Литература 2 класс сказка о рыбаке и рыбке ответить на вопросы номер 6

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1 Часть

1 КАК РАССКАЗАТЬ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 5

12

2 ИСТОРИЯ КНИГИ

РАБОТА В ПАРЕ. Стр. 6

12

3 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 10

123456

4 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1

5 В МИРЕ КНИГ. Стр. 13

1234

6 РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТРАНИЦЫ

ШИБАЕВ А. ВСПОМНИ СКАЗКУ. Стр. 14-15

1

7 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 17

13458

8 ТЫ, РЯБИНУШКА… , БЕРЁЗА МОЯ, БЕРЁЗОНЬКА

ВОПРОСЫ. Стр. 19

1245

9 ПЕТУШОК, ПЕТУШОК… , КОШКА НА ОКОШКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 20

123

10 СТУЧИТ, БРЕНЧИТ НА УЛИЦЕ… , КУДА, ЗАИНЬКА, БЕЖИШЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 21

1

11 КОНЬ РЕТИВЫЙ… , ОЙ ТЫ, ЗОРЕНЬКА-ЗАРЯ… , НАЧИНАЕТСЯ СЧИТАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 22

12 ОЙ, ЛЮЛЯ, ТА-РА-РА!

ВОПРОСЫ. Стр. 23

1234

13 ЗАГАДКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

34

14 КОВАЛЬ Ю. СКАЗКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 27

13

15 ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

ВОПРОСЫ. Стр. 29-30

1234567

16 У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 33

1234567

17 ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

ВОПРОСЫ. Стр. 35-36

12345891011

18 КАША ИЗ ТОПОРА

ВОПРОСЫ. Стр. 39

123456789

19 ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

1 ВОПРОС. Стр. 402 ВОПРОС. Стр. 403 ВОПРОС. Стр. 41

4 ВОПРОС. Стр. 41

1234

20 ГУСИ-ЛЕБЕДИ

ВОПРОСЫ. Стр. 45

125

21 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 46-52

1234567101112141517181920

22 ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 55

1235

23 ТЮТЧЕВ Ф. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 58

1234

24 БАЛЬМОНТ К. ПОСПЕВАЕТ БРУСНИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 59

12345

25 ПЛЕЩЕЕВ А. ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

ВОПРОСЫ. Стр. 60

12345

26 ФЕТ А. ЛАСТОЧКИ ПРОПАЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

123

27 ТОЛСТОЙ А. ОСЕНЬ. ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД

ВОПРОСЫ. Стр. 62

124

28 ЕСЕНИН С. ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА ЗОЛОТАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 63

123

29 БРЮСОВ В. СУХИЕ ЛИСТЬЯ, СУХИЕ ЛИСТЬЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 64

12

30 ТОКМАКОВА И. ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК

ВОПРОСЫ. Стр. 65

13

31 БЕРЕСТОВ В. ХИТРЫЕ ГРИБЫ. ГРИБЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 66-67

12345

32 РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

В МИРЕ КНИГ. Стр. 73

1234

33 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 78

1236

34 СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 86-87

1234568

35 ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

ВОПРОСЫ. Стр. 88-89

1

36 ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

ВОПРОСЫ. Стр. 91

12356

37 СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 93

12346

38 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 94-95

1

39 КОТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 97

12345

40 ПОГОВОРИМ О САМОМ ГЛАВНОМ

ВОПРОС. Стр. 98

41 ТОЛСТОЙ Л. Н. ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 98

134

42 ТОЛСТОЙ Л. Н. ФИЛИПОК

ВОПРОСЫ. Стр. 102

15

43 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 103-104

12345

44 ПИВОВАРОВА И. ЖИЛА-БЫЛА СОБАКА

ВОПРОСЫ. Стр. 111

123

45 БЕРЕСТОВ В. КОШКИН ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 112

12

46 ПРИШВИН М. РЕБЯТА И УТЯТА

ВОПРОСЫ. Стр. 115-116

1345678910

47 ЧАРУШИН Е. СТРАШНЫЙ РАССКАЗ

ВОПРОСЫ. Стр. 119

1345689101112

48 ЖИТКОВ Б. ХРАБРЫЙ УТЁНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 121

1234567

49 БИАНКИ В. МУЗЫКАНТ

ВОПРОСЫ. Стр. 124

12457

50 БИАНКИ В. СОВА

ВОПРОСЫ. Стр. 127-128

1235

51 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 130-131

123456

52 ПОГОРЕЛОВСКИЙ С., ПРОКОФЬЕВ А

ВОПРОС. Стр. 137

53 БУНИН И. ПЕРВЫЙ СНЕГ

ВОПРОСЫ. Стр. 138

124

54 БАЛЬМОНТ К. СНЕЖИНКА

ВОПРОСЫ. Стр. 139

12

55 АКИМ Я. УТРОМ КОТ

1 ВОПРОС. Стр. 1402 ВОПРОСЫ. Стр. 140

56 ТЮТЧЕВ Ф. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 141

12

57 ЕСЕНИН С. ПОЁТ ЗИМА — АУКАЕТ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

1235

58 БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

124

59 ПУШКИН А. С. ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 144

1234

60 ЗИМА!.. КРЕСТЬЯНИН, ТОРЖЕСТВУЯ

1 ВОПРОС. Стр. 1452 ВОПРОС. Стр. 145

61 ДВА МОРОЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 148

123456

62 МИХАЛКОВ С. НОВОГОДНЯЯ БЫЛЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

23

63 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152

12

2 Часть

1 ПИСАТЕЛИ — ДЕТЯМ. В МИРЕ КНИГ

ВОПРОСЫ. Стр. 5

1234

2 КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. ПУТАНИЦА

ВОПРОСЫ. Стр. 12

1234567

3 РАДОСТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 14

12456

4 ФЕДОРИНО ГОРЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 22

123456789

5 СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ. СИЛА ВОЛИ

ВОПРОСЫ. Стр. 25

123

6 МОЙ ЩЕНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 27

12345

7 АГНИЯ ЛЬВОВНА БАРТО. ВЕРЁВОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 31

123456

8 МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА

ВОПРОСЫ. Стр. 32

13

9 ВОВКА — ДОБРАЯ ДУША

ВОПРОСЫ. Стр. 33

2

10 НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ. ЗАТЕЙНИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 37

12357

11 ЖИВАЯ ШЛЯПА

ВОПРОСЫ. Стр. 41

1245

12 НОСОВ Н. НА ГОРКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 46

12345789

13 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 47-48

12456781012

14 Я И МОИ ДРУЗЬЯ. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 50

12

15 ЕРМОЛАЕВ Ю. ДВА ПИРОЖНЫХ

ВОПРОСЫ. Стр. 55

13

16 ОСЕЕВА В. ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

ВОПРОСЫ. Стр. 59

12357

17 ОСЕЕВА В. ХОРОШЕЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 61

23456

18 ОСЕЕВА В. ПОЧЕМУ

ВОПРОСЫ. Стр. 67ВОПРОСЫ. Стр. 68

ВОПРОСЫ. Стр. 71

12

19 ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА. ЧТО УЖЕ ЗНАЕМ И УМЕЕМ

ВОПРОСЫ. Стр. 74

20 В МИРЕ КНИГ. Стр. 75

234

21 ТЮТЧЕВ Ф. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1234

22 ТЮТЧЕВ Ф. ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 79

1234

23 ПЛЕЩЕЕВ А. ВЕСНА

ВОПРОСЫ. Стр. 80

24 ДРОЖЖИН С. ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

ВОПРОСЫ. Стр. 81

123

25 БЛОК А. НА ЛУГУ

ВОПРОСЫ. Стр. 81

123

26 ПЛЕЩЕЕВ А. В БУРЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 83

123

27 БУНИН И. МАТЕРИ

ВОПРОСЫ. Стр. 84

123

28 БЛАГИНИНА Е. ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 85

12

29 МОШКОВСКАЯ Э. Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 87

2

30 ВАСИЛЬЕВ С. БЕЛАЯ БЕРЁЗА

ВОПРОСЫ. Стр. 88

123

31 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 90

12357

32 ВВЕДЕНСКИЙ А. УЧЁНЫЙ ПЕТЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 99

123456

33 ХАРМС Д. ВЫ ЗНАЕТЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 103

123

34 ТОКМАКОВА И. ПЛИМ

ВОПРОСЫ. Стр. 104

35 ТОКМАКОВА И. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 105

12

36 ЗАХОДЕР Б. ПЕСЕНКИ ВИННИ-ПУХА. ВОРЧАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 107

123

ВОПРОСЫ. Стр. 108

1

37 УСПЕНСКИЙ Э. ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 109

1234

38 УСПЕНСКИЙ Э. НАД НАШЕЙ КВАРТИРОЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 111

12345

39 УСПЕНСКИЙ Э.. ПАМЯТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 112

1234

40 УСПЕНСКИЙ Э. ЧЕБУРАШКА

ВОПРОСЫ. Стр. 116

1

41 ДРАГУНСКИЙ В. ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

ВОПРОСЫ. Стр. 121

2

42 ОСТЕР Г. БУДЕМ ЗНАКОМЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 125

1345

43 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 126

123456

44 ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. ХРАБРЕЦЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 133

123

45 ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ

ВОПРОСЫ. Стр. 142

123

46 ШВАРЦ Е. КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 143

2

ВОПРОСЫ. Стр. 145

124

47 АНДЕРСЕН Г. X. ОГНИВО

ВОПРОСЫ. Стр. 149

2

48 СЮЗОН И МОТЫЛЁК

ВОПРОСЫ. Стр. 151

1

49 ЗНАЮТ МАМЫ, ЗНАЮТ ДЕТИ

ВОПРОСЫ. Стр. 151

12

50 ПРОВЕРИМ СЕБЯ. Стр. 152-153

123467891011121314

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Автору симпатизирует старик.

К нему он относится с трепетом, жалостью, уважением к его скромности и доброте.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Я считаю, что главная героиня сказки является справедливой.

Сначала она заслуженно отблагодарила старика за сохранение жизни.

А потом наказала старуху за её нрав.

4. Сравни начало и конец сказки.

Они одинаковые: старуха возле корыта, которое разбито.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль – всему есть мера; нужно уметь довольствоваться тем, что есть.

Каждая из пословиц отображает эту мысль.

Выражение «Остаться у разбитого корыта».

6. Проследи, как постепенно менялось море:

  • море слегка разыгралось;
  • помутилось синее море;
  • не спокойно синее море;
  • почернело синее море;
  • на море чёрная буря.

Почему так происходило?

С каждым желанием старухи море становилось суровее.

Героиня не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

  1. Улов старика
  2. Договор с рыбкой
  3. Новое корыто
  4. Столбовая дворянка
  5. Царица
  6. Желание быть владычицей морскою
  7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке для 2 класса

Жили себе старик со старухой.

Старик каждый день ходил на рыбалку.

И вот однажды он поймал не простую рыбку, а золотую.

Она попросила не убивать её, за что пообещала выполнить желания рыбака.

Сжалился старик, и выпустил улов в море.

Рассказал он о случившемся жене.

Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто.

Старик послушался, а рыбка исполнила желание.

Затем старуха захотела стать столбовой дворянкой.

И в этом желании рыбка не отказала.

А потом старуха вовсе стала царицей.

Последним желанием старухи было стать владычицей моря.

Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила.

Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из «Рабочей тетради».

 Готовый ответ на этот вопрос см. в рабочей тетради

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Шёл Мишка со школы и зашёл в продуктовый магазин, где работала его мама.

Она дала ему пакетик конфет и сказала поделиться с младшей сестричкой Анютой, которая на тот момент была уже дома.

Мишка решил схитрить, ведь Анюта не узнаёт, сколько мама дала конфет.

Он отделил сестре 2 конфеты, а остальные съел по дороге.

На вечер у Мишки сильно разболелся зуб, его отвезли в больницу.

Доктор сказал, что из-за сладкого портятся зубы, поэтому Мишке ближайшее время категорически запрещено есть конфеты.

Вот что значит «Жадность всякому горю начало».

Подсказка:

  • Ответы в рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 36 — 37
  • Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

________

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,
«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,
«Смилуйся, государыня рыбка»,
«Ей старик с поклоном отвечает»,
«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,
«Не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить».

Старуха  скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

«Старика старуха забранила»,
«Еще пуще старуха бранится»,
«Дурачина ты, простофиля»,
«На чем свет стоит мужа ругает»,
«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,
«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,
«Еще пуще старуха вздурила»,
«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

2. Подумай, на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять? Обсудите с другом.

Симпатии автора на стороне старика, автор уважает его скромность и доброту.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Да, можно. Рыбка от души хотела отблагодарить старика, но ей пришлось наказать злую и жадную старуху.

4. Сравни начало и конец сказки.

Старуха в конце сказки осталась у разбитого корыта, как и в ее начале.

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Основная мысль: всему есть предел, нужно уметь довольствоваться тем, что есть. Пословицы: “Кто малым не доволен, тот большого не достоин”, “Жадность – всякому горю начало”.

Часто употребляется выражение “Остаться у разбитого корыта”.

6. Проследи, как постепенно менялось море:
море слегка разыгралось;
помутилось синее море;
не спокойно синее море;
почернело синее море;
на море чёрная буря.
Почему так происходило?

С каждым новым пожеланием старухи море становилось суровее. Старуха не знала меры и на это реагировала морская стихия.

7. Что было в сказке сначала, что — потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи.

План для пересказа:

1. Старик поймал золотую рыбку
2. Договор с рыбкой
3. Новое корыто
4. Столбовая дворянка
5. Царица
6. Желание быть владычицей морскою
7. Разбитое корыто.

Пересказ сказки о рыбаке и рыбке

Жили старик со старухой. Старик каждый день ходил на рыбалку. Однажды он поймал не простую рыбку, а золотую. Попросила рыбка отпустить ее в море в обмен на желание. Сжалился старик и выпустил ее просто так.  Вернулся старик к старухе и рассказал о рыбке. Старуха приказала попросить у рыбки новое корыто. Старик послушался. Рыбка исполнила желание. Старуха захотела стать столбовой дворянкой,  а потом и вовсе царицей. Все выполнила рыбка. Последним желанием старухи было стать владычицей морскою. Старик попросил это у рыбки, на что та ничего не ответила и ушла в синее море. Когда рыбак вернулся домой, то увидел старуху, сидящую у разбитого корыта.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками А. С. Пушкина? Составь ответ, используя опорные слова из “Рабочей тетради”.

Народные сказки всегда заканчиваются победой добра над злом, такой конец имеют и сказки Пушкина. Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе. У Пушкина есть и такие концовки.

Например народная сказка «Белая уточка» заканчивается словами : «стали жить-поживать да добра наживать», «Сивка-Бурка» имеет конец: «веселым пирком да за свадебку», «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли», «Царевна-лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо». В сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.»

9. Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами “Жадность всякому горю начало”.

Коля шел по улице и вдруг увидел киоск с мороженым. Там проходила дегустация новых сортов. Продавец предложил бесплатно попробовать мороженое. Коля с радостью попробовал, а потом еще и еще, пока не попробовал все сорта мороженого по несколько раз. Когда  он пришел домой, у него сильно разболелось горло и поднялась температура. Коля заболел. Вот так-то, жадность всякому горю начало.

  • Литература 18 века в моем восприятии сочинение 9 класс
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя сочинение бедная лиза по плану
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя сочинение 9 класс на примере путешествие
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя сочинение 9 класс на примере державина
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя сочинение 9 класс на примере двух произведений