Литературная игра по сказкам андерсена

МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

Игру подготовила и провела библиотекарь:

                                                            Хачатрян Г.А.

Тема:    «Игра – путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена».

Цель:    Познакомить детей с биографией великого сказочника.

            В процессе игры выявить у учащихся, насколько

            глубоки знания сказок Г.Х.Андерсена.

Оборудование:    1. записи фонограмм песен:

  • «Песня датского сказочника»
  • «Песня Золушки»
  1. волчок
  2. ромашка, на лепестках которой написаны названия конкурсов
  3. рисунки детей к сказкам сказочника
  4. красочные книги с произведениями Г.Х.Андерсена
  5. высказывания великих людей о сказках
  6. книга – подарок детям
  7. портрет Г.Х.Андерсена

10.медали с надписями «Знаток сказок

     Андерсена»

11.таблички с названиями команд

12.жетоны

13.2подноса с атрибутами:

  • зонтик
  • горошина
  • бумажный кораблик
  • яйцо
  • санки (игрушка)
  • скорлупа грецкого ореха
  • собачка (игрушка)
  • розы: белая и красная

                            14. 2 маршрутных листа, на которых даны

                                   вопросы

                            15. 2 карты, на которых нарисованы ответы к

                                  маршрутному листу

                            16. 2маркера

участники:     

                            учащиеся

                         библиотекарь —

                         Оле Лукойе

                          Золушка

Предварительная работа:

  • Чтение сказок Г.Х.Андерсена.
  •  Игра «Блиц-турнир» (по рус.нар.сказкам).
  •  Рисование персонажей из сказок

                                   Г.Х.Андерсена.

Библ:               — Добрый день дорогие друзья! Вы все знаете сказки. Или я

           ошибаюсь? Хотелось бы в этом убедиться. Сегодня я предлагаю вам

           отправиться в путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена,

           но прежде чем мы начнем свой путь, я хочу рассказать вам историю

           про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы

           глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы

           собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет

           читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики». Ученик

           слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже

           тогда исполнилось 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он

           выглядел нелепо. И все же его учитель ошибался. Как звали того

           учителя, уже никто не помнит, а «непутевого ученика» знают и

           любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что речь идет о

           великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене?

                       Родился он 2 апреля 1805 года в далекой стране Дании, в

         городке Оденсе. Он был сыном прачки и сапожника. Учился в

         гимназии, работал ткачом, служил в театре. Он был не богат. У Ганса

         были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча

         старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по

         карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сочинял там

         спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером. Но Ганс

         Христиан вырос и стал писателем. За свою жизнь Андерсен посетил

         многие страны Европы, Азии и Африки. С ним дружили Виктор Гюго,

         Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Чарльз Диккенс и другие

         замечательные люди того времени. У него было много друзей и среди

         простого народа.

                 4 августа 1875 года Андерсена не стало. На похороны писателя пришли бедняки и знать, студенты и депутаты, иностранные послы и министры и даже сам  датский король.

                170 сказок и историй – это наследие, которое осталось после него. Но если бы он написал 10 сказок,  то он все равно заслужил бы бессмертие.

            —   Я надеюсь вы помните его сказки? (Да.)

Слышится скрип двери. Звучит фонограмма песни датского сказочника. В дверь потихоньку заглядывает Оле Лукойе, (в руках у него зонтик, книга со сказками Андерсена, одет в плащь-разлетайка, на голове – шляпа с полями, на ногах – полосатые гетры, короткие бриджи, туфли, борода) и поет песню, как бы никого не замечая.

. Песня датского сказочника  (1966)

 1. Однажды в старой Дании

По сказочному адресу

В одном старинном здании

Придумал сказку Андерсен.

И грустную и дерзкую

И острую и нежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

                                   2.  Принцесса на горошине

                                        Башмачники и мельники

                                        Все были огорошены

                                        Прочтя ее немедленно

                                        И грустную и дерзкую

                                        И острую и нежную.

                                        И взрослую и детскую

                                        Про Королеву Снежную.

  1. Прошли века над крышами

И сказку все усвоили

Ее мы тоже слышали

Но поняли по – своему.

И грустную и дерзкую

И острую и нежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

Оле Лукойе:  — Здравствуйте! Ой. А я вас знаю. Вы ребята гимназисты из 3

                        класса! Правильно? А вы знаете что?

                                    Есть подружка у меня:

                           Хоть она и молчалива,

                           Рассказать готова мне

                           Все, о чем бы не спросил я.

  • Вы, наверное, догадались кто моя подружка? (Книжка.) 
  • Конечно же, книжка, да еще и со сказками Ганса Христиана Андерсена.

Библ:       — Как хорошо, что у тебя с собой именно эта книга! Мы с ребятами

             как    раз отправляемся в путешествие по сказкам Андерсена.      

             Приглашаем тебя с собой. Что бы нам было легче путешествовать,

             мы разделились на две команды: «Русалочка» и «Дюймовочка». Кто

             догадался почему ваши команды называются именно так? (по

             названиям сказок) А если ответить  полным ответом? (Наши

             команды  называются  «Русалочка» и «Дюймовочка» потому что у

             Г.Х.Андерсена есть такие сказки.)  Молодцы! В дороге нам  будет

             помогать Оле Лукойе. Что бы соблюдать порядок и никому не было

             обидно, он будет крутить волшебный волчок. Ты согласен?

             (обращаясь к Оле Л.) 

Оле Лукойе: — Да! С удовольствием!

Библ:   —  За каждый верный ответ команда получает жетон. Участникам той

            Команды, которая наберет наибольшее количество жетонов,

            присваивается звание «Лучший знаток сказок Андерсена». И так вы

            готовы к путешествию? Тогда закройте глаза и шепотом повторяйте

            волшебные слова за Оле Лукойе.

Оле Лукойе:  — Землю я кручу верчу

                         В сказку очень я хочу

                         Отворитесь двери в раз

                         Пропустите 3 класс.

                   -Ну, вот мои друзья мы и  в сказке!

Библ:      — Оле Лукойе, крути волчок, посмотрим,  какое испытание выпадет

             нам первым.

(На столе стоит волчок, под которым находятся 6  лепестков ромашки с названием конкурсов. Библиотекарь  берет лепесток ромашки и читает название первого конкурса, затем поочередно каждой команде задает вопросы).

Конкурсы:

Библ:   I. «Сказка начинается…А как она называется?»

— Я читаю вам строки, которыми начинается сказка. Ваша задача дать правильное название сказки. Отвечает только та команда, к которой я обращаюсь. В том случае если команда не дает правильный ответ или ответ не полный, право ответа переходит к соперникам. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки,

     жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». («Дикие

      лебеди»)

  1. «Шел солдат по дороге. Раз- два? Раз-два? Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма». («Огниво»)
  2. «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами тянулись большие луга, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом!» («Гадкий утенок»)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. «Ну, начнем? Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил он зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная Королева»)
  2. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую…» («Принцесса на горошине»
  3. «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда самая верхняя могла бы высунуться из воды».(«Русалочка»)

Библ:      — Молодцы! Продолжаем наше путешествие, Оле Лукойе, крути

           наш волшебный волчок.

                             2 конкурс: «Угадай героя сказки»

     -Я вам рассказываю о герое сказки. Ваша задача, правильно назвать

     его имя и дать название сказки. Ответы принимаются только по

     поднятой руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучал в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (принц из сказки «Свинопас»)
  2. Он добыл счастье с помощью собак. (солдат из сказки «Огниво»)
  3. Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
  4. Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый…(крот из сказки «Дюймовочка»)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев.(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
  2. Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как ей что–то мешало. (принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки…(танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
  4. Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие такие уродливые формы, что просто страх брал.(морская ведьма из сказки «Русалочка»)

Оле Лукойе:  крутя волчок  -А пока крутиться наш волчок, все что я вам

                       сейчас пожелаю, обязательно сбудется.

Умеете вы, и читать, и считать.

Желаю, чтоб вы научились летать.

Желаю вам всем прочитать горы книг,

И станет прилежным любой ученик.

Желаю, ребята, со сказкой дружить,

И в сказочном мире немного пожить.

Желаю вам всем только Знайками быть,

А сказки и знать, и, конечно, любить.

Желаю веселых друзей и подруг,

Чтоб добрые люди лишь были вокруг.

(библиотекарь берет лепесток ромашки и читает название следующего конкурса)

                               3 конкурс: «Кто и кому говорит?»

 Библ:   — Я читаю вам строки из  сказки. Ваша задача назвать героев,

          которые ведут диалог. Ответы принимаются только по поднятой

          руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы!» (мышь из сказки «Дюймовочка»)
  2. «Лежи смирно, не то пырну тебя ножом!» (разбойница Герде)
  3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (кот гадкому утенку)
  4. «Ишь, какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (старуха- разбойница про Герду) 

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. «Ты должна мне заплатить за помощь. И я не дешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но должна отдать голос мне». (ведьма – русалке)
  2. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (крыса – оловянному солдатику)
  3. «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как не красиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (про Дюймовочку»)
  4. Они прыгнули и хлопнули в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Кто так радуется? (фрейлины из сказки «Свинопас»)

                                 4 конкурс: «Бюро находок»

Библ:   — Вы получите  разные предметы. Ваша задача, определить из какой

            сказки  этот предмет. Руку поднимать только тогда, когда команда

            определит принадлежность всех предметов.

Поднос команде «Русалочка»: на нем лежат следующие предметы:

                              а)  зонтик

                              б)  горошина

                              в)  бумажный кораблик

                              г)  яйцо

Поднос команде «Дюймовочка»: на нем лежат следующие предметы:

                              а)  санки

                              б)  ракушка

                              в)  собака

                              г)  розы белая и красная

Библ:  — Ребята среди наших гостей есть героиня сказки, хотя и не той, что

           Написал Андерсен. Но об этом она расскажет сама, а мы с вами

           попробуем догадаться, как зовут нашу незнакомку.

Шакурова Лиза исполняет песню «Золушка»

Библ:   — Вы уже догадались кто она? Молодцы! Нисколько в этом не

            сомневалась!

                               5 конкурс: «Блиц — опрос»

— В течение одной минуты я буду задавать вопросы. Ваша задача за это время дать наибольшее количество ответов. Отвечаем быстро, не поднимая руки. Следующий вопрос я читаю только после вашего ответа. Если вы не знаете,  ответ или затрудняетесь нужно сказать «Дальше», я буду читать следующий вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (ребенок)
  2. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (цветок с Дюймовочкой)
  3. Какое слово складывал из льдинок Кай? (вечность)
  4. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
  5. Название этой сказки начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)
  6. Кто охранял сундуки с медью, золотом и серебром? (собаки)
  7. Кому присвоено особое звание «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (искусственному соловью)
  8. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
  9. В какую страну увезла Кая Снежная королева? (в Лапландию)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (ласточка)
  2. Чем натерла Элизу злая королева так, что она стала совсем коричневой? (соком грецкого ореха)
  3. Кому принадлежали красные башмачки, которые хозяйка подарила реке? (Герде)
  4. Как звали друга Герды? (Кай)
  5. Название этой сказки начинается и заканчивается на одну и ту же гласную букву. («Огниво»)
  6. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
  7. Какой сказочник ходит с двумя зонтиками? (Оле Лукойе)
  8. Кто был сыном старой оловянной ложки? (оловянный солдатик)
  9. Птица, в которую превратился гадкий утенок. (лебедь)

                   6.конкурс «Маршрутный лист»

       — Это задание нам поможет вернуться домой из нашего сказочного путешествия, если вы его выполните правильно. Слушайте внимательно! У вас есть карта, на которой располагаются станции —  предметы и маршрутный лист с вопросами. Картинки на карте соответствуют ответам на вопросы. Ваша задача найти картинку – ответ на первый вопрос и поставить рядом с этой картинкой цифру один, затем найти картинку – ответ на второй вопрос и рядом с этой картинкой поставить цифру 2.  И так далее на все вопросы. Затем нужно соединить прямыми линиями все цифры, по порядку начиная с цифры один. За этот конкурс вы тоже получаете жетоны. (За этот конкурс отдаю оставшиеся жетоны)

Обеим командам раздаю одинаковое задание.

 Библ:     — Молодцы! Вот мы с вами снова дома.  Мне интересно  услышать

             ваши впечатления от нашего путешествия, кто готов  поделиться?

             (даю высказаться нескольким ребятам)

 Библ: —  Ребята, а сейчас давайте подсчитаем наши жетоны и посмотрим кто

            же у нас лучший знаток сказок.  (подведение итогов, подсчет

            жетонов, награждение медалями)

Оле Лукойе: — Я тоже хочу сделать вам подарок.(читает стихотворение и

                   дарит книгу)

Прошу не ставить я кастрюли

И не давать собаке Жуле,

Не класть на книги бутерброд

И не читать наоборот.

Прошу не драться, не кидаться

И с книгой в ванне не плескаться.

Всем вам сейчас сказать спешу,

Что книги я любить прошу.

Библ: — Ребята давайте поблагодарим Оле Лукойе за помощь и подорок. А

            сейчас нам пора прощаться, нас  ждут другие ребята.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Талачево

Стерлитамакский район

Республика Башкортостан

Литературная игра «Любимые сказки Андерсена»

для 5-6 классов

подготовила и

провела

библиотекарь

Халиуллина З.Р.

2015

Литературная игра «Любимые сказки Андерсена»

Цели:

  1. Знакомство с датским писателем, сказочником Г.Х.Андерсеном.

  2. Воспитание интереса к сказкам Андерсена, к чтению, привитие духовно-нравственных ценностей через сказки;

  3. Развитие познавательной активности, умения размышлять и делать самостоятельные выводы.

Форма: интеллектуальная игра.

Оформление : на стене высказывания,

— крылатые выражения Г.Х.Андерсена: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь», «Человек должен быть: стойким, как оловянный солдатик, верным как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля», «Как раз из действительности и вырастает самая настоящая сказка!», «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»;

— книжная выставка,

— рисунки к сказкам Андерсена.

Материал подготовлен по сказкам Х.К.Андерсена:

“Соловей”, “Дикие лебеди”, “Огниво”, “Оле-Лукойе”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Принцесса на горошине”, “Свинопас”, “Гадкий утёнок”, “Русалочка”(13 сказок)

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Я очень рада вас видеть сегодня. А встретились мы с вами, чтобы вспомнить о великом сказочнике с мировой известностью — датском писателе, сказочнике Гансе Христиане Андерсене.

Библиотекарь: Давайте мы послушаем немного о самом авторе, Регина познакомит нас с биографией великого сказочника.

( Рассказ ученицы, показ слайдов)

Библиотекарь: Давайте мы с вами откроем книги со сказками Х.К.Андерсена и войдём в этот замечательный волшебный мир. И сделать это нам помогут наши друзья — книги, рисунки-иллюстрации, занимательные вопросы. Сопровождать нас будут хитрые вопросы: объяснялки, загадалки, рассуждалки, обгонялки и разоблачалки , ещё решим кроссворд по творчеству Андерсена.

Х.К.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Х.К.Андерсен, – это сказки.

– Сколько его сказок вы знаете? (Ответы). А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. На страницах сказок Х.К.Андерсена мы встречаем огромное количество различных цветов и растений: это тюльпаны и ромашки, лилии и кувшинки, фиалки и картошка, листья лопуха . Но больше всего писатель любил розы. Именно поэтому у нас в зале много этих цветов. В самых обычных предметах писатель открывает чудесный мир. Но это не только рассказы о вещах, на самом деле это рассказы про людей. В этих сказках Андерсен высмеивает самые разные недостатки людей. И при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

Доверимся им, дорогие друзья, и последуем за ними. И начнем нашу литературную игру «Любимые сказки Андерсена». В игре будут участвовать 2 команды учащихся 5 и 6класса.

2. Представление команд.

Библиотекарь: А пойдём мы в мир Андерсена вместе со знатоками его сказок, командой “Снежная королева”5кл. и командой “Стойкий оловянный солдатик”6кл. Эти ребята прочитали очень много сказок Андерсена и готовы побороться за звание “Лучший знаток сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, должен набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь!

1 тур – «Разминка»

Вопросы:

1.Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы из льдинок?

Холод

Вечность

Стужа

2. Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?

Она была очень некрасивая;

Он боялся, что дочь сглазят;

Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата.

3.Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?

Деревянным

Хрустальным

Медным.

4.Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?

В 15 лет

18лет

21год.

5.Как королева- мать узнала дорогу к дому солдата в сказке «Огниво»?

Привязала к платью принцессы дырявый мешочек с гречихой;

Послала служанку за принцессой;

Привязала к платью длинную нить.

6. Каким пухом были набиты перины, под которые положили горошину?

Лебяжьим;

Гагачьим;

Куриным.

7. Где раскинут летний шатер Снежной королевы?

На Северном полюсе;

В холодильнике;

В Лапландии.

8. На чем написала письмо старая лапландка своей знакомой финке?

На бумаге;

На сушеной треске;

На бересте.

9. Что сделала со своей обувью героиня сказки «Красные башмаки», чтобы ноги ее перестали танцевать?

Сожгла башмаки в костре;

Сняла башмаки;

Развязала шнурки.

10.Почему когда Оле-Лукойе поднимается по лестнице, его шагов почти не слышно?

Он ходит в мягких домашних тапочках;

К подошвам его сапог приклеен поролон;

Он ходит без обуви – в одних чулках.

2 тур « Подбери сказку».

Ш. Перро

Книга джунглей

В.Гауф

Калиф – аист

Братья Гримм

Красная Шапочка

Г.Х.Андерсен

Кот в сапогах

Р.Киплинг

Дюймовочка

Кто быстрее справится с заданием тот выбирает следующую тему .

3 тур «По сказкам Андерсена»

«Русалочка»

  1. Из чего сделан дворец морского царя? ( Из кораллов)

  2. Сколько у Русалочки было сестер? (5)

  3. Как называется сильный ветер на море? (Буря,шторм)

  4. Что отдала Русалочка морской ведьме за ноги? (Голос)

  5. Сколько лет живут русалки в море? (300)

  6. Что отдали сестры Русалочки за её спасение? (Свои волосы)

  7. Какого цвета были глаза у Русалочки? ( Синие, как море)

  8. Во что превратилась Русалочка после свадьбы принца? (В морскую пену)

  9. В каком городе поставлен памятник Русалочке? ( В Копенгагене)

  10. Какая статуя стояла в садике у Русалочки? (Мраморный мальчик)

«Огниво»

  1. Как называлась заплечная сумка у солдата? (Ранец)

  2. Сколько волшебных собак встретили солдата в подземелье? (3)

  3. Каким образом можно было укротить страшных собак из подземелья?(Посадить каждую собаку на передник ведьмы)

  4. Что было в третьем сундуке? (Золото)

  5. Что было во втором сундуке? (Серебро)

  6. Что было самым ценным в подземелье? (Огниво)

  7. Как называется современное огниво ? (Зажигалка)

  8. В чем заключалось волшебное свойство огнива? ( Оно вызывало собак, которые исполняли желание)

  9. Женился ли солдат на принцессе? (Да)

  10. Сколько дней играли свадьбу солдата и принцессы? (8дней)

«Гадкий утёнок»

  1. В какое время года вылупился из яйца гадкий утёнок? (Летом)

  2. Куда отправились утка и утята , когда те вылупились из яйца? (На птичий двор)

  3. Какой породы была самая знатная утка на птичьем дворе? (Испанской)

  4. Почему гадкий утёнок сбежал с птичьего двора? (Его все обижали)

  5. Кого встретил утёнок в избушке у старушки? ( Кота и курицу)

  6. Как называла старушка курицу? ( Коротконожка)

  7. Что умел делать кот? (Выгибать спину и пускать искры)

  8. Что делала курица в доме у старушки? (Несла яйца)

  9. Почему утенок ушёл от старушки? ( Он мечтал плавать и нырять)

  10. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)

«Снежная королева»

  1. Как звали мальчика и девочку – главных героев сказки? ( Кай и Герда)

  2. Кем они приходили друг другу? (Просто соседями)

  3. Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы)

  4. Какого цвета были их розы? ( Красная и белая)

  5. Что за осколок стал причиной всех бед, случившихся с Каем и Гердой? (осколок зеркала)

  6. Куда осколок зеркала попал Каю? (В глаз, а потом в сердце)

  7. Что вертелось в голове у Кая, когда он хотел прочесть молитву? ( Таблица умножения)

  8. Что стала делать Герда, когда исчез Кай? (Искать его)

  9. Кто спас Герду от разбойников? ( Маленькая разбойница)

  10. Кто подсказал Герде, где искать Кая? (Голуби)

«Стойкий оловянный солдатик»

  1. Сколько всего солдатиков было в коробке?(25)

  2. Кем приходились солдатики друг другу?(Братьями)

  3. Кто была их мама? (Старая оловянная ложка)

  4. Чем отличался последний солдатик от своих братьев? (Он был одноногим)

  5. В кого влюбился солдатик? (В бумажную танцовщицу)

  6. Кто жил в табакерке? (Маленький черный тролль)

  7. С какого этажа упал солдатик? ( с третьего)

  8. Из чего сделали мальчишки лодочку для солдатика? (Из старой газеты)

  9. Какой документ попросила крыса у солдатика под мостом? (Паспорт)

  10. Что осталось от солдатика и танцовщицы в конце сказки? ( Кусочек олова и брошка)

«Дюймовочка»

  1. Какое зерно дала старая колдунья бедной женщине? ( Ячменное)

  2. Сколько денег заплатила женщина за это зерно? (12 грошей)

  3. Что выросло из ячменного зернышка? (Цветок, похожий на тюльпан)

  4. От чего цветок распустился? (женщина поцеловала)

  5. Какого роста была девочка в цветке? ( Один дюйм или 2,7см)

  6. Что служило колыбелькой для Дюймовочки? (Скорлупка грецких орехов)

  7. Кто похитил Дюймовочку из дома? (Жаба)

  8. У кого перезимовала Дюймовочка? ( У полевой мыши)

  9. Кто официально сватался к Дюймовочке, соблюдая все правила? (Крот)

  10. Кто помог Дюймовочке сбежать от Крота? (Ласточка)

11.За кого вышла замуж Дюймовочка? (За короля эльфов)

12. Самым лучшим подарком для Дюймовочки стали … (Прозрачные крылышки)

4 тур « Кроссворд»

По вертикали

  1. Имя главной героини сказки «Снежная королева» ( Герда)

  2. На лепестке этого цветка плавала маленькая девочка (тюльпан)

  3. Самая лучшая певчая птица. По ее имени названа сказка. (Соловей)

  4. Имя, которым назвал эльф Дюймовочку. (Майя)

  5. Самый красивый цветок в мире, он присутствует в нескольких сказках Андерсена? (Роза)

  6. Из чего девочка плела своим братьям рубашки? ( Из крапивы)

  7. Предмет, сделавший солдата счастливым? (Огниво)

  8. Птица, которой помогла Дюймовочка? (Ласточка)

  9. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)

  10. Имя сестры одиннадцати братьев из сказки «Дикие лебеди»? (Элиза)

5 тур Объяснялки

Объяснялки для команды “Снежная королева”

1. Это “почтенный, старый” сказочный герой. “Много лет он нёс службу, но теперь его решили уволить”. Он “с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу, где решат, годен ли он ещё к службе или нет”. (Старый уличный фонарь)

2. События этой сказки происходят в Китае, во дворце императора. Главным героем является маленькая чудесная птичка, которую пригласили жить при дворе, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к ней 12 слуг; каждый держал её за привязанную к её ножке шёлковую ленточку. (Соловей)

Объяснялки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

1. Этому герою пришлось встретиться со старой безобразной ведьмой, со страшными собаками-сторожами, прежде чем стать обладателем волшебного камня, который высекает огонь. (Солдат из сказки “Огниво”)

2. Это лучшая волшебная сказка Г.Х.Андерсена. Герои её – одиннадцать братьев и сестра, которых разлучила злая мачеха. Гордым красивым братьям-птицам помогает в этой сказке волшебство доброй феи Фаты-морганы, любовь и мужество их сестры Элизы, готовой пожертвовать собой ради их спасения. (“Дикие лебеди”)

6 тур Загадалки

Загадалки для команды “Снежная королева”

1. Этот сказочный герой – неодушевлённый предмет.

2. Эта героиня не любила чёрной работы и боялась сломаться.

3. “Её переехала ломовая телега, и она осталась лежать на мостовой”. (Штопальная игла)

Загадалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

1. Эти герои живут в одной сказке Г.Х.Андерсена.

2. “Оба они молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”.

3. Они совершают путешествие через трубу на крышу и обратно. (Пастушка и трубочист)

7 тур Рассуждалки

Рассуждалки для команды “Снежная королева”

Это смастерил один сказочный герой. В нашей настоящей жизни это никаким волшебством не обладает. Это есть в каждом доме, в каждом учреждении и даже в каждой дамской сумочке.

Всё “доброе и прекрасное” в этом “уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лучшие из людей выглядели в этом уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов”.

В сказке это разбилось. (зеркало)

Рассуждалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

В субботу это “было похоже на большую китайскую чашку, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых, кивая головами стояли маленькие китайцы”.

Эти предметы принадлежат одному герою из сказки Андерсена. Носит герой эти предметы под мышками. Один из этих предметов с картинками и раскрывается это над хорошими, послушными детьми, и тогда детям всю ночь снятся чудесные сны…

В настоящей жизни это мы используем в дождливую погоду. (Зонтик Оле-Лукойе)

8 тур Обгонялки

1. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. (Маленькая разбойница из сказки “Снежная королева”)

2. Он был “ужасно велик” и “совсем не похож на других”. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры говорили: “Хоть бы кошка тебя утащила, несносного урода!”. (Гадкий утёнок)

3. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем…(Дюймовочка)

4. Это самое дорогое, что было у принца, и предназначалось это в дар императорской дочке. Это положили в большие серебряные ларцы и отослали во дворец. (Роза и соловей из сказки “Свинопас”)

5. Эту вещицу, которая сослужила большую службу одному из принцев, отправили в музей. (Горошина из сказки “Принцесса на горошине”)

9 тур Разоблачалки

Разоблачалки для команды “Снежная королева”

Речь пойдёт о сказке Г.Х.Андерсена “Русалочка”.

На самом морском дне во дворце отца-царя жили пять принцесс-русалок. Самой красивой из них была младшая русалочка. С раннего детства они любили подолгу плавать на поверхности воды, у берега и наблюдать за людьми. В одну из бурь Русалочка спасла юного принца и полюбила его. Морской ведьме за её колдовство Русалочка отдаёт свои чудесные волосы. Зная, что принц женится на другой, Русалочка возвращается к сёстрам в море. (Всего 4 ошибки)

Разоблачалки для команды “Стойкий оловянный солдатик”

Речь пойдёт о сказке Х.К. Андерсена “Снежная королева”.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика. (Всего 5 ошибок)

Библиотекарь: А теперь поиграем со зрителями.

Викторина по сказкам Х.К.Андерсена

  1. Назовите дату рождения Г.Х.Андерсена? 2 апреля 1805 года)

  2. В какой стране родился Андерсен? ( Дания)

  3. В каком городе родился писатель? (В Оденсе)

  4. Кем был отец Андерсена? (Сапожником)

  5. Кем была его мать? (Прачкой)

  6. В каком городе поступил в университет? (Копенгаген)

  7. В каком году была издана первая книга автора? (1829)

  8. Сколько сказок написал Г.Х.Андерсен? (170)

  9. В каком году умер Андерсен и где? . (1875)

— Представление выставки книжных изданий сказок Х.К.Андерсена.

— Подведение итогов игры.

1. Подсчёт жетонов, объявление победителей, вручение дипломов : за участие, за рисунки.

2. Подведение итогов конкурса рисунков.

8. Заключительное слово библиотекаря.

А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. По убеждению Х.К.Андерсена

«человек должен быть: стойким, как оловянный солдатик, верным как Герда, бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво», прямодушным, как мальчик в «Новом наряде короля» и ребята, спешите делать добро как герои сказок Андерсена!

Использованная литература:

Сборник сказок Х.К.Андерсена

Журнал «Библиотека»,2012

Учебник литературы под редакцией Черкезовой, Дрофа , 5класс, 2014

Автор: Савенко Елена Ивановна

Организация: ГОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 26»

Населенный пункт: Стаханов

Цель: пробуждать интерес к сказкам Г.Х. Андерсена, проверить знание детьми произведений великого сказочника, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Музыкальное вступление

Тихо за окнами ночь плывет,

В сказки нас Андерсен позовет,

Оле-Лукойе откроет дверь,

Сказкам верь ты теперь.

Герда и Кай будут вновь дружить,

Эльфы на каждом цветочке жить.

В вальсе закружат опять цветы

Мир добра, красоты.

Библиотекарь. Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как в стране Дания один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заниматься бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, вы у меня еще поплачете, верзила вы эдакий!»

Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже исполнилось 17 лет и среди гимназистов-второклашек он, правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь и не помнит.

А непутевого ученика знают и любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Родился он 2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Оденсе. В этом году исполняется 205 лет со дня рождения этого замечательного писателя. Именно в этот день во всем мире отмечается Международный день детской книги. Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, посвященные книгам. И везде у всех стран и народов королем праздника считается Андерсен. У нас в гимназии тоже традиционно в апреле месяце проходит неделя детской Книги. Один из дней этой недели мы посвящаем Г.Х. Андерсену.

По-разному приходил Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе чудесные сны. То сказка датского писателя приплывает вместе с Дюймовочкой на листе одуванчика. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир вашего детства.

Андерсен научит вас разбираться в людях, поможет понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь.

Обзор книжной выставки.

Сегодня вы, ребята, совершите путешествие по миру сказок Г.Х. Андерсена. 5-е классы создали команды, которые будут участвовать в литературной игре «Великий сказочник». Та команда, участники которой лучше всего знают творчество Андерсена, и станет победителем этой игры. Оценивать команды будет следующее жюри.

А сейчас представление команд:

  • 5-А класс – команда «Волшебная палочка».

Девиз: «Палочкой волшебной ты взмахни скорей, станет мир чудесней, краше и добрей»;

  • 5-Б класс – команда «Чародеи».

Девиз: «Пусть не вянет планеты цветущей краса!»;

І конкурс: «Звездный час»

После заданного вопроса вы увидите варианты ответа. Быстро посовещавшись, вы должны поднять таблички с номером правильного ответа.

1. В какой стране жил великий сказочник Андерсен?

а) Швеция; б) Германия; в) Норвегия;

г) Англия; д) Дания; е) Швейцария.

2. Из шести приведенных произведений одно не принадлежит перу Андерсена. Назовите его.

а) «Оле-Лукойе»; б) «Ромашка»; в) «Золотой гусь»;

г) «Соловей»; д) «Ель»; е) «Калоши счастья».

3. Из шести предложенных предметов 5 взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

а) ранец; б) сундук; в) монеты;

г) нож; д) кремень; е) сабля.

4. Из какой сказки эта песенка «Ах, мой милый Августин, все прошло, все прошло!»?

а) «Русалочка»; б) «Снежная Королева»; в) «Свинопас»;

г) «Оле-Лукойе»; д) «Дикие Лебеди»; е) «Ромашка».

Библиотекарь.

Сказки бродят по планете

Сочиняют сказки эти

И писатель, и поэт

Сочиняет пастушок,

Выйдя утром на лужок

Сочиняет бабушка

Для внучки-лапушки.

Очень любят эти сказки

Слушать взрослые и дети.

И, конечно, каждый знает,

Что добро в них побеждает!

Второй конкурс «Бюро находок».

Библиотекарь.

Сегодня утром, придя на работу, я увидела, что в библиотеке ночью у нас были гости и забыли свои вещи. Вы должны узнать, кому принадлежат эти предметы, назвать героя и сказку. За правильный ответ – 1 балл.

Задания команде «Волшебная палочка».

1. Горошина («Принцесса на горошине»)

2. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)

3. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

Задания команде «Чародеи»

1. Зернышко («Дюймовочка»)

2. Яйцо (утенок «Гадкий утенок»)

3. Кукла (кукла Софии «Цветы маленькой Иды»)

Третий конкурс «Сказочная арифметика»

Перед вами лежат цифры. Я буду задавать вопросы по сказкам Андерсена. Они касаются цифр, которые лежат перед вами. Вы должны поднять цифру, которая соответствует правильному ответу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Например: сколько собак прислуживало солдату из сказки «Огниво»? Поднимаем цифру «3».

Вопросы команде «Чародеи»:

1. Русалочка очень ждала свой день рождения. Она не могла дождаться, когда ей будет позволено подняться на поверхность воды. Сколько для этого ей должно исполниться лет? (15).

2. Сколько было оловянных солдатиков? (25).

3. Сколько братьев было у Элизы? (11).

4. Через сколько матрасов, через сколько перин принцесса ощутила горошину? (20).

Вопросы команде «Волшебная палочка»:

1. Лебеди прилетали в родной край лишь один раз в год. Им позволялось быть тут лишь определенное количество дней. Сколько дней могли провести лебеди в родной стороне? (11).

2. Злая мачеха отдала Элизу крестьянам, подальше с глаз и забрала домой лишь когда ей исполнилось сколько лет? (15).

3. Сколько сестер было у Русалочки? (5).

4. И вдруг из кустов осоки выплыли чудесные белые лебеди. Они зашумели крыльями и легко поплыли по воде. Сколько лебедей встретил Гадкий Утенок? (3).

Библиотекарь.

Вы отлично отвечали,

Путь к победе проложив,

А теперь я объявляю

Театральный перерыв.

Инсценировка сказки Андерсена учащимися 6-Б класса.

Четвертый конкурс «Угадай сказку».

Я зачитываю отрывок, а вы должны назвать сказку.

Команде «Волшебная палочка»:

1. «Прощай, прощай!» — сказала ласточка и полетела назад из теплых краев в далекую Данию. Там у нее было гнездышко как раз под окном того человека, который умел рассказывать разные сказки. («Дюймовочка»).

2. Королю стало не по себе. Ему и самому показалось, что народ говорит правду, но он подумал: «Все ж таки я должен выдержать эту процессию» («Новый наряд короля»).

3. В Китае – император-китаец, все вокруг него тоже китайцы. («Соловей»).

Команде «Чародеи»:

1. Свадебный банкет длился целую неделю и собаки тоже сидели за столом и лупали глазами. («Огниво»).

2. …и вместе с другими дочерьми воздуха она поднялась к розовым облакам, плавающим в небе. («Русалочка»).

3. – Теперь я только презираю тебя! – сказал он. – ты хотела выйти замуж за честного принца! Ты не оценила соловья и розу. Поделом же тебе! («Свинопас»).

Третий конкурс «Угадай цветок».

Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать о каком цветке из какой сказки идет речь.

Команде «Волшебная палочка»:

1. Посадила ячменное зернышко и сразу тут же из него вырос большой чудесный цветок похожий на …. (тюльпан «Дюймовочка»).

2. На могиле отца принца вырос розовый куст несказанной красоты, цвел он только раз в пять лет, и распускался на нем всего один единственный цветок (роза «Свинопас»).

3. Как только Элиза вошла в воду, одна жаба сел ей на темя, другая на лоб, а третья на грудь, но Элиза даже не заметила этого, и как только она вышла из воды, по воде поплыли… (маки «Дикие лебеди»).

Команде «Чародеи»:

1. – Ну, вот, вырастили и тебя! – сказала бабушка, вдовствующая королева. – Поди сюда, надо и тебя принарядить, как и других сестер!

И она надела Руслочке на голову венок из …. (белые лилии «Русалочка»).

2. Да, она невинна! – сказал самый старший брат и рассказал все, как было; и пока он говорил, в воздухе распространилось благоухание, — это каждое полено в костре пустило корни и ростки, и образовался высокий благоухающий куст, покрытый… (розы «Дикие лебеди»).

3. Вдруг раздалось «квир-квир-вит» и жаворонок спустился не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в траву в скромной… (ромашка «Ромашка»).

Шестой конкурс «Конкурс капитанов».

Составить название сказки из букв.

Команде «Чародеи» — «Русалочка», а команде «Волшебная палочка» — «Дюймовочка».

Библиотекарь.

Ну, что ж, вы снова отлично отвечали,

Путь к победе проложив,

А теперь я снова объявляю

Театральный перерыв.

Инсценировка сказки Андерсена учащимися 6-А класса.

Седьмой конкурс «Блиц-конкурс».

Короткий вопрос – короткий ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде «Чародеи»:

1. В сказке «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? (как чашки, как маленькие жернова, с круглую башню).

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошел отворять? (старый король).

3. Сколько принцесс было в подводном царстве, которое описывает Андерсен в сказке «Русалочка» (6 принцесс).

Вопросы команде «Волшебная палочка»:

1. Какой документ потребовала крыса у стойкого оловянного солдатика? (паспорт).

2. Героиня сказки «Снежная королева» — лапландка, написала своей знакомой финке, письмо. На чем она его написала? (на сушеной треске).

3. Какие зонтики носит с собой Оле-Лукойе? (разноцветный и черный).

Ведущий.

Вот и закончилась наша конкурсная программа. Пока жюри подводит итоги, я хочу провести игру со зрителями.

Вопросы зрителям «Угадай чей портрет»:

1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (эльф из сказки «Дюймовочка»).

2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая!» («Снежная Королева»).

3. «Ее ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве» («Ромашка»).

4. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса…» («Принцесса на горошине»).

5. «Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и раздавал деньги бедным» (солдат из сказки «Огниво»).

6. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней» (Элиза из сказки «Дикие лебеди»).

7. «Он умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать презабавные фигурки: сердечки с крошечными танцовщицами внутри» (студент из сказки «Цветы маленькой Иды»).

8. Каждую ночь ходил он на маскарад, Змей пускал из кредитных бумажек, а круги по воде вместо камешков золотыми монетами» (сын купца из сказки «Сундук-самолет»).

Награждение команды-победительницы (золотая медаль Андерсена и сладкий приз).

Приложения:

  1. file0.doc.. 51,0 КБ

Опубликовано: 02.10.2019

План викторины:

Вступительное слово воспитателей.

1 станция – “Угадай-ка”

2 станция – “Объединяй-ка”

3 станция – “Узнавай-ка”

4 станция – “Отвечай-ка”

5 станция – “Дорисуй-ка”

6 станция – “Играй-ка”

7 станция – “Конечная”

Подведение итогов и награждение
победителей.

– Здравствуйте ребята, родители и
гости. Сегодня мы с вами отправимся
путешествовать в замечательный и волшебный мир
сказок Ганса Христиана Андерсена. Сопровождать
нас будут хитрые вопросы: угадалки, объединялки,
узнавалки, отвечалки, дорисуйки и играйки.

– Главное, чем славен Г.Х.Андерсен, –
это сказки. Сколько его сказок вы знаете? (Ответы).

– А их у него более 170! Волшебные,
фантастические, и в то же время абсолютно
реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и
мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян,
студентов, служивых, птиц, животных, растений…

Все истории очень разные, иногда очень
грустные, иногда смешные. Но при этом все истории
остаются лиричными, поэтичными, напевными и с
лукавинкой.

А пойдём мы в мир Андерсена вместе со
знатоками его сказок, а знатоки сказок это вы,
ребята, ведь мы целый месяц знакомились с
творчеством писателя.

Путешествовать мы будем командами.
(разбивка по командам по жеребьевке)

Каждая команда должна будет пройти 7
станций:

Угадай-ка

Объединяй-ка

Узнавай-ка

Отвечай-ка

Дорисуй-ка

Играй-ка

Конечная

На каждой станции вас будут ждать ваши
родители, которые приготовили для вас задания.

У каждой команды будет своя карта.
Переходить на новую станцию будем по звуковому
сигналу. На каждой станции за правильные ответы
вы будете получать фишки. А на “Конечной”
станции жюри подсчитает, сколько фишек всего вы
заработали.

Вручение карт. <см. фото 1>

Фото 1

Итак, в путь! Желаем вам успехов!

1 станция – “Угадай-ка”

Команде предлагается отгадать загадки
по мотивам сказок.

Загадка 1

Герой – персона в государстве,
Кто рассмешил своё же царство:
Он нарядился так на праздник,
Что до сих пор его все дразнят.

Мальчишки, весь честной народ
Над ним смеялись целый год,
А виноват он в этом сам –
Легко доверился лжецам. (Голый король)

Загадка 2

А этот сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл
По-человечески страдал.

Судьба пытала его тяжко,
И он сгорел в огне, бедняжка. (Стойкий оловянный
солдатик)

Загадка 3

Какое странное созданье?
Она прекрасно сложена,
И в море или в океане
С волной и пеною дружна.

И не совсем, чтобы девица,
И рыбкой тоже не назвать.
Как все ждала земного принца,
Чтоб с милым счастье испытать. (Русалочка)

Загадка 4

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,

Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)

Загадка 5

Лишь сказка о серенькой птице,
Чьи трели – чарующий звук,
Достойный в душе поселиться –
Расскажет, кто истинный друг

Правителю древней империи
С дворцом у Китайской стены.
Обычная птица, живая
Дороже в сто крат золотой. (Соловей)

2 станция “Объединяй-ка”

Командам необходимо соединить предмет
и героя сказок <см. фото 2, 3>

Фото 2

Фото 3

Герой

Предмет

Оле-Лукойе

Зонтик

Принцесса

Горошина

Снежная Королева

Санки

Дюймовочка

Тюльпан в цветочном горшке

Стойкий оловянный солдатик

Бумажный кораблик

Свинопас

Горшочек с бубенцами

Дикие лебеди

Крапива

Король

Нарядное платье

Маленькая девочка

Цветы

Собака с большими глазами

Сундук

3 станция – “Узнавай-ка”

Командам необходимо узнать по четырем
предметам название сказки, предметы нарисованы
на листе формата А4. <см. фото 4>

Фото 4

Грецкий орех, жаба, жук, мышь –
Дюймовочка

Яйца, утка, индюк, пруд – Гадкий утенок

Крапива, крылья, корона, жаба – Дикие
лебеди

Горошина, дождь, кровать с матрацем,
корона – Принцесса на горошине

Горшок, роза, свиньи, соловей –
Свинопас

Санки, роза в горшке, олень, голуби –
Снежная Королева

Коробка, бумажный кораблик, замок, рыба
– Стойкий оловянный солдатик

Сундук, собака, ведьма, дерево – Огниво

Корабль, море, корона, ракушка –
Русалочка

Нитка с иголкой, ткань, корона, ножницы
– Новой платье короля

4 станция “Отвечай-ка”

Командам необходимо из предложенных
вариантов ответов найти правильный. (правильный
ответ – подчеркнут)

1) Какими по размеру были глаза у первой
собаки из сказки “Огниво”?

  1. как тарелки;

  2. как чайные чашки;

  3. как футбольные мячи.

  2) Что должна была отдать ведьме
Русалочка в обмен на ножки?

  1. длинные волосы;

  2. золотые монеты;

  3. голос.

  3) Сколько братьев было у
оловянного солдатика?

  1. 25;

  2. 24;

  3. 9.

  4) Из чего был сделан императорский
дворец в Китае? (сказка “Соловей”).

  1. из фарфора;

  2. из золота;

  3. из драгоценных камней.

  5) Назовите знак высшего отличия
самой знатной утки на птичьем дворе (“Гадкий
утёнок”).

  1. медаль;

  2. корона;

  3. красный лоскуток.

  6) Какое слово складывал Кай из
льдин? (“Снежная королева”).

1. “разум”;

2. “вечность”;

3. “холод”.

7) В какой сказке Андерсена король
больше всего в жизни любил наряжаться?

1. “Принцесса на горошине”
2. “Золушка”
3. “Голый король”

8) В кого превратился гадкий утенок из
одноименной сказки?

1. в заморского принца
2. в прекрасного лебедя
3. в царевну-лягушку

9) Кем на самом деле был свинопас из
одноименной сказки?

1. королем
2. бедным принцем
3. нищим свинопасом

10) Кто такой Оле-Лукойе?

1. волшебный цветочник
2. мастер рассказывать сказки
3. сказочный тролль

5 станция “Дорисуй-ка”

Игрокам команды необходимо украсить
платье короля. Жюри определяет кто лучше
справился и лучше украсил платье короля –
оценивается по 3-х бальной системе. Трафарет
платья приготовлен на формате А3. Ребята украшают
платье фломастерами. <см. фото 5>

Фото 5

6 станция “Играй-ка”

Команде за отведенное время
необходимо собрать пазл по сказке Г.Х.Андерсена
“Дюймовочка”. А также назвать сказку по
собранной картинке.

7 станция “Конечная”

Жюри подсчитывает итоги.

Подведение итогов и награждение
победителей.

Оформление зала:

 

 

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра — викторина

«Мой любимый сказочник»

для 1- 4 классов

Подготовила

учитель начальных классов

Абукенова Бактканым Умбетовна.

2010 год

Цель: в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры:1. «Звездный час»

2. Зрительский конкурс

3. конкурс «Бюро находок»

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки

5. конкурс «Угадай сказку»

6. «Портреты героев»

7. Отгадай кроссворд

8. Заключение

Произведения для повторения:

Сказки Х.К.Андерсена:

«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине»,

«Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля».

Ведущий: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером.

Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.

(Играют 2 команды. Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Х.К.Андерсена; выбирается жюри)

I команда «Огниво»

Девиз: Мы сверкаем, мы сверкаем

Мы добро лишь излучаем,

Никогда не унываем,

Потому что мы – друзья!

II команда «Путешественники по сказкам»

Девиз: В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем.

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда!

1.«Звездный час»

Команды поднимают табличку с правильным ответом.

  • В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)

    • Швеция

    • Германия

    • Дания

  • Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:

  • «Гадкий утенок»

  • «Дикие лебеди»

  • «Золотой гусь» (братья Гримм)

  • Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».Определите лишний предмет.

  • Монеты

  • Сабля

  • Оловянный солдатик

  • Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

  • «Русалочка»

  • «Свинопас»

  • «Оле-Лукойе»

  • Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

  • Кай

  • Герда

  • Солдат

  • Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».

  • Петер

  • Иоганнес

  • Кай

  • В кого превратился Гадкий утенок?

  • Павлина

  • Лебедя

  • Селезня

2. «Зрительский конкурс»

Мир сказок Андерсена удивителен.

  1. Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки

«Стойкий оловянный солдатик»)

  1. Кто это?

    • «Пятеро из одного стручка» (горошины)

    • «Гадкий утенок» (Птенец лебедя)

  2. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи)

  3. Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»?

(«Снежная королева»)

  1. В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска»Высшее учебное заведение»?

(«О том, как буря перевесила вывески»)

3. «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:

  • Зонтик (Оле-Лукойе)

  • Горошина (Принцессе, «Принцесса на горошине»)

  • Санки (Каю, «Снежная королева»)

  • Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:

  • Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)

  • Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)

  • Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)

  • Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.

На выставке представлены рисунки, по которым дети определяют сказку.

5.Игроки должны определить, к какой сказке относятся

прочитанные подборки слов.

Задания первой команде:

  • Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.

(«Снежная королева»)

  • Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

  • Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»)

  • Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

Задание второй команде:

  • Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

  • Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка. («Дюймовочка»)

  • Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. («Огниво»)

  • Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса. («Свинопас»)

6. «Портреты героев»

Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание первой команде: (их задает вторая команда)

  1. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка»)

  2. «Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты»

(«Снежная королева»)

  1. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…»

(«Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди»)

Задание второй команде (задает первая команда)

  1. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.»

(Принцесса, «Принцесса на горошине»)

  1. «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат, «Огниво»)

  2. «Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим»

(Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Зрительский конкурс

  • Как зовут главных героев сказки:

  • «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе, Яльмар)

  • «Дикие лебеди» (Элиза)

  • «Дорожный знак» (Йоханнес)

  • «Под ивою» (Йоханка и Кнуд)

  • Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке?

(Потому что внутри у Снеговика была кочерга)

  • Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы

(«Гадкий утенок», «На утином дворе», «Соловей», «Аисты»,

«Дворовый петух и флюгерный»)

  • К кому относятся эти слова автора: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»?

(К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)

  • Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»?

(Принцем)

  • В какой сказке герой:

    1. Добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)

    2. Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)

в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)

      • Герои какой сказки произносили следующие слова:

а) «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)

б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

8. Отгадай кроссворд «Великий сказочник»

  1. Родина Андерсена.

  2. Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.

  3. Подруга Кая.

  4. В него превратился Гадкий Утенок.

  5. Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев.

  6. Она обменяла голос на ноги.

  7. Птичка, которая заставила плакать императора.

  8. Его целовала принцесса за всякие безделушки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9.Заключительное слово

Ведущая: В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают и лучшему художнику – иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия), Астрид Линдгрен (Швеция), художник Татьяна Маврина из России и др. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.

С 1967 года день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

А сейчас наше независимое жюри подведет итоги (награждение команд и победителей в зрительских конкурсах).

Вот и подошел к завершению наш праздник. Спасибо за участие и внимание!

Кроссворд «Снежная королева»

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Что разбилось на зловещие осколки?

2. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй?

3.Кто искал Кая?

4.Что выращивали Кай и Герда?

5.Имя вороны (по мультфильму- Клара)

6.Красавец- зверь, на котором скакала Герда?

7.Какое слово надо было сложить из льдинок ?

8.Имя друга Герды?

Кроссворд «Русалочка»

1

2

3

4

5

1.Кто был спасен Русалочкой?

2.Время суток, когда Русалочка не спала?

3.Что слышал принц, и это волновало и завораживало его?

4.Кто помог Русалочке стать девушкой земной?

5.Что взамен взяла ведьма?

6.Что просила у Ведьмы Русалочка?

7.Что отдали Ведьме сестры Русалочки?

8.Что осталось вместо Русалочки?

6

ч

7

8

Список использованной литературы:

  1. Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .

  2. Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.

  3. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.

  4. Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. – 2001. — 8. – С.1—12.

  5. Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, — 2000. – Вып.1. – С.109-114.

  6. Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. – М., 1987. – С.5-14.

  • Литературная игра мы герои сказок отгадайте без подсказок
  • Литературная игра викторина угадай сказку презентация
  • Литературная игра в мире сказок
  • Литературная гостиная по сказкам чуковского
  • Литературная викторина путешествие по сказкам а с пушкина