Листопадничек это сказка или рассказ

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Произведение «Листопадничек» Солова-Микитова-сказка или рассказ? Почему?

Задание по литературе 3 класс Произведение Соколова-Микитова — сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.

2 ответа:



1



0

Рассказ «Листопадничек» начинается с описания испуга маленьких зайчат, которые увидели как улетают журавли. Зайчата испугались неизвестности, им казалось, что все-всем нужно улетать в теплые края, но у них не было крыльев, а родители Зайцы ни о чем не беспокоились.

Рассказ «Листопадничек» относится к жанру сказки о животных. Животные разговаривают, переживают нереальные истории. Сказка о животных «Листопадничек» написана в форме рассказа, но по смыслу и содержанию настоящая сказка.



0



0

В произведении «Листопадничек» рассказывается о приключениях маленького зайченка, родившегося в пору листопада, поэтому он и получил такое прозвище.

Так как в этом произведении зайчики, боры и другие обитатели леса разговаривают, чего не может быть на самом деле, то можно уверенно сказать, что «Листопадничек» — это сказка, и не просто сказка, а сказка о животных.

Читайте также

Рассказ о поиске Жар-птицы Иваном царевичем и его двумя старшими братьями встречается во многих сказках. Присутствует такой сюжет и в произведении «Иван царевич и серый Волк». Главный герой добывает чудесную птицу, следуя рецепту друга-чародея. Нет, у него и самого был план как это сделать, но Жар-птица — существо необычное, тут одной удали и силы маловато, нужно хотя бы общими знаниями в сфере потустороннего обладать. Иван царевич здорово рискует, когда отправляется за добычей.

А вот братья Ивана — ребята трусливые и ленивые. Они предпочитают провести время в трактире, надеясь позже обманом отобрать у младшего Жар-птицу. Какие методы они применяют для этого? В разных сказках разные: от банальной подмены мешка с трофеем до убийства Ивана царевича. Русский народ не скупиться на метафоры, осуждая предательство близкого человека.

Индюшка, единственная птица из всех, которая по настоящему считала индюка умным, заслуживающим уважения и что ему остальные птицы завидуют. Хотя знала и слышала как другие птицы отзывались об индюке, что он

ZQOfoVZk9oZonqV19Q586c2RTYAWff0.png

Единственное, что её огорчало в своём спутнике, что он очень любил сорится, со всеми подряд. И даже, мог спровоцировать или затеять драку. Только такое его поведение её очень печалило, ну ещё и то, что другие птицы непочтительно отзывались об её любимом индюке.

Видно, что автор понимает, что эта птица глупа и ума в неё тоже мало, но зато есть хвастовство.

CF2T5qkQdfUM54D9AAUyVJ6qSl2cmHI.png

говорит он индюшке на то, если вдруг хозяин не будет его кормить и он умрёт.

Но лучше всего Мамин-Сибиряк показывает, что думает о себе индюк в конце сказки, когда разговаривает с ёжиком:

RhNrUA45Ax4PIDylzoCFZzNkF29bfP1f.png

Если сравнить сказку «Морозко» и Мороз «Иванович» то становится видно, откуда Одоевский черпал свои идеи и вдохновения. Общего в этих сказках много, это и зимний волшебный персонаж, к которому направляются девочки.

Девочки — одна лентяйка, другая работящая, а также то, что девочки получили разные подарки в своем приключении.

Нового в сказке «Мороз Иванович» много. Она более современна, а также в ней есть много наставлений для детей, в виде пословицы и обращения, а также имена героев характерны для их поведения.

Сказка Валентина Берестова «Честное гусеничное» не такая большая, скорее даже маленькая, но при желании ее конечно же можно разделить на три части, общих по смысловой нагрузке.

Первая часть начинается с началом сказки и продолжается до слов «Больше меня никто не увидит».

Вторая часть начинается словами «Дал слово» и заканчивается «Гусеница упала в траву».

Далее следует третья заключительная часть, которая начинается словами «А девочка увидела».

Теперь попытаемся озаглавить наши три части.

Первую часть можно озаглавить так: «Честное гусеничное» или «Жестокое разочарование».

Вторую часть озаглавим так: «Обманщица» или «Не исполненная клятва».

И последнюю часть озаглавить можно словами самого автора, лучше просто не придумать: «Вот и верь людям».

Действительно, условно эту волшебную народную сказку можно разделить на несколько частей, в каждой из которых есть ряд характеристик главного героя. И так:

  1. Знакомство Ивана царевича с серым Волком

Иван послушный сын, он готов помочь отцу защитить его ценности, не насмехаясь над коронованным садовником. Парень не боится приключений. Он решительный, открытый к новым знаниям и новым знакомствам. Царевич умеет доверять и напрочь лишен предрассудков.

  1. Приключения Ивана и Волка

А тут мы узнаем о ряде негативных черт нашего героя — Иван царевич невнимательно слушает советы, у него плохо со смекалкой и он готов отдать инициативу более грамотному товарищу. Не все так ужасно — Иван принципиален, он не обменивает любовь и друзей на собственную безопасность.

  1. Возвращение домой

Триумфальный въезд в столицу верхом на сером волке — это экстрим! Иван царевич явно не следует этикету двора, он умеет ценить настоящее, а не идти на поводу у моды. Царевич возвращается к отцу самостоятельным взрослым человеком, он с уважением относится к старику.

После прочтения, задайте следующие вопросы ребенку:

О ком это произведение?

Почему зайчат называют листопадничками?

Кто их так называет?

Где живут зайцы?

Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?

Почему?

Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

Какие еще птицы улетают на юг?

Почему?

Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

Как животные готовятся к зиме?

Как бобры строили свою плотину?

Как бобры спасали Листопадничка?

Как вы считаете, «Листопадничек» — это сказка или рассказ?

Выполните следующее задание:

Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.

(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)

Листопадничек

И.С. Соколов-Микитов

Сказка.

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые
журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой
зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.
Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу
тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует,
упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке
на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом
громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья
валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень
обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех
сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в
нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды.
Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать
Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу
прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Сказка про храброго зайчонка-листопадничка. Листопадничками охотники называют зайчат, родившихся осенью. Зайчонку стало скучно и холодно поздней осенью и он побежал за журавлями в теплые страны.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Листопадничек читать

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек - Соколов-Микитов И.С.

(Илл. Манухина Я.)

❤️ 445

🔥 318

😁 323

😢 211

👎 204

🥱 240

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

                                            МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

                                                     Открытый урок литературного чтения  в 3 классе

                                                      Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» .

                                                                Подготовила и провела: учитель начальных классов Л.М.Горбунова

                                                                                                                                                        февраль 2018 г.

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать 

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему

и главную мысль произведения,

пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Личностные: 

называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих

о Родине; предлагать формы

и варианты проявления своих чувств по отношению к своей

Родине

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Игра «Доскажи словечко».

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Проводит игру «Доскажи словечко».

– Мать моя вставала… (рано).

– Мать угостила меня… (чаем с молоком).

– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.

– Я начал вставать до… (солнца).

– Потом и в городе я вставал… (рано).

– После чаю я… (ходил на охоту).

– Моя охота была в… (находках).

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Участвуют в игре.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой

установкой. Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мне-

2) Беседа.

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?

– Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.)

– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!

                                                                                                              Продолжение табл.

1

2

3

4

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

– Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

ния по существу полученного задания

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией.

Прочитайте с сердитой интонацией.

Прочитайте с веселой интонацией.

Прочитайте с ускорением.

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Отгадайте загадки.

Есть на речках лесорубы        Что за зверь лесной

В серебристо-бурых шубах.        Встал, как столбик, под сосной 

Из деревьев, веток, глины        И стоит среди травы –

Строят прочные плотины.         Уши больше головы.

(Бобры.)        Длинное ухо, комочек пуха,

        Прыгает ловко, любит морковку.

        (Заяц.)

Что вы знаете о бобрах?

Что вы знаете о зайцах?

Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят

Продолжение табл.

1

2

3

4

будем читать о них.)

– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему

урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.)

– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат.

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова

и составляют план чтения

речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведе-

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).

– Что вы узнали об авторе?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

Осуществляют анализ объектов

Продолжение табл.

1

2

3

4

ния. Знакомство с биографией автора

– Когда и где он родился?

– Где он учился?

– Кем работал?

– Как он жил последние годы?

Задают вопросы о творчестве автора

с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.

Ходко (разг.) – легко и быстро.

Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.

Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.

Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.

Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).

Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.

Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату

Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию прослушанного

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).

– Какая эта сказка? (Авторская.)

– Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал).

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– О ком это произведение?

– В какое время года появились зайчата?

– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?

– Где живут зайцы?

– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?

– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?

– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?

– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

– Как животные готовятся к зиме?

– Как бобры строили свою плотину?

– Как бобры спасали Листопадничка?

– Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?

– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?

– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.)

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

– Как улетали журавли?

– Как вели себя другие звери?

– Кого встретил зайчонок во время путешествия?

– Как провел зайчонок зиму?

– Почему зайчонок остался в хатке бобров?

– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?

Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?

– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

•  мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);

•  непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

•  любознательный (задает вопросы бобрам);

•  терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

•  добрый (помогал нянчить бобрят);

•  заботливый (кормит бобрят);

•  смелый (научился плавать);

•  любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).

– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

•  трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Дают характеристику Листопадничка, сверяя

с образцом.

Дают характеристику

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Продолжение табл.

1

2

3

4

пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

•   запасливые (готовят корм на зиму);

•  гостеприимные (приютили зайца);

•  заботливые (волнуются за бобрят);

•  смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);        

•  чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

•  Много спать – дела не знать.

•  Дома и стены помогают.

•  Всякий кулик свое болото хвалит.

•  Чужая сторона – дремучий бор.

•  В гостях хорошо, а дома лучше!

•  Друзья познаются в беде.

бобров, сверяя с образцом.

Делают выводы, извлекают информацию из различных сточников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

3. Выборочное чтение.

– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?

– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?

– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».

– А как вы понимаете слово «отчаянный»?

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.

Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.

Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?

– Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. 

– «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде».

– Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный.

– Совершил необдуманный поступок.

Продолжение табл.

1

2

3

4

– Что вызывало тревогу и слезы зайчат?

– Как их успокаивала мама?

– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

– Какой можно сделать вывод?

– Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?

•  На чужой стороне и весна не красна.

•  На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа?

Лучше родного дома

и родной мамы нет

никого на свете.

4. Чтение по ролям.

– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц.

Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям.

– Разгадайте кроссворд (см. ресурсный материал).

Ключевое слово: листопадничек.

5. Работа в рабочей тетради

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы.

Записывают: «решительным», «легкомысленным», «беспокойным»

и т. д.

VII. Самостоятельная работа

Проводит тестирование.

– Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал)

Записывают верные ответы на тестовые задания

Владеют навыками самостоятельной работы

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину.

•  Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

•  Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Окончание табл.

1

2

3

4

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что означает слово «листопадничек»?

– Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне показалось интересным…

Я восхищаюсь…

Если бы я был художником, то…

Если бы я был автором, то…

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. 

– Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята

и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания

в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

— Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

— Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

— Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

— Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, — чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

— А тепло в вашей хатке зимой?

— Очень тепло, — отвечает седой Бобр.

— Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, — просит маленький зайчонок.

Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

— Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

— Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

— Ладно, — говорит Бобр, — вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

«Убегу-ка в лес, — думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

— Ну как, — говорят, — как ты себя чувствуешь, зайчонок?

— У вас все очень хорошо, — говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

— Что делать, — говорит Бобр, — если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

— Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

— Ладно, оставайся, — говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.

— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

— Нет у нас репки, — отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

— Это разбойница выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

— Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

— Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

— Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, — не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

Не узнала зайчиха своего зайчонка:

— Ай, ай, кто это?

— Это я, — сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.      Организационный
момент (4 мин)

Цель: создать условия для
вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу
урока.

Задачи:

1. Личностные:

Формировать умение
положительного отношения к урокам литературного чтения.

3. Метапредметные (УУД):

Регулятивное

Развивать умение осознавать
смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативное 

Развивать
умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Развивать
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с
точкой зрения другого.

! Не
начинать в шуме двигающихся стульев, пусть дети усядутся

— Здравствуйте, ребята! Меня
зовут Кира Владимировна, и я проведу урок литературного чтения!

Приветствие.

— Для начала, проведем речевую
разминку. Сядьте ровно, ваша спина должна полностью касаться стула.
Расстояние от вашего живота до парты равно вашей ладони. Стопы полностью
касаются пола. Читаем всем классом текст со слайда в среднем темпе,
вполголоса.

Но – Но – Но – будем учиться
усердно.

Ать – Ать – Ать – друг другу
не мешать.

Гать – Гать – Гать – и в
классе помогать.

Выполняют речевую разминку.

— Прочтите текст медленно.
Прочтите текст быстро.

— Что вы поняли из речевой
разминки? Как себя нужно вести на уроке?

— Не мешать друг другу,
помогать товарищам, усердно заниматься.

— Правильно. Теперь мы с вами
готовы к уроку.

2.      Актуализация
знаний – проверка домашнего задания, появление темы урока (7 мин)

Цель: актуализировать
знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в
уроке.

Задачи:

1. Личностные:

Создать условия для
становление гуманистических ценностных ориентаций.

Сформировать целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы.

2. Предметные:

Развивать умение
пользоваться элементарными приёмами анализа текста.

Развивать умение составлять
краткую аннотацию (автор, название, идея произведения, рекомендации к чтению)
на художественное произведение по образцу.

3. Метапредметные (УУД):

Регулятивное

Развивать умение
формулировать учебную задачу урока, принимать её.

Познавательное

Развивать умение
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

Развивать умение создавать
высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Коммуникативное 

Развивать
умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться.

Развивать
умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Развивать
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с
точкой зрения другого.

Развивать умение отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

— Ребята, вспомните, какой раздел вы изучаете? Ответьте
полным ответом.

— Раздел, который мы изучаем называется «Люби живое».

— Ваша учительница мне сказала, что на прошлом уроке вы
прочитали интереснейшее произведение. Скажите, как оно называется.

— «Листопадничек».

«Моя родина» (Пришвина) и «Листопадничек»
(Соколова-Микитова).

— А вы знаете, кто его автор?

— Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

— Ребята, о ком произведение «Листопадничек»? Скажите
полным ответом.

— Произведение «Листопадничек» о зайчонке.

— Да, произведение «Листопадничек» о зайчонке. Назовите
главных героев.

— Главным героем является зайчонок-Листопадничек.

— Чем вам запомнился Листопадничек?

— Тем, что осмелился побежать в тёплые края, жил с бобрами
и т.д.

— Молодцы! А каких героев, вы ещё запомнили?

— Бобры, зайчиха, другие зайчата, выдра.

— В произведении есть ещё такие герои, как зайчиха, братья
зайчата, бобры, выдра. Интересно, чем занимались бобры?

— Бобры работали на реке, валили деревья.

— Какая беда случилась ранней весной в этом произведение?

— Вода прорвала плотину.

— Как заканчивается это произведение?

— Зайчонок возвращается домой.

— Замечательно! Мать-зайчиха приняла сына-зайчонка, а утром
он рассказал родственникам о своих приключениях. Теперь в лесу Листопадничка
все стали считать храбрым и отчаянным зайцем.

— Ребята, подумайте, почему автор назвал своё произведение
«Листопадничком»?

— Это произведение о зайчике, который родился осенью. А
таких зайчат называют листопадничками.

— Можно ли его иначе озаглавить? Докажите, примерами.

— Да. «Приключения листопадничка», «зайчишка и его друзья»,
 «Находчивый зайка»,  «Зимнее испытание», «В погоне за теплотой», «Отважный
зайчик».

— Удивительное произведение! Очень хорошо, что мы с вами
вспомнили основные моменты произведения «Листопадничек». Как вы думаете,
достаточно только вспомнить содержание?

— Нет.

— Благодаря произведению «Листопадничек» на уроке мы ещё
сможем, много что узнать и много чему научиться. Предлагаю вам, поставить
перед собой задачи, продолжив следующие предложения, используя слова на
слайде:
жанр, главная мысль, герои, «Листопадничек»:

Узнать _________.

Выделить ________________.

Охарактеризовать __________.

Прочитать некоторые абзацы произведения
_______________.

Подумайте одну минутку. Если все задачи сформулируете, то
поднимите руку.

— Хорошо. Назови задачи, которые у тебя получились.

Вывешиваю задачи на
доске.

— 1) Узнать жанр.

2) Охарактеризовать героев.

3) Выделить главную мысль.

4) Прочитать некоторые абзацы произведения
«Листопадничек».

— Молодец. Мы сегодня с вами узнаем жанр произведения,
выделим главную мысль охарактеризуем героев и будем читать по ролям. Чтобы
выполнить все задачи, что мы свами будем делать на уроке? Назовите тему
нашего урока.

— Продолжать изучать произведение Ивана Сергеевича
Соколова-Микитова «Листопадничек».

3.Анализ произведения с попутным перечитыванием
текста (19 мин)

Цель:
проанализировать произведение с попутным перечитыванием.

Задачи:

1.
Личностные:

Создать
условия для становление гуманистических ценностных ориентаций.

Сформировать
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы.

2. Предметные:

Развивать умение читать
вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение
к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста.

Развивать умение осознанно
выбирать виды чтения (выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Развивать умение
пользоваться элементарными приёмами анализа текста.

Развивать умение составлять
краткую аннотацию (автор, название, идея произведения, рекомендации к чтению)
на художественное произведение по образцу.

Развивать умение понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте.

Развивать умение находить
ответы на вопросы по прочитанному произведению; находить эпизод из
прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного
мнения.

3. Метапредметные (УУД):

Регулятивное

Развивать умение сохранять
на протяжении всего урока учебную задачу урока, периодически сверяя свои
учебные действия с заданной задачей.

Закрепить умение читать в
соответствии с целью чтения (выразительно).

Закрепить умение
анализировать причины успеха/неуспеха.

Закрепить умение
фиксировать причины неудач в устной форме.

Познавательное

Развивать умение
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника).

Развивать умение понимать
смысл сказки-несказки.

Развивать умение создавать
высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Развивать умение сравнивать
сказку и рассказ.

Коммуникативное 

Развивать
умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться.

Развивать
умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Развивать
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с
точкой зрения другого.

Развивать умение отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

1)     
Выявление жанра текста (4 мин)

— Дети, как звучала наша
первая задача?

— Узнать жанр.

— Да. Наша первая задача –
узнать жанр произведения. Какие жанры вы знаете?

— Рассказ, сказка,
стихотворение, басня, былина и т.д.

— Теперь давайте сравним. Чем сказка
отличается от рассказа?

— Рассказ и сказка отличаются
тем, что в первом повествуются настоящие, реальные события, а во втором –
необычные, вымышленные.

— Назовите признаки сказки.

— Зачин, волшебные герои,
разговор животных, растений, волшебные предметы, сказочные выражения, борьба добра
и зла, концовка.

— Да, правильно.

Если скажут мало, то
дополню:

Признаки сказки:

·       
Зачин (традиционное начало: Жили-были… В некотором
царстве…).

·       
Волшебные герои (Баба Яга, Царевна-лягушка).

·       
Волшебные предметы (меч-кладенец,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т.д.).

·       
Сказочные слова и выражения (тридевятое царство,
тридесятое государство; ни в сказке сказать, ни пером описать).

·       
Троекратный повтор (повтор действия, который
обостряет конфликт между «героем» и «злодеем»).

·       
Борьба добра и зла.

·       Добро
побеждает зло.

·       Концовка
(«стали жить-поживать да добра наживать»; «вот и сказочке
конец, а кто слушал – молодец» и т.д.).

Слушают.

Произведение «Листопадничек»
рассказ или сказка?

— Сказка.

— А почему, вы так подумали?
Объясните своё предположение полным ответом.

— Произведение «Листопадничек»
– сказка, потому что героями являются животные, которые разговаривают и
переживают нереальные истории.

— Вы правы! Но жанр не сказка,
а сказка-несказка. Как вы думаете, почему? Может кто-то из вас объяснит.

Название этого жанра состоит
из двух слов «сказка» и «несказка». Почему сказка, вы уже сказали. Теперь
подумайте, почему несказка. Приведите примеры из текста.

— Несказка, потому что автор
показывает, какой образ жизни ведут бобры, их врагов и т.д. И сезонные
изменения в живой и неживой природе здесь тоже реалистичны.

— Произведение «Листопадничек»
– сказка-несказка, потому что в нём автор описывает явления, которые на самом
деле происходят в природе, но и так же использует сказочные приёмы, чтобы
увлечь читателя.

Теперь для закрепления
ответов, ты (показываю на ученика) прочитаешь громко и выразительно со
слайда, определение «сказка-несказка».

На слайде: Сказка-несказка
– это жанр, в котором описывается природа, передаётся точный образ животных и
их повадок, при этом автор добавляет художественный вымысел, например, наделяет
животных даром речи.

Читает со слайда.

— Спасибо!

— Ребята, пришло время немного
отдохнуть, встаём на физкультминутку.

Зайка серенький сидит 

сидя на корточках, шевелим
руками, изображая уши заики

И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  

дрожим стоя

Надо лапочки погреть,
 

трут ручку об ручку,
хлопают себя по бокам

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  

прыжки на месте

Кто — то зайку напугал,
Зайка — прыг и убежал.

— Молодцы! Займите свои места.

2)     
Перечитывание текста для выявления
качеств главных героев (15 мин)

— Прочитайте, вторую нашу
задачу. Что мы должны сделать?

— Дать характеристику героям.

— Ребята, вспомните главного
героя сказки.

— Самый маленький
листопадничек-зайчонок.

— Верно! Главный герой
произведения – самый маленький зайчонок. Опишите Листопадничка, каким он был,
обосновывая свой выбор.

(Почему? В какой ситуации это
проявляется? Приведите пример.)

— Мечтатель, фантазёр (мечтает
улететь в тёплые края);

 — непослушный (убежал из
дома, ослушался маму);

— любознательный (задаёт
вопросы бобрам);

— терпеливый (всю зиму жил в
хатке у бобров);

— добрый (помогал нянчить
бобрят);

— заботливый (кормит бобрят);

— смелый (научился плавать); —

— любящий (скучает и
вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

— Мечтатель, фантазёр (мечтает
улететь в тёплые края);

 — непослушный (убежал из
дома, ослушался маму);

— любознательный (задаёт
вопросы бобрам);

— терпеливый (всю зиму жил в
хатке у бобров);

— добрый (помогал нянчить
бобрят);

— заботливый (кормит бобрят);

— смелый (научился плавать); —

— любящий (скучает и
вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

— Какая мечта у него была в
начале сказки? Найдите это в тексте.

Ребята, открываем учебник,
найдите произведение «Листопадничек». И ищите ответ на мой вопрос на странице
60, если нашли, то поднимите руку, первого я спрошу. Начать отвечать без
моего разрешения нельзя.

Читают со страницы 60.

Смысл: Зайчонок мечтал научиться
летать и отправится в тёплые края.

— Зайчонок мечтал отправится в
тёплые страны. А как вы думаете, почему?

— Он часто видел, как взрослые
птицы учат своих детей летать, чтобы, те смогли попасть в тёплые страны. Ещё
он видел, как все остальные звери готовятся к приходу холодной поры. Зайчонок
боялся, что его семья замёрзнут суровой зимой. Он наблюдал подготовку лесных
соседей к зиме: они прячутся в свои жилища и собираются спать. Листопадничек
опасался, скуки и одиночества, которое могло бы произойти зимой.

— Боялся зимы зайчонок, но и
что? Она всё равно наступила. Какие страхи испытал за долгую зиму? О чём он
вспоминал? Найдите это в тексте со 63-ей страницы по 65-ую и прочитайте эти
строки.

Читают части фрагментов текста
со страницы 63 по 65.

Смысл: В хатку Бобров пытались
пробраться разные злые животные. Среди них выдра, лисица, рысь и росомаха.
Это очень пугало маленького зайчонка. Но к счастью, Бобёр умел прогнать
непрошеных гостей. Листопадничек часто скучал по своей маме-зайчихи и по
тёплому гнёздышку, которого ему так не хватало.

— Молодцы! В конце
произведения говорится, что «с тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек
самым храбрым и отчаянным зайцем». Интересно, почему?

— Потому что, он так сильно
хотел в тёплые страны, что даже убежал из родного дома, жил у бобров и т.п.

Молодцы! Какие ещё были герои
помимо главного, которые играют не главные роли?

— Второстепенные.

— Перечислите их.

— Бобры, старая Зайчиха, Выдра.

— Умницы! Это – бобры, мама Зайчонка и выдра. Но сейчас, ребята,
предлагаю вам поработать в паре и выполнить задание.

Но перед работой повторим правила работы в парах.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ:

1. Работаем вместе, тихо.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понятно, переспроси.

4. Своё несогласие высказывай вежливо. Уважай мнение
другого человека.

Слушают.

— Вам необходимо будет заполнить вот такую таблицу.

На слайде:

Ваша задача: Доказать, почему бобры трудолюбивые,
запасливые, гостеприимные, заботливые, смелые, чистоплотные. На выполнение
задания вам даётся 5 минут. Можно пользоваться текстами сказки-несказки.

Оформляют таблицу.

— Осталась ещё минутка. Дописываем последнее предложение.
Теперь посмотрите на слайд.

На слайде:

Так заполнила эту таблицу я. Предлагаю, взять простые
карандаши и посчитать, сколько ответов у нас совпало. Каждый похожий ответ вы
отмечаете «плюсом». Потом считаете их количество и пишете это на другой
стороне листа. Не забывайте, что одно и то же мы могли написать разными
словами, так что вчитываемся в смысл. Работаем в парах. С этим заданием вы
справитесь за 2 минутки.

Выполняют задание.

— Молодцы! Отложите на край парты листы.

Ребята, какого ещё героя вы с вами не рассмотрели? Очень
важного, доброго, нежного, милого.

— Маму Зайчиху.

— Да, Мама-Зайчиха. В каких частях сказки о маме пишется?

— В начале и в конце.

— Верно! Маму Листопадничка мы видим только в начале и
конце сказки. С какой целью автор поместил в этом произведении маму?

(Почему мама строго отвечала своим детям? Почему
зайчиха пустила сына в домик?)

— В этом произведении мама воспитывает своих детей,
успокаивает их и конце произведения принимает вновь в свой дом своего сына.

— Ребята, чем мы сейчас занимались?

— Описывали героев.

4.Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту
(Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (5 мин)

Цель: сформулировать
главную мысль произведения, формировать навыки осмысления внетекстовой
информации.

Задачи:

1. Личностные:

Создать условия для
становление гуманистических ценностных ориентаций.

Сформировать целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы.

2. Предметные:

Развивать умение
осуществлять переход от восприятия произведения к пониманию главной мысли.

3. Метапредметные (УУД):

Регулятивное

Развивать умение сохранять
на протяжении всего урока учебную задачу урока, периодически сверяя свои
учебные действия с заданной задачей.

Познавательное

Развивать умение
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения.

Развивать умение определять
основную идею произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям
и героям произведения.

Коммуникативное 

Развивать
умение высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться.

Развивать
умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Развивать
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с
точкой зрения другого.

Развивать умение отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

— Да! Мы охарактеризовали
героев сказки «Листопадничек». А как звучит 3-й пункт наших задач?

— Выделить главную мысль.

— Верно! А что такое главная
мысль произведения?

— Главная мысль – это самое
основное, что хотел сказать автор.

— Да! Главная мысль – это
самое основное, что хотел сказать автор. Как вы думаете, почему Соколов-Микитов
именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим
читателям?

— Писатель хотел показать, что
родной дом – самое уютное место. А также хотел донести до читателя, что если
уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость. Это
поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

Главная мысль сказки в том,
что на чужой стороне может быть и теплее, да дома всё равно лучше.

— Да! Писатель хотел показать,
что родной дом – самое уютное место. А также хотел донести до читателя, что если
уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость. Это
поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

Слушают.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 мин)

Цель: подвести итог работы
над текстом, дать оценку работе класса.

Задачи:

 1. Личностные:

Создать условия для
становление гуманистических ценностных ориентаций.

Сформировать целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы.

3. Метапредметные (УУД):

Регулятивное

Развивать умение сохранять
на протяжении всего урока учебную задачу урока, периодически сверяя свои
учебные действия с заданной задачей.

Закрепить умение
анализировать причины успеха/неуспеха.

Закрепить умение
фиксировать причины неудач в устной форме.

Познавательное

Развивать умение создавать
высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Коммуникативное 

Развивать
умение участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками.

Развивать
умение проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с
точкой зрения другого.

Развивать умение отбирать
аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

— Кто помнит название и автора
произведения, с которым мы работали?

— «Листопадничек»,
Соколов-Микитов.

— Да! Вспомните те задачи,
которые мы с вами поставили в начале урока.

— 1) Узнать жанр.

2) Охарактеризовать героев.

3) Выделить главную мысль.

4) Прочитать некоторые абзацы
произведения «Листопадничек».

— Все задачи достигли?

— Да. / Нет.

— Что получилось? Что не
получилось?

Ответы детей.

— Продолжите предложения:

Сегодня
я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Продолжают фразы.

6.Домашнее задание (1 мин)

Цель: обеспечить
непрерывность литературного образования.

Задачи:

1. Личностные:

Создать условия для
становление гуманистических ценностных ориентаций.

Сформировать целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы.

2. Предметные:

Развивать умение
пользоваться элементарными приёмами анализа текста.

3. Метапредметные (УУД):

Познавательное

Развивать умение проявлять
индивидуальные творческие способности при подготовке к пересказу.

— Ребята, вашим домашним заданием
будет упражнение 8, на странице 67.

Вам необходимо будет по плану,
который я вам дам, представить себя в роли зайчика-Листопадничека и
рассказать о своём путешествии.

ПЛАН:

1.Осень. Рождения трех зайчат.

2.Журавли летят в теплые края.

3.Все звери готовятся
встретить зиму, утепляя свои норки.

4.Зайчата переживают, что
замерзнут, но мама их успокаивает.

5.Листопадничек не слушает
маму, а бежит за журавлями в теплые края.

6.Листопадничек и
Бобры-строители.

7.Листопадничек зимует с
бобрами.

8.Листопадничек переживает
страхи.

9.Внезапное наводнение.

10.Листопадничек счастливо
возвращается домой.

Записывают домашнее задание.

— Благодарю за работу! Урок
окончен.

  • Листопадничек сказка там есть заяц
  • Листопадничек сказка про что
  • Листопадничек сказка про кого
  • Листопадничек сказка про зайца
  • Листопадничек сказка краткое содержание