Лиханов крутые горы сочинение рассуждение

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

 средняя общеобразовательная  школа пгт Лальск

Лузского района Кировской области

Сочинение на конкурс «Да будет светлой наша память…» по повести

А.А.Лиханова «Крутые горы»

                                                           Выполнила: Семушина Дарья

                                                           Константиновна, ученица 3 класса.

                                                           Руководитель: Тетерина Вероника

                                                           Павловна, учитель начальных классов

                                                           (контактный телефон: 8 922 935 46 12)

Лальск 2015

                  Была земля и жесткой и метельной,

                                                                    Была судьба у всех людей одна…

       У нас и детства не было отдельно,

  А были вместе – детство и война.

Роберт Рождественский

          Прошло уже 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Сквозь эти годы война кажется нам, детям, лишь страшным сном. Но это был не сон, и когда-то тысячи наших сверстников услышали страшное слово – «война». В том числе и Альберт Лиханов.

         Альберт Лиханов родился в 1935 году в городе Кирове. Его мама проработала всю жизнь в больнице лаборанткой. А отец с первых же дней войны ушел на фронт. Мальчик вместе со своими сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых бойцов. Как он говорил, «у него было  трудное и счастливое детство».  Писатель сам пережил много горечи в войну и поэтому так правдиво изложил  тяжелую жизнь мальчиков.

           «Я не понял, что началась война…»  Так начинается его повесть «Крутые горы».  22 июня 1941 года. Летнее прекрасное утро. Выходной день. Все как обычно.  Коля с мамой сидели под вишнями и даже ничего не подозревали о войне. Вдруг пришёл отец. Он сказал: «Началась война!».  Коля не понял, что такое война. У него было хорошее настроение, хотелось  бежать куда-нибудь по прохладной траве и радостно засмеяться. «Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не понимая, и махал рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался подарить мне значок ГТО…».  Отец Коли ушел на фронт.

           Что такое война, Коля узнавал постепенно. Сначала это были открытки от отца, на которых нарисована женщина с листком в руке и надписью: «Родина мать зовет!».  Потом это были карточки, и теперь только по ним выдавалась еда.  Завариха вместо гречки и пшенки. Пшенка в горшочке с поджаристой корочкой снилась теперь мальчику только по ночам.  Так же мама обменивала свои вещи на продукты. Только отцовский костюм, как священная память об отце, хранилась в гардеробе. Мальчик стал понимать, что война – это горе и голод.

         Во вторую осень Коля пошел в школу.  Школа была старая и маленькая. В классе между партами были узкие проходы, вместо света горела керосиновая лампа, а на партах стояли свечи, дети писали на газетах.  «Почему дети учились в таких условиях, а не в светлых и просторных классах?» — я задала себе такой вопрос. Ответ я нашла в продолжении рассказа. Это потому, что идет война  и всё разрушено, не хватает помещений, электроэнергии.  Все работают под девизом: «Все для фронта, все для победы нашей страны!».

        Учительница у Коли, Анна Николаевна, просто замечательная, добрая, справедливая, строгая, всегда понимающая. Но и ее не обошла беда стороной. Страшное горе постигло ее.  Пришла похоронка на сына. Но при этом она учила  и  воспитывала детей, не показывая им своего горя. Горе  не озлобило ее душу, она осталась такой же доброй и  строгой.  Но в то же время дети искренне сочувствовали ее горю.

         Тяжело в  военное время. Люди берегут свои карточки как самое дорогое, как единственное, чтобы не умереть с голоду. Семью Коли постигла большая беда. Им было совсем нечего есть. Их обокрали. Воры унесли все карточки и самое главное — отцовский костюм. Мальчика это потрясло: «…Меня всего колотило, меня трясло…».

         Трудно в наше время представить, как твою подругу или одноклассника трясёт от голода, а вот Коля из этого рассказа испытал такое чувство. От голода мальчику стала мерещиться еда. Силы его покидали. Все время хотелось спать. Чувство голода пропало,   и не было желания и сил что-либо делать.  Чтобы спасти сына, обессиленная мама сдает свою кровь и получает донорский паек. Коля, увидев эти кулечки с едой и вглядевшись в мамино зеленое лицо, заплакал. Он все понял:  мама сдала кровь. «Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…». Такие тёплые и преданные отношения между родителями и детьми сейчас встретишь нечасто.

         Настоящую войну Коля увидел благодаря своему другу Вовке, который рассказал ему о санитарном поезде. Ребята вместе с учительницей пошли к нему.  «…И я увидел, что окна в этом вагоне без стекол – только в углах торчат острые, похожие на ножи осколки, а обшивка вагона в разных местах пробита рваными дырками…». Мальчики догадались, что поезд бомбили.  Дальше было еще страшнее. Они увидели носилки, на которых лежат мертвые солдаты.   У Коли в душе все перевернулось, его трясло, а учительница и ребята расплываются перед глазами. Я думаю, что в голове у Коли все перепуталось, и он не знал, что ему делать и куда идти. Он вдруг вспомнил отца и то летнее утро, он  вспомнил, как смеялся ему вслед и радостно махал рукой, какой же он был дурачок!…

          Мама старалась скрыть войну. Да разве скроешь войну? Вот она вся на виду: тетради из старых газет, керосиновая лампа, голод, завариха, изрешеченный осколками вагон. А та женщина в платке у санитарного поезда  поразила мальчика особенно. «… Я посмотрел на эту женщину, и мне сделалось страшно…» Ее стеклянные, прозрачные, пустые  глаза говорили о том, что и на душе ее пусто.  Хочется подбежать и помочь этой женщине, но Анна Николаевна сказала: «Им не поможешь…».  Да, мертвых не воскресишь, утрата невосполнима.

        Коля вспомнил те открытки, полученные от отца и ту женщину, которая с открытки призывала всех «Родина мать зовет!». Как и у взрослых, душа мальчика наполнилась ненавистью к фашистам. И мальчик теперь твердо знает, куда зовет его Родина-мать, это помогать Родине здесь, в тылу – шить кисеты и ненавидеть фашистов.

        Ребята понимают, что делают очень важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Видя их старания, им помогает вся семья. Общими усилиями Коля с помощниками сшили целую корзину кисет. Анна Николаевна была приятно удивлена и горда за труд ребят. Особенно она похвалила детей за то, что трудились всей семьей. «Мало сделать самому хорошее – надо увлечь других!».

        И вот радостное событие. Приезжает из госпиталя отец. Коля очень ждал этого дня. Он обнимал отца и молчал, сжимая зубы, чтобы не расплакаться. Отец был горд за сына, узнав про кисеты для фронта. Он пожал Коле руку и сказал: «Вот это по-нашему, вот это по-военному!».  Мальчика переполняли чувства:  «…у меня по спине побежали мурашки, запершило в горле, от такой похвалы отца…».

          Однажды, катаясь на лыжах, отец научил Колю преодолевать трудности. Мальчик показывал отцу свое мастерство. Но тут папа показал мальчику на гору, которую Коля никогда не мог  преодолеть и боялся ее. Коля не хотел показаться отцу трусом и полез на крутую гору. Но у него ничего не получалось и он пробовал  снова и снова. Тогда папа сказал: «Главное преодолеть бессилие, и у тебя все получится, ты мне потом напиши».

         И вот настал долгожданный день – вручение кисетов бойцам. «Настала недолгая пауза…  я никогда  не забуду этого…».  Бойцы кричали: «Ура!»   Коля заревел, не выдержали нервы. Коля испытывает к солдатам большое уважение и чувство гордости за них.  Он уже начинает понимать, что он не тот мальчик, которого мама тащит за руку в школу.  Он повзрослел, научился переживать и сочувствовать горю.

       Поезд уходил на войну. Война продолжалась.  И впереди всех ждали крутые горы. А покорение крутых гор – это тяжелый труд как  по преодолению спуска с крутых  гор, так и по преодолению жизненных испытаний.

      Ах, война, что ж ты сделала!  Унесла жизни людей, лишила детства детей. Но наш народ, он очень сильный, сплоченный, выносливый, дружный.  Не поддались врагу! Все встали на призыв «Родина мать зовет!». И старый и малый. И в тылу и на фронте. Все вместе. Пришли к победе!

      Люди! Всегда помните о тех подвигах,  которые совершил наш народ!  Если бы не они,  нас бы не было сейчас. Люди! Всегда помните, сколько горечи перенес наш народ.  Ведь они голодали, мерзли, страдали. И все-таки они выстояли! Они победили! Чтобы мы жили! Чтобы мы были!

  • Краткое содержание
  • Лиханов
  • Крутые горы

Крутые горы — краткое содержание повести Лиханова

Книга написана о детях переживших войну с Гитлером. Повествование идёт от первого лица, очевидца пережитых событий.

Люди стояли и молча слушали речь Левитана об объявлении войны. В тот момент взрослые не сразу осознали, что произошло, не говоря уже о детях.

Автор был ещё мальчишкой, ему казалось происходящее интересным, он с радостью махал рукой отцу. Никто не мог подумать, что ждёт людей впереди, какие суровые испытания переживут не только взрослые, но и дети. Тогда смотря в след уходящим на фронт бойцам мальчугану было просто весело.

Понимание происшедшего приходило ни сразу, а день за днём, по мере жизни. Домой приходили письма от отца с фронта, мама получала их и долго перечитывала. Потом стали заканчиваться продукты, все и сразу. Ни осталось, ни чего, мама, чтобы прокормить сына, носила свою одежду на рынок и меняла на продукты.

Автор в то время учился в первом классе. Школа была небольшая, а детей очень много, приходилось учиться в три смены. Часто уроки проходили при свечах, потому что не было электричества.

Однажды Учительница решила провести с классом экскурсию. Она повела учеников на станцию, туда прибыл санитарный поезд, с ранеными и погибшими солдатами. Зрелище было страшное, в вагонах разбиты стёкла, а к эшелону бежали санитары с носилками и выносили раненых и убитых. В это момент к автору повести пришло полное осознание войны, с ней перекликалась смерть страдания боль.

Мать, узнав на какую экскурсию, повели её сына, была сильно недовольна. Она всячески старалась уберечь своего ребёнка от правды войны, а в сознании мальчика, что-то ёкнуло. Он почувствовал себя одним целым, с народом, сражающимся против врага.

Ему с другом нестерпимо захотелось внести свой вклад в освобождение Родины. Они с товарищем решили сшить кисеты и подарить их раненым в госпитале. Так и сделали, а на кисетах написали «смерть фашистам».

Через некоторое время в госпиталь попал отец повествователя, ранение у него было не тяжёлым, и папа выпросил разрешения доктора приходить домой. Бывая дома отец научил сына кататься на лыжах, съезжать с горы, с той горы ещё ни кто, ни смог спуститься.

Отец поправился, пришло время ему возвращаться на фронт, своему сыну он наказал, как только научится съезжать с горы на лыжах, чтобы написал письмо.

Повесть учит стойкости и самоотверженности даже в тяжёлое время.

Также читают:

Рассказ Крутые горы (читательский дневник)

Крутые горы

Популярные сегодня пересказы

  • Бедные люди — краткое содержание романа Достоевского

    Макар Алексеевич Девушкин — советник, 47 лет. Он переписывает жалованные бумаги. Недавно переехал на квартиру в район Фонтанки. Живет Макар в бедном доме. Главное для Макара теперь — дешевая цена на квартиры

  • Краткое содержание новеллы Коновалов Горького

    По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой новеллы, ключевая тематика которой заключается в необходимости поиска в жизни каждого человека определенной точки опоры

  • Три охотника — краткое содержание рассказа Николая Носова

    Когда-то давно жили три жизнерадостных охотника, которые любили вместе ходить в лес. Их имена были дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма. В этот раз они не смогли ничего подстрелить, поэтому решили развести костёр и поболтать

  • Сельское кладбище — краткое содержание элегии Жуковского

    Произведение по жанровой направленности относится к элегии и является одним из многочисленных переводов поэта английских стихотворений.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Алымовка»

Внеклассное чтение в 4 классе

Военное детство в повести

 «Крутые горы» А.А.Лиханова

Автор: Рубцова М.О.,

учитель начальных классов

Форма проведения:Внеклассное чтение

Тема:Военное детство в повести «Крутые горы» А.А.Лиханова

Цель: 
Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова.

— Совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения.

— Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, доброты, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.

Задачи:

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Стимулирование читательских интересов учащихся.

3. Воспитание культуры чтения.

4. Развитие коммуникативных способностей детей.

Планируемые результаты:

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

Участники:Обучающиеся 4 класса
Техническое оборудование:Портрет А.А.Лиханова, аудиозапись песни «Священная война» на слова Лебедева-Кумача.,  толковые словари, выставка книг А.А.Лиханова.

 
Главное, одолеть бессилие –

всегда и во всем. Главное,

почувствовать себя сильным.

А. Лиханов

    Ход урока

I.Организационный момент:

— Добрый день! Сегодня мы посвятим урок чтения творчеству Альберта Анатольевича Лиханова и более подробно рассмотрим одно из его произведений – повесть «Крутые горы» дилогии «Русские мальчики».

Почему мы выбрали именно это произведение, скорее всего, потому что приближается значимая дата в нашей истории – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
II. Вступительное слово учителя: 

        Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Мы счастливы, что не видели ужасов войны. Нам, не испытавшим их, трудно представить те тяготы и лишения, которые пришлось испытать её очевидцам. Но каждый из вас, когда слышит слово война, наверное, представляет себе что-то страшное, леденящее душу.

        Мы перелистаем страницы книги Альберта Лиханова «Крутые горы», повествующей о том тяжелом военном времени. Мы посмотрим на войну глазами тех детей, которые её испытали. Вместе с авторами и её героями мы переживаем полные трагизма события первого года войны, прочувствуем, какая сила помогла нашему народу преодолеть всю горечь пережитых неудач, не упасть в панику, сохранить в сердцах чувства доброты, отзывчивости, благородства, уверенности в неизбежности победы. Это животворящее чувство веры в грядущую победу было рядом с героями Альберта Лиханова «Крутые горы». Мы вместе с героями будем делить радости и горести, так как жизнь, по словам Альберта Лиханова, это не туго натянутая струна, в ней есть находки и потери. А когда человек видит горе, он больше ценит счастье и радость, истинную дружбу и доброту. А война – это горе.
II. Сообщение ученика об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны – в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.


Учитель: Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают. «Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование.

III. Анализ произведения:

Давайте приготовим книги, вспомним повесть и поработаем по содержанию произведения.

— От чьего лица ведется повествование? (От лица первоклассника Коли. Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.)

— Докажите текстом то, что мальчик не понял, что началась война.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего ещё толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что на последок он всё-таки догадался подарить мне значок ГТО…». )

(Звучит песня «Священная война», постепенно стихающая.)

— Коля не понял, что началась война, он даже не представлял, что такое война. Но он видел, что в жизнь ворвалось что-то нехорошее, какое-то общее горе. А горе делает людей взрослее. Как же мальчик постепенно начинал понимать, что такое война? (Открытки отца с надписью «Родина-мать зовёт!», продуктовые карточки, завариха вместо гречневой и пшенной каши, обмен вещей на продукты.)

Найти в тексте доказательства своих суждений.

— Так что же  узнал Коля о войне. ( Война-это горе, это голод.)

— Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему? (Костюм отца. Эта вещь — священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война.)

— Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы.

Найти в тексте, какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».) 
Найдите в тексте строки, рассказывающие об учительнице Анне Николаевне. Какие душевные качества отмечает в ней повествователь? (Самообладание, отзывчивость, доброта.)

—  Легко ли было учиться детям во время войны?

— Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах? (Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети.)
Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)
Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе? («Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин. Вовка Крошкин мне поведал о санитарном поезде, который прибыл в их город». Ребята вместе с учительницей пошли к нему.)

— Найдите в тексте описание санитарного поезда. («… и я увидел, что окна в вагоне без стекол — только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».) Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили.
Что особенно потрясло детей? («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…».) 
 Что почувствовал Коля? Какие лексические средства использует автор, передовая душевные потрясения Коли? Зачитайте. («Меня трясло, я старался сдерживаться, но чувствовал, как помимо моей воли губы разъезжаются в стороны, а учительница и ребята расплываются…».)
 Всенародное горе. Похоронные извещения. Женщины — вдовы. Дети — сироты. Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его? (Найдите в тексте.) «Одна женщина потрясла меня особенно… Я посмотрел на неё, и мне сделалось страшно».

Глаза — зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? Найти прилагательные, которые использует автор при описании глаз. («Прозрачные, пустые, остекленевшие» .

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

— О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь. Утрата невосполнимая.)

—  Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит. Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. (…«Гады, — прошептал я, — гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».)

— Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.)
Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю.)
Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Что чувствует Коля? Найдите в тексте. («Меня всего колотило, меня трясло… это настоящие фашисты…».)
Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»).

— А что такое совесть? Найти значение этого слова в «Толковом словаре». (Совесть это ответственность за свои поступки.)
 Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.

— Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное: одолеть бессилие — всегда и во всем, главное — почувствовать себя сильным».)

— Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.) 
Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачийте описание этого торжественного момента. («Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!».) 
Зачитайте последние строки повести. («…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…И много было впереди всего. У меня — крутых гор. У отца — трудных дней. 

— В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

IV. Работа с иллюстрациями

— Вспомните эпизоды, которые отображены на данных иллюстрациях нашего современника Сергея Острова.

О каком эпизоде из повести говорят эти иллюстрации?

V. Подведение итога

-Почему повесть называется «Крутые горы»?

— Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои А.Лиханова преодолевают их.

-Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды.

— О чем нас заставляет задуматься произведение?

Как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Альберта Лиханова помогают нам в этом.

— Сегодня мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

Используемые источники:

1. Лиханов А. А. Крутые горы. Кикимора. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 160 с.

2. Лиханов А. А. Собрание сочинений в семи томах. – Т. 4. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 672 с.

3. Мамончикова Е. Б. Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Источник: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-knige-aalihanova-krutie-gori-959221.html

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПОВЕСТИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА «КРУТЫЕ ГОРЫ»

Цель: Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова. Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть. 

Задачи занятия:

1. воспитание патриотизма и любви к Родине;

2. стимулирование читательских интересов учащихся;

3. воспитание культуры чтения;

4. развитие коммуникативных способностей детей.

Ожидаемый результат:

В результате работы учащиеся должны углубить знания о жизни детей в годы войны; усвоить основные понятия: доброта, отзывчивость, совесть.

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей,

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

Оборудование: 

— портрет А.А. Лиханова;

— плакат «Родина-мать зовёт»,

— книжная выставка «Читаем Альберта Лиханова»,

— творческие работы учащихся,

— карточки-слова,

-толковый словарь,

— компьютер, проектор, экран,

— презентация.

Форма организации работы: индивидуально-групповая работа учащихся

Продуктдеятельности: оформление отзыва в читательском дневнике, рисунок к прочитанной повести, выразительное чтение понравившегося отрывка (по выбору).

Место проведения: школьная библиотека (класс)

Ход занятия: сканирование0010.jpg

Главное, одолеть бессилие – всегда и во всем. Главное, почувствовать себя сильным.

А. Лиханов

Ход занятия:

На доске и экране

Вступительное слово библиотекаря:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и Великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории.Писатели и художники, композиторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть страницы нашей истории, донести до нас все ужасы войны.

Мы прочитали одну из повестей А.А.Лиханова «Крутые горы», дилогии «Русские мальчики», повествующей об этом тяжелом времени. Автор предоставляет нам возможность посмотреть на войну глазами тех детей, которые её испытали.

Слайд 1, 2

Портрет

А. А. Лиханова. Книга

«Крутые горы»

Коротко об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны – в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Слайды 3-7

Библиотекарь:

Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают.

Плакат

«Родина-мать зовет»

«Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование. 

Отзыв из читательского дневника в подтверждение слов читает –Кочурин Михаил, Пинигина Даша

Слайд 8, 9

Карточка со словом «ВОЙНА»

Библиотекарь:

По-прежнему цветет вишня, по-прежнему играют дети, но что изменилось в городе, что является свидетельством военного лихолетья?

Чтение текста из книги учеником ___________________

«Что такое война, я узнавал постепенно …», (стр. 6)

Слайд 10

«ОТКРЫТКА»,

«ПРОДУКТОВАЯ КАРТОЧКА», «ЗАВАРИХА»

Карточки со словами вывешиваются на доске во время чтения текста

Вопрос: Что узнал Коля о войне?

Вывод:Война-это горе, это голод. 

Подтверждение из читательского дневника

Читает – Пенских София

«ГОЛОД»,

«ГОРЕ»

Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос

Библиотекарь:Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему?

(Костюм отца. Эта вещь — священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война)

«КОСТЮМ ОТЦА»

Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос

Слайд 11

Библиотекарь:

Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы. Какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».) 

Отзыв из читательского дневника

читает – Пахтусова Соня

Библиотекарь:

Легко ли было учиться детям во время войны?

Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?

(Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети).

«РАЗРУХА»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе?

(«Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин»).

Отзыв из читательского дневника

Читает –Русаков Владимир, Кузьминых Артем

СЛАЙД 12

«САНИТАРНЫЙ ПОЕЗД»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Найдите в тексе описание санитарного поезда (стр.19, 21). 

«… и я увидел, что окна в вагоне без стекол — только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».

Библиотекарь:

Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили. Что особенно потрясло детей? («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…»).

«БОМБЕЖКИ»

Карточки со словами вывешиваются на доске

СЛАЙД 13

Библиотекарь:

Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его?

Чтение текста учеником (стр. 20) ______________

«Одна женщина потрясла меня особенно».

Библиотекарь:

Глаза — зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? («Прозрачные, пустые, остекленевшие»)

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь.Утрата невосполнимая).

«СМЕРТЬ»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. 

«Гады, — прошептал я, — гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».

Отзыв из читательского дневника

Читает –Воронин Кирилл, Суханова Ариадна

СЛАЙД 14

Библиотекарь:

Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.) 

Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю). 

«ПОХОРОНКА»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»). А что такое совесть? (Совесть это ответственность за свои поступки.) 

«СОВЕСТЬ»

Найти значение этого слова в «Толковом словаре».

Библиотекарь:

Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное, одолеть бессилие — всегда и во всем, главное — почувствовать себя сильным»)

Отзыв из читательского дневника

Читает –Воронин Кирилл

СЛАЙ 15

Библиотекарь:

Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.) 

Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента (стр.74-76)

(«Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!»).

Библиотекарь:

Зачитать последние строки повести.

(«…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…Имного было впереди всего. У меня — крутых гор. У отца — трудных дней»)

СЛАЙД 16

Вывод:

Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

Почему повесть называется «Крутые горы»?

(Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их)

СЛАЙ 17

с вопросом

Заключительное слово:

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

На сегодняшнем уроке мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

«ДОБРОТА»,

«СОВЕСТЬ»,

«ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Используемые источники:

  1. Альберт Лиханов: книги об истинах, честности и победах [Презентация] / Арапова А. Е., вед.библиотекарь Филиала МБУК «ПБ» НГО«Читай-город». — Новоуральск , 2015. – 55 слайдов.

  2. Лиханов А.А. Крутые горы/ А.А. Лиханов. Рис. В. Юдин. – М.: Издательство «Машыш», 1983. – 89с. : ил.

  3. Мамончикова Е. Б. Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/18/5-klass-klassnyy-chas-chitatelskaya-konferentsiya-po

  4. Мелешина Г. Ю. Урок литературы «Война глазами детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://multiurok.ru/meleshina/files/urok-litieratury-voina-ghlazami-dietiei-po-poviesti-a-likhanova-krutyie-ghory-6-klass.html/

Популярные сегодня пересказы

  • Сказки об Италии — краткое содержание произведения Горького
    В своих Сказках об Италии Максим Горький, условно говоря, рассчитался с советской властью во многом благодаря которой и отправился в свой длительный отпуск в эту великолепную страну. Книга представляет собой цикл рассказов
  • О шпаргалке — краткое содержание рассказа Аверченко
    Произведение «О шпаргалке» авторства русского писателя Аверченко посвящено шпаргалке. Оно представляет своего рода эссе об этой вещи, которая помогает многим школьникам
  • Белое облако Чингисхана — краткое содержание рассказа Айтматова
    Действие происходит в феврале 1953 года. Главный герой повести Абуталип Куттыбаев находится в следственном изоляторе города Алма-Ата около месяца. Его семья – жена с двумя детьми живут на полустанке Боранлы-Буранный.
  • Краткое содержание повести Плотницкие рассказы Белов
    В произведении Белова В.И. главный герой представлен инженером Константином Зориным, мужчиной в самом расцвете лет. Он приехал отдохнуть во время отпуска в деревню, откуда он родом.

Альберт Лиханов — Крутые горы

1 …

Альберт Лиханов

Крутые горы

Я не понял, что началась война.

Мы сидели на стеганом одеяле под вишнями, чтобы не просквозила земляная сырость, а отец ушел за пивом. Его что-то долго не было, хотя пивом торговали на углу – пять минут ходу, а потом он, вошел в сад – громко хлопнула калитка, и я увидел, что он идет быстро, будто опаздывая, и лицо его напряжено, и вообще что-то с ним такое случилось, потому что пиво не приносят с таким лицом, и немножко удивился, а отец подошел торопливым шагом и остановился у одеяла.

– Война началась! – сказал он, и все ему улыбнулись, не понимая, а потом вдруг вскочили с одеяла, и я отвернулся, уже забыв про отцовские слова, и увидел, как опять дунул легкий ветер и на траву просыпались вишневые белые лепестки, будто в самую жару выпал снег.

Я не понял, что началась война, и позже, когда собралось много родственников и отцовских друзей, все выпивали, как на празднике, а потом отец встал – в черном пиджаке со значком ГТО на серебряной цепочке, надел на крутой лоб крапчатую модную кепку с длинным козырьком и закинул за плечи брезентовый походный мешок.

Все вышли во двор – знойный от жары, зеленый от травы и светлый от солнца и, потоптавшись, помолчав, словно не зная, что прибавить, вдруг стали рассаживаться где попало. Бабушка уселась на бревно, старый такой кряж, который все никак не собрались распилить, мама с отцом на лавочку, а гости прямо на траву – сочную и густую.

Взрослые сидели молча, усадив и меня, а мне все хотелось вскочить и побежать куда-нибудь по прохладной траве. Но меня не пускали. Чья-то тяжелая рука лежала на моем плече, будто груз, и я не мог вскочить, не мог побежать по манящей траве и удивленно разглядывал хмурые лица, краешки опущенных губ и морщины.

Потом все встали, и отец подошел ко мне. Я почувствовал, как он подхватил меня, подбросил вверх, к солнцу, и я счастливо рассмеялся. Я взлетал и взлетал прямо к небу и видел, как разглаживаются хмурые лица внизу, как улыбается бабушка, как смотрят на меня гости, приятели отца. Приветливо и открыто.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался, все-таки подарил мне значок ГТО на серебряной цепочке.

Отец шел по пыльной жаркой улице, а справа и слева от него и мамы шли гости; они шагали, взявшись под руки, словно собрались на прогулку, и заняли всю булыжную мостовую. Они еще пели про Катюшу – замечательная такая песня, – отец оборачивался иногда, а я стоял возле бабушки и все улыбался, потому что у меня было хорошее настроение.

* * *

Что такое война, я узнавал постепенно.

Сначала это были письма. Отец посылал открытки с войны, и на открытках была нарисована женщина. В одной руке она держала листок с клятвой, а второй указывала вверх. Вверху же было что-то написано, я разбирал по слогам: «Ро-ди-на-м-ать зо-вет!» – и всякий раз подпирал кулаком подбородок. Кого это зовет Родина-мать? Получалось, она звала всех, а значит, и меня, но я все не мог придумать, куда идти мне. Пригорюнясь, я вспоминал светлую летнюю улицу, по которой уходил отец с гостями, пытался припомнить его лицо, но оно исчезало, стиралось из памяти, и я пугался этого. Тогда я смотрел на карточку, которая висела над комодом. Отец был там каким-то ужасно молодым, но все-таки очень похожим на себя, и я успокаивался. Но куда же звала меня Родина-мать, я не понимал, как ни внимательно разглядывал открытку. Отец писал какие-то веселые слова – мама всегда читала вслух его открытки, плакала при этом, а мне страшно хотелось понюхать отцовскую открытку, потому что она была желтой, будто пропитанной маслом.

Оставшись один, я нюхал ее тщательно, долго, будто пес, но она ничем, кроме бумаги, не пахла.

Потом мама принесла разноцветные листки. Листки состояли из клеточек с цифрами, и мама сказала, что теперь вся еда будет продаваться только по этим талончикам. И полезла в ларь, смотреть, сколько осталось у нее довоенной пшенки и гречи. Мама вздыхала, качала головой, говорила, что остались крохи, а я радовался, что теперь меня не будут заставлять есть эти ненавистные каши.

Впрочем, скоро я переменил свою точку зрения, и пшенка в горшочке, с поджаристой румяной корочкой являлась мне во сне как укор и как наказание, потому что мама освоила новое блюдо – завариху.

Завариха была удивительной едой. Я много раз видел, как ее готовила бабушка или мама, и до сих пор помню, как это делается. В горячую воду сыплют муку, добавляют чуть соли, варят – и все в порядке – берись за ложку и проверяй свою жизнь. Если ложка в заварихе стоит торчком – еще ничего, жить можно, мука, значит, есть, а если ложка падает, дело худо, мука на исходе, и значит, за едой мама опять станет вздыхать, а потом подойдет к гардеробу и будет перебирать плечики с одеждой.

Мама сердито двигает плечики, они стучат железными крючками, стучат с каждым разом все громче, потому что все больше в шкафу пустых плечиков.

Один лишь отцовский костюм висел в стороне, укутанный простыней, будто ему холодно и он может замерзнуть. Мама никогда не прикасалась к нему – она двигала свои платья, и каждый раз, как жиже становилась завариха, одно куда-то уносила.

Мамины платья исчезали, а завариха не исчезала никуда, и тогда по ночам мне стали сниться эти маленькие глиняные горшочки с распаренной крупитчатой кашей, покрытой румяной корочкой. Такие горшочки бабушка доставала из печи по утрам в воскресенье, и я начинал понимать, что те воскресенья и те утра были раньше.

Были до войны.

* * *

Во вторую военную осень я пошел в школу.

Парты в нашем классе стояли в четыре ряда, оставляя узкие проходы, такие узкие, что учительница ходила по ним боком. К концу каждого урока становилось жарко и душно, на переменке дежурные строго-настрого всех выгоняли, открывали настежь все форточки. Школа была старая, маленькая, неприспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что не только разбежаться было невозможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями.

Мне эта толкотня и теснота не казались удивительными, потому что в другой – просторной – школе я не учился, не знал, что может быть как-нибудь по-иному, и я продирался на переменках сквозь ребячью толпу, двигая локтями в бока, сам наезжая на чужие локти и радуясь этой веселой неразберихе.

Школа работала в три смены, первышам, конечно, уступали первую, и подниматься приходилось рано, потому что уроки начинались в восемь.

Зимой мы с мамой выходили из дому, когда была еще настоящая ночь, над головой висели россыпи крупных звезд, хрупал под валенками жесткий снег, на улице горели редкие фонари, похожие на одуванчики оттого, что их свет в морозном воздухе расходился ровным кругом.

1 …

Никто, стр. 1

Альберт Лиханов

Никто

Часть первая

Нечаянный интерес

1

По имени звали его очень редко, да и как тут станешь по имени к каждому обращаться, когда одних вот Колек не меньше чем десятка три во всем интернате из двух-то с половиной сотен живых душ, так что для различения училки да воспитательницы звали их по фамилиям, а меж собой обращаться принято было по кликухам, придуманным, кажется, не кем-то лично, каким-нибудь остроумцем, а, можно сказать, самим существованием. Как-то так выходило, что кличка выговаривалась сама собой, нередко даже самим ее будущим владельцем, порой произносилась в споре о чем-нибудь совершенно постороннем, и кем произносилась, никто потом вспомнить не мог, и были они, их новые имена, самыми разными – от нейтральных, как у него, вполне естественных, до обидных и даже оскорбительных – но это оставим пока в стороне.

Его же кликали Топорик, Топор, а когда сердились, то и Топорищем, хотя это слово означало совсем иное, чем означает топор. Все шло от его фамилии Топоров, а по имени его звали Кольча – ласкательно и уменьшительно сразу.

Светлоглазый, с круглым лицом, в раннем детстве он был одним из стайки головастиков, не просто похожих друг на друга, но абсолютно одинаковых, а потом, с годами, не то чтобы вырвался вперед, а отошел в сторону, пожалуй. Обрел масть – темно-русые, откуда-то шелковистые красивые волосы, которые, если их не состригать безжалостно воспитательскими ножницами, наверное, предназначенными когда-то для стрижки баранов, льются волшебными струями от макушки во все стороны, легкие и пышные, сами по себе составляя в зависть беспородному девчачьему большинству неслыханное богатство.

Еще одна подробность – брови. Казалось бы, и они должны иметь цвет в масть волосам, но по прихоти природы брови у Кольчи были абсолютно черные, ровно насурьмленные, и разлетались от переносицы прямыми стрелками, придавая его лицу решительное выражение.

Широкий нос с широкими же ноздрями и широкие губы завершали Кольчин облик какой-то утвердительностью, определенностью, твердостью. С годами он обогнал сверстников ростом, хоть и был при этом тонок, как прут или лозина, но главное, всегда обгонял остальных каким-то непонятным признанием, никоим образом им самим не создаваемым.

Причиной признанию были два качества – вот этот самый решительный вид и неспешность заключений.

Среди этих неспешностей были явные, когда требовалось вынести свое суждение о ком-то или о чем-то. Но были и тайные.

На глазах у него время от времени происходили странные сцены, на которые он взирал в разные годы своей жизни по-разному. Пока был мал и не больно смышлен, он независимо от себя почему-то волновался, подрастая же, волнение это как будто заталкивал вглубь себя, сам же усмехался снисходительно, выражая презрение всем своим видом, но непонятно для самого себя всегда помалкивал.

А сцены эти были такие. Вдруг во дворе интерната появлялась женщина и начинала, обращаясь к тем, кто тут оказывался, охотнее же все-таки не к взрослым почему-то, а к детям, просить, чтобы ей позвали Нюру такую-то или Васю такого-то. Заторможенный интернатовский народ начинал вслух соображать, о ком же конкретно идет речь, впрочем, чаще всего замедленность эта объяснялась тем, что имена в интернате слегка подзабывались, уступая, как было сказано, место кличкам, и требовался ресурс времени, чтобы определить искомую фигуру. Наконец, ее высчитывали, будто решали задачку, и за званым или званой устремлялся гонец, и чаще всего не один; бывало, что в погоне, оттирая друг дружку, обгоняя, ставя подножки, гонцы забывали свою задачу, затормаживая или даже останавливаясь вовсе и обмениваясь тумаками, и тогда оставшиеся в ожидании начинали им орать, чтобы те вспомнили, зачем они вызывались бежать.

И вот во двор выбегал пацан или девчонка, которую звала женщина. Выход этот взирала уже, как правило, целая толпа – к тому времени, пока вычисляли, к кому пришли, скачки гонцов и, главное, сам факт появления постороннего человека выводил на улицу немалую часть интернатовского люда, среди которого возвышались и взрослые фигуры – учительница, воспитательница, а то и сам директор Георгий Иванович.

Высокий и тощий, вершитель судеб, генеральный прокурор и верховный судья, начальник и милостивец, человек всегда и во все вмешивающийся, он тем не менее в таких вот положениях никогда не торопился. Выходил, стоял среди ребят, сходил с тропки, сдвигался в тень и там все ждал, когда найдут того, кого ищет женщина. Наконец вызываемая фигура являлась. Женщину признавала, ясное дело, издали или даже вовсе еще не видя, и вот тут бывало по-всякому.

Чаще всего, если это была девчонка, она бежала к этой Женщине. Маленькие девчонки ревели при этом, и тогда народ, не задерживаясь, расходился. Девчонки постарше могли идти не спеша, на одеревеневших ходулях, лицо покрывалось рваными алыми пятнами, народ снова разбредался, но не так поспешно. Мальчишки постарше приближались нерешительно, и было ясно, что они боятся, как бы остальные не разглядели их слабины.

Странное дело, ни одна из женщин, приходивших в интернат, не запомнилась Кольче. И фигурами, и лицами, и одеждой, и даже родом они все походили одна на другую, будто были скроены, сшиты одной рукой. Этакие одинаковые поношенные куклы. На них мог быть платок или берет, они могли быть простоволосы, но это не обманывало проницательный взгляд. Лица стерты и невыразительно круглы, ноги коротки и некрасиво обуты, руки недлинны, а сами тела будто обрезаны – этакие обрубыши.

Это были матери, когда-то родившие сдержанно идущих к ним или опрометью бегущих детей. Детей, которые им больше не принадлежали, и потому, наверное, наблюдавшие интернатовцы женщин этих матерями не называли, а называли мамашками.

Давно прошли времена, когда врали про своих родителей, выдумывая им красивые беды. Мол, отец сидит в тюрьме, потому что защищался от бандитов и одного убил. Или, дескать, родители погибли в автокатастрофе. Нынче правда не украшалась, наоборот, по новой неписаной моде дети старались ее подчернить. Не раз Кольча слышал, как вполне хладнокровно какая-нибудь интернатовская девчонка, сама слывущая недотрогой, называет свою мамашку проституткой. Он поражался, когда обнаруживал эту проститутку во дворе: такая же, как все остальные, – плосколицая, коротконогая и короткорукая кукла в обтертом плаще – кому она нужна. Он представлял себе проституток совсем другими.

Кольча знал, как и знали все остальные: бывшие матери приходят сюда со страхом. Некоторые для храбрости принимали полстакашка, и это было видно на расстоянии не одним детям, но и взрослым, особенно Георгию Ивановичу, и он, бдительным оком установив сей факт, не удалялся, а, напротив, приближался к мамашке и ее дитю, но для начала на деликатное расстояние, чтоб не слышать внятно их разговора, а если устанавливал, что допустимая норма в полстакашка неразумно преодолена и мамашку несет не в ту степь при рассуждениях о жизни и ее бедной доле, выдвигался на ближние позиции и требовал обтертую куклу покинуть вверенную ему территорию.

Пару раз Кольча вместе со всеми бывал свидетелем громких скандалов на эту тему, но чаще всего одинаковые куклы одинаково тихо исчезали, чтобы появиться через полгода, через год или вовсе не появиться.

Зачем они являлись вообще? Чтобы отдать своему дитю шоколадку и полистироловую игрушку – какого-нибудь крохотного медвежонка? Чтобы все в интернате узнали, какая у тебя мать?

А несколько раз, то ли по причине редких посещений, то ли из-за пропитой памяти, а может, по иным, неведомым первому взгляду причинам мамашки просили позвать своего сынка или доченьку у ребячьего кружка, в котором и были эти сынок и доченька, не узнавая их. На фиг нужны такие мамашки?

Впрочем, тоже пару раз, не более того, Кольча видел, как безликий обрубок менялся, превращался в человека.

Аннапурна — величественная богиня Гималаев

Наименование переводится с санскрита как «богиня плодородия». Располагается эта сложная для восхождения, крутая гора в Непале. Аннапурна — часть Главного Гималайского хребта с южного отрога. Весь горный массив насчитывает 13 вершин, чья высота больше 7000 м, 16 высотой более 6000 м. Альпинист из Америки охарактеризовал эту вершину так: сплошная опасность, полностью покрытая льдом.

Самый опасный из всех восьмитысячников, уровень смертности альпинистов до 2012 составлял здесь 32%, сегодня он немного уменьшился.

Именно Аннапурна стала первой горой высотой более 8 000 метров, куда человек взобрался впервые. Это удалось экспедиции из Франции в 1950 году, состоявшей из двух человек. Чтобы спуститься, они потратили 14 дней, при этом в результате сильного обморожения потеряли на ногах все пальцы, один обморозил руки. Их восхождение признано одним из самых выдающихся достижений во всей истории мирового альпинизма.

Эйгер — опасная северная стена

Несмотря на высоту всего в 3 962 м, эта вершина признана одной из самых опасных, сложных в мире. Смертельная стена, которая тянется вверх на 2 км, является наиболее опасной частью. Систематически с Эйгера отрываются глыбы льда, которые соскальзывают вниз. В 1938 Эйгер был покорен впервые.

Маршрут очень сложный еще из-за сильного перепада высот, неустойчивой погоды. Эйгер прозвали людоедом, здесь за все годы восхождений погибли 64 человека.

Маттерхорн — одна из самых опасных

Из всех пиков в Альпах этот самый сложный. Северный склон Маттерхорна признан неприступным, восхождение крайне сложное. Подниматься очень тяжело и опасно из-за частых снегопадов, лавин, камнепадов. В 1865 покорить вершину посчастливилось сразу двум группам, но одна из них погибла из-за обрыва троса при спуске.

Гора популярна своей уникальной формой, похожа на рог, который растет прямо из долины. Находится Маттерхорн на границе Италии со Швейцарией, в альпийской живописной местности, Пеннинских Альпах. Внушаемый людям страх от вершины, очень сложное технически восхождение не позволяли покорять гору долгое время. Среди основных альпийских вершин она стала одной из самых последних, которую человек смог покорить. Сегодня это популярный объект для альпинистов, каждый год тысячи человек пытаются добраться до вершины. Наиболее популярен маршрут через гребень Хернли со стороны Церматта. Еще один маршрут — по гребню Лион. Остальные стены и гребни люди осмеливаются покорять редко из-за высокой сложности.

Стоит отметить другие опасные горные вершины континентов мира:

  • Пунчак-Джая, высочайшая точка Океании и Австралии, чья высота 4 884 м, располагается в Индонезии. Взобраться сюда непросто, что особенно привлекает экстремальных альпинистов, ведь технически это очень сложно;
  • Килиманджаро в Танзании, высота 5 895 м. Около 40 000 человек ежегодно пытаются подняться на нее;
  • вершина Аконкагуа в Андах, высотой в 6 959 м. Не все альпинисты считают ее сложной, но очень высокий риск пострадать во время подъема;
  • Гора Мак-Кинли (Денали), приходить сюда для покорения вершин предпочтительно в период с мая по июль. Тогда погодные условия более или менее нормальные. Находится Мак-Кинли на территории Северной Америки.

  • Личность чацкого в комедии горе от ума сочинение
  • Личность петра гринева в повести капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Личность которую я уважаю короткое сочинение 6 класс обществознание
  • Личность которая меня вдохновляет сочинение по обществознанию
  • Личность и общество возможна ли гармония итоговое сочинение бесприданница