Страница 40 из 46
Ответы к странице 132. Н. Носов. Федина задача
1. Что тебе понравилось в рассказе Н. Носова? Прочитай самые интересные эпизоды рассказа выразительно. Вызывают ли они у тебя улыбку, смех?
Ответ:
Рассказ «Федина задача» повествует о мальчике, который вместо того, чтобы делать домашнее задание, пытался одновременно смотреть и концерт по телевизору. Конечно, задачу по математике он при этом решить не смог. Мне понравилось, как интересно описал автор этот момент. Н.Носов показал, что нельзя заниматься одновременно двумя делами − если уж сел за домашнее задание, то им и следует заниматься.
У меня вызывают улыбку эпизоды про одеяла, когда Федя перепутал задачи, и его гнев на колокольчики.
«— Ну, гремит и пусть гремит, — сказал Федя. — Нам−то какое дело? Нам надо задачу решать. На чём тут мы остановились? Так… «Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за две−сти пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности…» Позвольте! Откуда тут ещё одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, чёрт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи…»»
«— Опять про колокольчик! — воскликнул Федя. — На колокольчиках помешались! Так… Утомительно гремит… в каждом мешке… рожь смололи, причём из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна… То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно−голубые?»
2. Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи основную особенность юмористического рассказа.
Ответ:
Это юмористический рассказ. Он описывает одно событие, вызывает смех у читателя, герой его попал в комическую ситуацию.
Основная особенность юмористического рассказа состоит в том, что его герои оказываются в смешных, нелепых ситуациях и это смешит читателя.
3. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре? Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Представьте их встречу, разыграйте сцену с друзьями. Подумайте, какой разговор состоится между ними.
Ответ:
Федя двадцать раз перечитал задачу, но так ничего и не понял. Ведь параллельно он слушал концерт. Комментировать песни у Феди получалось лучше, чем решать задачу.
Если Юра тоже смотрит концерт или играет в игру на компьютере, он не сможет помочь Феде. Но если Юра собранный и ответственный мальчик, то он мог уже решить эту задачу.
− Привет, Юра!
− Привет, Федя!
− Слушай, у меня тут одна задача противная никак не получается, может поможешь решить?
− А что за задача?
− Ну та, про мешки и муку.
− Так это же очень простая задача! Как же ты не можешь её решить?
− Да я вроде начинаю читать, а тут то блоха скачет, то колокольчики звенят. Ну никак не дадут спокойно подумать!
− Так ты блохастый что ли? Иди−ка ты, Федя, в баню!
− Да нет, это концерт. По телевизору. Там эти блохи скачут, в кафтанах.
− Тогда понятно. Ладно, садись, объясню тебе, как задачу решить.
4. Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»? Какую задачу, по мнению писателя, должен решить мальчик? А ты догадался?
Ответ:
Название рассказа таково не только потому, что Федя решал задачу по математике. Перед ним стояла совсем иная задача. Он должен был научиться внимательности и собранности. Он должен был понять, что нельзя заниматься несколькими делами сразу. Что нужно делать уроки, не отвлекаясь на музыку. И тогда всё получится.
5. Представь себя на месте Феди. Придумай рассказ, как ты решал задачу. Сделай его юмористическим, запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Как−то раз сел я делать уроки. Была задана задача по математике. Как я не люблю решать задачи, они такие запутанные и непонятные! Но куда деваться … Раскрыл я учебник, нашел нужную задачу и стал читать условие. В это время надо мною пролетела муха. Вот какая занудливая: летает и жужжит, мешает сосредоточиться. Но вернемся к задаче. В ней говорится о пассажирах на кораблях, которые то сходят, то заходят на корабль. Вот какие странные, не плавается им спокойно. А вот муха опять кружит. Интересно, сколько кругов она сделает ? Один, два, три … Ах, да условие я так и не записал. Как−то все запутанно: было 90 пассажиров, сошли 25 пассажиров, потом снова сели на корабль 30. Вот странные, зачем−то сходят и садятся, а мне тут думать надо и решать. Круги я так и не сосчитал. Вот какой я растяпа, а муха уже улетела. Нет, наверно, я один задачу не решу. Надо ждать, когда мама придет с работы. И кто придумывает такие сложные задачи?
Дата: 18.04. 2019 |
ФИО учителя: Малышева Ольга Васильевна |
Школа: 109 |
ФИ студента: Гирш Анастасия |
Класс: 3 «б» |
ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________ |
Кабинет: 103 |
Конспект урока по литературному чтению
Тема: « Н. Н. Носов «Федина задача»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».
Планируемые результаты
Предметные:
— знать биографию писателя
— уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
— уметь прогнозировать содержание текста;
— уметь воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные:
— проявлять интерес и творческое отношение;
— проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник УМК «Школа России», 3 класс, 2 часть, творческая тетрадь, презентация к уроку
Этап урока Методы и приемы |
Хронометраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой |
1 мин |
-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! — Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на уроке. Присаживайтесь. — Чему мы учимся на уроках литературного чтения? — А для чего вам нужны эти знания? — Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. |
— Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. — Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов. — Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок. |
Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: выборочное чтение |
4 мин |
Речевая разминка — Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку. Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. — Читаем про себя. — Читаем хором по слогам. — Читаем хором словами. — Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией. — Читаем медленно, быстро. — Кто хочет прочитать самостоятельно? — Молодцы, ребята! А теперь выполним ещё задание. У каждого на парте лежит карточка с разными буквами. Вам нужно найти и обвести только гласные буквы. А теперь найдите и обвести только парные согласные. — Сверьте с эталоном. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. |
— Читают скороговорку по заданию учителя. — Ищут гласные буквы, парные согласные. — Выполняют самопроверку. |
П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа, подводящий диалог |
3 м |
— Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг? — Вы уже догадались, о каком писателе мы сегодня будем говорить? — Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете анаграмму. Ачадаз анидеф — Отлично. Теперь сформулируйте тему урока. — Поставьте цель. |
— Н. Носов. — О Николае Носове. — Федина задача. — Николай Носов, Федина задача. — познакомиться с жизнью и творчеством Н. Носова и его произведением «Федина задача». |
П: синтез. П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа , слово об авторе Практический: работа со словарными словами. Работа с книгой: чтение текста. |
17 м |
— Сегодня я расскажу вам про автора , внимание на слайд. (Рассказ учителя ) — Откройте стр. 164 в учебнике. Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе? Словарная работа —Когда мы будем читать произведение, вам попадутся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.
— Сейчас мы прослушаем аудиорассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы. 1) Воспроизведение 1 части аудиорассказа (до слов: «и сел за стол … «). -Откуда пришёл Федя? — Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки? — А что же сделал, Федя? -Что можно сказать про Федю? -А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? — Поднимите руки. 2) Воспроизведение 2 части аудиорассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…»). -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? — А как бы вы поступили? — Как будут развиваться события дальше? Предположите. 3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста). -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? — Почему Федя не мог решить задачу? -Чем заканчивается рассказ? Динамическая пауза — Давайте отдохнем, все встаем, отходим от парт. Я буду читать вам высказывания. Если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.
|
— Слушают биографию автора. — Предположения детей. — Словарная работа. — Читают и анализируют 1 часть. — С катка. — Может быть сестра, брат. — Включил радио, решил делать уроки под музыку. — Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки. — Поднимают руки. — Читают и анализируют 2 часть. — Делает сразу несколько дел. — Предполагают. — Читают и анализируют 3 часть. — Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио. — Предположения детей. — Пошёл к другу. — Выполняют динамическую паузу. — Топают. — Хлопают. — Топают. — Хлопают. — Хлопают. — Топают. |
П: смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной форме. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закрепление Словесный: разъяснение, беседа |
4 м |
-Кому понравился рассказ? Чем? -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? — Прочитайте пословицу на слайде. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». — Как вы её понимаете? -Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею? — О чем вы задумались, прочитав рассказ? -Как правильно нужно выполнять домашнее задание? -Чему учит рассказ Н. Н. Носова? |
— Отвечают на вопросы. — Читают пословицу. — Если делать 2 дела одновременно, не получится сделать качественно ни одного. — Да. — Нужно сначала сделать одно, а потом другое. — Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание. |
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический : восстановление цепи событий в рассказе. |
3 мин |
— Посмотрите на слайд. Что вы увидели?
— Верно. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр в тетради. — Сверьте с экраном. У кого все верно, поставьте знак +. |
— Цитатный план. — 2, 3, 1, 5, 4. |
Р: саморегуляция. П: анализ. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: разъяснение. Практический: упражнение. |
3-4 мин |
Математический диктант ( в парах)
|
— 6. — 2. — 5 — 2. |
К: планирование учебного сотрудничества. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. |
4 мин |
Какая была цель урока? — Вы её достигли? — Чему вас научил рассказ? — Домашнее задание: сочинить рассказ «Федя у друга». — Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха. 1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ. 2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа. 3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок. — Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3? Спасибо за урок! |
— Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача» — Да. — Обдумывать свои действия. — Записывают домашнее задание. — Оценивают свою деятельность на уроке. |
Р: осуществление итогового контроля |
Конспект урока литературного
чтения
Тема: Н.Н.Носов «Федина
задача».
Класс: 3.
Тип урока:
комбинированный.
Программа: «Школа
России».
Цель урока: знакомство с
юмористическим рассказом Н.Н. Носова «Федина задача» и анализ его идейно-художественного
содержания.
Задачи:
Образовательные:
–
познакомить с
биографией Н.Н.Носова;
–
формировать
навык осознанного и выразительного чтения;
–
учить
формулировать идею произведения.
Развивающие:
–
формировать
умение планировать свои действия и оценивать их реализацию;
–
развивать
умение искать нужную информацию в тексте;
–
высказывать
свое мнение и доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
–
воспитывать
интерес к уроку литературного чтения.
Оборудование: учебник
«Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 3 кл. 2 ч.
с. , интерактивная доска, проектор.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационно-мотивационный |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Помогите мне закончить строчки Ужасно интересно, все то, что… А то, что неизвестно, нам хочется… Но чтоб добыть нам знания, проявим Тогда с тобою многое удастся нам.… Что же ждет нас сегодня на уроке? |
Неизвестно. Узнать. Старание. Понять. |
Целеполагание. |
Правильно, сегодня нам предстоит Правильно, это детский писатель Знакомы ли вы с произведениями, С каким произведением писателя Сделайте вывод, какова тема Поставьте цель нашего урока. Посмотрите на экран. Определите На экране: 1.Прочитать произведение 2.Оценить свою работу на уроке. 3.Учиться определять главную |
Н.Н.Носов. Затейники, Федина Произведение Знакомство |
Подготовка |
В каком жанре писал Н.Н.Носов? Чем отличается юмористический Т.к. с писателем вы уже знакомы, Викторина. 1. Послушайте и скажите, как А я один — Врешь! — Нет, правда! — Почему же ты не умер? – 2. Открыли мы дверь. В комнате Я говорю: — Пойди сними одеяло. А Валя — Нет, ты пойди! Я говорю: — Там же никого нет. — А может быть, есть! 3. Самый знаменитый житель 4. 5. Вы хорошо знаете произведения Прежде чем мы начнем чтение, Учитель просит объяснить, что Диктор—работник радио или телевидения, который читает текст перед Кафтан — длинная верхняя одежда. Подпоясывался Чурбан — обрубок бревна или глупый Портной — специалист по шитью одежды. Мельница — помещение, в котором из зерна делают муку. Титулярный советник — высокий служебный чин в Тонна — единица измерения массы и объема, 1000 кг. Полудённый — южный — полдневный. |
Юмористический Изображается какая-либо смешная 1.Фантазеры. 2.Затейники. 3.Незнайка.Приключения 4.На |
Первичное |
Приступим к знакомству с Чтение сильными учениками. |
|
Проверка |
Понравилось ли вам произведение? Был ли в вашей жизни похожий Можно ли назвать рассказ Почему? |
|
Постановка проблемного вопроса. |
В чем заключалась Федина задача? |
|
Чтобы не попасть в такую Физминутка. А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели. Вновь за дело! |
||
Перечитывание и анализ |
Составим план рассказа. На Исправьте порядок рисунков. Мы восстановили На сколько частей разделим Первая часть «Федя дома» Прочитайте, с каких слов Прочитайте, чем она будет Обратимся к 3 части «Хорошая Найдите конец 3 части. Переходим к 4 части «Федя идет к Конец этой части совпадает с Мы составили план рассказа Н.Н.Носова Прочитайте пункты плана. 1 Вернемся Откуда Найдите и прочитайте, почему Кто Найдите Что А вы при выполнении уроков Отвлекает ли это вас? Какую ошибку совершил Федя, Давайте дадим совет Феде, как Что можно сказать о Феде? Какой Обобщение: мы прочитали с вами рассказ 2 Переходим О На что отвлёкся мальчик, читая Что возмутило Федю? Конечно, Федя, слушая песню, Прочитайте строчку из песни, Почему Федя сказал, что песня Что отвлекло мальчика снова? Как вы поняли, кто это? С какой стороны вы увидели Федю Обобщение: мы обсудили с вами вторую часть 3 Переходим Обратите внимание, Носов пишет о (Как вы потёрли бы руки, если бы Почему он это сделал именно так? Помогло ли это? Что отвлекло мальчика снова? Прочитайте слова песни. Почему Феде понравилась именно Как вы поняли, что песня Феде Обобщение: мы обсудили 3 часть рассказа. 4 часть. Переходим к 4 части. А знаете ли вы, строчки какого Найдите и прочитайте, как Почему? Как мы можем прочитать этот Давайте попробуем прочитать этот Понял ли задачу Федя? Какой выход он нашел? Предположите, смогут ли мальчики Прочитайте,какие фразеологизмы Ребята, так кто же виноват в Обобщение: Мы обсудили с вами последнюю Работа с пословицами (на Ребята, поработайте в парах. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Не На Ну-ка, Интересно, Он потер Так… О Однозвучно 1. Федя дома. 2. Кафтан для блохи. 3. Хорошая песня. 4. Федя идет к Юре Сорокину. Пришел с катка. Вот и хорошо! По крайней мере, Младшая сестра, мама. Концерт — Он Федя рассеянный, он не сосредоточен На мельницу доставили мешки с На песню. Блоха ему, видите ли, милей Блохе — Прослушав Вопрос: Человек, имеющий высокий Чтобы показать нам, что мальчик Чтобы переключиться с песни на Нет. Началась песня, кот.ему Феде. Легко на Она И любят Настроение Он даже Зимняя С раздражением. Т.к. Федя Раздраженно, Нет. Помощь Отв.детей. С ума Сам Федя, |
Обобщение. |
Ребята, так почему же рассказ Какова главная идея Кто-нибудь увидел в этом Как вы будете теперь подходить к Кто виноват, что Федя не Почему это произведение Докажите, что рассказ На экране: выберите верные ответы. С какой Чтобы: 1. Развеселить читателя. 2. Подшутить над кем-нибудь. 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. 4. Разбудить фантазию читателя Сегодня на уроке мы Носов хотел помочь таким же |
Нужно серьезно подойти к одному |
Рефлексия. |
На доске Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. |
|
Д/з. |
На Выразительное Сочинить Нарисовать |