МБДОУ
Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»
МР
Калтасинский район Республики Башкортостан
Открытое занятие
в старшей группе
на тему:
« Лиса и журавль»
Провела: Ахмедшина Н. А
2017 год
Цель: продолжать
знакомить детей со сказкой.
Задачи:
— Учить
выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста,
схемы.
— Активизировать
употребление в речи глаголов (из текста сказки). Учить понимать смысл пословиц.
— Продолжать учить
детей правильно отвечать на вопросы воспитателя;
— Воспитывать
интерес и развивать творческие способности через театрализованную деятельность.
Предварительная
работа: Рассматривание иллюстраций с
изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Заучивание стихов и
загадок по теме.
Материал: 2 дома, следы с загадками, иллюстрации
лисы и журавля, схемы, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и
журавля.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы
любите сказки? А хотите попасть в сказку. Тогда я вам предлагаю отправиться на
сказочный двор, где встретимся со сказкой.
На чём же мы
отправимся?
Дети: На автобусе, на трамвае, на автомобиле,
…..
Воспитатель: Вы очень много
назвали видов транспорта, но мы же отправляемся на сказочный двор, поэтому мы
отправимся на ковре-самолете.
(Дети присаживаются
на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с
вами на сказочном дворе. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не
видно. Посмотрите, здесь чьи-то следы (воспитатель обращает внимание детей на
следы, а на них, написаны загадки о лисе и птице)
Они ведут нас
в разные стороны, каждый, к своим домам. А чтобы узнать, нужно отгадать
загадки:
1 Загадка: Живет в лису,
у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
2 Загадка: Покрыт весь
перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)
Воспитатель хвалит
детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
Воспитатель: Как вы думаете,
могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса
хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где
они могли бы подружиться?
Дети: в сказке.
Сейчас я вам
расскажу сказку о том, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль»
«Лиса и журавль».
Подружилась лиса с
журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
— Приходи, куманёк
(друг, дружок) приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на
званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и
говорит:
— Покушай, мой
голубчик куманёк! Сама готовила.
Журавль хлоп – хлоп
носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время
лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса
и говорит:
— Не обижайся,
любезный кум! Больше угощать не чем.
— Спасибо, кума, и
на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день
приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил
на стол и говорит:
— Кушай, кумушка!
Больше угощать нечем.
Лиса начала
вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то,
всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе
да клюёт, всё и поел.
— Ну, не обижайся,
кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису обида,
думала, что наестся, на целую неделю, а ушла домой ни с чем. Как аукнулось, так
и откликнулось!
С тех пор и дружба
у лисы с журавлём врозь, т.е перестали они дружить.
(беседа и
обсуждение непонятных для детей слов).
Воспитатель: Как вы понимаете выражения:
«Как аукнется, так и
откликнется?»
Дети: Ты сделал плохо и тебе могут
ответить тем же.
(помощь
воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
Физминутка:
Воспитатель: Почему лиса
решила позвать журавля к себе в гости?
Дети: Она хотела с
ним подружиться.
Воспитатель: Каким
голосом она позвала его?
Дети: Хитрым, сладким.
Воспитатель: Попробуйте
позвать журавля таким же голосом (воспитатель опрашивает несколько детей).
— Приходи, куманёк,
приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Чем она его угощала?
Дети: Манной кашей.
Давайте посмотрим,
мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце на нем манная
крупа, захватывание манной крупы пинцетом)
Лиса слизала кашу,
а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?
Дети: С обидой в
голосе.
Воспитатель: (опрашивает несколько детей, и они
воспроизводят фразу с нужной интонацией)
— Ну, спасибо,
кума, и на этом!
Давайте проверим,
сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое только длинный клюв
может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв) Мордочка
лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так
и ушла лиса, ни с чем. Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба
у лисы с журавлём врозь.
Сейчас я ещё раз
прочитаю сказку, открою схемы, с помощью которых вы будете пересказывать
сказку.
(к схемам вызвать
двоих детей один начинает, по сигналу воспитателя другой продолжает)
Обратить внимание
детей на двор, 2 дома, лисы и журавля.
Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят,
которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). Я буду автором, –
лисой, – журавлём. Дети одевают маски, и начинают показ.
Молодцы ребята
хорошо показали сказку, но нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте
пройдем на ковер.
А пока мы будем
лететь, я задам вам несколько вопросов:
Воспитатель: Ребята,
скажите, а где мы сегодня с вами побывали?
Дети: мы побывали
на сказочном дворе.
Воспитатель: У кого в
гостях мы были?
Дети: Мы были в
гостях у Лисы и журавля.
Воспитатель: А что вам
больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели в детский сад.
Молодцы ребята! Вы все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочные
герои приготовили сладкое угощение.
Дети: Спасибо!
«Лиса и журавль»
(Слева
и справа на сцене стоят два стола, на них скатерти.)
Выходят
герои Лиса и Журавль с двух сторон
Автор:
—
Подружилась лиса с журавлём.
(Герои
идут навстречу друг другу, берутся за руки и идут к краю сцены)
Автор:
— Вот
и вздумала однажды лиса угостить журавля и позвала его к себе в гости.
Лиса:
—
Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Журавль:
—
Спасибо большое, кумушка! С удовольствием!
(Герои
разошлись по своим сторонам. Лиса расставила тарелки на столе. Журавль взял
цветы и идёт к Лисе.)
Автор:
— Идёт
Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и по тарелке её размазала.
Подала и говорит.
Лиса:
—
Кушай, голубчик-куманёк! Сама готовила!
Автор:
—
Журавль тук-тук носом по тарелке – стучал, стучал – ничего не попадает!
Автор:
— А
Лиса в это время лижет да лижет кашу. Так всё сама и съела.
Лиса:
— Не
обижайся, любезный кум! Больше угощать нечем!
(Журавль
встаёт из-за стола, кланяется):
— И на
этом спасибо, кума! Приходи и ты ко мне в гости.
(Журавль
уходит к себе. Лиса собирает тарелки и начинает прихорашиваться.)
Автор:
— На
другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с
узким горлышком и поставил на стол.
Журавль:
—
Кушай, кумушка! Угощайся!
Автор:
— Лиса
вокруг кувшина бегает, суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и
понюхает. Да разве сунешься в него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не
достанешь. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не
поел.
Журавль:
— Ну,
кума, не обижайся! Больше угощать нечем.
(Хмыкнула
лиса.)
Автор:
—
Взяла Лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой домой ни с чем.
(Лиса
вильнула хвостом и отошла в сторону.)
(Журавль
хмыкнул и отошёл в другую сторону.)
Герои
скрестили руки и отвернули взгляды друг от друга.
На
середину сцены выходит автор, встаёт между героями.
Автор:
— С
тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь. Не зря говорят: «Как аукнется, так и
откликнется».
Технологическая карта
Ф.И.О. Алексеева Ирина Владимировна
Занятие:Внеклассное чтение
Группа: 2
Тип занятия: Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема |
Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
Цель |
познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль». |
Задачи |
Коррекционно -образовательные: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения Коррекционно -развивающие: развивать умение находить главную мысль сказки;. развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя. Коррекционно -воспитательные: воспитывать дружелюбие ;прививать интерес к чтению. |
БУД |
Личностные: Проявлять:— позитивное отношение к чтению народных сказок; — умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога Познавательные умения: -искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием воспитателя, — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой; -анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить; Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; — осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания; -формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки. Коммуникативные умения: -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности: — умения ответить на поставленный вопрос; – объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста. – словесное иллюстрирование прочитанного. |
Планируемые результаты |
-овладевать навыком смыслового чтения; — работать с содержанием текста сказки: — характеризовать героев произведения; — составлять план сказки; -отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп); -уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации). Личностные: — проявлять интерес к устному народному творчеству; — понимать смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется» — понимать, чему учат сказки. Познавательные: -искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием воспитателя, -понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; -формулировать вопрос и на него отвечать; -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой; -анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить; Регулятивные: — выполнять действие в соответствии с целью. -осуществлять взаимопроверку; самооценку результата. -формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки Коммуникативные -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству . -адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания. -использовать речевые средства для представления результата деятельности: -умения ответить на поставленный вопрос; — объяснить значение отдельных слов и выражений. -составление своего мнения о прочитанном; |
Основные понятия |
Сказка, пословица, устное народное творчество |
Ресурсы |
Основные:Книга «Лиса и журавль» Дополнительные:Ноутбук, проектор, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки для составления плана сказки, аудиозапись. |
Формы занятия |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технология |
Технология развития критического мышления |
Структура занятия |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Задания для детей |
БУД |
1.Организационный момент |
Добрый день и добрый час Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться! — Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом занятия, ведь дружба –это здорово.( на доске слово дружба), давайте назовём родственников слова дружба.(дружить, друзья) -Ребята, поднимите руку у кого много друзей. -Часто ли вы ходите к ним в гости? — А вы сами любите принимать гостей? У нас сегодня много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте. |
Подготовка группы к работе. Положительный настрой на занятие. |
Л.самоопределение Р Целеполага ние К.планирова ние сотрудничест ва с воспитателем и сверстниками. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели занятия, формировать интерес к произведениям народного творчества. Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого ребенка в познавательный процесс. 3. Мотивация к деятельности Цель:создать мотивацию к деятельности на занятии. |
Перед началом нашего занятия прозвучала музыка. А кто догадался какая музыка.«Жили были…..”, “В некотором царстве, государстве…” Эти слова только услышишь — сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка. Предлагаю сложить в эту коробку все знания, все идеи о том, что такое, «СКАЗКА»,. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке —Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль) Добавят информацию о журавле ( показ слайда №1) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса) — Какие сказки о Лисе вы знаете? — Какая Лиса в этих сказках? — Все ли звери и птицы поддаются уговорам Лисы, все ли верят ей? — Какая пословица характеризует поведение Лисы? слайд 2 |
Рассказывают, какие знания положили в эту коробку. Заполнение «коробки идей» в паре СКАЗКА – народная мудрость; — придуманная история и т.д.- Загадки загадывает Лиманский Илья -мой помощник Отгадывание загадок Отгадывание загадок Отвечают на вопросы учителя Рассказывают, какие сказки знают На языке медок, а на уме ледок. — пословица |
П.логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Использовать знания для решения новой задачи К. учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках диалога |
4.Сообщение темы и цели занятия Цель: согласовать тему и цель занятия. |
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план. — Так какая сказка нас сегодня ждет?Слайд3 Русская народная сказка «Лиса и журавль» — К какому виду сказок она относится? — Это авторская сказка или народная? — Давайте поставим цели сегодняшнего занятия слайд4 — — Что мы, как читатели-исследователи будем искать в русской народной сказке?(мудрость, урок) |
Мотивация на получение новых знаний. Дети угадывают Сказка «Лиса и журавль», сказка о животных, народная. Обсуждают цель занятия — научиться читать сказку — найти главную мысль, идею сказки. -учиться характеризовать героев |
Р.целеполага ние П.формулирование познаватель- ной цели |
|
5.Стадия осмысления. 5.1.Речевая и дыхательная разминка 5.2Чтение произведения. 5.3. Словарная работа 5.4. Физминутка. Задача этапа: психологическая и физическая разрядка. 6.5. Вторичное восприятие текста. Задача:уметь выделять в тексте основную часть,выражать свои эмоции в выразительном чтении. 6.6. Работа над выразительностью, драматизация 6.7.Работа над нравственной идеей текста. Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного. |
-Чтобы научиться читать правильно, давайте прочитаем чистоговорки Слайд5 Са-са-са – в лесу бегает лиса. Ля-ля-ля – длинный клюв у журавля.. — «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш. — Откройте книги Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью и подумаем, о чем эта сказка. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами. Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните . — О чем же сказка?( Лиса обманула, Журавль проучил.) — Как вы понимаете значение слов? слайд6 Потчевать – угощает. Не обессудь – не суди, не отнесись строго. Несолоно хлебала – остался ни с чем. — Как вы понимаете слово пир? слайд 4 Пир мы сегодня не устраиваем, а вот чайком гостей угостим. Потешка «Чайничек с крышечкой» слайд7 — Прочитайте сказку еще раз по цепочке и выразительно и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке. Восстановление последовательности событий в сказке. 1. Лиса с журавлем подружились. 2. Лиса пригласила журавля в гости. ( на доске слово пригласила.) 4. Журавль пригласил лису в гости. .(на доске слово пригласил) 5. Журавль угощает лису. ( на доске словоугостил) 6. С тех пор дружба врозь. — Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости? — Сыграй роль лисы. —Какой он? — Анализ работы детей. Что удалось, что нет. — Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? — Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему? — Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? А для этого поработайте с карточками: Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике журавля. Обсудите результаты с соседом. |
Добрая |
грубая |
находчивая |
умная |
хитрая |
лиса льстивая |
коварная |
жадная |
глупая |
злая |
умный находчивый
простак журавль добрый
хитрый доверчивый
жадный злой
Не читающие дети раскрашивают картинки журавля и цапли.
— Теперь попробуем ответить на вопрос:
«Чему учит эта сказка?» (если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.)
-В чем журавль оказался не прав?
-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?
Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.
-Что оно значит?
Как аукнется, так и откликнется. (на доске)слайд8
-Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)
Когда, в какой ситуации так можно нам сказать?
-Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.)
Читают и выполняют упражнения.
Жужжащее чтение
Первичная оценка образов и поступков героев.
Дети поют потешку и сопровождают движениями
Чтение по цепочке.
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по 4 -5 человек. Каждая группа получает набор из шести карточек, которые наклеивает на картон в правильной последовательности событий в сказке (план). Не читающие дети собирают картинку -пазл журавля и лисы.
Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют.
Индивидуальная работа по вариантам
Взаимопроверка
Высказывания детей
Чте
ние чистогово
рок
Карточки для составле
ния плана
Чтение по ролям, драматизация
карточки
П. овладевать навыком смыслово
го чтения;
моделиро
вание, логические – решение проблемы, работать с содержанием текста сказки:
построение логической цепи рассуждений, доказатель-
ство, выдвижение гипотез и их обоснование
К.инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
П.выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки
составлять план сказки, отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп)
К.адекватно взаимодейст-вовать в паре и группе при выполнении задания
П. Характери
зовать героев произведения;
П.определять структуру сказки и обосновы
вать своё мнение, отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп)
Р.выполнять действие по плану
Р.осущест
влять взаимовыручку и самооценку при выполнении задания
Р.формиро-вать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки
7. Стадия рефлексии
Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний.
7.1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
— Итак, с чем мы сегодня на занятии работали, что мы читали? (со сказкой) 1. Сказка
— Какая эта сказка? 2. Народная, поучительная
— Почему сказки читать полезно? 3. ,Учит, объясняет, наставляет.
— О чем надо всегда думать? 4. Как аукнется, так и откликнется.
— Какое знание вам захотелось добавить в «коробку идей» ? Быть дружелюбными, относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
5 Мудрость , (урок.)
А теперь заполните лист самооценки:
— У кого получилось все +, встаньте. У кого только 3 + – встаньте.
— Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!
Обращаются к «коробке идей», повторяют и дополняют полученные знания
Ответы учащихся:
(мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории).
Заполняют лист самооценки:
Я объяснял значения слов ….
Я помогал составлять план….
Я читал выразительно вслух…
Я отвечал на вопросы воспитателя….
Подсчет результатов.
К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П. умение структуриро
вать знания ;
рефлексия способов и условий действия
Л. смыслообразование
Р. Контроль, коррекция
Р. Осущест
влять самооценку при выполнении учебного задания
8..Итог занятия
Окончено занятие, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/345758-otkrytoe-korrekcionnoe-vospitatelskoe-zanjati
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №41
Конспект НОД
по реализации образовательной области
«Чтение художественной литературы»
на тему
Встреча со сказкой «Лиса и журавль»
в средней группе «А»
Подготовила
Работягова Ю.С.
Белгород
2013
Программное содержание:
— Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; углублять интерес детей к литературе.
— Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, воображение; поддерживать желание отражать свои впечатления, развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
— Воспитывать интерес к художественному слову.
Задачи образовательных областей
Познание
Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (кувшин – узкий, тарелка – мелкая, нос – короткий, клюв – длинный); при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования; сравнивать предметы, выделяя их признаки.
Социализация
Обогащать представления детей с помощью детской литературы, развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что произойдет дальше, передавать диалоги героев; участвовать в театрализации, мимикой и жестами, движениями передавать состояние персонажей.
Коммуникация
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении; развивать связную монологическую и диалогическую речь при пересказе сказки, отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи; воспитывать желание использовать интонационную выразительность; развивать словарь посредством знакомства детей со сказкой.
Словарная работа
Званый пир, потчевать, не обессудь, окрошка, и так и эдак, взяла досада, как аукнется, так и откликнется, дружба врозь, не солоно хлебавши.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций с изображением лисы и журавля, беседа об их жизни в природе. Знакомство с новыми словами: званый пир, стряпала, не обессудь, потчевать, досада, не солоно хлебала, как аукнется, так и откликнется.
Материал
Следы с загадками, иллюстрации лисы и журавля, тарелка, манная крупа, пинцет, кувшин, маски лисы и журавля.
Содержание:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите? На чём же мы отправимся?
Дети: На автобусе, на автомобиле, …..
Воспитатель: Но мы же отправляемся в сказку, этот транспорт нам не подойдет — нужен сказочный транспорт.
Дети предлагают сказочные виды транспорта
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это шуршит, появляется сказочная улитка, которая говорит, что она принесла в подарок ковёр-самолёт.
Воспитатель: мы отправимся в сказку на ковре-самолете.
(Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка или колокольчик)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот мы и оказались с вами в сказке. Давайте подойдем поближе. Как тихо кругом, никого не видно. Посмотрите, что это здесь?
Дети: следы
Воспитатель: а чьи они
Дети: животных, птиц
Воспитатель: Правильно посмотрите, они ведут нас в разные стороны, каждый, к своему домику. А чтобы узнать, кто живёт в этих домиках, нужно отгадать загадки.
1 Загадка: Живет в лису, у нее острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса) Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса) Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)
2 Загадка: Покрыт весь перьями, есть у него две длинные ноги и длинный клюв и крылья. (Журавль) Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?
Дети: Нет, лиса хищное животное.
Воспитатель: Скажите, а где они могли бы подружиться?
Дети: в сказке.
Сейчас я вам расскажу русскую народную сказку о животных, как лиса с журавлем дружили. Сказка называется «Лиса и журавль».
«Лиса и журавль».
Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.
— Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.
Каша съедена, лиса и говорит:
— Не обессудь, любезный друг! Больше потчевать не чем.
— Спасибо, лисонька, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, лисонька! Право потчевать больше нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.
— Ну, не обессудь, лиса! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
Воспитатель: Вам понравилась сказка(да), а в сказке были необычные слова
Дети: да
Воспитатель: а как вы думаете, что обозначают эти слова: (беседа и обсуждение непонятных для детей слов).
«званый пир» — обед в гостях
«стряпала» — варила
«не обессудь» — не вини, не суди
«потчевать» — угощать
«досада» — обида
«не солоно хлебала» (ни с чем)
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
(помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
Воспитатель: Скажите почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?
Дети: Она хотела с ним подружиться.
Воспитатель: Каким голосом она позвала его?
Дети: Хитрым, сладким.
Воспитатель: — Приходи, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу! Попробуйте позвать журавля таким же голосом (воспитатель опрашивает несколько детей).
Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала)?
Дети: Манной кашей.
Воспитатель: А это полезная еде, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом — дети делают вывод, что нет)
Воспитатель: Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным. Каким тоном отблагодарил лису журавль?
Дети: С обидой в голосе.
Воспитатель: — Ну, спасибо, кума, и на этом! (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: А с какой интонацией в голосе, журавль пригласил лису?
Дети: тоже с хитрой
Воспитатель: — Теперь ты приходи ко мне в гости. (опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией)
Воспитатель: Чем угостил лису журавль
Дети: окрошкой
Воспитатель: А это полезная еде, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?
Дети: нет, горлышко у кувшина узкое только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью предмета похожего на клюв)
Воспитатель: Правильно ребята мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса, не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем лису и журавля
Как Лиса
У лисицы острый нос дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней
У нее пушистый хвост волнообразные движения руками
Шубка рыжая лисы
Удивительной красы поглаживание воображаемой лисы
Как Журавль
Длинноногий, длинношеей важно ходит тут и там,
по болотам по полям
подняв голову, руки назад, колени поднимаем высоко
Воспитатель: А сейчас послушайте ещё раз сказку, посмотрите на иллюстрации они помогут вам рассказать сказку.
Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика). А сейчас мы нашу сказку оживим. Я буду автором. проигрывание сказки
Молодцы ребята вы были как настоящие актёры, но наша сказка закончилась, и путешествие подошло к концу нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте пройдем на ковер.
Воспитатель: (на ковре) Ребята, скажите, а где мы сегодня с вами побывали? мы побывали на сказке
Воспитатель: У кого в гостях мы были? Мы были в гостях у Лисы и журавля.
Воспитатель: А что они делали? ходили в гости и угощали друг друга.
Воспитатель: Почему же они не подружились. Ответы детей
Воспитатель: А как бы вы поступили? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочное угощение. Вот мы с вами и прилетели в детский сад. Дети: Спасибо!
Урок –путешествие в страну сказок
Тема : Русская народная сказка « Лиса и журавль».
Цель : способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения,отвечать на вопросы по тексту.
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научатся читать, выражая настроение произведения;характеризовать героев сказки;соотносить качества героев сказки с их поступками;соотносить пословицу и сказочный текст.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста,овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу ;
коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию,строят монологическое высказывание; личностные: получают мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование : предметные картинки, таблицы для выработки навыка чтения, макет тыквы,лошадей и кареты, иллюстрации к сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят»,»Лиса и тетерев», театральные реквизиты, маски лисы и журавля, будильник.
Тип урока : решение частных задач
Ход урока
I.Организационный момент
Ну-ка, дети, поднимитесь!
Все приятно улыбнитесь.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
-Сегодня на уроке нам нужны взаимопомощь, взаимовыручка, уважение.Только благодаря нашим общим усилиям урок пройдет быстро и интересно.
II. Сообщение темы и цели урока
-Я приглашаю, вас, дети, в сказочное путешествие.В сказочной стране все жители должны жить радостно, счастливо в мире и согласии.
Если сказочным героям будет нужна наша помощь, мы с радостью им поможем III.Речевая разминка
1) Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
«Трубочка»
На дудочку губы похожи,
Мы на ней поиграть сможем:
Ду-ду, ду-ду,ду-ду,
Ду-ду, ду-ду,ду-ду.
«Качели»
На качелях я катаюсь :
Вверх-вниз,
К облакам я поднимаюсь,
Быстро лечу вниз.
2.Упражнения для совершенствования навыков чтения.
1) Логические упражнения.
Отгадайте слова, которые обозначают черты характера человека:
Д . бр.т. щ.др.ст.ь
Ч.стн.сть с.ч.вств..
Ж.сток. сть гр.б.сть
Н.н.в.сть ч.тк.сть
2) Объедините первую часть приметы со второй.
Когда кот умывается лапкой… …должен войти кот
Когда прибивается чужая собака… …будут гости.
В новую квартиру первым… …это очень хорошо.
-С кем связаны эти приметы? ( с животными)
— Мы познакомились с сказками , в которых главными героями являются кто? ( животные)
3) Чтение слов на карточках.
Учащиеся трех групп читают слова на карточках.
1 группа – голосом медведя,
2 группа- голосом лисички,
3 группа – голосом зайчика.
Кит, голубь, ежик, лещ, утка, коза, петух, муха, хомяк, щука, уж, овца, тюлень, корова, олень, собака, синица,змея, енот, конь, оса, сом, скворец, кукушка, рысь.
— Это животные?
— Прочитайте вслух названия птиц, потом- рыб, зверей, насекомых.
4) Прочитайте и назовите «Лишнее слово ( Работа в группах).
кВол гаКни снаВе
саЛи фельПорт маЗи
кЁжи радьТет тоЛе
ухаМ цеСолн сеньО
отК наПел тарПа
IV. Работа над содержанием сказки.
-Чтобы быстрее попасть в страну сказок, надо сесть в карету и вернуться ровно в 12 часов. Потому что в это время карета превратиться в тыкву. А лошади – в мышей.
В карету сели мы,
В сказку отправляемся,
А в сказке, как всегда,
С чудом повстречаемся.
( Звучит музыка)
-
Бал-маскарад сказочных героев.
– Мы попали в страну сказок.Нас ждут необычные, фантастические истории и чудеса.
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.
(Мышь)
В зеленом болоте
Сидит в зеленом платье,
И поет слова:
Ква-ква, ква-ква, ква-ква…( лягушка)
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета, для зимы — другого цвета. (Заяц)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Посмотрите-ка, какая — вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса)
-
Встреча с любимыми сказками.
-
Отгадывание сказки по опорным словам.
I группа II группа III группа
Козлята дерево зайчик- побегайчик
домик указ мышка-скреботушка
мама лиса теремок
2) Подбор пословиц к сказкам.
Каждая группа детей получает конверт с пословицами . Необходимо подобрать те, которые подходят к сказкам над которыми работает группа.
I группа – «Волк и семеро козлят»;
II группа- «Лиса и тетерев»
III группа- «Теремок».
— Хоть и тесно , зато уютно.
— На языке медок, а на уме ледок.
-Как аукнется, так и откликнется..
3) Подбор отрывка сказки к иллюстрации (каждая группа работает над своей сказкой).
Один ученик выразительно читает,а другие с помощью мимики и жестов показывают.
Физкультминутка
( Провести физкультминутку нам поможет зайчик.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Раз-два, раз-два,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
V.Знакомство со сказкой «Лиса и журавль»
1. Подготовка к восприятию материала.
-Вы любите день рождения?
-Как вы встречаете гостей?
— Как вы приглашаете в дом?
-А вот ситуация: к вам пришли гости и им негде сесть к столу .И вот постучали в дверь.Вы открыли,- а на пороге увидели вашего лучшего друга. Как же быть? Что делать? Можна отказать ему. Если нет, то как же посадить друга к столу? ( ответы детей)
-Интересные ваши ответы..
2. Знакомство с героями сказки.
-Сегодня мы снова встречаемся с лисичкой.Но с ней будет новый сказочный герой.Какой именно? Вы узнаете , когда отгадаете загадку.
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
-Как вы думаете дружили между собой эти животные?
— Прочитав эту сказку мы узнаем, почему лиса не дружит с журавлем.
3.Читаю сказку.
4. Проверка первичного восприятия.
5. Словарная работа.
Потчует – угощает.
Не обессудь – не суди, не относись строго.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем.
Пир- большой званый обед.
6. Чтение сказки молча.
-Подумайте : если у вас была волшебная палочка , как бы вы помогли подружиться сказочным героям?
— Как можна охарактеризовать Лису? Какая она?
7. Выборочное чтение.
-Прочитайте в сказке место , где лиса и журавль приглашают друг друга в гости.
-Прочитайте , какое было угощение у лисы?
-Прочитайте , как угощал журавль ?
-О чем это говорит?
VI. Театрализация сказки «Лиса и журавль».
1. Объяснение значения слова «театр».
-Кто из вас был в театре?
-А какие театры есть в нашем городе?
-Давайте вспомним , что обозначает слово «Театр».( сооружение для проведения театрализованных представлений.)
2.Чтение сказки по ролям.
-Перед тем , как выступать,артисты обязательно проводят репетиции.
1) Чистоговорка.
Са-са-са- жила себе лиса.
Лем-лем-лем- встретилась с журавлем.
Ти-ти- ти- пригласила в гости.
Ла-ла-ла каши наварила.
Ала-ала-ала – по тарелке размазала.
Ал-ал-ал- журавль по тарелке стучал.
Ет-ет-ет- ничего не попадает.
Ел-ел-ел-кашки не поел.
Ку-ку-ку- сделал окрошку.
Шин-шин-шин-положил в кувшин.
Ку-ку-ку пригласил лисичку.
Ва –ва- ва- не лезет у лисы голова.
Ась-ась-ась- лиса рассердилась.
-
Игра «Найдем слова лисички».
–Подумайте,каким голосом говорит лисичка,а каким- журавль.
Игра «Двоеборье»
1 ряд – читает слова лисички.
2 ряд –читает слова журавля.
5) Показ сказки «Лиса и журавль».
-Сегодня артистами в нашем театре будут мальчик и девочка.
VII. Итог урока.Рефлексия.
-С какой сказкой познакомились?
-Можно ли назвать друзьми лису и журавля?
3) Игра « Да или нет?»
-Сказка учит нас быть гостеприимными? (Да)
-Мы должны быть такими как лисичка? (Нет)
-У каждого должны быть друзья? (Да)
-С друзьями нужно быть добрыми? (да)
4. Задание «Волшебный будильник»
-Мы побываем в скезочной стране . Время возвращаться назад ,, а то наша карета превратится в тыкву, а лошади- в мышей .
-Давайте придумаем , как помирить наших героев?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание. Пересказ сказки.
Класс |
2 |
||
Предмет |
Литературное чтение |
||
Авторы учебника |
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий (УМК «Школа России») |
||
Тема урока |
Русская народная сказка «Лиса и Журавль» |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
||
Цель |
Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу. |
||
Задачи |
1. Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки. |
||
Результаты |
Личностные: Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: |
||
Оборудование |
Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий |
||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Начинаем урок литературного чтения, пожелаем друг другу успеха на уроке — улыбнитесь осеннему дню. |
Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Актуализация знаний |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
— Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения, над которым мы с вами сегодня будем работать. |
Ответы учащихся. — Бытовые и волшебные. |
— А какой вид сказок отсутствует ? | — Сказки о животных | ||
Постановка проблемы | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. |
Работа в парах. — Сделать модель обложки для сказок о животных. |
Ответы учащихся. |
— Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | — Читать народную сказку | ||
— А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав загадки. (Учитель читает загадки о журавле и лисе) |
— Журавль — Лиса. |
||
— Что вы знаете об журавле? (Учитель делает сообщение о журавле и лисе.) |
— Эта птицы живёт на болоте, питается лягушками, имеет длинные ноги и клюв. Лиса — хитрый зверь, питается мышами и другими животными. | ||
Беседа о сказках. — Кто главные герои русских народных сказок? |
— Человек, животные, вымышленные герои. |
||
— Чему учат сказки? | — Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д. | ||
— Какую пословицу об этом вы знаете? — И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль» |
— Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. | ||
Открытие нового знания |
Познакомиться со сказкой; перечитать сказку |
— Словарная работа. Работа в парах. Обсудите
Потчевает — угощает; |
— Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях. |
— Первичное слушание сказки. |
Дети делятся своими впечатлениями. |
||
Закрепление (включение новых знаний в систему знаний ребёнка) |
Повторное чтение сказки «про себя» — Почему лиса пригласила журавля к себе? |
Они подружились. |
|
— Какое угощение она приготовила журавлю? Почему? |
Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости. Нет. |
||
— Прочитайте начало сказки. Как вы думаете, они действительно были друзья?
— Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске: |
Так настоящие друзья не поступают. | ||
— Сделайте вывод: Какие герои сказки? | Вывод: лиса хитрая, умная и ловкая, обхитрила журавля, приготовила еду только для себя, не думая о госте; журавль находчивый, он поступил так же, как и лиса с ним. | ||
Физминутка |
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. |
Цветы. |
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
Самостоятельная работа |
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. |
— Сейчас вы будете работать в группах. |
Учащиеся работают по группам самостоятельно |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
— С каким произведением познакомились? — Могла ли эта история приключиться с людьми? — Чему учит эта сказка? |
Высказывания учащихся. — Да, могла. — Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе. |
Подведение итогов урока |
Удалось решить поставленную задачу? |
Высказывания детей. |