста по группам

Задание № 1.    

1 группа. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?

Задание №2.      

1 гр. Написать начало сочинения.

Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.

  • собственно определение темы текста;
  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (… Так завершается статья … очерк … рассказ).

Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

 средства

Анализ текста по группам

Задание № 1.  

2 группа. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Задание №2.    

2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.

Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?

  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) …
  • По мнению автора,….
  • Публицист убежден в том, что…
  • Автор заставляет задуматься о…
  • Автор текста доказывает свою точку зрения…

Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

 средства

Анализ текста по группам

Задание № 1.  

3 группа. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.

Задание № 2.    

3 гр. Написать заключение сочинения.

Карточка – информатор для группы № 3
Завершение сочинения

  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;
  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;
  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

 средства

  • Лев николаевич толстой азбука читать рассказ
  • Лев лиса и волк арабская сказка смысл
  • Лев куклин рассказы читать
  • Лев куклин зависть сочинение рассуждение
  • Лев кузьмин повести сказки