Лихо одноглазое картинки из сказки

История персонажа

Лихо Одноглазое — кровожадный, злобный и коварный монстр, не знающий сострадания. Издревле этому персонажу приписывают трагические значения: горе, беды, неудачи. В отличие от других злодеев, он не знает сострадания, а победить его не способны даже самые сильные и храбрые герои.

Образ Лиха в мифологии разных стран

Исходя из славянских мифов, живет оно в большой избе в густом лесу. Спит чудовище на обглоданных человеческих костях, хотя не побрезгует съесть любое встретившееся существо. В других описаниях место жительства великана с одним глазом — болото. Неотъемлемый атрибут такого персонажа — волшебный череп, который зазывает заблудившихся людей.

Это сопутствующий антигерой русских народных сказок, однако о кровожадном монстре речь шла еще в славянских преданиях. По одной из версий, это существо — потомок Вия. По другим источникам создали этого монстра боги, чтобы наказывать людей за преступления.

Интересна легенда, согласно которой у великана Лиха было изначально два глаза. Один считался подарком Белобога, другой — Чернобога. Чудище обладало магическими способностями, которые давали ему неуязвимость перед человеческим оружием.

Но когда оно приступило к службе, то было разочаровано. Те беды, которые оно насылало преступникам, приносило счастье «недостойным» людям. Поэтому великан вернулся, чтобы попросить Белобога вынуть «неправильный» глаз. С тех пор чудище стало одноглазым и несет людям только зло, беды и горе. А ввиду подслеповатости, может и ошибиться в выборе жертвы.

Поэтому у славянских народов есть поверье, что нельзя «поминать лихом». То есть не стоит жаловаться на трудную судьбу и лишения, иначе страшное чудовище придет и покажет, что такое настоящее горе.

Образ одноглазого монстра характерен не только для восточнославянской мифологии. В фольклоре других народов также присутствует всепоглощающее зло, не знающее сострадания и милости к оступившимся.

Так, в ирландских поверьях есть Балор, который способен убивать неугодных одним взглядом. Правда, ему предрекли, что его победит собственный внук. Истребляя своих потомков, монстр не смог достать маленького Луга, который и убил одноглазого дедушку.

В тюркских мифах интересен Тепегёз — великан с одним глазом, который живет в пещере. Согласно сказаниям, он утаскивает человека в логово, чтобы съесть. Но находчивый герой умудряется ослепить великана и сбежать из пещеры в овечьей шкуре.

Похожие мифы встречаются у азербайджанцев и якутов. Восточнославянские мифы и легенды других стран об одноглазом чудовище имеют схожие черты с древнегреческим Полифемом. Исследователи считают, что происхождение Лиха также связано с легендой об Одиссее.

Полифем — циклоп-великан, сын самого Посейдона. В поэме Гомера царь Одиссей после возвращения с Троянской войны высаживается на острове циклопов. Их встречает Полифем и, пренебрегая гостеприимством, закрывает в пещере.

Каждый день монстр съедает 6 человек из команды Одиссея, оставив царя напоследок. Но Одиссею удается обхитрить монстра. Он изготавливает острый кол из дубины циклопа, а затем протыкает единственный глаз. После вместе с командой выбирается незамеченным с острова, привязав себя к брюху овцу.

На Руси образ великана-людоеда стал воплощением злой судьбы и неудачи. Это некий дух, который персонифицировал в себе человеческое горе. В сказках иногда появляется как женщина-людоед.

Происхождение одноглазого чудовища прослеживается не только в мифологии, но и из исторических документов. Так, в работе географов Древнего Рима и Греции имеется информация об удивительном народе — аримаспах. Историки описывали их как искусных воинов с одним глазом на лбу, славящихся физической силой.

Геродот также в своих трудах описывал этих людей, называя их северными соседями скифов. Отец истории утверждал, что аримаспы воевали с грифонами, чтобы украсть у них золото. Но, не выиграв этой битвы, одноглазый народ перекочевал в дремучие леса севера.

Сегодня историки не отрицают реальность существования в прошлом таких загадочных людей. Согласно исследованиям и раскопкам археологов, следы пребывания аримаспов зафиксированы в XIX веке в Карелии. А знаменитый путешественник Матиас Кастрен, пребывая на Русском Севере, отмечал, что слышал много рассказов о них в карельской глубинке.

Лихо в сказках и фильмах

Самая известная русская сказка об обитателе дремучего леса у писателя Александра Николаевича Афанасьева. В сюжете кузнец наткнулся в лесу на избушку, в которой жила страшная и высокая старуха с одним глазом.

Испугавшись, хотел, было, кузнец унести ноги, да только Лихо уже решило отобедать незваным гостем. Но перед этим попросила старуха выковать ей глаз. Кузнец согласился, связал ее и проткнул здоровый глаз раскаленным шилом. Старуха рассердилась и заперла избу, чтобы кузнец не сбежал. Наутро хозяйка дома стала выгонять овец на улицу. Мужчина надел шубу шиворот-навыворот и так улизнул от страшного Лиха.

Лихо одноглазое выступает сопутствующим персонажем и помощником Кощея Бессмертного в фантастическом произведении Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Повесть в жанре сказки описывает приключения мальчика, который встречается с Бабой-Ягой, Кикиморой, Домовым, Соловьем-разбойником и другими узнаваемыми персонажами.

По мотивам повести в 1982 году сняли музыкальный фильм для детей «Там, на неведомых дорожках». Роль одноглазого чудища сыграла Елена Озерцова, продемонстрировав образ монстра в виде высокой женщины с длинными запутанными волосами. Внешний вид персонажа списан с картинок русских народных сказок.

Мифологический персонаж глубоко закрепился в славянском фольклоре. Отождествление Лиха с горем и несчастьем породило огромное количество пословиц, самая популярная из которых звучит так:

Не буди лихо, пока оно тихо.

Пословицы и поговорки

  • Не буди лихо, пока оно тихо.
  • Не поминай лихом.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.
  • Лиха беда беде прийти, а победки с ног собьют.
  • Лихо никто не кличет, оно само явится.

Библиография

  • 1984 — «Лихо Одноглазое»
  • 1972 — «Вниз по волшебной реке»

Фильмография

  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках»

Лихо одноглазое


кузнец на печи дверь открылась и вошло стадо баранов а за ним лихо

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своём в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое   там такое лихо на свете.
Вот и пошёл кузнец лиха искать. Шёл-шёл, зашёл в дремучий лес. Смотрит по сторонам и видит: неподалёку стоит большущая изба. Постучал — никто не отзывается; отворил дверь, вошёл — пусто, нехорошо. Забрался кузнец на печь и лёг спать не ужинавши.
Вдруг дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало. Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи.
— Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрёл; чай, ты проголодался и отощал, — и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.кузнец связал лихо— Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, — гово­рит Лихо.
Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладёт, а кузнецу кусок в горло не идёт, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:
— Кто ты таков, добрый человек?
— Кузнец.
— А что умеешь ковать?
— Да всё умею.
— Скуй мне глаз!
— Изволь, — говорит кузнец, — да есть ли у тебя верёв­ка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вко­вал глаз.
Лихо принесло две верёвки: одну толстую, а другую по­тоньше. Кузнец взял верёвку потоньше, связал Лихо да и говорит:
— А ну-ка, бабушка, повернись!
Повернулось Лихо и разорвало верёвку. Тут кузнец взял толстую верёвку, скрутил бабушку хорошенько.
— А ну-ка, теперь повернись!
Повернулось Лихо и не разорвало верёвок. Тогда куз­нец нашёл в избе железный шкворень, разжёг его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню молотом — так глаз только зашипел. Разорвало Лихо все верёвки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:
— Ах, злодей! Теперь ты не уйдёшь от меня!
Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мёртв. Поутру стало Лихо выпускать баранов на паш­ню, да всё по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошёл на четвереньках. Лихо пощупало: чует — баран; схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.кузнец в бараньей шкуре и лихоВскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. При­бежал домой, знакомые его спрашивают:
— Отчего это ты поседел?
— У Лиха переночевал, — говорит кузнец. — Знаю я те­перь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хо­чется, да не спишь.


— КОНЕЦ —

Русская народная сказка.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

Лихо одноглазое


кузнец на печи дверь открылась и вошло стадо баранов а за ним лихо

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своём в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое   там такое лихо на свете.
Вот и пошёл кузнец лиха искать. Шёл-шёл, зашёл в дремучий лес. Смотрит по сторонам и видит: неподалёку стоит большущая изба. Постучал — никто не отзывается; отворил дверь, вошёл — пусто, нехорошо. Забрался кузнец на печь и лёг спать не ужинавши.
Вдруг дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало. Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи.
— Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрёл; чай, ты проголодался и отощал, — и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.кузнец связал лихо— Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, — гово­рит Лихо.
Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладёт, а кузнецу кусок в горло не идёт, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:
— Кто ты таков, добрый человек?
— Кузнец.
— А что умеешь ковать?
— Да всё умею.
— Скуй мне глаз!
— Изволь, — говорит кузнец, — да есть ли у тебя верёв­ка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вко­вал глаз.
Лихо принесло две верёвки: одну толстую, а другую по­тоньше. Кузнец взял верёвку потоньше, связал Лихо да и говорит:
— А ну-ка, бабушка, повернись!
Повернулось Лихо и разорвало верёвку. Тут кузнец взял толстую верёвку, скрутил бабушку хорошенько.
— А ну-ка, теперь повернись!
Повернулось Лихо и не разорвало верёвок. Тогда куз­нец нашёл в избе железный шкворень, разжёг его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню молотом — так глаз только зашипел. Разорвало Лихо все верёвки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:
— Ах, злодей! Теперь ты не уйдёшь от меня!
Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мёртв. Поутру стало Лихо выпускать баранов на паш­ню, да всё по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошёл на четвереньках. Лихо пощупало: чует — баран; схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.кузнец в бараньей шкуре и лихоВскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. При­бежал домой, знакомые его спрашивают:
— Отчего это ты поседел?
— У Лиха переночевал, — говорит кузнец. — Знаю я те­перь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хо­чется, да не спишь.


— КОНЕЦ —

Русская народная сказка.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

Мифологически наполненная русская народная сказка «Лихо одноглазое» повествует о старом кузнице, жившем спокойной размеренной жизнью, который вдруг, по воле случая, знакомится с мистической женщиной-циклопом «Лихо». Слегка устрашающая история учит детей смело смотреть в глаза своим страхам, с твердой уверенностью в том, что все проблемы решаемы. Динамичный сюжет рассказывает о мудрых хитростях предприимчивого старичка, желающего вырваться из избы кровожадной старухи. Исполняя пожелание женщины-орга, попросившей сковать ей второй глаз, кузнец идет на обман во благо, спасающий его жизнь.

Лихо одноглазое

Читать сказку на весь экран

кузнец на печи дверь открылась и вошло стадо баранов а за ним лихоЖил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своём в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое   там такое лихо на свете.
Вот и пошёл кузнец лиха искать. Шёл-шёл, зашёл в дремучий лес. Смотрит по сторонам и видит: неподалёку стоит большущая изба. Постучал — никто не отзывается; отворил дверь, вошёл — пусто, нехорошо. Забрался кузнец на печь и лёг спать не ужинавши.
Вдруг дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало. Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи.
— Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрёл; чай, ты проголодался и отощал, — и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.кузнец связал лихо— Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, — гово­рит Лихо.
Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладёт, а кузнецу кусок в горло не идёт, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:
— Кто ты таков, добрый человек?
— Кузнец.
— А что умеешь ковать?
— Да всё умею.
— Скуй мне глаз!
— Изволь, — говорит кузнец, — да есть ли у тебя верёв­ка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вко­вал глаз.
Лихо принесло две верёвки: одну толстую, а другую по­тоньше. Кузнец взял верёвку потоньше, связал Лихо да и говорит:
— А ну-ка, бабушка, повернись!
Повернулось Лихо и разорвало верёвку. Тут кузнец взял толстую верёвку, скрутил бабушку хорошенько.
— А ну-ка, теперь повернись!
Повернулось Лихо и не разорвало верёвок. Тогда куз­нец нашёл в избе железный шкворень, разжёг его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню молотом — так глаз только зашипел. Разорвало Лихо все верёвки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:
— Ах, злодей! Теперь ты не уйдёшь от меня!
Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мёртв. Поутру стало Лихо выпускать баранов на паш­ню, да всё по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошёл на четвереньках. Лихо пощупало: чует — баран; схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.кузнец в бараньей шкуре и лихоВскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. При­бежал домой, знакомые его спрашивают:
— Отчего это ты поседел?
— У Лиха переночевал, — говорит кузнец. — Знаю я те­перь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хо­чется, да не спишь.- КОНЕЦ -Русская народная сказка.Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

В этой старой сказке почти все так же, как в легенде о странствиях Одиссея: «…Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого…» («Лихо одноглазое». Сказка в пересказе К.Д. Ушинского).

По всему выходит, водились в наших среднерусских лесах и горах великаны не хуже греческого Полифема, а может, даже и покруче, раз столько источников буквально в один голос описывают эту то ли гигантскую бабу, то ли мужика.

Да и не только в наших просторах: это явление, похоже, индоевропейское, раз братья Гримм написали свою сказку «Разбойник и его сыновья», не пытаясь переделывать гомеровские свидетельства, а Кастрен в XIX в. слышал подобное в русской Карелии (см. «Вестник Русского Географического Общества», 1856, V).

«Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами “беда”, “горе”, “несчастье”».

Взглянем на восток. Тарданак — богатырь алтайских инородцев, входит в сказки на классическую тему о Полифеме или русские про Лихо одноглазое. Роль чудовища-великана играет Ельбегем, роль Одиссея или Ивана Царевича, избегающего опасности быть сваренным и съеденным, — мальчик Тарданак.

Сказка о Тарданаке — один из многих вариантов широко распространенного сказания о великане-людоеде (см. Вербицкий. Алтайские инородцы. С. 156—157). А третье путешествие Синдбада в «Стране мохнатых»? Там приключение, похожее на мыканья Одиссея с Полифемом.

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

Лихо одноглазое — зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила… Фольклористы, понятное дело, не могли указывать на конкретные биологические объекты, на находки огромных черепов с дыркой посередине лба, только на поверья: «Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его, такой образ, однако, более характерен для сказок, а не для бытующих поверий.

Облик “зла-лиха” (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно может быть одноглазым (“кривым, неправедным”); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом…»

На Смоленщине Лихо Одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. Чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан.

Подытожим немногое. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку.

Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает некоторым волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.

В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. В этом и трех других случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом.

Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков — прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Итак, кузнеца поймали.

«…Кузнец смотрит в печку и говорит:

— Бабушка, я кузнец.

— Что умеешь делать-ковать?

—Да я всё умею.

— Скуй мне глаз.

— Хорошо, — говорит, — да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз…

… Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько… Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернётся — и разорвала верёвку, да и села на пороге…» («Лихо одноглазое». Русская сказка в обработке А.Н. Афанасьева).

Дальше сказку не продолжаем. Но упомянем еще трех родственников нашего лиха — явно не полифемовского происхождения.

Аримаспы — мифический народ, живший на крайнем северо-востоке древнего мира. По Геродоту, это были одноглазые люди (что и означает слово «аримасп» на скифском языке), постоянно сражающиеся с грифами, у которых они хотели отнять охраняемое ими золото.

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

То есть реальный народ. Источником сведений об аримаспах послужила недошедшая эпическая поэма Аристея сына Каистробия с Проконнеса «Эпос об аримаспах» (или «Аримаспия»), о содержании которой даёт некоторое представление «Скифский рассказ» Геродота («История». IV. 13—16). Аристей, вдохновлённый Аполлоном, якобы прибыл в страну исседонов и там записал рассказы об их северных соседях — аримаспах, грифах (грипах или грифонах) и гипербореях.

Согласно Аристею, аримаспы живут к северу от исседонов, а севернее их сам их живут стерегущие золото грифы, и аримаспы воюют и с теми и с другими. Причём аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь, изгнали скифов, а те киммерийцев.

Геродот же приводит и объяснение (видимо, оно взято также из поэмы Аристея) слова «аримасп», что Аримаспы упоминаются и другими античными писателями (как географами, так и трагическими поэтами), но все их сообщения прямо или опосредованно восходят к Аристею Проконнесскому и ничего нового к сообщению Геродота они не добавляют. Исключение — Эсхил, сообщающий, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» («Прикованный Прометей», 805—806). Позднеантичные писатели начинают отождествлять аримаспов и гипербореев.

Еще одни кандидаты на реальных обитателей Земли — верлиоки. О них есть в восточнославянской народной сказке об одноглазом существе, возможно, мифологического происхождения.

По типичному сюжету сказки, Верлиока (иногда, для простоты, его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство. Согласно примечанию А.Н. Афанасьева, сказка была записана Тихорским в «южной России». Русских вариантов — 3, украинских — 7, белорусских — 1.

Иллюстрация из сказки про Верлиоку

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

Образ Верлиоки творчески переосмыслил в сказочной повести В. Каверин «Верлиока» (1982). Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Разумеется, выступает в качестве разрушителя и убийцы.

Филолог О.А. Черепанова интерпретирует Верлиоку как сохранившийся в сказочном сюжете древний образ мирового зла. Что вполне оправдано, ведь не может же сотрудник РАН написать: Верлиока — прямое отражение существования на нашей планете расы великанов.

На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский».

И наконец тепегёз, или Депе-Гёз — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз».

Образ Тепегёза восходит к персонажу огузского героического эпоса «Китаби Деде Коркут». Пастух Сары встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёзом из-за единственного глаза на лбу.

Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Пастух Сары отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у хана Аль Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Аль Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.

Басат убивает Тепегёза

Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? (6 фото)

Глава, описывающая Тепегёза, была переведена и опубликована в 1815 г. немецким востоковедом Генрихом Фридрихом фон Дицем, который обнаружил её в рукописи «Книга моего деда Коркута на огузском языке», датированной XVI в. и хранящейся в Дрезденской библиотеке.

Так что вон сколько у нашего лиха нашлось родственников по всему миру! И не из гомеровского циклопа все они вышли, как мы из гоголевской шинели, а он из них. Миф о Полифеме лишь отражение более ранних и полных преданий о столкновениях «нашего» человечества с представителями человечества «иного», совсем не похожего на нас с вами.

В преданиях наших предков можно встретить целый “пантеон” всевозможной нечисти. Но если некоторые её представители (например, Леший или Водяной) выступали в разных ипостасях – и отрицательной, и положительной – то существовали и однозначно злые духи. К ним принадлежит Лихо Одноглазое.

Одно имя этого зловредного существа указывает на не слишком привлекательный облик и скверный нрав. Лихо считалось худшим среди духов бед и напастей. Говорили, что его нельзя тревожить (“Не буди лиха, пока он тихо”). Если же решит Лихо заполучить человека и его душу – уйти от него крайне сложно. Нередко пожирало людей это существо, однако и его можно было обмануть. Как же описывали Лихо Одноглазое наши предки? И что рассказывают легенды о борьбе с ним?

“Говорящее имя” Лиха

Лихо Одноглазое. Казалось бы, в имени духа нет ничего неясного, однако оно таит интересные особенности нашего языка. Конечно, в первую очередь “лихо” отождествляется с бедами и злом, которое дух причинял людям. Кроме того, слово лихой” может использоваться и в значении “смелый”, а значит, Лиху свойственна дерзость и некая “лихость”.

А вот корень “лих-” может также соотноситься со словами “излишек”, “лишний”. Что интересно, рассмотрев эти значения, мы получим вполне точное описание характера духа. Он был яростным и дерзким, приносил зло и бедствия, являясь “лишним” в доме – как и любые другие напасти.

Злобное Лихо не щадит ни старых, ни малых, ни людей, ни зверей / © HappyKsu / aminoapps.com

Злобное Лихо не щадит ни старых, ни малых, ни людей, ни зверей / © HappyKsu / aminoapps.com

Жуткий дух бедствий

Исследователь В.И.Коваль в своей книге «Народные представления, поверья и приметы» так рассказывает о Лихе:

“В восточнославянской мифологии-воплощение злой участи, горя, несчастья. Представлялось в виде бабы огромного роста, с одним глазом. Живет лихо на старой мельнице или в лесу, спит на кровати из человеческих костей. Лихо на своем пути валит деревья, засыпает реки и озера, не проявляет пощады ни к зверям, ни к человеку: все встречные живые существа лихо разрывает на части и съедает…”

Лихо могло просто съесть несчастного, попавшегося ему на пути / © Bread / aminoapps.com

Лихо могло просто съесть несчастного, попавшегося ему на пути / © Bread / aminoapps.com

Согласитесь, образ весьма жуткий – прямо-таки демонический. Описывали Лихо по-разному. Самый распространённый вариант – великанша с одним глазом. Впрочем, в некоторых сказаниях Лихо предстаёт перед нами невысокой старушонкой, у которой, однако, силы не меньше, чем у любого великана. В сказке о Лихе Одноглазом говорится:

“Вздуло Лихо  лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого”.

Не думаю, что кузнец был тщедушным и маленьким, но, как видите, для Лиха не составило проблемы резко стащить его с печи, словно малого ребёнка. Но главное – у этого духа крайне злобный и кровожадный нрав. Оно постоянно выискивает себе жертв, а уж если человек попался в лапы к лиху – вряд ли ему удастся спастись. Не милует Лихо и зверей, хотя, конечно, человеческие души для него ценнее.

Лихо Одноглазое из-за своего плохого зрения не разбирает, на кого навалиться - хороший или плохой человек, богатый или бедный / egocreo.ru

Лихо Одноглазое из-за своего плохого зрения не разбирает, на кого навалиться – хороший или плохой человек, богатый или бедный / egocreo.ru

“Лихие” таланты

Лихо Одноглазое обладало незаурядными способностям. Как рассказывается в славянских легендах, оно могло считать все страхи, живущие в подсознании человека, после чего использовало их против него.

Здесь мне невольно вспоминается философская истина о том, что страх настигает того, кто боится, а потому его нельзя пускать в свою душу. Быть может, наши предки хотели донести до нас эту же идею?

Лихо Одноглазое владело гипнозом и отличалось коварством. Обитало оно на болотах, в лесах или на заброшенных мельницах. Чаще всего оно настигало грибников и охотников, что бродили по лесу и могли, сами о том не ведая, зайти к Лиху “в гости”.

Впрочем, даже оставаясь дома, человеку нельзя было считать, что Лихо его не тронет. Как я уже сказала, нрав у злобной старухи был крайне кровожадный и злой, а потому она нередко выходила на охоту, разыскивая нового несчастного.

Чаще всего Лихо обитает на заброшенных мельницах. Юлий Юльевич Клевер «Заброшенная мельница», 1890 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Чаще всего Лихо обитает на заброшенных мельницах.
Юлий Юльевич Клевер «Заброшенная мельница», 1890 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Предание о кузнеце и Лихе Одноглазом

До наших дней сохранилось несколько преданий о Лихе. Согласно одному из них, однажды кузнец и портной отправились искать Лиха (им захотелось увидеть, как оно выглядит). Попав в обитель духа, они тут же стали его жертвами. Лихо убило и съело портного, а кузнецу приказало выковать ему второй глаз.

Тот воспользовался ситуацией и выколол глаз убийце, после чего сбежал. Уже на полпути к деревне кузнец вдруг заметил торчащий из дерева топорик с золотой ручкой. Он решил взять с собой столь ценный инструмент, но рука прилипла к ручке. Тут уж и ослепшее Лихо подходит: “Не уйдёшь от меня, обманщик!”.

Пришлось кузнецу использовать острый нож, который был у него с собой. Им он отрезал свою руку и чуть живой пришёл в деревню. “Вот. – сказал он. – Повидал я Лиха. Товарища моего оно съело, а я без руки остался”.

Хитроумному кузнецу удалось ослепить Лихо и хоть не без потерь, но уйти от него / wikids.ru

Хитроумному кузнецу удалось ослепить Лихо и хоть не без потерь, но уйти от него / wikids.ru

Птица и Лихо

Обмануть Лихо удалось и лесной птице. Голодный и злой дух заприметил небольшую серенькую птаху, которой решил поживиться. Он бросился за ней, но птица поднялась в небо. Тогда Лихо бросило камень и подбило ей крыло. Конечно, птичка упала на землю, но там её увидел друг крот.

Он выкопал две ямы, в первую из которых спрятал раненую птицу. Когда Лихо пришло к нужному месту, крот указал ему на вторую яму, заявив, что жертва Лиха именно там. Кровожадный дух залез под землю, а крот быстро засыпал землёй Лихо. Так оно и осталось пленником, а птица получила свободу.

Поговорка «Не буди Лихо, пока оно тихо» актуальна и в наши дни / fantasy-legend.ru

Поговорка «Не буди Лихо, пока оно тихо» актуальна и в наши дни / fantasy-legend.ru

В некоторых легендах отмечается, что у Лиха есть три дочери: клыкастая, когтистая и третья, имеющая и клыки, и когти. Его соратниками являются всевозможные бедствия и горести, что могут напасть на человека.

А вот главный враг Лиха – Леший. Тот очень не любит, когда в лесу, на его территории, хозяйничают посторонние. Там, где Лихо столкнулось с Лешим, остаются поваленные деревья и кусты.

Главный враг Лиха Одноглазого - хозяин леса Леший / © Татьяна Вишнякова / artlib.ru

Главный враг Лиха Одноглазого – хозяин леса Леший / © Татьяна Вишнякова / artlib.ru

Несмотря на то, что во многих преданиях людям удавалось перехитрить Лихо, этого духа считали одним из самых жестоких и опасных. Его воспринимали однозначно злым и тёмным, а потому старались обходить “лихие” места – к примеру, болота и неведомые тропки. Именно там, как верили наши предки, наибольшая вероятность попасться в когтистые лапы Лиха Одноглазого.

  • Лишена удовольствия как пишется
  • Лихие 90 е рассказы
  • Лишена или лишина как пишется
  • Лихачев человек должен быть интеллигентен сочинение рассуждение
  • Лиш нный как пишется