Литература. 5 класс.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Противоборство добрых и злых сил в сказке.
Урок – исследование
Цели урока.
- Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
- Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
— Как вы думаете, так ли это?
— Отвечают.
— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.
— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
— Царевны и царицы. Слайд 4.
— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
— Как разворачиваются события дальше?
— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
- Представление сказочного персонажа.
- Описание внешности.
- Черты характера.
- Отношение к окружающим.
- Отношение окружающих к героине
- Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Литература
5 класс
Урок № 15
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- события сказки, главные и второстепенные герои;
- фольклорная основа сказки;
- противостояние добрых и злых сил;
- общность и различия главных героев.
Тезаурус
Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
Перст – палец руки.
Кротость – смирение, покорность, незлобивость.
Чернавка – служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).
Сорочин – сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.
Спе́шить – сбить с коня, сделать пешим.
Горница – верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения.
Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.
Список литературы
Обязательная литература:
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256
2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019)
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019)
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.
Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью. Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.
Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.
Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.
Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить…
Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.
Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:
Пёс ей под ноги — и лает
И к старухе не пускает;
Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой:
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось!..
Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.
Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей…
Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».
Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.
Теоретический материал для углубленного изучения
Сказка о мёртвой царевне, как и другие сказки А. С. Пушкина, не была написана специально для детей. За занимательным сюжетом и яркими героями – глубокая авторская мысль о противостоянии добра и зла, об истинной и ложной красоте, о внутренней красоте человека.
Образ заглавной героини сказки иллюстрирует пушкинское представление об идеальной русской женщине: доброй, кроткой и верной.
С. Я. Маршак в статье «О сказках Пушкина» писал: «Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мёртвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Задание: Богатыри положили царевну в гроб…
Варианты ответа:
Стеклянный
Золотой
Хрустальный
Серебряный
Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: хрустальный.
Подчеркивание элементов
Задание: Царица отравила царевну при помощи
Варианты ответа:
Яблока
Напитка
Мёда
Зеркала
Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: яблока. Выбор варианта осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
5 класс
Урок № 18.
Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Цель:
-
выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
-
развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
-
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?
— Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
— Составьте цитатный план.
-
«Царь с царицею простился..»
-
«Царь женился на другой..»
-
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
-
«А царевна все ж милее..»
-
«Вот Чернавка в лес пошла..»
-
«Будь нам милая сестрица»
-
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
-
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
-
«В руки яблочко взяла»
-
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
-
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
-
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
-
«Свадьбу тотчас учинили»
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Анализ содержания сказки.
2.1. Слово учителя об истории создания сказки.
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.
2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.
2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».
— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).
2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».
— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла).
— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).
— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).
— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).
2.5. Слово учителя.
Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.
2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».
— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).
— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).
— С кем сравнивает поэт царевну?
— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
— Почему мачеха решила расправиться с царевной?
2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».
— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?
— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?
2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к царице?
2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».
— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
2.11. Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
— Каково лексическое значение слова «богатырь»?
— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?
2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».
— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».
— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
— Почему так подробно описывает автор яблочко?
— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».
— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
IV. Подведение итогов урока.
— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнетанайская средняя школа
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета
Учитель русского языка и
литературы:
Александрова Наталия Ивановна
С. Нижний Танай
2017
Класс: 5
Цель урока: Познакомить с понятиями «сюжет» и композиция литературного произведения.
Задачи урока:
Образовательные задачи
Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.
Совершенствовать понятие о литературной сказке
Развивающие задачи
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Развивать навыки критического мышления
Сопоставлять произведения разных видов искусства
Воспитательные задачи
содействовать эстетическому воспитанию учащихся
воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу
Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.
Оборудование урока:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационный экран
Презентация
Ход урока
Актуализация знаний
Слайд 1. Портрет А.С. Пушкина
Слайд 2. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
Слайд 3. Иллюстрация к сказке «Спящая царевна и семь богатырей»
Изучение нового материала: объяснение учителем литературоведческих понятий.
1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.
Слайд 4:
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Слайд 5:
2. Ученики получают статью «Истоки сюжета». Самостоятельно читают.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.
В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».
Кроме того, Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.
Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.
Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западноевропейской культуры.
Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.
Слайд 6:
Выполняют задание по стратегии «Вопросительные слова». Друг друга задают составленные вопросы по статье «Истоки сюжета» и отвечают.
Прогнозирование предстоящего чтения:
по названию: Обратите внимание на название текста.
— Как вы думаете, о чём будет сказка?
— Почему богатырей именно семь?
— Назовите, чем отличаются «царевна» и «царица»?
— Как вы думаете, сказка с грустным концом?
Слайд 7:
по иллюстрации
— можем ли мы проследить сюжет сказки по иллюстрации?
— кто, по-вашему, изображён на первой, второй и третей иллюстрациях?
— о чём могут говорить царица и девушка (№ 4,5)?
— вернулась ли царевна домой (№ 6)?
— сколько добрых молодцев изображена на иллюстрации 7? Как вы думаете, кто они?
— Что изображено на иллюстрации 8?
Слайд 8:
-Найдите отличие между 9 и 10 слайдами. Нужен ли 10 слайд?
— что изображено на 11 иллюстрации?
— как вы думаете, кто это (№12)?
— что изображено на иллюстрациях 13-15?
V. Творческая работа.
Попробуйте написать небольшую сказку по данным иллюстрациям.
Домашняя работа: Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
PPTX / 6.4 Мб
• Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне
в поисках невесты.
В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.
Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисей— ученик).
Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?
Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя
надежда — это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.
• Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?
(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к
Месяцу; к Месяцу — «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся,
взывая», очень огорчён, разочарован.)
В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие,
мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских
традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется
православным.
• Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в
достижении цели)
• Что движет им? (Любовь)
Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным,
настойчивым, смелым.
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон
оказывается ложным, девушка жива.
• Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)
• Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).
• Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,
И царица умерла»).
Что и подтверждают слова Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт! Слайд №4
Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5
Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу – мачеху и царевну. Мы
видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику,
через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.
• Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая
добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и
положительные царевны, делают выводы)
Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:
Зло изворотливо, коварно, скрытно,
Добро же простодушно и открыто.
Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)
• Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)
• Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая,
милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая,
добродетельная, верующая, любящая)
• А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с
такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро,
«Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)