Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
- Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
- Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
- Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
- Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
- Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
- Работа с текстом.
- Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
- Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
- Чтение продолжения с.75
- Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
- Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
- Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.
Цель: обобщить понятие об устном народном творчестве в целях расширения литературного кругозора и обучение составления характеристики внутренних качеств героя, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста, опираясь на его название, формировать понятие «дружба» и «друг»; развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом; развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний; воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Беседа, работа с учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Ход урока
1. На доске запись пословиц:
Пословицы разделены на две части, ваша задача догадаться и соединить ее.
Крепкую дружбу и топором от того и наберешься
С кем поведешься не разрубишь
Старый друг лучше новых двух
2. Введение в тему произведения.
— Как вы думаете над чем сегодня мы будем работать?
— Сегодня мы продолжим тему «как проверяется дружба».
Учебник стр.71
3. Словарная работа.
Прежде чем начать работу со сказкой давайте вспомним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора. Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встречались незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный
– человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш
– лепёшка.
Аул
– горное селение.
Ватага
– толпа, шайка. (н-р ватага ребят)
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
на доске:
А-лис-кер, ре-чуш-ка, ра-зу-вать-ся, рас-ще-ли-на.
4. Работа по тексту (пересказ).
— Кто желает пересказать сказку?
— учащиеся дополняют друг друга.
5. Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
-А какими качествами должен обладать друг, товарищ?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-посмотрите ребята на стену. Что это? Это дом дружбы
— сейчас мы построим дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
(Кто быстрее найдет, тот и прочитает)
О каком качестве Али-аги говорит его поступок? /дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпеливый.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом –
щедрый
.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/
заботливый, добрый
2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/
верный, надёжный, честный
/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /
скромный/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
-но чего то здесь не хватает. Чего? (Осталось поставить крышу)
— Перед вами лежат пословицы. Выберите одну, которая подойдет к нашей сказке.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2-3 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую сторону.
:
1. Крепкую дружбу и водой не разольешь; 2.Сделал дело, гуляй смело; 3.Друзья познаются в беде; 4.С кем поведешься, от того и наберешься; 5.Старый друг лучше новых двух.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
6. Рефлексия урока
— ребята, а какими качествами обладает наш класс?
показ дерево дружбы нашего класса
-сейчас я вас прошу написать на лепесточках одно качество, которым обладает наш класс. И все лепестки на прикрепим к нашему дереву дружбы 2 «в» класса.
7. Итог урока
— Над какой сказкой мы сегодня работали на уроке?
— Чему она учит?
— Что же лежит в основе дружбы?
— понравился вам урок? С каким настроением вы сейчас пойдете на перемену?
Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Как проверяется дружба» и их характеристика
- Алискер. Молодой юноша, который искал себе товарища, друга и брата. Смелый, решительный, добрый, умный.
- Али-ага. Молодой юноша, который стал Алискеру названым братом. Добрый, честный, порядочный.
- Старуха-мать. Мудрая женщина.
План пересказа сказки «Как проверяется дружба»
- Наказ матери
- Встреча со стариком
- Али-ага
- Первая проверка
- Разломленная лепешка
- Переправа через реку
- Пещера с драгоценностями.
- Разбойники
- Алискер-привидение.
- Пропасть
- Чистая совесть
- Названый брат.
Кратчайшее содержание сказки «Как проверяется дружба» для читательского дневника в 6 предложений
- Жила старуха и был у нее сын Алискер.
- Отправила она Алискера на жизнь зарабатывать
- Встретил Алискер Али-агу, и проверил его дружбу
- Дождался его Али-ага, лепешку пополам разломил, через реку перенес.
- Провалился Алискер в пропасть, а Али-ага его вытащил.
- Стали юноши назваными братьями.
Главная мысль сказки «Как проверяется дружба»
Друг познается в беде и в дороге. Чистая совесть дороже золота.
Чему учит сказка «Как проверяется дружба»
Сказка эта учит слушаться советов родителей. Учит быть самостоятельными и смелыми. Учит помогать друзьям, делиться с ними тем, что имеешь, выручать в трудную минуту. Учит тому, что главное сокровище человека — его чистая совесть.
Отзыв на сказку «Как проверяется дружба»
Мне понравилась эта сказка, и особенно понравился в ней Али-ага. Это действительно честный и добрый молодой человек, который не знал, что его проверяют, но всегда поступал по совести. Он не польстился на драгоценности, ведь дружба для него важнее денег.
Пословицы к сказке «Как проверяется дружба»
Без беды друга не узнаешь.
За дружбу дружбой платят.
Друга на деньги не купишь.
Совесть потеряешь, другой не купишь.
Чистая совесть не тонет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как проверяется дружба»
В давние времена жила одна бедная старушка и был у нее сын Алискер. Вот подрос Алискер, отправляет его старушка-мать на заработки и дает в дорогу две лепешки, лаваша, из последней муки испеченные. И говорит, что если встретит в пути Алискер старого человека, пусть назовет его отцом, а если молодого — братом. Но дружбу проверить надо. И советует мать сыну, прежде всего попросить подождать попутчика, если дождется тот — будет хорошим товарищем в пути. Потом советует лепешку ему дать, если пополам разломит — будет добрым другом. А потом советует через реку перейти. Если перенесет попутчик — будет братом.
Все запомнил Алискер, пошел в путь. Встретился ему пожилой человек. Попросил его Алискер подождать, пока в соседний аул сбегает. А сам за камень спрятался. Видит, не стал ждать старик, один ушел.
Пошел Алискер дальше. Встретил юношу по имени Али-ага. Опять просит подождать и за камень прячется. Видит, ждет Али-ага, никуда не уходит. Обрадовался Алискер, решил, что доброго товарища встретил.
Пошли юноши дальше. Вот решили перекусить. Протягивает Алискер Али-аге лепешку, а тот ее пополам делит. Обрадовался Алискер — значит друга встретил.
Дошли юноши до реки. Алискер только разуваться, а Али-ага говорит, зачем двоим ноги мочить, давай я тебя перенесу. Понял, Алискер, что брата встретил.
Дошли юноши до глубокой пещеры, а в пещере драгоценности лежат. Тут к пещере разбойники приехали. Спрятались юноши, слушают. А разбойники еще драгоценностей привезли, делить начали. Как дошел дележ до меча красивого, с драгоценной рукояткой, переругались разбойники. Драться начали.
Тут Алискер с криками громкими выскакивает, а разбойники его за приведение принимают и бегут прочь. Алискер за ними бежит, но оступается и в пропасть падает.
Слышит, Али-ага ему кричит, что сейчас веревку бросит. Вытащил Али-ага Алискера, тот его благодарить начал. А Али-ага его останавливает. Не надо, говорит, меня благодарить, ведь мы вместе шли, вместе хлеб делили, как же можно не помочь. Мне бы совесть не позволила тебя бросить.
И стали друзья вместе жить и все у них было хорошо.
27.10.16 Литературное чтение урок №25
Тема: «Как проверяется дружба» (лезгинская
народная сказка).
Цель: содействовать формированию умений
выделять необходимые эпизоды из текста и пересказывать их, оценивать поступки
персонажей, обосновывая свою позицию; создать условия для развития умений
прогнозировать развитие сюжета.
Сценарий
урока.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний.
Проверка Д/З: пересказ мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе —
хорошо»
— Перед вами картинки с изображением
одежды, жилища, музыкальных инструментов одного из народов, проживающих на
территории России. Говорить мы сегодня будем о лезгинах. Тема урока лезгинская
народная сказка «Как проверяется дружба» .
III. Постановка учебной
задачи.
Зная тему урока, пользуясь опорными
словами, давайте поставим цели урока:
1) Познакомиться … (с историей и
традициями лезгинского народа.)
2) Прочитать … (лезгинскую народную сказку
«Как проверяется дружба»)
3) Учиться … (выразительно читать новое
произведение.)
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с историей традициями
лезгинского народа. (стр. 65)
2. Лексическая работа. Словарная разминка
на с. 71 учебника.
А) Работа со словарем.
Б) выяснение значения выражения «человек
почтенных лет».
— Как вы понимаете выражение «человек
почтенных лет»? (Почтенный — значит уважаемый.)
— За что можно уважать человека? (За ум,
мудрость, знания.)
— Чем дольше человек живет, чем он старше,
тем мудрее становится, больше понимает, знает и умеет.
— Кого же мы назовем «человек почтенных
лет»? (Человека мудрого, который жил долго, многое видел в жизни, много знает и
многое умеет.)
3. Чтение первой части сказки (с. 71 — 74)
4. Прогнозирование дальнейших событий.
Задание 4 с. 74.
5. Составление устного рассказа,
прогнозирующего дальнейшие события, по серии рисунков. Задание5 с. 74.
6. Продолжение чтения сказки детьми.
V. первичное закрепление.
— Почему сказка называется «Как
проверяется дружба»?
— Кто проверял дружбу? (Алискер.)
— Кто дал ему мудрый совет, как проверить
дружбу? (Его мать.)
— Как называются в тексте эти мудрые
советы? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Наказы.)
VI. Физминутка.
VII.самостоятельная работа.
РТ стр. 25 задание 1. Самопроверка.
VIII. Включение нового в
систему знаний.
РТ стр. 25 задание 2.
IX. Рефлексия.
— Какую задачу ставили перед собой на
уроке?
— Удалось ли решить поставленную задачу?
— Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем надо еще поработать?
Д/З: перечитать, подготовиться к чтению по
ролям.
10
Открытый урок
по литературному чтению
по теме
«Как проверяется дружба»
2 класс
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна
учитель начальных классов
НОУ «Нижневартовская православная
гимназия»
г.Нижневартовск
2010г
Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.
Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь
на его название и предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с
собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.
Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
Урок начат с молитвы.
-
Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
-
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
-
Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
-
Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
-
Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?
-
Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
Слайд подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
-
Работа с текстом.
-
Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
-
Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.
-
Чтение продолжения с.75
-
Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.
-
Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73
— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.
— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка
— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?
— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/
— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/
— Хотели ли вы иметь такого друга?
— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
Слайд
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.
— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
-
Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь
— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.
Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.
«Грибы», Окружающий мир 3 класс ч.1, с.53-56, Школа XXI века
Болтливая птичка. Тайская народная сказка
География 9 класс §30 «Пищевая и лёгкая промышленность», Домогацких
§42 «Поход Александра Македонского на Восток», История древнего мира 5 класс, Вигасин
Н. Некрасов «Несжатая полоса»
В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
В. Драгунский «Заколдованная буква»
«Правила поведения в школе», Окружающий мир 1 класс ч.1, с.13-15, Школа XXI века
«Леса умеренного пояса», §34 География 8 класс, Домогацких
В. Осеева «Потерянный день»
«Об искусстве», Окружающий мир 2 класс ч.1, с.36-37, Планета знаний
Н. Некрасов «Русские женщины. Княгиня Трубецкая»
«Кипарис». Из мифов Древней Греции
Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Глава IV «Старый колодезь» (В сокращении). «Тёма и Жучка»
И. Дмитриев «Рысь и крот»
Rainbow English 4-1, Unit 4 Step 4, Английский язык 4 класс ч.1, Афанасьева
К. Паустовский «Какие бывают дожди»
Окружающий мир 2 класс ч.1, тема урока «Красная книга», с.87-91, Школа России
География 9 класс, § 26 «Лесная промышленность», Домогацких
«Правила поведения на дорогах», Окружающий мир 1 класс ч.1, с.52-55, Школа XXI века
В. Жуковский «Невыразимое»
Владимир Владимирович Маяковский. Литература 9 класс
Дж. Родари «Волшебный барабан»
Армянская народная сказка Портной и царь
§29 «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу», История древнего мира 5 класс, Вигасин
В. Катаев «Сын полка» (Отрывок из повести). 1-3 главы
Из воспоминаний А.Я. Панаевой о Н.А. Некрасове
«Предложение», Русский язык 4 класс ч.1, Школа России
Окружающий мир 3 класс ч.1, тема урока ‘Разнообразие животных’, с.87-93, Школа России