- Иван Быкович
- Заяц-хваста
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и козел»
Русская народная сказка «Лиса и козел» — очередной пример истории про рыжую плутовку. Тем, кто привык, что хитрая лиса в финале сказочного сюжета чаще всего сама же и страдает от своего чрезмерного коварства, этот рассказ покажется необычным. Вопреки принятому в сказке «добро побеждает зло», лиса здесь не наказана за свою подлость и ложь: ей обманом удается выйти из сложной ситуации и одержать верх над другим персонажем сказки. Прежде чем попытаться разобраться в причине такой несправедливости, необходимо кратко описать сюжет сказки. Итак, главное действующее лицо – лиса, она попала в колодец, засмотревшись на ворон. На ее счастье колодец был наполовину пересохший, почти без воды, поэтому лиса не утонула, но выбраться из него все же не смогла. Благо, мимо колодца проходил козел – еще один персонаж сказки, любопытство заставило его заглянуть в колодец. Лиса, недолго думая, принялась расхваливать, как там хорошо и приятно. Бедный козел, которому и без того хотелось пить, поверил хитрой лисе и прыгнул в колодец. Плутовка же взгромоздилась ему на спину, со спины перелезла на рога и так выкарабкалась наружу. Козел в колодце чуть не погиб от голода, но был спасен добрыми людьми.
Развитие событий в сказке, хотя и кажется на первый взгляд несправедливым, но отлично справляется со своей идейной задачей. Лиса в сказке одерживает верх, но не для того чтобы зло восторжествовало. Цель сказки совсем другая – показать, что глупость и чрезмерное любопытство могут завести героя в беду. Козел прыгнул в колодец, совершенно не подумав о последствиях, это и является предметом осмеяния и порицания в данном рассказе. Еще одним смысловым акцентом этой поучительной истории является установка, что физическая сила не всегда залог успеха, ум и осторожность необходимы для благополучного существования героя.
Любопытно, что рассказчик как будто нарочито подтрунивает над козлом, называя его умной головой. Эта своеобразная издевка над персонажем, распространенный прием в русском фольклоре.
Стоит отметить, что речевой строй сказки «Лиса и козел» заслуживает отдельного внимания. В тексте присутствует авторское описание одного из главных героев, для его характеристики используются формы слов с увеличительным значением («бородище», «рожища»), что делает образ козла, с одной стороны, более грозным и опасным. Но в тоже время, такая характеристика противоречит остальному поведению козла и речи его самого. Что касается лисы, то отбор речевых средств, которые она использует, отчетливо различается в зависимости от ситуации. Когда она пытается заманить козла в ловушку, речь ее ласкова и изобилует уменьшительно-ласкательными существительными («голубчик», «водица»). Но как только ей удается достичь цели, отбор слов резко меняется, в речи появляется грубая лексика (например, «дурень»). Таким образом, речь героев сказки создает для читателя дополнительное поле для понимания сути каждого образа и сказки в целом.
Читайте русскую народную сказку «Лиса и козел» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.
Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисанька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
- Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде-6
- Царевна-серая утица
Сказка лиса и козёл
Сказка лиса и козел
Лиса и коза
Басни Эзопа лиса и козел
Лиса и козёл. К. Ушинский
Народные сказки «лиса и козёл»
Сказка о козле и лисе
Лиса и козёл. К. Ушинский
Рачев иллюстрации
Лиса и козёл русская народная сказка
Лиса и коза
Русская народная сказка лиса и козел
Лиса и козёл раскраска
Лиса и козел раскраска
Степан Гилёв иллюстрации Лисичка сестричка
Д ратья Гримм лисаигуси
Конь и Лис
Karen Davies картины
Тигр и лиса таджикская народная сказка
Иллюстрации к басням Эзопа
Лиса дракон арт
Иллюстрации Рачева к сказке Лисичка со скалочкой
Лиса и баран
Лиса и виноград басня Эзопа
Лис в курятнике игра
Лисичка Хозяюшка
Юлия Щигал иллюстрации
Барсук и Лисенок японская сказка
Петр Петрович Репкин
Трое на одном бревне Сладков
Басня журавль и лисица
Лиса сказка
«Лиса и медведь» (Мордовская);
Лиса и журавль мультфильм
Кот петух и лиса иллюстрации
Лис и Сова
Иллюстрации с лисами
Братец Сыч из сказок дядюшки Римуса
Петр Репкин диафильмы
Петр Репкин диафильмы
Fox and the Hound Disney Concepts
Русская народная сказка лиса и Журавель
Лиса Васнецов
Нильс и Лис
Лисичка с книжкой
Лиса спит в траве
Лиса с лисятами
Сказка лиса и волк текст
Лиса для детей
Арты с лисами на рабочий стол
Лиса прикольные рисунки
Гравюра лиса Охара Косон
Лиса и журавль. Русские народные сказки
Лисичка-сестричка и волк
Лиса из сказки
Папа Лис мама лиса и Лисенок
Сказки про лису
«Лиса и Дрозд» (1946 г., реж. А. Иванов)
Лиса на отдыхе
Сказка кот петух и лиса раскраска
Лисенок иллюстрация
Елена Разина живопись
Волк и семеро козлят коза
Как лиса Лариска нанималась гусят нянчить
Волк. «Лисичка-сестричка и серый волк»
Лиса и медведь сказка
Кицунэ лиса акварель
Лиса и журавль мультфильм 1958
Евгений Михайлович рачёв лиса
Рачев Евгений Михайлович лиса и журавль
Николай Сладков трое на одном бревне
Сказки «лиса и журавль»
Лис с чашкой
Лисы и курица
Битый не битого везет картинки
Олень Лис
Сказок севера лиса
Рыба лиса
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 277 человек из 55 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»Русская народная сказка
«Лиса и Козёл»Подготовила:
О. Н. Пасынкова
г. Североуральск -
2 слайд
ГОВОРИ НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ НЕ ОШИБИСЬ
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. -
3 слайд
Чистоговорки
Жи- жи- жи — сказку расскажи.
Ша-ша-ша — сказка хороша.
Ву-ву-ву- сказка наяву.
Ра-ра-ра — нам читать пора.
Мы гуляли в лесу и видели лису. -
4 слайд
Загадка
Хвост пушистый,
Мех золотистый
– Кто это? -
-
6 слайд
Какая лиса в этих сказках?
(хитрая, изворотливая, рыжая, лживая)
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где тоже героиня – лиса. -
7 слайд
Константин Дмитриевич
Ушинский -
-
9 слайд
Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.
-
10 слайд
Идет козел — умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:— Что ты там, лисонька, поделываешь?
-
11 слайд
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!А козлу давно пить хочется.— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
-
12 слайд
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
-
13 слайд
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
-
14 слайд
Физкультурная минутка.
Много сказок есть на свете дети шагают
Эти сказки любят дети дети приседают
Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения
И про Машу с медвежонком
И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плеч
Съесть которых волк был рад.
А сейчас все вместе глазки закрывайте,
И волшебные слова дружно повторяйте:
«Раз, два, три, в сказку попади!» движения по смыслу -
15 слайд
НА ВОРОН ЗАЗЕВАЛАСЬ
ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ
КОЛИ ХОЧЕШЬ
НАСИЛУ ОТЫСКАЛИ
ЗАСМОТРЕЛАСЬ ПО СТОРОНАМ
ОТ СКУКИ
ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ
ОЧЕНЬ ДОЛГО
ИСКАЛИ
Скажи по другому
— А сейчас я ещё раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, вы будете её пересказывать. -
16 слайд
Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.
-
17 слайд
Идет козел — умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:— Что ты там, лисонька, поделываешь?
-
18 слайд
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!А козлу давно пить хочется.— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
-
19 слайд
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
-
20 слайд
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
-
21 слайд
Вопросы по тексту
Давайте еще раз подумаем какой был козел?
Какими словами можно о нем сказать?
Какая была лиса?
Какой был колодец?
— Что еще можно назвать «холодным»? Про что мы скажем «холодный»?
А что модно назвать «холодная»?
Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный – это река или ручей? Холодная, стеклянная, хрупкая – это блюдце или чашка? -
22 слайд
Игра «Кто хитрее?»
Вспомните сказку «Лиса и Журавль».
Если лиса хитрая, журавль оказался… (еще)…
Если лиса умная, а журавль…
Волк злой, а волчище…
Заяц трусливый, а зайчишка…
Этот человек худой, а этот…
Один человек полный, а другой не совсем полный, а…(-тый)
Этот дом большой, а этот…
Этот платок синий, а этот не совсем синий, а…(-тый)
Этот лист зеленый, а этот…(еще)…
Это платье красное, а это платье не совсем красное, а…(-тое)
Бабушка старая. А как сказать ласково?
Умный щенок. А как сказать по – другому? -
23 слайд
Задание – придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?»
(Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шёпотом).
-
24 слайд
Сказка – ложь,
да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 062 299 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 28.09.2020
- 121
- 0
- 28.09.2020
- 105
- 0
- 28.09.2020
- 97
- 0
- 28.09.2020
- 558
- 14
- 28.09.2020
- 114
- 0
- 28.09.2020
- 130
- 0
- 28.09.2020
- 469
- 5
- 28.09.2020
- 102
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
-
Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»