Лишь человечность признак человека так ныне есть и было так от века сочинение

Человечность – это самое важное человеческое качество, которое объединяет в себе такие качества как: доброта, сочувствие и искренность.

5 сочинений про человечность для ОГЭ

Содержание

  1. Что такое Человечность – сочинение
  2. Сочинение на тему Человечность
  3. Что я понимаю под словом Человечность
  4. Человечность и равнодушие
  5. Сочинение-рассуждение про Человечность

Что такое Человечность – сочинение

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Человечность, как это ни странно, присуща не всем людям, поскольку многие уже стали забывать, что она означает. Люди без конца ругаются, завидуют, оскорбляют друг друга, унижают, даже убивают. Доброта, искренность, взаимовыручка и человечность стали на вес золота. Почему же так случилось?

В условиях технического прогресса в погоне за достижениями, регалиями, финансовыми возможностями и славой люди стали забывать об элементарных потребностях, ценностях и человеческом уважении. Часто из всего пытаются извлечь выгоду, какую-то прибыль или награду. Миром правит хаос и потребительское отношение.

В таких жизненных условиях настоящая человечность и любовь важны как никогда. Гуманизм и понимание нужно проявлять хотя бы по отношению к любимым и близким людям – избранный круг. Естественно, что для всех мил и прекрасен не будешь, но добропорядочность и воспитанность также никто не отменял.

В общении друг с другом нужно соблюдать вежливость, уважение и т.д. Это элементарные нормы простого воспитанного человека. Сюда как нельзя лучше подходит пословица: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Человечность, кстати, не всегда относится лишь к людям. Сюда можно отнести и отношение к братьям нашим меньшим. Коты, собаки, лошади, черепахи, хомячки, еноты… Кто угодно из домашних и бродячих животных. Они нуждаются в проявлении тепла, добра, любви и заботы.

Всего того, что определяет собой человечность. Тем более, что одинокие уличные коты и собаки особенно жаждут увидеть проблеск света и добра в глазах человека. Домашний кот купается во всем этом, он накормлен, упитан, обласкан.

Поэтому, никогда не стоит забывать уделить минутку тому, кто лишен каких-то благ, материальных или моральных. Хоть человеку, хоть коту. Абсолютно неважно. Главное – оставаться человеком. В любой момент, в любой ситуации, в любой компании. Ведь основная потребность каждой личности – уважение и хорошее отношение от других членов общества.

Никто не хочет сносить хамство или унижения. Именно поэтому лучше всего начать с самого себя. Следить за собственным языком и уровнем воспитания. И все будет отлично!

Сочинение на тему Человечность

В повседневной жизни мы часто слышим от взрослых, насколько ценится человечность в людской натуре. Считается, что если человек зачерствеет и станет подобен машине, он будет преследовать лишь собственные амбиции и забудет про всякую мораль. Давайте разберемся, что это за качество и почему оно так часто встречается в литературе.

Человечность — это совокупность доброты, отзывчивости, привязанности и других  положительных качеств, которые проявляются к нуждающемся в трудную минуту. Лишь существо с душой может проявлять это качество, иначе все люди были бы подобны животным.

Когда мы поднимаем коляски женщинам или переводим бабушек через дорогу, что является для нас не таким уж и тяжким трудом, мы тем самым показываем свое не безразличие к людям. с таких небольших шагов и начинается становление Человека.

Что же в литературе? Там эта тема тоже всегда актуальна.  Возьмем один из ярких примеров — Булгаков “Собачье сердце”, в котором профессор ставит опыт над псом по перенесению сознания, но через некоторое время он понимает, что собака навсегда останется собакой и прекращает свой эксперимент, дабы спасти ей жизнь.

Человечность в книге Шолохова “Судьба человека” мы видим тогда, когда главный герой, несмотря на все свои невзгоды и унижения, готов делится “дарованным”  хлебом с заключенными в лагере, или же когда он берет к себе под опеку бездомного мальчика, и,  дабы его не расстраивать, притворяется его отцом.

В фильме “12 разгневанных мужчин” присяжным нужно вынести приговор, и когда казалось бы вердикт уже ясен, один человек решил усомнится в доводах и с течением времени на его сторону переходят и другие присяжные. Главным доводом “спасителя” становится то, что он напоминает остальным ценности человеческой жизни и призывает к человечности и справедливости.

В итоге мы видим, что человечность воспевалась всегда и везде (примеры разных лет и разных культур), но каждый человек сем для себя решает, станет ли это качество ему помехой, когда он будет делать карьеру или создавать семью, или же ему важнее быть поддержкой и опорой любого нуждающегося, даже во вред своим собственным интересам.

Что я понимаю под словом Человечность

Как часто нам приходится слышать, что кто-то поступил бесчеловечно или, наоборот, оказался человечным! Видимо, такое качество, как человечность, не присуще нам с рождения, но является отличительной характеристикой человека порядочного, личности с большой буквы. Что же это такое?

По моему мнению, человечность предполагает целых комплекс черт, позволяющих нам гуманно относиться к окружающим. Добродетель, милосердие, уважение, честность – всё это входит в рассматриваемое понятие.

Перечисленные качества в своей совокупности помогают понять мотивы поступков других людей, осознать своё родство с ними и, несмотря на какие-либо разногласия, отнестись к ним гуманно, независимо от ситуации.

Русская классическая литература предлагает читателю немало историй о героях, являющихся образцом человечности. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Искренняя, светлая и жертвенная Соня – та, кого действительно можно назвать человечной.

Чувство сострадания к ближним заставляет героиню потупиться собственной честью и гордостью и пойти торговать собой, чтобы прокормить семью. Отлучённая от церкви, эта девушка, тем не менее, выступает истинным носителем христианской морали.

Гуманность не позволяет героине принять теорию Раскольникова, она осуждает его чудовищный поступок, но не отказывается от Родиона и навещает его на каторге.

Гимном человечности становится роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, ещё не зная врага в лицо, дарит Пугачёву тулупчик за то, что тот вывел их из зимнего бурана. Бунтарь не забыл барской милости и при захвате Белогорской крепости спас молодого человека от виселицы.

Несмотря на принадлежность к разным политическим лагерям, герои проявили великодушие, человеческие отношения оказались для них выше собственных амбиций.

Умение проявить человечность по отношении к окружающим – важное качество, которое необходимо в себе развивать, чтобы быть достойным носить звание человека. Не зря поэт С. А. Михалков сказал «Будь Человеком, человек», подчёркивая, что мы не просто часть животного мира, но разумные существа, способные на отзывчивость, чуткость и дружелюбие.

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые  в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Сочинение-рассуждение про Человечность

Определение понятия человечность беспокоит многих. Это интересует и подростков, и взрослых людей. Человеколюбие является важным качеством души человека. Она дает о себе знать еще в детском возрасте и потом, в течение жизни. Любовь к людям формируют своим личным примером все, кто окружает ребенка с самого рождения.

Человечность, или гуманность, проявляется в поступках. Только искренний, отзывчивый, сопереживающий человек может по праву называться человечным.

Если человек склонен проявлять гуманность, то он будет проявлять ее ко всем, и к людям, и к животным. Человечность делает людей благородными и любящими своих ближних. Опираясь на гуманность, мы можем спасать жизни, давать напутствия людям, которые специально или по стечению обстоятельств совершили неправильные поступки.

Если бы все люди проявляли гуманность по отношению к окружающим, мир стал бы добрее и светлее. Бесчеловечные люди похожи на зверей, которые ради своей выгоды могут пожирать тех, с кем живут на одной территории. Миру необходимо больше людей, умеющих проявлять гуманность и великодушие в отношении других членов общества.

В рассказе Б. Васильева сыновья Марии Тихоновны пали на фронте. В доме все напоминало о них, поэтому мать не хотела его покидать. Строители, которым нужно было разрушить дом, запланированный под снос, просто подумали, что она слабоумная и злобная. Когда рабочие, все же, принуждают выйти из дома, она берет с собой портреты своих погибших детей, тогда строители обо всем догадались.

Бульдозерист сразу изменил свое отношение к женщине. Мужчина понимает, что мать пережила огромное горе. В этом рассказе показана человечность бульдозериста по отношению к несчастной женщине. Также гуманность проявил Семен Митрофанович, организовавший музей, сослуживцы сыновей, передавшие модель танка, односельчане, где были захоронены ее сыновья.

Человечность проявляют и жители деревень. Там принято помогать погорельцам, которые остались без средства к существованию. Все проявляют сочувствие и жалость к таким людям, и делятся, кто чем может. Кто-то дает продукты, кто-то одежду, одеяла, деньги. Кто-то может приютить на время ремонта.

Есть профессия, называемая волонтер. Это люди, которые безвозмездно помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Они выезжают в места стихийных бедствий, помогают больным людям.

Если проанализировать другие хорошие поступки людей, можно с уверенностью сказать, что основа их – человечность.

Читайте также: Смерть Базарова – анализ 27 главы из романа «Отцы и дети».

Самое главное проявить вовремя человечность по отношению к окружающим людям. А для того чтобы оно действительно вовремя проявилось нужно постоянно его развивать в себе.

Человечность нужно проявлять не только друг к другу, но и животным. Особенно к тем, которые выброшены на улицу и им даже нечего кушать. Домашние питомцы постоянно получают не только любовь, ласку, но и вкусную еду, а вот выброшенные на улицу животные всего этого лишаются.

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Что такое Человечность

Человечность – это такое качество людей, когда они проявляют милосердие и понимание к тем, кто в нём нуждается. Без такого важного качества люди станут суровыми и жестокими. Проверим данное утверждение на примерах.

Все люди стремятся жить в обществе, одиночество не нравиться никому. Однако, общаясь с другими, понимаешь, что многие нуждаются в понимании и помощи. Большинство из нас стремятся оказаться человечными, поддержать друзей и близких, попавших в трудную ситуацию. Также человечность следует проявлять и к другим, совершенно чужим людям, несмотря на то, что ты их почти не знаешь. Человечность людей прямо сказывается на их характере и отношении друг к другу. Уместно это качество и по отношению к животным, которые голодают или погибают от болезней.

В литературе немало произведений, рассказывающих о человечности людей. Одним из них является рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Мы видим, как безутешный отец семейства сидит на скамейке в зимнем парке, как он от отчаяния решает покончить с собой. Рядом с ним оказывается человек, который видит несчастливое лицо Мерцалова. Доктор заговаривает с ним и узнаёт, что положение действительно тяжёлое. Семья голодает. Работы у мужчины нет, маленькая дочка больна, есть ещё грудной ребёнок , которого мать не может покормить, потому что пропало молоко. Жена и дети ютятся в страшном подвале, пока муж безуспешно ищет работу. Мужчина говорит, а на душе у него тоска. Вскоре они уже вмести идут к месту жительства несчастной семьи. Доктор осмотрел девочку, он был знаменитым врачом, выписал рецепт, дал денег на лекарство и еду. Вскоре отец нашёл работу, и дети выжили, мать встала на ноги. Одни из детей, Гриша стал впоследствии работать в банке и славился честностью и хорошим отношением к нуждающимся людям. Так, волшебный доктор, словно ангел, изменил жизнь этих несчастных людей. В один миг всё переменилось, отец вскоре нашёл место, а детей пристроили в гимназию за казённый счёт. Произошла эта судьбоносная встреча в рождественский сочельник. Доктором, который спас Мерцаловых, был знаменитый профессор Пирогов. На всю жизнь запомнили дети его совет: никогда не падайте духом. Поступок Пирогова можно считать проявлением искренней человечности, ведь он не прошёл мимо чужого горя. А ведь Мерцалов сначала обозлено закричал на него, ему было совсем не до праздников.

Таким образом, можно утверждать, что человечность – одно из самых достойных качеств людей. Без неё невозможно быть счастливым самому и радовать других.

Сочинение 2

Как часто нам приходится слышать, что кто-то поступил бесчеловечно или, наоборот, оказался человечным! Видимо, такое качество, как человечность, не присуще нам с рождения, но является отличительной характеристикой человека порядочного, личности с большой буквы. Что же это такое?

По моему мнению, человечность предполагает целых комплекс черт, позволяющих нам гуманно относиться к окружающим. Добродетель, милосердие, уважение, честность – всё это входит в рассматриваемое понятие. Перечисленные качества в своей совокупности помогают понять мотивы поступков других людей, осознать своё родство с ними и, несмотря на какие-либо разногласия, отнестись к ним гуманно, независимо от ситуации.

Русская классическая литература предлагает читателю немало историй о героях, являющихся образцом человечности. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Искренняя, светлая и жертвенная Соня – та, кого действительно можно назвать человечной. Чувство сострадания к ближним заставляет героиню потупиться собственной честью и гордостью и пойти торговать собой, чтобы прокормить семью. Отлучённая от церкви, эта девушка, тем не менее, выступает истинным носителем христианской морали. Гуманность не позволяет героине принять теорию Раскольникова, она осуждает его чудовищный поступок, но не отказывается от Родиона и навещает его на каторге.

Гимном человечности становится роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, ещё не зная врага в лицо, дарит Пугачёву тулупчик за то, что тот вывел их из зимнего бурана. Бунтарь не забыл барской милости и при захвате Белогорской крепости спас молодого человека от виселицы. Несмотря на принадлежность к разным политическим лагерям, герои проявили великодушие, человеческие отношения оказались для них выше собственных амбиций.

Умение проявить человечность по отношении к окружающим – важное качество, которое необходимо в себе развивать, чтобы быть достойным носить звание человека. Не зря поэт С. А. Михалков сказал «Будь Человеком, человек», подчёркивая, что мы не просто часть животного мира, но разумные существа, способные на отзывчивость, чуткость и дружелюбие.

3 вариант

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Человечность, как это ни странно, присуща не всем людям, поскольку многие уже стали забывать, что она означает. Люди без конца ругаются, завидуют, оскорбляют друг друга, унижают, даже убивают. Доброта, искренность, взаимовыручка и человечность стали на вес золота. Почему же так случилось?

В условиях технического прогресса в погоне за достижениями, регалиями, финансовыми возможностями и славой люди стали забывать об элементарных потребностях, ценностях и человеческом уважении. Часто из всего пытаются извлечь выгоду, какую-то прибыль или награду. Миром правит хаос и потребительское отношение.

В таких жизненных условиях настоящая человечность и любовь важны как никогда. Гуманизм и понимание нужно проявлять хотя бы по отношению к любимым и близким людям – избранный круг. Естественно, что для всех мил и прекрасен не будешь, но добропорядочность и воспитанность также никто не отменял. В общении друг с другом нужно соблюдать вежливость, уважение и т.д. Это элементарные нормы простого воспитанного человека. Сюда как нельзя лучше подходит пословица: «Поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Человечность, кстати, не всегда относится лишь к людям. Сюда можно отнести и отношение к братьям нашим меньшим. Коты, собаки, лошади, черепахи, хомячки, еноты… Кто угодно из домашних и бродячих животных. Они нуждаются в проявлении тепла, добра, любви и заботы. Всего того, что определяет собой человечность. Тем более, что одинокие уличные коты и собаки особенно жаждут увидеть проблеск света и добра в глазах человека. Домашний кот купается во всем этом, он накормлен, упитан, обласкан. Поэтому, никогда не стоит забывать уделить минутку тому, кто лишен каких-то благ, материальных или моральных. Хоть человеку, хоть коту. Абсолютно неважно. Главное – оставаться человеком. В любой момент, в любой ситуации, в любой компании. Ведь основная потребность каждой личности – уважение и хорошее отношение от других членов общества. Никто не хочет сносить хамство или унижения. Именно поэтому лучше всего начать с самого себя. Следить за собственным языком и уровнем воспитания. И все будет отлично!

Сочинение про человечность

Наверное, каждый человек рано или поздно слышал такую фразу как человечность или бесчеловечность. Конечно, данная характеристика присуща не каждому человеку.

Я думаю, что к человечности относиться целый комплекс черт. И при помощи них можно гуманно и справедливо относиться к людям, которые находятся рядом с вами. При помощи некоторых черт человека можно понять его отношение к миру и к людям в целом.

Вот только сегодня об этом многие забыли или просто не хотят вспоминать. Все чаще слышаться крики, ругань и зависть друг к другу. Люди стараются побольнее обидеть или оскорбить близкого человека и даже не задумываются как ему на душе тяжело и обидно от этих слов. А для того чтобы вас пожалели или помогли нужно иметь место в обществе или деньги, которые потом отдать за эту помощь. Но ведь это не относиться к человечности.

Кроме этого многие авторы писали целые романы о своих героях, которые прославились большими подвигами, а также добрыми делами. В произведении Достоевского главной героиней была Соня и она относиться к человечной личности. Она всегда и во всем старалась помочь другим людям и порой даже забывала о себе. Кроме этого порой ей приходилось переступать через себя и продать себя и все ради того чтобы ее семья не голодала.

Также человечным героем является Петр Гринев из произведения Пушкина. За то что ему помог выбраться из лесу Пугачев, он снимает с себя теплый тулуп и дарит своему спасителю. А тот в ответ спас его от виселицы. Они решились помочь друг другу в трудной ситуации и даже не задумались о том, что находятся в разных социальных категориях.

Самое главное проявить вовремя человечность по отношению к окружающим людям. А для того чтобы оно действительно вовремя проявилось нужно постоянно его развивать в себе. А ведь Михалков в своем произведении даже написал такую фразу, которая заставила многих задуматься над тем, что мы являемся не только живыми организмами, но и людьми разумными, которые должны иметь при себе отзывчивость, доброжелательность и чуткость.

Человечность нужно проявлять не только друг к другу, но и животным. Особенно к тем, которые выброшены на улицу и им даже нечего кушать. Домашние питомцы постоянно получают не только любовь, ласку, но и вкусную еду, а вот выброшенные на улицу животные всего этого лишаются.

Рассуждение

Определение понятия человечность беспокоит многих. Это интересует и подростков, и взрослых людей. Человеколюбие является важным качеством души человека. Она дает о себе знать еще в детском возрасте и потом, в течение жизни. Любовь к людям формируют своим личным примером все, кто окружает ребенка с самого рождения.

Человечность, или гуманность, проявляется в поступках. Только искренний, отзывчивый, сопереживающий человек может по праву называться человечным.

Если человек склонен проявлять гуманность, то он будет проявлять ее ко всем, и к людям, и к животным. Человечность делает людей благородными и любящими своих ближних. Опираясь на гуманность, мы можем спасать жизни, давать напутствия людям, которые специально или по стечению обстоятельств совершили неправильные поступки.

Если бы все люди проявляли гуманность по отношению к окружающим, мир стал бы добрее и светлее. Бесчеловечные люди похожи на зверей, которые ради своей выгоды могут пожирать тех, с кем живут на одной территории. Миру необходимо больше людей, умеющих проявлять гуманность и великодушие в отношении других членов общества.

В рассказе Б. Васильева сыновья Марии Тихоновны пали на фронте. В доме все напоминало о них, поэтому мать не хотела его покидать. Строители, которым нужно было разрушить дом, запланированный под снос, просто подумали, что она слабоумная и злобная. Когда рабочие, все же, принуждают выйти из дома, она берет с собой портреты своих погибших детей, тогда строители обо всем догадались. Бульдозерист сразу изменил свое отношение к женщине. Мужчина понимает, что мать пережила огромное горе. В этом рассказе показана человечность бульдозериста по отношению к несчастной женщине. Также гуманность проявил Семен Митрофанович, организовавший музей, сослуживцы сыновей, передавшие модель танка, односельчане, где были захоронены ее сыновья.

Человечность проявляют и жители деревень. Там принято помогать погорельцам, которые остались без средства к существованию. Все проявляют сочувствие и жалость к таким людям, и делятся, кто чем может. Кто-то дает продукты, кто-то одежду, одеяла, деньги. Кто-то может приютить на время ремонта.

Есть профессия, называемая волонтер. Это люди, которые безвозмездно помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Они выезжают в места стихийных бедствий, помогают больным людям.

Если проанализировать другие хорошие поступки людей, можно с уверенностью сказать, что основа их – человечность.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое Человечность

Что такое Человечность

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Ломоносове

    Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.

  • Сочинение Мнение окружающих

    Есть люди, которые очень зависимы от мнения окружающих людей. Есть люди, которым абсолютно все равно что о них думают. Почему так происходит? И почему кому-то это так важно, а кому-то нет.

  • Образ и характеристика Князя Святослава (Слово о полку Игореве) сочинение

    Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.

  • Пороки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Николай Васильевич Гоголь создал поэму Мёртвые души с целью осмеять человеческие пороки. У каждого слоя населения разные пороки, но все они сохранились и до нашего времени.

  • Анализ Сказки об Италии Горького

    Произведение представляет собой цикл, состоящих из нескольких рассказов, созданных писателем от впечатлений во время путешествия по Италии.

Лишь человечность — признак человека,

Так ныне есть и так было от века.

Юсуф Баласагунский

Культура (с лат. «cultura» возделывать, обрабатывать) подразделяется на материальную и духовную. Теме последней и посвящена моя работа.

Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а так же процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворить духовные потребности человека, то есть всё, что способствует развитию его духовного мира (мира его сознания). К духовным ценностям относятся философия, наука, религия, мораль, искусство.

«Многообразие культуры – это её дифференциация по этническому признаку. Этнос (племя, народность) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и общим психологическим складом (менталитетом), а также сознанием своего единства, и отличием от других подобных образований. Отсюда – сколько существует в мире этносов, столько существует и своеобразных культур. Как известно, в Российской Федерации на сегодняшний момент насчитывается более 100 этносов, поэтому нам так близка идея концепции мультикультурализма». [1]

«Мультикультурализм — политика, направленная на развитие, сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория и идеология». [2]

Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и т.д.

На примере Канады, где государственный курс взял направление на развитие мультикультурализма, эта концепция противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предлагается слияние всех культур в одну, такая политика имеет место в США.

«Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающейся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существовал высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает, прежде всего, включение в её культурное поле элементов культуры иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе, из бывших колоний европейских стран)». [4]

В настоящее время политика мультикультурализма является частью политики, направленной против проявления национализма, проводимой правительством Российской Федерации, а также правительством государств Европы и Северной Америки. [5]

Критики утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведет к усреднению. По их высказываниям, если низкий уровень культурного развития пришельцев, несомненно, повышается, то высокий уровень культуры целевой страны неизменно падает.

А какова ситуация в России!?

Что касается религий, то в нашей стране они сосуществовали бок о бок веками. И благодаря сознанию людей, правильной трактовке богословами веротерпимости – толерантность находится на высоком уровне. И деление на своих и чужих здесь не уместно: будь то по этническому, религиозному, либо иному другому признаку, которое также определено Конституцией РФ [1, ст. 19]…Вспомним Великую Отечественную войну… там не было делений, все были братьями. И что в итоге!? В итоге победа.

«Кулак сильнее бьет, когда все пальцы целы»

Азиз

Отечественная духовная культура находится на подъеме, после долгих лет трудностей и неопределенности.

В сфере кинематографии наши фильмы выходят на мировой уровень, побеждают на кинофестивалях, вспомните фильм Павла Лунгина «Остров»…

Театральные, балетные и оперные постановки гастролируют по миру, где каждое выступление сопровождается бурей оваций.

Забота государства о детях в сфере развития духовной культуры заметна, после разговора Президента РФ Д.А. Медведева с главами конфессий, был принят указ о введении в школьную программу предмета «Основы религиоведения», а также открытия воскресных школ.

«Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращению религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деградация и т.д.» [2]

«Свобода, мир, братство – все это сила, когда слово подкреплено делом,

Так давайте же идти рука об руку к одной цели с чувством веры.

Трудности неизбежны, как и невозможно прожить эту жизнь без потери.

Революции, путчи, перемены не сломили наш дух, поставив на колени.

Бог дал силы…после очередной шквальной бури.

С молитвой на устах мы пронесли сквозь толщи веков свою культуру.

Что бы можно было передать наследие нашим детям,

А не воздушный прах… Всё на этом!»

Азиз

Список использованной литературы:


  1. Конституция РФ 1993г.

  2. Свешников, Б. Духовная культура России [Текст] / Б. Свешеников. — М., 2004.

  3. Галецкий, В. Критическая апология мультикультурализма [Текст] / В. Галецкий // Дружба народов. — 2006. — № 2.

  4. Кукатас, Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://bilingua.ogi.ru/research

  5. По материалам сайта ТСДНЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://traditio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦМАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

И.А. Курков, В.А. Беловолов (НГПУ, г. Новосибирск)

Глубокие перемены, происходящие во всех сферах жизни, требуют переосмысления основополагающих принципов системы образования. Социально-экономические преобразования в России, формирование рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности, появлении рынка труда, конкуренция — все это влечет за собой изменения в сфере экономической подготовки школьников, качество которой обусловлено уровнем информированности и компетентности.

Современная школа предъявляет учителю высокие требования: наличие педагогической направленности, методической культуры, умения творчески решать задачи обучения и воспитания. Одной из проблем, стоящих перед учителем экономики, является формирование экономической культуры школьников, что в свою очередь обусловлено педагогической мобильностью, в частности, сформированностью экономически знаний, умений, навыков, потребностью к поиску в выборе содержания, форм и методов обучения и воспитания на уроках экономики.

Однако, практика показывает, что значительная часть педагогов не имеет необходимого уровня экономической культуры, не владеет технологиями обучения. В школе продолжает сохраняться субъектно-объектный характер взаимодействия преподавателя и ученика, что в итоге формирует репродуктивный тип мышления и препятствует становлению мотивации к активной творческой деятельности [1].

Важнейшее значение для современного учителя приобретает стремление к педагогическому совершенству, творческому развитию личности.

Основной проблемой для учителя будет вопрос определения подхода к преподнесению школьникам экономических знаний, и, после определения этого подхода — выбор соответствующего курса и программы.

В связи с тем, что процесс формирования экономической культуры школьников находится в стадии становления, есть потребность в специальных исследованиях, моделирующих систему подготовки учителей по данной проблеме. Анализ тенденций развития экономического образования в нашей стране показывает, что проблема обеспечения школ квалифицированными учителями в ближайшее время может решаться с большей эффективностью через систему повышения квалификации работников образования.

Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, коллектива, отдельного работника. Экономическая культура является синтезом материального и духовного, она формирует и образа жизни современного общества.

Экономическая культура — это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, неприятие настроения “уравниловки”, создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Духовное и нравственное начало экономической культуры — это совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.

Формирование социально экономических способностей субъекта последовательно происходит в сфере образования. Это позиция сегодняшнего дня. А в советский        период не существовало науки “Экономика образования”, так как образование не рассматривалось как важная экономическая отрасль, производящая материальные ценности.

Современные социально-экономические условия определяли бесспорный приоритет образования в экономике., т.к. эта отрасль производит важнейший продукт в экономике — образовательные услуги, которые играют ключевую роль в развитии всех остальных отраслей экономики[2].

Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. Несмотря на короткие сроки, школами накоплен значительный опыт в работе с новым учебным предметом, выявлены основные проблемы, которые находятся в состоянии обсуждения или осмысления. Сегодня можно констатировать, что российская школа миновала период растерянности, вызванный введением новой учебной дисциплины и практически полным отсутствием учителей, учебников и учебно-методической литературы. Совместными усилиями вузовских работников, Министерства образования, различных фондов и международных организаций, учителей-практиков российский рынок образовательных услуг предлагает сегодня несколько десятков учебных программ по курсу школьной экономики, изданы и издаются десятки учебников, учебных пособий и методических рекомендаций.

Организация экономического образования — длительный процесс, который потребует многолетнего периода осмысления, подготовки и выработки программы действий в масштабе как всей страны, так и отдельной школы. На начальном этапе недопустимо навязывание шаблонов и унитарных программ, требуется время для апробации различных вариантов и методов работы с детьми разных возрастных групп. В этой связи Министерство образования не ставило своей целью ввести во всех школах России единообразные программы и учебники; в качестве пробных, факультативных, экспериментальных и т.п. рекомендовано большое их количество для различных типов общеобразовательных учебных заведений. Обобщение опыта российских и зарубежных специалистов позволило в 1996 г. рекомендовать школам России новую программу «Современная экономика», разработанную в четырех вариантах. Экономическая подготовка стала сегодня составной частью общего образования. Прежде всего это нашло выражение в экономизации всех общеобразовательных дисциплин. Поскольку до настоящего времени в стране отсутствовало специальное издание по проблемам школьной экономики, то публикации по данной тематике вошли чуть ли не во все периодические издания для школы. Экономические знания заняли прочное место в школьных курсах «Экономика семьи», «Экономика сельскохозяйственного труда», «Экономика фермерского хозяйства» др. Подобная тенденция характерна и для всех промышленно развитых стран мира. Экономика как никакой иной объект изучения позволяет устанавливать межпредметные и преемственные связи в экономической подготовке школьников. Проявилась устойчивая тенденция к созданию сети образовательных учреждений, которые поставили своей целью углубленное изучение экономики как форму предпрофессиональной подготовки школьников. В многочисленных школах бизнеса, менеджеров и т. п. читаются разнообразные курсы экономической направленности, качество которых значительно отличается от уровня обычных школ, поскольку специализированные и, как правило, коммерческие школы имеют финансовые возможности для привлечения специалистов из высших учебных заведений.

Ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы прежде всего предполагает выделение основных целей изучения экономики, в т.ч. и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:

— теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

— практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;

— этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.

Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку. В этих условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования имеет принципиальное методологическое значение, поскольку ставит задачу целенаправленного воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за школьной партой. Предметом дискуссии остается вопрос о том, какие возрастные группы должны входить и какова их нагрузка в системе непрерывного экономического образования с точки зрения формирования теоретического, практического и этического аспектов экономической культуры. Первоначальные экономические умения, первые представления о потребностях и возможностях их удовлетворения начинают складываться еще у детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание начинается в семье, ее жизненный уклад дает первые представления о деньгах, зарплате, именно здесь начинается этическое наполнение экономических категорий. Психологи считают, что характер включения ребенка в экономическую подсистему семьи формирует экономическое самосознание личности, представление о себе как активном субъекте, агенте или простом соучастнике экономических событий. Именно здесь, считают психологи, закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников. В 6-7 летнем возрасте дети могут объяснить около 25 экономических понятий, связанных с трудовым процессом. Очевидно, что школа не должна оставаться безучастной к подобному обстоятельству и учитывать его в своей практической деятельности. Подобный опыт уже имеется в школах области, хотя в большей мере это коснулось школ с углубленным изучением экономики.

В начальной школе изучение экономических явлений должно быть увязано с возрастными особенностями этой группы, способностью детей воспринимать конкретные понятия, т.е. опираться на конкретное мышление, учитывать детский житейский экономический опыт. Значительная часть экономических знаний может осваиваться на уроках математики, чтения, природоведения. Введение в эти учебные дисциплины экономических терминов и простейших навыков экономического поведения значительно повышает педагогическую эффективность начальной ступени школьного образования.

Специальный курс в начальной школе может быть обозначен как «Экономическая азбука». Познание основ экономических знаний на этом уровне должно идти через игру, рисунок, экскурсию, экономические загадки и простейшие задачи. Дети младшего возраста могут усвоить следующие категории: благосостояние и его зависимость от качества труда, измерение затрат, рабочее время, организация рабочего места, рациональные приемы организации труда, производительность труда, разделение труда, значение природных богатств для человека, элементарные представления о видах собственности, семейные доходы и расходы, способы зарабатывания денег, производство, торговля, рынок, цена, деньги, банк и т.д. Существуют различные предложения по изучению основ экономики в 5-8 классах. Очевидно, что мы не сможем обеспечить содержательную часть специального школьного предмета по экономике с 1 по 11 классы включительно. На этом уровне необходимо разработать специальные рекомендации по внедрению межпредметных связей, которые сопровождались бы методиками проведения уроков по различным дисциплинам с использованием экономического материала (т.н. интегрированных уроков).

Обучение в 10-11 классах общеобразовательных и специализированных школ позволяет перейти от простейших истин экономической науки к формированию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных знаний. То формирование экономической культуры учителя и школьников и ее реализация позволили бы российской школе сделать значительный шаг на пути к формированию современного экономического образования.

Таким образом, системные экономические знания наряду, с правовыми и этическими, а также навыки совместной деятельности являются тем фундаментом, на котором должно строиться современное эко­номическое образование как будущих педагогов, так и учащихся.

Список использованной литературы:

1. Шемякин, Б.П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики [Текст] / Б.П. Шемякин. — М., 1986.

2. Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников [Текст] / И. Зарецкая, С. Чернер // Школа. – 1998. — №5.

Отечественная художественная культура последней трети ХХ века в школьном курсе

«Мировая художественная культура»

Е.А. Ларионова (БГПУ им. Акмуллы, г. Уфа)

Тема «Отечественная художественная культура последней трети ХХ века» занимает важное место в курсе «Мировая художественная культура», так как конец XX века – это время выдающихся достижений отечественной культуры. Она является завершающей темой курса «Мировая художественная культура» и нередко ее не успевают полноценно рассмотреть в рамках уроков. Во многих школьных учебниках по мировой художественной культуре изучению подвергается только начало ХХ века, а конец ХХ века даже не затрагивается.

В ходе работы над данной темой мы рассмотрели основной фактический, теоретический и деятельностный материал и выявили, что в школьных программах и учебниках по данной теме фактический материал преобладает над теоретическим. В основном, перечисляются события, явления, процессы, а информации, которая должна быть усвоена учащимися в виде понятий и выводов по фактическому материалу (теоретический компонент) мало.

Проанализировав учебники и программы курса «Мировая художественная культура», мы обнаружили, что не во всех учебниках и учебных программах рассматривается отечественная художественная культура конца ХХ века. Данная тема представлена в следующих школьных программах и учебниках: Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура ХХ — начала ХХI века: искусство и художественная жизнь, наука, образование и спорт. Учеб. пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005; Загладина Х.Т., Козленко С.И. Программа курса «Отечественная культура ХХ — начала ХХI века: искусство и художественная жизнь, наука, образование, спорт»: Для старших классов общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007; Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учеб. для уч-ся 11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003; Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл.; 10-11 кл. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001; МХК. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 11 класс» / Сост. А.В. Хорошенкова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. Например, в учебнике Л.А Рапацкой в теме «Противоречия в отечественной культуре конца ХХв.» использованы следующие виды текста: информационный, обобщающающий и заключительный. Информационной избыточностью текст не отличается. В содержании данной темы фактический материал преобладает по объему над теоретическим. Дополнительный текст представлен в виде фрагментов художественных произведений ( Т.Салахов. Портрет композитора Кара-Караева, М.М.Шемякин. Из серии «Петербургские карнавалы», Э.И.Неизвестный. Надгробие Н.С.Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве). Использованы следующие виды текста: пояснения в скобках внутри текста и подписи к иллюстрациям. В пояснительном тексте к иллюстрациям дается следующая информация: название изображения, автор произведения, место его находки, а время, вид изображения, сюжет, основная идея изображения и его современное местонахождение не указываются. Вопросы и задания расположены после параграфа. В них представлены следующие виды деятельности учащихся: восприятие художественных произведений, творческие задания, требующие проявления фантазии, воображения. Виды иллюстраций: репродукции произведений искусства, фото (всего три). Ориентировке школьников в содержании учебника помогают ссылки и курсивные выделения основных понятий, фамилий. Библиография отсутствует.

Согласно учебному плану для 10-11 классов средней общеобразовательной школы на изучение художественной культуры ХХ века отведено восемь часов. Исходя из этого можно распределить количество часов следующим образом: « Русская культура начала ХХ века» (1 час); «Музыкальная культура ХХ века» (1 час); «Театр и кино в ХХ веке» (1 час); «Социалистический реализм» (1 час); «Отечественная культура» (1час); «Общечеловеческие ценности в советском искусстве в 60-е годы периода ХХ века» (1 час); «Отечественная художественная культура последних десятилетий ХХ века» (2 часа).

Таким образом, в связи с тем, что отечественная художественная культура занимает важное место в мировой художественной культуре ХХ века. и так как эта тема («Отечественная художественная культура последней трети ХХ века») является завершающей в курсе «Мировая художественная культура», но ее, к сожалению, не успевают подробно рассмотреть в рамках уроков (во многих школьных учебниках эта тема либо вообще не затрагивается, либо на ее рассмотрение выделяется всего 1 час). Для того чтобы полноценно рассмотреть данную тему, необходимо выделить большее количество часов на ее прохождение. Мы предлагаем выделить четыре часа на ее изучение: из восьми часов четыре часа выделить на изучение первой половины ХХ века и четыре часа на вторую половину ХХ века. Мы считаем такое распределение уместным, так как это не противоречит учебному плану: «Общая характеристика эпохи конца ХХ века.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В XXI ВЕКЕ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Н.О. Малаш, В.А. Беловолов (НГПУ, г. Новосибирск)

XXI век. Формирование новой цивилизации, которая получает название глобального информационного общества. Это признается уже многими учеными, что именно информационное общество будет характеризовать XXI век. Как известно, такую оценку дали те, кто подписывал Окинавскую хартию. Ее подписали руководители восьми ведущих стран мира, в том числе Президент России в августе 2000 года. Она как раз о глобальном информационном обществе, перспективах его становления и развития. Под влиянием этого шага, этого толчка во многих странах разрабатываются национальные программы становления и развития информационного общества. В частности, у нас в России это, прежде всего, заложено в программе «Электронная Россия» и в ряде других программ, касающихся информатизации [5].

Реализация этих программ, с технической точки зрения не так уж и сложна. Намного сложнее решаются задачи социо-культурного характера. Стратегия духовности человека XXI века, прежде всего, связана с созданием и освоением единой системы национальных и общечеловеческих ценностей [5].

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально-экономического строя.

Современное российское общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Противоречия между декларируемыми нормами порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

Проблемой нравственного воспитания занимались многие педагоги, философы на протяжении всей истории человечества такие как, Н.И. Болдырева, В.Е. Гурман, С.Л. Рубенштейн, К.К. Платонов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, А.С. Макаренко, М.Д. Виноградова, И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что успешность развития государства, страны, человечества в целом, напрямую связано с моральным обликом человечества. В настоящее время существует пугающая тенденция к искоренению нравственных ценностей, моральных устоев, которые веками закладывались в обществе.

Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что «Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется, и он будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями». Владимир Владимирович явно указал на столь распространенную сейчас в России проблему — национализм. Россия всегда была известна своим многонациональным составом. Это одно из ее величайших богатств. А как к этому «богатству» сейчас относится молодежь в общей массе? По новостям не прекращают передавать сообщения о нападениях на представителей различных национальностей. В разговоре между собой молодежь не редко негативно высказывается в адрес других национальностей, прибегают к угрозам и оскорблениям. О какой духовности в таком случае может идти речь? Эти слова Владимира Владимировича заставляют задуматься о нашем будущем, которое в наших руках. Наше будущее — это подрастающее поколение. Нам необходимо показать им важность и необходимость поступать в соответствии с нравственными нормами.

Если обратиться к толковым словарям русского языка, то можно обнаружить, что расхождения в определениях духовности у лингвистов лишь подтвердят широту того спектра, который характерен для понимания духовности у наших современников в целом. Так для одних круг вещей относящихся к духовным видится настолько широким, что при желании к ним можно отнести любые занятия или переживания людей. Примером здесь может послужить определение В. Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Для других, наоборот, духовные вещи признаются как находящиеся только в одной плоскости понимания. Не допуская существования чего-либо вне материи, они считают духовность лишь продуктом творчества человеческого разума [6].

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [3]. Что мы можем сказать о современном человеке? Что сейчас движет большинством людей? К сожалению, как показывает практика, нынешнее общество стремится к материальным благам, зачастую в ущерб нравственным принципам и нормам.

Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности человека. Другое определение понятия духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие духовной культуры связано с понятием патриотизма. Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать её в национально-творческом акте. Если народ не примет эту естественную обязанность, то, духовно разложившись, погибнет и исторически сойдет с лица земли. Одухотворение себя и природы у каждого народа совершается индивидуально и имеет свои неповторимые особенности. Эти особенности являются отличительными свойствами духовной культуры каждого народа и делают возможным существование таких понятий, как патриотизм и национальная культура [9].

Как уже говорилось выше, богатство национального колорита — характерная и отличающая Россию, черта. За всю историю существования Россия сложилась как большая многонациональная страна, ядром и «собирателем» которой является русский народ. Удивительно, в России, по сути, был создан особый, сложный тип межнационального общежития – «семья народов». Эта метафора верно отражает суть. В России народы живут общей судьбой, не растворяются, не задвигаются в гетто «внутренних колоний».

В связи со столь огромным культурным разнообразием, возникает проблема взаимоотношений субъектов мультикультурного пространства. Прежде всего, раскроем социально-философский аспект понятия «мультикультурализм». «Мульти» — смысл, т.е. взаимоотношение, взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние, взаиморазвитие. Вот некоторые подходы в определении понятия «мультикультурализм»:

— мультикультурализм «…подразумевает пафос стремления к равноправию различных культур, а также модели их равноправного существования в противовес модели гегемонии одной культуры» (Hoffman-Novotny H.J. Soziologicshe Aspekte der Multikulturalitaet// Migration. Ethizitaet. Konflikt Hg.K.J.Bade. Osnabrueck, 1996. S. 103-126)

— мультикультурное общество — «это общество, в котором нет «господствующей культуры» и в которомятие «культура» не прикреплено к понятию «этнос». Это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбирать, какие культурные образцы являются их «собственными»» (В. Малахов)

— феномен мультикультурализма сводится «к вопросу о том, как различные, особые «мы» — группы могут достичь институционального согласия и поддерживать его, что позволит им жить на одной территории и в рамках единого государства» (Кристоф Цюрхер)

— мультикультурализм «есть ни что иное, как программа, основанная на моральных нормах политической философии и направленная на решение проблемы справедливости и урегулирования конфликтов, программа, возникшая из реакции на кризис национального государства в конце XX века» (Франц-Олаф-Радтке)

— мультикультурализм — «есть также определенная концептуальная позиция в сфере политической философии и этики, которые могут воплощаться в правовых нормах, отражаться в характере общественных институтов и повседневной жизни людей» (В. Тишков).

Таким образом, неопределенность и неоднозначность подхода к понятию «мультикультурализм» частично можно объяснить тем, что ворвалось оно в постсоветское пространство сравнительно недавно, наряду с понятиями «демократизм», «плюрализм». Российской научное сообщество все еще изучает понятие «мультикультурализм», дискутирует, в чем его ценности, может ли повлечь за собой более сложные проблемы и т.д. [1, с.91].

Мультикультурализм теснейшим образом связан с культурологической установкой на культурный плюрализм. Одним из ярких примеров мультикультурализма в человеческих отношения является культура повседневности, которая становится сложным полем взаимодействия различных влияний, заимствований, в которых культурные различия растворяются или утрачивают четкие очертания. В повседневной жизни люди реально сталкиваются с явлениями, которые проникают в их существование «извне», но усваиваются и присваиваются весьма быстро, становясь органической частью обыденной культуры. Точно так же происходит и межличностное взаимодействие, где контакты с представителями других культур превратились в повседневную реальность [4, с.218].

Однако, мультикультурализм весьма неоднозначен, т.к., с одной стороны, он провоцирует отторжение инокультурности, с другой — обогащает культурный мир человека, вводя в его культурный обиход тексты и артефакты других культур. Соответственно отмечаются позитивные и негативные стороны мультикультурализма. К первым относятся признание и защита разнообразных меньшинств, отказ от ксенофобии, шовинизма, расовых предрассудков, ко вторым — «этнизация» социальных отношений, институализация культурных различий, игнорирование либерального принципа приоритета прав индивида [4, с.219].

Мультикультурализм предполагает наличие в государстве более чем одной культуры в общественной сфере. Вполне естественно, что притязания этих культур могут войти в конфликт, а также, что представители одной культуры могут оказаться в «подчиненном» положении по отношению к другой. Эти вполне очевидные факты ведут к разным решениям. Одним из таких решений, которые практиковались в истории, было создание единообразной культуры. Одним из типичных проявлений такого направления является введение единого национального языка, что явно противоречит интересам других используемых населением языков и диалектов. Несомненно, такая позиция вызывает конфликт в обществе, выходящий за рамки лингвистических дебатов. По мнению П. Келли, дело в том, что мультикультурализм — это не простое сосуществование двух или более культур в пространстве одного государства, это «новая форма теоретического языка идеологии». Именно в этом значении мультикультурализм стал предметом многочисленных дискуссий по поводу того, какой должна быть политика, направленная на разрешение проблем признания интересов различных групп и их интеграции [4, с.220].

На первый взгляд «мульткультурализм» не предполагает иерархии групп и тем самым утверждают их равенство. Тем не менее, на практике это понятие обнаруживает скрытый смысл. В Европе среди экспертов и политиков установилось негласное соглашение, в соответствии с которым «мультикультурализм» относится только к иммигрантам, но не к традиционным меньшинствам. В этом случае подтекст, утверждающий разницу в статусе, оказывается двойным. Адресатов, как минимум символически, отстраняют от политики, отводя им только область культуры, и отказывают в претензиях, в том числе символических, в контроле над территорией [2, с.114].

Защита меньшинств далеко не всегда оборачивается вложением публичных ресурсов в культурные и образовательные проекты для этнических групп, защита же от дискриминации или гарантии права на свободу объединений и свободу в области культурной деятельности касаются всех, независимо от этнической принадлежности [2, с.116].

Таким образом, мультикультурализм представляет собой сложное явление, которое реализуется в глобализирующемся пространстве современного мира и показывает необходимость выработки толерантных моделей отношений разнообразных культур и, прежде всего, людей, представляющих эти культуры, существующих в едином пространстве. В этом случае понятие Другого перестает носить оттенок отстраненности или даже враждебности, но становится источником обогащения культуры личности и социума в целом [4, с.222].

В заключение можно сделать вывод о том, что духовность надо не искать, а осваивать. Потому что она есть у человечества, но она не системно осваивается на многих территориях, во многих обществах, государствах [5].

Список использованной литературы:


  1. Абсалямова, А. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве [Текст] / А.Абсалямова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №5. — С.89.

  2. Осипов, А.Г. Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чем смысл «управления многообразием»? [Текст] / А.Г. Осипов // Мир России. – 2008. — №1. — С. 102.

  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов С.И. — М. – 2002.

  4. Шапинская, Е.Н. Взаимодействие культур — взаимодействие людей (контекст мультикультурализма) [Текст] / Е.Н. Шапинская // Мир образования — образование в мире. — 2008. — №3. — С. 208.

  5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.kreml.org/opinions/19987794


  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.yogavstrecha.ru/st/zvonova2.htm


  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4402/

  2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%

ПОНЯТИЕ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Ж. БОДРИЙЯРА

И.И. Махмутова (УлГТУ, г. Ульяновск)

Одним из ведущих представителей постмодернистской мысли Жаном Бодрийяром была разработана теория симуляции и гиперреальности, согласно которой знаки, порождаемые современным технотронным обществом, по сути дела не имеют никакой связи с реальностью в привычном смысле слова. Такие знаки больше не являются представителями каких-либо объектов, то есть знаками-копиями или знаками-символами. Они более не презентуют никакую реальность кроме своей собственной, а наоборот, маскируют отсутствие действительности путем ее симуляции, именно поэтому подобные информационные объекты и были обозначены как «симулякры». Симулякр — это знак без означаемого, знак за которым ничего не стоит, кроме сотворенной им же реальности, которая не что иное, как гиперреальность, реальность, лишенная глубины, некая поверхность, дающая выхолощенную, но, зачастую, эффектную и привлекательную картинку действительности, причем эта картинка оказывается более (сверх-, гипер-) реальной, так как представленное на ней изображение идеализирует, «раскрашивает», развоплощает и обнажает реальность.

Жан Бодрийяр открыл, что сегодня информация уничтожает реальность, — не просто препарирует, или обволакивает со всех сторон, а именно уничтожает, аннигилирует, превращает в хаотичное крошево обломков. На смену реальности приходит гиперреальность. Реальность, настоящая и подлинная, какой ее знали наши бабушки и дедушки, почти уже съедена этой гиперреальностью и продолжает поедаться дальше. Важнейшим свойством постмодернизма является симуляция или производство реальности. Для западной цивилизации симуляция стала возможной только с пришествием массовых электронных средств коммуникации. Симулякры или псевдособытия обставляются и передаются с такой тщательностью, что для миллионов людей они представляются более реальными, чем события, происходящие вне телевизионного экрана или дисплея компьютера. За симуляцией нет никакой отдельно стоящей реальности, поскольку она сама заменяет отсутствующую реальность.

Философ выделял 4 вида симулякров:

1) символ, отражающий сущностную характеристику реальности;

2) символ, маскирующий и искажающий сущность реальности;

3) символ, скрывающий отсутствие сущности реальности;

4) не соотносящийся с реальностью вообще, представляет лишь подобие или видимость чего-либо.

Социальная роль симулякров – создавать замещение реальных предметов и явлений там, где они недоступны или малодоступны человеческому восприятию. Например, значительная часть нашего населения не воспринимает адекватно ни государственные органы, ни партии, ни депутатов, ни их сложные идейно-программные позиции. Но у каждой группы населения есть своя символическая квазиреальность со своим языком понятий и представлений.

Огромную роль в формировании гиперреальности играют средства массовой информации. Некоторые учёные считают, что этот факт даёт СМИ огромную власть над обществом. Бодрийяр доказывал, то СМИ и массы взаимовлияют друг на друга.

Бодрийяр называл гиперреальность большим спектаклем.

Информация в постиндустриальном обществе должна служить опорой независимости человека. Но Бодрийяр сказал, что массам не важен смысл информации – лишь её наличие. Постмодернисты считают, что в современном обществе все больше размывается та грань, которая прежде отделяла реальность от ирреальности, жизнь от спектакля, политику от шоу.

Из всего сказанного можно понять, что симулякр и гиперреальность — это феномены симуляции действительности, своего рода мифы, генерируемые в основном властными структурами и масс-медийными технологиями. Цель у них одна — создать такие условия, при которых иерархия ценностей для большинства населения будет зависеть, условно говоря, от порядка подачи телевизионных новостей и величины газетного заголовка. В навязанной нам виртуальной среде рациональное знание уходит на второй план, уступая место вере. Каждому из нас надо найти свой, собственный стиль существования, отличный от навязываемого нам единообразия. Сделать это возможно, только критически воспринимая предлагаемую информацию, от кого бы она ни исходила, сохраняя при этом личное, индивидуальное мировосприятие.

Список использованной литературы:


  1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. Философия эпохи постмодерна [Текст] / Ж. Бодрийяр. — 1996. – 150 с.

  2. Скоропанова, И.С.. Русская постмодернистская литература [Текст] / И.С. Скоропанова.- М.: Флинта-наука, 2001. — 608 с.

  3. Чистяков, А.В. Социализация личности в виртуальном пространстве [Текст]: монография / А.В.Чистяков. — Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2006. – 300 с.

СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ

М.А. Одинкина (УлГТУ, г. Ульяновск)

Впервые типологию классов (соответственно для США) выделил американский социолог Ллойд Уорнер в 40-е годы XX века. А вот типология самого по себе среднего класса выглядела так:

  • Поделитесь с Вашими друзьями:

Определение человечность

Пример сочинения

Часто люди обходят стороной нуждающихся. Бомж вызывает отвращение неопрятным внешним видом. Мало кто задумывается, какие обстоятельства привели его к плачевному состоянию. Быть отзывчивым — это готовность помочь нуждающемуся, а не презирать его за внешние качества.

В жизни приходится иметь дело с грубыми людьми. Редко они бывают по-настоящему злыми и бессердечными. Часто хамство вызвано проблемами в жизни — ссорами в семье, тяжелым финансовым положением. Прежде чем осуждать, нужно разобраться в причинах, толкающих человека на грубость по отношению к окружающим.

Сочинение на тему человечность

Пример из реальной жизни. Мальчика Сашу обижал в школе одноклассник Леша: обзывался, толкал. Отец пришел защитить сына. Он мог схватить обидчика за грудки, оскорбить или дать подзатыльник. Но мужчина смог вывести хулигана на искренний разговор.

Оказалось, что Леша живет в нищей семье с отцом, который его постоянно обижает. Парень не мог ответить на грубую силу взрослого мужчины, поэтому в школе пытался отыграться на более слабых. Отец Саши пригласил Лешу в гости. Мальчики помирились и стали друзьями. Потребность обижать людей отпала, так как у Леши появился друг, с которым можно поделиться как горем, так и радостью.

Не будь отец Саши тактичным, он бы просто накричал на хулигана. Леша, получив негативный жизненный опыт, стал бы еще более агрессивным, продолжая выплескивать злость на других одноклассников.

В мире много людей, для которых беспечность — норма. Уже не раз были случаи, когда человеку становилось плохо на улице, он хватался за сердце или падал на землю. Окружающие проходили мимо, считая, что кто-то обязательно поможет — но им некогда, да и не хочется вникать в чужие проблемы. В результате люди умирали, хотя оказание первой медицинской помощи могло спасти жизнь. Человечность — это готовность помочь самостоятельно, а не перекладывать ответственность на общество.

Примеры человечности из литературы

Совесть помогает понять, правильно ли мы поступаем. Можно назвать ее своеобразным датчиком. Когда человек пытается избежать ответственности, вместо оказания помощи совесть даст сигнал.

Гуманизм — это фундамент, на котором стоит цивилизация. Без нее вокруг воцарится эгоизм, на котором мир продержится недолго.

Варианты из литературы

Кладезем, помогающим осознать возможную глубину духовности личности, является литература. Герои некоторых произведений олицетворяют собой все то лучшее и нравственное, что есть в людях. Можно привести следующие примеры человечности из литературы:

Человечность это

Шолохов М. А. «Судьба человека»

Тургенев И. С. «Ася».

Куприн А. И. «Чудесный доктор»

  1. Платонов А. П. «Юшка». Герой был объектом для насмешек: он плохо выглядел, не мог позволить себе развлечений и вкусной пищи. Когда несчастный умер, то выяснилось, что он копил деньги для оплаты образования сироте. Герой понимал, что у него нет возможности добиться успеха в жизни, но ради другого человека он откладывал про запас последние деньги, чтобы сирота смог обрести счастье.
  2. Булгаков М. А. «Собачье сердце». Профессор проводил эксперименты, которые противны природе. Когда он понял, что не имеет моральных прав для изменения незыблемых законов существования, то отказался от дальнейших исследований. Человечность проявляется в умении усмирить свою гордыню ради общего блага. Если бы профессор продолжал работу, стараясь прикрыть голос совести оправданиями, он бы мог снискать великую славу и почет.
  3. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Чацкий смело выражает свою точку зрения о вопросе крепостничества. Во времена, когда происходит развитие событий, такая смелость могла испортить репутацию героя. Высокие нравственные качества Чацкого, несмотря на опасность, не позволяют ему молча смотреть на проблемы общества.
  4. Максим Горький. «Челкаш». Моральные принципы вора оказываются выше, чем у крестьянина. Преступник отказывается убивать сообщника ради денег, тогда как крестьянин готов обагрить руки кровью. Занимаясь воровским ремеслом из-за плохой жизни, испытывая недостаток в самых необходимых вещах, человек остается верен принципам чести — он достойно проходит испытание, помня о значении доброты.
  5. Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Атаман Пугачев сохраняет жизнь Петру несмотря на то что тот воевал против него, видя в нем человек чести и слова. Забыв о грозящей его жизни опасности, Петр заботится о девушке, которая находится в окружении однополчан Пугачева. Атаман не испытывает слепой ярости, уничтожая врага. Он видит человека в каждом, кто предстает перед ним.
  6. Шолохов М. А. «Судьба человека». Несмотря на жестокость врага, главный герой сохраняет понятие о добре. Пройдя через войну, плен и потерю семьи, он не опускает руки. Герой берет под свою опеку сироту и продолжает жить. Благодаря целеустремленности и вере в лучшее, он, забыв о бесчеловечности в прошлом, верит в красоту мира и светлое будущее.
  7. Твардовский Т. А. «Василий Теркин». В одной из глав главный герой помогает старикам. Несмотря на то что ему приходится переживать все тяготы войны, он не смотрит на мирных граждан свысока. Василий помогает старикам советом и делом. В этом проявляется человечность — живя в тяжелых условиях, нужно продолжать помогать нуждающимся.
  8. Куприн А. И. «Чудесный доктор». Врач узнает, что семья Мерцалова живет в сыром подвале, мучаясь от болезней и голода. Милосердный доктор дает им лекарства и деньги, чтобы люди могли исцелиться и перебраться в комфортные условия.
  9. Тургенев И. С. «Ася». Гагин взял на попечение незаконнорожденную сестру, хотя мог отказаться от нее. Увидев, что девушка испытывает чувства к молодому человеку, который не собирался на ней жениться, Гагин убедил его не мучить девушку пустыми надеждами.
  10. Васильев Б. Л. «Самый последний день». Женщина отказывается покидать дом, который собираются снести. Она не рассказывает, какие мотивы ей движут, и люди видят в поведении Марии Тихоновны тщетное желание поступить наперекор обществу. В итоге строители выяснили, что на войне погибли все ее сыновья, а дом напоминает женщине о временах, когда мальчики были живы. Люди отказываются сносить дом и организовывают музей в честь героев.
  11. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Вольный человек Яшка». Бурлаки увидели обессилевшую стаю гусей. Поймать их не составляло труда. Но за несчастных птиц заступился Яшка. Он храбро отстаивал свое мнение и смог спасти гусей от смерти. Человечность по отношению ко всем живым существам говорит о высоких моральных качествах.

Самостоятельность мышления, независящая от стереотипов, и художественная красота произведений помогают осознать значимость человечности из аргументов в литературе. Такие примеры воспитали многие поколения людей. Читая тексты с ранних лет, человек понимает как нужно вести себя в жизни — помогать нуждающимся и быть доброжелательным.

Герои войны

Ценным уроком становятся истории добрых поступков, которые люди совершают во время войны. Несмотря на страх, голод и жесткие климатические условия, русский характер не позволял гражданам оставлять в беде соотечественников. Оказать помощь, когда сам находишься на грани выживания — высшая добродетель.

Во время войны в плен попадают тысячи солдат. Видя врага вблизи, а не через призму пропаганды, люди обнаруживали таких же работяг и семьянинов, как они сами. Редки случаи, когда человек идет воевать с радостью. Никому не хочется променять мирную жизнь на риск быть убитым. Поэтому те, кто убивал друг друга по приказу главнокомандующих, редко испытывали настоящую ненависть.

Аргументы из литературы человечность вывод

Понимая, что все солдаты — это обычные люди, многие врачи помогали как своим раненым, так и пленникам. Их за это могли осуждать, иногда угрожали расправой, но настоящий гуманист не мог отказать в помощи. Вывод: человечность нужно сохранять при любых обстоятельствах.

Видя ужасы, которые творят враги, теряя товарищей, сложно сохранить человечность. Но если отождествить себя с солдатом вражеской армии, то легко понять — он человек с такими же страхами и желаниями.

Конечно, война вынуждает убивать и делать страшные вещи. Но когда встает выбор, пощадить поверженного противника или уничтожить, то человечность велит сохранить жизнь. Забрать ее можно, вернуть — нет. Умение простить, дать шанс исправиться — проявление истинной духовной силы.

Случаи из современной жизни

Рассуждать о добропорядочности только в прошлом не совсем корректно. С каждым годом общество становится более терпимым друг к другу, люди вступают в ряды волонтеров. Мир становится лучше. Можно привести некоторые примеры нынешних героев:

Мальчик спас тонущего олененка

  1. Во время наводнения в Бангладеш мальчик, рискуя жизнью, спас тонущего олененка. Без помощи храбреца у животного не было шансов спастись.
  2. Мужчина остался жить в опасной зоне у Фукусимы, чтобы ухаживать за брошенными животными. Люди не вспомнили о них, торопясь спастись и забывая, что каждая жизнь бесценна.
  3. Трое учеников Астраханской школы увидели человека, провалившегося под лед. Подстраховывая друг друга, чтобы не упасть в воду, они вытащили мужчину и пытались согреть его, пока не прибыла карета скорой помощи.
  4. В городе Арамиль собака оказалась в ловушке: ее лапа застряла на старом полузатопленном мосту. Мужчина вплавь добрался до животного (в декабре), вытащил лапу и доставил пса на берег.
  5. Валдайская школьница, которой всего 12 лет, вывела из горящего дома троих детей. Несмотря на риск для жизни, она в первую очередь думала о том, что нужно помочь нуждающимся.

Это лишь малая часть героических поступков, которые люди совершают каждый день. Ими движет понимание, что главное в жизни — творить добро.

 школьница вывела из горящего дома троих детей

Вывод по теме

Развитие личности и цивилизации возможно, благодаря состраданию и отзывчивости. Они сокрушают барьеры религиозных и расовых различий. Без взаимопомощи люди вряд ли дожили бы до наших дней, так как в одиночку никто не способен выживать и развиваться.

Нужно проявлять добросердечие не только к людям, но и к животным.

Тезисно, человечность — что это? Определение, которое подойдет лучше всего, — умение ценить жизнь и делать все, чтобы ее сохранить.

Иоганн В. Гёте сказал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Следует вспоминать об этом выражении каждый раз, когда кому-то требуется помощь.

  • Лишь она моя отрада как пишется с тире или без
  • Лишь как пишется с мягким
  • Лишь или лиш как пишется
  • Лишняя дочь рассказ часть 10
  • Лишняя дочь рассказ на дзен