Личностью не рождаются личностью становятся сочинение по обществознанию

Аргументация на теоретическом уровне с примерами, иллюстрирующие теоретические положения.

Здесь нужно обратить внимание на корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов, а также на то, что примеры должны иллюстрировать

теоретические рассуждения.

Человек рождается индивидом, то есть представителем биологического вида с присущими ему природными чертами: внешним видом, инстинктами (врожденным поведением), внутренним строением организма. Каждый из нас на данном этапе является уникальным существом, потому что уже у ребенка проявляется индивидуальность. Мы отличаемся телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Но только что родившийся человек не может обладать необходимым набором умений и навыков, которые присущи личности.

Так, например, в 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное: предпочитал есть птиц и овощи сырыми; не умел разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер.

Этот пример показывает, что одичавший мальчик являлся представителем человеческого биологического вида (индивидом) и даже обладал некой индивидуальностью (много волос), но не имел опыта социального поведения и общения, потому что с раннего возраста рос в условиях крайней социальной изоляции. Таким образом, это мальчик не был личностью, так как в нем не воплотились социальные качества, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

По какой причине человек не может стать личностью сразу после рождения? Так распорядилась природа: процессы социализации продолжаются всю жизнь, но в определенный момент индивида уже можно назвать личностью. Это происходит тогда, когда человек уже усвоил необходимый минимум знаний об окружающем мире и об обществе и готов вступить в него как полноценный участник.

Получение необходимых знаний, умений, навыков, приобретение которых означает, что человек может с уверенностью назвать себя личностью, происходит благодаря агентам социализации, которых можно подразделить на первичных (например, семья, друзья) и вторичных (например, школа, армия, СМИ). Так, в семье мы приобретаем первые знания об окружающем мире, о правилах поведения. Именно мои родные и близкие научили меня говорить слова благодарности за помощь, которую мне оказывали другие люди.

Кроме того, личность можно определить по отношению человека к правилам, выработанным обществом. Так, немецкий философ Гегель определял личность как способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Это означает, что кроме социальных качеств, личность определяют по ее отношению к социальным нормам. Ученые считают, что человек, соблюдающий моральные правила является развитой личностью, нарушающий – неразвитой.

Родиона Раскольникова в произведении Ф.М.Достоевского, обладающего социальными качествами, можно назвать личностью. Но, при решении своих проблем он нарушает социальные нормы, что наносит вред обществу, значит, главный герой романа «Преступление и наказание» — неразвитая личность. И наоборот, Великий гражданин России Андрей Сахаров, несмотря на гонения со стороны власти, выступал за соблюдение прав человека в нашей стране в 1980-е годы.

Меня
затронуло представленное выражение Леонтьева своей краткостью и точностью.
Данное высказывание понимается мною так: полученного генетического набора
недостаточно, чтобы стать выдающимся человеком, повлиять на общество, для этого
необходима упорная работа над собой.

Автор
поднимает проблему становления индивидом личностью. По моему мнению, данная
проблема не теряет своей актуальности на протяжении всего существования
цивилизованного общества. Особенно она своевременна для нас, выпускников,
заканчивающих процесс первичной социализации, ведь для нас так важно понимание
сущности развития индивида.

Но кто же
такой индивид, а кто — личность? Кто кем становится? Индивид — отдельно взятый
представитель человеческого рода. Например, новорожденный ребенок. Личность —
более объемное понятие. Личность — это индивид, обладающий набором социально
значимых качеств. Примерами личности являются выдающиеся исторические личности,
такие как Исаак Ньютон и Юрий Гагарин. Из данного объяснения видно, что разница
между понятиями личность и индивид огромна.

Вернемся
к фразе Леонтьева. Я полностью согласна с автором цитаты, невозможно родиться
личностью. Так, например, великий композитор Людвиг ван Бетховен родился
обычным мальчиком, но стал личностью только тогда, когда создал огромное
творческое наследие, оставил его потомкам. Бетховен стал выдающейся личностью,
когда после перенесенной болезни стал терять слух, но, несмотря на это,
продолжал сочинять до конца жизни, даже оглохнув. Его произведения до сих пор
вдохновляются миллионы людей.

Другой
пример исключительной работы над собой можно увидеть на паралимпийских
соревнованиях. В них раз за разом наблюдаются такие качества личности как
упорство, терпение, целеустремленность. Каждый участник такого соревнования —
личность, показывающая простому зрителю пример огромной и несгибаемой силы духа.

Таким
образом, каждый человек может стать личностью, добиться успеха в любимом деле,
принести пользу обществу, если захочет. Для этого ему лишь нужна вера в себя и
упорство.



«Личностью не рождаются, личностью становятся» (Н. Леонтьев)

Автор в своём высказывании поднимает проблему формирования
личности. Он утверждает, что личность обладает совокупностью социально-значимых
черт, которые он может приобрести в процессе социализации.

Я полностью разделяю мнение психолога, ведь человек — это
биосоциальное существо. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и
только в таком единстве он существует. И если убрать хоть один из этих
аспектов, человек просто не сможет стать личностью.

Рассмотрим ситуацию на примере мальчика из Нигерии, которого
родители бросили в возрасте 6 месяцев. Психологи предполагают, что на момент
находки ему было 2 года. Мальчик, найденный в лесу, был физически и умственно
отсталым. Он принял паводки и черты поведения обезьян, принявших его в своё
племя. Он так и не смог привыкнуть к жизни в обществе и в возрасте 6 лет умер,
так и не научившись говорить. И так мы можем увидеть, что если из жизни
индивида исключить общественные отношения, то он не сможет полноценно
развиваться.

Также хочется отметить, что воспитание играет большую роль в
становлении личности. Из СМИ мы наблюдаем, что около 20-30% населения
злоупотребляют алкоголем и совершенно не заботятся о своих детях. Так и
произошло с двумя сёстрами 6 и 4 лет, они совершенно не были приучены к жизни в
обществе. Они не умели говорить, а благодарность выражали как собаки, пытаясь
лизать взрослым руки. Даже если человек и живёт в обществе, но не получает
должного внимания со стороны родителей, он так же не сможет стать личностью.

В заключении могу сказать, что личностью нельзя родиться, ей
можно стать только в процессе социализации.

Школа – прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением различных заданий, одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом). Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание, то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.

Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.

Проблематика и смысл

Прежде всего вчитаемся в тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Проблема данной тематики — вот что нам необходимо выявить.

«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».

Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.

Следующая наша задача — раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

ЛИЧНОСТЬ Личностью не рождаются личностью становятся Содержание

Процесс развития личности. Основные азы • формирования нашей личности. Чтобы по-настоящему познать себя и

Основные понятия

Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:

  • Индивидуальность.
  • Личность.
  • Индивид.

Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.

В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.

Вывод

индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают проблема

Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов – этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите высокий балл за свою работу.

Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид – любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.

С личностью же все иначе. Личность – это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.

Индивидуальность же – высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».

Пример (образец) эссе по обществознанию ЕГЭ 2020 на тему «Личность, индивидуальность и социум»,

оцененный экспертами на 6/6 баллов.
6/6 баллов
Автор хотел сказать, что независимо от своей социальной природы личность имеет индивидуальность и неповторимость, что отличает ее от других членов социума. Также личность отличается своим набором социально-значимых качеств, который делает ее особенной, а также своими индивидуальными потребностями.

Я согласна с мнением автора, потому что, на мой взгляд, он совершенно точно отразил в своем высказывании актуальную в современном мире проблему. Я бы хотела доказать это в своем рассуждении.

Для того чтобы получше разобраться в данной проблеме, стоит обратиться к теории. Как известно, личность – это совокупность социально-значимых качеств человека, которые сформировались на определенном этапе развития и которые характеризуют человека как члена общества в труде, познании и общении. Формирование личности происходит в обществе под влиянием определенных агентов и факторов, этот процесс называют социализацией. Данный процесс доказывает, что личность по своей природе социальна. Далее следует рассмотреть такое понятие, как индивидуальность. Индивидуальность – это набор качеств, которые отличают человека от других. Это могут быть как биологические, так и психологические особенности. Личность и индивидуальность находятся в тесной взаимосвязи, ведь индивидуальность – это элемент личности, который включает все ее особенности, отличающие конкретную личность от других.

Личность живет в обществе, она имеет свои потребности, контактирует с другими членами социума, но вопреки всему является индивидуальной и неповторимой. Это как раз то, о чем говорит автор высказывания.

Приведу пример из истории. Достаточно вспомнить великого ученого Ломоносова, который родился и вырос в деревне. В детстве он был очень любознательным, и ему не хватало сельской школы, чтобы удовлетворить эту потребность. Он решил добраться до Москвы пешком, чтобы поступить в университет. От сверстников его отличало желание узнать что-то новое. Ломоносов вырос в крестьянском обществе и мог бы стать таким же, как все, но благодаря своей индивидуальности он выбрал другой путь. Это то, о чем говорил автор в высказывании.

Приведу пример из литературы. Достаточно вспомнить произведение Дж. Оруэлла «1984». Главный герой романа живет в обществе, где все мысли, идеи и действия стандартизированы, а инакомыслие карается полицией мысли. Все жители страны уже давно привыкли к этом, но не главный герой. В силу индивидуальности своей личности он не хочет жить по таким правилам. Он хочет узнать, что происходит на самом деле, он хочет знать, кто такой «Старший брат» и почему он запугивает людей. Главный герой мог бы привыкнуть к этому режиму, как сделали все остальные, но индивидуальность не позволила ему сделать это. Это то, о чем говорил автор высказывания.

Таким образом, подводя итог, хочется согласиться с автором. Действительно, хоть личность и социальна, но она имеет свои индивидуальные потребности в общении, деятельности и т.д. Именно они влияют на поведение личности и только изредка на ее поведение влияют внешние эффекты.

Автор сочинения: Анастасия Рябых.

Аргументирование

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» — сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.

«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто – обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами – они лишь находятся на стадии развития. Другое дело – личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.

К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».

Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.

«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».

В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.

«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены моральные ценности и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».

Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.

«Личностью не родятся, личностью становятся» А.Н. Леонтьев

«Личностью не родятся, личностью становятся» А.Н. Леонтьев

Автор в своем высказывании затрагивает проблему формирования личности.

А.Н. Леонтьев ,на мой взгляд, хотел тем самым сказать, что личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.

Я полностью согласна с высказыванием автора, ведь все наши взгляды, убеждения формируются постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени, а не появляются сразу после рождения.

Сам термин «личность» означает внутреннюю особенность человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры). Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.

Примером подтверждающим истинность данного высказывания может служить роман писателя А.Н. Толстого «Война и мир». В нем главный герой — Пьер Безухов представлен как наивный добродушный молодой человек, однако на протяжении произведения его взгляды, ценности и ориентиры меняются.

Также можно вспомнить всем известные случаи нахождения так называемых детей-маугли, которые жили и воспитывались животными. Они не умели говорить, не имели развитого мышления и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.

ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»

выполнила:

воспитатель

Безрукова Галина Александровна

МАДОУ «Детский сад №211»

г. Саратов

«Индивидом рождаются, личностью ста¬новятся, индивидуальность — отстаивают»

Автором этого высказывания является современный российский психолог, политик и учёный – Асмолов Александр Григорьевич, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Для анализа данного высказывания необходимо обратиться к понятиям «индивид», «личность» и «индивидуальность». Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Функционально-структурные качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются, например, биологией человека, генетикой человека и т.д. — словом, комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека. При рождении каждый ребенок индивид. Он может иметь сходства с родителями, но природа наделяет его не только биологическими качествами, но и индивидуальными чертами и «вкладывает» в каждого задатки способностей, которые позже человек или развивает, или теряет. В процессе социализации индивид становится личностью. Социальные системные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Понятие «личность» многозначно, в курсе обществознания под ним понимается: — человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально – значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни; — особое качество человека, приобретаемое им в социо — культурной среде в совместной деятельности и общении; — результат процесса воспитания и самовоспитания. Далеко не каждого можно назвать личностью. Например, человеческий ребенок – лишь кандидат в личность. Он еще не отдает отчет своим действиям, у него не сформировалось собственное мировосприятие. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Она происходит: в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля. Иногда, в нашем современном обществе приходиться наблюдать и обратную, подчас трагическую картину процесса превращения личности в индивида, возникающего при выпадении личности из системы социальных связей. Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» весьма продуктивна в психологии. Если представить шкалу с противоположными точками «индивид» и «личность», то на одном ее конце окажется «личность без телесного индивида», по типу различных мифических личностей, а на другом — «индивид без личности», вроде детей, выращенных животными (феномен Маугли). Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека как индивида и личности, набор его уникальных свойств, и именно в уникальных особенностях, в своеобразии человека проявляется индивидуальность. За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни. Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры. В этом утверждении отражены наиболее социально значимые факторы развития человеческой личности. Асмолов А.Г., в этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать в плане обретения красоты живого человеческого организма. Главное – не отступить от человеческих принципов жизни, не сломаться, духовно и физически. Поэтому автор не случайно говорит об отстаивании своей индивидуальности, как о максимальном развитии и раскрытии человеческой сущности. Это нелегко сделать в обществе, которое мыслит стереотипно, но нужно верить в себя, понять, что человек имеет право быть непохожим, ни на кого. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Перейти к публикации статьи для педагогов с выдачей сертификата:

Памятка для родителей и воспитателей. Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! 2. Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа! 3. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости. 4. Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее! 5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя! 6. Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути. 7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты – чудо!

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста!!! 1. Оценивать поступок, а не личность! 2. Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно) . 3. Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо. 4. Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением. 5. Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения. 6. Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее! 7. Поощрения должны исполняться. 8. Можно использовать варианты «косвенного одобрения». 9. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы! 10. Поощрения не должны быть чрезмерны! 11. Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний! Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста!!!

1. Молчанием! 2. Лишением любви! 3. Физически! (вызывает страх, ответную агрессию) 4. Криком! (воспринимается ребенком как словесное битье) 5. Наказание должно быть значимо для ребенка! 6. Наказания должны выполняться, т. к. запугивание приводит к неверию ребенка в возможность наказания. 7. Наказание не должно быть отсроченным! 8. Наказывать должен тот, в чьем присутствии произошел случай. 9. За один раз – одно наказание. 10. За один и тот же проступок не наказывают дважды. 11. Нельзя наказывать деятельностью. 12. Наказание не должно затрагивать, унижать личность ребенка! 13. Наказание не должно совершаться в присутствии посторонних людей! 14. Наказание должно быть не нормой, а исключением!

Личностью не родятся, личностью..» А. Н. Леонтьев

Эссе по высказыванию:

Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев)

Что такое личность? Как происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Почему А. Н. Леонтьев считает, что личностью не родятся, личностью становятся? Попробую ответить на эти вопросы и определить, насколько прав российский психолог.

На мой взгляд, в данном высказывании заложена проблема личности как единства индивидуальности, духовности, социального статуса и коммуникативности. Известно, что человечество — это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид» – единичный представитель человеческого рода. Обратимся к понятию «человек». Итак, «человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, то есть тем, что создала природа; причем для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела). Являясь представителем человеческой общности, индивид является индивидуальностью, которая подчеркивает все проявления его неповторимости, многосторонности и гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей.

Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое. Рождаясь, ребенок имеет налицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами — двигательными, пищевыми и т. д. Это — индивид, живая особь, как и другие природные существа. Но индивид останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые, черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество – это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть субъектом отношений и сознательной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью и ему еще предстоит ею стать. Психолог прав, считая, что личностью не родятся. Так как же происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Итак, личность – это сложное понятие, характеризующее итог развития индивида, которое может быть раскрыто следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни, поэтому, на мой взгляд, когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией же называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Из курса обществознания мы знаем, что расширение и углубление социализации происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания, в результате чего, я думаю, и осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, освоение своей социальной принадлежности (социального статуса), социальной роли, самооценки и пр. Кроме того, для становления личности большое значение имеет самосознание и самореализация личности. Одним из важных признаков самосознания (определения человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой) является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Наконец, личность проявляет себя в процессе самореализации, то есть процессе наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющего максимально полно реализовать творческий потенциал (таланта, способностей, возможностей). Таким образом, обобщая, можно сделать вывод: чтобы стать личностью, необходимо сформировать в себе способность к самореализации, которая представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально реализовывает свою индивидуальность. Приведу в качестве примера, имена людей, которых по праву можно назвать выдающимися личностями своей эпохи: это великий русский ученый М. В. Ломоносов, который небывалым упорством, стремлением к знаниям и, бесспорно, редким талантом сумел реализовать себя в разных сферах научной деятельности; это и Л. Н. Толстой, создавший художественные произведения мирового уровня, всю свою сознательную жизнь занимавшийся самосовершенствованием; это писатель Максим Горький, который, испытав все «мерзости жизни», стал незаурядным художником слова, это многие и многие другие люди, которые, развив в себе индивидуальные качества, добились их реализации в творческой деятельности и стали полноценными личностями.

На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод о том, что психолог А. Н. Леонтьев абсолютно прав, считая, что личностью не родятся, а личностью становятся.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.

Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность, ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.

Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущности.

Каждый человек – от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врождённых качеств. Индивид – с одной стороны единичный, а с другой – типичный представитель вида Homo Sapiens.

Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причём как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я – это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.

Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.

Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою индивидуальность.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возрастном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Индивид

Образец мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Блок «Социальные отношения»

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы че­ловека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.

Современный российский психолог А. Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуаль­ность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сфор­мулировать так: каждый человек от рождения — индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характери­стику, как индивидуальность, ему приходится защищать и дока­зывать обществу. Я согласна с позицией А. Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.

Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных учёных-об­ществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких ха­рактеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определённую часть человеческой сущ­ности.

Каждый человек — от рождения индивид. Под индивидом по­нимается совокупность его генетически обусловленных, биологи­ческих и врождённых качеств. Индивид — с одной стороны еди­ничный, а с другой — типичный представитель вида Homo Sapiens.

Личностью становятся в процессе социализации (процессе осво­ения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимо­действий. То есть можно определить личность как совокупность со­циально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социаль­но зрелого человека.

Под индивидуальностью в психологии и обществознании по­нимается неповторимость качеств человека, причём как биоло­гических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретённых в процессе жизни, социальных (определённые умения и навыки, таланты). То есть индивидуальность — совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкрет­ные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного обще­ства, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле лич­ностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть для прими­тивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я — это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаи­вать свою индивидуальность.

Рассмотрим проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися фи­зическими качествами, бывший от рождения далеко не самым пре­красным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исто­рической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.

Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов — Людвига ван Бетховена. Родился он в обык­новенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстни­ков. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не по­давал надежд. Но всё же ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем у него была и своя яр­кая социальная и политическая позиция, так, например, он отка­зался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему удалось отстоять свою ин­дивидуальность.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстни­ки сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется лич­ность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит чёткое понимание того, что ему просто необходимо развиваться. Также в этом возраст­ном периоде проявляется несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.

Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопро­са и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем при­йти к выводу, что действительно, наделённый от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индиви­дуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаме­нимость.

Похожие страницы

Рекомендации по написанию эссе. Политология

План по теме «Демократия»

План по теме «Социальный контроль»

План по теме «Нации и межнациональные отношения»

План по теме «Особенности уголовного процесса»

Сочинение ЕГЭ по обществознанию на тему Несовершенства рынка

Предложения интернет-магазинов

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»(А.Г. Асмолов)
Действительно, нельзя не согласиться с известным социальным психологом современной России А.Г. Асмоловым. Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. В этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать.

Индивид – это отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Поэтому индивидом человек является с рождения. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях и ценностях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве и продолжается в течение жизни человека. Социализация начинается в семье, так как родители первыми начинают передавать свой опыт и знания путем обучения, приобщать к традициям и социальным нормам и правилам поведения, прививать культурные ценности. Далее человек проходит социализацию в учебных и образовательных учреждениях. Также на человека влияет и его окружение (друзья, трудовой коллектив, средства массовой информации и тд.). Таким образом, человек в процессе взросления получает свой жизненный опыт, который формирует его мировоззрение, культуру, ценности и принципы. Личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.

В процессе становления личности, человек развивает свои уникальные качества и способности, что делает его индивидуальностью. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается совокупность уникальных и неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Индивидуальность выделяет человека из сообщества других людей. В школьном возрасте дети уже начинают отстаивать свое право на индивидуальность через стиль общения, манеры поведения, одежду или через проявление творческих способностей или иных талантов.

Примером яркой личности и индивидуальности является итальянский ученый, философ и поэт Джордано Бруно. Он впервые создает систему, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового космизма, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов. За свои взгляды был осуждён католической церковью как еретик и приговорён к смертной казни через сожжение. Даже под страхом смерти Джордано Бруно не отрекся от своих принципов и взглядов, что характеризует его как состоявшуюся личность, образец бесстрашного служения научной истине. Он был ярким представителем эпохи Возрождения, которая, по выражению Ф. Энгельса, «породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Известный русский профессор Илья Николаевич Шевелёв утверждал: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Я полностью
согласна с этим утверждением. Моральные принципы — это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.

Я считаю, что семья является главным посредником социализации личности. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. С раннего детства у ребенка формируются взгляды, манеры, ценности, привычки, культура поведения и общения с людьми. В семье ребенок узнает морали, права и обязанности, получает представление об обществе и отношениях между людьми. Таким образом основы характера закладываются с ранних лет и дальнейшее его развитие зависит от социальной среды и главным образом от воспитания. В семье формируются основы характера человека, его отношение к моральным, культурным и идейным ценностям. Родители учат детей и указывают на то, что хорошо, а что плохо. Например, помогать пожилым людям и разговаривать вежливо — это хорошо, а воровать и ругаться матом — плохо. На самом деле у каждого человека существует своя система моральных принципов и каждый человек все воспринимает по-разному. Характер же каждого человека меняется с возрастом, т.к. на протяжении всей жизни мы попадаем в различные ситуации, где нужно уметь постоять за себя, действовать разумно, уметь договориться с людьми, принять правильное решение. Именно так и формируется характер каждого человека.

Приведу следующий пример. Я посмотрела фильм Динары Асановой «Пацаны». Фильм повествует нам о жизни детей из неблагополучных семей, которые пьют, курят и воруют, которые не воспитаны и никем не любимы. Родители этих детишек ничего не вкладывали в них, не воспитывали. Эти дети не знают как вести себя в той или иной ситуации, не знают как правильно постоять за себя. Я думаю, что они боятся окружающего мира, внешних влияний и людей, потому что они чувствуют себя никому не нужными, не знают куда податься, к кому обратиться и поэтому в любой ситуации показывают ненависть и агрессию. Они пьют, курят и воруют — поддаются влиянию всего негативного. Этих детей изначально ничему не учили, им ничего не прививали, они не знают никаких моральных ценностей и принципов и поэтому имеют такой сложный характер. В их жизни находится такой человек, которому они нужны, который готов любого вытащить из «болота», тот, кто готов понести ответственность за все их поступки. Этот человек Павел Васильевич Антонов , начальник летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков. На мой взгляд этот мужчина прекрасно понимает, что эти дети никому не нужны и он принимает их всех как своих. Пытается научить их чему-то новому, отвлечь от плохого, пытается дать им заботу, научиться не бояться ничего вокруг, сделать из них людей, а не каких-то отморозков. Он не хочет, чтобы жизнь любого из них была испорчена. Он считает, что все равны между собой, как дети, так и взрослые и сам общается с ними на равных. Павел Васильевич пытается помочь им раскрыться, исправить сложный характер многих мальчишек, но сложно исправить характер, который уже сформирован.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные ценности прививаются каждому человеку с детства, а характер преобразуется с возрастом.
Как сказал Илья Николаевич Шевелев: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Автор обращается к актуальной теме-теме нравственного воспитания. Я согласна с авторской позицией
данного вопроса и приведу аргументы, опираясь на фильм Д.Асановой «Пацаны». Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Именно в период детства родители пытаются привить жизненно-необходимые навыки, научить что такое хорошо, а что такое плохо, заложив правильную основу воспитания. На ребенка влияют социальные условия, атмосфера в семье, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Аккуратность, милосердие, хорошие манеры, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность. Любой родитель хочет заложить именно эту основу в ребёнке с самого детства. Воспитание подростков, скорее всего, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Но, к сожалению, их некоторая доля считает, что своим развитием и воспитанием ребёнок должен заниматься самостоятельно. Такой пример можно увидеть в фильме. Мальчики, оставленные без внимания взрослых, начинают воровать, драться, неуважительно относиться к старшим, становятся беспризорниками. В период же подросткового возраста встаёт ряд особенностей. К примеру, чувство взрослости, стремление к независимости, самовыражению, самостоятельности, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых. Они заставляют подростков противостоять окружающему миру. В период взросления у подростка формируется своя точка зрения, свои идеалы, идеи. Огромное влияние теперь исходит больше от сверстников. Из фильма можно привести пример, когда ребята, узнав о том, что одного из их компании забрали в милицию, несколько человек начинают бунт, остальные подхватывают его. В этой ситуации поведение подростков является коллективно-групповым. Они поддерживают друг друга в данной ситуации и пытаются подражать зачинщикам. При взрослении человеком формируется характер. Человек уже имеет определённый опыт, который он получил в течение жизни. Именно некие ситуации помогают переменить точку зрения в лучшую, а может и в худшую сторону. От этого и меняется и характер. Теперь человек сам формирует своё мировоззрение, сам решает проблемы, сам делает переоценку ценностей. В конце фильма после просмотра телепередачи, в которой говорилось о бывшем уголовнике, ребята задумались над тем, чем они занимались. Я надеюсь, многие сделали для себя выбор в лучшую сторону, которая находится в добром мире, без лжи, грабежа и прочих проступков.

Таким образом, характер человека формируется с самого детства. С возрастом он сознательно является творцом своего характера. Он анализирует свое поведение, свои мысли и чувства.
«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом», — так писал профессор и автор книг с афоризмами И. Шемелёв, пытаясь донести до нас с
вами, что люди ещё будучи маленькими детьми учатся у родителей и близких людей моральным нормам и устоям. Вместе с тем, автор данных слов говорил читателям, что характер зависит от восприятия окружающего мира самим человеком, он складывается с возрастом и формирует личность человека.

Чтобы проанализировать данную нам цитату, нужно прежде всего понять, что есть моральные принципы, а что – характер. В качестве моральных принципов выступают нормы общения и поведения в обществе. Для наглядного примера мы можем обратиться к фильму «Пацаны» известного советского кинорежиссёра Динары Асановой. Данная картина начинается со знакомства зрителей с парнями через ответы на вопросы. Но, исходя из того, с каким трудом они пытались объяснить, кто такой «добрый человек», мы понимаем, что эти люди не знают ни добра, ни отзывчивости. Далее нас знакомят с мальчиком пятнадцати лет, который совершенно не знает моральных принципов. Он дерзок и груб по отношению к судьям, в чьих руках находится его ближайшее будущее именно потому, что не знает других способов общения и поведения в обществе.

Однако благодаря таким людям, как Павел Васильевич, мы можем наблюдать интересную картину перевоплощения парней из невеж в добродушных и внимательных юношей. Антонов поставил себе такие цели, как раскрытие внутреннего мира, пробуждение совести и искренних чувств, а самое главное – формирование доброго и сильного характера своих подопечных. И у него получилось вселить надежду в их сердца на лучшее будущее.

Таким образом, можно с твердостью сказать, что в независимости от заложенных моральных принципов в детстве характер человека меняется на протяжении всей жизни, в следствие чего порой перерождаются и сами нравственные устои.
«Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом» (И.Шевелев
) Известный ученый Илья Николаевич Шевелев поднимает проблему, идущую в ногу с человеком с самых давних времен, не потерявшую свою важность и в наши дни, — проблему становления личности. Нельзя не согласится с отведенными автором афоризма детству и более сознательному возрасту значениями. Шевелев, на мой взгляд, абсолютно верно заметил, что основы поведения в обществе впитываются «с молоком матери». Именно в детстве родители объясняют ребенку, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести и как нельзя, это и есть фундаментальные понятия о чести, этикете, морали и других жизненных устоев. Если в детстве ребенок остается без опеки родителей, предоставленным самому себе, то в его воспитании возникает существенный пробел: общество может остаться для него чуждым и непонятым, а сам он оторванным от него, не знакомым с общественными нормами. На начальном этапе социализации закладываются уникальные черты будущей личности, его характер. Но это еще далеко не все. Характер неопытного человека являет собой нечто неустойчивое, изменчивое. И как далее замечает И.Н. Шевелев именно с возрастом к человеку приходит его собственные, независимые принципы. Так почему же характер формируется с возрастом? Все от то, что находясь под покровительством родителей, мы ограничены в собственных действиях и ответственности. Но повзрослев, мы начинаем делать самостоятельные шаги, основанные на своем интуиции. Вначале мы напоминаем путника в кромешной тьме: наши шаги не уверенны, а порою и не верны. Но постепенно человек накапливает огромный жизненный опыт, у него складываются стойкие принципы и нормы. Пройдя путь проб и ошибок, мы становимся независимой личностью с закаленным характером. Ярким примером, способным образно показать извилистый путь социализации, может служить кинокартина Динары Асановой — «Пацаны». Нам показывается жизнь мальчишек, трудных подростков, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной и физической гибели их спас «добрый человек». У них нет «отцов» или они от них отвернулись, нет таких людей, которых можно уважать, на которых можно равняться, и поэтому становится неудивительно, когда вырастает такое поколение ребят; ребят, которые просто не знают, как нужно правильно жить, не знают принципов, кроме «человек человеку волк», их другому не научили, ребят, которым приходится ненавидеть и скалиться на окружающий мир, который их просто не понимает и не принимает. А почему? Наверное, от того, что у них не было взрослого человека, которого можно назвать на «ты». Этим человеком для «пацанов» становится Павел Антонов, воспитатель лагеря. Ему удается невозможное: он пробуждает в подростках человеческое начало, а не волчье, находит в душе каждого подростка уголок, где царит тепло и огонек надежды, который ещё не успело потушить окружающее равнодушное общество. Из ребят далеких от нравственности Антонов делает настоящих мужчин, знающих понятие чести. И все это, не показывая зубы, а любовью, вниманием, человеческим отношением, которого так не хватало каждому из подростков. В конце фильма перед нами уже не те «пацаны», которые в начале кинокартины не могли сказать, что такое доброта, не просто безликая толпа, а индивидуальности с чувством ответственности и перед собой, и перед другими. Они никогда не встанут на скользкий путь, и не потому что они боятся закона, а потому что им будет стыдно перед собой за совершенный проступок. Павел Антонов одновременно и заложил моральные принципы, и сформировал их характер. Исходя из этого примера, мы понимаем насколько важную роль в жизни человека играет его воспитание, осознаем из чего оно состоит. Только там, где заложены основы морали, может созреть и развиться характер.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают»
Ежесекундно в мире рождается несколько детей, чей жизненный путь еще даже не начинался. Все мы появились на свет похожими как две капли воды, две ручки, две ножки, и на вид нет ничего уникального в малышах. Совершенно непонятно, кто из них станет известным композитором, а кто выдающимся инженером. Смысл младенческого возраста ограничивается физиологическими потребностями. Мы растем, но только физически, закладываем здоровую базу, которая в будущем сыграет положительную роль в становлении личности («в здоровом теле – здоровый дух»). Научившись говорить, читать, писать, мы подходим к тому периоду, когда малейшие привычки, черты характера, родительское воспитание формируют нас таким, каким мы останемся на всю жизнь. Ребенок подобен чистому листу, на котором хороший художник может изобразить изумительной красоты произведение. Этим творцом могут быть семья, друзья, школа, трудности, встречающиеся на пути, которые как никакое другое событие изображают жизнь с той стороны, которую несамостоятельный ребенок не привык видеть. Набираться опыту, впитывать в себя благодетели, духовно взрослеть — вот, что значит становиться личностью. Но как известно, мир не всегда прогибается под нас, а зачастую ломает, коверкает жизни людей, не сумевших дать отпор. Многие не могут отстоять свою индивидуальность, свое видение мира и понятие о справедливости, становятся приспособленцами, слугами чужих прихотей. Про таких людей говорят, человек без стержня, еще и подхалим. И разве после этого можно назвать его личностью? Едва ли… Индивидуальность требует борьбы: либо ты систему, либо она тебя. История знает много примеров, когда наперекор судьбе люди говорили «нет» тому, что противоречило его принципам. Александр Солженицын писал: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность… Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Писатель и правозащитник, он выбрал путь наибольшего сопротивления, осознанно идя на столкновение с полицейской системой. И именно такие люди, которые умалчивают пороки человеческие, пусть и большими жертвами, но могут отстоять свою индивидуальность, в этом им помогает вера в свою правоту. Другим, уже художественным примером, может послужить выдающаяся киноработа режиссера Александра Прошкина – «Холодное лето пятьдесят третьего».

Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Лузга – герой Великой Отечественной войны, капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили и Копалыч — бывший инженер, оклеветанный и сосланный за Урал. Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики», они способны действовать, так как являются личностями, несмотря на всепоглощающую тоталитарную власть они остались Людьми. Они демонстрируют героизм, стойкость и мужество. Но что самое главное, они раскрываются как люди с собственной судьбой, хоть и поломанной, собственной жизнью, которая также неразрывно связана с жизнью и событиями целой большой страны. Они забывают обиду для того, чтобы отдать все за свою Родину.

Возможно, отстаивание индивидуальность, человеческого достоинства и есть первейшая цель нашей жизни.
Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом.
Фильм режиссёра Динары Асановой «Пацаны» затрагивает вечную глобальную проблему — взаимоотношения между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывают жизнь мальчиков, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизни.

Фильм начинается со сцены, в которой мальчишки отвечают на такой простой вопрос «что такое доброта», они не могут объяснить что это, ведь в своей жизни они не ощутили ни капли ласки и заботы, а только грубую силу и ругательства. Возможно, доброта для них — это лишь минимальная степень заботы и внимание со стороны окружающих. Это могут быть конфеты, подаренные на день рождение, отсрочка от тюремного заключение или весточка от родных.

За просмотром данного фильма можно задуматься о том, когда маленький ребенок начинает осознавать что такое мораль и моральные принципы.

С детства наши родители учили нас быть добрыми и искренними по отношению к другим людям. А этих мальчишек никто не мог научить, люди закрывались от них, не давая им возможности даже узнать о том, что такое доброта. А ведь чтобы в будущем быть воспитанным человеком, необходимо с детства знать, что такое мораль и следовать ей. Мораль — это гуманность к другим людям, к сверстникам, то есть человеколюбие. Если человек имеет такую черту нравственности, то он легко найдет общий язык с другими. Именно Павел Васильевич пробуждает в трудных подростках, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность. И пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, и они подчиняются Паше и никому другому. А при вопросе «Кем ты хочешь стать?» следует ответ «Как Паша…». В сердце каждого из них, как показал фильм, царит тепло, нужно только вытолкнуть его наружу и перед нами предстанет прекрасный воспитанный ребенок, которого никто не посмеет назвать испорченным.

Герой картины Валерий Приёмыхов говорит в одной из сцен о том, как двадцатилетним парням становилось стыдно перед самим собой. Это значит, что с возрастов формируется ещё одна важная черта человека как характер.

Он формируется не с пустого места, а под влиянием той среды, в которую попал человек. Это может быть школа, сверстники во дворе, а для таких мальчишек главное влияние на их характер сыграл лагерь для трудных подростком и так же никем незаменимый Паша. Он смог вытащить наружу все лучшие качества мальчишек, не дав им загубить свою жизнь. В ответ на его помощь они становятся взрослыми мужчинами со своим взглядом на жизнь, а значит и своим характером. Вся система воспитательных мероприятий должна основываться на том, чтобы ребёнок впоследствии мог применить освоенные им принципы поведения, смог бы претворять свои мысли и взгляды в поступки, смог бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил ребенок, не требовали от него проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер создаётся в борьбе с трудностями, путем их преодоления.

После простора данного фильма ты наполняешься чувством гордости за таких людей как Паша, которые, не смотря на трудности, могут помочь подросткам подсказать правильный жизненный путь и подарить им основы морали и создать сильный характер, присущих каждому взрослому человеку.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» А.Г. Асмолов
Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив свои поступки. К сожалению, сталкиваться лицом к лицу с нестерпимыми трудностями настоящего времени и преодолевать сильные удары судьбы способны не все, но чистое старание — это тоже начало. Попытка «проявить себя лучше» цениться немыслимо дорого, поэтому необходимо правильно располагать нравственными качествами, являющимися отправной точкой в долгом и сложном пути. Думаю, одна из главных проблем современности в том, что лишь единицы желают быть не просто людьми, а личностями. Многие носятся как сумасшедшие, стараются найти себя, свои блестящие особенности и тёмные недостатки. Они действительно верят, что знают, кем являются. Но кто они такие? Обычные люди, индивидуальности которых теряются глубоко в душе, а разумы затмеваются непробиваемой пеленой лживости и нестерпимого эгоцентризма.

Существует воля судьбы, которая всегда права, даже если всему миру кажется, что она поступает по-настоящему несправедливо. Там, где приказывает этот высший образец, несчастные должны подчиняться. Там, где он проявляет своё лицемерное сострадание, несчастные должны радоваться. Но каждый пишет историю жизни самостоятельно. И она способна превратиться в идеал; возможно, невыносимо скучный, унылый, спокойный, но идеал. Главное, чтобы эта история была поистине честной и не терзала чувства невинных, добрых и смелых личностей.

Я считаю, что внутри каждого человека клокочет врожденная способность к великим делам. Любой способен отстаивать добро и совершать самоотверженные поступки, подобно благородному созданию, либо губить судьбы безобидных людей, подобно безжалостному убийце. Подобная параллель аккуратно проводиться в великолепном кинофильме Александра Прошкина — «Холодное лето пятьдесят третьего…». В небольшом хронометраже картины режиссёру удалось невероятно точно передать трагедию целой страны без тех жестоких арестов, массовых расстрелов, лагерей. Данная работа заставляет трепетать от волнения и сопереживать безжалостным действиям, что разворачиваются на экране. История держит в строгом напряжении многих людей и вызывает сильнейшие эмоции. Однажды в спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых человечность уже ничего не значит. Они, почувствовав свободу, начинают вести себя как хотят. И на защиту бедных людей встают двое ссыльных, которые якобы совершили преступления против простого народа. Зачем они это сделали? Из-за безвыходного положения смерти? Может быть, но в основном потому, что несправедливость жизни не сломила и не отстранила от них понятие чести. Я считаю, что этот фильм повествует о настоящих людях, которые, несмотря на все горькие невзгоды сохранили достойные качества — отвагу, решительность, гордость, жалость, мужественность, гуманность, бесстрашие и сострадание.

В этой киноленте помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей есть невероятная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта. Тревога волнует своей угнетённостью, но героические поступки главных героев вызывают истинную гордость. И думается, что не только «воспитание» создаёт личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор всему — впитывая честность и чистоту. Её истинная индивидуальность раскрывается постепенно, а после начинает сверкать различными красками, которые являются неким спасением. Поэтому мне кажется, что никогда нельзя судить о книге по обложке, но можно по первым главам. И точно, по последней.

Каталог:

ld -> Передовая статья Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье ld -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка ld -> Составители: канд психол наук, доц. Габдреева Г. Ш ld -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке ld -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников ld -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент ld -> 1 Семья как фактор формирования агрессивного поведения ребенка… ld -> Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву ld -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»
Поделитесь с Вашими друзьями:

Людьми не рождаются, а становятся теми, кто они есть

Людьми не рождаются, а становятся теми, кто они есть

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г.Асмолов). Таким образом, я подтвердил свою точку зрения, личностью не родятся, личностью становятся. И действительно, индивидом рождаются. Индивидом на самом деле рождаются, так как индивид — представитель человеческой особи. Личностью же становится человек в процессе социализации.

Но из глобализации вытекает другой, не менее важный процесс — социализация, в ходе которого индивид становится полноценной личностью. Поэтому их получение является определяющим фактором становления полноценной личности, которая готова для жизни в социуме. Так распорядилась природа: процессы социализации продолжаются всю жизнь, но в определенный момент индивида уже можно назвать личностью.

А каким образом индивид получает необходимые знания, приобретение которых означает, что он может с уверенностью назвать себя личностью? И во многом от того, где и каким способом была осуществлена первичная социализация, уже почти с уверенностью можно судить, какой будет личность. Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий.

Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека. То есть, индивидуальность – совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Рассмотри проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью.

Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества.

Просто делайте шаг за шагом. Вы же хотите стать сильной личностью? Конечно, стать сильной личностью за один день не удастся, но если Вы проявите упорство и последовательность, то все обязательно получится. Следовательно, индивид – это комплекс врожденных свойств и черт человека.

Получается, для того, чтобы стать личностью человеку просто необходимо общество, в котором он может развиваться, обмениваться опытом; а развитию личности, на мой взгляд, нет предела. Личность — это продукт общественных отношений и деятельности, т.е. совокупность приобретенных свойств человека, поэтому правильно полагать, что личностью становятся.

В процессе жизни и деятельности человек вступает в общественные отношения, которые являются образующими личностью. Т.е. индивид не прилагает никаких усилий, вот он есть и все. Личность – это совокупность социальных качеств. Индивидуальность – то, чем отличается один человек от другого. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Престиж – это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Соответственно, социальный статус, престиж и авторитет личности определяют образование, квалификация и личные качества индивида. Специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития.

В современном мире процессы глобализации оказывают огромное влияние на каждого человека. Это происходит тогда, когда человек уже усвоил необходимый минимум знаний об окружающем мире и об обществе и готов вступить в него как полноценный участник.

В первую очередь, это семья, где родители передают детям свой жизненный опыт. Затем, это образовательные учреждения, где индивид знакомится с другими людьми и обменивается с ними знаниями и умениями. Таким образом, социализация — это всеобъемлющий процесс, охватывающий всех людей на планете. А.Г.Асмолов. Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека различных сторон характеристик человеческого существа природы человека.

Я согласен с позицией А.Г.Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке, они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств.

Чтобы стать личностью надо над собой трудиться. Индивидом родился, развил в себе заложенные качества, стал личностью, достиг успехов стал индивидуальностью. Отстаивая свою индивидуальность, они закаляли свой характер, тем самым становясь личностью.

Аргументирование

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» — сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.

«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто – обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами – они лишь находятся на стадии развития. Другое дело – личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.

К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в Золотую Орду за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».

Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.

«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».

В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.

«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены моральные ценности и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».

Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.

Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают эссе

Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид – любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.

С личностью же все иначе. Личность – это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.

индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают смысл

Индивидуальность же – высшая степень развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».

Личностью не рождаются, личностью становятся (А. Леонтьев)

Однозначно я соглашусь со словами советского психолога. Человек рождается индивидом, а личностью становиться уже в процессе взросления под влиянием многих факторов. Проблема становления личности была интересна многим учёным и философам еще с древних времён. И до сегодняшнего дня человек, как личность, изучен не до конца. Начнём анализ темы с теоретических понятий.

Личностью выступает человек, как субъект социокультурной жизни, с индивидуальными задатками и совокупностью социально значимых черт, раскрывающихся в контексте социальных взаимодействий. Рождается человек индивидом – отдельным организмом, единичным представителем человеческого рода. На формирование личности индивида оказывает прямое воздействие социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду посредством овладения необходимыми знаниями, навыками, ценностями, правилами, нормами, которые помогают человеку стать полноправным членом общества, то есть личностью.

То есть, высказывание автора выглядит, как догма, как явление, само собой разумеющееся и не требующее доказательств. Без вхождения в социум и приобретения знаний невозможно дальнейшее развитие индивида, а значит, невозможно и становление личности. Каждый из нас постепенно адаптируется к окружающей среде и обществу. Кто-то легко «входит» в эту жизнь и чувствует себя, как рыба в воде. Кто-то, наоборот, постоянно сталкивается с трудностями, непониманием, хроническим поиском своего места в жизни. Но в итоге, всё равно формируется личность, ведь этот человек, так или иначе, находиться во взаимодействии с людьми, приобретает опыт. Разница лишь в том, какой личностью становится каждый из них. Но это уже другая тема для размышлений.

Рассмотрим процесс становления личности на примерах литературных персонажей, а также реальных людей, у которых за плечами есть своя история их становления. Персонаж повести великого Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв ярко демонстрирует то, как на протяжении жизни происходит формирование человека, как личности. Автор повести ставит ударение на том, что жизненные испытания, выпавшие на долю Гринёва, сделали его личностью.

Но задатки этой личности были заложены в самых недрах, там, где начинается путь каждого человека – в семье. Из родительского дома главный герой вынес честь, доброту, благородство, верность долгу. От родителей дворянского рода Пётр также унаследовал лучшие черты своего характера. Я считаю, что именно институт семьи – то самое место, где сначала рождается человек, а спустя годы в этом человеке рождается личность.

Подтвердить то, что личностью не рождаются, а становятся, и главенствующую роль в этом становлении играет семья, можно на примере биографии Илона Маска. Вряд ли сегодня есть человек, который не знает об этой выдающейся личности с незаурядным умом и явным предпринимательским талантом. Но детство Маска было нелегким. После развода родителей Маску с его братом и сестрой пришлось жить у отца в Южной Африке. Отец был жёстким и строгим человеком, который растил детей в постоянном подчинении. То же самое практиковалось и в школе. Кроме того, над Маском постоянно издевались сверстники. Так Илон рос замкнутым и закомплексованным ребенком.

И хотя подобные истории о трудном детстве часто встречаются среди биографий успешных людей, всё же первый и главный этап, когда происходило зарождение личности, принёс свои плоды. Сегодня Маск раскрывает не самые положительные стороны своего характера. Он известен своим нахальством по отношению к журналистам, инвесторам, сотрудника, размещением дерзких постов в социальных сетях, нарциссизмом и сложностями с восприятием критики. Да, тяжелое детство дало Илону толчок, который помог ему стать богатым и успешным. Но вместе с тем, подобные условия социализации сыграли решающую роль в становлении его личности. Он таким не родился, но стал таким в той среде, в которой рос.

Таким образом, я снова соглашусь с автором. Каждый из нас рождается с определённой совокупностью индивидуальных черт характера, которые сопровождают нас по жизни. Но то, как мы научимся овладевать этим характером, зависит от тех условий, в которых мы растём. Личностями мы начинаем становиться немногим позже после рождения. И формируем её всю последующую жизнь. Однако первые ростки прорастают в раннем детстве, и именно они являются основой всего.

  • Личность это сочинение рассуждение
  • Лиханов крутые горы сочинение рассуждение
  • Личность это определение для сочинения
  • Личность чацкого в комедии горе от ума сочинение
  • Личность петра гринева в повести капитанская дочка сочинение 8 класс