Литература 5 класс коровина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                            Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                               Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                      Слайд 3

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                    Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.

Литература

5 класс

Урок № 15

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • события сказки, главные и второстепенные герои;
  • фольклорная основа сказки;
  • противостояние добрых и злых сил;
  • общность и различия главных героев.

Тезаурус

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Перст – палец руки.

Кротость – смирение, покорность, незлобивость.

Чернавка – служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).

Сорочин – сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.

Спе́шить – сбить с коня, сделать пешим.

Горница – верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения.

Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019)
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019)
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью. Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.

Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.

Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:

Пёс ей под ноги — и лает

И к старухе не пускает;

Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой:

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей…

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сказка о мёртвой царевне, как и другие сказки А. С. Пушкина, не была написана специально для детей. За занимательным сюжетом и яркими героями – глубокая авторская мысль о противостоянии добра и зла, об истинной и ложной красоте, о внутренней красоте человека.

Образ заглавной героини сказки иллюстрирует пушкинское представление об идеальной русской женщине: доброй, кроткой и верной.

С. Я. Маршак в статье «О сказках Пушкина» писал: «Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мёртвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Богатыри положили царевну в гроб…

Варианты ответа:

Стеклянный

Золотой

Хрустальный

Серебряный

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: хрустальный.

Подчеркивание элементов

Задание: Царица отравила царевну при помощи

Варианты ответа:

Яблока

Напитка

Мёда

Зеркала

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: яблока. Выбор варианта осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

5 класс

Урок № 18.

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».

2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

— Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

— Составьте цитатный план.

  • «Царь с царицею простился..»

  • «Царь женился на другой..»

  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»

  • «А царевна все ж милее..»

  • «Вот Чернавка в лес пошла..»

  • «Будь нам милая сестрица»

  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»

  • «В руки яблочко взяла»

  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»

  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»

  • «Свадьбу тотчас учинили»

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

2.1. Слово учителя об истории создания сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.

2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла).

— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).

2.5. Слово учителя.

Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.

2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

— С кем сравнивает поэт царевну?

— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.

— Почему мачеха решила расправиться с царевной?

2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».

— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?

— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?

2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

2.11. Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

— Каково лексическое значение слова «богатырь»?

— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?

2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

IV. Подведение итогов урока.

— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнетанайская средняя школа

Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета

Учитель русского языка и

литературы:

Александрова Наталия Ивановна

С. Нижний Танай

2017

Класс: 5

Цель урока: Познакомить с понятиями «сюжет» и композиция литературного произведения.

Задачи урока:

Образовательные задачи

Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

Воспитательные задачи

содействовать эстетическому воспитанию учащихся

воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу

Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.

Оборудование урока:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Демонстрационный экран

Презентация

Ход урока

Актуализация знаний

Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина

Слайд 2. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина

Слайд 3. Иллюстрация к сказке «Спящая царевна и семь богатырей»

Изучение нового материала:  объяснение учителем литературоведческих понятий.

1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.

Слайд 4:

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Слайд 5:

2. Ученики получают статью «Истоки сюжета». Самостоятельно читают.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.

В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме того, Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.

Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.

Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западноевропейской культуры.

Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.

Слайд 6:

Выполняют задание по стратегии «Вопросительные слова». Друг друга задают составленные вопросы по статье «Истоки сюжета» и отвечают.

Прогнозирование предстоящего чтения:

по названию: Обратите внимание на название текста.

— Как вы думаете, о чём будет сказка?

— Почему богатырей именно семь?

— Назовите, чем отличаются «царевна» и «царица»?

— Как вы думаете, сказка с грустным концом?

Слайд 7:

по иллюстрации

— можем ли мы проследить сюжет сказки по иллюстрации?

— кто, по-вашему, изображён на первой, второй и третей иллюстрациях?

— о чём могут говорить царица и девушка (№ 4,5)?

— вернулась ли царевна домой (№ 6)?

— сколько добрых молодцев изображена на иллюстрации 7? Как вы думаете, кто они?

— Что изображено на иллюстрации 8?

Слайд 8:

-Найдите отличие между 9 и 10 слайдами. Нужен ли 10 слайд?

— что изображено на 11 иллюстрации?

— как вы думаете, кто это (№12)?

— что изображено на иллюстрациях 13-15?

V. Творческая работа.

Попробуйте написать небольшую сказку по данным иллюстрациям.

Домашняя работа: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
PPTX / 6.4 Мб

Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне

в поисках невесты.

В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.

Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисейученик).

Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?

Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя

надежда это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.

Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?

(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к

Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся,

взывая», очень огорчён, разочарован.)

В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие,

мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских

традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется

православным.

Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в

достижении цели)

Что движет им? (Любовь)

Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным,

настойчивым, смелым.

За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон

оказывается ложным, девушка жива.

Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)

Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).

Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,

И царица умерла»).

Что и подтверждают слова Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт! Слайд №4

Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5

Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу мачеху и царевну. Мы

видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику,

через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.

Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая

добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и

положительные царевны, делают выводы)

Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:

Зло изворотливо, коварно, скрытно,

Добро же простодушно и открыто.

Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)

Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)

Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая,

милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая,

добродетельная, верующая, любящая)

А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с

такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро,

«Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)

  • Литература 4 класс чехов мальчики план рассказа
  • Литература 4 класс характеристика героя сказка о мертвой царевне и
  • Литература 4 класс учебник 1 часть сказка о мертвой царевне план
  • Литература 4 класс рассказы льва николаевича толстого
  • Литература 4 класс рассказ о ашик кериб