Личные границы ребенка сказка

Сказки, которые учат детей отстаивать свои границы

Личные границы – это четкое понимание того, что твое, а что чужое, как с тобой можно, а как нельзя, что уместно c другим человеком, что нет. Это осознание себя отдельной личностью.

Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.
Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.

«Орел и овечка» Дональд Биссет

Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.

Орел вернулся и сел опять за стол.
– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.
– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри. – Пожалуй, я бы лучше съела орла.

Чему учит сказка? 

Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.

Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.

Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность не вечна.


Чем отличается «Орел и овечка» от других сказок, где обидчики и обманщики, получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки «Лиса и тетерев» и русской «Лиса и журавль»?

Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.

Орел, покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее, личностной сущностности – он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри, ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.

– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала. Спускайся-ка на землю! Потолкуем.
Тетерев ей отвечает:
– Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?

«Мышонок и карандаш» Владимир Сутеев

В контексте сказок Сутеева – это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.

И мышонок больно укусил Карандаш.
– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

Чему учит сказка? 

Бейся за свое спасение, как можешь.

Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.

«Про маленького поросенка Плюха» Инга Баллод, Ирина Румянцева

Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.

– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?
Козел раздраженно ответил:
– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.

Чему учит сказка? 

В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.

«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича

И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально, эти нравоучительные сказки, писались как сказки про лентяев. Но по существу – они об уважении к своему труду.

– Все ты, – чуть слышно пропищали они.
– А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Чему учит сказка?

Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.

Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.

Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.

Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.

«Принцесса в бумажном мешке» Роберт Манш

В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.

Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:
– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесанны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса.
– Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!

Чему учит сказка? 

Ценить себя.

Ставить нахалов на место.

Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).

Уважать людей и их поступки как таковых.

Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.

Что читать с детьми постарше?

Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.

Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.
 
«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.
В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.

Несказочные книги Линдгрен: 

«На острове Сальткрока» – маленькая девочка с границами на замке;
«Эмиль из Леннеберги» – вот уж дитя с границами!


Сказки Линдгрен:

«Мио, мой Мио» – как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец хоть и страдал, но не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители, уходят из центра их жизни. И уважение, к процессу передела мира, и к новым границам ребенка – непростая тема.
 
«Пеппи Длинный чулок» – в этой книге, очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.


Автор: Наталья Калашникова, журналистка и мама 

http://mamsila.ru

Я
сейчас учусь. И обучение мое оказалось потрясающим и мегаэффективным. Заходит
почти всё настолько органично, что я дивлюсь быстрым результатам, которые
испытываю на себе лично и пробую в работе.

Сегодня
делюсь крутой вещью – сказочкой. Сказку написала я сама, но идею подарил мне
(нам) Учитель на недавнем обучающем модуле.

Я
давно хотела поговорить с вами о личных границах, но как-то не доходили руки,
ибо тема громоздкая и местами неясная. А тут вот – техника, работающая напрямую
с подсознанием.

Помните,
что подсознание думает образами и картинкам?! Оно создает ассоциативные
цепочки, которые превращаются в наши поведенческие сценарии. Иногда можно много
не знать и во всё не вникать, а просто дать своему подсознанию новое зерно –
намёк на другие формы поведения и реагирования. И подсознание сделает всю
работу за нас – создаст что-то более рациональное и благополучное – новый
жизненный сценарий.

Поехали?

Итак,
Сказочка про личные границы

Жил
был город. Небольшой и уютный. Жители в нём были трудолюбивые и добрые. Но была
у этого городка особенность – он как будто был дырявый. Любой человек мог
придти в него, когда захочет. И приходили. Иногда это были хорошие люди, и они
приносили жителям и городку пользу и хорошие вести. А порой это были
разбойники, которые могли забрать что-то из ценностей или обижали кого-то из
людей. Жители вздыхали, лили слёзы, жаловались друг другу, но продолжали жить
дальше так, как привыкли.

В
городок прибегали звери. Добрые и очень злые. Добрые звери угощались тем, что
давали жители, и иногда даже оставались жить в городке. Злые звери убивали
добрых зверей, которых любили жители, и иногда кусали самих жителей. Жители
вздыхали, лили слёзы, жаловались друг другу, но продолжали жить так, как
привыкли.

Порой
в город прилетал сильный ветер, и через дырки раздувал в городе то, что
создавали жители. Ветер мог сломать стенку какого-то дома, или разрушить лавку
сапожника. Если ветер был не в настроении, он мог сорвать крышу и опрокинуть её
на кого-то из жителей, сильно ранив его. Жители вздыхали, лили слёзы,
жаловались друг другу, но продолжали жить дальше так, как привыкли.

И
вот однажды, вместе со злым ветром в город ворвались разбойники. Их было много,
и были они особенно злыми. Они разрушали и грабили дома жителей, очень больно
обижали жителей, особенно слабых и беззащитных, тех, кто не успел от них
спрятаться. Они собрали на свои телеги всё ценное, а что не смогли забрать,
сломали и раскидали по округе.

А
когда разбойники, насытившись, уехали, жители вышли из своих укрытий и хотели
было начать лить слёзы и жаловаться, как вдруг один маленький мальчик громко
закричал: «Неужели мы не можем защитить наш город? Мы же не слабее медведя, мы
не глупее лисы! У нас много мастеров и мы умеем быть дружными. Неужели мы не
сможем защитить наш город, как защищают свои гнёзда птицы и свои норы звери?
Неужели мы не можем защитить себя?!»

И
жители услышали его! Им стало стыдно и неудобно, что они сами не додумались о
защите. И они решили, что отныне будут защищать свой город. Они думали и
договорились, а потом они стали работать. Они вырыли ров вокруг своего города и
заполнили его водой. Они построили высокую и прочную стену вокруг своего
города. Они построили необычный мост, который мог опускать и подниматься. Они
сделали на стене специальные места, откуда можно было наблюдать за тем, что
делается вокруг города. Они создали свою дружину, которая, если было нужно,
могла драться с разбойниками и выгнать злых зверей.

И
с тех пор в городе началась совсем другая жизнь. Город перестал быть дырявым.
Злые люди и звери больше не могли в него проникнуть. Стены защищали, а
наблюдатели предупреждали дружину. И когда разбойники видели дружину, готовую
дать отпор и защитить свой город, они бежали в страхе. Теперь люди пускали к
себе только тех, кого сами хотели видеть и тех, кто нёс добро городку и его
жителям. Они опускали свой прекрасный мост, чтобы добрые люди и звери могли
войти. Даже жители соседних городков мечтали жить в таком недырявом городе, но
принимали в городок не всех, а только добрых и трудолюбивых.

Когда
город перестал быть дырявым, он стал красивее и богаче, а люди в нём счастливее
и добрее. И случилось это потому, что хорошая защита и Порядок делают жизнь и людей,
и городов лучше.

Декабрь
2020

Ольга
Кудрешова

На изумрудно-зеленой поляне рос цветок-Радости и в нем жила хозяйка этого цветка Рада. Она веселилась и смеялась целый день, иногда и ночью слышались переливы её смеха. Пыльца в этом цветке была воздушная как облачка и нежно-желтого цвета. И как только эта пыльца попадала на лицо проходящего мимо человека его настроение поднималось, он начинал напевать песни, вспоминать весёлые моменты своей жизни и смеяться.

Рада была очень щедрой и добродушной, она охотно делилась своей радостью так как её было жалко тех, кто не умел радоваться. К ней часто прилетали феи, они собирали пыльцу в крошечные корзины и смеясь разлетались. И если в округе, кому-то было грустно или обидно феи советовали взять пыльцу-радости: «Ой, ну что ты печалишься и дуешься! Возьми радости у Рады, там этого добра навала, у неё она лишняя!»

Иногда прилетая к цветку-Радости, они обнаруживали, что тот закрыт, все его лепестки были сжаты в крепкий бутон и стучать было бесполезно. Создавалось ощущение, что хозяйка цветка уснула самым крепким сном. Больше всего расстраивало и раздражало маленьких фей, что цветок закрывался тогда, когда ему вздумается, без предупреждений, без расписания! Да ещё и никто не знал, как долго цветок будет находиться в таком состоянии, поэтому, когда он снова открывался и радостная, отдохнувшая хозяюшка потягивалась на лепестках со всех сторон налетали феи и набирали радости про запас.

Феи нервничали, они не знали, когда наступит следующее закрытие цветка и тогда они собрались и договорились, что незаметно для хозяйки цветка каждая возьмет по одному лепестку и привяжет его бесцветной и прочной нитью паутины к соседнему растению, и когда цветок вздумает зарыться у него это не получиться. Как задумали, так и поступили.

И вот одним теплым вечером, смех Рады стал тише, и пыльца вся закончилась. Она свернулась клубочком в центре цветка, обняла тычинки и закрыла глаза. Через пять минут она встревоженно села открыла глаза – цветок не закрывался. Она начала выяснять что случилось, рассматривать лепестки и в панике метаться по цветку. В какой-то момент она услышала смех и шепоток в траве, рассмотрев она поняла, что за ней наблюдают феи из своих укрытий. Рада стала кричать и звать их на помощь, но очень скоро поняла, что происходит …

Что происходило дальше она не помнила, но из рассказов некоторых фей история была такой: «Лицо её изменилось, оно покраснело, глаза блестели, но не от радости, а от злости. Она бросалась на лепестки и отрывала их от тонких нитей паутины и, если кто-то и подлетал, и кричал: «Ну что с тобой, ведь у тебя много радости, она тебе лишняя!» — она кидалась с кулаками и била со всей мочи. Она кричала и рычала, изо рта брызгали слюни, а из глаз лились струйками слёзы. Когда все лепестки были свободными она судорожно укрывалась ими и издавала всхлипы и подвывания. Цветок закрылся … вокруг все замерли от страха и ужаса происходящего.

Через неделю цветок-Радости стал открываться и в его сердцевине просыпалась Рада вся в пыльце и смеющаяся. Она оглянулась настороженно, но вокруг никого не было с облегчением она плюхнулась в пыльцу от чего поднялось облако, которое окутало весь цветок. «Надо же, никогда такого не было, чтобы облако-Радости окутывало весь цветок и меня, как уютно!» — подумала Рада и смех её стал озорным и звонким.

Так прошла неделя и другая, а цветок не закрывался и теперь по ночам Рада могла рассматривать звезды и мечтать, ей стало вдруг всё-всё понятно, почему ей так часто приходилось спать и что ни чего лишнего у неё нет. «Интересно, какая пыльца у цветка-Любви или цветка-Счастья!» — разные мысли посещали её звездными ночами.

«Привет! Это что у тебя такое желтое? Радость что ли?» — рядом с цветком летала незнакомая фея. 

«Привет! Да радость, а что?» — ответила Рада и насторожилась, у неё появилось странное желание закрыться в цветок и заснуть, хотя спать не хотелось.

«Просто я ни разу не видела Радость и не слышала смеха! Я живу рядом с цветком-Счастья, так его хозяйка всегда тихая и так громко как ты не смеётся, в основном она всегда улыбается. Мне бы было веселее жить если бы она умела смеяться! Поделись, а …»

«А я не знаю, что такое счастье и не видела его … Знаешь я могу только поменяться на корзинку пыльцы Счастья, только так!» — выпалив эту фразу на одном дыхании Рада удивилась, как легко защищать свою радость! И удивительное ощущение того, что она поступила правильно её порадовало!

«Так я мигом!» — фея улетела.

Рада ждала её с замиранием сердца, с возбуждением или восторгом, понять она не могла, так это было ново и хорошо!

Фея прилете с полной корзинкой нежно-лавандовой пыльцы и пахла она невообразимо прекрасно! А как она сочеталась с её желтой пыльцой! Из далека раздавался веселый смех феи, которая улете с полной корзиной желтой пыльцы, «Уже наелась!» — подумала Рада и тихо улыбнулась с замиранием ощущая, что это такое Счастье!

Засыпала она счастливая обнимая лавандовое облако и окруженная нежно-желтой радостью.

… «Интересно, любовь, наверное, розовая!?»

  • Лихачев замкнутое время сказки
  • Личностью не рождаются личностью становятся сочинение по обществознанию
  • Лиханов рассказы и повести
  • Личность это сочинение рассуждение
  • Лиханов крутые горы сочинение рассуждение