Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
В этом вам помогут следующие слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на…
останавливается на …
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что …
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой — грамматические.
В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно, …
В итоге можно прийти к такому выводу: …
В заключение можно сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что …
Обобщая сказанное, …
Из этого следует, что …
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
За отсутствие абзацев снимают баллы.
Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/
Написание сочинения на лингвистическую тему1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно
лингвистический материал. Рассуждая о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.2. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку наша задача — написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4).
Напомним, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление — тезис
2. Основная часть – доказательства + примеры
3. Заключение — вывод3. Как начинать сочинение?
Начало сочинения — вступление-тезис.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
Рассмотрим несколько вариантов вступления.Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
Обратите внимание на то, какой фразой
завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.4. Как писать основную часть?
Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).^ См. критерий С1К1.
Помните, что функции должны быть разные!
Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:
1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении;
2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров.
Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.5. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;
• пример без указания на функцию не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину — не догадался».
Или предложение заключается
в скобки.
Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: «…сказка заставляет…тревожиться, радоваться».
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.
Например, так: Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово «пора» (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: «пара». 6. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
Рассмотрим несколько
образцов заключения:
Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Образец 4. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
Образец 5. Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!7. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).
Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
• 1 абзац — тезис,
• 2 абзац — функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац — функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац — вывод. Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
1. Роль вводных слов и предложений
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
2. Роль цитат в речи
Цитата (от лат. cito — вызываю, привожу) — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
Таким образом, цитаты очень важны в речи.
3. Роль однородных членов предложения в речи
Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
4. Роль риторических вопросов в тексте
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
5. Роль средств выразительности в речи
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
6. Роль архаизмов в речи
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
9. Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
10. Зачем нужна орфография?
Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: «И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!» Оказывается, не всегда.
Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово «пора» (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: «пара». Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!^ Источник сочинения — учебно-методическое пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010» по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном сочинении приводится всего
один пример из указанного текста, а надо два!
11.Роль антонимов в речи
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: «…сказка заставляет…тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
Без антонимов наша речь была бы намного беднее.^ Источник сочинения — учебно-методическое пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010» по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию?
Морфология — это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то «ь» на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то «ь» не пишется (могуч, дремуч). Или существительное «ожог» пишется с гласной «о» после шипящей в корне, а глагол «ожёг» — с гласной «ё».
Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
Таким образом, морфология — очень важный раздел науки о языке.
Суть задания
У многих учеников, даже тех, кто обычно хорошо пишет, сложности вызывает именно лингвистическое сочинение. Примеры тем для него, как правило, предлагает учитель. С одной стороны, нужно грамотно и аргументировано излагать свои мысли. С другой — четко соблюдать правила орфографии и пунктуации. С третьей — придумывать, о чем будет сам текст. Возможные тематики для задания:
- Велик и могуч русский язык.
- Мое отношение к высказыванию (далее приводится цитата с автором — писателем-классиком или лингвистом).
- Зачем нужны знаки препинания (или какой-либо конкретный из них).
- Роль определенной синтаксической конструкции в речи (например, однородных членов, вводных слов, обращений).
- Мое понимание определенной фразы (здесь предполагается наличие какого-то высказывания, связанного с языком).
Темы представляются сначала сложными, однако если разобраться в том, как следует действовать, написание сочинения не только превратится в возможность получения хорошей оценки, но и подарит удовольствие.
Основные сложности
При работе над рассуждением в классе или дома ученики могут столкнуться с несколькими трудностями, которые увеличат время, затраченное на работу, а также заставят испытывать неприязнь к такому роду занятий. Прежде всего, школьник может попросту не знать, о чем писать. Если в литературных сочинениях все понятно — следует отталкиваться от текста произведения, то лингвистика порой ставит в тупик. Очень может быть, что своих мыслей по поводу того, для чего нужны вводные слова, у ученика попросту нет. А необходимость выражать мысли сжато, но емко нередко становится для них сложной задачей.
Кроме того, могут возникнуть такие трудности:
- Непонятен смысл высказывания, с которым нужно соглашаться или спорить.
- Содержание фрагмента ясно, но ответить на данный вопрос можно буквально в паре предложений. И не ясно, чем заполнять оставшиеся 2−3 страницы.
- Тематика может оказаться малоинтересной, не увлекающей. Отсюда стиль изложения неизбежно будет сухим, скучным.
- Малый словарный запас. Бывает и так, что школьник имеет свое видение вопроса, но не может аргументировать свою позицию из-за того, что не владеет специальной терминологией. Помочь в этом случае может только обращение к словарям.
Зачастую решить эти проблемы можно, если заранее спросить у учителя, какой именно смысл известный лингвист или писатель вкладывал в свое высказывание. А не садиться за выполнение домашнего задания за сутки до сдачи, когда что-либо уточнить уже становится невозможным.
Предварительная работа
Решая, как писать сочинение на лингвистическую тему, следует прежде всего составить план работы. Без него невозможно добиться последовательного изложения материала и исключить перебрасывания с места на место. Базовый вариант плана выглядит следующим образом:
- Введение. Небольшой абзац, в котором школьник кратко описывает сам тезис, с которым будет соглашаться или спорить в дальнейшем. Раскрывать здесь ничего не требуется, достаточно кратко обозначить основное положение.
- Основная часть. Это непосредственно рассуждение, в котором должны быть приведены аргументы. Их роль могут выполнять как самостоятельные мысли, так и идеи известных лингвистов, с которыми автор сочинения также должен соглашаться или оппонировать. Это наиболее важный элемент сочинения, поскольку именно здесь школьник учится доказывать свой тезис, делать это грамотно, логично и интересно. Только в том случае, если ученик владеет даром слова, ему удастся убедить читающего в своей правоте.
- Заключение. Представляет собой финальный этап работы, подведение итогов. Вполне вероятно, что работая над текстом ученик пришел к противоположным выводам, нежели те, что были заявлены во введении. Пугаться этого не стоит, однако в заключении следует признать свою неправоту. Это, напротив, придаст работе серьезность и осмысленность, учитель убедится в том, что ребенок действительно пропустил тему через себя, рассмотрел ее сквозь призму своих жизненных убеждений.
Все эти три части сочинения-рассуждения должны быть распределены в объеме текста в следующих пропорциях: 20% — 60% — 20%. Это не значит, что нужно проводить тщательные замеры, но к примерно такому соотношению частей следует стремиться.
Написание вводного фрагмента
Не стоит недооценивать значимость этого элемента рассуждения, поскольку именно от того, насколько грамотно и четко заявлен тезис, во многом зависит восприятие дальнейшего текста. В качестве эпиграфа к работе можно использовать данную в задании цитату или же подобрать свою, близкую по смыслу к основному содержанию.
В первом абзаце обязательно выдвигается тезис — то утверждение, которое будет доказано или опровергнуто в дальнейшем. Пример написания введения (сочинение-рассуждение по высказыванию писателя Максима Горького: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей»):
«Великий русский писатель Максим Горький славился тем, что умел мастерски использовать богатства родного языка. Он восхищался удивительным строем и многообразием речи, а свое отношение емко и выразительно высказал в цитате. Я полностью согласен (согласна) с данным высказыванием и считаю, что наш язык в полной мере заслуживает столь лестного отзыва».
Возможные варианты:
- Невозможно не согласиться со словами писателя-прозаика Максима Горького, который в краткой формулировке высказал свое отношение к родному языку.
- Горький высказал свое отношение к русскому языку, его богатству и многообразию, я поддерживаю его позицию.
- Высказывание Горького о русском языке я считаю абсолютно справедливым.
Чтобы избежать повторов и сделать свою работу более грамотной, следует активно использовать синонимы. Например, слово «писатель» в отдельных случаях заменять на «автор высказывания», «прозаик», «классик». Полезными для написания глаголами будут следующие: писал, рассуждал, утверждал, выразил. Слово «высказывание» можно заменить на суждение, мнение, изречение, мысль.
Основная часть
Чтобы написать качественное и интересное сочинение, полностью раскрыть тему, следует придерживаться плана, который напрямую зависит от содержания высказывания. В приведенном примере писатель упоминает два составляющих языка: его текущее богатство и возможность постоянного развития. Именно поэтому в тексте работы следует рассмотреть эти два аспекта и привести аргументы, доказывающие или опровергающие каждый из них.
План будет состоять из двух пунктов:
- Описание современного состояния языка.
- Основные возможности для его развития.
Рассуждение предполагает высказывание собственных мыслей и идей, поэтому не стоит использовать готовые шаблоны и образцы, как правило, очень сложно подобрать подходящий вариант в интернете. Гораздо удобнее взять какой-то текст за основу, посмотреть, какие вводные конструкции использовал автор, как аргументировал свои идеи. Но писать важно самостоятельно. Тем более что на экзамене умение рассуждать пригодится и выручит, а навык списывания может привести к полному провалу.
Текущее положение
«Максим Горький подчеркнул удивительное богатство русской речи. Кому, как не писателю, разбираться в этом вопросе!» Именно так можно сделать переход от вводного компонента к первой части основного блока. Далее необходимо привести аргументы, доказательства. С этой целью можно заглянуть в лингвистические научные статьи, узнать интересные факты, но полностью переписывать их нельзя.
Достаточно вдумчиво прочитать, подобрать пару интересных мыслей, которые в дальнейшем пересказать своими словами. При аргументации лучше всего использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых», «наконец». Вот основные примеры, иллюстрирующие то, что русский язык действительно богат.
Прежде всего, следует отметить лексическое богатство, сейчас в языке более 200 тысяч слов, причем очень большой пласт обладает многозначностью. Лексические единицы позволяют передать тончайшие оттенки чувств и эмоций, что делает речь образной, яркой, выразительной. Например: говорить — вещать — молвить — мямлить — ораторствовать — излагать — лепетать — произносить. Все они обозначают одно и то же — произносить речь, однако используются в различных ситуациях, языковых стилях, выражают тончайшие оттенки и особенности действия.
Кроме того, к числу богатств языка относятся:
- Синонимы и антонимы.
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Многообразие морфем, создающих огромное количество моделей для образования новых слов.
- Значительное количество различных синтаксических конструкций: сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, вводных оборотов, однородных членов, обособленных.
Все это позволяет согласиться с первой частью предложения, повествующего о том, что русский язык богат. И художественная литература — наглядное тому доказательство. Классики настолько емко и выразительно использовали языковые средства, что созданные ими образы используются по сей день, помогают выразить отношение, передать образ.
Способы пополнения
Когда требуется написать сочинение-рассуждение, важно также проиллюстрировать словами и вторую часть высказывания Горького, согласно которой язык непостоянен и регулярно обогащается. Для того чтобы раскрыть этот аспект, следует привести доказательства.
Прежде всего, мир не стоит на месте, постоянно появляются новые реалии, которые следует как-то именовать, вот почему и появляются новые слова — неологизмы. Из пополнения последних лет следует назвать «гаджет», «девайс», «смартфон», «селфи». Сейчас они на слуху и понятны каждому, но буквально 10 лет назад никто не понял бы смысл этих слов, поскольку не было соответствующих реалий.
Второй способ пополнения лексической структуры языка — появление авторских неологизмов, совершенно новых слов, которые в своих текстах придумывают писатели. Примеры многочисленны:
- Слово недотепа, столь привычное нам, придумал Антон Павлович Чехов.
- Бездарь — изобретение Игоря Северянина.
- Авоська в значении сумка для продуктов была впервые употреблена Аркадием Райкиным.
Появляются новые лексические единицы в СМИ, в статьях интернета, даже научных работах и конспектах. Иногда в речь входят и новые идиомы — устойчивые выражения, которые используют подростки, например, из современных можно привести «ЧСВ» — чувство собственной важности, выражение понятно каждому современному человеку, но несколько лет назад аббревиатура не имела никакого смысла.
Такие пласты языка как морфемика и синтаксис обогащаются значительно реже. Но все равно не остаются статичными, увидеть это можно при выполнении упражнений. Те тексты, которые написаны в прошлом столетии, гораздо более развернуты, чем современные конструкции.
Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык действительно богат и постоянно пополняется новыми словами, выражениями, в том числе устойчивыми, появляются новые типы синтаксических конструкций, которые отличаются от предложений предыдущих времен. Все эти факторы позволяют убедиться в справедливости изначального тезиса.
Завершая работу над сочинением, следует подвести итоги, отметить, что высказывание было проиллюстрировано примерами и обосновано, поэтому изначальный тезис можно считать доказанным.