Литература 5 класс учебник сказка о мертвой царевне и семи богатырях ответы на вопросы

Страница 25 из 56

1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих двух начал.
Злая царица вызывает страх и негодование. Она готова убить молодую царевну только потому, что она красивее её. Читая, как молодую царевну отводят в лес, или предлагают ей съесть отравленное яблоко, мы переживаем за главную героиню, сопереживаем ей, и мечтаем, чтобы у злой царицы ничего не получилось.

2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Из героев мне больше всего понравилась молодая царевна. Она описана автором не только как очень красивая девушка, но и как человек с очень добрым характером. Когда царевна попала в дом к семи богатырям, она вела себя очень скромно как простая девушка. Это делает её образ очень привлекательным и симпатичным.

3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

Когда царица прощается с царём, ей очень грустно. Её настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходят девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Автор преувеличивает, что царевна видит всё время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая царица не похожа на первую. Первая царица любила мужа, а вторая любит только себя. А.С. Пушкин пишет о новой царице:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая…
Кому противопоставляет её автор?

Стихотворные строки о ней начинаются с союза «но», потому что А.С. Пушкин противопоставляет молодую царевну её мачехе.

6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Обращаясь к своему зеркальцу, царица хотела услышать то, что она является самой прекрасной и красивой на всём белом свете.
«Бабой гневной» Пушкин называет её тогда, когда она приказывает Чернавке отвести молодую царевну в лес и убить:
«Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной…»
«Царицей злой» автор называет её тогда, когда она подходит вновь к зеркалу в надежде услышать, что она всех милее.
«Нищей черницей» Пушкин её называет тогда, когда она приходит к дому семи богатырей, переодетая в старушку.
«Злой мачехой» автор её называет, когда царица сидит перед зеркальцем и спрашивает, она ли на свете всех красивее, на что получает отрицательный ответ, а потом умирает от зависти.

7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.

В данном тексте переданы такие черты характера царицы: гордость, своенравность, ревнивость, привередливость. Противоречие заключается в том, что царица умна и бела, но очень ревнива и горда. Ломлива- привередлива.

8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

Богатырям из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина присущи такие черты характера, как мужество, честность и благородство. К попавшей в их дом царевне они относятся как к младшей сестре, хотя сначала предлагают избрать одного из них в супруги. Но, когда девушка объясняет, что уже просватана за королевича Елисея и не может полюбить никого другого, все семеро богатырей, не обижаются, а берутся оберегать и защищать её, словно царская дочь им родня по крови.

10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва: И молва трезвонить стала:
Дочка царская жива! Дочка царская пропала!

Первая фраза звучит радостно и утверждающе. Вторая звучит неуверенно, как-то дребезжаще. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово «трезвонить» начинается теми же буквами, что и слово «трубить». Но первое слово дребезжит (звук [р’] мягкий, сочетание [зв]), второе слово звучит уверенно ([р] твердый, чётко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости. Во втором ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности.

11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Строчки, посвящённые первой царице, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвящённые царевне, — не очень стремительная и тоже плавная мелодия; царице-мачехе- резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная музыка.

13*. Найдите строчки, рассказвающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М.Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.

На иллюстрациях не все важные эпизоды сказки. Можно дополнить иллюстрацией, как царица разговаривала с зеркальцем и злилась, или как царевна лежит в гробу, или как гроб разбился и царевна ожила.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

1 Часть

1 ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 6

12345

2 АПОЛЛОН И МУЗЫ. ДЕДАЛ И ИКАР. КИПАРИС. ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 19

123457

3 ФОЛЬКЛОР

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 26-27

12345678

4 РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ИЗ СОБРАНИЯ В. И. ДАЛЯ. РУСЬ — РОДИНА. ЯЗЫК И РЕЧЬ. СКАЗКА И ПЕСНЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 28-29

1234

5 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 40

234567

6 ЖЕНА-ДОКАЗЧИЦА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 42-43

1234

7 ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 45

123456

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 45

125

8 А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 65

1234567891011

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 66

1235

9 X. К. АНДЕРСЕН. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 100-101

1234578910111213141516

10 ПРЕДАНИЕ ОБ ОСНОВАНИИ КИЕВА. СКАЗАНИЕ О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 114-115

1234567810

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 115

234567

11 ЭЗОП. МУРАВЕЙ И ЖУК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 119-120

123

12 ВОРОН И ЛИСИЦА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 120

2345

13 ФЕДР. ЛИСИЦА И АИСТ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 122

123

14 ЛИСИЦА И ВОРОН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 123

1234

15 Ж. ДЕ ЛАФОНТЕН. ДУБ И ТРОСТЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 125-126

1234

16 Г. Э. ЛЕССИНГ. СВИНЬЯ И ДУБ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 127

1234

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 127

1

17 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. И. А. КРЫЛОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 131

345

18 ВОЛК И ЯГНЁНОК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 133

123456

19 КВАРТЕТ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 136

123456

20 СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 137-138

1235

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 138

1235

21 А. С. ПУШКИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 142

23

22 ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 144

123456

23 НЯНЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 145

12345

24 ЗИМНЕЕ УТРО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 146

1234

25 СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 164-165

12345678910

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 165

3467

26 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 168-169

123

27 БОРОДИНО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 173-174

134568910

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 174

123

28 Н. В. ГОГОЛЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 177-178

13

29 НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 229

1234567811

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 230

1234

30 Ф. И. ТЮТЧЕВ. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 233

12

31 ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 234

1

32 ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 235

12

33 ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 236

2

34 ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. СТР. 236-237

12

35 А. А. ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 238

12

36 Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 239

12

37 И. С. ТУРГЕНЕВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 242-243

2

38 МУМУ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 275-276

123456789101112

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 276

256

39 Н. А. НЕКРАСОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 279

12

40 КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 288-289

12345679101112

41 ПРАКТИКУМ. ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 293

12

2 Часть

1 Л. Н. ТОЛСТОЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 5-6

123

2 КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 34-35

123456789101112131415

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 35

2356

3 И. С. НИКИТИН. РУСЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 40-41

1234

4 А. К. ТОЛСТОЙ. КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 42

12

5 И. СЕВЕРЯНИН. ЗАПЕВКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 43

12

6 Н. М. РУБЦОВ. РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 45

12

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 45

345

7 И. А. БУНИН. ГУСТОЙ ЗЕЛЁНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 50

1234567

8 У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО, У ЗВЕРЯ ЕСТЬ НОРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 51

12345

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 51

12

9 С. А. ЕСЕНИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 54

12

10 ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 55

1234

11 ТОПИ ДА БОЛОТА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 56

1234

12 НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 56-57

123

13 П. П. БАЖОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 60

12

14 МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 72-73

12345678

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 73

123

15 М. ТВЕН. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 90-91

2345

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 91

124

16 А. П. ЧЕХОВ. МАЛЬЧИКИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 102

123456

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 102

23

17 А. С. ГРИН

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 111

12

18 АЛЫЕ ПАРУСА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 124-125

123456789101112131415161718

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 125-126

12345678910

19 П. ПЛАТОНОВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 128

12

20 НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 133

2346

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 133

1

21 ПРАКТИКУМ. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ УДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 142

123

22 С. Я. МАРШАК

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 144

1

23 ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 152

123456

24 Т. ТВАРДОВСКИЙ. РАССКАЗ ТАНКИСТА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 159

12345

25 П. КАТАЕВ. СЫН ПОЛКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 181-182

23456891011

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 182

35

26 В. П. АСТАФЬЕВ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 184

2

27 ВАСЮТКИНО ОЗЕРО

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 213

12345679

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Стр. 213

123

28 Э. СЕТОН-ТОМПСОН. КОРОЛЕВСКАЯ АНАЛОСТАНКА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 226-227

1234567

29 Ю. П. КАЗАКОВ. АРКТУР — ГОНЧИЙ ПЁС

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 249

1234567

30 А. КОНАН ДОЙЛ. КАМЕНЬ МАЗАРИНИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 271-272

12345

31 М. М. ЗОЩЕНКО. ГАЛОША

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 275-276

12345

32 К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. БЕГ ВРЕМЕНИ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 282-283

1245

33 Р. Д. БРЭДБЕРИ. ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 290

1234567

34 ПРАКТИКУМ. ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 293

1234

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

Потому что в произведении Пушкина присутствуют все признаки сказки:

1) Сказочный, вымышленный мир, не имеющий сходства с реальным миром.

2) Нет границ пространства и времени — тридесятое царство, долго ли коротко и тому подобное.

3) Троекратные повторы

4) Присутствие волшебных предметов — помощников.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них.

Главные герои сказки — это царица — мачеха, царевна, королевич Елисей и семь богатырей.

Царицу мачеху Пушкин описывает как высокую, стройную и красивую женщину.

Только характер у неё не под стать внешности.

Она завистливая, жадная, гордая, жестокая и своенравная женщина.

Она хочет быть первой и ради этого готова уничтожить всё, что ей мешает.

Царевна же наоборот — кроткая, милая, добрая, красивая и заботливая девушка.

Королевич Елисей — это храбрый и мужественных молодой человек, способный на подвиг ради любимой девушки.

То же можно сказать о семи богатырях, которые помогли девушке, попавшей в беду.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Автор по-разному относится к своим героям.

Он хвалит царицу за ум и красоту, но осуждает за гордость, гневливость и своенравие (см. стр. 71).

При этом Пушкин восхищается душевными качествами и красотой молодой царевны (см. стр. 71, 74,77), хозяйскими навыками девушки (стр. 78), её преданностью своему жениху (стр. 79) и немного грустит, когда молодая красавица засыпает вечным сном (стр. 85).

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.

Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру можно прочитать на стр. 86 и 87 учебника.

Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

* * *

Солнце: Свет наш солнышко! Всех нас видишь пред собой!

Месяц: Месяц, месяц, мой дружок!, Позолоченный рожок!

Ветер: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

  * * *

По обращению королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру, можно сказать, что герой уважает природные стихии, считает их очень могущественными и просит помочь ему.

Ответы солнышка, месяца и ветра можно прочитать с помощью повествовательной интонации, так как они спокойно рассказывают королевичу о том, что видели и знают.

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.

  1. Смерть царицы и рождение царевны;
  2. Новая царица;
  3. Волшебное зеркальце;
  4. Молодая царевна и её жених Елисей;
  5. Приказ царицы погубить молодую царевну;
  6. Царевна осталась одна в лесу;
  7. Царевна нашла в лесу дом семи богатырей;
  8. Жизнь молодой царевны у семи богатырей;
  9. Зеркальце говорит царице, что царевна жива;
  10. Посланница с отравленным яблоком;
  11. Молодая царевна в хрустальном гробу;
  12. Королевич Елисей ищет свою любимую;
  13. Елисей разбудил поцелуем мёртвую царевну;
  14. Смерть злой царицы
  15. Свадебный пир царевны и королевича Елисея.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Пример пересказа частей «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» смотри в ответах к рабочей тетради.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

У народной и пушкинской сказки много общего — это троекратные повторы, присказка, зачин, сюжет, стиль повествования и народная лексика.

Отличие состоит в стихотворной форме произведений, сложной композиции и поэтических эпитетах, присущих автору.

8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Думаю, Пушкин говорит читателям в своей сказке, что добро всегда победит зло, так как оно сильнее.

Ведь доброта, честность, мужество всегда побеждают злобу и коварство. А справедливость рано или поздно обязательно восторжествует!

И также важная мысль поэта состоит в том, что нельзя сдаваться, нужно просить помощи и идти за своей мечтой.

Тогда будет хорошо.

Подсказка:

  • Ответы к рабочей тетради Сказки А.С. Пушкина стр 27 — 30
  • Читательский дневник «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина для презентации

_______

<h2>»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Какие ответы на вопросы 5 класс литература Коровина?</h2>

1 Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

2 Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

3 Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

4 Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

5 Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла…»?

6 Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

7 Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

8 Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

9 Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

10 Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

11 Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

12 Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница на-строения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

Будьте внимательны к слову К стр. 113

Литература и другие виды искусстваК стр. 113-114

1 Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

2 Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

3 Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, ца- рице-мачехе?

4 Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

Проверьте себя К стр. 114

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

Фонохрестоматия Стр. 114

1 Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?

2 Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.

3 Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

4 Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин

Ответы на вопросы по Сказке о мертвой царевне:

1. Над чем вас заставил задуматься поэт? В чём основной смысл произведения?

Сказка заставляет подумать над темой зависти. Ведь царица, так привыкшая быть единственной красавицей, не смогла ужиться с тем, что есть кто-то краше нее, и это чувство зависти толкнуло ее на самый отвратительный шаг, она решилась погубить царевну.Злость, зависть, желание быть лучше всех, не прикладывая никаких усилий-те негативные человеческие качества, которые толкают людей на ужасные поступки. Смысл произведения в том, что злость и зависть будут побеждены добротой человека.

2. Назовите основные признаки сказки.

Зачин, троекратные повторы, концовка.

3. Докажите, что прочитанное вами произведение является сказкой.

Произведение Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является сказкой, потому что как и в русских сказках есть сказочные герои, добро побеждает зло, главный герой проходит испытания, есть присказка, зачин, мораль, сказочные слова, выражения и герои, счастливая концовка.

4. Какие события вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?

Сказочные, вымышленные события — это разговор мачехи с всевидящим зеркальцем, расспросы королевича Елисея сил природы — ветра, солнца и месяца, хрустальный гроб, длительное забытьё (но не смерть) царевны от отравленного яблока.
Реальные события, которые могли бы происходить: злая мачеха и её поведение, служанка Чернавка, выполняющая приказы, терем семи богатырей и их жизнь в лесу, царь батюшка даёт наследство, но не ищет дочь, только горюет, пёс Соколко помогает и оберегает царевну, умирает от отравы, любовь между королевичем и молодой царевной.

5. Перечитайте сказку. Какой вам представляется царица? Справедливы ли о ней слова: «И умом и всем взяла»?

Царица была гордого характера и во всем хотела добиться своего. Я считаю о ней слова «И умом и всем взяла» справедливы, но не до конца. Она красива, умна, ведь она все придумала и просчитала, но при этом она поступила коварно. Это злая женщина, которая готова убить человека ради своей красоты.

6. Какой волшебный предмет у неё был? Помогли ли ей волшебные силы?

Волшебное зеркальце. Зеркальце могло только говорить, кто самый красивый в целом свете. От него злая царица узнала о том, что она не самая красивая, и это послужило началом ее коварным замыслам.

7. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

8. Назовите качества, свойства души молодой царевны. Подтвердите словами сказки. Почему её полюбили братья? Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует?

Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

За ее кроткий нрав и трудолюбие полюбили ее братья. Она не приняла предложение братьев, потому что у нее уже был суженый — королевич Елисей.

9. Как вы понимаете выражение «краса царевны молодой погасла жертвой злобы»?

Это значит, что злоба и зависть царицы погубили царевну.

10. Подумайте, благодаря каким своим качествам королевич Елисей смог добиться своей цели и оживить прекрасную невесту.

Любовь к царевне, преданность, отвага, настойчивость.

11. К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.

К солнцу, к месяцу, к ветру.

12. Назовите героев сказки. Какие они: добрые, злые, благородные; волшебники или обычные люди? Как автор относится к своим героям? Выскажите своё мнение о героях сказки.

Злая царица, царевна, братья, королевич Елисей. Герои сказки — обычные люди. Царица злая, завистливая. Царевна, братья, королевич — добрые, благородные.

13. Выберите одного героя и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.

Царевна очень красивая («белолица», «черноброва»), но не гордится своей красотой. Она скромная (имеет кроткий нрав), добрая (пес сразу признал в ней хорошего человека и впустил в дом, помогла нищенке), хорошо воспитана (богатыри сразу узнали в ней царевну по ее манерам), любезна со всеми. Царевна работящая и рукодельница (наводила порядок в доме богатырей, пряла), порядочная (осталась верной своему жениху Королевичу Елисею).

Королевич Елисей — благородный, сильный, смелый и очень преданный герой. Елисей является Королевичем, то есть правителем какого-то королевства. Это говорит о его высоком статусе и, вероятно, о его благородном происхождении. Он очень любит свою невесту и тяжело переживает ее потерю (горько плачет). Несмотря на свое высокое положение, он лично отправляется на ее поиски, что говорит о его смелости. И даже узнав о гибели царевны, он не прекращает надеяться на возможное спасение невесты. Именно его любовь, преданность и настойчивость смогли спасти царевну от вечного сна.

В этой сказке отрицательный образ царицы противопоставляется положительному образу молодой царевны. И, хотя они обе обладают прекрасной внешностью, характеры их абсолютно противоположные. Именно за счет описания характера и поступков мачехи складывается ее отрицательный образ. Из слов автора мы понимаем, что она красивая, но при этом «гордая», «своенравная» и «ревнивая». Пушкин отмечает, что она умна, но свой ум она использует не во благо, а во вред окружающим — пытается погубить свою падчерицу. Из ее отношений с волшебным зеркалом можно сказать, что она очень любит, когда ей льстят. Зеркало было способно говорить только правду, но правда не устраивала ее, она желала слышать только то, что хотела. Мачеха дважды пыталась убить молодую царевну, что говорит о ее коварстве. А судя по тому, как она общалась со своими слугами, можно отметить, что она очень грубая.

14. Попробуйте составить план, отражающий основные события сказки. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь иллюстрациями и подписями к ним. Выделите слова писателя, которые используете в пересказе.

1. Рождение царевны
2. Смерть жены царя
3. Новая царица
4. Чернавка ведет молодую царевну в лес
5. 7 богатырей
6. Встреча с нищенкой
7. Смерть царевны
8. Похороны царевны
9. Царевич Елисей едет на поиски
10. Пробуждение мертвой царевны
11. Свадьба

15. Выберите какую-либо часть сказки для выразительного чтения, воспроизведите сказочную интонацию.

Читаем выразительно, протяжно.

16. Как заканчивается сказка: грустно, весело, жизнеутверждающе? Обоснуйте своё мнение.

Сказка заканчивается жизнеутверждающе, потому что в ней добро побеждает зло.

17. Знаете ли вы, что у В. А. Жуковского есть стихотворное произведение «Спящая красавица»? Найдите его в библиотеке и прочитайте одну главу. Сравните. Что вы можете сказать?

У В.А. Жуковского есть стихотворение «Спящая царевна» и это произведение по сюжету больше соответствует сказке Шарля Перро «Спящая красавица», чем сказке Пушкина. Разница состоит в том, что в стихотворении рак сказал царевне, что у нее родится дочь, а в остальном произведения очень похожи. И в сказке, и в стихотворении принцессе делали подарки добрые феи, а незваная гостья напророчила принцессе смерть от того, что оцарапает руку веретеном. И в сказке, и в стихотворении последний подарок был сделан доброй волшебницей, которая сказала, что принцесса не умрет, а только уснет на сто лет в сказке, на триста лет в стихотворении. В сказке Пушкина не было ни фей, ни веретена, ни замка, в котором спала принцесса, ни братьев, ни заклятья.

18. Найдите в библиотеке сборник со сказками А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из сказок.

                     Аннотация к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина
Эта сказка является хорошим примером тех людей, кто любит деньги, власть и вместе с тем не считается с чувствами других людей, даже со своими близкими. Сказка с одной стороны вызывает добрые и светлые чувства у читателя, но с другой стороны она настораживает и даёт понять, что в мире не все так чудесно и прекрасно, есть люди хорошие и добрые, а есть злые и коварные. Хорошие герои этой сказки — это старик и золотая рыбка, а злой герой — это старуха. Старик и старуха жили бедно, но старик старался выжить, ловил рыбу и делал все для того, чтобы старуха была счастлива. Но старуха была злая и властная, она сделала своего старика рабом. Сказка повествует о неизбежном наказании за жадность, она давно стала фольклором и даже породила поговорку «остаться у разбитого корыта». Для младшего школьного возраста.

­Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» мне очень понравилась. Она привлекла тем, что добро побеждает зло. Понравился образ молодой царевны добротой и верностью. Было интересно узнать о чудесном зеркальце. Больше всего мне понравились эпизоды: странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Было очень жалко преданного Соколко. А ещё, читая эту сказку, я восхищался мелодичными стихами А.С. Пушкина.

Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Особенно из героев мне понравились богатыри и царевич Елисей. Они добрые, отважные. Отрицательные эмоции у меня больше всего вызывала царица. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Она самовлюбленная и очень злая.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже разболелись глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.

Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая царица совершенно не похожа на первую. В отличие от первой царицы, которая любила, ждала и тосковала о царе, новая царица самовлюбленная, злая.

Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?

Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая…

Кому противопоставляет её автор?

«но» в данном случае означает вопреки ожиданиям. Автор противопоставляет её мачехе злой царице.

Союз но – обозначает противопоставление.

Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.

Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!

Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная.

Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.

Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».

Прочитайте:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.

Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой.

Ломливая — капризная.

Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

«белолица, черноброва. нраву кроткого такого»

Царевна трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
её любят
ей помогают
«моя душа» – называет её А.С. Пушкин

Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

Семь братьев-богатырей в сказке Пушкина обладают такими личностными качествами, как:

гостеприимность (богатыри были рады тому, что их посетил гость, пусть даже без спроса);
уважение к чужому труду (братья нарекли царевну «сестрицей», отдавая ей дань за то, что она сделала для них);
дружность (они всегда держались вместе, бок о бок);
бесконфликтность (богатыри не стали спорить или бороться друг с другом, чтобы выяснить, кому должна достаться царевна, а пришли спрашивать об этом ее. Тут же можно отметить следующее качество — уважение к женщине);
смиренность (братья достойно восприняли информацию о том, что у царевны уже есть жених, поэтому никто их них не станет ее мужем);
чуткость (так, они сразу поняли, что собака не просто забавляется, а хочет донести до богатырей важную информацию);
способность любить (богатыри очень любили царевну и с горечью пережили ее погибель).

Богатыри относятся к царевне с любовью, с уважением, с заботой.

Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.

  • Литература 5 класс тест по сказке спящая царевна
  • Литература 5 класс сходство и различия сказок пушкина и жуковского
  • Литература 5 класс сочинение на тему сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Литература 5 класс сказка спящая царевна размышляем о прочитанном
  • Литература 5 класс сказка спящая царевна ответы на вопросы