Лингвистическая сказка про фонетику

6

Лингвистическая сказка Лингвистическая сказка «В мире Фонетики и Орфоэпии»

Лингвистическая сказка

«В мире Фонетики и Орфоэпии»

Жили – были два королевства: Фонетика и Орфоэпия. В королевстве Орфоэпия правила королева Ударение, а в королевстве Фонетика был король Звук. Жители этих королевств жили в мире и согласии. Девочек в этих странах звали Гласные, а мальчиков Согласные.

Однажды король Звук и королева Ударение уехали в дальнее королевство Орфограмма. А тут на беду напал на Фонетику и Орфоэпию страшный вирус. Все жители разом заболели. Стали ссориться друг с другом. Выяснять отношения, спорить кто главнее.

— Я! – кричала Гласная.

— Нет! – кричали тройняшки: [н], [э], [т].

— Мы! – вопили близнецы: [м], [ы]

Начался в королевстве страшный беспорядок. Гласные и Согласные стали меняться местами. О менялась с А. И тогда слово «Вода» превращалось в «Вада», а слово «Конечно» стало писаться «Канешно». Запутались все жители. Никто не мог вспомнить, как писать и как правильно говорить слова. Тогда срочно послали гонцов за королями в страну Орфографию.

Услышали Ударение и Звук, что твориться у них дома, вскочили на коней и помчались! Приехали и видят странную картину. По дороге едут не шофЁры, а шОферы, жители едят не из фарфОра, а из фАрфора, мебель изготавливает не столЯр, а стОляр, все по телефону звОнят, а не звонЯт. Все изменилось.

Приступили короли к ликвидации последствий. Выгнали из стран вирус. Издали указ, что ошибка в ударении будет приравнена к преступлению. Нельзя все подряд писать, как слышишь. И наоборот.

Стало постепенно все приходить в норму. Даже природа изменилась. щАвель стал щавЕль, а свеклА – свЁклой. Орфоэпические правила предупреждали ошибки в произношении, отсекали недопустимые варианты.

Многие звуки стали объединяться и даже дружить. Согласный [х] подружился с [а]. Вместе им было очень весело. А [б] и [п], [д] и [т], [в] и [ф], [г] и [к], [ж] и [ш], [з] и [с], [й] и [а] пошли учиться в один класс!

Поняли Гласные и Согласные, что если они будут выполнять законы и жить вместе, то из них получатся правильные слова. И что нет среди них главных. Все важны. А известный поэт Феликс Кривин даже написал песенку об одном из королевств.

«Песенка об орфоэпии».

Не зная орфоэпии

Во всем великолепии,

Не ощутить ее волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шОфер, а шофЁр

Не фАрфор, а фарфОр.

Был оглашен не прИговор –

Судебный приговОр.

Ушел шофер на многие

Не лЕта, а летА,

И дверь за ним не зАперта

Была, а запертА.

Лавров Максим,

6 класс «О»

ГБОУ Школа № 1158

г.Москвы.

Автор материала: М. Лавров (6 класс)

Опубликовано 22.12.19 в 21:00



Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуки и буквы

А начнём мы с тобой изучение темы. со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда!

Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать!

А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник.

Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят:

— Расскажи новую сказку, расскажи!

— Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете.

Призадумался Сказочник.

— А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так.

Знакомство с феей Фонетикой

Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу.

А одна и говорит мне нежным голосом:

— Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!

— Фея. как? — спросил я дрожащим голосом.

— Фея Фонетика! Тебе известны слова:

микроФОН (прибор для усиления громкости речи и пения),

телеФОН (прибор для передачи звуков речи на расстоянии),

домоФОН (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?

Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?

Переводится с греческого «фон» — «звук».

Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!

Вот поэтому моё имя — ФОНетика.

— Получается, Вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.

— Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.

Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!

А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!

В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.

Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.

А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!

— Фея Фонетика, а почему Вы держите попугая? И. и уши у Вас такие необычные?!

— Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем, как разговорчивый попугай!) и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).

— Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.

Легко запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6.

Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!

— Звуки — невидимки, их увидеть невозможно. — продолжила фея Фонетика. — Но. у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда он быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!

— Значит, в Вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть?

— Звуки-невидимки, и их домики тоже. Но. на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»

— Раз, два, три! Транс.транс — произнёс я. — Как там дальше?

— Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом раскроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!

— Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише — Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!

Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!

Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!

— Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный!

Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [ ‘].

Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ‘ — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?

— Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [л’]? Правильно?

— Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.

— А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?

— Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!

— Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?

— Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!

— Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?

— Конечно, действуй!

— [Л] Правильно?

— Почти верно. В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!

— Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [л]?

— Вот это молодец!

— Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?

— Да, верно! Получается, как в песенке: гласные-красные! И обозначаются, как и согласные звуки — в квадратных скобках.

— Фея Фонетика, вот так — [а]?

— Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но. об этом ты узнаешь чуть позже.

Фея Фонетика улыбнулась и произнесла:

— Итак, мой юный друг, запомни правило:

Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись [м’] означает, что перед нами мягкий согласный.

Чтобы ты это не забыл, я оставлю на память фотографию:

— Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно?

— Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!

— Понятно! Спасибо Вам!

— Хотите увидеть волшебное фото, которое мне оставила фея Фонетика, ребята? — спросил Сказочник.

Конечно, всем было любопытно посмотреть.

Сказочник показал фотографию ребятам и задал несколько вопросов:

— Почему в слове «фонетика» подчёркнуто ФОН?

— При чём тут термометр?

— Почему Фея Фонетика путешествует с попугаем?

— При чём здесь домики?

— Чем отличаются домики, изображённые на фото?

А ты сможешь на них ответить?

Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но. ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и. тут перо в её руке ожило и прямо в воздухе появилось:

— Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?

Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение:

— «Графика» от греческого grapho — «пишу».

— Так вот почему у Вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! О! Я понял, почему Вас окружает облако из букв русского алфавита! Вы — повелительница букв?!

Перо вновь заплясало в воздухе:

— Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы выводить — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить! Посмотри на мою кожу. Как ты думаешь, почему она такая тёмная?

— Не знаю. И волосы чёрные.

Тогда фея Графика пояснила:

— Посмотри, у меня есть волшебная чернильница, без которой я ничего не смогла бы написать! Сейчас есть ручки с чёрной, синей, жёлтой, зелёной, красной пастой. Даже перламутровую и блестящую можно найти! Но слово «чернила» в русском языке произошло от «чёрный» не случайно. Первые самые распространённые чернила были из сажи. А сажа какого цвета?

— Понял, я понял! Чёрного! Вот почему у Вас, уважаемая фея Графика, и кожа, и волосы тёмные! А почему Вы с филином путешествуете?

— О, это мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написании букв не закралась ошибка!

— Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!

-Да, всё верно! — перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!

— Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что Вы — повелительница букв! Буквы мы пишем (вот поэтому вы с пером) и видим (об этом напоминает филин, который своими большими глазами высматривает ошибки в написании букв)!

— Да-да, молодчина, всё верно ты понял! А вот букв у меня 33:

10 гласных (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),

2 вообще знаки (самая плохая оценка в школе!) — ъ твёрдый и ь мягкий, сколько же получается согласных? Сможешь посчитать?

— Получается 21?!

— Совершенно верно!

— Как странно. А фея Фонетика говорила, что согласных 36, а гласных 6. Я это хорошо запомнил — представляю нормальную температуру тела человека 36 и 6! Очень странно!

— Мой юный друг! Фея Фонетика говорила о ЗВУКАХ! Их действительно 42: 36 согласных и 6 гласных.

А я тебе пишу о БУКВАХ, вот их-то как раз 33: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь), 21 буква, обозначающая согласные звуки!

Итак, запомни правило:

Буквы мы пишем и видим. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь) и 21 буква, обозначающая согласные звуки.

— А буквы где живут, тоже в фонетических домиках?

— Буквы живут в большом доме «Буквинске».

— Ой, а как туда попасть?

— Стоит произнести слова: «Раз, два, три. Графика, «Буквинск» покажи!» Но сегодня я могу тебя перенести туда лишь на несколько секунд — только взглянуть на их дом одним глазком! А если захочешь продолжения — в следующий раз проведу экскурсию по каждому этажу! Договорились?

— Волшебные слова помогут?

— Обязательно! Запомнил их? Произноси!

— Раз, два, три. Графика, «Буквинск» покажи!

Тут случилось нечто невероятное! Меня подхватил волшебный вихрь, и. я оказался на поляне перед домом, на котором было написано «БУКВИНСК».

Я ещё никогда в жизни не видел так много малюсеньких буквят! У них одежда была разная: и красная, и синяя, и зелёная, и сине-зелёная, и даже красно-зелёная! Вот как буквы одеваются! В окошке я заметил четырёхголового Змея Горыныча! А на стене домика виднелись какие-то знаки: скрипичный ключ, колокольчик, наушники, рыбка.

— Фея Графика, напиши, пожалуйста, о жизни буквят! Очень интересно!

— Я обещала показать тебе «Буквинск» лишь на мгновенье. Если захочешь, скажешь завтра волшебные слова, и наше путешествие продолжится!

— Ух, конечно, захочу!

— А сейчас приготовься к обратному пути.

Опять налетел волшебный вихрь, и. я очутился в своей кровати. Светило яркое солнышко, а на тумбочке лежало ещё одно фото. Вот оно:

Я решил из двух фотографий сделать картину: так никогда не перепутаю звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в моей комнате:

Сказочник замолчал.

По фотографии он задал несколько вопросов:

— Чем отличаются буквы от звуков русского языка?

— Почему у Графики тёмные волосы?

— При чём здесь чернильница и перо?

— Почему фея Графика путешествует с филином?

— При чём тут ладошки и два пальчика?

— Почему за Графикой облако из русского алфавита?

Дети с радостью ответили на все вопросы! А ты сможешь это сделать?

Ребятишки побежали домой, а Сказочник только улыбался им вслед. До завтрашнего вечера нужно было придумать продолжение истории, не мог же он подвести ребят! И продолжение обязательно будет!

Источник: Конструкция-приём О.Л. Соболевой «При чем тут (здесь). ?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О.Л. Соболевой;

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/09/14/vstrecha-s-feey-fonetikoy

Сказка о звуках и буквах.

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она  невидимая и очень большая. На этой планете живут  звуки — невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое  солнышко. И  звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и  очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их — гласными звуками.

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было  голоса, им всегда  мешали  губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

 — Согласны? – улыбнулось солнышко.

 – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки — невидимки, мы их слышим и произносим, но  не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки  захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней вотцарил мир, тепло и согласие.

СКАЗКА ПЕРВАЯ — О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__».
Иногда звук
«a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда — очень громко:
«a, a, a».
Когда звуку
«a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук
«a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

СКАЗКА ВТОРАЯ — О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у».
У звука
«у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук
«у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук
«у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук
«у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ — О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и».
Рот у интересного и привлекательного звука
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук
«и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

СКАЗКА ТРЕТЬЯ — О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о».
Очень звук
«о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук
«о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук
«о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

СКАЗКА ПЯТАЯ — О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э».
Звук
«э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук
«э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук
«э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

СКАЗКА ШЕСТАЯ — О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы».
Известен был звук
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук
«ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук
«ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда — пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук
«ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка о звуках и буквах.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: 

А — радостный и веселый,

 У — угрюмый, 

О — очень любил всему удивляться,

 И — игривый, улыбчивый, 

Э — медлительный, рассудительный,

 Ы — самый упрямый

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко: А-а-о-о-у-и

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так — говорит
А. — У всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал
У.
— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил
О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил
И.
— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились
Э и Ы.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить.
А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной.
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука
А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й.
Прислушался
И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука
И, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й, й  й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать — й — й — й. Слушал-слушал
А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул

У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали — йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил

О.
— Пожалуйста!
— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил

Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только
И да Ы:
— Мило, очень мило, — вздыхал
И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал
Ы.
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком
А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой
Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой
Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой
Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Литература:  Александрова Т.В.  «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)

  • Лингвистическая сказка по русскому языку 6 класс с чередованием гласных в корне
  • Лидия чарская моя жизнь сказка и быль
  • Лида данилова 17 историй и сказок для первого чтения
  • Леший персонажи русских народных сказок
  • Леш или лешь имя как правильно пишется