Лихо персонажи русских народных сказок

История персонажа

Лихо Одноглазое — кровожадный, злобный и коварный монстр, не знающий сострадания. Издревле этому персонажу приписывают трагические значения: горе, беды, неудачи. В отличие от других злодеев, он не знает сострадания, а победить его не способны даже самые сильные и храбрые герои.

Образ Лиха в мифологии разных стран

Исходя из славянских мифов, живет оно в большой избе в густом лесу. Спит чудовище на обглоданных человеческих костях, хотя не побрезгует съесть любое встретившееся существо. В других описаниях место жительства великана с одним глазом — болото. Неотъемлемый атрибут такого персонажа — волшебный череп, который зазывает заблудившихся людей.

Это сопутствующий антигерой русских народных сказок, однако о кровожадном монстре речь шла еще в славянских преданиях. По одной из версий, это существо — потомок Вия. По другим источникам создали этого монстра боги, чтобы наказывать людей за преступления.

Интересна легенда, согласно которой у великана Лиха было изначально два глаза. Один считался подарком Белобога, другой — Чернобога. Чудище обладало магическими способностями, которые давали ему неуязвимость перед человеческим оружием.

Но когда оно приступило к службе, то было разочаровано. Те беды, которые оно насылало преступникам, приносило счастье «недостойным» людям. Поэтому великан вернулся, чтобы попросить Белобога вынуть «неправильный» глаз. С тех пор чудище стало одноглазым и несет людям только зло, беды и горе. А ввиду подслеповатости, может и ошибиться в выборе жертвы.

Поэтому у славянских народов есть поверье, что нельзя «поминать лихом». То есть не стоит жаловаться на трудную судьбу и лишения, иначе страшное чудовище придет и покажет, что такое настоящее горе.

Образ одноглазого монстра характерен не только для восточнославянской мифологии. В фольклоре других народов также присутствует всепоглощающее зло, не знающее сострадания и милости к оступившимся.

Так, в ирландских поверьях есть Балор, который способен убивать неугодных одним взглядом. Правда, ему предрекли, что его победит собственный внук. Истребляя своих потомков, монстр не смог достать маленького Луга, который и убил одноглазого дедушку.

В тюркских мифах интересен Тепегёз — великан с одним глазом, который живет в пещере. Согласно сказаниям, он утаскивает человека в логово, чтобы съесть. Но находчивый герой умудряется ослепить великана и сбежать из пещеры в овечьей шкуре.

Похожие мифы встречаются у азербайджанцев и якутов. Восточнославянские мифы и легенды других стран об одноглазом чудовище имеют схожие черты с древнегреческим Полифемом. Исследователи считают, что происхождение Лиха также связано с легендой об Одиссее.

Полифем — циклоп-великан, сын самого Посейдона. В поэме Гомера царь Одиссей после возвращения с Троянской войны высаживается на острове циклопов. Их встречает Полифем и, пренебрегая гостеприимством, закрывает в пещере.

Каждый день монстр съедает 6 человек из команды Одиссея, оставив царя напоследок. Но Одиссею удается обхитрить монстра. Он изготавливает острый кол из дубины циклопа, а затем протыкает единственный глаз. После вместе с командой выбирается незамеченным с острова, привязав себя к брюху овцу.

На Руси образ великана-людоеда стал воплощением злой судьбы и неудачи. Это некий дух, который персонифицировал в себе человеческое горе. В сказках иногда появляется как женщина-людоед.

Происхождение одноглазого чудовища прослеживается не только в мифологии, но и из исторических документов. Так, в работе географов Древнего Рима и Греции имеется информация об удивительном народе — аримаспах. Историки описывали их как искусных воинов с одним глазом на лбу, славящихся физической силой.

Геродот также в своих трудах описывал этих людей, называя их северными соседями скифов. Отец истории утверждал, что аримаспы воевали с грифонами, чтобы украсть у них золото. Но, не выиграв этой битвы, одноглазый народ перекочевал в дремучие леса севера.

Сегодня историки не отрицают реальность существования в прошлом таких загадочных людей. Согласно исследованиям и раскопкам археологов, следы пребывания аримаспов зафиксированы в XIX веке в Карелии. А знаменитый путешественник Матиас Кастрен, пребывая на Русском Севере, отмечал, что слышал много рассказов о них в карельской глубинке.

Лихо в сказках и фильмах

Самая известная русская сказка об обитателе дремучего леса у писателя Александра Николаевича Афанасьева. В сюжете кузнец наткнулся в лесу на избушку, в которой жила страшная и высокая старуха с одним глазом.

Испугавшись, хотел, было, кузнец унести ноги, да только Лихо уже решило отобедать незваным гостем. Но перед этим попросила старуха выковать ей глаз. Кузнец согласился, связал ее и проткнул здоровый глаз раскаленным шилом. Старуха рассердилась и заперла избу, чтобы кузнец не сбежал. Наутро хозяйка дома стала выгонять овец на улицу. Мужчина надел шубу шиворот-навыворот и так улизнул от страшного Лиха.

Лихо одноглазое выступает сопутствующим персонажем и помощником Кощея Бессмертного в фантастическом произведении Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Повесть в жанре сказки описывает приключения мальчика, который встречается с Бабой-Ягой, Кикиморой, Домовым, Соловьем-разбойником и другими узнаваемыми персонажами.

По мотивам повести в 1982 году сняли музыкальный фильм для детей «Там, на неведомых дорожках». Роль одноглазого чудища сыграла Елена Озерцова, продемонстрировав образ монстра в виде высокой женщины с длинными запутанными волосами. Внешний вид персонажа списан с картинок русских народных сказок.

Мифологический персонаж глубоко закрепился в славянском фольклоре. Отождествление Лиха с горем и несчастьем породило огромное количество пословиц, самая популярная из которых звучит так:

Не буди лихо, пока оно тихо.

Пословицы и поговорки

  • Не буди лихо, пока оно тихо.
  • Не поминай лихом.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.
  • Лиха беда беде прийти, а победки с ног собьют.
  • Лихо никто не кличет, оно само явится.

Библиография

  • 1984 — «Лихо Одноглазое»
  • 1972 — «Вниз по волшебной реке»

Фильмография

  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках»

Likho, liho (Ukrainian: Лихо, Belarusian: лі́ха, Polish: licho Russian: Лихо) is an embodiment of evil fate and misfortune in Slavic mythology, a creature with one eye, often depicted as an old, skinny woman in black (Лихо одноглазое, One-eyed Likho) or as an evil male goblin of forests. Rather than being included in the major canon of the Slavic belief system, the Likho is traditionally found in fairy tales.

Story[edit]

There are several basic versions of tales about how a person meets with Likho, with different morals of the tale.

  • A person eventually cheats Likho.
  • A person cheats Likho, runs away (with Likho chasing him), sees a valuable thing, grabs it out of greed, the person’s hand sticks to it and they have to cut off their hand.
  • Likho cheats a person and rides on his neck. The person wants to drown Likho, jumps into a river, drowns himself, but Likho floats out, to chase other victims.
  • Likho is received or passed to another person with a gift.

Within the framework of superstitions, Likho was supposed to come and eat a person. In particular, this was used to scare small children. In Ukrainian folklore, it is sometimes portrayed as type of a bad spirit that can cling to one’s neck.

Nomenclature[edit]

Likho is not a real proper name, but a noun meaning bad luck in modern Ukrainian and the odd number in Polish (obsolete).[1] Several proverbs utilize this term such as the «Не буди лихо, поки воно тихо» or the Russian «Не буди лихо, пока оно тихо», meaning «Don’t wake likho while it is quiet», «let the sleeping dogs lie» and the Polish «Cicho! Licho nie śpi», translated as «Quiet! Evil does not sleep» and «Licho wie», literally «Licho [only] knows», used to mean that a given piece of information is known by no one. In old Russian, the root meant «excessive», «too much», «remaining» and «odd number» (contrasted with chetno in the chetno i likho game)[2] with pejorative connotations, similar to the unlucky ‘odd man out’. Compare to Russian lishniy – one in excess. The word is likely to be related to Indo-European leikw meaning something to remain, to leave. The derived adjective likhoy can be used to describe someone who is a bit too daring or brave. In Czech, lichý means odd (number), idle, vain. In Polish, lichy means shoddy, poor, flimsy. In Belarusian language, ліхі means bad, evil (like in prayer), odd (side of clothing). In Ukrainian language, it is type of bad luck or incident.

See also[edit]

  • Cyclopes
  • Likhoradka
  • Chetno i likho game of chance

References[edit]

  1. ^ Słownik języka polskiego: A-F (in Polish). W. drukarni XX. Piiarów. 1807-01-01.
  2. ^ «Encyklopedia staropolska/Licho — Wikiźródła, teksty i materiały źródłowe». pl.wikisource.org. Retrieved 2016-01-18.
  • Mike Dixon-Kennedy (1998), Encyclopedia of Russian & Slavic myth and legend (illustrated ed.), ABC-CLIO, p. 167, ISBN 978-1-57607-130-4

Likho, liho (Ukrainian: Лихо, Belarusian: лі́ха, Polish: licho Russian: Лихо) is an embodiment of evil fate and misfortune in Slavic mythology, a creature with one eye, often depicted as an old, skinny woman in black (Лихо одноглазое, One-eyed Likho) or as an evil male goblin of forests. Rather than being included in the major canon of the Slavic belief system, the Likho is traditionally found in fairy tales.

Story[edit]

There are several basic versions of tales about how a person meets with Likho, with different morals of the tale.

  • A person eventually cheats Likho.
  • A person cheats Likho, runs away (with Likho chasing him), sees a valuable thing, grabs it out of greed, the person’s hand sticks to it and they have to cut off their hand.
  • Likho cheats a person and rides on his neck. The person wants to drown Likho, jumps into a river, drowns himself, but Likho floats out, to chase other victims.
  • Likho is received or passed to another person with a gift.

Within the framework of superstitions, Likho was supposed to come and eat a person. In particular, this was used to scare small children. In Ukrainian folklore, it is sometimes portrayed as type of a bad spirit that can cling to one’s neck.

Nomenclature[edit]

Likho is not a real proper name, but a noun meaning bad luck in modern Ukrainian and the odd number in Polish (obsolete).[1] Several proverbs utilize this term such as the «Не буди лихо, поки воно тихо» or the Russian «Не буди лихо, пока оно тихо», meaning «Don’t wake likho while it is quiet», «let the sleeping dogs lie» and the Polish «Cicho! Licho nie śpi», translated as «Quiet! Evil does not sleep» and «Licho wie», literally «Licho [only] knows», used to mean that a given piece of information is known by no one. In old Russian, the root meant «excessive», «too much», «remaining» and «odd number» (contrasted with chetno in the chetno i likho game)[2] with pejorative connotations, similar to the unlucky ‘odd man out’. Compare to Russian lishniy – one in excess. The word is likely to be related to Indo-European leikw meaning something to remain, to leave. The derived adjective likhoy can be used to describe someone who is a bit too daring or brave. In Czech, lichý means odd (number), idle, vain. In Polish, lichy means shoddy, poor, flimsy. In Belarusian language, ліхі means bad, evil (like in prayer), odd (side of clothing). In Ukrainian language, it is type of bad luck or incident.

See also[edit]

  • Cyclopes
  • Likhoradka
  • Chetno i likho game of chance

References[edit]

  1. ^ Słownik języka polskiego: A-F (in Polish). W. drukarni XX. Piiarów. 1807-01-01.
  2. ^ «Encyklopedia staropolska/Licho — Wikiźródła, teksty i materiały źródłowe». pl.wikisource.org. Retrieved 2016-01-18.
  • Mike Dixon-Kennedy (1998), Encyclopedia of Russian & Slavic myth and legend (illustrated ed.), ABC-CLIO, p. 167, ISBN 978-1-57607-130-4

Лихо Одноглазое — великанша-людоедка, персонаж русских сказок.

Описание

Лихо — женщина-огр, похожая на циклопа. Она имеет длинные взлохмаченные волосы, острые когти и всего один глаз на лбу. Лихо обитает на болоте. У неё есть волшебный череп, который криком зовёт людей. Когда те подходят близко, Лихо бросается на них и пожирает. Логово этого монстра находится на дне болота и представляет из себя тёмную и грязную пещеру, наполненную человеческими костями, которые Лихо аккуратно обглодало. Хотя есть описание простой избушки, которая стоит в лесу. Этим она очень напоминает циклопов. В некоторых сказках у Лихо есть 3 дочери — первая клыкастая, вторая когтистая, а третья и то, и другое.

Характер

Характер у Лихо очень злобный и кровожадный. В отличии от других монстров, которые иногда могут проявлять сострадание, Лихо — это полное, завершённое зло, не выражающее никаких эмоций, хладнокровное и жадное, но вместе с этим очень умное и хитрое.

Способности

У Лиха есть одна жуткая способность — оно приносит неудачу. Эта способность перешла к нему от Вия.

В сказках

Существует несколько сказок, в которых появляется этот персонаж.

Первая очень похожа на греческий миф об Одиссее. Лихо ловит одного человека (или же он сам к нему приходит), засыпает, он протыкает ей глаз веткой (или же пытается сделать ей второй) и убегает. Всё просто, понятно и скучно. Ничего выдающегося.

Во второй один мальчик заблудился в лесу. Он долго ходил по нему и набрёл на болото. Вдруг на мальчика набросилась Лихо и утащило в своё логово. Там жили 3 её дочери: клыкастая, когтистая, и третья, с клыками и когтями сразу. Первой его планирует съесть клыкастая, но он убегает, его ловит в плен когтистая и тоже решает съесть. Она требует сковать железные башмаки, чтобы их зажечь, и убить мальчика быстрее. Он ударяет ей по когтям молотком и ломает их. Он опять убегает и его ловит старшая — самая страшная. Тогда он ворует у неё быка и убегает на нём. Дочь Лихо догоняет его на коне, но лошадь пугается, встаёт на задние копыта, великанша падает и бык её топчет. Конец.

В третьей Лихо похищает птичку и планирует её зажарить и съесть. Птичка улетает и Лихо пускается в погоню. Она бросает камень и подбивает птичке крыло — та не может летать. Тогда ей помогает её друг крот — он роет две ямы и прячет птичку в первой. Когда Лихо их догоняет, крот говорит, что птичка во второй, Лихо туда заглядывает, крот её подталкивает и она падает. Птичка вылезла, а и Лихо так и осталась сидеть в яме. Конец.

Другие появления

  • Лихо появляется в сказочной повести Успенского «Вниз по волшебной реке«. Оно составляет свиту Кощея и практически побеждает всех воинов Василисы. Его побеждает Митя, натравив на него Серого Волка.
  • Лихо появляется в «Жениться и обезвредить«, где является реформацией бога Одина.
  • Лихо упоминается в романе «Марья Бессмертная».
  • Лихо упоминается в некоторых книгах о Плоском Мире. Но одноглазое ли оно – не ясно!

Галерея

IMG 9815

Этот персонаж русского фольклора всегда пугал коварством, злобой и кровожадностью. Также кроме вышеперечисленных неприятных черт славилось Лихо Одноглазое и феноменальной неуязвимостью, так что расправиться с ним до конца не могли даже самые сильные и ловкие герои сказок. Однако, если верить некоторым современным исследованиям, данный монстр не такое уж фантастическое существо, каким его представляют легенды и предания.

Странная «баба»

Несколько лет назад компания молодых людей отправилась в забавное, как им тогда казалось, путешествие по заброшенным карельским деревушкам, затерянным среди дремучих лесов. Странствие по заповедным местам длилось уже не первый день, когда молодые исследователи набрели на село, где, как ни странно, ещё доживали свой век несколько стариков и старух. Однако аборигены встретили путешественников неприветливо, и тем пришлось остановиться на ночлег на окраине деревушки. Молодые люди развели костёр, у которого весело проводили время за ужином, обсуждая холодный приём местных жителей. Перед тем как компания готовилась отправляться на ночлег, один из молодых людей отошёл в «кустики» и вскоре вернулся к костру с перекошенным от ужаса лицом.

Парень рассказал, что столкнулся неподалёку от лагеря со странной, огромного роста бабой, почему-то разгуливавшей в окрестностях села в одной ночной сорочке. «Баба» стояла, по-звериному нюхая воздух, и, судя по всему, запах дыма от костра ей совершенно не нравился. Когда парень окликнул женщину, та обернулась, и молодой человек увидел, что у странной незнакомки всего лишь один глаз над носом, причём его взгляд полон злобы и ненависти. После такого рассказа путешественники всю ночь провели у костра, опасаясь тушить огонь, а с рассветом покинул и неприветливые места, дабы не нарваться на новую встречу с непонятным существом.

Поборник справедливости

Знаток русского фольклора сразу бы понял, что странное существо, с которым юный путешественник столкнулся в карельской глубинке, сильно смахивает на Лихо Одноглазое — персонажа сказок, любящего перекусить человечинкой.

Однако сегодня мало кто знает, что о данном кровожадном монстре нам рассказывают не только сказки, но и славянские предания. Одно из них гласит, что Лихо являлось потомком легендарного Вия, другое — что это страшное и коварное существо было сотворено богами. Причём создание монстра было задумано для того, чтобы наказывать людей за их преступления и неправедные поступки. А потому Лихо должно было жить в мире Яви и насылать на грешников беды и несчастья.

Легенда гласит, что изначально Лихо имело оба глаза, причём один из них был подарен Белобогом, другой же — Чернобогом. Кроме того, небожители наделили «поборника справедливости» магическими способностями и сделали его неуязвимым для человеческого оружия.

Но когда Лихо пришло в мир людей, оно вскоре заметило, что благодаря глазу Белобога страшные дары — беды, несчастья и болезни, которыми оно наделяет преступников, — впоследствии приносят недостойным людям радость и счастье. Обескураженное таким поворотом событий, Лихо вернулось к богам и попросило Белобога забрать «неправильный» глаз обратно.

С тех пор с миссией своей Лихо справляется прекрасно, но, став одноглазым, оно подчас сослепу ошибается с выбором жертв. Так, на протяжении столетий было замечено, что иногда «дары» Лиха, обходя прожжённого разбойника, лавиной обрушиваются на семью честного и трудолюбивого человека, но изменить что-либо богам уже, увы, не под силу.

Дело в том, что люди часто сами привлекают к себе внимание «поборника справедливости», жалуясь на свою судьбу и не ценя того, что имеют.

Враги грифонов

Но если верить некоторым историческим документам и данным современных исследователей-любителей, то Лихо Одноглазое не такой уж и мифологический персонаж.

Многие работы писателей и географов Древней Греции, Рима и раннего Средневековья рассказывают о неких таинственных людях — ариспамах (одноглазых), что некогда жили на северо-востоке Древнего мира. Труды того времени описывают ариспамов как огромного роста искусных воинов, обладающих внушительной физической силой и имеющих всего один глаз во лбу. Надо сказать, что такой народ описывал и Геродот в своих исследованиях, называя ариспамов северными соседями скифов. Однако многие работы исследователей древности гласят, что одноглазые воины проводили свою жизнь в постоянных войнах с некими гриппами (грифонами), пытаясь похитить у них золото, которое те охраняли.

Но, судя по всему, этот военный конфликт пагубно отразился на популяции одноглазых людей, и остатки их племён были вынуждены искать пристанище в дремучих лесах севера. Не исключено, что часть ариспамов пыталась осваивать также и другие земли, ведь не случайно в Древней Греции появились сказания об огромных одноглазых циклопах, а похожие чудища частенько выступают героями болгарских и кавказских сказок.

Надо сказать, что сегодня и некоторые историки не отрицают реального существования ариспамов, предполагая, что такую экзотическую внешность мог иметь один из скифских кочевых народов, проживавший в южной Сибири в эпоху бронзового века.

Трудно поверить, но следы этого народа отыскались в Карелии во второй половине XIX столетия. Так, знаменитый путешественник позапрошлого века Матиас Кастрен после поездки по Русскому Северу отметил в одной из своих работ, что в карельской глубинке он слышал немало рассказов о странных людях с одним глазом во лбу.

Когда будить Лихо?!

В XX веке рассказы, услышанные в Карелии Кастреном, были подтверждены уникальными археологическими находками, сделанными археологами-любителями. Так, в одной из пещер на острове Охсанлахти Ладожского озера, где никогда не селились люди, в 1960-х годах рыбаками был найден огромный одноглазый череп. Эта находка (дальнейшая судьба которой, увы, неизвестна) стала толчком к организации научной экспедиции на остров, однако результаты её работы остались засекречены.

Следует отметить, что, возможно, последних представителей древнего племени ариспамов ещё можно встретить в непроходимых лесах севера. Так, полвека назад там один охотник повстречался во время промысла с тремя высоченными одноглазыми людьми, которые общались друг с другом без слов (с помощью телепатии). Надо сказать, что таинственные «телепаты» проигнорировали появление человека в своих угодьях и прошли мимо, не причинив бедолаге ни малейшего вреда, однако тот долго не мог прийти в себя от ужаса и потом ещё несколько лет боялся выходить в лес в одиночестве.

Но более всего интересен рассказ одной древней старушки из глухого карельского села, которым она поделилась с любителями экстремального туризма, остановившимися на ночёвку в её доме.

Бабушка поведала, что в годы её детства в лесу неподалёку от её деревни некогда был посёлок, где обитали высокие одноглазые люди. Питались они исключительно сырым мясом животных, добытых на охоте, так как огня не признавали и боялись. Причём от пойманного ими лося или медведя «лесные люди» оставляли только обглоданные кости, так как шкуры и внутренности дичи им тоже годились в пищу. Жили одноглазые великаны в огромных домах, построенных из брёвен, и одевались — и мужчины, и женщины — в длинные рубахи из странного полотна. «Лесные люди» никогда не причиняли вреда человеку.

Однако поздней осенью великаны впадали в спячку до весны, и если разбудить одного из них во время зимних холодов, то растревоженный великан мог уничтожить весь род нарушителя своего спокойствия. Не исключено, что благодаря данным обстоятельствам и родилась древняя русская поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо».

Однако с развитием научно-технического прогресса и интенсивного освоения древних лесов одноглазые великаны покинули обжитые ими места и скрылись в неизвестном направлении. Но всё же иногда ещё в лесах Карелии можно наткнуться на кости животных, обглоданные необычным образом — явно не зубами привычных хищников. Вероятно, что и странная «баба», с которой столкнулись юные путешественники у полузаброшенной карельской деревушки, тоже являлась «представительницей» древнего племени «лесных людей», однако эта тайна пока остаётся без разгадки.

Лихо одноглазое
Мифология: Славянская мифология,Русская мифология,Украинская мифология
Занятие: Персонификация злой доли (лихой, несчастливой судьбы)
Связанные персонажи: Доля, Лихорадка, Повесть о Горе-Злочастии, Джинкс, Верлиока, Киклопы
Связанные события: Легенды

Лихо (одноглазое) — в восточнославянской мифологии персонифицированное воплощение злой доли (лихой, несчастливой судьбы).

Описание[править]

Лихо в русском языке — «беда», «зло», «нечет», в первоначальном значении остаточный, лишний. Произошло от *leik* — оставлять.

Является однокоренным слову «лишения», и изображается с различными физическими недостатками (ср. серб.-хорв. лихорук — однорукий), и словом «лишний» о людях имеющих аномалии — шесть пальцев, лишние зубы и т. п. Такие люди в народе считаются приносящими неудачу.

Образ Лиха в сказках[править]

В народных сказках образ Лиха часто связан с образом Горя. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.

В русской народной сказке «Лихо-одноглазое» предстаёт в образе худой одноглазой великанши-людоедки. По одному из предположений, образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее.

Переносное значение слова «лихо»[править]

  • Разг. То же, что и зло, горе, беда. Напр., Поминать лихом (вспоминать плохо о ком-либо), хлебнуть лиха (узнать горе, беду), узнать почем фунт лиха (узнать сполна горе, трудности). Связанные слова: лихоимец (взяточник), лиходей (злодей), лихорадка (болезнь), лихолетье (смутное время) и т. п.
  • Разг. То же, что и удаль, смелость, решительность. Напр., лихой наездник, лихо проскакать.

Пословицы[править]

  • Не буди лихо, пока оно тихо.
  • Не буди лихо, когда спит тихо.
  • Не поминай лихом.
  • Лихое споро: не умрёт скоро.
  • Лиха беда — начало.
  • Лиха беда почин: есть дыра, будет и прореха.
  • Лиха беда хлеба нажить, а с хлебом можно жить.
  • Лихой конь: всех встречных обгоняет.

Примечания[править]

<references group=»»></references>

В сказке Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» среди множества жителей Сказочного Государства есть и крайне неприятная персона – Лихо Одноглазое.

«По мостику пройдёт – мостик развалится. В доме переночует, всё – конец! И драки там начинаются, и ссоры. И крыша проваливается. Даже коровы бесятся!»

Однако это современная сказка. В старинных сказках, Лихо намного страшнее – описывается оно, как «баба огромная, страшная, об одном глазе», да ещё и людоедка.

Почему Лихо Одноглазое страшнее чёрта?

В одних версиях сказки главный герой от одноглазого монстра еле спасается, в других – гибнет, с моралью «кто лиха ищет, тот погибель находит». А если копнуть ещё чуть глубже?

Много тысяч лет назад в протоиндоевропейском языке (от которого потом произошли русский, английский, испанский и множество других языков) был корень «лейк» (*leikw) со значением «оставлять, покидать». В древнеславянском языке этот корень превратился в слово «лишать», прежде всего со значением «лишать жизни», «лишать имущества», «лишать счастья».

Лихо – на самом деле весьма страшный демон, и уже в далёкой древности «поминать Лихо», то есть называть чудовище по имени, считалось очень опасным. Вместо имени «Лихо» стали употреблять слово «чёрт», родственное слову «чертить», то есть «гадать, колдовать». Однако, скажем, у наших соседей поляков сохранилось древнее присловье о том, чего никто не знает: «лихо вье» (licho wie), то есть «лихо знает» (сравните с русским «чёрт его знает»). У тех же поляков есть присловье «Цихо! Лихо нье щьпи!» (Cicho! Licho nie śpi!) – вполне понятное без перевода («не буди лихо, пока спит тихо»).

Почему Лихо Одноглазое страшнее чёрта?

Символы лиха – противный, ноздреватый, похожий на сгнившую плоть лишайник, кожная болезнь – лишай, высокая температура – лихорадка (лихоманка).

Изначальное значение слова «лишний» – «принадлежащий лиху», «способный навлечь беду»; «взял лишнего» – то есть «того, с чего добра не будет».

«Лихой» – означает «злой», «дерзкий», «неосторожный», опять-таки «навлекающий беду».

Но только ли у славян существовало такое чудовище? Вовсе нет! В древнеанглийском языке есть родственное слово «лич» («lich», «līċ»), а в древненемецком – «Leiche», с одним и тем же значением: «лишённое жизни тело», «труп». Лич – согласно поверьям, колдун-некромант, с помощью таинственного ритуала возродившийся после смерти – живой скелет, обладающий разумом и огромной магической силой.

Лич – западноевропейский родственник Лиха

Лич – западноевропейский родственник Лиха

Кощей Бессмертный из русских сказок – это самый натуральный лич, причём очень могущественный! Получается, что он – дальний, но самый что ни на есть прямой «родственник» Лиха Одноглазого!

Много жутких «личей» и «архиличей» было придумано для современных компьютерных игр – например, огромный Железный Лич из культовой фентези-стрелялки Heretic или мощные стрелки-личи из серии игр «Герои меча и магии» разных версий. И все они – «родня» Лиху Одноглазому из сказки Эдуарда Успенского…

Читайте также:

Кем была Снегурочка у древних славян?

Кем был Волк из сказки «Красная Шапочка»?

Кто придумал сказки братьев Гримм?

Отчего у Мальвины волосы голубые?

  • Лишенный денег как пишется
  • Лихо одноглазое сказка читать
  • Лишенный голоса как пишется
  • Лихо одноглазое картинки из сказки
  • Лишение или лешение как пишется