Литературная гостиная по сказкам чуковского

Литературная гостиная

«В гостях у дедушки Корнея»

Цель: формирование уважительного отношения к детскому писателю русской поэзии К.И.Чуковскому. Задачи: вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи; развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Ход занятия:

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

-Вы любите читать и слушать сказки?

— Ребята, я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

— Приглашаю вас в литературную гостиную, посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы. Здесь нас уже ждут книги, которые написал К.И.Чуковский, отрывки его жизни и очень много интересного из жизни писателя.

— Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.

Но для начала хочется спросить вас ребята, что вы знаете об этом авторе?

-Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 135 лет. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка… Таким был Корней Иванович Чуковский. Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны. Им, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться и от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

-В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.

-Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.

-В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.

— Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.

-В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии.

— Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А весёлые книжечки,

Да со сказками.

-Посмотрите, а наше дерево расчудесное? Необычное?(нет)

-А почему? (Нет сказок К.И.Чуковского и т.д)

-Правильно наше дерево совсем обычное, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы оно стало необычным?

— Сегодня в течение нашего похода в гости к писателю мы поместим на это дерево разные отрывки из жизни К.И.Чуковского, его сказки, крылатые выражения.

— Ну, а мы продолжаем путешествовать по дому великого писателя. В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.

— А кто помнит, как появился знаменитый «Мойдодыр»?

(дать слова ребёнку)

Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его

младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

— Да, действительно. Сказка «Мойдодыр» была одной из первых сказок, Чуковский говорил: «С чистюли всё и началось». А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок. (Помещаю обложку книги на Чудо-дерево)

Корней Иванович Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным».

Один такой день – 29 августа 1923 года – особенно запомнился Чуковскому: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». О какой сказке идёт речь? (О мухе Цокотухе) Что вы знаете об этой сказке? (Помещаю обложку книги на дерево)

Корней Иванович Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

(Помещаю обложку книги на дерево)

«Коробка с вещами из сказок»

А сейчас поиграем. И в игре мы вспомним, какие ещё произведения написал К.И.Чуковский и поместим их на нашей чудо-дерево. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать того, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчки из произведения, в котором о ней говорится:

 телефон — К. Чуковский, «У меня зазвонил телефон…»;

 воздушный шарик – комарики, «Ехали медведи на велосипеде. // А за ними кот задом наперед. // А за ним комарики на воздушном шарике»;

 блюдце – Федора, «А за ними блюдца, блюдца – // Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! // Вдоль по улице несутся…»;

 калоши – крокодил, «Пришли мне калоши…»;

 термометр – Айболит, «И ставит, и ставит им градусники…».

Молодцы. Какие ещё произведения поместим на наше чудо-дерево? Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, чувствовал вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». (Помещаю обложку книги на дерево)

-Ребята, а кто сможет вспомнить отрывки из этой сказки?

«Конверт от Чуковского»

— Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а в ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.

От героев сказок К.И. Чуковского:

«Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике»

из конверта достаю билетики на автобус

— Интересно, почему загадки на автобусных билетиках. Ребята, а вы знаете, почему загадки на автобусных билетиках?

Корней Иванович отличался большим трудолюбием, был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в автобусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на автобусных билетах

1 Что сыпалось с горы в сказке «Федорино горе»?

(Топоры.)

2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

— Что это?

(Мочалка.)

3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

— Что это?

(Варенье.)

4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».

— Что это?

(Воздушный шар.)

5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке «Чудо-дерево»?

(Туфельку.)

6. Чем лисички зажгли море в сказке «Путаница»

(Спичками.)

7. Что принес шакал, Айболиту?

(Телеграмму.)

8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

— Что это?

(Калоша.)

— Путешествуем дальше по квартире знаменитого писателя. В соседней комнате его, стоял черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке «Телефон» (Обложка книги на дерево)

— Кто ему звонил по телефону?

Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.

«Радость»

— Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.

— Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас вспомнит в каком стихотворение ярко выражена радость. Кто вспомнит строки?

— Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича

весёлые, озорные, смешные, поучительные.

1.чему учит сказка «Мойдодыр» — аккуратности и опрятности.

2. «Айболит» — быть добрыми, заботиться о других.

3. «Тараканище» — быть смелыми.

4. «Муха-Цокотуха» — смелости, уметь помогать другим.

5. «Федорино горе» — бережному обращению с посудой, порядку.  

Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам Корнея Ивановича. Давайте рассмотрим их и попробуем угадать, к каким произведениям они сделаны.

Обращение к выставке рисунков.

Давайте обобщим наши знания о сказках этого великого писателя. Видеоролик, книги Чуковского.

-Корней Иванович Чуковский, половину своей жизни посвятил детям. Он очень их любил. И на протяжении всей жизни дети замечали за ним интересные фразы, которые потом стали крылатыми выражениями Чукоши, так называли ласково его дети. Так вот и я тоже хочу, чтобы вы познакомились с выражения Чуковского. У некоторых из вас под стулом приклеено выражение, сейчас будет играть музыка, а вы должна отыскать у кого под стулом есть выражения и выйти к нам.

(Обсуждение цитат, помещение их на чудо-дерево)

Эти цитаты из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти». Которая посвящена маленьким детям. В этой книге мы можем прочитать разные выражения детей. Чуковский, когда находился с детьми он записывал в своей дневник разные интересные фразы, которые потом стали главным в книге «От двух до пяти»

— Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки К.И.Чуковского пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.

Ребята, посмотрите на наше дерево. Стало ли теперь оно необычным? Почему?

-Молодцы! Наше дерево теперь стало волшебным, расчудесным, потому что на нём растут не фрукты, а настоящие отрывки из творческой жизни и произведения великого детского писателя К.И. Чуковского.

-Еще не раз мы встретимся с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. И мы никогда не должны забывать замечательные произведения этого писателя, всегда должны помнить их и по нужде к ним обращаться. Ведь даже между строк сказок и стихотворений можно найти истину.

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети…

Итог занятия:

  • Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?

  • что вам больше всего понравилось?

  • На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?

Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского

Цели: 

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
  • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
  • Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

  • Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
  • Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
  • Выставка книг “Чудо-дерево”.
  • Плакат «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.

Вед. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
    Вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.

Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского. (СЛАЙД   1)
     Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
    Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
     К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино,
(СЛАЙД 2) среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.
    И с ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”…

(СЛАЙД С КНИЖКАМИ)
    Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(ФРАГМЕНТ СКАЗКИ НА ДИСКЕ)
    А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”.
   Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу, а затем сняли мультфильм. Посмотрим и послушаем фрагмент из оперы-мультика.

Ведущий. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Послушаем загадки.

Дети отгадывают загадки.

 Был белый дом, Чудесный дом,
И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое.    (Яйцо и цыплёнок.)

Красные двери В пещере моей,
Белые звери Сидят У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!   (Губы и зубы.)
 

Всюду, всюду мы вдвоём  Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,  По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,  Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог, Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать, Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,  Вновь поскачем по дороге.   (Детские ботинки.)

Мудрец в нём видел мудреца, Глупец — глупца,
Баран — барана,  Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.  (Зеркало.)

Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.

Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
(“Путаница”)

1аб «Путаница»

Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)
4А  «Телефон»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил.
(“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)
3б «Краденое солнце»

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)

Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. Что это за сказка?

Слайд “Муха-Цокотуха”.

Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал:

“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

– О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.

Слайд  “Айболит”.

Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского.

– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

Ведущий. Но Корней Иванович был не только детским писателем, который сочиняет сказки и стихи. Он был корреспондентом газеты, и его послали в Лондон работать. Там он освоил английский язык и основательно познакомился с английской литературой, которую впоследствии замечательно переводил. И мы с вами знаем стихи в переводе Чуковского.

3 «А» стихи в переводе Чуковского.

Кроме стихов Чуковский переводил и прозу. Мы знаем замечательное произведение Марка Твена «Том Сойер», которое тоже перевел Чуковский. Это же произведение переводили и другие переводчики. Давайте посмотрим, есть или нет разницы в переводе? (СЛАЙД)
К.Чуковский
— Том!
Нет ответа.
— Том!
Нет ответа.
— Куда же он запропастился, этот мальчишка?.. Том!
Нет ответа.
    Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков; потом вздёрнула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были её парадные очки, гордость её сердца: она носила их только для «важности»; на самом же деле они были ей совсем не нужны; с таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки.

Н . Дарузес
 — Том!
Ответа нет.
— Том!
Ответа нет.

— Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Ответа нет.
    Тётя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, её гордость, приобретённые для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок.

     Как просто — всего лишь два слова поменяли местами. «Нет ответа» и «Ответа нет». А чувствуете, как ломается ритм во втором варианте? Темп повествования тормозит, ещё не начавшись.

      Далее, первые же слова тёти Полли: раздражение, эмоции в первом варианте и — чопорность и сухость во втором. Что больше подходит к ситуации?
4 «Б» «Том Сойер»

Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (СЛАЙДЫ). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
   Ну, а в конце,
2 класс представляет вашему вниманию свой мультфильм по стихотворению К.Чуковского «Бутерброд»

Цель: закрепить ранее приобретенные знания о творчестве К.И.Чуковского.

  • Коррекционные задачи:

    • развитие фонематических представлений, лексико-грамматических категорий;
    • расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
    • профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
  • Образовательные задачи: развитие устной речи, речемыслительной деятельности на основе наглядности материала по теме урока.
  • Воспитательные задачи: правила работы в группе и правила речевого поведения.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки и фломастеры по количеству детей, реальные предметы (телефон, мыло, блюдце, калоша, термометр, сито, перчатки, кошелек с монетками, мочалка), фильм.

Предварительная работа: на протяжении триместра были изучены произведения автора, проведены классные часы по творчеству К.И.Чуковского и снят фильм по сказке «Федорино горе» с участием детей.

Ход занятия

Логопед: Добрый день, ребята. Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итог большой, совместно-проделанной работы. Все вы читали книги, снимались в фильме. А теперь скажите, кто автор всех изученных произведений? Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить на занятии? (Ответы детей «К.И.Чуковский»).

А давайте вспомним, кто такой К.И.Чуковский?

Презентация

Слайд 2 (Биография)

В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья — в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны. Это он придумал множество любимых вами сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.

Слайд 3 (Биография)

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге в семье крестьянки Екатерины Корнейчуковой и студента Эммануила Левенсона. Через три года после его рождения отец ушел из семьи, и он с матерью переехали в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но был исключён из пятого класса по специальному указу, когда учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения.

Слайд 4 (Биография)

После исключения из гимназии Николай начал самостоятельную жизнь: снял жилье на чердаке и решил жить на собственные средства. Какое-то время он работал в артели маляров, расклеивал афиши, чинил рыбацкие сети, а затем стал репетитором. Большую часть свободного времени он проводил над учебниками, читал Достоевского, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Дарвина. На основе прочитанного он разработал собственную философскую систему. Интерес к философии остался у Чуковского на всю жизнь.

Слайд 5 (Биография)

С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без «Айболита», «Тараканища», «Федориного горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Логопед: А теперь, ребята, давайте вспомним из каких же произведений эти отрывки. Слушаем…

Слайд 6

Игра «Вспомни сказку»

Слайд 7, 8

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

(Айболит)

Слайд 9, 10

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

(Мойдодыр)

Слайд 11, 12

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

(Путаница)

Слайд 13, 14

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костёр зажигает,

Он страшное слово кричит:

«Карабас! Карабас!

Пообедаю сейчас!»

(Бармалей)

Слайд 15, 16

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает!

(Муха-Цокотуха)

Слайд 17, 18

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

(Телефон)

Слайд 19, 20

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

(Федорино горе)

Инсценировка произведения с К.И.Чуковского «Федорино горе» воспитанниками МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Логопед: Большие молодцы, вы хорошо знаете все произведения. Давайте продолжим наш рассказ о писателе.

Слайд 21 (Биография)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал и плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку (А это была сказка «Крокодил») Оказалось, что мальчик запомнил ее всю слово в слово.

Слайд 22 (Биография)

А вот другой случай. Однажды, работая в своем кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, так бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, сказал ей тихо:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

Герои Чуковского не всегда мужественны, честны, воспитаны. Есть среди них и грязнули, и трусы, и хвастуны, и разбойники.

Логопед: Вот так появлялись всеми вами известные строки, просто так легко и звучно. А сейчас мы с вами вспомним героев произведений. Кто они? Кем были?

Слайд 23

Игра «Кто есть кто»

Слайд 24

  • Айболит — ДОКТОР
  • Бармалей — РАЗБОЙНИК
  • Федора — БАБУШКА
  • Каракула — АКУЛА
  • Мойдодыр — УМЫВАЛЬНИК
  • Тотоша, Кокоша — КРОКОДИЛЬЧИКИ
  • Цокотуха — МУХА
  • Рыжий и усатый великан — ТАРАКАН

Логопед: Молодцы, вы со всем справились. Скажите, пожалуйста, а вы помните сказку «Краденное солнце», что там произошло? (Ответы детей «Крокодил солнце проглотил»). Правильно, а в наших словах крокодил проглотил гласные буквы. Давайте вернем буквы обратно.

Слайд 25

Игра «Расшифруй имена сказочных героев»

Слайд 26

Б_РМ_Л_Й

Ц_К_Т_Х_

М_ЙД_Д_Р

Ф_Д_Р_

_ЙБ_Л_Т

Т_Р_К_Н_Щ_

КР_К_Д_Л

Г_ПП_П_Т_М

Слайд 27

БАРМАЛЕЙ

ЦОКОТУХА

МОЙДОДЫР

ФЕДОРА

АЙБОЛИТ

ТАРАКАНИЩЕ

КРОКОДИЛ

ГИППОПОТАМ

Логопед: Молодцы, мы все отлично потрудились, теперь можно и отдохнуть.

Слайд 28

Музыкальная физминутка «Крокодил»

Слайд 29 (Биография)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги. И, конечно, Чуковский не любил такие качества у людей как лень, неряшливость. Вспомните, в какой сказке об этом рассказывается? (Ответы детей «Мойдодыр»)

Логопед: Ребята, а вы все знаете, что такое «Бюро находок»? (Ответы детей «Это место куда приносят потерянные вещи»). Вот и у нас с вами есть предметы, которые потеряли герои сказок К.И.Чуковского. Давайте на них посмотрим. Вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.

Слайд 30

Игра «Бюро находок»

  • Телефон (У меня зазвонил телефон) — Телефон
  • Мыло (Вот и мыло подскочило) — Мойдодыр
  • Блюдце (А за ними блюдца) — Федориного горе
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) — Телефон
  • Термометр (И ставит им градусник) — Айболит
  • Сито (Скачет сито по полям) — Федорино горе
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») — Телефон
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) — Муха-Цокотуха
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) — Мойдодыр

Логопед: Молодцы, ребята.

Слайд 31

А теперь, давайте вспомним, чему же учат сказки К.И.Чуковского? (Ответы детей)

Слайд 32 (Подведение итогов)

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей)

Все ли у вас получилось? (Ответы детей)

Что для вас было сложным, а что простым? (Ответы детей)

Вы все старались и хорошо поработали. Еще много раз вы будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского.

Я желаю вам удивительных встреч с творчеством К.И.Чуковского. И в конце хочу прочитать шутливое стихотворение, которое посвятил Чуковскому поэт Валентин Берестов

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Логопед: А теперь мы предлагаем посмотреть сказку «Федорино горе» рассказанную вами.

Список литературы

  1. Чуковский К.И. От двух до пяти / Корней Чуковский; [оформл. И.Фоминой]. — М.: Дет. Лит., 2016. — 366 с.: ил.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.chukovskiy.ru/bio.html

Информационная справка об Образовательном учреждении

В МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» на сегодняшний день обучается уже более 200 человек. Это 26 классов.

С 2016 года дети обучаются по программам ФГОС О УО (ИН) (Приказ Минобрнауки № 1599 от 2014г.).

Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталостью (в классе до 12 человек) обучаются по 1 варианту ФГОС, обучающиеся с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР (в классе до 5 человек) по 2 варианту ФГОС.

Нарушения речевого развития при первичном интеллектуальном дефекте у обучающихся носят системный характер, оказывают негативное влияние на формирование и развитие устной и письменной речи умственно отсталых школьников, характеризуются особой стойкостью и требуют длительной систематической работы специалистов.

В нашем учреждении работают 5 логопедов, занятия с которыми посещают более 100 детей. У каждого педагога имеется свой кабинет, оснащенный современным оборудованием.

Сценарии литературной гостиной «Дорогами сказок К.И. Чуковcкого»Сценарии литературной гостиной «Дорогами сказок К.И. Чуковcкого»

в средней оздоровительной группе №1. (совместное мероприятие с родителями)

Цель мероприятия: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой

Задачи мероприятия: Вспомнил ь с детьми и родителями названия и содержание произведений К. Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Ход мероприятия

При входе всем гостям и детям раздаются билеты — розовые и зеленые, в дальнейшем формирующие 2 команды (розовая и зеленая).

 Скачать конспект

— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Проходите, пожалуйста, ко мне, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга

Эмоциональный настрой (участники стоят в кругу, держась за руки):

«Встаньте детки, встаньте в круг
Каждый каждому здесь друг!
Вправо, влево повернитесь
И друг другу улыбнитесь

Будем крепко мы дружить,
И друг другом дорожить!»

— Ребята вы верите в чудеса?

-Да.

— У нас в группе произошло настоящее чудо.

— А какое, вы догадаетесь из прочитанной мною загадки!

Страну чудес откроем мы
И встретимся с г ероями
В строчках
На листочках,

Где станции на точках, (книга)

-Правильно это книга! Сегодня к нам в гости пришли не только наши родители, но и Королева — Книжка со сказочными картинками! Давайте вместе с нашими родителями узнаем, что в ней. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды. Посмотрите все, пожалуйста на ваши билетики, зеленые билетики — команда зеленых, присаживайтесь за ваш стол! Розовые билетики — команда розовых, присаживайте за свой стол!

— Рассаживайтесь поудобнее, каждый в свою команду.

— Ой, посмотрите Королева Книга оставила нам письмо!

«Здравствуйте ребята, я очень хочу вам сделать сюрприз, но чтобы, получить его надо выполнить все мои задания, которые находятся на страницах. Удачи вам! Надеюсь, вы справитесь!»

— Ребята, попробуем выполнить все задания книги?

Давайте откроем и заглянем на первую страницу.

1- СТРАНИЦА- (нарисован портрет) Открываем первую страничку книги (показ портрета К. И. Чуковского), ребята приглашает нас книга в гости к сказкам любимого нашего писателя? Как его зовут? К. И Чуковский

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал.
Поскольку в детстве «Бармалея”
И «Крокодила» не читал.

Не восхищался «Телефоном”
И в «Тараканище” не вник
Как вырос он таким учёным.
Не зная самых главных книг?

2- СТРАНИЦА Игра «Кто есть кто?»

— Какие сказочные имена принадлежат сказочным героям?

Айболит — доктор,

Федора — бабушка Мойдодыр — умывальник Цокотуха — муха.

Бармалей — разбойник Великан — таракан Каракула — акула.

Тотоша и Кокоша — крокодильч ики

— Молодцы за каждый правильный ответ команда получает жетоны! В конце нашей игры мы их посчитаем и узнаем какая команда победила!

3- СТРАНИЦА. — Придется вам, как видно, загадки отгадать.

Они себя, ребята, не будут называть.

  • Каждой команде по 3 загадки.
  • Для команды зеленых:

1. Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу, не помилую.
— Кто это? Из какой сказки? ( «Тараканище»)

2. Я великий Умывальник Знаменитый я начальник
И мочалок командир.

— Кто это? Из какой сказки? ( «Мойдодыр»)

3. Мяу говорил утенок,
Му-у — говорил котенок,
Заинька был паинька.
Перепутали всё звери,

Потому что так хотели
Или просто маленькие. ( «Путаница»)

Для команды розовых:

3. я по полю шла И денежку нашла.
На базар пошла
И купила самовар.
— Кто я? (муха — цокотуха)

4. Ой, бедная баба я И плачу, и плачу одна
Села бы я за стол
Да стол за ворота ушел
Сварили бы я щи,

Да кастрюлю, поди, поищи.
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы
— Из какой сказки герой? ( «Федорино горе»)

3. Это ж кто, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (Крокодил, «Краденое солнце»)

4 (Физкультминутка, (приводится вместе с родителями)

Нас не надо вам лечить Добрый доктор Айболит Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим, во все стороны глядим Где же Африка страна? Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, как весёлый звонкий мячик Скок — поскок, скок- поскок, не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам по траве пойдут ребята Ноги будут поднимать, но густой траве шагать Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.
5- СТРАНИЦА. Игра «Чудесный мешочек»

Командам предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат эти предметы: «Мешочек с потерянными вещами».

— В мешочке находятся разные вещи Их кто-то потерял Помогите найти их владельца, вспомните сказку. (Команды по очереди тащат предметы из мешочка)

  1. Мочалка, мыло, полотенце ( «Мойдодыр»)
  2. Фонарик ( «Муха- цокотуха»)
  3. Коробок ( «Путаница»)
  4. Телефон ( «Телефон»)
  5. Градусник ( «Айболит»)
  6. Спички ( «Путаница»)
  7. Перчатки ( «Телефон»)
  8. Блюдце ( «Федорино горе»)
  9. СТРАНИЦА Игра «Доскажи словечко»

(поочередно задаем командам по V каждой)

1. Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала… (Кочерга)

2. И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки А за ними пирожок «Му — ка, съешь меня… (Дружок)

3 Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник И мочалок… (Командир)

4. Только вдруг из-за кусточка.
Из — за синего лесочка.
Из далеких из полей Прилетает.. (Воробей)

5. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?. (Слон)

6. и сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она… (Бедняжка)

7. А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста… (Книжки)

8. А с ним и зайчиха — мать Тоже пошла танцевать
И смее1ся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. « (Айболит)

7- СТРАНИЦА — Что же здесь написано? «МАМА, РАССКАЖИ МНЕ СКАЗКУ»

Сейчас нашим родителям предлагается показать своим любимым деткам инсценировку сказки «Муха -цокотуха»

— Пожалуйста, вытягивайте жребий, для распределения ролей!

(Инсценировка)

— Ребята вам понравилось? Давайте похлопаем родителям, и каждая команда получит по жетону!

-Командная игра подошла к концу, давайте посчитаем житоны!

8- СТРАНИЦА. Но, посмотрите у нас с вами еш£ осталась одна страничка, посмотрим, что же там?

-Там послание от Королевы — Книги! (читаем)

(вносим коробку с призами, награждение победителей!)

— Ну а на память о нашем вечери, давайте все вместе украсим наше чудо дерево! Что на нем растет? (обувь) Ребята заранее заготовили обувь для чудо дерева А мы сейчас ее повесим!

(Благодарим за вечер и прощаемся)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Автор: Гук Мария Федоровна Воспитатель

< Предыдущая   Следующая >

Автор: Дюбанова Светлана Викторовна

воспитатель МБДОУ “Детский сад “Звездочка”

Литературная гостиная “Добрый мир сказок К.И. Чуковского”

МБДОУ «Детский сад «Звездочка» 

Сценарий литературной гостиной  «Добрый мир сказок  К. И. Чуковского» 

Разработал:

воспитатель

Дюбанова С. В.

– Продолжать воспитывать интерес детей к творчеству К.И. Чуковского, закрепить знания детей о прочитанных сказках.

– Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

–  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.

Предварительная работа:

– чтение произведения К.Чуковского;

– рассматривание иллюстраций.

Оборудование: 2 чемоданчика доктора, детские медицинские инструменты, 2 телеграммы, половник, кастрюля, чашки, блюдца, копеечка.

Ведущий:

Дорогие дети и педагоги, я рада приветствовать вас на литературной гостиной «Добрый мир сказок Корнея Ивановича Чуковского»! 

Взгляните на портрет, на нем изображен К. И. Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «Дедушка Корней» по имени или «Дедушка Чуковский» по фамилии. Дедушка Корней сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получилось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие по сказкам Корнея Чуковского.

Ведущий:

Ребята, я сейчас зачитаю четверостишье, ваша задача  угадать героев сказок.

Ведущий:

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

Ведущий:

Ребята, вы узнали, какой герой?

Дети: 

Это доктор Айболит!

Ведущий:

Ребята, а сейчас нам нужно разгадать кроссворд. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. 

  1. Какое препятствие встретил Айболит на пути в Африку? (горы)
  2. Что нарисовано на чемоданчике Айболита? (крест)
  3. Куда отправился Айболит спасать маленьких детей? (Африка)
  4. Под чем сидит добрый доктор Айболит? (дерево)
  5. Что делает врач пациентам с помощью шприца? (уколы)
  6. Кто укусил лису? (оса)
  7. Что пришил Айболит больному, хромому зайчику? (ножки)
  8. Какое слово постоянно твердил Айболит на пути в Африку? (Лимпопо)
  9. Кто перевез Айболита через море? (кит)

Ведущий:

Молодцы! По вертикали у нас получилось слово – «ГРАДУСНИК». Сейчас мы поиграем в игру «Собери чемоданчик доктора». Вам необходимо собрать в чемодан только те вещи, которые помогут в работе доктору Айболиту.

Игра «Собери чемоданчик доктора» (атрибут – чемоданчик доктора)

Игроки делятся на две команды и встают друг за другом на старте. У каждой команды есть свой чемоданчик доктора. На некотором расстоянии от линии старта на общем столе лежат разнообразные предметы (строительные, медицинские инструменты, спортивное снаряжение, канцелярские предметы, посуда). Цель игроков – добежать до стола, взять любой медицинский инструмент, вернуться к линии старта, положить его в чемоданчик и передать «эстафету» следующему участнику. Побеждает та команда, игроки которой быстрее соберут в чемоданчик все медицинские инструменты.

Эстафета «Передай телеграмму» (атрибут – телеграмма)

На площадке организована несложная полоса препятствий. Игроки делятся на две команды и встают друг за другом на старте. Первые участники команд берут телеграммы. Задача игроков – пробежать с телеграммой полосу препятствий и передать ее следующему участнику. Побеждает та команда, игроки которой первыми преодолеют полосу препятствий и «не потеряют» (не уронят) телеграмму.

Ведущий:

Ребята, угадайте следующего героя сказки.

Я – Великий Умывальник,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир.

Ведущий:

Вы узнали, этого героя?

Дети:

Мойдодыр.

Ведущий:

Правильно! Сейчас я вам зачитаю строки из стихотворений, а вы, ребята, должны угадать пропущенные слова. Эти слова мы впишем в кроссворд.

  1. И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещетки,

И давай его тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет…  (трубочист)

Чист, чист, чист, чист!»

  1. Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с …(Татошей) и Какошей

По аллее проходил.

  1. Как пустился я по улице бежать!

Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу, и чернила

С неумытого лица.

И сейчас же…(брюки)

Так и прыгнули мне в руки!

  1. Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался 

И грязнулею остался!

И сбежали от … (грязнули)

И шнурки, и башмаки.

Ведущий:

Молодцы! По вертикали у нас получилось слово – «УТЮГ». 

Ведущий:

Теперь давайте веселиться – ведь у нас сегодня праздник! Что на празднике делают?

Дети:

Танцуют и поют!

Танец «Танцующие утята» (сл. Ю. Энтина)

Ведущий:

Угадайте следующего героя сказки К. И. Чуковского.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Ведущий:

Ребята, а это кто и из какой сказки?

Дети:

Бабушка Федора из сказки «Федорино горе».

Ведущий:

Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Половник догоняет кастрюлю» (атрибут – половник и кастрюля)

Участники игры встают в круг. Одному из них дают в руки кастрюлю, другому (через несколько человек от первого) – половник. По сигналу игроки начинают передавать вправо по кругу кастрюлю и половник, стараясь, чтобы половник «догнал» кастрюлю.

Игра «Накрой на стол» (атрибуты – чашки и блюдца)

Игроки делятся на две команды и встают друг за другом на старте. У каждой команды в большой корзине – набор детской посуды: чашки и блюдца. На некотором расстоянии от линии старта стоят два стола. Задача игроков – накрыть стол к чаю. Для этого нужно взять один предмет из корзины, быстро добежать до стола и поставить на него этот предмет, затем вернуться к своей команде и передать «эстафету» следующему игроку. Перед эстафетой Ведущий объясняет детям, что стол нужно накрывать правильно, чашки должны стоять на блюдцах.

Ведущий:

Молодцы! Справились с заданием. Ребята, отгадайте следующую сказку.

Алло!

Кто говорит? – Слон.

Откуда? – От верблюда.

Что вам надо? – Шоколада.  

Для кого? – Для сына моего.

Ведущий: 

Из какой сказки этот герой? Как его зовут?

Дети: 

Это слон из сказки «Телефон».

Пока ребята отдыхают, я проведу с педагогами игру «Разгадай кроссворд». Я буду задавать загадки, а вы их разгадывать. Слова будем вписывать в кроссворд по горизонтали. Отгадаем ключевое слово кроссворда.

  1. Они позвонили и просили

Прислать книжки. (мартышки)

  1. Они недавно позвонили и запели.  (газели)
  1. Они лягушками объелись,

И у них животы разболелись.   (цапли)

  1. Он позвонил и как начал, как начал реветь.  (медведь)
  1. Чуковский – это имя или фамилия? (фамилия)
  1. Если вы его не спасете,

Он утонет, утонет в болоте… (бегемот)

О ком идет речь?

  1. Они позвонили вчера поутру

И искали квартиру Мойдодыра?  (кенгуру)

Ведущий:

Молодцы! По вертикали получилось слово – … (телефон).

Ребята, угадайте следующего героя сказки.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Ведущий:

Ребята, а это кто?

Дети:

Муха-Цокотуха!

Ведущий:

Правильно.

Игра «Моя копеечка» (атрибут – копеечка)

Выбирается водящий. Остальные игроки встают в один ряд плечом к плечу. Водящий отворачивается. Ведущий читает стихотворение:

Ах, моя копеечка

Потерялась.

Где моя копеечка, у кого осталась?

В это время игроки передают друг другу за спинами монетку. Затем вытягивают вперед сжатые кулаки и повторяют вслед за ведущим:

Угадай, угадай,

Может быть, у … (называет имя ребенка)?

Угадай, угадай,

Может быть, у … (называет имя ребенка)?

Водящий поворачивается и пытается угадать, у кого монетка. Если он угадывает, водящим становится тот, у кого была монетка; если не угадывает, снова водит.

Ведущий:

Отгадайте загадку.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится – 

Пригласит чайку напиться.

А потом сверкнув боками

Потанцует вместе с нами.

Заклубится белый пар,

Лихо пляшет – … (самовар).

Танец «Пых-пых самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина)

Ведущий:

Ребята! Я вами очень довольна! Какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили сказки 

К. И. Чуковского! Сказки великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. На этом наша викторина подошла к концу.

Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского.
Задачи:
1.Расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского.
2.Вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению.
3.Способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.

Оборудование: портрет К.И. Чуковского, разрезные картинки, жетоны.

Ход игры

  1.  Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня мы с Вами отправимся в литературное путешествие.
Куда – догадайтесь сами: отгадайте, как называется произведение и кто его автор?
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!» 
(“Краденое солнце” К.И.Чуковский)

Учитель: Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский. Корней Чуковский – это псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.

(Приложение 1)

Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика поднялась температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сына, он хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Мальчику сказка понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец уснул, а через несколько дней полностью выздоровел. После этого случая Чуковский начал сочинять сказки и придумал их очень много.

Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не могли представить свое детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашей игре-викторине победителем станет тот, кто получит больше всего сказочных жетонов.

Прежде чем начать нашу игру-викторину, я напомню правила поведения на ней.

— Вопросы надо слушать внимательно.

— Не перебивать друг друга.

— Если ответ готов, подними руку.

Ну, что готовы? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

  1. Основной момент.

Учитель: Но прежде, чем попасть в сказочную страну, нам нужно ответить на вопросы разминки. Готовы? (Ответы детей.)

  1. Разминка

1. Кто помог доктору Айболиту попасть в Африку? (волки, кит, орлы)
2. Где прятались тараканы, испугавшись злодея Паука? (под диванами)
3. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха? (именины)
4.  Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» (Калоша)

5. Какая вещь сбежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
6. На чём ехали комарики в сказке «Тараканище»? (на воздушном шарике)
7. Кто победил злодея в сказке «Тараканище? (Воробей)
8. Что купила Муха-Цокотуха, когда пришла на базар? (Самовар)

9. Чем тушили пожар в сказке «Путаница»? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)

  1. Кто хотел убить Муху-Цокотуху? (Паук)

Учитель: Молодцы!

Учитель: Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Учитель читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А  что же растет на нашем дереве?  (книжки)

Учитель: Какие сказки написаны в этих книжках? (Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какое задание в этой книжке.)

Задание 1: Узнайте сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

***

Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа.. («Тараканище»)

***

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня… («Мойдодыр»)

***

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она… («Федорино горе»)

***

… Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

— Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!.. («Телефон»)

***

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!  («Муха-цокотуха»)

***

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит… («Айболит»)

Задание 2. Сложи мозаику. (Приложение 2)

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И Чуковского. Отгадывают из какой сказки иллюстрация.

Задание 3. Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

 1. Рыжий, усатый великан — (таракан)
2. Бармалей — (разбойник)
3. Каракула — (акула)
4. Федора — (бабушка)
5. Цокотуха — (муха)
6. Тотошка, Кокошка Лелёшенька — (крокодильчики)
7. Мойдодыр — (умывальник)
8. Айболит — (доктор)

9.Брундуляк -огромный и грозный индюк (Приключения Бибигона)

Задание 4. Соревнование.

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 4 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Муха-цокотуха» (самовар, варенье, баранки, чашка, мед).

2-я команда – сказка «Айболит» (градусник, грелка, фонендоскоп, банки).

3-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

4-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

Задание 5. Это задание на внимательность.

Внимательно рассмотрите рисунок, определите, фрагменты каких сказок на ней изображены. (Айболит, Краденое солнце, Муха Цокотуха, Бармалей…)(Приложение 3)

hello_html_73ac4eed.jpg

Задание 6. «Загадки от К.И. Чуковского».

К.И.Чуковский писал не только стихи и сказки для детей, он писал ещё и загадки.

И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему 
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)

Паровоз без колёс! 
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл — 
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
 

Задание 7. «Продолжи фразу»

 Участники викторины должны продолжить четверостишья из сказок К.И. Чуковского.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами

И сушенными ….(грибами)

Веселится народ –

Муха замуж идет

За лихого, удалого

Молодого ….(комара)

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
“Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а….( медведь.) 

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало

Глянул заинька в окно

Стало заиньке ….. (темно) 

Муха криком кричит,

Надрывается.

А злодей молчит, ……. (ухмыляется)

Нет – нет! Соловей

Не поет для свиней

Позовите–ка лучше … (ворону)

– Ох, нелёгкая эта работа —

Из болота тянуть … (бегемота)

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, …..

(книжки) 

Вдруг из подворотни

Страшный великан

Рыжий и усатый……..(таракан)

  1. Подведение итогов

Учитель: Вот и подошло к концу наше литературное путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого  замечательного автора. А на последок послушайте стихотворение.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

А сейчас, предлагаю вам посчитать количество фишек. (Определяется лучший знаток сказок и стихов Чуковского. Вручаются награды.)

Ребята! Подрастая, вы  не раз встретитесь с произведениями Корнея Ивановича Чуковского.

По мотивам сказок Корнея Ивановича были сняты замечательные мультипликационные фильмы. Смотрите их, читайте, и вы не пожалеете!

До скорых встреч!

Приложение 1.

https://i.pinimg.com/736x/1b/8e/f5/1b8ef532a2f349a6db0a52fda6f15322--image-search.jpg

Приложение 2.

hello_html_4d19870c.jpg

hello_html_m749c01fe.jpg

hello_html_mf9b6b96.jpg

Приложение 3.

hello_html_73ac4eed.jpg

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

Формирование у детей устойчивого интереса к чтению , выработка навыков грамотного читателя. Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к  книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Развивать творческие способности учащихся. Развивать речь, память, внимание.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: экран, мультимедиа, акустические колонки, ширма.

На экране слайд №1 (портрет К.И.Чуковского)

Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Приглашаю вас в « Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.

Слайд №2.

— Корней Иванович Чуковский – это псевдоним писателя. Настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. Родился 19 (31) марта 1882г. В г. Санкт-Петербурге. Умер 28 октября 1969года г.Москва.

Ученик: Нам жалко дедушку Корнея:

               В сравненье с нами он отстал,

               Поскольку в детстве «Бармалея»

               И «Крокодила» не читал,

              Не восхищался «Телефоном»

              И в «Тараканище» не вник.

             Как вырос он таким ученым,

             Не зная самых главных книг?

Ведущий: Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Слайд №3.

— Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность К.И.Чуковского. Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья , в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за ее рубежами. Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Слайд №4.

— С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и мы, взрослые не представляем себе своего детства без них.  

— А какие произведения К.И.Чуковского вы читали?

(«Муха —  Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармолей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Путаница», «Крокодил», «Приключения Бибигона», «Телефон».)

Ученик: 

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме.

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки ваши , и дети

Сказки читать веселые эти.

Ведущий: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по произведениям Чуковского. Вы ребята, будьте внимательны, отвечайте быстро и четко.

  1. На чем ехали зайчики в сказке«Тараканище»? (в трамвайчике)

  2. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (луна)

  3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (они объелись лягушками)

  4. Чем угощал доктор Айболит больных зверят в Африке? (гоголем-моголем)

  5. Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила по телефону прислать ей соловья? (чтобы спеть вместе с ним)

  6.  Какое грозное слово произнес  Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (карабарас)

  7. Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр» : «Да здравствует мыло душистое…» (и полотенце пушистое)

  8. Закончите последнюю фразу из сказки «Мойдодыр» «Всегда и везде…» (вечная слава воде)

  9. Кто напал на муху-цокотуху? (паук)

  10. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (фонарик, саблю)

  11. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)

  12. В какой сказке Ванечка и Танечка убежали в Африку? («Бармалей»)

  13. Как звали мальчика-обжору в стихотворении, где он съел лошадь, корову и массу других предметов? (Робин Бобин Барабек)

  14. Кто нашел туфельку, которую потеряла девочка Дженни? (мельник)

  15. Кого испугались храбрецы-портные? (улитку)

  16. Как звали злую сестру доктора Айболита? (Варвара)

Молодцы! Вижу, вы очень хорошо знакомы с произведениями К.И.Чуковского. А может кто-нибудь из вас прочитать сейчас наизусть отрывок из любого произведения Чуковского?

(дети читают наизусть запомнившиеся им стихотворении Чуковского; на экране слайды  по произведениям)

— Стихи К.И.Чуковского воспитывают в нас драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского звучат великолепно, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. Он самостоятельно изучил английский язык и затем перевел с этого языка очень много забавных детских песенок, стихов и потешек. Он подарил нам радость встречи с такими героями, как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльбери Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки-Тикки_Тави и другими. А детским поэтом и сказочником он стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Чуковский ехал вместе с ним  в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь , отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил , он по улицам ходил». Наутро, проснувшись, сын попросил, чтобы отец снова рассказал ему эту сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово. (ученик читает отрывок из произведения Чуковского «Крокодил»)

— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто были приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему , что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я вбежал в нашу квартиру, и схвати какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую песенку о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два события: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». Так давайте сейчас и мы вместе с героями этой сказки отметим эти события.

Инсценирование сказки  «Муха-цокотуха» (уч-ся 3 класса)

(звучит веселая музыка, на сцену выбегают участники с праздничным столом)

-Еще много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе, в старших классах вы прочитаете его повесть»Серебряный герб». В ней Чуковский рассказывает о своем детстве. Оно было не такое уж радостное и счастливое, но не смотря на это , Корней Иванович сумел выучиться и стать детским писателем., которого знают дети всего земного шара. Его книги издаются на многих языках мира.

Слайд №     (39)

«Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети….

Ведущий: Таким остается в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Умным, добрым, веселым…

Ученик: Сказки вы не забывайте,

               С интересом их читайте!

               Ведь без книги нам , друзья,

               Ну никак , никак нельзя!

Просмотр содержимого документа

«Литературная гостиная в гостях у К.И. Чуковского »

  • Литературная викторина путешествие по сказкам а с пушкина
  • Литературная викторина по страницам любимых сказок
  • Литературная викторина по сказке с аксакова аленький цветочек с ответами
  • Литературная викторина по сказкам чуковского в подготовительной группе
  • Литературная викторина по сказкам пушкина для начальной школы