Лихачев сочинение про интеллигентность

Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д.С. Лихачев.
Рассуждая над этими вопросами, автор считает, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих, и для самого человека. Интеллигентность нужна всегда и везде. Человек должен быть интеллигентным именно это утверждает Д.С. Лихачев.
Так что такое интеллигентность? Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях понимать других. Она проявляется в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Академик Д.С. Лихачев считает, что интеллигентность – это способность к понимаю, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Д.С. Лихачев считает, что интеллигентность проявляется в том, какой порядок у тебя в доме или квартире, также и в гостеприимстве и приветливости, это тоже относится к интеллигентности.
С мнением автора я полностью согласен. Автор, верно, подметил, что интеллигентность нужно в себе развивать, не может быть такого, что в человеке она появилась при его рождении, если же ребенка будут хорошо воспитывать, то в человеке можно развить в себе такие качества, как доброта, любовь, стремление к лучшему. Сейчас интеллигентность уже потеряла свою былую популярность. Новое поколение относится к людям равнодушно, мало кто в трудную минуту может предложить руку помощи. Мало, вероятно, что интеллигентность уже можно вернуть ведь раньше люди были интеллигентными. Я думаю, что все же если приложить большие усилию, то интеллигентность можно вернуть
Добавил: artistsims

Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д. С. Лихачев.
Рассуждая над этими вопросами, автор считает, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих, и для самого человека. Интеллигентность нужна всегда и везде. Человек должен быть интеллигентным именно это утверждает Д. С. Лихачев.
Так что такое интеллигентность? Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях понимать других. Она проявляется в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Академик Д. С. Лихачев считает, что интеллигентность — это способность к понимаю, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Д. С. Лихачев считает, что интеллигентность проявляется в том, какой порядок у тебя в доме или квартире, также и в гостеприимстве и приветливости, это тоже относится к интеллигентности.
С мнением автора я полностью согласен. Автор, верно, подметил, что интеллигентность нужно в себе развивать, не может быть такого, что в человеке она появилась при его рождении, если же ребенка будут хорошо воспитывать, то в человеке можно развить в себе такие качества, как доброта, любовь, стремление к лучшему. Сейчас интеллигентность уже потеряла свою былую популярность. Новое поколение относится к людям равнодушно, мало кто в трудную минуту может предложить руку помощи. Мало, вероятно, что интеллигентность уже можно вернуть ведь раньше люди были интеллигентными. Я думаю, что все же если приложить большие усилию, то интеллигентность можно вернуть

Сочинение на тему “Мои размышления по поводу статьи Д. С. Лихачёва “Человек должен быть интеллигентен”” Только не вот Это Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте т аковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д. С. Лихачев.
Рассуждая над этими вопросами, автор считает, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих, и для самого человека. Интеллигентность нужна всегда и везде. Человек должен быть интеллигентным именно это утверждает Д. С. Лихачев.
Так что такое интеллигентность? Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях понимать других. Она проявляется в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Академик Д. С. Лихачев считает, что интеллигентность – это способность к понимаю, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Д. С. Лихачев считает, что интеллигентность проявляется в том, какой порядок у тебя в доме или квартире, также и в гостеприимстве и приветливости, это тоже относится к интеллигентности.
С мнением автора я полностью согласен. Автор, верно, подметил, что интеллигентность нужно в себе развивать, не может быть такого, что в человеке она появилась при его рождении, если же ребенка будут хорошо воспитывать, то в человеке можно развить в себе такие качества, как доброта, любовь, стремление к лучшему. Сейчас интеллигентность уже потеряла свою былую популярность. Новое поколение относится к людям равнодушно, мало кто в трудную минуту может предложить руку помощи. Мало, вероятно, что интеллигентность уже можно вернуть ведь раньше люди были интеллигентными. Я думаю, что все же если приложить большие усилию, то интеллигентность можно вернуть
–> ЧИТАТЬ ОТВЕТ <—

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию,
это терпимое отношение к миру и к людям
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.
Впервые опубликовано на «Татьянином дне» 15 ноября 2009 года под названием «Человек должен быть интеллигентен!»

Интеллигентным можно назвать человека образованного, культурного. Об этом пишет Дмитрий Лихачёв в работе: “Человек должен быть интеллигентен”.
Лихачёв поднимает актуальную проблему – воспитание в себе интеллигентности, которая поможет сохранить и физическое, и нравственное здоровье, а значит, поможет быть красивым человеком. По его мнению, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … – вот это и будет интеллигентный человек”, – считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.
Интеллигентность необходимо развивать в себе, тренировать душевные силы, как тренируют физически. Это возможно и необходимо в любых случаях. Автор утверждает, что социальный долг человека – быть интеллигентным. “Этот долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему”. Скупой может притвориться щедрым, злой – добряком, но интеллигентным человеком притвориться нельзя, невозможно. Именно поэтому интеллигентность вызывает злобу неинтеллигентных людей.
Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь – слова, обращённые именно к обществу.
В моём понимании интеллигентный человек – это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Интеллигентный человек может порадоваться за других, сделать что-то во благо другим и для себя. Пользу, которую он принесёт, в последствии будет важна не только для него самого, но и для общества. Читая текст Д. Лихачёва, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева

Напишите сочинение по прочитанному тексту Д.С. Лихачева

Текст для сочинения

(1) Человек должен быть интеллигентен.
(2) А если у него профессия не требует интеллигентности?
(3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства?
(4) А если окружающая среда не позволяет?
(5) Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6) Нет, нет и нет!
(7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
(8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
(9) И вот почему.
(10) Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12) Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти.
(13)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события.
(14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящие произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек
(15) Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.


Пример сочинения по тексту Д.С. Лихачева

Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек.
Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни?
Д.С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное — от чуткости и отзывчивости.
Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным,
даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы,
не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».

Я разделяю точку зрения автора.
Действительно, интеллигентность как проявление подлинного гуманизма невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим.
Для этого надо не допустить проникновения в душу злорадства, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству.
Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение.
Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.
Нравственная основа не появляется в человеке просто так.
Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу.
Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах.
Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо»
Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относится к окружающим с терпением и пониманием, а к себе — с требовательностью.
Как Андрей Соколов из рассказа Шолохова «Судьба человека», который прошел тяжёлую школу жизни от простого шофёра до настоящего человека, способного сострадать и любить.

Один Господь, одна вера, одно крещение…

30.07.2015

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (т. е. то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да – красивым.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры» [От лат. aura (дуновение ветерка)] доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого, – прошлого, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.

Источник: Д. Лихачёв. Земля Родная

Сжатое изложение “Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах”

Текст для сжатого изложения:

Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго. Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и нравственное – обеспечивает долголетие.
Многие думают, интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность определяется не только знаниями, прежде всего она проявляется в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в умении уважительно спорить, в умении незаметно помогать другим, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя.

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к восприятию и пониманию, это бережное и внимательное отношение к миру и к людям.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Интеллигентность необходима человеку при всех обстоятельствах, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, поскольку она равна нравственному здоровью, обеспечивающему долголетие.
  2. Интеллигентность определяется не только знаниями, прежде всего она проявляется в способности к пониманию другого человека: в умении уважительно спорить, незаметно помогать другим, беречь природу.
  3. Интеллигентность -это способность к восприятию и пониманию, это бережное и внимательное отношение к миру и людям, и крестьяне русского Севера, живущие упорядоченным бытом и с пониманием относящиеся к чувствам других, – это по-настоящему интеллигентные люди.

Сжатое изложение:

Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах как для окружающих, так и для самого человека. Это важно прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, так как интеллигентность равна нравственному здоровью, а оно обеспечивает долголетие.

Интеллигентность определяется не только знаниями, прежде всего она проявляется в способности к пониманию другого человека: в умении уважительно спорить, незаметно помогать другим, беречь природу, в привычке вести себя скромно за столом.

Я знал на русском Севере по-настоящему интеллигентных крестьян. Они жили упорядоченным бытом, с пониманием относились к чувствам других. Интеллигентность – это способность к восприятию и пониманию, это бережное и внимательное отношение к миру и к людям. (100 слов)

Сочинение на тему интеллигентность по лихачеву

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового. Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему). Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье. Впервые опубликовано на «Татьянином дне» 15 ноября 2009 года под названием «Человек должен быть интеллигентен!»

Международный конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачёва и современность»

в 2019-2020 году

СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ

Интеллигентный человек в современном мире:

быть или казаться?

Автор:

Руководитель:

Батерина Дарья Сергеевна,

обучающаяся 10А класса

МБОУ «СШ № 40»

г. Нижневартовска

Пучнина Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ № 40»

г. Нижневартовска

Автор работы ______________ Батерина Д.С.

Директор МБОУ «СШ № 40» ______________ Святченко И.В.

Интеллигентом нельзя притвориться.

Д.С. Лихачёв

Введение

Современный мир стремительно меняется: сегодня он выглядит так, а каким он станет завтра – сложно даже представить. Человеческое общество стало зависеть от мгновенно обновляющегося потока информации как никогда раньше. Современному человеку важно «быть в курсе», всюду успевать. Но изменился ли сам человек, его жизненные задачи, духовный облик? Каким он хочет быть? Входит ли интеллигентность в число качеств современного человека?

Слово «интеллигент» произошло от латинского глагола «intellego», который переводится как «познавать, узнавать, мыслить, разбираться». Сам термин «интеллигенция» был введён писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешёл в другие языки. Со второй половины XIX века считалось, что интеллигент занимается развитием и распространением культуры. С этого времени было принято считать, что интеллигенция – это золотой фонд нации.

Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что «интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции», а «интеллигенция – люди умственного труда». Одно из значений слова «интеллигент» в словаре Т.Ф. Ефремовой – «человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления».

Впрочем, среди значений этого слова есть и определение, имеющее оттенок презрительности: «человек, чьё социальное поведение отличается безволием, бездействием, постоянными сомнениями». Именно это значение стало расхожим в XX веке, в советское время. И это неслучайно: человек мыслящий был неугоден и даже опасен в годы установления Советской власти. Вспомним повесть-антиутопию А.П. Платонова «Котлован», в которой главный герой был «уволен с производства» по причине «задумчивости».

В советский период словом «интеллигент» обычно обозначали человека, имеющего высшее образование. Возможно, этим подчёркивалась некая элитарность понятия, ведь высшее образование не было доступным для каждого.

В XXI веке возрос интерес к изучению проблемы интеллигентности в современном обществе. Это связано, безусловно, с необходимостью осмысления роли современного человека в обществе, в котором формируется поиск новых морально-нравственных ориентиров и идеалов. На наш взгляд, именно качества интеллигентного человека должны стать основой этого идеала.

  1. Д.С. Лихачёв об интеллигентности

Академик Д.С. Лихачёв, посвятивший теме интеллигентности значительную часть своей писательской и общественной деятельности, считал: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [2, С. 375]. Что же вкладывает в это понятие выдающийся учёный?

Прежде всего Д.С. Лихачёв подчёркивал, что для интеллигентности недостаточно иметь высшее образование: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью» [4, С. 26].

Размышляя над понятием «интеллигентность», учёный всегда подчеркивал, что настоящая интеллигентность – понятие, связанное не столько с образованностью, сколько с воспитанностью: «… если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, … если он может восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек» [4, С. 26-27].

Значит, по мнению Д.С. Лихачёва, интеллигентен тот, кто имеет хорошее воспитание, восприимчив к интеллектуальному и культурному наследию и красоте мира во всех её проявлениях, владеет собой и своей речью, способен к уважению, состраданию и помощи нуждающемуся в ней, чуток к голосу совести и является настоящим патриотом.

Наряду с понятием «интеллигент», по мнению академика, существует и тип «полуинтеллигента»: «Это самая страшная категория людей. Они воображают, что всё знают, обо всём могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами» [2, С. 374].

На наш взгляд, именно из-за «полуинтеллигентов», людей, притворяющихся интеллигентными по причине выгодности такой «маски» (интеллигенту всегда доверяют – он чужд подлости и двуличия), была снижена значимость понятия «интеллигентный человек». А ведь настоящим интеллигентом нельзя притвориться: «Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец, но интеллигентным – никогда» [2, С. 272].

В этом-то и феномен интеллигентности: многие хотят казаться интеллигентными, а вот хотят ли они быть ими (или даже – могут ли?) – вот это вопрос. Ведь быть, а не казаться – сложнейшая задача, так как это требует значительных усилий человека над собой, потому что «кодекс» интеллигента включает много нравственных качеств, с которыми человек вряд ли рождается.

  1. Об образе интеллигента в русской литературе

Среди навыков интеллигентного человека Д.С. Лихачёв особо выделяет постоянное стремление в познанию. В его выступлениях и книгах часто звучит призыв к чтению: «Читайте художественную литературу и понимайте её … и будьте душевно богаты» [4, С. 153], «чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» [2, С. 371].

Попробуем привести примеры кратких характеристик «интеллигентных», на наш взгляд, героев из произведений отечественной литературы. В моём списке «интеллигентов» – Пётр Гринёв (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»), Александр Чацкий (А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»), Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»), Андрей Болконский (Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»), князь Мышкин (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»), Юрий Живаго (Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»). Оговорюсь – мои любимые литературные герои.

Пётр Гринёв… Добр, отзывчив, великодушен, искренен, принципиален и горд, хороший офицер и самое главное – человек слова и чести в отношениях с людьми и к самому себе («Береги честь смолоду…»). Но этот герой неуступчив и упрям, всегда остаётся при своем намерении, не всегда верном, но это, пожалуй, в силу своего юного возраста.

Александр Чацкий… Герой, не приемлющий лицемерия и лжи, «умён, остёр», как мы помним, служит «делу, а не лицам». Но А.С. Пушкин, например, считал, что «метать бисер перед свиньями» не есть признак ума.

Евгений Базаров… Образован, предан своему делу, человек глубокий и мыслящий. Но настоящий интеллигент обладает прежде всего чувством такта, а это уже не совсем про нашего героя. Вспомним его словесные дуэли с Кирсановым. Или – «Природа не храм…». А отрицание искусства и любви духовной? Его, пожалуй, можно назвать «запутавшимся» интеллигентом.

Андрей Болконский… Воспитанный, образованный, настоящий патриот, преодолевший своё честолюбие («Нет ничего, кроме неба»). Но как жаль, что он не сумел найти в себе силы понять Наташу и простить её! Как же дорого даётся ему это позднее раскаяние!

Князь Мышкин… Мягкий, тонко чувствующий мир людей и красоту, тактичный, воспитанный. Но как же беспомощен этот герой в мире перевёрнутых ценностей, когда по-настоящему добрый, порядочный, интеллигентный человек считается «идиотом»!

Юрий Живаго… Блестяще образованный человек с «живым умом», деликатный, порядочный, с любовью относится ко всем людям без исключения, стремится к совершенству в себе, в своём творчестве, в выбранной профессии. Но как же беспомощен этот герой на «изломе» истории!

Возможно, именно эта беспомощность, которая при определённых обстоятельствах может стать и безответственностью (вспомним о значимости нравственной ответственности у Д.С. Лихачёва), склонность к словесам, неумение, а возможно, и нежелание действовать привели к несколько брезгливому отношению к интеллигенту в прошлом веке. Как иронически замечает в своём рассказе «Наоборот» Т.Ф. Толстая, интеллигент XX века был вынужден «мимикрировать», так как ничего кроме как «тихо ходить, скромненько одеваться, очень сочувствовать», «зря не раздражать» он был сделать не в состоянии.

Тем не менее мы видим, что у этих литературных героев есть самые важные качества интеллигентного человека: интеллект, сочетающийся с добротой (а это уже мудрость, по Лихачёву!), порядочность в отношениях и в избранной деятельности. И самое ценное качество в них, на мой взгляд, настоящая, «искренняя» интеллигентность, неумение притворяться. Это считал важным и Д.С. Лихачёв: «человек культурный не притворяется чем-то и кем-то… быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить» [2, С. 373].

  1. Интеллигентный человек в современном обществе

Лучшие герои художественной литературы, безусловно, своим примером оказывают влияние на формирование нравственных качеств и мировоззрения читателя. А вот хотят ли люди быть интеллигентными или нет? Возможно, в современном обществе достаточно «казаться» и не обязательно «быть»?

С целью изучения мнения старшеклассников мы провели социологический опрос «Быть или казаться?», за основу которого взяли качества интеллигентного человека, которые выделял Д.С. Лихачёв, и сочинение-рассуждение «Можно ли притвориться интеллигентом?» в 10-х и 11-х классах МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска.

В результате опроса мы получили следующие данные:

(Уважаемый респондент! Предлагаем Вашему вниманию предполагаемые качества интеллигентного человека. Просим отметить любым знаком позиции (количество без ограничения), которые Вы считаете приемлемыми.)

Качества интеллигентного человека

Считаю эти качества присущими интеллигентному человеку, %

Считаю, что эти качества есть и у меня (или хочу, чтобы они у меня были), %

Считаю, что можно притвориться обладателем этих качеств, %

Считаю, что нельзя притвориться обладателем этих качеств, %

1

Наличие высшее образование

59

47

19

31

2

Интеллект (ум)

75

59

19

34

3

Доброта

41

75

44

22

4

Мудрость

59

31

6

31

5

Патриотизм

16

31

56

22

6

Нормативная и качественная речь

69

50

16

34

7

Желание учиться

38

53

34

22

8

Интерес к истории

44

31

38

22

9

Вкус в искусстве

53

47

34

19

10

Воспитанность

88

59

23

25

11

Неравнодушие

59

59

47

22

12

Общая культура

63

31

9

38

Анализируя полученные данные, можно прийти к нескольким выводам.

Старшеклассники считают, что основными качествами интеллигентного человека являются воспитанность, интеллект, хорошая речь, общая культура человека, мудрость и неравнодушие. Важным нам представляется факт, что в интеллигентном человеке, по мнению учеников, воспитанность первостепеннее интеллекта, а также наличие неравнодушия в «кодексе» интеллигента. Очень печально также, что старшеклассники не соотносят понятия «интеллигент» и «патриотизм».

Среди качеств, которыми хотели бы обладать старшеклассники или уже их имеют, прежде всего – доброта, а уже потом интеллект, воспитанность и неравнодушие. На наш взгляд, это важный симптом в современном обществе, когда значимость доброты высока, несмотря на все разговоры о снижении роли милосердия в наши дни.

Лидером среди качеств, обладателем которых можно притвориться, стал патриотизм. Может быть, этот показательный для времени «крикливых псевдопатриотов» факт и стал причиной того, почему старшеклассники не включили патриотизм в число качеств интеллигента. Действительно, очень сложно разглядеть истинный патриотизм под маской лжеца. Заметим, что, на наш взгляд, настоящий патриотизм – это любовь к своей стране, воплощённая прежде всего в деле, а не только на словах.

Также респонденты отметили, что притворству подвластны такие качества, как неравнодушие, доброта, интерес к истории, вкус в искусстве, желание человека учиться и наличие высшего образования.

Что же, по мнению опрашиваемых, не поддаётся «подделыванию»? Оказалось, что это общая культура человека, интеллект, правильная речь, наличие высшего образования и мудрость. На наш взгляд, эти качества и составляют портрет «интеллигента», культурного (а здесь и вкусы, и чувство такта, и воспитанность, и речь, и образованность!), умного, а главное – мудрого человека. А мудрость, по мнению академика Лихачёва, – это интеллект в соединении с добротой. И это мнение учёного сложно оспорить.

При анализе сочинения «Можно ли притвориться интеллигентом?» мы выделили общие тенденции в позиции старшеклассников по этому вопросу. Большинство отметило, что «интеллигент – это воплощение воспитанности и высокой нравственности», что это особое «состояние души», которое у человека «либо есть, либо нет». Интеллигентный человек «всегда стремится к новым знаниям, пытается улучшить мир вокруг».

Содержание работ показало также желание и стремление многих из пишущих стать интеллигентным человеком. Почему качества интеллигента сохраняют свою актуальность и значимость и в наше время? Во многом потому, что каждый понимает, что залогом успешности в современном обществе становится именно воспитанность, культура и нравственность человека, уважение к другим и самоуважение. Появился такой термин, как «рукопожатность», когда речь идёт о человеке, не запятнавшем свою репутацию недостойными поступками.

Отвечая на вопрос, заявленный в теме сочинения, старшеклассники отметили, что «притвориться можно образованным, но никак не интеллигентным, так как интеллигентность – это проявление в первую очередь внутренних качеств, а не внешних». «К примеру, если необразованность можно скрыть, то нравственные качества, которые отражают душу человека, практически невозможно». Можно притвориться носителем каких-то отдельных качеств, но «подделать их совокупность очень трудно, практически невозможно».

Такой обман легко разоблачается в какой-нибудь критической жизненной ситуации, когда человек будет вынужден показать своё истинное лицо, а не «маску» приличного человека, которую многие примеряют на себя, так как информационные технологии сейчас дают возможности для того, чтобы быть кем-то другим. Многие люди в социальных сетях имеют вымышленные имена и статусы, как будто даже переставая быть самим собой.

Интеллигентный человек – не только носитель определённых морально-нравственных характеристик, но и тот, кто при любых обстоятельствах остаётся самим собой. А если человек позволяет себе притворяться, то о какой интеллигентности может идти речь?

Заключение

Является ли понятие «интеллигентность» актуальным в современном мире? Кто же такой интеллигентный человек? Можно ли им притвориться? Эти вопросы стали центральными в нашей работе.

Интеллигент, на наш взгляд, – это человек глубокой внутренней культуры и воспитанности, наделённый интеллектом и добротой. Эти качества всегда отличали лучших из людей, независимо от исторической эпохи. Это качества, чья ценность выше всех мыслимых предметов роскоши и богатства, потому что в мире можно подделать всё, кроме человеческого достоинства и порядочности интеллигентного человека.

Но наше время предъявляет особые требования к интеллигенту. На наш взгляд, недостаточно быть просто воспитанным и культурным интеллектуалом. Необходимо осознавать возможности для практического приложения своего предназначения. Мало просто быть хорошим человеком, необходимо, чтобы хорошего и в мире становилось больше.

В этом, безусловно, долг каждого интеллигентного человека: «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» [4, С. 28]. Поэтому ко всему перечисленному мы бы добавили способность и желание человека действовать во благо своей семьи и страны. И тогда «портрет» настоящего интеллигента станет полным и его роль в современном мире определяющей. Как это и должно быть.

Библиография

  1. Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: АСТ, 2015.
  2. Лихачёв Д.С. Время сближения. Письма, наблюдения. – М.: АСТ, 2019.
  3. Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию ж. Новый мир, 1993 // Электронный источник. Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt 
  4. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – М.: Мартин, 2020.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. – М.: Мир и образование, 2020.
  6. Портал «Психологи на b17.ru»: Интеллигентный человек // Электронный источник. Режим доступа: https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=303932
  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Человек должен быть интеллигентен

Сочинение Человек должен быть интеллигентен

Каждая личность имеет права и обязанности. Многие имеют ложное представление, что человек несет долг только перед законом, но это не так.  Конечно же, необходимо следовать общепринятым правилам, но прежде всего не забывайте, что люди несут обязанность перед социумом. И эта обязанность — быть интеллигентным.

Интеллигентный человек — это высокоразвитая, образованная личность, с высочайшей культурой поведения. В какой-то мере любой мужчина, или женщина, интеллигентны, ведь каждый имеет образование, принципы, собственную мораль, следует конституции и правилам поведения. Но воистину интеллигентный человек — безупречен во всех вышеперечисленных пунктах. Он тактичен, скромен, образован, может поддержать любой разговор, четко выражает мысли как в речи, так и на письме, легко и трезво оценивает искусство, объективно анализирует точку зрения оппонента, бережливо относится к окружающей среде, не выражается, и не употребляет речевого мусора, имеет интерес и тягу к получению новых знаний. Вообще-то, список качеств интеллигентного человека невероятно длинный, если не бесконечен, ведь такая личность постоянно самосовершенствуется, а требования к идеалу интеллигентности растут с каждым днем.

 Интеллигентности можно, и нужно научиться. К сожалению, данное качество не заложено в человека с рождения, но его необходимо развивать. Каждая личность по-разному развивает интеллигентность. Кто-то читает часами книги, пополняя словарный запас, кто-то безостановочно работает над своим образованием, оставаясь на дополнительные занятия, и посещая репетитора, а кто-то прослушивает разнообразные курсы, работает над дикцией и речью. Но, прежде всего, интеллигентность — это доброта, любовь к себе, и желание оказывать незаметную, безвозмездную помощь окружающим. Интеллигентность — это совокупность разных черт характера, которые необходимо себе прививать, а затем развивать годами.

 Интеллигентная личность безоговорочно получает отдачу от общества, ведь люди всегда ценили доброту, объективность и образованность. Именно поэтому, каждый человек должен ежедневно, все больше и больше стремится к совершенству интеллигентности, прививая себе новые качества, и творя добро.

Вариант 2

Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать, проявлять сочувствие, неравнодушно относиться к окружающим. Конечно же, культура, творчество и знания тоже часть интеллигентности человека, но в первую очередь это моральные принципы.

Русский и советский писатель С. Залыгин писал: «Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки».

Автор поднимает проблему реализации интеллигентного отношения в социальной среде. Он задает обществу вопросы: что означает творчество людей, музыка, литература и т.д. в контексте интеллигентного отношения. Люди разных поколений вкладывали в свои работы глубокий смысл, раскрывая собственную натуру и демонстрируя внутренний мир, в котором заложены понятия интеллигентности.

С. Залыгин говорит об ответственном отношении и высоких моральных установках человека, называющего себя интеллигентом. Потому что мерилом этого понятия становится не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности.

Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентное отношение строится не только на количестве знаний и опыте образования, а на конкретных поступках и действиях человека, его умении сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать их.

В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» встречается Андрей Болконский, образцовый герой с глубоким духовным миром. Он невероятно умен, образован и силен. Однако помимо этих качеств герою не чужды патриотические чувства, милосердие и духовность. Цинизм и ложь светского общества отвратительны князю Болконскому. Он постепенно отказывается от высшего света и начинает интересоваться военными действиями, чтобы посвятить себя родине. Герой прошел сложный и полный боли путь через сражения, но его душа все еще полна доброты, любви и сострадания. Эти качества делают персонажа романа истинным образом интеллигентности.

Таким образом, интеллигентность основана на добрых поступках, в независимости от образования человека. Она является отражением понимания, ответственности и сострадания ко всему окружающему.

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Как я провел весенние каникулы

    На весенних каникулах мы вместе с папой решили смастерить кормушки и скворечники, чтобы не пропустить тот момент, когда перелетные птицы вновь вернутся. Для этого мы повесили сооружения прямо в нашем дворе.

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

  • Сочинение Приведи в порядок свою планету рассуждение

    Стоит думать прежде засорять землю, воздух. Ведь даже маленькая бумажка, обертка от конфеты может причинить вред

  • Сочинение на тему Вера в чудо 15.3

    Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

  • Образ и характеристика Никанора Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Никанор Иванович Босой, представленный писателем в образе председателя жилищного товарищества дома на улице Садовой.

  • Личняк личный петух в тюрьме рассказы
  • Лихачев письма о добром и прекрасном итоговое сочинение
  • Личный кабинет как пишется
  • Лихачев письма о добром и прекрасном аргументы к итоговому сочинению
  • Личные границы ребенка сказка