Литература 6 класс изложение по рассказу дубровский

Изложение отрывка из повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Изложение

отрывка из повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Роман «Дубровский», гл.III.  Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Объясните. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб * и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.  Изоб – форма Р.п. мне .ч. от слова изба

Роман «Дубровский», гл.III. Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Объясните.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб * и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

Изоб – форма Р.п. мне .ч. от слова изба

Роман «Дубровский», гл.III.  Назовите опорные слова (словосочетания) каждого абзаца . Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением н ео писанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматым хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

Роман «Дубровский», гл.III. Назовите опорные слова (словосочетания) каждого абзаца .

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением н ео писанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками.

Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматым хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

Задание По выписанным вами опорным словам дайте название каждой части. 1 часть: Дом отца. 2 часть: Барский двор. 3 часть: Встреча.

Задание

  • По выписанным вами опорным словам дайте название каждой части.

1 часть: Дом отца.

2 часть: Барский двор.

3 часть: Встреча.

Роман «Дубровский», гл.III.  Выделите имена прилагательные . Выпишите их. Определите разряд Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением н ео писанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматым хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.  и и и и и

Роман «Дубровский», гл.III. Выделите имена прилагательные . Выпишите их. Определите разряд

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением н ео писанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками.

Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматым хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

и

и

и

и

и

Прочитайте текст еще раз, медленно и внятно Выехав из деревни, поднялись они на гору., и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

Прочитайте текст еще раз, медленно и внятно

Выехав из деревни, поднялись они на гору., и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. 

Тема: « Выборочное изложение по роману
А.С.  Пушкина «Дубровский» .»

Цель: учить грамотно излагать повествовательный
с элементами описания текст.

Задачи:  

 1.Познавательные: совершенствовать
классификационные учебно-языковые умения по определению разрядов имён
прилагательных; повторить типы текстов; закрепить правописание безударных
гласных в корне слова.

2.
Развивающие: 
расширить
словарный запас учащихся, развивать грамотную речь; продолжить работу над
совершенствованием письменной речи.

3.
Воспитательные: 
воспитывать культуру ученического труда.

На
доске: ошибки, слова для морфологического разбора:
бедный (дом), людских (изб), березовую (рощу).

Ход урока: Наш урок находится в системе изучения темы:
«Имя прилагательное». Разряды прилагательных. Начнем мы урок с разминки.

1.    
Работа над ошибками. Не раскрывать тетради. В розданных и
проверенных мною тетрадях ваши выполнения упр. 348. Помните задания? Вставить
пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, подчеркнуть притяжательные
прилагательные, а главное – придумать заголовок.

Первое. Посмотрите на доску.

Семдесят – Чуклина,
Байгутлин, Коржов.

Упрожнение, нагами –
Байгутлин.

В первые – Князева,
Вершинин.

Мурави – Айтуганов.

Муровьи – Баженов,
Князева.

Большых – Баженов.

Разчистили – Вагина,
Дубровская.

Заичьими –
Дубровская, Меркулова.

Моих (определить
часть речи) – Дубровская.

Льется (разобрать по
составу) – Набиев.

Бъётся – Сапунова.

Насекомых, Травинками
(определить часть речи) – Сковородко.

— Как вы считаете,
почему были допущены следующие ошибки? (невнимательность при чтении, отсутствие
знаний, недобросовестное отношение к работе, спешка при выполнении домашних
работ).
СЛАЙД 2

Второе. Откройте тетради, посмотрите на свои
заголовки. Нужно помнить, чтобы придумать заголовок, нужно определить либо тему
текста, либо основную мысль.

Кто озаглавил:
Тропа. Муравьиная тропа. Муравьиная дорога. Муравьиная тропинка. Тот
использовал  что? – тему текста. СЛАЙД № 3

Кто озаглавил: Серьезная
тропа. Интересная тропа. Удивительная тропа муравьев. Под ногами бьется живая
жизнь! Тот использовал идею (главную мысль текста) СЛАЙД 4

А вот что хотели
сказать о тексте те, кто озаглавил: О красоте природы. Живая тропа. Зимняя
природа. Зимнее утро. Что определяли данные ученики? СЛАЙД 5.

2.    
Следующий вид работы. Проверка
домашнего задания. Вопросы? Слушаем все, находим и исправляем ошибки, если они
у вас есть. Сдайте тетради.

3.    
Третий вид работы: на
повторение текущего материала. Карточки берут (фамилии): назвать орфограмму и
правило (Вершинин – безударная гласная, проверяемая ударением, Байгутлин –
правописание падежных окончаний существительных, Князева – правописание ШИ-ЖИ,
ЧА-ЩА, Меркулова – правописание приставок на З-С, Вагина – чередование букв в
корне РАСТ-РАЩ-РОС).

У доски:
морфологический разбор слов (Чуклина, Сапунова, Дубровская): бедный (дом),
людских (изб), березовую (рощу) – с алгоритмом разбора.

В это время – устный
опрос: серьезная (работа), муравьиная (тропа), слюдяные (крылышки).

— Найти
качественные прилагательные и доказать.
СЛАЙД 6

Привести примеры
качественных прилагательных. Так же и остальные разряды.

— Проверка
индивидуальных заданий. Ребятам у доски – задать дополнительный вопрос.

      4.     Откройте
тетради и запишите дату урока.
Вершинин диктует. Вид работы: Подготовка к
выборочному изложению.

Как вы думаете,
почему этот материал по развитию речи представлен в теме: «Имя прилагательное»?
(мы должны использовать разные виды разрядов прилагательных).

— Что такое
изложение? Изложение – это передача (пересказ) авторского текста своими словами
с использованием ключевых слов.

— Какие виды
изложения вы знаете? (подробное, сжатое, с изменением лица)

  — Что значит
выборочное изложение? (из большого текста выбирается отрывок по интересующей
нас теме)

5.
Перед вами – текст. Я читаю, а ваша задача – определить, из какого произведения
выбран отрывок? (Текст перед каждым учеником). Взяли простые карандаши. СЛАЙД
7
А.С.Пушкин. «Дубровский».

СЛАЙД
8
Вот этот отрывок. Какие
слова непонятны (называют)

СЛАЙД
9
Объяснение слов. Запись
этих слов. Некоторые слова во времена Пушкина, да и сейчас, считаются
устаревшими. Зачем же автор их использовал? (для создания атмосферы того
времени, исторической обстановки)

— О чём
говорится в тексте? Какова его главная мысль? (Что чувствует Владимир,
возвратившись домой после двенадцатилетнего отсутствия? Подтвердите текстом)

Как
текст можно озаглавить? СЛАЙД 10. Записать. Ответить на мои вопросы:

— Какие
изменения произошли на барском дворе за время его учёбы?

— Как
встретили Владимира дворня?

— Кем
герою приходится Егоровна?

Составим
план. СЛАЙД 11 Записать. Простой он или сложный?

Вспомните
типы текстов.
(повествование, описание, рассуждение) К какому типу можно
отнести данный текст? (повествование) Докажите.

Элементы
какого типа речи здесь есть еще? (описание природы). Как называется описание
природы в литературном произведении? (пейзаж) Значит, вам необходимо в
изложении использовать элементы пейзажа.

Перечислите,
какие стили вам известны?
В каком стиле вы будете писать изложение?
(литературно-художественном). Какие особенности этого стиля вы могли бы
назвать? (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола).

Давайте
повторим литературоведческие знания.

СЛАЙД 14 Эпитет.

СЛАЙД 15 Найти.

СЛАЙД 16 Ответ.

СЛАЙД 17 Метафора.

СЛАЙД 18 Найти.

СЛАЙД 20 Ответ.

СЛАЙД 21 Олицетворение.

СЛАЙД 22 Найти.

СЛАЙД 23 Ответ.

СЛАЙД 24 Гипербола.

СЛАЙД 25 Найти.

СЛАЙД 26 Ответ.

— Давайте проверим,
насколько хорошо вы уже запомнили текст. Переверните листочки.

СЛАЙД 27 По памяти.

СЛАЙД 28 По памяти.

СЛАЙД 30 По памяти.

— Назовите
собственные имена существительные, которые есть в этом отрывке. СЛАЙД 31

— Давайте поработаем
над предупреждением грамматических ошибок. Какие вопросы следует поставить от
данных слов? СЛАЙД 32

 СЛАЙД 33 Ответ.

И наконец, каковы
требования к оформлению изложения? СЛАЙД 34

СЛАЙД 35 Ответ.

На втором часе
пишем изложение сначала в черновик, а затем в чистовик.

Домашнее задание:
повторить правила.

Приложения:

Карточка № 1.

Вершинин Никита.

Вставить
пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Назвать орфограмму. Рассказать
правило.

Можно использовать
учебник.

М..стерская,
уд..лить, д..ска, кл..новая, с..неватый, ж..лтизна, обн..вить, л..сной,
м..рской, п..левой.

Карточка № 2.

Байгутлин Никита.

Вставить
пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Назвать орфограмму. Рассказать
правило.

Можно использовать
учебник.

На неб.., в пол.., у
рощ.., в тетрад.., на полянк.., на тетрадк.., в гербари.., в изложени.., на
телег.., в дом…

Карточка № 3.

Князева Вероника.

Вставить
пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Назвать орфограмму. Рассказать правило.

Можно использовать
учебник.

Руч..ка, реч..ка,
камен..щик, бетон..щик, ноч..ной, нянеч..ка, доч..ка, нян..чить, зачин..щик,
бор..щ.

Карточка № 4.

Меркулова Наташа.

Вставить
пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Назвать орфограмму. Рассказать правило.

Можно использовать
учебник.

Бе..шумный,
бе..заботный, во..ход, во..звать, ра..цвет, ра..дор, и..ходить, и..глодать.

Карточка № 5.

Вагина Женя.

Вставить
пропущенные буквы. Обозначить орфограмму. Назвать орфограмму. Рассказать
правило.

Можно использовать
учебник.

Р..стительный,
выр..щенный, выр..сти, зар..сла, водор..сли, р..сти, р..сток, подр..сли.

Текст

        Выехав из
деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на
открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед
собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

       Через
десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением
неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины.

        Березки,
которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь
высокими ветвистыми деревьями.

      Двор,
некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога,
тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная
лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми
хвостами.

      Дворня
высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями
радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое
крыльцо.

 В сенях встретила
его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Текст

        Выехав из
деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на
открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед
собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

       Через
десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением
неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины.

        Березки,
которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь
высокими ветвистыми деревьями.

      Двор, некогда
украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога,
тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная
лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми
хвостами.

      Дворня высыпала
из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости.
Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо.

 В сенях встретила
его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Алгоритм ответа.

Часть речи, вопрос.

1.    
Начальная форма.

2.    
Постоянные признаки:
разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения
(сравнительная, превосходная, нулевая); непостоянные признаки: в роде (только
ед.ч.), числе, падеже.

3.    
Синтаксическая роль.

Алгоритм ответа.

Часть речи, вопрос.

1.    
Начальная форма.

2.    
Постоянные признаки:
разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения
(сравнительная, превосходная, нулевая); непостоянные признаки: в роде (только
ед.ч.), числе, падеже.

3.    
Синтаксическая роль.

Алгоритм ответа.

Часть речи, вопрос.

1.    
Начальная форма.

2.    
Постоянные признаки:
разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения
(сравнительная, превосходная, нулевая); непостоянные признаки: в роде (только
ед.ч.), числе, падеже.

3.    
Синтаксическая роль.

Алгоритм ответа.

Часть речи, вопрос.

1.    
Начальная форма.

2.    
Постоянные признаки:
разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения
(сравнительная, превосходная, нулевая); непостоянные признаки: в роде (только
ед.ч.), числе, падеже.

3.    
Синтаксическая роль.

Выборочное изложение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский» Урок русского языка в 6 классе Подготовила: Андрюнина Е.Г.

Урок русского языка в 6 классе

Подготовила: Андрюнина Е.Г.

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение »

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение
»

  • Прослушайте текст.
  • После первого чтения
    текста выполните следующие шаги:
  • Определите тему текста (о чем текст?).
  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  • 3) Прослушайте текст во второй раз
    .
  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).
  • Составьте подробный план
  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).
  • 4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста.
  • 5) Прослушайте текст в третий раз.
  • 6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы.
  • 7) Объём изложения – не менее 80 слов.
  • 8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Какой эпизод из романа «Дубровский» взят в этом отрывке? Придумайте заголовок к данному отрывку Какого типа речи этот текст? К какому стилю мы его отнесем? Объясните значение этих слов Дворня – Изъявление радости – Насилу – Ветхое -

  • Какой эпизод из романа «Дубровский» взят в этом отрывке?
  • Придумайте заголовок к данному отрывку
  • Какого типа речи этот текст?
  • К какому стилю мы его отнесем?
  • Объясните значение этих слов
  • Дворня –
  • Изъявление радости –
  • Насилу –
  • Ветхое —

Вставьте на месте пропусков подходящие прилагательные Владимир увидел …. рощу, и влево на открытом месте … домик с … кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через 10 минут въехал он на … двор. Он смотрел вокруг себя с волнением … . 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь … ветвистыми деревьями.

Вставьте на месте пропусков подходящие прилагательные

Владимир увидел …. рощу, и влево на открытом месте … домик с … кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на … двор. Он смотрел вокруг себя с волнением … . 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь … ветвистыми деревьями.

Примерный план.

Примерный план.

  • « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
  • « Через десять минут въехал он на барский двор».
  • «Березки выросли и стали теперь высокими …»
  • « Двор обращен был в некошеный луг..»
  • « Дворня высыпала и окружила молодого барина.»

Словарная работа В лев о , К и ст е невка, тщ ательно, не кош ен ый луг, обр а щ ен , из лю дс ких из б , о пут анн ая лошадь, изъ явления радости, на силу, скво з ь, в о спита нн ик.

Словарная работа

В лев о , К и ст е невка, тщ ательно, не кош ен ый луг, обр а щ ен , из лю дс ких из б , о пут анн ая лошадь, изъ явления радости, на силу, скво з ь, в о спита нн ик.

Изложение: Пушкин: Дубровский

Том первый

Глава 1

В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраивает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских.

Глава 2

Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит.

Глава 3

Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине.

Глава 4

Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистенев-кой. Сам Кирила Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает.

Глава 5

После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать.

Глава 6

Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают.

Глава 7

Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара — Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников — Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают.

Глава 8

История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кирилы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и убивает зверя, чем производит большое впечатление на Машу. Троекуров уважает учителя за храбрость. Француз начинает давать девушке уроки музыки. Вскоре Маша в него влюбляется.

Том второй

Глава 9

1 октября, в день храмового праздника, к Троекурову съезжаются гости. Антон Пафнутьевич Спицын опаздывает, объясняет, что опасался разбойников Дубровского (именно он показал под присягой, что Дубровские незаконно владеют Кистеневкой). У самого Спицына с собой большая сумма денег, которую он прячет в особом поясе. Исправник божится, что поймает Дубровского, так как у него есть список примет разбойника, впрочем, по замечанию Троекурова, под список этих примет может подойти очень много людей. Помещица Анна Савишна уверяет, что Дубровский справедлив. Узнав, что она отправляет сыну в гвардию деньги, не ограбил ее. Троекуров заявляет, что в случае нападения справится с разбойниками своими силами и рассказывает гостям о подвиге Дефоржа.

Глава 10

Спицын просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате, так как он боится ограбления. Ночью Дефорж, оказавшись переодетым Дубровским, отнимает у Спицына деньги и запугивает его, с тем, чтобы Спицын не выдал его Троекурову.

Глава 11

Автор возвращается к тому, как Дубровский познакомился с французом Дефоржем на станции, предложил ему 10 тыс. в обмен на документы и рекомендательное письмо к Троекурову. Француз с радостью согласился. В семье Троекурова «учителя» все полюбили: Кирила Петрович за смелость, Маша «за усердие и внимание», Саша «за снисходительность к шалостям», домочадцы «за доброту и щедрость».

Глава 12

Во время урока учитель передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке у ручья. Владимир открывает девушке свое настоящее имя, уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом благодаря Маше, в которую влюблен. Объясняет, что вынужден скрыться. Предлагает девушке свою помощь в случае несчастья. Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский — одно лицо. Учителя в имении не обнаруживают.

Глава 13

В начале следующего лета в имение по соседству с Троекуровым приезжает хозяин — князь Верейский, англоман лет 50. Верейский близко сходится с Кирилой Петровичем и Машей, ухаживает за девушкой, восхищается ее красотой.

Глава 14

Верейский делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о свидании.

Глава 15

Маша встречается с Дубровским, который уже знает о предложении князя. Предлагает «избавить Машу от ненавистного человека». Та просит пока не вмешиваться, надеется сама переубедить отца. Дубровский надевает ей на палец кольцо. Если Маша положит его в дупло дуба, через которое они обменивались письмами, это будет ему сигналом, что девушке нужна помощь.

Глава 16

Маша пишет письмо Верейскому с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Машу запирают.

Глава 17

Маша просит Сашу опустить кольцо в дупло дуба. Выполнив просьбу сестры, Саша застает рыжего мальчишку возле дуба, решает, что тот хочет украсть кольцо. Мальчишку приводят на допрос к Троекурову, он не сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Троекуров отпускает его.

Глава 18

Машу наряжают в свадебное платье, везут в церковь, где происходит обряд венчания Маши и Верейского. На обратном пути перед каретой появляется Дубровский, предлагает Маше освобождение. Верейский стреляет, ранит Дубровского. Маша отказывается от предложенной помощи, поскольку она уже обвенчана.

Глава 19

Стан разбойников Дубровского. Войска начинают облаву, солдаты окружают повстанцев. Разбойники и сам Дубровский храбро сражаются. Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку. Никто его больше не видел.

2 пересказа "Дубровский" по главам, 6 класс

­Пересказ — 1 вариант

Том первый

Глава I: Ссора Дубровского и Троекурова

В селе Покровское жил отставной генерал-аншеф, помещик Кирила Петрович Троекуров. Он был богат, происходил из знатного рода, но плохо образован и не очень умён. Большую часть времени Кирила Петрович проводил в пирах и развлечениях, часто жестоко подшучивал над своими соседями. Однако те не смели жаловаться или возражать из-за высокого положения и связей Троекурова.

Единственный человек, которого не касались забавы Кирилы Петровича, был Андрей Гаврилович Дубровский — мелкий дворянин, имевший всего семьдесят душ. Троекуров давно знал его: они вместе служили в армии, кроме того, воспитывались в одной среде, из-за чего их характеры были схожи, и они дружили. И Троекуров, и Дубровский были вдовцами, у Троекурова была дочь Маша, у Дубровского — сын Владимир, воспитывавшийся в Петербурге. Из всех помещиков только Андрей Гаврилович позволял себе выражать своё мнение в присутствии Кирилы Петровича, независимо от того, соответствовало ли оно мнению своенравного помещика.

Однако после одного случая дружба двух дворян прекратилась. Однажды Кирила Петрович собрался ехать на осеннюю охоту, а перед этим показывал гостям свою псарню, которой очень любил хвастаться. Дубровский, бывший среди гостей, позавидовал роскоши и богатству псарни и сказал, что, наверное, слугам Троекурова живётся хуже, чем его собакам. В ответ на это один из псарей дерзко возразил, что они, слуги, живут очень хорошо, а некоторым дворянам в собачьей конуре и в самом деле было бы уютнее, чем в их усадьбах. Троекуров и гости засмеялись, оскорблённый Дубровский уехал, чего во всеобщей суете никто не заметил.

Когда Кирила Петрович обнаружил его отсутствие и послал слугу просить Дубровского вернуться, тот отказался и прислал письмо, в котором писал, что вернётся, только если Троекуров пришлёт к нему насмехавшегося над ним псаря Пармошку, которого Дубровский либо накажет, либо простит, по своему желанию. Троекуров в свою очередь счёл себя оскорблённым и поехал на охоту без Дубровского.

Постепенно ссора усиливалась. Троекуров скучал без своего приятеля, «и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные.». В довершение ко всему Дубровский через несколько дней поймал двух крестьян Троекурова, которые воровали принадлежавший ему лес, и приказал их выпороть.

В ответ на это Троекуров решил отобрать имение у своего бывшего друга. С помощью заседателя Шабашкина, и пользуясь тем, что документы на имение Дубровского сгорели при пожаре, Троекуров обвинил Андрея Гавриловича в незаконном владении поместьем.

Для вынесения решения по этому делу он должен был явиться в суд.

Глава II: Беззаконие в суде

Судьи, преданные Троекурову, вынесли решение отобрать имение у Дубровского и вернуть его Троекурову (так как когда-то имение принадлежало отцу Кирилы Петровича, который затем продал его отцу Дубровского). Большую часть главы занимает подробный текст решения суда. Дубровский, не выдержав такого удара, потерял рассудок: начал выкрикивать бессмысленные фразы.

Его вынуждены были увезти из здания суда, и после посещения врача он пришёл в себя. Эта сцена испортила торжество Троекурова.

Глава III: Приезд сына

Андрею Гавриловичу с каждым днём становилось всё хуже. За ним ухаживала няня Егоровна, которая, видя его плохое состояние, решила послать письмо к его сыну. Владимир Дубровский, узнав о болезни отца, немедленно выехал из Петербурга в Кистенёвку (так называлось имение Дубровских).

От станции до поместья его вёз кучер Дубровских Антон, и Владимир начал расспрашивать его, что же всё-таки произошло, так как из письма няни это было непонятно. Антон не владел точными сведениями, но от него Владимир узнал слухи, ходившие среди крестьян: «барин… не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд», Кирила Петрович творит, что хочет, поместье вместе с крестьянами должны отдать ему, но крестьяне этого не хотят и готовы служить Владимиру, если Андрей Гаврилович умрёт.

Обеспокоенный, Владимир, как только приехал, отправился к отцу, который поздоровался с ним, но был настолько слаб, что после жарких объятий сына не удержался на ногах и упал бы, если бы Владимир не поддержал его. Андрей Гаврилович пытался разговаривать с сыном, но его мысли путались, и вскоре он заснул. Владимир, поражённый состоянием отца, остался ночевать в его комнате.

Глава IV: Смерть отца

Владимир хотел разобраться в тяжбе Андрея Гавриловича, но тот из-за своего тяжёлого состояния не мог посвятить его в курс дела. Владимир получил поверхностное представление о тяжбе и ничего не предпринял. Прошёл месяц, и, так как решение суда не было обжаловано, имение должно было перейти Троекурову.

Однако Троекуров, чувствовавший себя виноватым перед тяжело болевшим другом и достаточно насладившийся местью, решил поехать к нему и помириться. Когда Андрей Гаврилович увидел в окне подъезжающего Троекурова, его хватил удар. Владимир приказал послать за доктором, а слуге, доложившем о приезде Троекурова, велел прогнать Кирилу Петровича. Однако вызвать доктора не успели: через несколько минут Андрей Гаврилович скончался.

Глава V: Дубровский лишается дома

На третий день Андрея Гавриловича похоронили. Няня Егоровна организовала похоронный обед, на который пригласила попа с попадьёй и дьячка. Владимир не захотел принять участие в обеде и бесцельно бродил по лесу, «движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь» и размышляя о том, что ждёт его в будущем.

Когда Владимир вернулся, он увидел чиновников во главе с заседателем Шабашкиным, приехавших для того, чтобы официально передать имение Троекурову. Собравшиеся крестьяне были недовольны и готовы были устроить бунт. Владимир успокоил их, сказав, что попросит помощи у императора, и их никто не обидит. Когда крестьяне удалились, Шабашкин попросил разрешения у Дубровского переночевать в его доме, объясняя это тем, что уже темно и на обратном пути на чиновников могут напасть кистинёвские крестьяне. Дубровский холодно ответил, что они могут делать что угодно, так как поместье ему больше не принадлежит.

Глава VI: Пожар мести

Дубровский понимает, что уже ничего не исправить, и усадьба достанется Троекурову. Он видит на стене портрет матери и чувствует, что не может допустить, чтобы этот портрет и другие дорогие ему вещи оказались во владении Кирилы Петровича. Дубровский решает поджечь дом, но сначала разбирает бумаги отца. Почти все он рвёт, кроме писем матери, которые вызывают в нём светлые воспоминания: их он берёт с собой.

По дороге к выходу Дубровский встречает кузнеца Архипа, который пробрался в дом с топором, чтобы убить ночевавших там чиновников. Дубровский останавливает его и велит идти за ним. Он собирает всех крестьян на улице и, удостоверившись, что никого, кроме чиновников, не осталось внутри, собирается поджечь дом, но перед этим просит Архипа проверить, отперты ли двери в переднюю. Архип обнаруживает, что двери отперты, но специально запирает их, так как по-прежнему жаждет смерти чиновников.

Когда Архип возвращается, Дубровский поджигает дом, желает крестьянам счастья с их новым господином и собирается уезжать. Крестьяне просят его разрешить пойти с ним. В результате Дубровский едет со слугой Гришей вперёд, а крестьянам назначает встречу в Кистенёвской роще.

После отъезда Дубровского усадьба разгорается вовсю, находившиеся там чиновники, которых не пожелал спасти Архип, сгорают заживо. В то же время, увидев на пылающем сарае кошку, Архип, рискуя жизнью, спасает её, после чего уходит из горящего поместья в неизвестном направлении.

Глава VII: Появление разбойников

Весть о пожаре быстро распространилась. О его причинах ходили разные слухи: кто-то считал виновными крестьян, кто-то догадывался, что это дело рук самого Дубровского. Обнаружили пропажу чиновников, а также Дубровского, Гриши, Егоровны, кучера Антона и кузнеца Архипа.

В то же время, в окрестностях появляются разбойники, которые грабят путешественников и разоряют помещичьи дома. Полиция не может с ними справиться. Главарём банды считают Дубровского. Однако владения Троекурова разбойники по непонятным причинам не трогают, в чём сам Троекуров видит трусость перед его именем.

Глава заканчивается объявлением о том, что наступило первое октября — «день храмового праздника в селе Троекурова». Однако прежде чем говорить о событиях этого дня, автор поясняет, что должен познакомить читателя с новыми героями.

Глава VIII: Знакомство с Марьей

Автор описывает дочь Троекурова — Машу. Это девушка семнадцати лет, не имеющая подруг, так как из-за жестокого нрава отца в Покровское женщины не ездят. Это нежная барышня, пристрастившаяся к любовным романам. Отец то готов исполнять любые её желания, то обращается с ней грубо и даже жестоко. Маша скрывает от него свои чувства.

Раньше у Маши была гувернантка мамзель Мими, но после того, как Троекуров вступил с ней в близкую связь, и последствия этого стали заметны, он отослал её в другое поместье. Однако Кирила Петрович явно любил Мими больше других своих «наперсниц», так как очень похожий на неё мальчик Саша был официально признан сыном Троекурова, чего не произошло с другими мальчиками, тоже похожими на Кирилу Петровича.

Для Саши был нанят учитель-француз по имени Дефорж, который приехал в Покровское как раз во время описываемых событий. Учитель был молод и красив, но Маша поначалу не обратила на него внимания, так как учитель воспринимался ею как слуга, а слуга «не казался ей мужчиною».

Однако после одного случая их отношения изменились. Дело в том, что Троекуров любил зло подшучивать над своими гостями: запирать их в комнате с голодным, сидящим на цепи медведем, спастись от которого можно было только в одном углу. Так он решил подшутить и над Дефоржем, однако, в отличие от других, тот не поддался панике и застрелил медведя. Этим он заслужил уважение Троекурова и любовь Маши, которая начала заниматься с ним музыкой и постепенно влюбилась в учителя, «сама еще в том себе не признаваясь».

Том второй

Глава IX: Разговоры о разбойниках

Повествование возвращается к первому октября. По случаю праздника к Троекурову съехалось много гостей. Утром они были на службе в церкви, потом отправились обедать к Кириле Петровичу.

Позже других приехал дворянин Антон Пафнутьич, который рассказал, что не решился ехать через Кистинёвский лес, побоявшись разбойников, и поехал в объезд. Это навело Троекурова и гостей на разговор о Дубровском. В частности, Анна Савишна Глобова рассказала о произошедшей с ней истории: она послала своему сыну Ване, служившему офицером гвардии, деньги. Деньги на почту должен был отвезти приказчик, однако вскоре он вернулся «бледен, оборван и пеш» и объявил, что его ограбил Дубровский. Вскоре к Анне Савишне заехал генерал, которому она рассказала об этой истории. Тот очень удивился и потребовал объяснений у приказчика, который, увидев генерала, сразу сознался, что солгал: на самом деле Дубровский отпустил его, а деньги он припрятал себе. Анна Савишна сделала вывод, что под видом генерала у неё побывал Дубровский. Однако Троекуров не согласился с этим, так как по описанию Анны Савишны человек не походил на Дубровского, приметы которого, хотя очень приблизительные, были известны полиции.

Вскоре разговор перешёл к медведю, застреленному Дефоржем, и Троекуров в очередной раз с удовольствием рассказал гостям про подвиг француза.

Глава X: Ограбление

В семь часов многие гости собрались домой, но Троекуров не разрешил никому уезжать до утра и продолжил праздновать. Около полуночи он пошёл спать, и гости, почувствовав себя свободнее после ухода сурового хозяина, стали веселее и оживлённее. Не радовался только Антон Пафнутьич, по-прежнему опасавшийся разбойников, тем более, что у него с собой в кожаной сумке было много денег, которые он боялся хранить дома.

Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, Антон Пафнутьич решил переночевать с надёжным человеком и остановил свой выбор на Дефорже, которого и по внешнему виду, и по рассказу об убийстве медведя считал сильным и храбрым. Француз не возражал.

Когда гости начали расходиться по комнатам, Дефорж и Антон Пафнутьич отправились во флигель, где жил француз. Антон Пафнутьич с сожа

Однако после одного случая их отношения изменились. Дело в том, что Троекуров любил зло подшучивать над своими гостями: запирать их в комнате с голодным, сидящим на цепи медведем, спастись от которого можно было только в одном углу. Так он решил подшутить и над Дефоржем, однако, в отличие от других, тот не поддался панике и застрелил медведя. Этим он заслужил уважение Троекурова и любовь Маши, которая начала заниматься с ним музыкой и постепенно влюбилась в учителя, «сама еще в том себе не признаваясь».

Том второй

Глава IX: Разговоры о разбойниках

Повествование возвращается к первому октября. По случаю праздника к Троекурову съехалось много гостей. Утром они были на службе в церкви, потом отправились обедать к Кириле Петровичу.

Позже других приехал дворянин Антон Пафнутьич, который рассказал, что не решился ехать через Кистинёвский лес, побоявшись разбойников, и поехал в объезд. Это навело Троекурова и гостей на разговор о Дубровском. В частности, Анна Савишна Глобова рассказала о произошедшей с ней истории: она послала своему сыну Ване, служившему офицером гвардии, деньги. Деньги на почту должен был отвезти приказчик, однако вскоре он вернулся «бледен, оборван и пеш» и объявил, что его ограбил Дубровский. Вскоре к Анне Савишне заехал генерал, которому она рассказала об этой истории. Тот очень удивился и потребовал объяснений у приказчика, который, увидев генерала, сразу сознался, что солгал: на самом деле Дубровский отпустил его, а деньги он припрятал себе. Анна Савишна сделала вывод, что под видом генерала у неё побывал Дубровский. Однако Троекуров не согласился с этим, так как по описанию Анны Савишны человек не походил на Дубровского, приметы которого, хотя очень приблизительные, были известны полиции.

Вскоре разговор перешёл к медведю, застреленному Дефоржем, и Троекуров в очередной раз с удовольствием рассказал гостям про подвиг француза.

Глава X: Ограбление

В семь часов многие гости собрались домой, но Троекуров не разрешил никому уезжать до утра и продолжил праздновать. Около полуночи он пошёл спать, и гости, почувствовав себя свободнее после ухода сурового хозяина, стали веселее и оживлённее. Не радовался только Антон Пафнутьич, по-прежнему опасавшийся разбойников, тем более, что у него с собой в кожаной сумке было много денег, которые он боялся хранить дома.

Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, Антон Пафнутьич решил переночевать с надёжным человеком и остановил свой выбор на Дефорже, которого и по внешнему виду, и по рассказу об убийстве медведя считал сильным и храбрым. Француз не возражал.

Когда гости начали расходиться по комнатам, Дефорж и Антон Пафнутьич отправились во флигель, где жил француз. Антон Пафнутьич с сожалением заметил, что там нет двойных рам, и дверь запирается только на задвижку. Француз лёг спать и потушил свечу. Антон Пафнутьич боялся темноты и попытался объяснить это Дефоржу, но тот не понял его и пожелал ему спокойной ночи.

После долгих переживаний Антон Пафнутьич наконец заснул. Однако среди ночи он проснулся от того, что «кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки». Антон Пафнутьич увидел, что перед ним стоит Дефорж с карманным пистолетом и отстёгивает его сумку с деньгами. В ответ на изумление Антона Пафнутьича француз ответил на чистом русском языке: «Тише, молчать, <…> молчать или вы пропали. Я — Дубровский».

Глава XI: История Дефоржа

Автор объясняет, каким образом Дефорж оказался Дубровским.

Некоторое время назад на почтовой станции некий француз сидел в доме смотрителя в ожидании лошадей. Туда же приехал молодой офицер, который заговорил с французом и узнал, что тот едет работать учителем к Троекурову, по рекомендации, и сам Кирила Петрович его ни разу не видел. Француз не очень хочет служить у Троекурова, зная о его жестоком нраве, но ему нужны были деньги для больной матери. Офицер, под видом которого, разумеется, выступал Дубровский, предложил французу обмен: он заплатит ему десять тысяч рублей, а француз отдаст свои документы. Так они и поступили, после чего француз поехал к городу, а Дубровский — к поместью Троекурова.

Далее автор вкратце повествует об уже известных нам событиях: никто не заподозрил обман, мнимого француза полюбили все в семье Троекуровых. Оказавшись в одной комнате с Антоном Пафнутьичем, Дубровский не мог удержаться, чтобы не обокрасть его, так как тот был одним из людей, давших ложные показания по тяжбе его отца с Троекуровым.

Утром, когда гости собрались за завтраком, всех поразила бледность и волнение Антона Пафнутьича. Однако Троекуров не добился от него объяснений, и Антон Пафнутьич поспешил уехать домой. Вскоре разъехались и остальные гости, и Покровское зажило прежней жизнью.

Глава XII: Тайна раскрылась

Маша Троекурова продолжала заниматься музыкой с мнимым Дефоржем и «начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Однажды «Дефорж» передал ей записку с просьбой о свидании. Маша давно ожидала этого, но чувствовала, что ей неприлично выслушивать признание человека, который находится ниже её по социальному статусу и не имеет состояния, из-за чего не может надеяться вступить с ней в брак.

Тем не менее, оказалось, что «француз» сказал ей не совсем то, что она думала. Он признался, что на самом деле он Дубровский и просил не бояться его. Дубровский отказался от мести Троекурову, которую он собирался совершить в первую очередь, так как увидел Машу и понял, что не может причинить вреда её близким. Теперь же он вынужден был оставить её, но надеялся, что она будет иногда вспоминать о нём и прибегнет к его помощи в случае необходимости. Маша обещала.

Дубровский ушёл, а Маша, взволнованная, отправилась к дому. Оказалось, что, пока она отсутствовала, приехал исправник, который хотел арестовать Дефоржа: по приметам он подходил под описание Дубровского, кроме того, о том, что француз — Дубровский, сообщил Антон Пафнутьич. Троекуров не поверил этому, однако Дефоржа нигде не могли найти. Маша с трудом сдерживалась, чтобы не выказать своих чувств. Она ушла в свою комнату и там разрыдалась. После долгих не приведших ни к чему поисков исправник уехал.

Глава XIII: Появление Верейского

Через некоторое время после описанных событий в соседнее с Покровским поместье Арбатово приехал князь Верейский, долгое время пробывший за границей. Верейскому было около пятидесяти лет, но он был любезен с дамами и умел производить на них приятное впечатление. Первым делом Верейский решил поехать в гости к Троекурову, с которым когда-то был знаком.

У Троекуровых Верейского поразила красоты Маши. Он стал оживлённее и веселее, сумел заинтересовать её своими рассказами. Не оставшись ночевать, Верейский уехал, но перед этим позвал Кирилу Петровича с  Машей приезжать к нему. Троекуров согласился, так как относился к князю с уважением из-за его титула и большого состояния.

Через два дня Троекуровы приехали в Арбатово. Верейский принял их очень радушно: он рассказывал Маше про картины, висевшие у него в доме, и она «не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела она только во второй раз отроду». Потом Верейский, Кирила Петрович и Маша пили кофе в беседке, катались на лодке по озеру, вечером был устроен салют, который поразил Машу. Верейский был рад её восхищению, а Троекуров доволен, так как считал, что Верейский делает всё из желания угодить ему. Утром Троекуровы уехали, но договорились скоро снова встретиться с хозяином.

Глава XIV: Предложение руки и денег

Когда Маша сидела в комнате и вышивала, чья-то рука через окно передала ей письмо, но Маша не успела прочитать его, так как в это время слуга позвал её к Троекурову. У Троекурова оказался князь Верейский, который сватался к ней.

Маша не могла ничего ответить — она не хотела быть женой старого князя, —  и заплакала. Троекуров сказал князю, что она согласна, «они все плачут при помолвке». В своей комнате Маша развернула письмо, которое оказалось от Дубровского. В нём сообщалось: «Вечером в 10 час. На прежнем месте».

Глава XV: Уговор с Дубровским

Во время их встречи Дубровский сказал Маше, что знает о сватовстве князя, и предложил ей помочь избавиться от этого человека. Маша сказала, что не хочет «быть виною какого-нибудь ужаса…».

Она решила попробовать убедить отца в том, что не может выйти замуж за Верейского. Если же уговорить его не получится, она решится на последнее средство: прибегнет к покровительству Дубровского и станет его женой. Дубровский нежно обнял Машуу. На прощание он дал ей кольцо и сказал, чтобы она положила его в дупло дуба, если ей понадобится его помощь.

Глава XVI: Объяснение дочери с отцом

Маша долго откладывала объяснение с отцом. Наконец, она решилась написать письмо Верейскому, в котором говорила о своей нелюбви к нему и просила его самого отказаться от сватовства. Однако князь, напротив, захотел ускорить свадьбу, а письмо показал Троекурову.

Тот пришёл в ярость, но, по настоянию Верейского, не сказал Маше, что знает о письме.

Свадьбу решили назначить послезавтра. Когда Троекуров сообщил об этом Маше, та стала умолять не губить её и не принуждать выходить за человека, которого она не любит. Троекуров, хотя и был тронут её слезами, отверг её просьбы и сказал, что устраивает свадьбу для её же счастья. Маша в отчаянии воскликнула, что в крайнем случае она прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров не воспринял это серьёзно.

Он решил, что Маша сказала о Дубровском сгоряча, но на всякий случай решил запереть её до свадьбы в комнате. Маша чувствовала себя оскорблённой.

Глава XVII: Роковая неудача

Проснувшись на следующее утро, Маша решила попробовать связаться с Дубровским, но не знала, как это сделать. Вдруг кто-то бросил камешек в окно. Маша выглянула и увидела Сашу, который спросил, не надо ли что-нибудь для неё сделать. Маша попросила его положить кольцо в дупло дуба.

Саша быстро исполнил её просьбу и уже хотел возвратиться, но увидел, как какой-то оборванный мальчик достал кольцо из дупла. Саша попытался остановить его, у них завязалась драка. На шум прибежал садовник, мальчика поймали, связали и повели к приказчику. По дороге им встретился Троекуров, пожелавший выяснить, что происходит. Саша под угрозой розги признался, что Маша дала ему кольцо и попросила спрятать, а его забрал «этот скверный мальчик».

Троекуров понял, что Маша попыталась связаться с Дубровским. Он попробовал угрозами и обещаниями вырвать у мальчика признание, но тот молчал, и Троекуров приказал запереть его в голубятне, а сам вызвал исправника. Когда он приехал, Троекуров велел привести мальчика и рассказал исправнику всю историю, не упоминая, однако, об участии в ней Маши. Исправник попросил разрешения поговорить с Кирилой Петровичем наедине. Они вышли, а когда вернулись, исправник сообщил мальчику, что Троекуров хотел сослать его на поселение, но он вступился за него, и теперь мальчик свободен.

Обрадованный, мальчик побежал сначала в Кистенёвку, где попросил у бабушки чёрного хлеба, потому что с утра ничего не ел, а потом — в Кистенёвскую рощу.

Глава XVIII: Свадьба и развязка

На следующий день с утра шли приготовления к свадьбе. Маша была ко всему равнодушна и печальна, она до последнего момента надеялась, что Дубровский спасёт её. Однако жених и невеста приехали в церковь, а всё ещё ничего не произошло. На вопрос священника, согласна ли Маша стать женой Верейского, девушка промолчала, но священник обвенчал их. После этого молодые муж с женой поехали в Арбатово, куда ещё раньше отправился Троекуров. Маша была

Посреди дороги на карету напали разбойники. Дубровский открыл дверцу кареты и сказал Маше, что она свободна. Верейский выстрелил в него и попал в плечо, но разбойники сразу же вырвали у него пистолет и оттащили от кареты. Дубровский приказал не убивать его. Сам он повторил Маше, что она свободна. Но Маша ответила, что она уже жена князя, и исправить это нельзя, их обвенчали. Если бы Дубровский приехал раньше, она согласилась бы бежать с ним, но теперь она просит его оставить их и уехать.

Поражённый её словами и болью от раны, Дубровский упал рядом с каретой, но успел отдать разбойникам распоряжения. Они посадили его на лошадь и уехали вместе с ним, никого не убив и ничего не ограбив.

Глава XIX: Отъезд Дубровского

 Разбойники в тишине обедали в своём лагере, потом разбрелись по лагерю, кто-то лёг спать после обеда. Дубровский в это время, раненный, лежал в своём шалаше на походной кровати.

Неожиданно дозорные донесли о наступлении солдат. Дубровский вскочил, вышел к разбойникам, они приготовились обороняться. Солдаты поначалу одолевали и даже дошли до их укрепления, но Дубровский застрелил их офицера, после чего солдаты отступили.

После этих происшествий правительство решило уже серьёзно заняться Дубровским. Удалось поймать несколько человек из его шайки, однако они сказали, что Дубровского с ними уже не было. После стычки с солдатами он оставил их и «советовал и им переменить образ жизни». Дубровский ушёл, взяв с собой только одного из разбойников. Эти сведения сначала были восприняты с недоверием, возможно, разбойники просто хотели выгородить своего атамана. Однако грабежи и вправду прекратились, а «по другим известиям» узнали, что Дубровский уехал за границу и скрылся там.


Кратчайший пересказ — 2 вариант

Глава 1

Повествование идет от лица автора.

В селе Покровском самое богатое и хлебосольное поместье принадлежит барину Кириле Петровичу Троекурову. Его влияние на округу необычайно, а об увеселениях и злых шутках слагают легенды. Щадил он только своего старинного приятеля. Когда-то они служили вместе, однако в отставку вышли в разных чинах: Андрей Гаврилович Дубровский поручиком, Троекуров генерал-аншефом. Различным было и их состояние: Андрей Гаврилович в своей Кистеневке владел всего лишь 70 душами крепостных. Сближало их и общее горе: оба вдовцы и отцы. Владимир Дубровский служил в полку, Мария Троекурова жила при отце.

Однажды на образцовой псарне приятеля Дубровский обронил замечание, что у здешних собак жизнь получше, чем у холопов Троекурова. Неожиданно один из них, Парамошка, дерзко ответил, что на эдакой псарне и некоторым бедным дворянам было бы сытнее. Оскорбленный Дубровский на охоту не остался, да еще прислал письмо, что требует Парамошку к ответу. Так друзья стали врагами. Люди Троекурова разбойничали во владениях Дубровского – тот наказывал их. Не стерпев, Кирила Петрович решил отобрать усадьбу у бывшего приятеля. Тем более когда-то она принадлежала его семейству. Помочь ему в этом вызвался заседатель Шабашкин. Документов на дом у Дубровского нет – сгорели.

Глава 2

Дело решилось в пользу Троекурова: он стал собственником Кистеневки. В суде Дубровский едва не сходит с ума.

Глава 3

Старая няня письмом вызывает сына барина, Владимира, из Петербурга. Молодой барин отрывается от карт и танцев, едет домой.

Глава 4

Троекуров едет уладить дело миром. Старика Дубровского (ему около 60 лет) при виде мучителя разбил паралич.

Глава 5

После отпевания и похорон приезжают отбирать усадьбу и крепостных. Те бунтуют и чиновники с Шабашкиным в страхе запираются в доме, да там и остаются ночевать.

Глава 6

Дворня готова убить непрошеных гостей. Дубровский совершает поджог дома. В огне сгорит не только прошлое, но и Шабашкин с подручными (их нарочно запер кузнец Архип).

Глава 7

Троекуров требует расследовать происшествие. Обвиняются Дубровский и его человек, кузнец. По округе идут слухи о лихих людях, грабителях. Предводитель разбойников – человек необыкновенный, с понятиями о чести.

Глава 8

Странно было только, что Покровское разбойники обходили стороной. А в нем 17-летняя красавица Маша Троекурова, охотница до чтения, жила в своем уединении и старалась не прогневать отца. К 9-летнему Саше, внебрачному сыну помещика, нанимают учителя. Над ним живо проделали шутку: заперли в одной каморке с медведем Мишей на привязи. Дефорж убивает зверя из пистолета. Троекурова восхитила его смелость, Машу – достоинство, с которым он держался во всей этой истории. Просто уважение довольно скоро сменилось почти дружбой (Дефорж даже помогал ей в занятиях пением), а затем и первой любовью.

Глава 9

На обеде в честь престольного праздника храма Троекуров заводит речь с Антоном Пафнутьичем Спицыным о разбойниках и вожаке их. Показания Спицына в суде в свое время помогли лишить имения Дубровских. Вступает в разговор и вдова Глобова. Дубровский, чернобородый мужчина, явился к ней в дом, обличил ее вороватого приказчика и даже отобедал с ней. Троекуров берется спорить: не сходится ни цвет волос, ни возраст. Настоящему вожаку года 22-23, он среднего роста, кареглаз и русоволос.

Глава 10

К ночи Спицын напросился ночевать в комнату Дефоржа, победителя медведя. Дефорж отнимает у него заветную сумку с деньгами и представляется ему Дубровским.

Глава 11

Случай помог Владимиру попасть в дом врага. Он купил на станции бумаги у настоящего учителя, приглашенного к ребенку.

Глава 12

Однажды вечером учитель запиской назначил Маше встречу в беседке. Там он открывает ей свое имя. И уверяет, что ненависть в его сердце сменилась любовью. Никто из ее семьи не пострадает, а эти несколько недель – самые счастливые в его жизни. Однако пришло время прощаться. Дубровский берет с Маши слово, что в случае беды она попросит его о помощи. В тот же день исправник является его арестовать: Спицын все же проболтался.

Глава 13

В Покровское наведывается князь Верейский, потом семейство Троекуровых едет в его роскошный дом-замок в Арбатово с ответным визитом. Вскоре 50-летний (на вид – еще старше из-за выпивки, разврата и болезней) князь посватался к Маше, ее отец принял предложение.

Глава 14

Девушка плачет, готова умереть или стать монахиней. Вечером Маша встречается с Дубровским.

Глава 15

Молодой разбойник берется лишить жизни старого князя, затем предлагает ей разжалобить отца. Все эти планы девушка отвергает и, наконец, выдает тайну своего сердца: она согласна стать ему женой. Дубровский оставляет ей свое кольцо. В случае беды его нужно оставить в дупле дуба, как условный знак.

Глава 16

Маша пишет князю с просьбой отступиться – тот показывает ее письмо Троекурову. Свадьба через считанные дни. Девушка заперта.

Глава 17

Брат Саша относит ее кольцо в дупло. Мальчишку Митю из дворни Дубровского, посланного за кольцом, хватают и отпускают лишь за тем, чтобы проследить за ним.

Глава 18

Наутро Марья Кириловна была обвенчана с князем. Дубровский не пришел. На обратном пути из церкви он все же остановил карету. Князь ранит разбойника в плечо. Владимир говорит, что Мария свободна – она возражает, что теперь связана навек перед Богом и людьми. Силы оставляют Дубровского. Княжеская чета уезжает прочь.

Глава 19

Оказывается, лесная крепость разбойников была обнаружена и окружена солдатами. Поэтому Владимир и опоздал к венчанию.

Наконец, за Дубровским идет уже настоящая охота. Он прощается со своими людьми и отбывает, скорее всего, за границу.

Выборочное изложение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский» Урок русского языка в 6 классе Подготовила: Андрюнина Е.Г.

Выборочное изложение по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок русского языка в 6 классе

Подготовила: Андрюнина Е.Г.

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение »

Памятка для учащихся «Как писать выборочное изложение »

  • Прослушайте текст.
  • После  первого чтения   текста выполните следующие шаги:
  • Определите тему текста (о чем текст?).
  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  • 3) Прослушайте текст во  второй раз .
  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки).
  • Составьте подробный план
  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (выбор героя, о котором будете писать).
  • 4) Обязательно обратите внимание на орфографические, пунктуационные и стилевые особенности текста.
  • 5) Прослушайте текст  в третий раз.
  • 6) Помните о главном условии: вы должны передать содержание выбранной микротемы.
  • 7) Объём изложения – не менее 80 слов.
  • 8) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.  Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Какой эпизод из романа «Дубровский» взят в этом отрывке? Придумайте заголовок к данному отрывку Какого типа речи этот текст? К какому стилю мы его отнесем? Объясните значение этих слов Дворня – Изъявление радости – Насилу – Ветхое -

  • Какой эпизод из романа «Дубровский» взят в этом отрывке?
  • Придумайте заголовок к данному отрывку
  • Какого типа речи этот текст?
  • К какому стилю мы его отнесем?
  • Объясните значение этих слов
  • Дворня –
  • Изъявление радости –
  • Насилу –
  • Ветхое —

Вставьте на месте пропусков подходящие прилагательные  Владимир увидел …. рощу, и влево на открытом месте … домик с … кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.  Через 10 минут въехал он на … двор. Он смотрел вокруг себя с волнением … . 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь … ветвистыми деревьями.

Вставьте на месте пропусков подходящие прилагательные

Владимир увидел …. рощу, и влево на открытом месте … домик с … кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через 10 минут въехал он на … двор. Он смотрел вокруг себя с волнением … . 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь … ветвистыми деревьями.

Примерный план.

Примерный план.

  • « Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца».
  • « Через десять минут въехал он на барский двор».
  • «Березки выросли и стали теперь высокими …»
  • « Двор обращен был в некошеный луг..»
  • « Дворня высыпала и окружила молодого барина.»

Словарная работа В лев о , К и ст е невка, тщ ательно, не кош ен ый луг, обр а щ ен , из лю дс ких из б , о пут анн ая лошадь, изъ явления радости, на силу, скво з ь, в о спита нн ик.

Словарная работа

В лев о , К и ст е невка, тщ ательно, не кош ен ый луг, обр а щ ен , из лю дс ких из б , о пут анн ая лошадь, изъ явления радости, на силу, скво з ь, в о спита нн ик.

  • Литература 5 класс учебник сказка о мертвой царевне и семи богатырях ответы на вопросы
  • Литература 5 класс учебник 1 часть сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Литература 5 класс тест по сказке спящая царевна
  • Литература 5 класс сходство и различия сказок пушкина и жуковского
  • Литература 5 класс сочинение на тему сказка о мертвой царевне и семи богатырях