Лингвистическая сказка о служебных частях речи



Скачать материал

Приключения маленьких служащихПодготовила
Ученица 7 В класса
Марданова Виктория



Скачать материал

  • Сейчас обучается 63 человека из 32 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Приключения маленьких служащихПодготовила
Ученица 7 В класса
Марданова Виктория

    1 слайд

    Приключения маленьких служащих
    Подготовила
    Ученица 7 В класса
    Марданова Виктория

  • Задача данной работы состоит в том, чтобы создать свою сказку, используя при...

    2 слайд

    Задача данной работы состоит в том, чтобы создать свою сказку, используя при этом теоретические знания по пройденной теме «Служебные части речи». Кроме того необходимо показать умение использовать данные части речи в разных ситуациях, а также при составлении такого жанра устного народного творчества, как сказка.

  • АПОНСущ.В некотором царстве, в некотором государстве жили, были части речи.

    3 слайд

    А
    ПО
    Н
    Сущ.
    В некотором царстве, в некотором государстве жили, были части речи.

  • Сущ.Самостоятельные жили во дворце вместе с королём Существительным. НЫРЯТЬ

    4 слайд

    Сущ.
    Самостоятельные жили во дворце вместе с королём Существительным.
    НЫРЯТЬ

  • ИНоЗАА служебные вне дворца, им приходилось самим заботиться о себе.

    5 слайд

    И
    Но
    ЗА
    А служебные вне дворца, им приходилось самим заботиться о себе.

  • Сущ.БЫСамостоятельные части речи не считали, что служебные им нужны. И вообще...

    6 слайд

    Сущ.
    БЫ
    Самостоятельные части речи не считали, что служебные им нужны. И вообще, для чего их придумали в русском языке? Не понятно! В каждый раз, когда к Существительному приходили предлоги по государственно важным делам, король прямо говорил:
    Кто ты такая? И какое право имеешь мне советовать? Ты – частица — служить должна!
    Но никто из служебных частей речи за такие слова не обижался на самостоятельных. Они были намного умнее и понимали, что существительному и всему дворцу не обойтись без них. Так бы и жили они, но в один момент всё изменилось.

  • бегатьЛИКак-то раз один из глаголов сказал частице, что они не имеют таких же...

    7 слайд

    бегать
    ЛИ
    Как-то раз один из глаголов сказал частице, что они не имеют таких же огромных морфологических признаков, как они, глаголы! И это была последняя капля, которая переполнила чашу терпения служебных частей речи.

  • ЛишьДажеОни обиделись, собрали свои вещи и ушли…

    8 слайд

    Лишь
    Даже
    Они обиделись, собрали свои вещи и ушли…

  • КрасивыйРадоватьсяСущ.В первое время самостоятельные части речи даже не замеч...

    9 слайд

    Красивый
    Радоваться
    Сущ.
    В первое время самостоятельные части речи даже не замечали, что служебные ушли.

  • РадоватьсяКрасивыйСущ.Но прошёл день, и для разговоров понадобились частицы,...

    10 слайд

    Радоваться
    Красивый
    Сущ.
    Но прошёл день, и для разговоров понадобились частицы, предлоги и союзы. Весь дворец начал искать служебных, но нигде никого не нашёл. Тогда самостоятельные поняли, что служебные обиделись на них. В государстве никто друг друга не понимал. Ведь без служебных частей речи смысла в предложении не было.

  • ИНОЗАА тем временем служебные части речи блуждали по великому русскому языку....

    11 слайд

    И
    НО
    ЗА
    А тем временем служебные части речи блуждали по великому русскому языку. Пошли к слогам, попытались встать рядом с ними, но слоги их прогоняли, ведь получалась бессмыслица. Так блуждали они. Но нигде их не принимали.

  • ЛишьДажеИ решили они вернуться домой.

    12 слайд

    Лишь
    Даже
    И решили они вернуться домой.

  • АПОНСущ.Уже совсем отчаялся король. Но тут в город вернулись частицы, предлог...

    13 слайд

    А
    ПО
    Н
    Сущ.
    Уже совсем отчаялся король. Но тут в город вернулись частицы, предлоги и союзы.

  • Сущ.БЫбегать
Их  в государстве встретили, как королей. Сразу повели во дворец...

    14 слайд

    Сущ.
    БЫ
    бегать

    Их в государстве встретили, как королей. Сразу повели во дворец и начали их обслуживать. Но служебные части речи отказались, ведь за столько лет они привыкли, что их обязанность — служить королю. Ведь у каждого из них своя обязанность.

  • НОПОЛИСоюз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, пр...

    15 слайд

    НО
    ПО
    ЛИ
    Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
    Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
    Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

  • АПОНСущ.
Они снова собрались все вместе, и пошли служить. Все стали жить так...

    16 слайд

    А
    ПО
    Н
    Сущ.

    Они снова собрались все вместе, и пошли служить. Все стали жить так же, как и прежде. Только король и его дворец больше никогда не обижали служебные части речи.

  • Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

    17 слайд

    Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

  • Использованная литература.
1. Учебник русского языка для 7 класса
2. Литерату...

    18 слайд

    Использованная литература.
    1. Учебник русского языка для 7 класса
    2. Литература 7 класс
    3. Дидактический материал по русскому языку.
    4. Занимательная грамматика

Краткое описание документа:

Приключения маленьких служащих
Работу выполнила ученица 7 В класса Марданова Виктория

Задача данной работы состоит в том, чтобы создать свою сказку, используя при этом теоретические знания по пройденной теме «Служебные части речи». Кроме того необходимо показать умение использовать данные части речи в разных ситуациях, а также при составлении такого жанра устного народного творчества, как сказка.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 062 299 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 09.02.2018
  • 421
  • 0
  • 09.02.2018
  • 4637
  • 4

«Русский язык (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

  • 09.02.2018
  • 569
  • 0
  • 09.02.2018
  • 262
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________

Тема: Лингвистическая сказка

Цель: научить создавать лингвистическую сказку;

  • Развивать речь, обогащать словарный запас; закрепить теоретические знания о служебных частях речи; развивать навыки публичного выступления.

  • Пробуждать интерес к русскому языку, повышая учебную мотивацию.

Ресурсы: образцы лингвистических сказок, екст с теоретическим материалом, карта урока, учебник.

Форма работы: в парах, общеклассная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.

Ребята, послушайте притчу:

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, — спросил он, — у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!

  1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.

А знаете ли вы, кто такие лингвисты?

Лексическая работа

Лингвист  это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингви́стика — наука, изучающая языки.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:

— лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

— ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композиция сказки

Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.

На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.

Отличие лингвистической сказки от фольклорной.

  1. Лингвистическая сказка поучительна.

  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

  3. Герои – буквы или слова.

  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

  5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

  6. Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.

  1. Актуализация знаний. Повторение сведений о служебных частях речи.

— Какие служебные части речи мы знаем?

— Имеют ли СЧР лексическое значение?

— Могут ли они быть членами предложения?

— Изменяются ли служебные части речи?

— Как графически обозначаем части речи на письме?

4 Алгоритм

Как написать лингвистическую сказку

  1. Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  2. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

  3. Подумай, какие герои будут действовать.

  4. Подумай композицию, продумай сюжет.

  5. Составь план.

  6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

  7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  8. Отредактируй текст.

  9. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

  10. Прорепетируй выступление.

5 Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.

Сказка о служебных частях речи.

Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».  

А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями.  Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.

Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только»,  «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.

Сказка о двух братьях союзах.

Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата — союзы Да и И. Огляделись вокруг — все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное — описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.

Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»

Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».

С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.

6Составление учащимися лингвистической сказки о служебных частях речи.

7 Выступления учащихся.

8 Итог урока. Рефлексия на стикерах.

— Какое впечатление произвел на вас урок.

9. Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.

Карта урока 7 класс

Тема: Лингвистическая сказка

    1. Лексическая работа

Лингвист  это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингви́стика — наука, изучающая языки.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

    1. Особенности лингвистической сказки:

— лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

— ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композиция сказки

Лингвистическая сказка, как и обычные сказки, состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.

На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.

Отличие лингвистической сказки от фольклорной.

  1. Лингвистическая сказка поучительна.

  2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

  3. Герои – буквы или слова.

  4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

  5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

12Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.

    1. Алгоритм

Как написать лингвистическую сказку

  1. Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

  2. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

  3. Подумай, какие герои будут действовать.

  4. Подумай композицию, продумай сюжет.

  5. Составь план.

  6. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

  7. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.

  8. Отредактируй текст.

  9. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.

  10. Прорепетируй выступление.

    1. Чтение и обсуждение образцов лингвистических сказок.

Сказка о служебных частях речи.

Появились служебные части речи так: как-то раз один взрослый человек сказал: «Беги лес!». И дивились все: как лес может бежать? Так и появился предлог «в», и предложение изменилось: «Беги в лес». Как-то раз один рабочий сказал другому: «Поставь столик диван». Удивился рабочий и не понял, о чем говорит его товарищ. Но вдруг появились предлоги «у» и «под», и все сразу встало на свои места. Как-то один человек сказал другому: «Солнышко светит деревьями». Все удивились. Они увидели, что солнышко выше деревьев. Так появился предлог «над».  

А вот так появились союзы: давным-давно люди писали маленькими предложениями.  Им это надоело, и они решили эти предложения соединить. Так и появились союзы «да», «и», «а» и другие.

Частицы появились так: думал народ, как предложения краше сделать. Так и возникли частицы «только»,  «самый», «разве». Частица «не» появилась особенным образом. Один старый мужичок как-то раз сказал: «Я сам бочку дотащу». Ему хотели помочь, но он отказался. Да не донес. Тут люди решили ему помочь и придумали частицу «не». И получилось: «Я сам бочку не дотащу». Вот так появились служебные части речи.

Сказка о двух братьях союзах.

Как-то раз пришли в страну Морфологию два брата — союзы Да и И. Огляделись вокруг — все части речи делом заняты: Существительное предметы называет, Прилагательное — описывает, Глагол всеми повелевает. А братья не знают, как им полезными стать. Пробовали они предмет называть, да все предметы имеют имена. Пробовали братья предмет описывать, а у них только и-и-и выходит.

Решили пойти они к царю Глаголу, чтобы он дал им работу и союзы стали полезными стране Морфологии. Глагол обрадовался их приходу и говорит: «Давно я вас, ребята, поджидал. Нужно мне, во-первых, чтобы вы в простом предложении помогли Интонации указывать на Однородные члены, а, во-вторых, помогали строить сложное предложение.»

Издал мудрый Глагол такой указ: «Повелеваю: быть И и Да служебными частями речи. Они должны связывать слова в сочинительном словосочетании и простые предложения в сложносочинённом».

С тех пор так и повелось: сочинительные соединительные союзы И и Да стали уважаемыми гражданами страны Морфологии. Каждый школьник о них знает, а на письме перед ними запятую ставит.

5 . Рефлексия на стикерах.

— Какое впечатление произвел на вас урок.

6 . Д/З: дописать сказку, красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.

  • Лживое дело антоним сказка
  • Леший фото из сказки для детей
  • Лесная сказка белгород официальный сайт
  • Лесная сказка балаково каталог товаров
  • Лемонт страшная сказка слушать