Литература 2 класс страшный рассказ чарушин

Конспект открытого урока.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Проявление  интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения  к полученным знаниям (бережное  отношение к природе).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.

Соотносить выполненное задание с образцом.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах.

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать вгруппе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Оборудование: презентация для интерактивной доски; карточки с текстами, ребусами, тестами, деформированным планом; выставка книг, толковый словарь.  

Ход  урока

  1. Организационный момент. С.1

         — Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

— Мне очень приятно видеть в  ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Я желаю вам, чтобы     радостное и творческое  состояние не покидало  вас  в течение  всего  урока.  

II. Проверка домашнего задания.

1.Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать слушателей)

2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

            5 человек получают тест (тест проверяет эксперт)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Кря-кря;

Б)Нарт-нарт;

В)Чирок-свистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Утка-мама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

В)Утка-мама.

Вывод.

-Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков. Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как это понимает?

Зажгите в своем сердце маленький огонек – любовь ко всему живому, и тогда нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

С.2Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которая также представлена на слайде.) “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. 

Сегодня мы продолжим разговор о природе.

III. Постановка темы и целей урока  

1.Вызов:

С.3— Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..

                   Сердитый недотрога  
                  Живет в глуши лесной,
                  Иголок очень много,
                  А нитки — ни одной.

— Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик.)

2.Сообщение подготовленного ученика

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 – 6  тысяч иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

3. Постановка  темы урока

         — Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал  произведения  и бережно  к ним относился.

С.4 Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус, который найдёте на ваших карточках.                    

 4.Выставка книг Е. И. Чарушина С.5

— Какие рассказы  Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими впечатлениями о них.

— Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое мы будем читать.

                   С.6     трсаншйы   арссазк   

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем после его прочтения.

ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»

IV. Работа по теме 

        1. Узнаём биографию.

Метод «Инсерт» (чтение с пометками)    

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о  Е. И. Чарушине):

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом.  Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».                                                                                          С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став  художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.

         2.  Аналитическая работа.С.7

(Дети заполняют таблицу)

Я знаю

+

Для меня новое

!

Любит природу

Пишет

Рисует

30 лет писательской деятельности

анималист

Иллюстрирует книги М.Пришвина, В.Бианки,

С.Я. Маршака М.Горького.

       3. Словарная работа  С.8

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. Прочитаем их с экрана.

— Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан — небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

               Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.   

— Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

         4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми.

Физминутка  

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку.

Прибежали, прибежали,

Ёжики, ёжики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики,  зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

V.  Анализ текста.

Обсуждение  после прочтения.

-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Где произошёл случай,  описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике)

— С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

— Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют  мальчиков. Зачитайте.

—  Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

— А что думает о них автор?  (Автору понравились ребята)

— Почему испугались мальчики? (Услышали топот)

Прочитайте  диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

— Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

— Кто испугал ребят? (Ёжик)

— Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто  не услышал)

— Предположите, сколько  мальчикам было лет?  Из каких строк мы это видим?

 — Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.

Подберите и зачитайте в тексте  строки к иллюстрации.

 — Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали  искать кто же напугал ребят)

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?  (Свернулся в углу шариком)

— Почему ёж свернулся шариком?

— Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

 Почему ёжик не ушел потом в лес?

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

— А как бы поступили вы?

 — Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

 — Можно ли назвать мальчиков смелыми?

— Можем ли мы  ребят осуждать их за трусость?

— Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

—  А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

— Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

— Чему учит нас этот рассказ?  ( Уважать  и беречь  животных. Нельзя  диких животных  брать к себе домой. Ведь их дом — это лес.  Каждый счастлив только у себя дома.)

 Что вы читали? (Рассказ)

— Что вам больше всего понравилось в рассказе?

— Какой совет даёт автор?

— Какая главная мысль рассказа?

2. Работа с пословицами.  Работа в группах.  

Задание для каждой группы одинаковое.

— Чья группа быстрее соберёт пословицы?

Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

— Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

Проверка на интерактивной доске

VI.Работа над составлением плана (с/р)

  1. Самостоятельная работа

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

Презентация на интерактивной доске

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Взаимопроверка (в парах)

Рефлексия

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Какие задания показались интересными?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

— Чему учит нас этот рассказ? 

У кого в жизни была похожая ситуация?

—  Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович Чарушин:

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

VII. Домашнее задание.

Подготовьте чтение по ролям.

+Одно из заданий по желанию:

-Пересказ  самого интересного момента  в рассказе.

-Картинный план в виде книжки-раскладушки

VIII. Самооценка

-А теперь оцените свою работу на уроке, используя лист самооценки.

Лесенка

Верхняя ступень: много узнал,всё понятно на уроке, интересно, легко справлялся с заданиями

Вторая ступень: узнал новое, испытывал затруднения, есть над чем поработать

Нижняя ступень: ничего не понял, не интересно, не справлялся с заданиями

Страшный рассказ

Рассказ про мальчиков Шуру и Петю, которые были одни в доме и их вечером кто-то напугал: в сенях кто-то топал и сопел. Тут пришли мама с папой и нашли в углу ежика.

Страшный рассказ читать

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…

Страшный рассказ - Чарушин Е.И.

Шура и говорит со своей кровати:
— Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.
— Мы воров не боимся, — говорит Шура.
— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
— И тигров не боимся, — говорит Шура.
— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
— Не дыши, — говорит Шура Пете.
— Я не дышу.
Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком.

Страшный рассказ - Чарушин Е.И.

Смотрят — да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел, и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Страшный рассказ - Чарушин Е.И.

❤️ 951

🔥 641

😁 680

😢 346

👎 301

🥱 355

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над
художественным текстом.

Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и
    произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную
    монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и
    прогнозировать текст, сравнивать свои
    предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной
    компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к
    животным.

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация
    презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения
    поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и
проекционное устройства, рисунки учащихся,
сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное
чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных
учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В
2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.:
Просвещение, 2012 – (Школа России),
презентация,карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать
с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с
улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Желаю вам быть внимательными, активными,
находчивыми.

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд
3
)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

— познакомьтесь (прочитать глазками);

— прочитайте шепотом;

— прочитайте медленно;

— прочитайте быстро.

III. Актуализация знаний.
Постановка целей урока
.

3.1. — О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

— Объясните лексическое значение этого слова.

— Какими предложениями насыщено стихотворение?

— Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну,
загадку
)

— Как ответите на вопросы Сергея
Погореловского:

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. — Да, ребята, вы много назвали животных, но
лишь один из них является героем нашего
произведения (назвали много животных, но одного
забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните
задание в группах.

— Возьмите карточки розового цвета. Приступайте
к выполнению задания (семь групп по 4 человека
разгадывают ребусы, в итоге у всех должно
получиться слово ЕЖ или ЕЖИК
). (слайд 4,
приложение 1
)

— Обоснуйте свое решение.

— Молодцы, справились с заданием. Значит, герой
нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. — Ну, а теперь нужно узнать, в каком
произведении живет наш герой. Для этого возьмите
карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой “Филипок”
М.М. Пришвин “Страшный рассказ”
И.Пивоварова “Ребята и утята”
Е.И. Чарушин “Жила-была собака…”

— Обозначьте произведения и авторов, ранее нами
изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд
6
)

— Обоснуйте свой ответ, установив связь между
произведением и автором. (работа со слайдом 6)

— Значит, тема нашего урока будет… (работа со
слайдом 6
) (“Страшный рассказ” Евгений
Иванович Чарушин)

3.4. — Какие задачи мы для себя определим
используя опорные слова? (слайд 7)

— Познакомиться… (работа со слайдом 7) (со
сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

— Учиться правильно… (и выразительно читать
его произведение “Страшный рассказ”).

— Проанализировать(новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

— Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд
8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье
архитектора. Отец много разъезжал и часто брал
сына с собой. Поэтому первые уроки
наблюдательности были получены в этих
путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина
впечатлениями, которые он, став писателем,
облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования
книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он
карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) — В названии используется слово рассказ. (слайд
9)
А что такое рассказ? (Рассказ – это
повествование об отдельном событии из жизни
человека)

— Что такое страх?

— Было ли вам когда-нибудь страшно?

— А теперь, давайте узнаем, что же произошло с
нашим героем. (выключить проектор)
Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо
читающие ученики
).

— Действительно, произведение было страшным?

— А как бы вы озаглавили это произведение? (мой
выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

— Почему же автор назвал его именно “Страшный
рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

— В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

— Объясните лексическое значение слов.

Сени — в деревенских избах и в старину в
городских домах помещение между жилой частью
дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой;
клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд
11)

— Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и
топот в комнате)

— А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.
(кто-то)

V. Физминутка для глаз.

— Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

— Именное он поможет провести нам физминутку
для глазок (слайд 12)

— Прочитайте стихотворение.

— Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

— Сколько грибов совершили движение? (18)

(выключить проектор)

VI. Закрепление изученного.

— Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к
нашему произведению.

Работа с текстом.

— Почему мальчики остались одни? Найдите эти
строки в тексте.

— Какое языковое средство использует автор? (диалог)

— Что такое диалог?

— Сколько участников нам понадобится, чтобы
прочитать его? (два мальчика и автор).
Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду
читать я.

— Какой группе удалось лучше передать
переживания ребят?

— Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами
все лето. Почему?

— Чему учит рассказ? (Уважать и беречь
животных.) (включить проектор)

А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд
13)
“Входи в мир природы! Будь внимательным и
пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше
умей, чтобы вся природа обернулась для тебя
большой Родиной”. (Е. Чарушин)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

— Что способствует лучшему восприятию
прочитанного? (иллюстрации)

— Какие строки из текста соотнесем с
иллюстрацией?

— Изучая природу, Евгений Чарушин пытался
выразить свои наблюдения и впечатления в словах.
А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему
помогали передавать кисти и краски.

— А как называется жанр в искусстве, который
связан с изображением животных? (анималистический)
(работа со слайдом 14)

— Но мы тоже выступали с вами в роли
художников-анималистов, (слайд 15) ( и
открываю доску с работами учащихся, выполненными
на уроке изобразительного искусства ранее).

— Посмотрите, как по-разному кистью и красками
мы изобразили нашего героя.

— Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой
он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над
которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд
16 +
приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем
заслушиваем 3-4 синквейна)

— Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

— А чтобы подвести итог нашего урока, мы
используем прием “Верно ли что…”

VIII. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что …” (использование
сигнальных вееров)
(слайд 17; работа со
слайдом 17)

  • что “Страшный рассказ” — это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями
    произведения?
  • что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

— Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно
приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней
частички солнышка. Если вам понравился урок, вам
было интересно и комфортно покажите улыбку, если
что-то не понравилось — улыбку огорчения, а если
вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

X. Домашнее задание.

— Откройте дневники и запишите домашнее
задание: (слайд 19)

  • страницы учебника 136-138 – читать;
  • составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

По желанию:

  • подобрать к прочитанному тексту пословицы,
    загадки;
  • найти и прочитать русскую народную сказку
    “Пых”.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 20)

На данной страницей можно прочитать «Страшный рассказ» Евгения Ивановича Чарушина. После рассказа на странице представлен вариант плана данного произведения для пересказа.

«Страшный рассказ» Евгения Чарушина

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.

Страшный рассказ

Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет.

В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает — шуршит…

Шура и говорит со своей кровати:

— Мне совсем и не страшно.

— Мне тоже совсем не страшно,- отвечает Петя с другой кровати.

— Мы воров не боимся,- говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся,- отвечает Петя.

— И тигров не боимся,- говорит Шура.

— Они сюда не придут,- отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами во полу: топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ…

Как бросится Петя к Шуре на кровать!

Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

Под одеялом

— Не дыши,- говорит Шура Пете.

— Я не дышу.

Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.

Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик! Он верно, из леса забрался в дом.

Ёжик

Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.

Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето.

Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.


План рассказа «Страшный рассказ»

В курсе литературы 2 класса предлагается составить план рассказа Евгения Чарушина «Страшный рассказ». Предлагаем вашему вниманию такой план. Надеемся он поможет вам для выполнения данного задания.

  1. Шура и Петя остались одни.
  2. Кто-то зашуршал в сенях.
  3. Петя и Шура поняли, что шуршал ёжик.
  4. Ежик остался жить у ребят.


Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать,

делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»;

развивать навыки выразительного беглого чтения;

развивать умение активно воспринимать учебный материал:

анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои

предположения с замыслом автора, формировать навык взаимооценки и

самооценки,формировать коммуникативные навыки работы в группе;

воспитывать любовь к природе, животным.

Ход урока

I. Организационный момент. С.1

II. . Эмоциональная мотивация

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе

стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые,

сердечные люди. Ведь доброта это солнце, которое согревает душу

человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке.

А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»

Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость

изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать

слушателей)

2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».

5 человек получают тест (тест проверяют эксперты по эталону)

1.Как звали в рассказе дикую уточку?

А)Крякря;

Б)Нартнарт;

В)Чироксвистунок.

2.Куда вела утка своих утят?

А)Из болота на речку;

Б)Из леса в озеро;

В)Из деревни в город.

3.Где утка вывела своих утят?

А)На кочке, в болотистом лесу;

Б)В камышах, на берегу озера;

В)На дереве, в теплом гнездышке.

4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?

А)Уткамама боялась лисы;

Б)На озере не было еды;

В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.

5.Что делали утка с утятами около кузницы?

А)Щипали траву;

Б)Купались в песке;

В)Переходили дорогу.

6.Кто увидел утят около кузницы?

А)Заяц Кирюха;

Б)Ребята;

В)Дедушка Мазай.

7.Что сделали ребята с утятами?

А)Стали ловить;

Б)Покормили хлебом;

В)Погнали на озеро.

8.Кто помог освободить утят?

А)Собака Мухтар;

Б)Автор рассказа М.Пришвин;

В)Уткамама.

Вывод.

Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)

Все звери и птицы – это наши «братья меньшие». Мы их должны защищать и

по мере возможности помогать им. Ребята ради забавы совершили

некрасивый поступок. Надеюсь, они поняли свою ошибку. Этим рассказом

М.Пришвин хочет предостеречь нас от таких вот необдуманных поступков.

Мы должны быть настоящими друзьями природы. А что это значит? Кто как

это понимает?

« В лес пойдёшькогонибудь да увидешь.

А увидешьузнать узнать захочешь. Узнаешьнепременно полюбишь.

А полюбишь – в обиду не дашь.

Уж так человек устроен – что любит , то и защищает!» Эти слова сказал

замечательный детский писатель Николай Иванович Сладков.

Зажгите в своем сердце маленький огонек любовь ко всему живому, и тогда

нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

Перед вами жёлтые карточки. Прочитайте.

Сегодня мы берём в наше путешествие эти слова. Нужно попроситься!

Почему? Что это за слова?( Т.Л. возьмите меня .Я Забота) и т. д. ( на доску

дети прицепляют)

Эти качества особенно нам понадобятся, потому что мы начали изучать

раздел « О братьях наших меньших»

С.2 Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые

сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которая

также представлена на слайде.)

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая

солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища

сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода

будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные

животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице –

воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять

природу значит охранять Родину”.

Сегодня мы продолжим разговор о природе

III. Постановка темы и целей урока

1.Вызов:

С.3Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Почему я именно эту загадку вам предложила? (Мы будем изучать

произведение, героем которого будет ёжик.)

2.Сообщение подготовленного ученика ( Алиса)

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке 5 6 тысяч

иголок. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев.

Обыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не

любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или

других укрытиях. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают

вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют

насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. Из растений

может поедать ягоды и фрукты.

У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат (каждая самка может выносить

до 8 ежат, но это встречается редко). Детеныши появляются на свет,

абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов,

начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата

полностью покрываются колючками.

Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого

возьмите карточки белого цвета. Ручкой.

Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к

выполнению задания. (слайд 6)

3. Постановка темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил

животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним

относился.

4.Выставка книг Е. И. Чарушина С.5

Какие рассказы Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими

впечатлениями о них.

Работа с портретом Е.И. Чарушина.

Ребята подготовили для нас небольшие сообщения о Евгении Ивановиче

Чарушине. Послушаем :

IV. Работа по теме

1. Узнаём биографию.

Метод «Инсерт» (чтение с пометками)

Сообщение 1.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года.

Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко

брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в

этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.

Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его

понимать природу, животных.

Сообщение 2.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной

натуре. Вначале известность к нему пришла как к художникуиллюстратору.

Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки,

С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных , их

повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом,

карандашом и кистью.

.Сообщение 3

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и

его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает

детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых

зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение

животных.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин

начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные

рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть

книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Работа со словами : Художник –анимамалист, скульптор, иллюстратор.

СЛОВАРь!!!!( Милена) Идёт за стол учителя.

С каким словарём работала?Скажи и покажи.

Заполните таблицу. Что нового узнали и что знали о авторе.

2. Аналитическая работа.С.7

(Дети заполняют таблицу)

Рисует

30 лет писательской

деятельности

Иллюстрирует

книги

М.Пришвина,

В.Бианки,

С.Я. Маршака

М.Горького.

В тексте вы встретите незнакомые слова. Прочитаем их с экрана. Игра «

Мямлики и Шустрики»

Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к

жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чуланнебольшое подсобное помещение хозяйственного назначения,

отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

Клеть кладовая при избе или в отдельной постройке.

Было ли вам когданибудь страшно?

Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши

предположения, мы узнаем после его прочтения.

ТЕМА. Е.ЧАРУШИН «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ»

4. Первичное чтение рассказа учителем и хорошо читающими

детьми.

Физминутка

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

V. Анализ текста.

Обсуждение после прочтения.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На дача у самого леса, в

маленьком домике)

Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке

С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)

Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков.

Зачитайте.

Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)

А что думает о них автор? (Автору понравились ребята)

Почему испугались мальчики? слышали топот)

Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.

Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)

Кто испугал ребят? (Ёжик)

Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом,

прижались друг к другу, лежали тихотихо, чтобы их никто не услышал)

Предположите, сколько мальчикам было лет? Из каких строк мы это

видим?

Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в

событиях.

Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.

Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? тали искать кто

же напугал ребят)

Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)

Почему ёж свернулся шариком?

Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?

Почему ёжик не ушел потом в лес?

Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

А как бы поступили вы?

Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?

Можно ли назвать мальчиков смелыми?

Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?

Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? трах)

А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)

Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

Чему учит нас этот рассказ? ( Уважать и беречь животных. Нельзя диких

животных брать к себе домой. Ведь их дом это лес. Каждый счастлив

только у себя дома.)

Что вы читали? ассказ)

Что вам больше всего понравилось в рассказе?

Какой совет даёт автор?

Какая главная мысль рассказа?

5. Художественное исполнение.

(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).

Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства,

которые хотел донести до нас автор.

Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем

прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения

2. Работа с пословицами. Работа в группах.

Задание для каждой группы одинаковое.

Чья группа быстрее соберёт пословицы?

Пуганая ворона и куста боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему

идёт.

Трусливому зайцу и пень волк.

Трус своей тени боится.

У страха глаза велики.

Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

Проверка у доски.Важно с детства учиться контролировать свой страх, не

поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в

полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение

спокойствия.

VI.Работа над составлением плана (с/р)

1. Самостоятельная работа

У каждого ученика на карточках деформированный план рассказа–

Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст

произведения.

Презентация

План:

1)Мальчики остались одни.

2)Странные звуки.

3)Испуганные дети.

4)Родители вернулись.

5)Неожиданная находка.

6)Ёжик остался на даче.

2. Взаимопроверка (в парах)

Рефлексия

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Какие задания показались интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

Чему учит нас этот рассказ?

У кого в жизни была похожая ситуация?

Послушайте, с какими словами обращается к вам Евгений Иванович

Чарушин: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и

смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для

тебя большой

Родиной».

VII. Домашнее задание.

Подготовьте чтение по ролям.

Одно из заданий по желанию:

Пересказ рассказа.

Рисунок к понр. Эпизоду.

VIII. Рефлексия.

По алгоритму.

Зажгите в своем сердце маленький огонек любовь ко всему живому, и тогда

нам всем жить на этой земле станет намного радостнее и интереснее.

Спасибо за работу!

Соколова

Лидия

Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ «Ярковская СОШ» Новохопёрского района Воронежской области

Урок литературного чтения

во втором классе

по теме: «Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Цели: продолжить изучение рассказа Е.Чарушина «Страшный рассказ», совершенствовать технику чтения, развивать логическое мышление, память, речь, учить детей делить текст на смысловые части, озаглавливать их, читать по ролям, расширять литературный кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родной природе.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, определять последовательность событий, составлять план рассказа, пересказывать подробно по плану, сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Метапредметные: учить формулировать собственное мнение и позицию, выделять важную и ценную информацию, участвовать в обсуждении, оформлять свои мысли в устной речи, строить понятные высказывания, слушать и понимать других, формировать коммуникативные навыки работы в группе.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать положительное отношение к учёбе, самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Виды деятельности: работа с книгой, беседа, работа в группах, парах, составление плана, игровая деятельность.

Оборудование.

Учебник Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение», 2 кл., ч.1, рабочая тетрадь «Литературное чтение» М.В.Бойкина, 2 кл., презентация, мультимедийная установка, карточки с планом, книжки с иллюстрациями Е.Чарушина, карточки для игры «Верно-неверно», изображение ёжика, смайлики…

Ход урока.

Оргмомент. Организация класса на работу. (Урок открытый.На уроке присутствуют гости)

Мотивация урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, делать для себя какие-то выводы.

Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох – выдох одним толчком воздуха.

Глубокий вдох – выдох тремя толчками-порциями.

Речевая разминка.– Ребята, а кто это трещит в лесу? (Изображение сороки)

Она предлагает и вам «потрещать».

Работа над скороговоркой. Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

— Читаем с экрана скороговорку. Почувствуем её ритм. Положите руки на стол ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово, постепенно увеличивая темп (1) медленно; 2) в среднем темпе; 3) 3 раза быстро).

Целевая установка урока.

— Произведения какого раздела мы изучаем?

— Кого мы так называем?

— О каких животных мы уже прочитали стихи и рассказы?

— Сегодня ещё поработаем над произведением, которое изучали на прошлом уроке.

— Как называется рассказ? Кто его автор?

— Что можете рассказать о Е.Чарушине? Что запомнили о нём? (Писатель- художник) Слайд – портрет писателя.

Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» — так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.

Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали, свистели птицы. Это были друзья мальчика.

Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. 

Когда Женя вырос  и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных.

Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

(Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин. А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу. Художник, который рисует животных, называется анималист. 

Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

— Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?(Наблюдательным)

— А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное?

— Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

 Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

— Как вы думаете, что сегодня будем делать с текстом?

Второй урок давайте спрогнозируем вместе.

— Какие виды работы вы предлагаете? (Чтение по ролям, деление на части, озаглавливание частей, пересказ).

Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Загадка. Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт.

Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель…(ёжик).

— Какова роль ежа в этом рассказе?

— Действительно ли этот рассказ страшный?

— Какие чувства у вас возникли при первичном чтении?

(Ужас, страх, испуг, трепет, боязнь, паника)

— В какой момент вы волновались?

— Что у вас вызвало улыбку?

Жужжащее чтение (в течение одной минуты).

Этап закрепления и применения знаний

Почему рассказ, где главные герои мальчики, помещен в раздел “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

Кто еще главный герой в этом рассказе? (ежик)

Беседа по вопросам, сопровождающаяся чтением «цепочкой».

— Как получилось, что дети остались одни?

— Где всё произошло?

Проблемный вопрос:— Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

— Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? — — Что такое диалог? Кто участвует в разговоре? Распределяем роли.)

Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде, чем читать, определим ТОН – спокойный или взволнованный;

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша;

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

— Что напугало ребят?

— Как вы думаете, испугались мальчики, когда услышали какой-то топот?

Прием “Эмпатии”

У: Давайте войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

Страх Ужас Испуг Беспокойство (испуг, беспокойство, страх. ужас)

У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

— Что сделали родители, когда вошли в дом?

— Как вёл себя ёжик, когда его искали?

— Чем закончился рассказ?

Физкультминутка.

Проблемная ситуация.

— Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, действуют реальные герои – мальчики, их родители, настоящий ёжик)

Работа в парах по РТ с.45.

Выполним задание 1.

— Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

— Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре.  Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Работа над планом. Выбор подчёркнутых слов. Конверты «Восстанови события, расположив последовательно пункты плана»

Работа в группах. 1 группа — о еже, 2 группа — пословицы.

Сравнение текстов.

Учебник, с.155 – чтение учителем статьи из энциклопедии.

— Что нового узнали о ежах?

— Чем похожи и чем различаются эти тексты? (Вывод, с.154)

Проверка и оценивание усвоения изученного. Игра на внимательность.

— Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным.

1. Без мамы и папы дети не ложились спать.

2. Мальчиков звали Шура и Петя.

3. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

4. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Рефлексия (размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния)

— Ожидали вы такого поворота событий?

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— Можем ли мы осуждать мальчиков за трусость?

— Почему ёжик не ушёл в лес?

— Как вы думаете, возьмут его мальчики в город?

— А как бы вы поступили? (Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес.Только голодных и раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом обязательно отпустить.)

Этап обобщения

Составление коллективного синквейна «Ёжик» 

Ёжик

Круглый, колючий.

Пыхтит, шуршит, топает.

Ёжик охотится по ночам, или Ёж – полезное животное.

Хищник.

Домашнее задание.

У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а с приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. И даже случившееся с мальчиками вызывает улыбку. Попробуйте подобрать другой заголовок к рассказу. (“Случай на даче”, “Ежик”, «История про ёжика», «Случай с мальчиками»)

Итог урока.

— Сбылся наш прогноз в начале урока? Выполнили всё намеченное?

— Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок?

— О чём заставляет задуматься нас Е.Чарушин? (Чтобы не бояться. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой.)

— Чему учит нас этот рассказ? (Уважать, беречь животных. Не нужно брать диких животных домой. Ведь их дом – это лес. Каждый счастлив только у себя дома. Изучать повадки животных, чтобы их не бояться.Быть дружными, готовыми прийти на помощь в трудную минуту, поддержать товарища, друга.)

Отношение к природе.

— Почему надо любить и беречь природу?

На этот вопрос Е.Чарушин ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

— За отличную работу ребята получают изображение ёжика на память.

— Где бы вы могли найти и прочитать другие  произведения Е. И. Чарушина?

Вырази своё отношение к уроку. Самооценка. («Светофор»)

— Что на уроке понравилось?

— За что я себя могу похвалить? Что у меня получилось?

  • Литература 2 класс стр 96 97 письменно составить план рассказа
  • Литература 2 класс стр 48 план сказки
  • Литература 2 класс сказка про домашнее животное
  • Литература 2 класс сказка о рыбаке и рыбке рабочая тетрадь
  • Литература 2 класс сказка о рыбаке и рыбке ответить на вопросы номер 6