Лишние люди в русской литературе 19 века сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

«Лишние люди» появляются в отечественной литературе в XIX веке. Их мы можем встретить у М.Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Каждый из классиков вкладывал в этот образ свое понимание и создавал неповторимый характер героя. Однако общие черты в понятии «лишнего человека» присутствуют.

«Лишним человеком» в литературе в XIX веке принято характеризовать человека интеллигентного, образованного, одаренного, как правило, дворянина, но из-за определенных обстоятельств вступившего в конфликт с обществом. По этой причине он испытывает страдание, поиск смысла жизни не приводит к успеху, жизнь разменивается на нестоящие того хлопоты, понимание между ним и миром не налаживается. Общество не понимает его взглядов, он не принимает тенденции социума – круг замыкается. Литературный герой теряется в омуте событий, окружающих его, и исход его печален: в расцвете жизненных сил он погибает.

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

Такие жизненные перипетии мы можем встретить в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Одноименный персонаж – Онегин – богемный любимец,  пресытившийся светской, а по сути, пустой, жизнью. Из-за понимания,  что жизнь нужно изменить, но отсутствия способности и желания это делать, Онегин исчезает из поля зрения читателя. Именно этот характер В. Белинский охарактеризовал как «национальный».

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также иллюстрирует образ «лишнего человека»  — фаталиста Г. Печорина. Печорин в поисках смысла жизни не только не дает ответ на интересующие его вопросы, — вся его жизнь приносит страдания окружающим. Он не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат их определён.

Евгений Базаров из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» — классический представитель исследуемого образа. Человек с безупречным образованием, задатками декабриста, понимает общественные проблемы как свои собственные. Попытки разрешить  противоречия «старого» общества и молодежи безрезультатны. Герой становится обузой общества, отвергается им навсегда.

Таким образом, в отечественной литературе прочно закрепился тип «лишнего человека». Активные, революционно настроенные представители дворянства, борющиеся за лучшую жизнь, но не понимающие пути её достижения, и в итоге, терпящие трагическое поражение  – такими в общих чертах мы видим этих героев.

2 вариант

Кто такой «лишний человек» и откуда он взялся в литературе 19 века? Это, как правило, интеллигентный, образованный, неординарный человек, часто дворянского звания, который не вписывается в высшее общество. Он не хочет жить той пустой жизнью, которой оно живёт. Не может реализовать себя и свои возможности.

Страдает от этого, ищет смысл жизни. Общество не принимает и не понимает его. Он вынужден уезжать за границу, поступать на военную службу. Но и там он не находит себе покоя, не находит единомышленников. Растрачивает себя, свои таланты на пустое времяпровождение.

Общественно-политическая система 19 века стоит на пороге кризиса. Она наложила отпечаток на жизнь каждого человека, живущего  в российском государстве. Декабрьское восстание подавлено, декабристы сосланы в ссылки в Сибирь и в Якутию. Цензура за печатными изданиями. Революционные настроения из Европы просачиваются и в Россию.

Она начинает медленно что-то понимать. Русский народ всегда долго запрягает, зато едет потом быстро.

Интеллигенция  жить по-старому уже не хочет, а по-новому не знает, как это сделать. Вот Онегин – умный, образованный красавец, понимает, что в России что-то надо менять, но как это сделать – не знает. Да и не хочет. Он по натуре не бунтарь. Читает не любовные романы, а соцалиста-утописта Адама Смита. Соседи в деревне считают его странным человеком и сторонятся.

Печорин в «Герое нашего времени Лермонтова» — фаталист, верит в судьбу. Циничный,  порой жестокий человек, скептик приносит боль и страдания окружающим его людям. Также, как и Онегин, доводит до дуэли бывшего друга, заранее зная, что убьёт этого человека.

Евгений Базаров – имеет блестящее образование, поддерживает идеи декабристов, разбирается в общественных проблемах. Но старое поколение не понимает, не принимает и не хочет жить по его идеям. Им неплохо живётся в своём сельском болоте. Ничего менять они не хотят. Они отвергают Базарова.

И Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума». Само название говорит само за себя. Общество и его отвергло. Даже любимая девушка предала его.

Лишний человек неудобен для существующего общества. Он не хочет жить по-старому, его ум требует деятельности, он хочет другой жизни, не бессмысленной и никому не нужной, а полноценной. Но как построить эту, новую жизнь, он не знает.

Общество всегда отвергает людей, которые на него не похожи, чем-то отличаются. Жизнь «лишних людей» предопределена – они либо погибают, либо умирают.

Но они рождались, и будут рождаться «лишние люди», неудобные для общества. Они будут теребить его, будут дёргать, будут заставлять задуматься о смысле своей жизни, зачем они пришли в этот мир.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс

    Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

  • Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс

    В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

  • Сочинение Творчество является выражением смысла жизни (Н.К. Рерих). 265 лет со дня основания Российской академии художеств

    О том, что Россия нуждается в квалифицированных кадрах в области искусства, говорил еще Петр I. Именно он подписал указ о создании учебного заведения, где можно было бы получить профессиональное художественное образование

  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 класс

    Если посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени

  • Сочинение Мой любимый фильм (Хатико, Властелин колец)

    Все мы любим смотреть фильмы, ведь зачастую они показывают истории, которые мы никогда не сможем пережить. Для некоторых картин хватит и одного просмотра. Но есть и такие, которые хочется пересматривать снова и снова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лишние люди в русской литературе 19 века

Такой термин, как «лишний человек» в настоящее время приобрел большую популярность. Почти каждый знает, что такое быть невостребованным, ненужным, неправильным и неподходящим под установленные рамки. Однако, хотелось бы более ясно понять, что этот термин означает в русской литературе.

Как известно, данное выражение в первый раз было использовано в произведении под названием «Дневник лишнего человека», автором которого является И.С. Тургенев. Помимо этого, еще в своих черновиках Александр Сергеевич использовал подобное выражении в отношении своего героя Онегина.

«Лишний человек» появляется в творчестве известных классиков девятнадцатого века. Примечательно, что каждый писатель сопоставлял своего героя с тем временем, в которое жил сам. Помимо этого, этот тип людей не был результатом выдумки, а подчеркивал пороки отдельной категории людей. Духовный кризис – это тот факт, который способствовал тому, что человек скоро окажется в этой категории.

Под категорию «лишних людей» первыми попадают такими герои, как Евгений Онегин и Григорий Печорин. На первый взгляд сложно заметить, что их так выделяет среди других людей. Однако, при детальном изучении их личность ярко высвечиваются те черты, которые загнали их в подобное положение.

Например, Евгений Онегин. Это светский человек, образован, находится в курсе последних событий, так же, как и все любит балы и разговоры ни о чем. Дело в том, что внешне человек ничем не отличается от других, однако, внутри царит пустота. Герой всячески пытается ее чем-то заполнить, но его попытки оборачиваются усугублением положения. Евгению ничего не интересно, он не в состоянии принять любовь, начинает ухаживать за Ольгой от нечего делать. Такое поведение начинает касаться других, его друг очень недоволен таким отношением, влюбленная в него девушка остается с разбитым сердцем. В итоге, и герой и его окружение испытывает большие трудности.

Григорий Печорин известен в дворянских кругах, имеет хорошее состояние, им интересуется противоположный пол. Но несмотря на все это, Печорин не доволен своим положением, ему все не так. Все его попытки изменить свое положение очень сильно вредят окружающим. Герой это прекрасно понимает, но его нисколько это не трогает.

Характерными чертами обоих героев являются эгоизм, хандра, недовольство собой и всеми окружающими. Герои не могут найти себе применения, поэтому начинают заниматься пустыми делами и вредить окружающим. В итоге, их наказанием становится одиночество.

Вариант 2

В современном мире выражение «лишний человек» стало очень популярным. Общество устанавливает свои рамки и законы, под которые походит не каждый человек. Люди с иными взглядами и другим мировоззрением становятся неугодными и непокорными бунтовщиками. Их никто не хочет понимать. Сердца лишних людей переполнены горечью, пустотой и одиночеством. Очень часто они сами не могут объяснить причину своих поступков.

Общепринятый термин появился в литературе только в девятнадцатом веке. Первоначально подобное выражение было использовано Иваном Сергеевичем в работе «Дневник лишнего человека». Ранее Александр Сергеевич использовал подобное понятие в своих черновиках. Евгений Онегин был ярким примером представителей этой группы людей.

Каждый автор описывал своего героя соответственно времени, в котором жил персонаж. Общество меняется, устои и правила становятся другими. Однако, всегда есть люди, которым суждено стать изгоями. Мало кто задумывается каково им живётся среди чужих людей. Лишние люди нигде не могут найти себе места. Они очень одиноки. Мало кого волнует этот факт. Когда людям хорошо, они не задумываются об обездоленных.

Люди оказывались за бортом, если имели своё собственное мнение, противоречащие общепринятым правилам. Мотивы, правота, жажда справедливости не способны убедить большинство. Общество имеет свою правду и не желает принимать другую позицию. Духовный кризис общества отправлял за борт всё больше людей. Они признавались непокорными и бунтовщиками. После чего подвергались всеобщему игнорированию.

Порой лишнему человеку может казаться, как будто его уже не существует. Человека может преследовать чувство, что его заживо похоронили. Теперь люди спокойно живут без него и не чувствуют ни капли грусти и сожаления.

Ярким примером лишнего человека является Евгений Онегин. Герой – выходец из богатой семьи, имеет хорошее образование. С ним всегда найдется общая тема для разговора. Он всегда знает все свежие новости, не стоит на месте. Постоянно посещает балы. Он ничем не отличается от других представителей аристократии. Однако, в его сердце одна пустота. Повседневные развлечения надоели герою. Он предпринимает множество попыток, чтобы заполнить пустоту, но у него ничего не выходит. От этого герой начинает заниматься бессмысленными действиями, которые затрагивают окружающих людей. Онегин разбивает сердце Татьяне. Своим поведение Онегин вызывает у людей отвращение. Все от него отстраняются, а он не знает, как выбраться из внутреннего плена.

Лишних людей не устраивает естественный ход вещей. Они и сами не могут объяснить, что им не так. Отчаянные попытки что-то исправить только усугубляют положение. Общество же воспринимает их как глупых и странных людей.

Лишние люди в русской литературе 19 века

Лишние люди в русской литературе 19 века

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

  • Горький
  • Сочинение на тему Любимая природа рассуждение

    Любимая природа у меня вся. То есть я люблю всю природу, а она такая разная! Не только на земном шаре, но даже в одной стране, в одном городе бывает самая разная природа

  • Сочинение Мое любимое произведение Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых знаковых фигур отечественной литературы. Его знают все от мала до велика, сказки Пушкина читают дошколята и дети из начальной школы, а в средней и старшей проходят

  • Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

    Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27

Образы «лишних людей» в русской литературе

Выполнила ученица: 10В класса

Костарева Лера

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Масиева М.М.

Сургут, 2016 г.

Содержание

1. Введение. Кто такой «лишний человек»?

 2. Евгений Онегин

3. Григорий Печорин

4. Илья Обломов

5. Фёдор Лаврецкий

6. Александр Чацкий и Евгений Базаров

7. Заключение

8. Литература

Введение

  Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, «тургеневский тип девушки» и т. д. Но самой известной и интересной, вызывающей наибольшее количество споров группой героев являются, наверное, «лишние люди». Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века. 
    Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее. Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет. 

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. В личных судьбах героев, которых принято называть «лишними людьми», отразилась драма передового дворянства

Самыми известными «лишними людьми» в русской литературе стали Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Но галерея «лишних людей» достаточно обширна. Здесь и Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума», и Фёдор Лаврецкий из романа Тургенева «Дворянское гнездо» и многие другие.

Цель данного исследования: дать обоснование уместности или неуместности употребления термина «лишние люди»

Задачи:

— проследить развитие образа «лишнего человека» в русской литературе 19-го века;

— раскрыть роль «лишних людей» в конкретных произведениях;

— выяснить значение данных персонажей для русской литературы;

В своей работе я стремилась ответить на  вопросы:

— кто такой «лишний человек?

— нужен, полезен ли  он миру?

Предмет исследования: образы  «лишних людей» в русской литературе

Объект исследования: произведения русских писателей 19-го века

Я считаю, что актуальность данной темы бесспорна. Великие произведения русской классики не только учат нас жизни. Они заставляют думать, чувствовать, сопереживать.  Они помогают понять смысл и цель человеческой жизни. Они не просто актуальны сейчас, они бессмертны. Сколько бы ни было написано об авторах, героях, а ответов нет. Есть только вечные вопросы бытия. Так называемые «лишние люди» взрастили не одно поколение людей, собственным примером подталкивая к вечному поиску истины, осознанию своего места в жизни.

Евгений Онегин

Родоначальником типа «лишних людей» в русской литературе считается Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина. По своему потенциалу Онегин – один из лучших людей своего времени.

Он вырос и воспитывался по всем правилам «хорошего тона». Онегин блистал в свете. Он вел богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» того времени. Но Онегину все это очень быстро надоело. Ему стало скучно и на балах, и в театре: «Нет рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…». Это первый штрих к портрету «лишнего человека». Герой стал чувствовать себя лишним в высшем обществе. Он становится чужд всему, что его так долго окружало. 
    Онегин пытается заняться какой-либо полезной деятельностью («зевая, за перо взялся»). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль. Герой не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие. И здесь Онегин оказывается лишним, неприспособленным к жизни. 
    Лишний Евгений Онегин и в любви. В начале романа он не способен любить, а в конце его отвергают, несмотря на духовное перерождение героя. Сам Онегин признается, что «в любви он инвалид», не способный испытывать глубокие чувства. Когда же он наконец понимает, что Татьяна – его счастье, та не может ответить герою взаимностью. 
    После дуэли с Ленским в подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Но автор не говорит нам, что Онегин начал заниматься какой-то полезной деятельностью, стал счастливым. Финал «Евгения Онегина» остается открытым. Нам остается лишь догадываться о судьбе героя.
   В.Г. Белинский писал, что Пушкин смог ухватить «суть жизни» в своем романе. Его герой  — первый подлинный национальный характер. Само произведение «Евгений Онегин» — глубоко оригинальное и обладающее непреходящей истерической и художественной ценностью. Его герой – типичный русский характер.
   Главная беда Онегина – отрыв от жизни. Он умен, наблюдателен, нелицемерен, обладает огромными задатками. Но вся его жизнь – страдание. И на это страдание обрекло его само общество, само устройство жизни. Евгений – один из многих типичный представитель своего общества, своего времени. Подобный ему герой – Печорин — поставлен в такие же условия.
 

Григорий Печорин

    Следующим представителем типа «лишних людей» является Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Григорий Александрович Печорин – представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-х годов 19 века. Но и он не может найти себя, своего места в жизни. Изначально Григорий Александрович наделен большими способностями. Он умен, образован, талантлив. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью, мыслями, чувствами этого героя. Он смутно ощущает, что светская жизнь с ее пустыми развлечениями его не устраивает. Но Печорин не осознает, чего он хочет от жизни, чем он хочет заниматься. 
   Больше всего этому герою мешает жить скука. Он борется с ней, как может. Одно из главных развлечений для Григория Александровича – любовные приключения. Но ни одна женщина не может придать смысл жизни Печорина. Единственная женщина, которую герой по-настоящему ценит, – это Вера. Но и с ней Печорин не может быть счастлив, потому что боится любить, не умеет этого делать (как и Евгений Онегин). 
    Григорий Александрович склонен к самоанализу, размышлениям гораздо больше, чем Онегин. Печорин анализирует свой внутренний мир. Он пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни. Герою не удается прийти ни к какому утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, свою душу. Теперь у него нет сил на сильные эмоции, переживания, на интерес к жизни. В конце концов, герой погибает, следуя своим же предсказаниям. 
    Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.
В образе Печорина Белинский увидел правдивое и бесстрашное отражение трагедии своего поколения, поколения передовых людей 40-х годов. Человек необыкновенной силы духа, гордый и смелый, Печорин растрачивает свою энергию впустую, в жестоких забавах и в мелких интригах. Печорин — это жертва того общественного строя, который мог только глушить и калечить все лучшее, передовое и сильное.
   
В.Г. Белинский горячо защищал образ Печорина от нападок реакционной критики и доказывал, что этот образ воплотил в себе критический дух «нашего века». Защищая Печорина, Белинский подчеркивал, что «наш век» гнушается «лицемерством». Он громко говорит о своих грехах, но не гордится ими; обнажает свои кровавые раны, а не прячет их под нищенскими лохмотьями притворства. Он понял, что сознание своей греховности есть первый шаг к спасению. Белинский пишет, что в своей сути Онегин и Печорин – одно и то же лицо, но выбравшее каждое в своем случае различный путь. Онегин выбрал путь апатии, а Печорин  — путь действия. Но в итоге и то, и то приводит к страданию.

Илья Обломов

Следующим звеном, продолжающим галерею «лишних людей» является герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов — добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но не способный переступить через себя — встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела.

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин и Печорин не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев. 

Илья Ильич Обломов — натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни: «Лежание… было его нормальным состоянием». И эта особенность -первое, что отличает его от пушкинского и, особенно, лермонтовского героев.

Жизнь персонажа Гончарова — розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат — неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Главное сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Но, увы, в итоге он поступает так, как уже знакомые нам персонажи: Печорин и Онегин. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага;

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения — всего того, чего так не хватает людям. 

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

Знаменитая статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» (1859) появилась сразу же вслед за романом и в сознании многих читателей с ним как бы срослась. Илья Ильич, утверждал Добролюбов, — жертва той общей для дворянских интеллигентов неспособности к активной деятельности, единству слова и дела, которые порождены их «внешним положением» помещиков, живущих за счет подневольного труда. «Ясно, — писал критик, — что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Основная причина поражения героя «Обломова», по мнению Добролюбова, заключалась не в нем самом и не в трагических закономерностях любви, но в «обломовщине» как нравственно-психологическом следствии крепостного права, обрекающего дворянского героя на дряблость и отступничество при попытке воплотить свои идеалы в жизнь.

Фёдор Лаврецкий

Этот  герой романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»  продолжает галерею «лишних людей». Федор Иванович Лаврецкий. — глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности. Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и он не находит применения своим силам. Вся его деятельность ограничивается словами. Он лишь говорит о делах, не приступая к ним. Поэтому «школьное» литературоведение обычно относит его к типу «лишнего человека». Уникальность натуры Лаврецкого подчеркивает сопоставление с другими персонажами романа. Его искренней любви к России противопоставляется снисходительное пренебрежение, которое демонстрирует светский лев Паншин. Друг Лаврецкого, Михалевич, называет его байбаком, который лежит всю жизнь и только собирается работать. Тут напрашивается параллель с другим классическим типом русской литературы — Обломовым И.А.Гончарова.

 Важнейшую роль в раскрытии образа Лаврецкого играют его отношения с героиней романа Лизой Калитиной. Они чувствуют общность своих взглядов, понимают, что «и любят и не любят одно и то же». Любовь Лаврецкого к Лизе — это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию. Трагическая развязка любви  — внезапно возвращается жена, которую он считал умершей, — не оказывается случайностью. Герой видит в этом возмездие за свое равнодушие к общественному долгу, за праздную жизнь его дедов и прадедов. Постепенно в герое происходит нравственный перелом: равнодушный до того к религии, он приходит к идее христианского смирения. В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Лаврецкий не стыдится прошлого, но и не ждет ничего от будущего. «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» — говорит он.

Очень важен финал романа, который является своеобразным итогом жизненных исканий Лаврецкого. Ведь его приветственные слова в конце романа неведомым молодым силам означают не только отказ героя от личного счастья (его соединение с Лизой невозможно) самой ее возможности но и звучат как благословение людям, вера в человека. Финал также определяет всю несостоятельность Лаврецкого делает его «лишним человеком».

Александр Чацкий и Евгений Базаров

Проблема «лишних» людей в обществе отражена в творчестве многих русских писателей. По поводу некоторых героев исследователи «ломают копья» до сих пор. Можно ли отнести к «лишним людям» Чацкого и Базарова? И надо ли это делать? Если исходить из определения термина «лишние люди», то, наверное, да. Ведь эти герои тоже отвергнуты обществом (Чацкий) и не уверены в том, что нужны ему (Базаров).

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» образ  главного героя — Александра Чацкого – это образ передового человека 10 – 20 годов XIX века, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого. Он высказывает своё мнение по разным вопросам, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарён образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечений, если занят делом.

Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека. 
    Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной; мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни непримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится. 
    Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина.
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади… драма Чацкого — буря в стакане воды». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин.
Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого ,используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей»,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.

Евгений Базаров

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком?

Евгений Базаров, наверное, в меньшей степени, нежели Онегин или Печорин, относится к категории «лишних людей», однако и он не может самореализоваться в этой жизни. Он боится задумываться о будущем, поскольку не видит себя в нем.
Базаров живет одним днем, что лишает смысла даже его научные занятия. Придерживаясь идей нигилизма, отвергая все старое, он тем не менее даже не имеет представление, что впоследствии образуется на расчищенном месте, надеясь на проявление воли других людей. Естественно, научные опыты довольно скоро надоедают Базарову, поскольку деятельность, лишенная цели, быстро сходит на нет. Вернувшись домой к родителям, Евгений перестает заниматься исследованиями и впадает в глубокую депрессию.
Его трагедия заключается в том, что он, считающий себя в какой-то мере сверхчеловеком, вдруг обнаруживает, что и ему ничто человеческое не чуждо. Тем не менее, без таких людей Россия не могла бы обойтись во все времена. Несмотря на его взгляды, Базарова нельзя обвинить в отсутствии образованности, ума или проницательности. Он, оставаясь материалистом, тем не менее при постановке правильных целей, мог бы принести много пользы обществу, к примеру, лечить людей или открывать новые физические законы. Кроме того, яростно выступая против предрассудков, он подвигал окружающих людей двигаться вперед в своем развитии, по-новому смотреть на некоторые вещи.

  Итак, видно, что образ Базарова местами укладывается в концепцию «лишних людей». Поэтому отчасти так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени». Но все это очень спорный вопрос. Мы не можем утверждать, что он прожил жизнь впустую. Он знал, куда применить свои силы. Он жил во имя высокой цели. Поэтому сложно сказать является ли этот Евгений «лишним». У каждого на этот счет свое мнение.

    Д.И. Писарев отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает. 

Заключение

Все герои: и Онегин, и Печорин, и Обломов, и Лаврецкий, и Чацкий во многом похожи. Они дворянского происхождения, от природы наделены недюжинными способностями. Они блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца (исключением, наверное, будет Обломов). Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе герои чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И все они хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге), впрочем, Обломов тоже не оставляет надежд.
    Каждый герой, несмотря на успех у женщин, не находит счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу. 
    Печорин, Онегин, Обломов и Лаврецкий во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому все они несчастны. Имея большие внутренние силы, они не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Нужны ли «лишние люди» миру? Полезны ли они? Сложно дать абсолютно верный   ответ на этот вопрос, можно лишь рассуждать. С одной стороны, мне кажется, что нет. По крайней мере я так считала одно время. Если человек не может найти себя в жизни, то и жизнь его бессмысленна. Тогда зачем впустую занимать место и потреблять кислород? Уступи место другим. Это первое, что приходит в голову, если начать думать. Кажется, что ответ на вопрос лежит на поверхности, но это не так. Чем больше я работала над этой темой. тем больше изменялись мои взгляды.

Человек не может быть лишним, поскольку по своей природе является уникальным. Каждый из нас не зря приходит в этот мир. Ничего не бывает просто так, всему есть значение и объяснение. Если задуматься, каждый человек может одним своим существованием делать кого-то счастливым, а если он приносит счастье в этот мир, значит, он уже не бесполезен.

Такие люди уравновешивают мир. Своей несобранностью, нерешительностью, медлительностью (как Обломов) или, наоборот, метаниями, поиском себя, поиском смысла и цели своей жизни (как Печорин) они будоражат остальных, заставляют их задуматься, пересмотреть взгляд на окружающее. Ведь если бы каждый был уверен в своих желаниях и целях, то неизвестно, что бы стало с миром. Ни один человек не приходит в этот мир бесцельно. Каждый оставляет свой след в сердцах и умах кого-то. Не бывает ненужных жизней.

 Тема «лишних» людей актуальна и по сей день. Люди, не нашедшие место в мире были всегда, и наше время не исключение. Напротив, считаю, что как раз сейчас не каждый  может определиться с целями и желаниями. Такие люди были и будут всегда, и это не плохо, просто так сложилось. Таким людям надо помогать, многие из них могли бы стать великими, если бы не стечение обстоятельств, порой трагические.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир нужен,  и термин «лишние люди» не справедлив.

Литература

1. Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина. – М., 1988
2. Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л., 1972
3. Ильин Е.Н. Русская литература: рекомендации для школьников и абитуриентов, «ШКОЛА-ПРЕСС». М., 1994
4. Красовский В.Е. История русской литературы XIX века, «ОЛМА-ПРЕСС». М., 2001
5. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. М., 1990
6. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. М., 1987
7. Монахова О.П. Русская литература XIX века, «ОЛМА-ПРЕСС». М., 1999
8. Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1983
9. Шамрей Л.В., Русова Н.Ю. От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. – Н.Новгород, 1993

10. http://www.litra.ru/composition/download/coid/00380171214394190279
11.
http://lithelper.com/p_Lishnie_lyudi_v_romane_I__S__Turgeneva_Otci_i_deti
12. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00039301184864115790/

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ «лишнего человека», «изобретенный» русскими писателями 19 века. Самыми известными «лишними людьми» в русской литературе стали Евгений Онегин из романа

А. С. Пушкина

«Евгений Онегин» и Григорий Александрович Печорин из романа

М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени».

Евгений Онегин — представитель аристократии. Он вырос и воспитывался по всем правилам «хорошего тона». Онегин блистал в свете. Он вел богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» того времени. Но Онегину все это очень быстро надоело. Ему стало скучно и на балах и в театре: «Нет рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…». Это первый штрих к портрету «лишнего человека». Герой стал чувствовать себя лишним в высшем обществе. Он становится чужд всему, что его так долго окружало.

Онегин пытается заняться какой-либо полезной деятельностью («зевая, за перо взялся»). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль. Герой не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие. И здесь Онегин оказывается лишним, неприспособленным к жизни.

Лишний Евгений Онегин и в любви. В начале романа он не способен любить, а в конце его отвергают, несмотря на духовное перерождение героя. Сам Онегин признается, что «в любви он инвалид», неспособный испытывать глубокие чувства. Когда же он наконец понимает, что Татьяна — его счастье, та не может ответить герою взаимностью.

После дуэли с Ленским в подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Но автор не говорит нам, что Онегин начал заниматься какой-то полезной деятельностью, стал счастливым. Финал «Евгения Онегина» остается открытым. Нам остается лишь догадываться о судьбе героя.

Образ Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени» — одно из главных открытий

М. Ю. Лермонтова

. Григорий Александрович Печорин — представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Но и он не может найти себя, своего места в жизни. Изначально Григорий Александрович наделен большими способностями. Он умен, образован, талантлив. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью, мыслями, чувствами этого героя. Он смутно ощущает, что светская жизнь с ее пустыми развлечениями его не устраивает. Но Печорин не осознает, чего он хочет от жизни, чем он хочет заниматься.

Больше всего этому герою мешает жить скука. Он борется с ней, как может. Одно из главных развлечений для Григория Александровича — любовные приключения. Но ни одна женщина не может придать смысл жизни Печорина. Единственная женщина, которую герой по-настоящему ценит, — это Вера. Но и с ней Печорин не может быть счастлив, потому что боится любить, не умеет этого делать (как и Евгений Онегин).

Григорий Александрович склонен к самоанализу, размышлениям гораздо больше, чем Онегин. Печорин анализирует свой внутренний мир. Он пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни. Герою не удается прийти ни к какому утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, свою душу. Теперь у него нет сил на сильные эмоции, переживания, на интерес к жизни. В конце концов, герой погибает, следуя его же предсказаниям.

Онегин и Печорин во многом похожи. Оба они дворянского происхождения, оба от природы наделены недюжинными способностями. Оба блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца. Но это для них — скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе оба героя чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И Печорин, и Онегин хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге). Он умирает несчастным человеком с нереализованными способностями и болью в сердце.

Оба героя, несмотря на успех у женщин, не находят счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу.

Печорин и Онегин во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта — это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому оба они несчастны. Имея большие внутренние силы, Евгений Онегин и Григорий Печорин не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

лишние люди

Как появился образ “лишнего человека”? История появления выглядит следующим образом: романтического героя, которого не принимает общество, помещают в реальность. Все перестают восхищаться романтиком, никто не прельщается терзаниями, которые происходят в душе одиночки. Писатели понимают это и показывают истинную сущность героя.

Кого относят к “лишним людям”?

лишние люди в литературе разрушители сложившихся истин

Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.

Онегин – самый яркий представитель

Картина Ю. М. Игнатьева по роману Евгений Онегин
(Картина Ю. М. Игнатьева по роману «Евгений Онегин»)

Самым ярким представителем образа “лишних людей” является Евгений Онегин, о котором писал Пушкин. Дворянин молодой, образован. Он крутится в светском обществе, но не имеет определенных целей. Он начинал что-либо делать, но не мог закончить это.

Онегин несчастен, у него не складывается ни в дружбе, ни в любви. Белинский сравнивал Онегина с русским обществом, которое описано в поэзии. Николаевская Россия часто была представлена дворянами, которые разочаровались в жизни и устали от нее.

Печорин, Обломов, Базаров

Печорин в задумчивости
(Григорий Печорин)

Многие могут задаться вопросом: “Неужели забыли о Базарове, Обломове, Печорине?” Они также представляют “лишних людей”, каждый из которых обладает определенными особенностями. Что касается Печорина, то он отличается склонностью к рефлексии, наличием ума. Однако это не помогает ему реализовать себя. Этот герой саморазрушается. Но, если сравнивать Печорина и Онегина, то первый находиться в поисках причины собственного страдания.

Илья Обломов
(Илья Обломов)

Обломов, который является героем романа, написанного Гончаровым, способен дружить, любить, имеет доброе сердце. Но он предпочитает сидеть дома, он апатичный и вялый. Исследователи рассказывают, что именно этот герой является кульминацией в эпохе “лишних людей”.

спор Базарова с Кирсановым
(Базаров в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем)

Если речь заходит о Евгении Базарове, роман “Отцы и дети”, то здесь все по-другому. Этот герой не дворянских кровей. Он ставит перед собой цели, занимается наукой. Однако Базаров не может отыскать место в обществе. Он отходит от всего старого, не понимая, что необходимо что-либо создать вместо этого. Поэтому его и относят к “лишним людям”.

Роль лишних людей в произведениях

Следует отметить, что как раз “лишние люди” – это герои русской литературы, которые запоминаются читателям больше всего. Почему? Авторы показывают отдельного человека, его душу, пороки, мотивы. При этом отсутствуют морализаторские, просветительские установки. В произведения происходит в некой мере анализ психологического направления.

Лишний человек в истории русской литературы

   Ли́шний
челове́к
 — литературный
тип, характерный для
произведений русских писателей 1840-х и
1850-х гг. Обычно это человек значительных
способностей, который не может реализовать
свои таланты на официальном
поприще 
николаевской России.

Принадлежа к высшим классам общества,
лишний человек отчуждён от дворянского
сословия, презирает чиновничество, но,
не имея перспективы иной самореализации,
в основном проводит время за праздными
развлечениями.
Такой стиль жизни не
в состоянии облегчить его скуку, что
приводит к дуэлям, азартным играм и
другому саморазрушительному поведению.
К типичным чертам лишнего человека
относятся «душевная усталость,
глубокий скептицизм, разлад между
словом и делом и, как правило, общественная
пассивность».

Название «лишний человек» закрепилось
за типом разочарованного русского
дворянина после публикации в 1850 году
повести Тургенева «Дневник лишнего
человека»
. Наиболее ранние и классические
примеры — Евгений
Онегин А. С. Пушкина, Чацкий из
«Горя
от ума», Печорин М.
Лермонтова
 — восходят
к байроническому
герою эпохи романтизма,
к Рене Шатобриана и
Адольфу Констана.
Дальнейшую эволюцию типа
представляют герценский
Бельтов («Кто
виноват?») и герои ранних произведений
Тургенева (Рудин, Лаврецкий,
Чулкатурин).

Лишние люди часто приносят
неприятности не только себе, но и женским
персонажам, которые имеют несчастье их
полюбить.
Отрицательная
сторона лишних людей, связанная с их
вытесненностью за пределы
социально-функциональной структуры
общества, выходит на
первый план в произведениях
литераторов-чиновников 
А. Ф. Писемского и И. А. Гончарова.
Последний противопоставляет «витающим
в поднебесье» бездельникам практических
дельцов: Адуеву-младшему —
Адуева-старшего, а Обломову —
Штольца.

    Кто же такой «лишний
человек»? Это хорошо образованный,
умный, талантливый и чрезвычайно
одаренный герой (мужчина), который в
силу различных причин (как внешних, так
и внутренних) не смог реализовать себя,
свои возможности. «Лишний человек» ищет
смысла жизни, цели, но не находит ее.
Поэтому он растрачивает себя на жизненные
мелочи, на развлечения, на страсти, но
не чувствует удовлетворения от этого.
Часто жизнь «лишнего человека»
заканчивается трагически: он погибает
или умирает во цвете лет.
 

Примеры «лишних людей»:

    Родоначальником типа
«лишних людей» в русской литературе
считается Евгений Онегин из одноименного
романа А.С. Пушкина.
По своему потенциалу
Онегин – один из лучших людей своего
времени. Он имеет острый и проницательный
ум, широкую эрудицию (интересовался
философией, астрономией, медициной,
историей и т.д.) Онегин спорит с Ленским
о религии, науке, нравственности. Этот
герой даже стремится сделать что-то
реальное. Например, он пытался облегчить
участь своим крестьянам («Ярем он барщины
старинной оброком легким заменил»). Но
все это долгое время пропадало впустую.
Онегин лишь прожигал свою жизнь, Но это
очень скоро ему наскучило. Дурное влияние
светского Петербурга, где герой родился
и вырос, не позволяло Онегину раскрыться.
Он не совершал ничего полезного не
только для общества, но и для себя. Герой
был несчастен: он не умел любить и, по
большому счету, ничто не могло
заинтересовать его. Но на протяжении
романа Онегин меняется. Мне кажется,
что это единственный случай, когда автор
оставляет «лишнему человеку» надежду.
Как и все у Пушкина, открытый финал
романа оптимистичен. Писатель оставляет
своему герою надежду на возрождение. 

    Следующим представителем
типа «лишних людей» является Григорий
Александрович Печорин из романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».

В этом герое отразилась характерная
черта жизни общества 30-ых годов 19 века
– развитие общественного и личностного
самосознания.
Поэтому герой, первый
в русской литературе, сам пытается
понять причины своего несчастья, своей
отличности от других.
Безусловно,
Печорин обладает огромными личностными
силами. Он во многом одарен и даже
талантлив. Но и он не находит применения
своим силам. Как и Онегин, Печорин в
молодости пускался во все тяжкие:
светские кутежи, страсти, романы. Но как
непустой человек, герою очень скоро все
это наскучило. Печорин понимает, что
светское общество губит, иссушает,
убивает в человеке душу и сердце.
 

В чем же причина жизненной неприкаянности
этого героя? Он не видит смысла своей
жизни, у него нет цели.
Печорин не
умеет любить, потому что боится настоящих
чувств, боится ответственности. Что
герою остается? Только цинизм, критика
и скука. В итоге Печорин погибает.
Лермонтов показывает нам, что в мире
дисгармонии нет места человеку, который
всей своей душой, хоть и неосознанно,
стремится к гармонии. 

    Следующими в веренице
«лишних людей» выступают герои И.С.
Тургенева. В первую очередь, это Рудин
– основной персонаж одноименного
романа. Его мировоззрение сложилось
под влиянием философских кружков 30-ых
годов 19 века. Рудин видит смысл своей
жизни в служении высоким идеалам. Этот
герой – великолепный оратор, он способен
вести за собой, зажигать сердца людей.
Но автор постоянно проверяет Рудина
«на прочность», на жизнеспособность.
Герой этих проверок не выдерживает.
Выясняется, что Рудин способен только
говорить, реализовать на деле свои мысли
и идеалы он не может. Герой не знает
реальной жизни, не может оценить
обстоятельства и свои силы. Поэтому и
он оказывается «не у дел». 
    Евгений
Васильевич Базаров
выбивается из
этого стройного ряда героев. Он не
дворянин, а разночинец.
Ему пришлось,
в отличие от всех предыдущих героев,
бороться за свою жизнь, за свое образование.
Базаров прекрасно знает реальность,
бытовую сторону жизни. Он имеет свою
«идею» и осуществляет ее, как может.

Кроме того, безусловно, Базаров – очень
мощный в интеллектуальном плане человек,
он обладает большими возможностями. Но
дело в том, что сама идея, которой
служит герой, ошибочна и губительна.

Тургенев показывает, что невозможно
все разрушить, ничего не построив взамен.
Кроме того, этот герой, как и все другие
«лишние люди», не живет жизнью сердца.
Он отдает весь свой потенциал на
умственную деятельность.

 
    Но человек – существо
эмоциональное, существо, имеющее душу.
Если человек умеет любить, то есть
большая вероятность, что он будет
счастлив. Ни один герой из галереи
«лишних людей» не счастлив в любви.

Это о многом говорит. Все они боятся
любить, боятся или не могут примириться
с окружающей действительностью. Все
это очень печально, потому что делает
этих людей несчастными. Пропадают зря
огромные душевные силы этих героев, их
интеллектуальный потенциал. О
нежизнеспособности «лишних людей»
говорит то, что часто они безвременно
умирают (Печорин, Базаров) или прозябают,
растрачивая себя впустую (Бельтов,
Рудин). Лишь Пушкин дает своему герою
надежду на возрождение. И это вселяет
оптимизм. Значит, есть выход, есть путь
к спасению. Я думаю, что он всегда внутри
личности, нужно лишь найти в себе силы.

Соседние файлы в предмете История русской литературы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Лица серьезны и озабочены как пишется
  • Лишиться или лешиться как пишется правильно
  • Лица обоих учеников были напряжены как пишется
  • Лишить привилегии как пишется
  • Лица и заяц сказка читать