Лишний ли человек обломов сочинение рассуждение

Обломов и «лишний человек» по роману Гончарова

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – «лишний человек», не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего. Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.

Что общего у Обломова с «лишними людьми»?

В русской литературе такой тип героя как «лишний человек» появился в начале 20х годов 19 века. Для данного персонажа было характерно отчуждение от привычной дворянской среды и вообще всей официальной жизни российского общества, так как он ощущал скуку и свое превосходство (как интеллектуальное, так и нравственное) над остальными. «Лишний человек» переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. При этом герой всегда является наследником хорошего состояния, которое он, тем не менее, не старается приумножить.
И действительно, Обломов, получив в наследство от своих родителей больше поместье, легко мог давно уладить там дела, чтобы на получаемые от хозяйства деньги жить в полном достатке. Однако душевная усталость и обуревающая героя скука препятствовали началу любых дел – от банальной необходимости встать с постели до написания письма старосте.

Илья Ильич не связывает себя с обществом, что Гончаров ярко изобразил еще вначале произведения, когда к Обломову приходят посетители. Каждый гость для героя – словно картонная декорация, с которой он практически не взаимодействует, ставя между другими и собой своеобразный барьер, прикрываясь одеялом. Обломов не желает как другие ездить в гости, общаться с лицемерными и не интересными ему людьми, которые его разочаровали еще во время службы – придя на работу, Илья Ильич надеялся, что там все будут такой же дружной семьей, как и в Обломовке, но столкнулся с ситуацией, где каждый человек «сам за себя». Дискомфорт, не умение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к эскапизму героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом.

Помимо того, «лишний» человек всегда не вписывается в свое время, отторгая его и действуя наперекор диктующей ему правила и ценности системе. В отличие от тяготеющих к романтической традиции, стремящихся всегда вперед, опережающих свое время Печорина и Онегина либо персонажа просвещения Чацкого, возвышающегося над погрязшим в невежестве обществом, Обломов – образ реалистической традиции, герой, стремящийся не в перед, к преобразованиям и новым открытиям (в обществе либо в своей душе), прекрасному далекому будущему, а ориентированный на близкое и важное для него прошлое, «обломовщину».

Любовь «лишнего человека»

Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.

«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства.
Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.

Лишний ли человек Обломов?

«Лишний человек» в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина. Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.

В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как «лишнего человека», ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие «Обломовы» медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.

10 классам будет особенно полезно ознакомиться с приведенными рассуждениями перед написанием сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

«Обломов» является социально-психологическим романом, написанным в 19 веке. В произведении автор затрагивает ряд социальных и философских проблем, в том числе вопросы взаимодействия человека с обществом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов – «лишний человек», не умеющий приспособиться к новому, быстроменяющемуся миру, изменить себя и свои взгляды ради светлого будущего. Именно поэтому одним из самых острых конфликтов в произведении является противопоставление пассивному, инертному герою активного общества, в котором Обломов не может найти себе достойного места.

Что общего у Обломова с «лишними людьми»?

В русской литературе такой тип героя как «лишний человек» появился в начале 20х годов 19 века. Для данного персонажа было характерно отчуждение от привычной дворянской среды и вообще всей официальной жизни российского общества, так как он ощущал скуку и свое превосходство (как интеллектуальное, так и нравственное) над остальными. «Лишний человек» переполнен душевной усталостью, может много говорить, но ничего не делать, очень скептичен. При этом герой всегда является наследником хорошего состояния, которое он, тем не менее, не старается приумножить.

И действительно, Обломов, получив в наследство от своих родителей больше поместье, легко мог давно уладить там дела, чтобы на получаемые от хозяйства деньги жить в полном достатке. Однако душевная усталость и обуревающая героя скука препятствовали началу любых дел – от банальной необходимости встать с постели до написания письма старосте.

Илья Ильич не связывает себя с обществом, что Гончаров ярко изобразил еще вначале произведения, когда к Обломову приходят посетители. Каждый гость для героя – словно картонная декорация, с которой он практически не взаимодействует, ставя между другими и собой своеобразный барьер, прикрываясь одеялом. Обломов не желает как другие ездить в гости, общаться с лицемерными и не интересными ему людьми, которые его разочаровали еще во время службы – придя на работу, Илья Ильич надеялся, что там все будут такой же дружной семьей, как и в Обломовке, но столкнулся с ситуацией, где каждый человек «сам за себя». Дискомфорт, не умение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к эскапизму героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом.

Помимо того, «лишний» человек всегда не вписывается в свое время, отторгая его и действуя наперекор диктующей ему правила и ценности системе. В отличие от тяготеющих к романтической традиции, стремящихся всегда вперед, опережающих свое время Печорина и Онегина либо персонажа просвещения Чацкого, возвышающегося над погрязшим в невежестве обществом, Обломов – образ реалистической традиции, герой, стремящийся не в перед, к преобразованиям и новым открытиям (в обществе либо в своей душе), прекрасному далекому будущему, а ориентированный на близкое и важное для него прошлое, «обломовщину».

«Обломов- «голубиная душа» или «лишний человек»?»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом. Это произведение обличало истинного представителя барского сословия России тех лет, раскрывая все грани его натуры — как положительные, так и отрицательные — без прикрас. Русский барин предстает перед нами во всей красе в лице Ильи Ильича Обломова. По ходу романа он сталкивается с различными жизненными ситуациями и проблемами. Проанализировав его реакции на них, попытаемся сделать вывод, кто же Обломов — «голубиная душа» или «лишний человек». Какие черты прежде всего бросаются нам в глаза? Безусловно, во-первых, это лень. Лень присуща каждому, дело только в ее количестве и ее роли в жизни человека. У доброй половины человечества она, слава богу, находится в подчиненном положении, проявляется нечасто и не мешает добиваться целей в своей жизни. У других же лень занимает положение хозяина и собирает вокруг себя сотни невыполненных обещаний (включая, самое главное, обещания, данные себе) и, как следствие, десятки бесцельно прожитых лет. Так вот Обломов как раз и относится ко вторым, можно даже сказать, что он их достойный представитель. Нисколько не удивительно, что лень сопровождают изнеженность, скука, апатия… По ходу повествования мы замечаем в Илье Ильиче и положительные качества — это миролюбие, доброта, стремление к высокому. А любовь к Ольге чуть было кардинально не изменила всё его бытие… Но еще одно небольшое препятствие на пути к новой жизни, и Обломов сдался! Почему же это произошло? Ответ на этот вопрос несложно получить, заглянув в картины его детства. Ни для кого не секрет, что характер формируется не только под влиянием внутренней борьбы и выбора, но и под влиянием внешних факторов — к ним относится и воспитание. Погружаясь в «Сон Обломова», мы видим маленького Илюшу. Он окружен апатичной средой, создаваемой его родственниками и самой природой. Он утопает в океане ласки и заботы. То есть он живет всё в таком же спокойствии и бездействии, как и сейчас. Но это не сегодняшний Обломов. Он, как и любой ребенок, живо интересуется происходящим, желает принять участие в строительстве жизни. И, как из любого ребенка, из него можно слепить всё, что угодно. Так вот чрезмерная любовь матери к ребенку сделала свое дело. У человека при такой опеке просто не было другого пути развития, как стать таким же человеком, главным отличием которого от других является неспособность трудиться (и это даже не считается должным ему, барину), принимать самостоятельные решения и смело действовать безо всякой поддержки. Так вот такие свойства характера Обломова, как миролюбие, мечтательность, стремление к тихому уюту, могут послужить основанием для того, чтобы называть его «голубиной душой». Такой человек, безусловно, имеет право на жизнь. Но жизнь Обломова превращается в существование, ведь его лень и идущие за ней по пятам другие отрицательные черты характера настолько сильны, что перекрывают собой всё то хорошее, что могло бы возвысить человека над другими, имей он хоть толику целеустремленности и трудолюбия. Но никто не беспокоится о привитии Илюше этих важнейших качеств, только благодаря которым жизнь человека может стать насыщенной, яркой и успешной. Существование же Обломова было полной противоположностью такой многогранной жизни, оно так же тихо и спокойно закончилось, как и началось. Он не сделал ничего примечательного, да и не стремился к этому. Самое великое, что было в его жизни, это любовь к Ольге. Но даже такое чувство не оказалось настолько сильным, чтобы победить старый уклад жизни, чтобы заставить Обломова довести задуманное до конца. Обломов не произвел особого влияния ни на одну судьбу, что и говорить о следе в истории… В общем и целом, Обломов — человек, проведший жизнь только в свое удовольствие. Хотя вряд ли он его получил, ведь его душа жаждала большего, а он никаких своих великих помыслов не реализовал. Так вот теперь можем сделать вывод: Обломов, без сомнения, «голубиная душа». Но такие люди, как он, не несут никакой пользы общественности, своей стране, а даже наоборот — ведут к ее деградации. Причины развития именно такой личности нам уже понятны, и мы можем только ее пожалеть и честно сказать, что она, то есть Обломов, — «лишний человек».

Любовь «лишнего человека»

Если в вопросе временной ориентированности Обломов отличается от предшествующих ему «лишних героев», то в любовных вопросах их судьбы очень похожи. Как и Печорин или Онегин, Обломов боится любви, боится того, что может измениться и стать другим или отрицательно повлиять на свою возлюбленную – вплоть до деградации ее личности. С одной стороны, расставание с возлюбленными всегда благородный шаг со стороны «лишнего героя», с другой же это проявление инфантилизма – у Обломова это было обращением к «обломовскому» детству, где за него все решали, о нем заботились и все позволяли.

«Лишний человек» не готов к фундаментальной, чувственной любви к женщине, для него важна не сколько реальная возлюбленная, сколько самостоятельно созданный, недоступный образ – это мы видим как во вспыхнувших спустя года чувствах Онегина к Татьяне, так и иллюзорных, «весенних» чувствах Обломова к Ольге. «Лишнему человеку» нужна муза – прекрасная, необычная и вдохновляющая (например, как Белла у Печорина). Однако не найдя такой женщины, герой впадает в другую крайность – находит женщину, которая заменила бы ему мать и создала атмосферу далекого детства.

Не похожие на первый взгляд Обломов и Онегин одинаково страдают от одиночества в толпе, однако если Евгений не отказывается от светской жизни, то для Обломова единственным выходом становится погружение в себя.

Причисление к «лишним людям»

Рассуждая на тему, можно ли считать Обломова лишним человеком, нужно сопоставить героя с персонажами русской литературы, которые до него были отнесены к этому типу. Для таких персонажей были характерны следующие черты:

  1. Неприятие привычной для всего общества жизни.
  2. Ощущение постоянной скуки.
  3. Возвышение собственного интеллектуального и нравственного состояния над тем, что происходит в жизни остальных людей.

Как правило, такой персонаж испытывает большую усталость от жизни, он скептически относится к окружающим, слишком много говорит ни о чем и предпочитает ничего не делать на практике.

Не являясь бедным, герой не испытывает сложностей в обычной жизни и принимает свое положение как должное. Но при этом даже не стремится увеличить состояние или просто заняться своим наследством, чтобы жить в достатке. Скука и усталость делают любое действие слишком хлопотным и оттого невозможным. Даже написать письмо старосте у него не хватает сил и желания.

Проблема в том, что Илья Ильич не ощущает связи с обществом. Своих гостей он рассматривает, как живые картинки из старой жизни, уже не имеющие к нему отношения. Одеяло, как заслон, отделяет персонажа от внешнего мира. Эти люди совершенно неинтересны Обломову, и общаться с ними он не желает.

По правилам жанра «лишний» персонаж никогда не вписывается в окружающую жизнь своего времени. Он противопоставляет свои ценности действующим правилам. Однако лишний человек Обломов, в отличие от романтичных и стремящихся вперед Онегина и Печорина, — весьма реалистичная фигура. Сравнение Обломова и Чадского показывает читателю, что герой Гончарова не стремится разрушить общество и даже не презирает его, он просто отгораживается от внешнего мира стенами дома. Илья Ильич не приемлет окружающий мир, отказываясь от него и не собираясь прилагать усилия по изменению ситуации.

Лишний ли человек Обломов?

«Лишний человек» в Обломове воспринимается другими персонажами иначе, чем аналогичные герои в предшествующих произведениях. Обломов – добрый, простой, честный человек, который искренне хочет тихого, спокойного счастья. Он симпатичен не только читателю, но и окружающим его людям – не зря ведь со школьных лет не прекращается его дружба со Штольцем и Захар продолжает служить у барина. Более того, Ольга и Агафья искренне полюбили Обломова именно за его душевную красоту, умирающую под давление апатии и инертности.

В чем же причина того, что с самого появления романа в печати критики определили Обломова как «лишнего человека», ведь герой реализма, в отличие от персонажей романтизма, – это типизированный образ, совмещающий в себе черты целой группы людей? Изображая в романе Обломова, Гончаров хотел показать не одного «лишнего» человека, а целую социальную прослойку образованных, состоятельных, умных, душевных людей, которые не могли найти себя в быстро меняющемся, новом российском обществе. Автор подчеркивает трагизм ситуации, когда, не умея меняться вместе с обстоятельствами, такие «Обломовы» медленно умирают, продолжая крепко держаться за давно ушедшие, но все еще важные и греющие душу воспоминания прошлого.

10 классам будет особенно полезно ознакомиться с приведенными рассуждениями перед написанием сочинения на тему «Обломов и «лишние люди»».

Обломов и «лишний человек» что общего – сочинение по теме |

Разделы:

Литература

Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова. И.С. Тургенев.

История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов.

Среди произведений И.А.Гончарова: “Фрегат “Паллада”, “Обрыв”, “Обыкновенная история” – роман
“Обломов”
занимает особенное место, он – самый знаменитый. Произведение написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права, поэтому история героя отражает конфликт, вызванный тем, что дворянство переставало быть передовым сословием и утрачивало значимое место в общественном развитии. Особенностью романа является то, что И. Гончаров впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека “от колыбели до могилы”. Его жизнь, он сам – главная тема произведения, поэтому оно названо “Обломов”, хотя в истории русской литературы не так много произведений называются по имени главного героя. Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т. к. он “
родов дряхлеющих обломок
”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.

Как только роман И.А.Гончарова вышел в свет, его героя русские критики записали в разряд “лишних” людей, где уже “числились” Чацкий, Онегин, Печорин. Литература ХIХ века описывала, в основном, судьбы неудачников, очевидно, их в среде дворян было не так много, это было удивительно, об этом и писали. Русские писатели ХIХ века пытались понять, как же на всем готовом (в то время, когда герои западной литературы жизнь свою выстраивают как борьбу за выживание, за материальное благополучие), русские герои – дворяне оказывались неудачниками и при этом были людьми очень богатыми, например, Онегин – “наследник всех своих родных

”. Или, на самом деле, “
не в деньгах счастье
”? Русские герои и русские произведения до сих пор вызывают интерес, их пытаются понять зарубежные читатели и среди них школьники. А что интересно нашим десятиклассникам? В конце года был проведен опрос, какое произведение из прочитанных показалось самым интересным. Большинство десятиклассников назвали роман Гончарова “Обломов”, а по программе он изучается обзорно, в течение нескольких уроков.

Что же может быть интересного в лежебоке? Когда произносят имя Илья Обломов, в воображении появляются существенные дополнения: диван и халат, который, как раб, покорялся движению тела. Давайте вслед за автором вглядимся в черты лица его героя. “Это был человек
…приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока

Цветлица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился…”
Но во всем облике Обломова открыто и ясно “светилась душа”. Эта светлая душа покоряет сердца двух женщин: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Свет его души притягивает и Андрея Штольца, который, объездив Европу, специально приезжает посидеть на широком диване Обломова и в беседе с ним успокоить душу. Еще не было в русской литературе героя, который в течение одиннадцати глав не встает с дивана. Только приезд Штольца поднимает его на ноги.

В первых главах автор знакомит нас с посетителями Обломова, мы видим, что гостей у нашего героя бывает много. Волков забежал похвастать новым фраком и новой влюбленностью, он радовался тому и другому, а чему больше – сказать трудно, у него посещениями расписан весь день, среди посещений – приезд к Обломову. Судьбинский, бывший сослуживец, приезжает похвастать продвижением по службе (“у вице-губернатора обедаю

”), скорой выгодной женитьбой. Пенкин просит поехать с ним на гулянье, т.к. ему надо написать статью о гулянье, “
вместенаблюдать будем, чего бы не заметил я, вы бы сообщили мне
”. Алексеев и Тарантьев – “
двасамые усердные посетителя Обломова
” – ходили к нему “
пить, есть, курить хорошие сигары
”. Автор неслучайно описывает гостей Обломова во второй главе, сразу после того, как познакомил читателя с главным героем и его слугой. Он сравнивает героя с его знакомыми, и создается впечатление, что симпатии автора на стороне Ильи Обломова: он по своим человеческим качествам лучше гостей, он щедр, снисходителен, искренен. А то, что он не служит в государственном учреждении, И.А. Гончаров объясняет тем, что его герою не надо зарабатывать на хлеб насущный: “
у него есть Захар и еще триста Захаров
”.

Автор находит в своем герое много странного, отталкивающего, но почему-то трудно согласиться с мнением критиков о том, что Илья Ильич Обломов – “лишний” человек. Как может быть “лишним” тот, кого любят все окружающие? Ольга Ильинская после смерти Обломова посадит на его могиле сирень в знак того, что помнит о нем. К его могиле часто приходит безутешная Агафья Матвеевна. Помнят о нем сын Андрей и Штольц. За что же все они любили Обломова? И было ли за что его любить? Автор называет душу героя светлой. Этот эпитет встречается в романе еще раз в описании Обломовки, где текла светлая река. Может быть, светлая река детства одарила его душу теплом, лучистостью? Какой любовью дышат строчки, посвященные детским воспоминаниям. Мы видим, “как небо жмется к земле, обнимая ее с любовью”, “дождь походит на слезы внезапно обрадованного человека”.

У самого Обломова слезы вызывают воспоминания о матери. Он чувствителен, добр, умен, но совершенно не приспособлен к жизни, он не может управлять имением, его легко можно обмануть. “Отчего я такой?” – мучается сам герой. И находит ответ, что всему виной “
обломовщина”.
Этим словом Илья Ильич называет пассивность, неумение управлять мужиками, неспособность подсчитать доходы от имения. Диван и халат – это тоже символы “
обломовщины
”. Очень ярко об этом говорит А.Штольц: “
Началось снеумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”.
Почему же он так изменился, ведь в детстве он только и ждал того часа, когда засыпала вся деревня послеобеденным сном, а он “
былкак будто один в целом мире
”, “
он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которогоначиналась его самостоятельная жизнь
”. Как же сам герой объясняет нежелание принять активное участие в жизни? “
Жизнь: хороша жизнь!Чего там искать? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества. Что водит ими в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя? А наша молодежь? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя?”
Очень интересно высказывание М.М. Пришвина по поводу Обломова: “…его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.

Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов – образы людей талантливых, ярких, умных, но судьба их складывается трагично, и это их сближает. Почему-то в переломные моменты жизни именно такие люди оказываются ненужными обществу, оно как бы “выдавливает” их, не нуждается в их уме, таланте, им не находится места в обществе.

Современная жизнь подтверждает то, что когда-то заметили А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Гончаров. И не их вина, что придуманных ими героев критики назвали “лишними” людьми.

Изучение романа И.А.Гончарова в 10 классе закономерно, т.к. в это время перед подростком стоит проблема выбора жизненного пути.

Конспект урока литературы в 10 классе

«Можно ли считать Обломова» лишним человеком«?»

Лишний человек-это противоречивый герой, отчуждённый от социального общества, как правило, значительных способностей, который не может реализовать свои силы и что-либо изменить. Примерами данного литературного типа является:Евгений Онегин в одноимённом романе А. С. Пушкина, Печорин в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Илья Ильич Обломов-это безусловно самый яркий представитель «лишнего человека». Неспроста персонажи, о которых идет речь, в стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху.

Во-первых, восстание декабристов, происшедшие в 1825-ом году, которая безусловно повлияло на появление понятия» лишнего человека». Во-вторых, политика Николая первого, носившая довольно противоречивый характер. Царь ввоводил реформы, призванные облегчить жизни крестьян, но при этом делал всё для укрепления самодержавия.Вернёмся к роману И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения-это добрый и честный человек. Но также и апатичный ленивый персонаж, любящий простор и свободу, которому чужда городская суета. Основным его занятием было лежанье на диване. Данный вид деятельности-это некий протест Обломова против социума. Он скептично относится к жизни деловых людей, считая её бессмысленной. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! … Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лёжа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» — утверждал Обломов. За всё жизнь он не смог сам ничего изменить. Обломов-это неисправимый крепотсник, помещичья психология которого, чувствуется во всём. Данная черта выявляет его из среды других» лишних людей».

Полезный материал по теме:

  1. Можно ли назвать Обломова «лишним» человеком?
  2. Любовь в жизни Обломова. Как протекала жизнь обломова и Агафьи Пшеницыной
  3. Что нового вносит глава сон обломова в раскрытие образа Обломова
  4. Портреты Обломова, Штольца и интерьеры — комната Обломова описание.
  5. «Может ли быть» лишним« хороший человек?»

Характеристика главного героя и определение приемов создания образа

(анализ экспозиции)

Цели урока:

  • Познавательная: составить характеристику героя; проследить приемы создания образа; выразительные средства, при помощи которых создается образ; выделить элементы сюжета на примере первой главы романа.
  • Развивающая: сравнить описания в первой главе романа с картинами художников-фламандцев начала ХVII века (развитие образного мышления).
  • Воспитательная: подчеркнуть национальные черты в образе главного героя, обращая внимание на их типичность и актуальность.

Сочинение на тему: Обломов — лишний человек.

Сочинение на тему «Обломов как лишний человек»

(по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» писал, что Обломов — лицо не совсем новое в русской литературе: родовые черты этого типа мы находим в Онегине и практически во всех наших лучших произведениях. Во времена Гончарова этот тип только изменил форму, приобрел другое отношение к жизни.

В социальном отношении Обломова сближает с «лишними людьми» дворянское происхождение и воспитание. Но если во времена Пушкина, Лермонтова или молодого Тургенева их герои представляли класс, достигший, по словам Белинского, высшего «развития и умственного движения», то в образе Обломова читателю демонстрируется явный закат. Гибель дворянского мира — тема, так или иначе затронутая практически всеми писателями гончаровского времени. Фамилию героя считают по сути «говорящей»: общепринято видеть в слове «Обломов» намек на «обломок» старого общества.

Если анализировать характеры интересующих нас героев, то прежде всего надо отметить такие черты обоих типов, как ничегонеделание, неумение вписаться в общество, разрыв мечты и реальности. Можно сравнить характеристику Онегина:

Хотел писать, но труд упорный

Ему был тошен…

Как женщин, он оставил книги,

И полку, с пыльной их семьей,

Задернул траурной тафтой.

Однако у Обломова это скорее смесь онегинства и маниловщины (прожектерство, планы глобального переустройства дел в имении).

В романе Гончарова присутствует и мотив нравственного превосходства Обломова над средой. Можно вспомнить споры по вопросам жизни и искусства, где он высказывает мнения, расходящиеся с магистральным направлением современной мысли. Например, в споре с литератором Пенкиным Обломов отстаивает свой гуманистический идеал, основанный на религиозном, благоговейном отношении к человеческому существу как к творению Божию: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь… Извергнуть из гражданской среды!.. А как вы извергнете его из круга человечества, из лона природы, из милосердия Божия?»

Штольц и Ольга высказываются об Обломове неизменно с глубоким уважением («Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще», — говорит Штольц). Однако такое возвышение образа Обломова не связано с конфликтом, выстроенным по типу «выдающаяся личность и толпа, не принимающая ее». Превосходство героя над обществом — лейтмотив в изображении «лишних людей», но они обычно вызывали неприязнь у окружающих (можно вспомнить высказывания об Онегине его соседей-помещиков или свидетельства Печорина: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было…»; «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом» и т. п.), а Обломов — симпатию (в романе, пожалуй, не найдется ни одного человека, который по-настоящему отрицательно относился бы к Обломову, испытывал враждебные чувства к его личности).

Сходство с «лишними людьми» придает Обломову и его сюжетная функция в любовной коллизии: объектом влюбленности героя оказывается девушка из дворянской среды, разумная, с положительными идеалами и благородными устремлениями. Именно с такой женщиной (вспомним Софью, Татьяну Ларину) обычно связана любовная интрига, в которой участвует «лишний человек», причем эта коллизия обычно заканчивается неудачей: этой ситуации посвящена известная статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

Однако в романе отсутствует мотив трагической, неразделенной любви. Более того, в конце романа герой находит свое счастье, свою «Обломовку». Этот ход, свойственный зрелому реалистическому роману, был бы невозможен в произведении о «лишнем человеке», восходящем прежде всего к традиции романтизма. Можно вспомнить Печорина, который ожидает смерти «от злой жены» (конец его жизни теряется в романтическом тумане: допустимо предположить, что в своих скитаниях по экзотическим странам он действительно нашел смерть «от злой жены»), Онегин в конце пушкинского романа терпит поражение в любви, встретившись с замужней Татьяной (Пушкин дал в ее образе позитивный пример человека не «лишнего», а нашедшего свое место в жизни). Неразделенное чувство — один из основных мотивов любовной лирики, связанной с образом «лишнего человека» (особенно характерно в этом отношении творчество Лермонтова).

Говоря о приемах изображения Обломова, необходимо отметить, что его образ несколько снижен, в нем больше комического, больше бытовых, прозаических деталей, чем допускалось при изображении «лишнего человека». Ср. запись в дневнике Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных… утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни». Подобный же смысл в характеристике Обломова выражен скорее гоголевскими красками: «…он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало… лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». При всем сходстве основного мотива (бесплодно прожитая жизнь), здесь можно увидеть разные смысловые акценты, которым соответствуют и различные образы: у Лермонтова — роковые страсти уводят человека с правильного пути, у Гончарова — «светлое начало» жизни завалено «дрянью», «сором», похоронено (у Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» сказано, что «всяк человек» стал теперь «дрянь и тряпка»). По сравнению с Лермонтовским романом здесь совершенно другая метафорика (возникает ассоциация с евангельским сюжетом о зарытом таланте) и предметная, подчеркнуто «сниженная» образность.

В образе Обломова не так подчеркнут мотив страдания, разочарованности, трагичности бытия, как у лишних людей. Обломов испытывает разочарование при поступлении на службу, но, выйдя в отставку, устраняет из своей жизни это препятствие. «Лишний человек» постоянно неудовлетворен, он тяготится своим положением. Ум, «кипящий в действии пустом», не дает ему покоя.

У Обломова все душевные и умственные порывы замирали «в апатии или в дремоте». У него не деятельная, а созерцательная натура, и он скорее удовлетворен своим существованием — во всяком случае, больше всего его страшит перспектива какого бы то ни было изменения в жизни. Если бы так можно было прожить, если бы его оставили в покое, ему было бы хорошо — это постоянный мотив романа (едва ли не это послужило основной причиной разрыва с Ольгой: Обломов не хотел никуда двигаться, ему было и так хорошо, Ольга же призывала его к деятельности, к росту, страшась застоя и омертвения).

В конце романа, в противоположность принципам предшествующей литературы, изображающей «лишнего человека» прежде всего как лицо трагическое, — читателю предстает вообще своего рода идиллия: Обломов нашел свою Обломовку в доме Пшеницыной. В этой идиллии можно увидеть и трагедию героя (Штольц приходит в ужас, видя, как «обломовщина» поглотила его целиком). Очевидно, что оба смысла присутствуют здесь для Гончарова: он сравнивает жизненную практику Обломова с добровольным отречением от мира пустынников или с буддийским погружением в созерцание: это означает умереть для мира и одновременно найти гармонию в другом, не вполне человеческом существовании. Такой финал жизненного пути не был характерен для «лишнего человека» — философская проблематика произведений первой половины XIX в. сосредоточивалась на других пластах бытия.

Таким образом, образ Обломова служит художественной задаче Гончарова: его роман — нечто вроде эпитафии уходящему дворянскому миру. Герой умирает вместе с ним, и при этом подчеркивается, что в нем было что-то хорошее, ценное, чего не будет у этих новых людей — активных, тружеников. У создателей образа «лишнего человека» не было такого акцента.

Финал романа вносит еще один важный оттенок в интересующую нас проблему. Обломов умирает в кругу семьи, и можно, подобно Штольцу, считать этот финал окончательной гибелью героя и победой в нем нечеловеческого, животно-растительного, желудочного начала. Но не стоит забывать, что Пшеницына именно через общение с Обломовым пробудилась к человеческому бытию, а до этого была существом, не имеющим ни тени самосознания. Получается, что именно Обломов сделал ее личностью. Неоднозначность толкования, смысловая глубина ставят роман Гончарова в один ряд с признанными образцами русского психологического и философского романа.

Ход урока

1. Повторение.
Вспомнить, что включает в себя характеристика героя (косвенная и прямая).
2. Чтение и анализ первой главы романа “Обломов”.
Выписки, их систематизация.

– Что можно отметить в первой главе?

– Мастерство автора. Читаем первое предложение первой главы: “В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”.

Первое предложение содержит семь единиц информации:

  • В Гороховой улице
  • в одном из больших домов
  • народонаселения которого хватило бы на целый уездный город
  • утром
  • в постели
  • на своей квартире
  • лежал И.И.Обломов

Во втором предложении автор указывает возраст Обломова: “человек лет тридцати двух-трех от роду”. Случайно это или нет? В тридцать три года Иисус стал служить людям, пожертвовал собой, “тридцать лет и три года” Илья Муромец просидел на печи, но потом столько добрых дел сделал и подвигов совершил, что его помнят до сих пор. А что же Обломов?

Портрет героя.

Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный

,
неопределенная
задумчивость,
холодный
человек. Это и олицетворения: с глазами,
гулявшимибеспечно
по стенам; с лица
беспечность переходила
в позы всего тела;
ни усталость, ни скукане могли
ни на минуту
согнать
с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры: на лицо набегала
туча заботы
, начиналась
игра сомнений
. Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд
туманился.
Что же выделяется в описании внешнего вида?


Как шел домашний костюм Обломова кпокойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли нанем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол,то непременно попадал в них сразу
”. Илья Ильич Обломов “
любил простор и приволье
”.

Посмотрим на интерьер.

Сразу возникает вопрос: почему одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной?

  • Чтобы не убирать.
  • Герой практически не движется.
  • Мы можем его спокойно рассмотреть.

Что стояло в комнате?

  • Бюро красного дерева.
  • Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.
  • Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.
  • Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
  • Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. В.Г. Белинский отмечал: “Он увлекается своим умением рисовать”. А.В. Дружинин пишет: “Подобно фламандцам, Гончаров национален, поэтичен в мельчайших подробностях, подобно им, он ставит перед нашими глазами целую жизнь данной эпохи и данного общества”.

Что общего между описаниями Гончарова и натюрмортами голландских художников?
– Прорисованы даже мелкие детали.Почему можно их сравнивать?

Мастерски выполнено каждое произведение.
Подтверждение этому найти в тексте первой главы – “занавесы из шелка

”, рисунок на ткани “с
вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами”; «на столе…тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да хлебные крошки”.
И.А. Гончаров при описании использует множество деталей, добиваясь правдоподобия картины.

Поступки героя.

  • Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.
  • Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.
  • Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.
  • “Прочту письмо, потом встану”.
  • “Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.
  • Он повернулся на спину.
  • Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Что особенного в поведении Обломова?

– Мысль – угасание, желание – угасание.

Отношение к жизни.

Если вы думаете, что Обломов не знает, как можно изменить кардинально свою жизнь, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот его рассуждения: “С чего начать?…набросать подробную
инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы…И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить
?”

Что можно сказать об отношении автора к своему герою?

Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “
а ум еще не явился на помощь
”. “
Впрочем, надоотдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен
”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.

  • Описание (портрет, внешний вид, интерьер).
  • Акцент на деталях.
  • Ирония.
  • Дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина).
  • Прием угасания.
  • Выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого из нашей жизни).

3. Домашнее задание.
«…холодная красавица, выдерживает свой характер”. (Стр. 96)

“Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского”.

(Стр.168)

Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум, …когда же»

  • И.И.Обломов – герой своего времени, но и нашего времени тоже. “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова” (В.Г. Белинский). Ваши мысли по этому поводу.
  • Обломов “стоит беспредельной любви”, сам его творец предан Обломову, его обожают все герои в романе (Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна, Захар). За что?
  • Прочитать вторую главу. Сравнить Обломова с его посетителями.
  • Прочитать письмо Обломова к Ольге Ильинской (вторая часть, глава IХ, стр. 221–223). Что можно дополнить к характеристике Обломова, судя по этому письму?
  • По ходу чтения сделать выписки понравившихся фраз.

Десятиклассники выписали такие фразы И.А. Гончарова:

  • Хитрость – все равно, что мелкая монета, на которую не купишь многого
    ” (Стр. 231)
  • Где напасешься на каждый миг оглядки?”
    (Стр. 221)
  • Самолюбие – соль жизни”
    (Стр. 166)
  • Зима, как неприступная пожить
    ?” (Стр. 168)
  • “Вытащил из угла книгу и в один час хотел прочесть, написать, передумать все, что не прочел, не написал и не передумал в десять лет”.
    (Стр. 168)

Обломов и “лишний человек”

Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов – добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя – встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с каждой новой страницей мы все больше и больше проникаем в душу героя – светлую и чистую.

В первой главе мы встречаемся с ничтожными людьми – знакомыми Ильи Ильича, окружающими его

в Петербурге, занятыми бесплодной суетой, создающей видимость действия. В соприкосновении с этими людьми все больше и больше раскрывается сущность Обломова. Мы видим, что у Ильи Ильича есть такое важное качество, которым обладают немногие, как совесть.

С каждой строчкой читатель познает чудесную душу Обломова, и именно этим Илья Ильич выделяется из толпы никчемных, расчетливых, бессердечных, озабоченных лишь своей персоной людишек: “Душа так открыто и легко светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его”.

Имея прекрасные внутренние качества, Обломов к тому же образован, умен. Он

знает, что составляет истинные ценности жизни – не деньги, не богатство, а высокие душевные качества, полет чувств.

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин, Печорин, Рудин, не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. Он не желает так трудиться. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, – писал Писарев.

Гончаров не вводит в роман ни одного лишнего лица – все герои с каждым шагом все более открывают нам Обломова. Автор знакомит нас со Штольцем – на первый взгляд, идеальным героем. Он трудолюбив, расчетлив, практичен, пунктуален, сам сумел пробить себе дорогу в жизни, нажил капитал, заслужил уважение и признание в обществе. Для чего же ему все это нужно?

Что хорошего принесли его труды? Какова их цель?

Задача Штольца – устроиться в жизни, то есть обрести достаточные средства к существованию, семейный статус, чин, и, достигнув всего этого, он останавливается, герой не продолжает своего развития, он довольствуется тем, что уже имеет. Разве можно назвать такого человека идеальным? Обломов же не может жить ради материального благополучия, он должен постоянно развивать, совершенствовать свой внутренний мир, а в этом нельзя достигнуть предела, ведь душа в своем развитии не знает границ.

Именно в этом Обломов превосходит Штольца.

Но главной сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Ольга пробуждает в душе Ильи Ильича лучшие качества, но они живут в Обломове недолго: слишком уж разные были Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов. Ей свойственны гармония ума и сердца, воли, которые герой не в состоянии понять и принять.

Ольга полна жизненной энергией, она стремится к высокому – искусству и пробуждает те же чувства в Илье Ильиче, но он так далек от ее образа жизни, что вскоре вновь меняет романтические прогулки на мягкий диван и теплый халат. Казалось бы, чего не хватает Обломову, почему бы ему не жениться на Ольге, которая приняла его предложение. Но, нет. Он не поступает, как все. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага; он поступает так, как многие знакомые нам персонажи: Печорин, Онегин, Рудин.

Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль. “В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни…”,- пишет Добролюбов в своей статье “Что такое обломовщина?”.

Илья Ильич решает остаться с Агафьей Матвеевной, к которой тоже питает чувства, но совсем иные, чем к Ольге. Для него Агафья Матвеевна была ближе, “в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из кухни в кладовую”. Илья Ильич живет в уютном, благоустроенном доме, где на первом месте всегда находился быт, и любимая женщина являлась бы продолжением самого героя. Казалось бы, жить и жить герою долго и счастливо.

Нет, такая жизнь в доме Пшеницыной не была нормальной, продолжительной, здоровой, наоборот, она ускорила переход Обломова от сна на диване к вечному сну – смерти.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения – всего того, чего так не хватает людям. Все, начиная с Волкова и кончая Агафьей Матвеевной, искали и, главное, находили необходимое для себя, для своего сердца, души. Но нигде Обломов не был своим, не было такого человека, кто бы поистине осчастливил героя.

И проблема заключается не в окружающих его людях, а в нем самом.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

План.

Галерея лишних людей
Атрибутика «лишних людей» Истоки зарождения «обломовщины»
Реальная-сказочная жизнь
Возможное счастье и Оьлга Ильинская
Заключение. Кто виноват в «обломовщине»?
Роман Гончарова «Обломов» продолжает галерею произведений, в которых описаны герои лишние для всего света и для самимх себя, но не лишние для страстей, кипящих в их душах. Обломов, главный герой романа, вслед за Онегиным и Печориным, проходит тот же тернистый путь жизненных разочарований, пытается что-то изменить в мире, пытается любить, дружить, поддерживать отношения со знакомыми, но все это у него плохо получается. Точно так же как и не получилась жизнь у лермонтовского и пушкинского героев. И главные героини всех этих трех произведений, «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Обломов», тоже похожи – чистые и светлые создания, которые так и не смогли остаться вместе со своими возлюбленными. Быть может, определенный тип мужчин притягивает определенный тип женщин? Но почему тогда, такие никчемные мужчины притягивают таких прекрасных женщин? И, вообще, в чем причины их никчемности, неужели они родились такими, или это дворянское воспитание, или во всем виновато время? Постараемся и мы на примере Обломова вникнуть в суть проблемы «лишние люди» и попытаться ответить на поставленные вопросы.
С развитием истории «лишних людей» в литературе выработалась своего рода атрибутика, или вещи, предметы, которые обязательно должны присутствовать у каждого такого «лишнего» персонажа. У Обломова все эти принадлежности налицо: шлафрок, пыльный диван и старый слуга, без помощи которого он, казалось, погибнет. Может, поэтому Обломов и не едет заграницу, ведь там только «девки» в прислугах, которые не знают, как и сапоги правильно с барина снять. Но откуда же все это взялось? Думется, причину необходимо прежде всего искать в детстве Ильи Ильича, в той изнеженной жизни, которую вели помещики того времени и в той косности, которая прививалась с детских лет: «мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». И, став взрослым, Обломов вот также не допускает себя ни до лошадей, ни до людей, ни до всего света. Почему именно в детстве необходимо искать корни такого явления как «обломовщина» хорошо видно и при сравнении Обломова с его другом детства – Андреем Штольцем. Они одного возраста, и одного социального положения, но как две разных планеты, столкнувшиеся в пространстве. Конечно, можно объяснить все это лишь немецким происхождением Штольца, однако, как тогда быть с Ольгой Ильинской, русской барышней, которая в свои двадцать лет была намного целеустремленнее Обломова. И дело здесь даже не возрасте (Обломову на момент событий около 30 лет),  а опять-таки в воспитании. Ольга росла в доме своей тетки, не сдерживаемая ни строгими предписаниями старших, ни постоянной лаской, и все познавала сама. Поэтому у нее такой пытливый ум и желание жить, и действовать. Ведь в детсве не было никого, кто позаботился бы о ней, отсюда и чувство ответственности и внутренний стержень, не дающий отклониться в сторону от своих принципов и образа жизни. Обломов же был воспитан женщинами своей семьи, и в этом не его вина, а где-то вина его матери, ее так называемый эгоизм по отношению к своему ребенку, жизнь, наполненная иллюзиями, лешими и домовыми,  а, может быть, таковым было все общество, в эти домостроевские времена. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Обломов так и остался жить в сказках, разказываемых няней, и так и не смог окунуться в реальную жизнь, потому что настоящая жизнь, она по большей своей части черна и пошла, и людям, живущим в сказках, нет в ней места, потому что в реальной жизни все происходит не по мановению волшебной палочки, а только благодаря человеческой воле. То же самое и говорит Обломову Штольц, но тот настолько слеп и глух, настолько захвачен бушующими в душе мелкими страстями, что порой даже не понимает своего лучшего друга: «Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Но ведь и самому Обломову жизнь нипочем. И жить-то ему лень. И, кажется, только любовь, большое и светлое чувство, может оживить его. Но мы знаем, что этого не случилось, хотя Обломов очень сильно старался.
Вначале зарождения отношений Обломова и Ольгой Ильинской, в нас тоже зарождается надежда, что «счастье возможно», и, действительно, Илья Ильич просто преображается. Мы видим его на лоне природы, на даче, вдали от пыльной суеты столицы, и от пыльного дивана. Он почти как ребенок, да и эта деревня так напоминает нам Обломовку, когда ум Ильи Ильича был еще детскими и пытливым, и когда зараза русского сплина еще не успела вьесться в его тело и душу. Наверное, в Ольге он обрел свою рано умершую мать и так же беспрекословно начал ей подчиняться, и также был счастлив, что он взяла над ним шефство, потому что сам управлять своей жизнью он так и не научился. Но любовь к Ольге – это еще одна сказка, придуманная правда на этот раз им самим, хотя он в нее и беззаветно верит. «Лишний человек» не способен вырастить это чувство, потому что оно тоже лишнее для него, как и он лишний для всего мира. Однако, Обломов не лжет, признаваясь в любве Ольге, ибо Ольга, действительно, «сказочный» персонаж, ведь только фея из сказки может полюбить человека похожего на него. Сколько неправильных поступков делает Обломов- это и письмо, выдуманное им ночью, это и постоянная боязнь, что про них будут судачить, это и до бесконечности затянутое дело с устройством свадьбы. Обстоятельства всегда выше Обломова, а человек, неспособный управлять ими, непременно скатывается в безду непонимания, уныния и хандры. Но Ольга терпеливо ждет его, ее терпению можно только позавидовать, и, наконец, сам Обломов решается порвать отношения. Причина очень глупая и не стоящая, но таков Обломов. И это наверное, единственный поступок в его жизни, на который он смог решиться, но поступок глупый и нелепый: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть, – сказал он чуть слышно. Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него. – Обломовщина!» Вот так одно явление погубило всю жизнь человека! Однако, не стоит забывать, что именно он, этот человек, и породил это явление. Оно не выросло из неоткуда, не было занесено, как болезнь, оно тщательно взращивалось, холилось и лелеялось в дуще нашего героя, и пустило такие сильные корни, что вырвать его уже невозможно. А когда вместо человека мы видим только это явление, укутанное во внешнюю оболочку, то такой человек действительно становится «лишним» или вообще перестает существовать. Вот так и Обломов тихо умирает в доме вдовы Пшеницыной, такого же явления вместо человека.
Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть  его трагедия. И как тогда быть со Штольцем, он ведь тоже современник Обломова и живет с ним в одной стране, и в одном городе, однако, вся его жизнь – это как маленький подвиг. Нет, Обломов сам виноват, и от этого становится еще горше, ведь по сути он хороший человек.
Но такова участь всех «лишних» людей. К сожалению, не достаточно быть просто хорошим человеком, нужно еще и бороться, и доказывать это, чего Обломов, к сожалению, сделать не смог. Зато он стал примером для людей тогдашних и сегодняшних, примером того, кем можно стать, если не в состоянии не только управлять событиями жизни, но и самим собой. Они – «лишние», эти люди, им нет места в жизни, потому что она жестока и беспощадна в первую очередь к слабым и немощным, и потому что за место в этой жизни надо всегда бороться!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

На чтение 6 мин Просмотров 9.7к.
Обновлено 24 июля, 2020

В российском обществе первой половины 19 века герой романа И. А. Гончарова Обломов – лишний человек, потому что не нашел применения своим способностям и не пытался этого сделать.

И. А. Гончаров написал роман «Обломов» в середине 19 века. Россия стояла на пороге крупных экономических изменений. Считанные годы остаются до отмены крепостного права, зарождаются капиталистические отношения. Изменения коснулись и социальной стороны, начинается процесс демократизации общества. В этой обстановке Гончаров создает свой роман, главным героем которого стал апатичный, находящийся в противоречиях с обществом человек.

В 40-х годах 19 века в литературе появился термин «лишний человек». Так назвали литературных героев, обладающих большими способностями, но не нашедших им применения. Уставшие душевно, они много говорят, но ничего не делают полезного, нужного, значимого. Обычно это богатые наследники, не стремящиеся сохранить и преумножить наследство. Ко всему они относятся скептически. Выражение «лишний человек» стало синонимом разочарованного молодого богатого дворянина. Яркими примерами являются Онегин и Печорин.

Можно ли считать лишним человеком героя романа Гончарова? Обломов совсем не похож на Онегина или Печорина. И все же его, я думаю, можно назвать лишним человеком.

Обломов довольно молод, ему 32 года. Это возраст побед и свершений, но Илья Ильич уже обрюзг, полысел. Он редко выходит из дома, чаще находится в квартире на Гороховой и лежит на диване, который уже стал частью его самого. На нем он спит, дремлет, думает, мечтает, бранится, принимает гостей. Вторым предметом, без которого он не представляет своей жизни, был широкий уютный халат.

Обломов пробовал служить, но его представления о службе не совпали с реальным положением дел. Он ждал встретить добрую «семью» коллег, начальника-отца. Все они будут душевно, не спеша делать общее дело. Оказалось, что начальника все боятся. Дел нужно делать столько, что Илья Ильич даже заболел от натуги. Сказавшись больным, на службу он больше не вернулся. И служба оказалась лишней в жизни героя, и сам он чувствовал себя там лишним.

Когда Илья Ильич только приехал в Петербург, то был значительно моложе. Он тогда еще ходил на балы, вечера, еще смотрел на хорошеньких женщин. Отказавшись от службы, он постепенно отказался и от светских мероприятий. Они ему стали не интересны. Он не нашел в светском обществе того, что отвечало бы его внутренним устремлениям. Если бы на балы можно было бы ходить в халате и тапочках, лежать там на диване, то, возможно, Обломов стал бы завсегдатаем светских раутов.

Назвать состояние Ильи Ильича «ничегонеделанием» было бы не совсем правильно. Он не совершал физических действий, зато внутренняя жизнь его была очень насыщенной. Мысленно Обломов создает проект переустройства имения, решает важные философские проблемы, рисует портрет любимой женщины, представляет, какой должна быть идеальная жизнь. Его планы не реализуются, они остаются мечтами, мыслями, фантазиями одного человека. И в этом случае Обломов не вписывается в эпоху, снова он лишний.

Даже в любви он не смог найти себе места. Познакомившись с Ольгой Ильинской, он очарован ею, ее волшебным голосом. Ольга была готова встретить любовь и откликнулась на чувства Обломова. Не случайно Гончаров выбрал Ольге фамилию Ильинская. Он словно намекает, что она предназначена Илье Ильичу. Однако, вскоре любовные волнения стали утомлять Илью Ильича. Он понял, что девушке нужно больше, чем он сможет ей дать. Он испугался того, что станет ей неинтересен, что она пожалеет о своем решении быть с ним. Испугавшись, он оставляет Ольгу. Он стал лишним и здесь.

Есть, пожалуй, только одна область человеческой жизни, где Обломов был нужным. Это дружба с Андреем Штольцем. Они были знакомы с детства, их многое связывало. Детство и школа крепко соединяют людей. Так произошло и сними. Мальчики были очень разными. Илья рос изнеженным, избалованным, потомственным барином, не дающим себе труда ни умыться, ни одеться самостоятельно. Андрей – сын немецкого бюргера и русской дворянки соединил в себе черты обоих. Он был умным, энергичным, самостоятельным. Все горело в его руках, любое дело было по плечу. Он был по-немецки педантичным, расчетливым, и по-русски любил природу и искусство. В жизни Штольца не было ничего лишнего. Он не допускал никаких волнений в свою жизнь. Все было распланировано и в рамках дозволенного.

Не было более разных людей, чем Обломов и Штольц. В то же время после светской суеты Штольцу нравилось приземлиться в мягкое кресло в тихой квартире друга и говорить о разных серьезных и несерьезных вещах. Андрей Иванович часто решал проблемы, не приспособленного к жизни Обломова. Они дополняли друг друга, были друг другу необходимы. У Штольца была деловая хватка, которой напрочь лишен Обломов. Илья Ильич обладал нежной, мечтательной, романтичной  душой и щедро делился с другом своими фантазиями. Вот где Обломов не был лишним. Этим он отличается от Онегина и Печорина, не имевших настоящих друзей.

Обломов, несмотря на апатичность и пассивность, нашел свой идеал в жизни. В доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной он мог быть самим собой, мог ходить в широком халате и лежать на удобном диване. Рядом была женщина, которая принимала его таким, какой он есть, и боготворила его. Может быть, это было не совсем то, о чем он мечтал, но он сказал себе: «Мне некуда больше идти». Тихая, спокойная жизнь с Пшеницыной напомнила ему детские годы в родовом имении.

Я думаю, что Гончаров не осуждает своего героя. Он ничего не сделал полезного для общества, но он и не навредил никому. Возможно, обществу, в котором жил Обломов, и не нужно было его деятельности. Обломов, рассуждая о вечерах в светских гостиных, говорит, что все в обществе так же мертвы, как и он, с той только разницей, что он лежит на диване, а они играют в карты. Жизнь большинства из них также не приносит пользы. Таким образом, Гончаров указывает на недостатки общества.

Сам Гончаров находит для своего героя другое определение, он называет его существование «обломовщина». Это понятие относится не только к главному герою, а к обществу в целом. Можно сказать, что общество сплошь состоит из «лишних» людей.

Возвращаясь к началу рассуждений, можно сделать вывод, что Обломов – лишний человек. Он не способен ничего сделать для того, чтобы изменить жизнь, но он и не думает об этом, его все устраивает. Обломов стремится к своему идеалу, но его идеал – это не движение вперед, это возврат к прошлому. Он мечтает жить так, как жили его родители, его деды и прадеды. Обломов не хочет ничего менять, не стремится к открытиям, не хочет учиться чему-то новому. Это делает его лишним человеком.

Тема «лишнего человека» широко освещалась в русской литературе XIX века, что свидетельствует об актуальности проблемы. Главного героя романа Гончарова «Обломов» также можно считать лишним человеком: его отчуждение от общества проявилось в наивысшей степени – в полной неспособности контактировать с реальностью.

Появление лишних людей было обусловлено тем, что общество не поспевало за развитием человеческой личности. Оно попросту не могло предложить человеку серьезной роли, достойного поприща, возможности реализовать то лучшее, что в нем есть.
Обломов неслучайно увольняется со службы – он не хочет выслуживаться ради чинов и почестей. Его не привлекают бездушные развлечения света. Он не хочет размениваться на любовные интрижки. Обломов бережет свои ум, сердце и душу от ядовитого влияния общества. С одной стороны, это похвально, с другой – надо уметь противостоять порокам общества.

Гончаров показал, что «лишнего человека» общество начинает формировать с детства. Пример этого – разрушительное воспитание в духе обломовщины. Именно она порождает этих милых приятных людей, которые не умеют работать и выдерживать трудности, не приучены к ответственности, но зато обладают честным кротким сердцем и «голубиной нежностью». Именно обломовщина приводит к тому, что любознательный активный мальчик превращается в ленивого усталого человека, которому милее всего лежать на диване и мечтать. Когда за человека все делают слуги и помощники, ему незачем что-то уметь. Но главная беда в том, что человек с детства разучивается также хотеть, стремиться, достигать, прилагать волевые усилия.

Обломов дополнил галерею портретов «лишних людей» и показал, что отчуждение от общества делает человека социальным инвалидом. Обломов и подобные ему не могут реализоваться в обществе, не могут смириться с его пороками, но и не чувствуют себя счастливыми вне этого общества. Отстранившись от людей, Обломов не в силах заполнить пустоту своего существования чем-то значимым. Поэтому он сбегает в мир фантазий и иллюзий, чтобы кое-как дожить свою непонятную жизнь.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Обломов как лишний человек

Обломов как лишний человек

    «Обломов» — роман русского писателя Ивана Гончарова, опубликованный в 1859 году. В романе затрагиваются как социальные проблемы общества того времени, так и многие философские проблема. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов, выходец из семьи помещиков, проживающий в Петербурге на деньги, которые приносит ему фамильное имение Обломовка. Илью Ильича можно назвать «лишним человеком», но кто же такие эти «лишние люди»? «Лишний человек» — это литературный герой из произведений русских писателей середины XIX века, который имеет значительные способности, но не может на должном уровне реализовать их из-за положения в обществе и стране в то время. Про таких персонажей также говорят, что они родились не в то время и не в том месте или же «выпадают» из общества. Примеры таких персонажей представлены в произведениях других русских писателей той эпохи: Чацкий из «Горя от ума» Грибоедова, Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова и Онегин из одноимённого произведения Пушкина. Почему же Обломова можно причислить к «лишним людям»?

     Особенности личности Обломова читатель может наблюдать с самого начала романа. Илья Ильич – очень мягкий и добрый человек, в нём есть душа и он может по-настоящему любить, однако несмотря на свои личностные качества он ведёт очень спокойный, тихий и ленивый образ жизни. Его слуга Захар – полное отражение хозяина в этом плане. Он был так же ленив, в результате чего в доме царил беспорядок, к которому сам хозяин относился так: «Обломову и хотелось бы, чтобы было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, сам собой…» Илья Ильич совершенно не способен преодолеть себя и заняться какой-либо полезной для своего блага и блага общества деятельностью. Более того, он совершенно не считает это нужным и говорит, что это всё «ненужная суета». В начале первой части к нему в дом приезжают разные его знакомые, которые пытаются уговорить его поехать на бал, выехать в общество, однако он отклоняет их приглашения и остаётся дома, что говорит о том, что ему чуждо общество того времени, нахождение в нём, его развлечения и порядки. В диалогах со своими гостями он практически не воспринимает их как людей и не особо участвует в общении с ними, потому что не хочет разговаривать с людьми, которые ему не интересны и чья жизнь сильно отличается от его понятий о правильной жизни. Обломов не понимает, к чему в их жизни так много ненужной суеты, выездов, встреч; считает их интересы в виде богатства, власти, денег и карьеры ненужными и низкими по сравнению со своими: высоким полётом мыслей и духовным удовлетворением.

     Илья Ильич также умеет дружить. Его лучший друг с детства – Андрей Штольц, немец по отцу, очень активный, умный, образованный, собранный и пунктуальный человек. Штольц во много является противоположностью Обломова. Андрей усердно работает над материальным обеспечением себя и своей будущей семьи, над своим чином и статусом в обществе. Однако зачем всё это? В том, чем занимается Штольц есть предел, он совершенствует своё материальное благо, которое в конце концов станет достаточным, в то время как Обломов пытается улучшить, усовершенствовать свою внутреннюю составляющую, развить себя, а саморазвитие, как известно, границ не имеет.

     Обломов помимо своих положительных черт характера также имеет достаточно хорошее образование и ум. Он может рассуждать на философские темы, оценивать проблемы общества. Почему же такой умный, образованный и добрый человек не участвует в жизни общества? Потому что он не может найти себя там, раскрыть свой потенциал, не видит смысла в такой жизни. Таким людям не было места в обществе в те времена, они слишком сильно отличались, это были те самые «лишние люди». Однако классические примеры в виде Онегина с Печориным тоже не находят себе места в обществе, но ведут гораздо более активный и насыщенный образ жизни, стараясь исследовать мир и пробовать что-то новое, коснуться ранее ими не тронутого. Обломова же его ленивость в отношении ко всей жизни отличает от этих персонажей.

     Итак, подводя итоги, можно сказать, что Илья Ильич Обломов, несомненно, «лишний человек» того общества и, «нарисовав его образ», Гончаров хотел показать читателям многих таких же «Обломовых» той эпохи, однако этот образ «лишнего человека» достаточно сильно отличается от классических представителей в лице Онегина, Печорина и других.

Добавил: Astatium

36160 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Обломов как лишний человек

Смотрите также по
произведению «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

  • Лифан смайл фото как пишется
  • Литрикон темы итогового сочинения
  • Литоты в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Литовская сказка как волк вздумал хлеб печь
  • Литовская сказка жаба королева для читательского дневника