Личное начало пишущего неярко выражено в сочинении

2 новых варианта итоговой контрольной работы по русскому языку 10 класс с ответами для подготовки к ЕГЭ 2022, официальная дата проведения итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ : 22.04.2022 (22 апреля 2022 год).

Скачать тренировочный вариант №1

Скачать тренировочный вариант №2

Скачать все ответы для вариантов

Решать онлайн вариант №1 по русскому языку 10 класс:

Решать онлайн вариант №2 по русскому языку 10 класс:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

Слово «смог» произошло от сочетания двух английских слов — smoke и fog (дым и туман). Термин появился примерно столетие назад для описания плотного, удушающего тумана в смеси с копотью, который стал привычным во многих городах. Медики установили, что смог оказывает вредное влияние на общее состояние жителей города.

Он может стать причиной возникновения многих заболеваний и <…> смерти человека. Составные элементы смога резко снижают умственные возможности человека, его способности к обучению и творческой деятельности, приводя к ускоренной гибели нервных клеток. Мелкие частицы смога накапливаются в альвеолах и бронхиолах лёгких, вызывая в них воспаление. Высокий уровень загрязнения воздуха увеличивает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, вплоть до инсульта и инфаркта.

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Текст соответствует основному требованию, предъявляемому к документам и другим деловым бумагам, — предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.
  • 2) Текст относится к научному стилю, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (о смоге) с помощью раскрытия системы понятий и характерных признаков.
  • 3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
  • 4) Текст относится к научному стилю. Наряду с общеупотребительной лексикой в нём используются термины (бронхиолы, альвеолы, лёгкие, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, инфаркт и др.).
  • 5) Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора статьи, который делится личными переживаниями.

Правильный ответ: 423

2)Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

Правильный ответ: даже

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕЛКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МЕЛКИЙ, -ая, -ое

Правильный ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • углубИть
  • плодоносИть
  • зАперта
  • добелА
  • оптОвый

Правильный ответ: заперта

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Толпа, опоясавшая раскат горы, была так далеко, что лиц нельзя было РАЗЛИЧИТЬ. Вместе с пани Гролинской мы прошли в комнату, обставленную ДОБРОТНОЙ старинной мебелью. ПОЧТЕННЫЙ ответ сына не успокоил Василия Ивановича. ЛИЧНОСТНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

Правильный ответ: почтительный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Первый день стартовавшей зимней Олимпиады не принёс никаких неожиданных сюрпризов.

Правильный ответ: неожиданных

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ОХРИПШИЙ
  • около СЕМИДЕСЯТИ лет
  • самое ЛЕГЧАЙШЕЕ задание
  • иду к НЕЙ
  • спелых АБРИКОСОВ

Правильный ответ: легкое

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) пожалеть, разговорчивый, базироваться
  • 2) одряхлеть, спасение, примерять (платье)
  • 3) разглядеть, смотровая (площадка), аномалия
  • 4) компьютер, вестибюль, каменистый
  • 5) укоротить (рукава), верховье, редколесье

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

  • 1) сверх..зобилие, с..змала, без..сходный
  • 2) пр..оритет, пр..вет, пр..творяться (больным)
  • 3) чере..чур, не..деланный, и..коренить
  • 4) кур..ёзный, об..ективный, от..явленный
  • 5) ни..вергнуть, чре..мерный, бе..жалостный

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) юрод..вый, игруш..чный
  • 2) усил..вается, буш..вала
  • 3) масл..це, допраш..вать
  • 4) затм..вать, гуаш..вый
  • 5) устойч..вый, веснушч..тый

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) выглян..т (звёзды), (родители) утеш..т
  • 2) мел..щий (муку), (овцы) бле..т
  • 3) (дворники) крас..т, помн..щий (детали)
  • 4) независ..мый, (больной) дыш..т (с трудом)
  • 5) тревож..щийся (понапрасну), (молнии) блещ..т

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Последовало продолжительное, глубокое, ничем (НЕ)НАРУШАЕМОЕ молчание. Остин узнал, что Мария (НЕ)ПЕРЕВОДЧИЦА, а преподавательница английского языка в институте. Надя взяла букварь и пошла на место, уже (НЕ)ТОПАЯ, а потихоньку. Барбос был (НЕ)ВЕЛИК ростом, но приземист и широкогруд. Вечером, когда солнце жгло (НЕ)ТАК сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Маленькая Жулька и (ВО)ВСЮ прыть своих тоненьких ножек понеслась (НА)ПЕРЕРЕЗ бешеной собаке. (ИЗ)ПОД корявого поваленного ствола саксаула (НА)ВСТРЕЧУ волчице с радостным визгом выскочило пять волчат. Волчок ТО(ЖЕ) послушно лез в воду за людьми, и плавал он (ПО)ЩЕНЯЧЬИ, хлюпая передними лапами. Мне приходилось читать, БУД(ТО) рыбы издают разные звуки в воде, КАК(БЫ) переговариваются друг с другом. Единственное, что требовалось от дежурного, это при малейшей тревоге будить жильцов, ЧТО(БЫ) опасность не захватила их (В)РАСПЛОХ.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. В горницы падал мягкий свет через окна со слюдя(1)ыми око(2)ицами, обитыми белым железом. Горницы были богато обставле(3)ы: краше(4)ые лазурью лавки, на полу ковры китайской работы, накрытый узорчатой скатертью стол.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ветер промчался над Ангарой и на гладкой поверхности её поднялись гребни буйных волн. 2) Солнце облило золотым светом и реку и горы и белые дали. 3) Чудесный весенний вечер уже сменялся ночными сумерками. 4) Собаки при встрече поджимали хвосты дыбили шерсть на загривках и перебегали на другую сторону улицы с каким-то не то виноватым не то обиженным видом. 5) Проворство спасает ящерицу не только от врагов но и от полуденного зноя.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ледокол (1) выкрашенный в голубую краску (2) разрезая острым носом волны (3) искусно сделанные (4) из материи (5) как бы плыл навстречу школьникам.

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В глубине острова непролазная чаща, бурелом такой, что без топора не пройти. Там растут ядовитый цветок ясенец и трава держи-дерево. И дикие звери (1) конечно (2) там тоже есть. Волки, пятнистые олени, косули, рыси… А медведи (3) говорят (4) даже на Зелёный холм забредают. Всё это мы знали (5) по рассказам Степанова, он один был в этих джунглях.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Лёлька так увлекается работой (1) что не замечает (2) как (3) отворяется калитка (4) и ктото входит в палисадник.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Робинзону вспомнилась жизнь (1) которую он вёл в своём царстве, на острове (2) где ему приходилось возделывать не больше хлеба (3) и разводить не больше коз (4) чем ему было нужно (5) и где деньги лежали в сундуках (6) пока не заржавели (7) так как в течение двадцати лет он даже ни разу не взглянул на них.

21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1 )Маньпупунёр – красивое и загадочное место Северного Урала, одно из чудес природы России. (2)Мань-Пупыг-Нер, Болвано-Из, мансийские болваны — это другие названия семи столбов выветривания, которые находятся на территории Печоро-Илычского заповедника в Республике Коми. (3) Одно из названий – Болвано-из – на языке коми обозначает «Гора идолов», поэтому в народе комплекс именуют болванами. (4) Много тысяч лет назад на месте каменных столбов были высокие горы — теперь здесь каменные изваяния с причудливыми очертаниями. (5) В зависимости от места осмотра они напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. (6) Дождь, снег, ветер, мороз и жара – всё способствовало разрушению в первую очередь слабых пород. (7) Твёрдые серицито- кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней. (8) В прошлом Маньпупунер – объект культа манси. (9) Представители этого коренного малочисленного северного народа обожествляли каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр считали величайшим грехом.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Чувство правды и справедливости даёт человеку ощущение ценности его жизни. 2) Работа, вокруг которой вращалась вся жизнь крестьян, угнетала и озлобляла их. 3) Рассказчик мечтает вернуться на родину, потому что она даёт человеку «запас прочности», возвращает утраченные силы. 4) Крестьянский уклад жизни, отношение русских крестьян к людям близки к представлениям о высоких нравственных идеалах. 5) Образ жизни русского крестьянства, своих предков рассказчику представить трудно, потому что в памяти стёрлись эти картины.

26)Текст В.М. Шукшина пронизан любовью к своей малой родине, Алтаю. Тропы: (А)_______ («сердце лизнёт до боли чувство» в предложении 3, «обрести утраченный напор в крови» в предложении 25) и (Б)_______ («горячее чувство» в предложении 3, «животворящая сила» в предложении 25, «образ её светлый» в предложении 29) — помогают писателю выразить это чувство, придают повествованию эмоциональность. Чтобы быть убедительным, автор вспоминает о деревенском укладе жизни своих предков, их ценностях, используя разнообразные синтаксические средства, среди которых (В)_______ (в предложениях 15, 18, 24) и (Г)_______ (в предложениях 12,17)» .

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. <…> это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он читает. (По И. Ильину)

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
  • 2) Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. В данном тексте парцелляция используется дважды: парцелляты — придаточная часть причины — указывают на причину: Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. / Ибо каждый из нас есть то, что он читает.
  • 3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  • 4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)
  • 5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).

Правильный ответ: 1234

2)Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.

Правильный ответ: но

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСКУССТВО, – а, ср.

Правильный ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • чЕрпать
  • прОживший
  • прожОрлива
  • сирОты
  • тОрты

Правильный ответ: приживший

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада. Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров. Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ. В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами. В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.

Правильный ответ: пополнил

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

Правильный ответ: месяц

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. устные выговора тысяча девятьсот пятьдесят пятым годом чистейший снег талантливых песен клади на парту.

Правильный ответ: выговоры

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) корзина, неиссякаемый, очертить
  • 4) выгореть, принимать, наклониться
  • 2) реалистично, управляющий, примириться
  • 5) блистать, росточек, скачок
  • 3) напрягаться, умиротворённый, водокачка

Правильный ответ: 45

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский
  • 4) меж..языковой, об..ём, под…езд
  • 2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть
  • 5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь
  • 3)пр…бывать (в городе), пр..лестная, пр..образовать

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1)неряшл..вый, больш..нство
  • 3) миндал..вый,насла..вать
  • 5) хитр..нький, настойч..вый
  • 2) сводч..тый (потолок), издавн..
  • 4) распечат..вать, пародир..вать

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) рокоч..щий шум, помощники держ..т
  • 4) полощ..щая бельё, слова много знач..т
  • 2) хохоч..щий клоун, (учителя) цен..т
  • 5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)
  • 3) каж..щийся успех, охотники ищ..т

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт. (Не)доброе слово больней огня жжёт. (Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду. Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование. Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню. В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе. (ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому. Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.

15)Укажите все цифры (-у), на месте которых(-ой) пишется НН. Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем. 2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы. 3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. 4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Старик (1) я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас — Зачем?… Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой (2) монах. Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». Конечно (3) ты хотел (4) старик (5) Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён, — Напрасно… (М.Ю. Лермонтов)

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Она глядела(1) как сизые кольца дыма от сигары Азазелло (2)уплывали в камин(3) и (4)как кот ловит их на конец шпаги.

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рисунок на скале имеет прикладной характер. 2) Красота окружающего мира нашла отражение в произведениях искусства. 3) В человеке с давних пор живёт потребность общения с людьми. 4) Вся красота природы нашла отражение в прясницах. 5) Рисунки, изображённые на прясницах, совпадают по рисунку или резьбе, потому что мастер соблюдает традиции.

26)Через размышления о красоте В.А.Солоухин приводи читателя к пониманию истинности, ценности искусства. С помощью тропа (А) ______ («оно раздвоилось» в предложении 1, «красота….аккумулировалась» в предложении 2, «искусство отвлеклось» в предложении 8, «потребность души» в предложении 12, «общение с небом» в предложении 17) писатель показывает путь и причины развития искусства. Используя стилистический приём (Б) ____ (предложения 3,4), автор показывает, как происходила отдача того, что аккумулировалось в душе человека. По мнению В.А.Солоухина, не только картины Рембрандта являются подлинными произведениями искусства, но и «ступа», расписанная мастером своего дела, и «рубель, которым катали бельё», «прясницы». Так, включая в своё рассуждение лексическое средство (В) ______, мастер слова переносит читателя в прошлое страны. А синтаксическое средство (Г) ______ (предложения 7, 16, 17, 19, 20, 25, 26) позволяют ему выразить оценку степени достоверности, указать на связь мыслей, последовательность изложения.

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку для 11 класса:

9.04.2022 Русский язык 11 класс новые тренировочные варианты ЕГЭ 2022 с ответами

Вариант №11 по русскому языку 11 класс решу ЕГЭ 2022 с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Все ответы писать со строчной (маленькой) буквы, цифры — в порядке возрастания (кроме заданий 8 и 26).

Список вопросов теста

Вопрос 1

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) снятА                   

  2) крАлась          

  3) кровоточАщий       

  4) закупОрила            

5) засЕлена

Вопрос 2

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Толпа, опоясавшая раскат горы, была так далеко, что лиц нельзя было РАЗЛИЧИТЬ.

Вместе с пани Гролинской мы прошли в комнату, обставленную ДОБРОТНОЙ старинной мебелью.

ПОЧТЕННЫЙ ответ сына не успокоил Василия Ивановича.

ЛИЧНОСТНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

Вопрос 3

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

Вопрос 4

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОХРИПШИЙ

около СЕМИДЕСЯТИ лет

самое ЛЕГЧАЙШЕЕ задание

иду к НЕЙ

спелых АБРИКОСОВ

Вопрос 5

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи подчёркивают творческое начало в научной работе.

3) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих значение слова «Москва».

4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

5) Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко.

6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

7) В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать.

8) Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников.

9) Многие из тех, кто читал произведения С. Д. Довлатова, восхищались тонким чувством юмора писателя.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
 

A Б В Г Д

Вопрос 6

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ак..демия, ок..ймлять, оп..лчение

2) реж..ссёрский, сувер..нитет, л..рический

3) обр..зность, либер..лизм, м..кнуть (хлеб в соль)

4) изж..га, бесш..вный, трущ..ба

5) экспер..мент, воскл..цание, выб..рай (тему)

Вопрос 7

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..общил, пр..льстил, пр..вратник

2) и..сяк, бе..престанно, во..ходящий

3) н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал

4) под..тожил, пред..нфарктный, из..мать

5) с..язвил, подош..ю, суб..ект

Вопрос 8

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) недоум..вающий, плеч..вой

2) удруч..нный, одеж..нка

3) веснушч..тый, прогул..чный

4) ирланд..кий, кавказ..кий

5) одиноч..ство, (по) старш..нству

Вопрос 9

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)

2) завис..шь, подстриж..нный

3) бор..шься, воспева..мый

4) проед..шься, необита..мый

5) верт..шься, обнаруж..нный

Вопрос 10

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В этом фрагменте слышится (НЕ)ОБЫКНОВЕННАЯ мелодия, а полный трагизма финал.

Месяца на небе (НЕ)БЫЛО, а звёзды ярко светились.

(НЕ)ОБЫЧАЙНО тихо было в горах и на безбрежных пляжах у моря.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать
по-дружески.

Некоторые слова в тексте были написаны (НЕ)ПО-РУССКИ.

Вопрос 11

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки были лестницы, высеченные в склонах священной горы.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (ИЗ)ЗА ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за несвоевременную оплату товара.

 Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.

Вопрос 12

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

Вопрос 13

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.

2)Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.

3)От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.

4)Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.

5)Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.

Вопрос 14

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Николай Иванович (1) будучи от природы крепким и здоровым человеком (2) в тот день ни с того ни с сего почувствовал себя плохо и (3) немедленно прервав совещание (4) и (5) вызвав автомобиль (6) уехал к себе домой.

Вопрос 15

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зайдёт (1) бывало (2) солнце, и ниспадёт на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел. Вокруг всё ощутимо темнеет, облитое (3) будто (4) тёплым сумраком, — ночь идёт.

Вопрос 16

19. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) нужно поставить запятые. 

Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.

Вопрос 17

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

Вопрос 18

21. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро —Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра),

берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря.

(6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.

Вопрос 19

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.

2) Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.

3) Петр лучше остальных понимал, в каком драматическом положении оказалась русская армия.

4) Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.

5) Многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного.

Вопрос 20

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 6 текста содержит элемент описания.

2) В предложениях 8–9 представлено повествование.

3) В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.

4) В предложениях 22–23 представлено рассуждение.

5) В предложении 26 представлено повествование.

Вопрос 21

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

24. Укажите предложение, в котором есть синонимы. Запишите его номер.

Вопрос 22

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

25. Среди предложений 10–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Вопрос 23

(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён — всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

(11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

(14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

(22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.

(По С. Покровскому*)

* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) — современный прозаик.

26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп — (А)_____ («чудо-богатыри только свистнут — и турки сразу же выбросят белый флаг» в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как (Б)_____ («страшный зной», «погребальную музыку») и (В)_____ (например, «будто призраки из преисподней» в предложении 6). Приём  — (Г)_____ («нельзя» в предложении 8) — подчёркивает сложность описанной ситуации».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) противопоставление

3) книжные слова

4) парцелляция

5) сравнение

6) эпитет

7) диалектизм

8) ирония

9) риторический вопрос

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
 

ВВОДНЫЕ СЛОВА

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.

1) 1, 2, 3, 4;                    2) 1, 2;                      3) 3, 4;            4) 2, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4;                 2) 1, 2;                     3) 3, 4;                        4) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

За дальним лесом стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

  1. 1, 2, 3, 4;                      2) 1, 2;                         3) 3, 4;                            4) 2, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы.

1) 1, 2, 3, 4;                           2) 1, 2;                               3) 1, 3, 4;                    4) 2, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

1) 1, 2, 3, 4;                           2) 1, 2, 3;                            3) 3, 4;                         4) 1, 4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождём (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой.

1) 1, 2, 3, 4;                         2) 1, 2;                              3) 3, 4;                         4) 2, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Окрестные горы (1) к моему сожалению (2) были совершенно лишены древесной растительности. Следующий месяц (3) может быть (4) дождливым.

  1. 1, 2, 3, 4;                     2) 1, 2;                          3) 3, 4;                        4) 2, 4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.

1) 1, 2, 3, 4;                     2) 1, 2;                                     3) 3, 4;                             4) 2, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Среди поэтов «серебряного века» А.Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

1) 1, 2, 3, 4;                                2) 1, 2;                             3) 3, 4;                       4) 1, 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 4;                         2) 2;                       3) 3, 4;                                         4) 1, 3

ВВОДНЫЕ СЛОВА

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

  1. 1, 2, 3, 4;                             2) 1, 2;                              3) 3, 4;                          4) 1, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

1) 1, 2, 3, 4;                        2) 1, 2, 3;                                  3) 3, 4;                    4) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

1) 1, 2, 3, 4;                              2) 1, 2;                              3) 3, 4;                4) 1, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1) 1, 2, 3, 4;                            2) 1, 2;                             3) 3, 4;                      4) 1, 3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Труд писателя – мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.

1) 1, 2;                         2) 1, 3;                       3) 3, 4;                                     4) 1, 2, 3, 4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1) 1, 2;                        2) 2, 3;                                 3) 3, 4;                      4) 1, 2, 3, 4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

  1. 1, 2;                  2) 1, 3;                            3) 3, 4;                              4) 1, 2, 3, 4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.

1) 1, 2;                 2) 1, 3;                           3) 1, 2, 3, 4;                              4) 3, 4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 5;                            2) 1, 2;                                     3) 3, 4, 5;                                  4) 1, 3

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Огромный пустырь простирался почти (1) напротив (2) дома. Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители дома не прогоняли их и (3) напротив (4) даже не без удовольствия наблюдали эту картину.

1) 1, 2, 3, 4;                     2) 1, 2;                                3) 3, 4;                                                  4) 4

  • Личное имя и традиции сочинение рассуждение отношение к проблеме
  • Личное деловое письмо автобиография резюме сочинение это
  • Лично я нет как пишется
  • Лично не знаком как пишется
  • Лично в руки как пишется