Литературная игра по сказкам пушкина в 5 классе

Митюшина Светлана Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №181»

г. Нижнего Новгорода

Внеклассное мероприятие по литературе

Класс: 5

Тема:  Игра по сказкам А.С. Пушкина: «У Лукоморья».

Цель мероприятия: обобщающее повторение сказок А.С. Пушкина в игровой форме.

Задачи :

 1. Образовательные: повторить сказки А.С. Пушкина.

2. Воспитательные:  воспитание чувства прекрасного, поэтической зоркости.

3. Развивающие:    развитие и сохранение у учащихся интереса к творчеству Пушкина, интереса к чтению книг и литературному анализу.

Оборудование урока (средства обучения): мультипликационные фильмы  по сказкам А.С. Пушкина, книги со сказками  Пушкина, фломастеры, картонные жетоны, номерки от 1 до 15, коробка(волшебная(можно шкатулку принести) с предметами(зеркальце, орешки, яблочко, пирог), платок для завязывания глаз, перчатка.

 Предварительная подготовка:

  1. На ватмане нарисовать кроссворд(см. приложение)
  2. Перечитать сказки А.С. Пушкина.
  3. Разделить класс на 2 команды, каждая должна придумать девиз, эмблемы, название.
  4. Классный руководитель и родительский комитет готовят призы или дипломы для поощрения детей.
  5. В качестве домашнего задания команда должна подготовить выразительное чтение наизусть или инсценирование отрывка сказки.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное  слово учителя.

Дорогие ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена сказкам Пушкина.

Какие сказки Пушкина вы знаете? (дети отвечают).

  • Давайте вспомним эти сказки и выявим  знатока творчества великого поэта. Для этого вы разделились на 2 команды. Представьтесь, пожалуйста. (Представление команд).
  • А я представлю наше жюри. (Представление жюри).

К.Паустовский писал: «Место действия пушкинских сказок- Древняя Русь-избяная, рубленная из столетних кряжей и сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов, маковок. В Михайловском, в низеньком доме няни Пушкина рождались замечательные сказки- о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике Балде. Пушкин говорил о русских сказках: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Читая сказки Пушкина, мы можес с полным правом гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и могучих поэтов».

Условия игры: 

Вопросы задаются командам по очереди – время на ответ-не более 1 минуты. Если команда не знает ответа, то право голоса переходит 2 команде. За правильный ответ команда получает жетон. Внутри команды ребята фиксируют, какой игрок самый активный, кто принес наибольшее число жетонов команде. В конце игры жетоны суммируются. Выигрывает та команда, которая набрала больше жетонов. В свою очередь, грамотой за знание материала награждается самый активный игрок команды.

Конкурс 1 « Кроссворд».

В середине  кроссворда можно буквы не писать, чтобы ребята сами увидели, что получилось.

1.А

2.

л

3.

е

4.

к

5.с

6.

а

7.

н

8.

д

10П

11.

у

12.ш

13.к

14.

и

15.

н

1.Как звали (имя) няню поэта?(Арина)

2. Имя жениха молодой царевны из сказки о Мертвой царевне.(Елисей).

3.Чудесный предмет, говорящий правду(зеркальце).

4.Фрукт, которым была отравлена царевна из сказки о Мертвой царевне (Яблоко).

5.Имя самого сомневающегося царя из сказки Пушкина?(Салтан)

6. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде»(белка)

7.Жилище старика и старухи.(Землянка)

8. Находчивый трудолюбивый работник(Балда)

9.Сказочный персрнаж, исполняющий желания(Рыбка).

10.Кто извещал царя Додона об опасности?(петушок)

11.Название острова, мимо которого проплыва корабль в сказке о царе Салтане.(Буян)

12. Насекомое , в которое превратился Гвидон в 3 раз?(Шмель)

13.Любимая вещь старухи?(корыто)

14. Сколько раз старик закидывал невод?(три)

15. Имя царя в сказке о Золотом петушке?(Додон)

16. Доп. Вопрос: назовите город, в котором родился Пушкин?(Москва)

Приложение№1.Конкурс№1.»Кроссворд»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9

10

11.

12.

13.

14.

15.

Конкурс 2 . «Конкурс чтецов».(домашнее задание)

Каждая команда готовится-время-5 минут. Возможно выразительное чтение наизусть. Возможно инсценирование отрывка сказки. Жюри оценивает выступления команд.

Критерии:

  • Артистичность-1 жетон
  • Слышимость. 1 жетон
  • Хорошее восприятие аудиторией. 1 жетон
  • Костюм. 1 жетон
  • Знание текста-1 жетон.

Пока готовятся команды, зрители вытягивают номерок 1из 15.Смотрим на кроссворд, включаем отрывок мультфильма по сказке Пушкина и смотрим.

Далее команды выступают, жюри оценивает, выдает жетоны.

Конкурс 3 «Волшебный».

Ведущий предлагает заглянуть в «волшебный короб».

Определить, с завязанными глазами в перчатке, что за предмет и из какой он сказки Пушкина.(по очереди  вытаскиваем предметы:зеркальце, орех, пирог, яблоко)За угадывание-жетон, за название сказки или вспомнят отрывок, в котором говорится об этом предмете-1 жетон.

Конкурс 4 «Сказочный».

Вопросы по очереди каждой команде.

  1. Продолжите фразу» Негде в тридевятом царстве, в Трридесятом государстве…(Жил-был славный царь Гвидон, смолоду был грозен он..)
  2. Какие слова кричал петушок при опасности?( Кири-ку-ку, царствуй, лежа на боку..)
  3. Назовите имя собаки в сказке о Мертвой царевне.(Соколко)
  4. Последнее требование старухи из сказки о «Рыбаке и рыбке»?(стать владычицей морской)
  5. Кто подарил царю Додону золотого петушка?(мудрец-звездочет)
  6. Из какой сказки строки?Три девицы под окном..(сказка о царе Салтане)
  7. Как называется сказка о царе Салтане полностью?(Сказка о царе Салтане, о сыне его ..)
  8. «Царь с царицею простился..(«Сказка о Мертвой царевне…»)
  9. «Пошел и сел у берега моря..»(О Балде)
  10. «Глядь , опять перед ним…( «О рыбаке..)
  11. Как менялось в сказке «О рыбаке и рыбке»море?(разыгралось, помутнело, почернело).
  12. «Царь к востоку войско шлет..»(«Сказка о петушке..»)
  13. Сколько лет рыбачил старик?(33 года)
  14. Что увидел Гвидон, когда освободил Царевну-лебедь?(город)
  15. Из чего были сделаны ядра орешков, которые грызла белка?(«ядра-чистый изумруд»)
  16. Какое приданое приготовил царь своей дочери из «Сказки о Мертвой царевне?»(«7 торговых городов да 140 теремов»).
  17. Чем занимались 7 богатырей(охота, охрана границ)
  18. Кто дал царевне отравленное яблоко?(царица)
  19. К кому обращается Елисей, когда ищет невесту?(к солнцу,к месяцу, к ветру)
  20. За сколько лет должен был собрать оброк Балда?(за 3 года)
  21. Кого послал бес соревноваться с Балдой?(внука)
  22. Как Балда перехитрил Беса в 1 раз?
  23. Как во 2 раз?
  24. Откуда строки: «Сказка-ложь, да в ней намек..»?(«Сказка о золотом петушке»).

Жюри считает жетоны.

Конкур 5 «Портретный»

Кто это и из какой сказки?

  1. «А сама-то величава,

Выплывает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».(царевна Лебедь из сказки о Мертвой царевне)

2.»В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки» (Старуха в роли столбовой дворянки из «Сказки о рыбаке..»)

3.»Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла(Царевна из сказки о Мертвой царевне)

4. «Белолица, черноброва,

Нрава кроткого такого(Царевна из сказки о Мертвой царевне)

5.«Вся сияя, как заря, тихо встретила царя..»(шамаханская царица из сказки о петушке)

  1. «В сарачинской шапке белой

Весь, как лебедь, поседелый»(мудрец из сказки о золотом петушке)

Конкурс 6 «Слова».

Чьи это слова, из какой сказки?

  1. «Здравствуй князь ты мой прекрасный,

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»-говорит она ему.(Царевна-Лебедь царю Гвидону)

2.»Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».(Царь Салтан)

3.«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо.(Корабельщики говорят царю Салтану)

4.«Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала б я полотна».(сестра из сказки о Мертвой царевне)

5. «Не печалься, ступай себе с Богом…»( рыбка)

6. «Здравствуй, барыня –сударыня дворянка..»(старик)

7. «Не садися не в свои сани..»(Старуха)

8. «Убирайся, цел пока..

Оттащите старика..»( царь-мудрецу в сказке о петушке)

9. «Как же долго я спала!»( Царевна из сказки о петушке)

10. «-Не кручинься, Бог с тобой,»- а сама пошла домой.(чернавка)

Вопросы для зрителей. (отдельный приз)

Знаете ли вы?

  1. Полное имя, Отчество и фамилия няни Пушкина.(Арина Родионовна Яковлева)
  2. Какую сказку не успел закончить Пушкин? (Сказка о Медведихе)
  3. Какой театр в Н. Новгороде носит имя Пушкина? (оперный)
  4. В каком городе учился и жил с семьей Пушкин? (Петербург)
  5. Как называлось имение Пушкиных в Нижегородской области? (Болдино)
  6. Отрывок «У лукоморья»-пролог к какому произведению?(«Руслан и Людмила»)
  7. Сколько у Пушкина было детей?(4)

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

Дом .задание: Иллюстрация к сказкам Пушкина.

I:5классDSC02872.JPGI:5классDSC02871.JPGI:5классDSC02870.JPGI:5классDSC02878.JPGI:5классDSC02877.JPGI:5классDSC02876.JPGI:5классDSC02875.JPGI:5классDSC02874.JPG

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина

5 класс

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Игру начинает та команда, которая первой ответит на вопрос: откуда взят эпиграф к нашей игре? (Из «Сказки о золотом петушке»)

I. РАЗМИНКА. Вопросы командам.

  1. Исполнительница всех желаний в Сказке Пушкина. (Золотая рыбка)

  2. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка)

  3. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась.
    (Зеркальце)

  4. Птица, которая посажена на спицу для охраны границы. (Петушок)

  5. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

6. Как звали девушку, у которой в облике было что-то необычное, но
это её не портило? (Царевна-лебедь)

  1. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля)

  2. Сколько раз ходил старик к морю? (Пять раз)

  3. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка)

10. Как звали «меньшого братца» Балды? (Заяц)

11. Что за предмет «возмутил» покой чёрта? (Верёвка)

12. Где находилось княжество Гвидона? (На острове Буяне)

13. Насекомое, которое стало орудием мести в сказке Пушкина. (Комар)

14. Для кого Балда был «тятей»? (Для поповича)

15. Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября)

16. Кем были тётки Гвидона? (Ткачихой и поварихой)

17. Какую песню пела белка? («Во саду ли, в огороде…»)

18. Кто вёл «строгий счёт орехам»? (Дьяк).

19. Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (Из ореховых скорлупок)

20. Сколько братьев у Царевны-лебеди? (Тридцать три)

21. Как звали сватью? (Бабариха)

22. Любимое кушанье Балды. (Полба)

23. Сколько лет жил старик со своею старухой? (Тридцать лет и три
года)

24. Кто помог царевичу Елисею найти невесту? (Ветер)

25. Сколько богатырей выходит из вод морских? (Тридцать три)

26. Какого рода лебедь у Пушкина? (Женского)

27. Сколько девиц пряли пряжу под окном? (Три)

28. Как звали собаку в «Сказке о мёртвой царевне»? (Соколко)

29. Кто завёл царевну в тёмный лес? (Чернавка)

30. Сколько братьев жило в тереме в лесу? (Семь)

31. Что явилось причиной смерти царевны? (Яблоко)

32. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

33. Куда послал Дадон войско? (На восток)

34. Как звали дядьку богатырей? (Черномор)

35. Куда складывала белка изумруд из орехов? (В мешочек)

36. Что делал сказочник у царя Гвидона? (Мёд, пиво пил)

37. Кем была Чернавка? (Сенной девушкой)

38. Какой лоб был у попа? (Толоконный)

39. Кем был Балда у попа? (Повар, конюх и плотник)

40. Что должны были черти попу? (Оброк)

41. Кто выплеснул бочку с царицей на берег? (Волна)

42. Кто там жил? «Видит город он большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут ма­ковки церквей и святых монастырей. (Го­род князя Гвидона).

Каждая команда на этом этапе выделяет по два-три участника, которые самостоятельно начинают разгадывать кроссворд.

11. ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

1. Чьи это слова? О чем они сказаны?

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С.Пушкина, о русских народных сказках.)

  1. Сколько сказок написал Пушкин? За какой период? Назовите их. 1830 по 1834 годы — пять сказок в стихах: «Сказка о попе…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о золотом петушке», а шестая «Сказка о Медведихе» не была закончена).

  2. Воспроизведите полное название «Сказки о царе Салтане… »

  3. Кто сказал о Пушкине такие слова?

«Пушкин у нас — начало всех начал»? (Горький)

  1. Как называется незаконченная сказка Пушкина? («Сказка о Медведихе»)

  2. Сколько чудес в отрывке из «Руслана и Людмилы» «У Лукоморья дуб зелёный… »? (Одиннадцать)

  3. Какая из сказок была опубликована только после смерти А.С.Пушкина? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  4. Какая единственная сказка А.С.Пушкина имеет чисто литературный источник? (В основу сказки о петушке была положена шутливая новелла американского писателя В.Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»)

9. В «Сказке о царе Салтане» есть такие строки: «А ткачиха с повари­хой, с сватьей бабой Бабарихой, не хотят его пустить чудный острее навестить». Что значит сватья, кем она приходится царю Салтану, в каком родстве она с кня­зем Гвидоном? (Сватья (не сваха!) — мать одного из супругов. Бабариха — сватья сестёр, ткачихи и поварихи; значит, мать царя Салтана и бабушка князя Гвидона. Пушкин называет её и сватья баба, и сватья, и бабушка. Это подтверждают такие строки: когда царевич, обернувшись шмелём, жалит Бабариху, «жалеет он …старой бабушки своей…»)

10. В «Сказке о рыбаке и рыбке золотая рыбка обращается к старику со словами: «Чего тебе надобно, старче?». Сможете ли вы определить падеж слова старче? (В древнерусском языке при обращении употреблялась звательная форма имен существительных, Старче — звательная форма от слова старик (она стоит особняком в современной системе склонения).

11. «Не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой» — говорят старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке». Что это значит? (Столбовыми называли потомственных дворян из старинных родов. Желание старухи нелепо: она хочет стать не просто дворянкой, а обязательно потомственной).

Разминка перед следующим конкурсом.

Из каких сказок эти строчки?

1. Не гонялся бы ты… за дешевизной. («Сказ­ка с попе и о работнике его Балде»).

2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. («Сказка о царе Салтане»).

3. Отпусти ты, старче, меня в море. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

4. Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым мо­лодцам урок. («Сказка о золотом петушке»).

5. И никто с начала мира не видал такого пира. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

  1. ТЫ — МНЕ, Я – ТЕБЕ

Из какой сказки А.С.Пушкина приведен отрывок?

Команды читают отрывки из сказок, соперники отгадывают.

  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕРОЕВ А.С.ПУШКИНА

1. Кто из сказочных героев

…зарыдал и пошёл к пустому месту,

На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз? (Королевич Елисей). 2. С первого щелка прыгнул… до потолка; со второго щелка лишился… языка? (Поп).

3. Рыбачил тридцать лет и три года и не слы­хивал, чтоб рыба говорила? (Старик).

4. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело? (Царь Дадон).

5. Тут он в точку уменьшился, комаром оборо­тился, полетел и запищал, судно на море догнал, потихоньку опустился на корабль — и в щель забился? (Князь Гвидон).

6. Чей это портрет?

В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый, старый друг его… (Звездочёт).

7. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива. (Царица-мачеха).

8. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. (Царевна).

9. …жёнка есть, что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает, ночью землю освещает; месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь).

10. Чьи это слова?

— Ты волна моя, волка? Ты гульлива и вольна: плещешь ты, куда захочешь, ты морские камни точишь, топишь берег ты земли, подымаешь корабли… (Князь Гви­дон).

11. — Ты, царевич, мой спаситель, мой мо­гучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня. (Царевна Лебедь)

12. — Ой вы, гости-господа, долго ль езди­ли? куда? ладно ль за морем, иль худо? и какое в свете чудо? (Царь Салтан).

13. — Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай варёную полбу. (Балда).

14. О ком из сказочных героев идет речь?

…камушки грызёт, мечет золото и в груды загребает изумруды. (Белка). 15. Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. (Тридцать три богатыря).

16. За столом сидит она царицей, служат ей бояре да дворяне, наливают ей заморские вины; заедает она пряником печатным. (Старуха).

17. Перед утренней зарёю… выезжают погу­лять, серых уток пострелять. (Семь бога­тырей).

18. Дом …обошла, всё порядком убрала, за­светила богу свечку, затопила жарко печ­ку. (Царевна).

19. Ничего не сказала… лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. (Золо­тая рыбка).

20. Спит себе на соломе, есть за четверых, ра­ботает за семерых; до светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт, полосу вспашет. (Балда).

  1. КРОССВОРД

Участники команд, решавшие задания кроссворда, представляют результаты своей работы.

  1. ДРАМАТИЗАЦИЯ

Команда разыгрывают отрывки из сказок А.С.Пушкина.

  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Ребята смотрят отрывки из мультипликационных фильмов по сказкам А.С.Пушкина, называют сказку, имя режиссера мультфильма.

  1. ФИНАЛ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ

ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Цель: проверить знания учащихся сказок
Пушкина, обогатить лексикон пятиклассников,
прививать любовь к художественному
произведению.

Форма представлении: презентация
(Приложение 1). Переход от одного задания к
другому осуществляется при помощи гиперссылок
(переход на следующую тему – последний вопрос).

Задача учащихся: отгадать не только слово,
лексическое значение которого дано, но и строчки
из сказки А.С.Пушкина, где загаданное слово
встречается, и ее название.

Количество команд не ограничено, можно играть
всем классом.

Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Мы знаем, вы любите игры.
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

(Далее текст учитель читает в сопровождении
презентации – слайды №2-6.)

Сказку нередко наполняют разные чудеса:
работник наказывает своего хозяина, царь
подслушивает разговор трех сестриц, молодой
царевич убивает злодея, царица с сыном слушают
удивительный рассказ купцов… Все это очень
интересно!

Сегодня мы вспомним любимые вами сказки
А.С.Пушкина. Итак, давайте приоткроем дверь в
прекрасный мир сказки…

Внимание: конкурс!

Разыгрываются следующие темы: “Архитектура”,
“Божий промысел”, “На страже Родины”, “Красота
– страшная сила”, “Крылья, ноги, хвост”,
“Всякая всячина”, “Вселенная”.

Учащиеся выбирают тему.

“Архитектура” (6 вопросов)

1. (От “княжий двор” — жилище князя),
монументальное парадное здание; первоначально
резиденция властителя, высшей знати.

(Дворец. “В сени вышел царь-отец. //Все пустились
во дворец”. — “Сказка о царе Салтане…”)

2. Сооружение, высота которого намного больше
его горизонтальных размеров.

Первоначально строились с целью обороны.

(Башня. “Князь пошел, забывши горе, //Сел на
башню, и на море //Стал глядеть…” -“Сказка о царе
Салтане…”)

3. Срубное жилище у русских.

(Изба. “Перед ним изба со светелкой, //С
кирпичною, беленою трубою…” — “Сказка о рыбаке и
рыбке”)

4. Большой зал во дворце; обширные, богатые
здания.

(Палата. “Что ж! пред ним царские палаты. //В
палатах видит свою старуху…” — “Сказка о рыбаке
и рыбке”)

5. В архитектуре – завершение построек
(главным образом центрических) в форме высокой
четырехгранной или многогранной пирамиды.

(Шатер. “И промеж высоких гор //Видит шелковый
шатер.” — “Сказка о золотом петушке”)

6. (От греч. Теремнон — жилище) в Древней Руси
верхний жилой ярус хором (больших домов),
сооружавшийся над сенями, а также и отдельная
постройка, соединенная с хоромами переходами.

(Терем. “Между тем все шла да шла //И на терем
набрела.” — “Сказка о мертвой царевне…”)

“Крылья, ноги, хвост” (6 вопросов)

1. Декоративная птица семейства утиных.
Обитает преимущественно по берегам пресных
водоемов.

(Лебедь. “Глядь – поверх текучих вод //Лебедь
белая плывет.” — “Сказка о царе Салтане…”)

2. Непарнокопытное млекопитающее, длина тела
до 2,8 м, высота до 1,6 м. Волосы плотно прилегают к
телу. На шее развита грива; хвост с длинными
волосами.

(Конь. “Бродят кони их средь луга, //По
протоптанной траве, //По кровавой мураве…” —
“Сказка о золотом петушке”)

3. Водоплавающая птица средних и небольших
размеров с относительно короткой шеей и цевкой,
покрытой спереди поперечными щитками.

(Утка. “Выезжают погулять, //Серых уток
пострелять…” — “Сказка о мертвой царевне…”)

4. Грызун, обитающий в лесах Евразии, Северной
Америки и севера Южной Америки. Длина тела 20-30 см,
вес от 200 г. Хвост длинный, пышный; ушки большие, у
многих видов украшены кисточками. Окраска меха
может быть различных оттенков рыжего и серого
цвета и даже почти черной.

(Белка. “Белка песенки поет //Да орешки все
грызет…” — (“Сказка о царе Салтане…”)

5. Насекомое – важнейший опылитель растений.
Длина до 35 мм. Около 300 видов, распространены
широко.

(Шмель. “Тут он очень уменьшился, //Шмелем князь
оборотился, //Полетел и зажужжал…” — (“Сказка о
царе Салтане…”)

6. Самый крупный представитель семейства.
Голова удлиненная, с вытянутой мордой. Зубы
острые, хищные с большими клыками. Уши стоячие,
заостренные. Острое обоняние, улавливающее запах
на расстоянии 1,5 км.

(Волк. “Под сосной оставить там //На съедение
волкам.” — “Сказка о мертвой царевне…”)

“Божий промысел” (6 вопросов)

1. Христианский храм.

(Церковь. “И за белыми стенами //Блещут маковки
церквей…” — “Сказка о царе Салтане…”)

2. (От греч. мonasterion – келья отшельника) –
община монахов, принимающая единые правила
жизни.

(Монастырь. “И святых монастырей…” — “Сказка о
царе Салтане…”)

3. Башня с открытым ярусом для колоколов,
стоящая рядом с храмом или включенная в его
композицию.

(Колокольня. “Разом пушки запалили; //В
колокольнях зазвонили…” — “Сказка о царе
Салтане…”)

4. От греч. “изображение, образ”; сакральное
изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых
или ангелов, а также событий Священной истории.

(Икона. “Над главою их покорной //Мать с иконой
чудотворной…” — “Сказка о царе Салтане…”)

5. Обращение верующего к божеству.

(Молитва. “Братья в горести душевной //Все
поникли головой //И с молитвою святой //С лавки
подняли, одели, //Хоронить ее хотели //И
раздумали.” — “Сказка о мертвой царевне…”)

6. Традиционные действия, сопровождающие
важные моменты жизни человеческого коллектива.

(Обряд. “Сотворив обряд печальный, //Вот они во
гроб хрустальный //Труп царевны молодой
//Положили…” — “Сказка о мертвой царевне…”)

“Вселенная” (8 вопросов)

1. Центральное тело Солнечной системы,
раскаленный плазменный шар, типичная
звезда-карлик.

(Солнце. “Как пред солнцем птица ночи, //Царь
умолк, ей глядя в очи…” — “Сказка о золотом
петушке”;К красну солнцу наконец
//Обратился молодец. //“Свет наш солнышко!..” —
“Сказка о мертвой царевне…”)

2. Вогнутые, линейно-вытянутые формы рельефа,
образованные деятельностью рек и имеющие уклон в
направлении их течения.

(Долина. “Тонку тросточку сломил, //Стрелкой
легкой завострил //И пошел на край долины //У моря
искать дичины.” — “Сказка о царе Салтане…”)

3. Третья от Солнца большая планета Солнечной
системы. Благодаря своим уникальным, быть может,
единственным во Вселенной природным условиям,
стала местом, где возникла и получила развитие
органическая жизнь.

(Земля. “Мать с младенцем спасена; //Землю
чувствует она.” — “Сказка о царе Салтане…”)

4. Обширные участки земной поверхности,
поднятые на несколько тысяч метров над уровнем
моря и характеризующиеся резкими колебаниями
высот.

(Гора. “Там за речкой тихоструйной //Есть
высокая гора, //В ней глубокая нора…” — “Сказка о
мертвой царевне…”)

5. Часть Мирового океана, обособленная сушей
или возвышениями подводного рельефа.

(Море. “В синем море волны хлещут; //Туча по небу
идет, //Бочка по морю плывет.” — “Сказка о царе
Салтане…”)

6. Небольшая возвышенность, в плане округлой
или овальной формы, с пологими склонами.

(Холм. “Мать и сын теперь на воле; //Видят холм в
широком поле…” — “Сказка о царе Салтане…”)

7. Естественный спутник Земли, находится от
неё на среднем расстоянии 384400 км.

(Месяц. “За морем царевна есть… //Месяц под
косой блестит…” — “Сказка о царе Салтане…”;
“Месяц, месяц, мой дружок, //Позолоченный рожок!”
— “Сказка о мертвой царевне…”)

8. Гигантские светящиеся газовые (плазменные)
шары, подобные Солнцу. Образуются из
газово-пылевой среды.

(Звезды. “Круглолицый, светлоокий, //И, обычай
твой любя, //Звезды смотрят на тебя.” — “Сказка о
мертвой царевне…”; “Месяц под косой блестит, //А
во лбу звезда горит…” — “Сказка о царе
Салтане…”)

“На страже Родины” (12 вопросов)

1. Военачальник, правитель у славянских
народов. На Руси известен с X в.

(Воевода. “Воеводы не дремали, //Но никак не
успевали: //Ждут, бывало, с юга, глядь, —

//Ан с востока лезет рать.” — “Сказка о золотом
петушке”)

2. Посох, трость, палка, обычно с навершием,
служащая символом власти или почётного звания.

(Жезл. “Старичок хотел заспорить, //Но с иным
накладно вздорить; //Царь хватил его жезлом //По
лбу, то упал ничком…” — “Сказка о золотом
петушке”)

3. Заграждение, караул при въезде в город.

(Застава. “Город новый златоглавый, //Пристань с
крепкою заставой…” — “Сказка о царе Салтане…”)

4. Колющее и рубящее металлическое оружие.

(Меч. “Оба мертвые лежат, //Меч вонзивши друг во
друга.” — “Сказка о золотом петушке”)

5. Древняя двух- или четырёхколёсная повозка.
Управлялась стоящим возничим. Известна в
Передней Азии с 3-го тыс. до н. э.
Первоначально запрягалась куланами, онаграми,
мулами.

(Колесница. “С шумом встретил их народ. – //Все
бегут за колесницей, //За Дадоном и царицей…” —
“Сказка о золотом петушке”)

6. Вооружённое подразделение, назначенное для
охраны и обороны военных и государственных
объектов или для отдания воинских почестей.

(Стража. “Вкруг ее стоит грозная стража, //На
плечах топорики держат.” — “Сказка о рыбаке и
рыбке”)

7. Вид доспеха для защиты от поражения
холодным, а позже и огнестрельным оружием.
Первоначально из кожи или плотной ткани с
металлическими пластинами и чешуйками, в XIV-XVI вв
толстый металлический доспех.

(Латы. “Все теперь идут в палаты: //У ворот
блистают латы…” — “Сказка о царе Салтане…”;
“Перед ним его два сына //Без шеломов и без лат
//Оба мертвые лежат… “Сказка о золотом петушке”)

8. Артиллерийское орудие для стрельбы по
наземным (надводным) целям или для стрельбы по
воздушным целям.

(Пушка. “Пушки с пристани палят, //Кораблю
пристать велят.” — “Сказка о царе Салтане…”)

9. Совокупность судов определённого
назначения.

(Флот. “Тут уж царь не утерпел, //Снарядить он
флот велел.” — “Сказка о царе Салтане…”)

10. То же, что судно. В парусном флоте
трёхмачтовое судно с полным парусным
вооружением.

(Корабль. “Топишь берег ты земли, //Подымаешь
корабли…” — “Сказка о царе Салтане…”)

11. Литая углеродистая сталь со своеобразной
структурой и узорчатой поверхностью, обладающая
высокой твёрдостью и упругостью. Из нее
изготовляли холодное оружие исключительной
стойкости и остроты.

(Булат. “Мы объехали весь свет, //Торговали мы
булатом, //Чистым серебром и златом…” — “Сказка о
царе Салтане…”)

12. В Древней Руси отважный, доблестный воин,
богатырь.

(Витязь. “Это чудо знаю я. //Эти витязи морские
//Мне ведь братья все родные.” — “Сказка о царе
Салтане…”)

“Всякая всячина” (5 вопросов)

1. Доска или металлический лист для подачи еды
на стол, для переноски посуды.

(Поднос. “Усадили в уголок, //Подносили пирожок,
//Рюмку полну наливали, //На подносе подавали.” —
“Сказка о мертвой царевне…”)

2. Русский народный 3-струнный щипковый
музыкальный инструмент.

(Балалайка. “Держит Балда за уши одного зайку:
//“Попляши-тко ты под нашу балалайку…”- “Сказка
о попе…”)

3. Сетное орудие лова рыбы.

(Невод. “Раз он в море закинул невод, — //Пришел
невод с одною тиной…” — “Сказка о рыбаке и
рыбке”)

4. Старинное народное название всякого
документа, письма.

(Грамота. “Допьяна гонца поят //И в суму его
пустую //Суют грамоту другую…” — “Сказка о царе
Салтане…”)

5. Совокупность произведений, использующих
форму письменного обращения к другому лицу.

(Письмо. “Шлет с письмом она гонца, //Чтоб
обрадовать отца.” — “Сказка о царе Салтане…”)

“Красота – страшная сила” (8 вопросов)

1. Теплая кофта без рукавов (обычно на вате,
меху).

(Душегрейка. “На крыльце стоит его старуха //В
дорогой собольей душегрейке…” — “Сказка о
рыбаке и рыбке”)

2. Головной убор замужних женщин в южных
областях России — шапочка из проклеенного
холста с твёрдой передней частью в форме рогов
или лопатки; сверху покрывалась нарядным
тканевым чехлом (сорокой).

(Кичка. “Парчевая на маковке кичка…” — “Сказка
о рыбаке и рыбке”)

3. Шарообразной или неправильной формы
образование, развивающееся в теле некоторых
моллюсков. Состоит преимущественно из
перламутра, откладывающегося концентрическими
слоями вокруг инородных частиц, попадающих между
створками раковины и тканями моллюска.

(Жемчуг. “Жемчуги огрузили шею…” — “Сказка о
рыбаке и рыбке”)

4. Минерал, прозрачная разновидность берилла,
окрашенная примесью в густой зелёный цвет.

(Изумруд. “А орешки не простые, //Всё скорлупки
золотые, //Ядра – чистый изумруд…” — “Сказка о
царе Салтане…”)

5. Старинный головной убор, часто имеет
церемониальное значение.

(Венец. “Царь Салтан сидит в палате //На
престоле и в венце. //С грустной думой на лице…” —
“Сказка о царе Салтане…”)

6. Имущество, выделяемое женщине родителями
или родственниками при вступлении её в брак.

(Приданое. “Ей в приданое дано //Было зеркальце
одно…” — “Сказка о мертвой царевне…”)

7. Стеклянное или металлическое тело с
отражающей поверхностью.

(Зеркало. “Свойство зеркальце имело: //Говорить
оно умело…” — “Сказка о мертвой царевне…”)

8. Кольцо со щитком или крупным камнем.

(Перстень. “На руках золотые перстни…” —
“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Приложение 1

«Ах, что за прелесть эти сказки!» Урок-игра для учащихся 5 класса  (по сказкам А.С.Пушкина) Учитель литературы Бинтюкова Оксана Николаевна Школа № 252 Красносельского р-на

«Ах, что за прелесть эти сказки!»

Урок-игра для учащихся 5 класса (по сказкам А.С.Пушкина)

Учитель литературы

Бинтюкова Оксана Николаевна

Школа № 252 Красносельского р-на

Содержание: 1. Цели урока. 2. Определение сказки. Виды сказок. 3. Мир сказок А.С.Пушкина. 4. Арина Родионовна-няня поэта. 5. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина : -Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…» -Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке» -Конкурс № 3 «Словесный портрет героя» -Конкурс № 4 «Продолжи фразу…» -Конкурс № 5 «В мире цифр…» -Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир» -Конкурс № 7 «Разгадай кроссворд»

Содержание:

1. Цели урока.

2. Определение сказки. Виды сказок.

3. Мир сказок А.С.Пушкина.

4. Арина Родионовна-няня поэта.

5. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина :

-Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…»

-Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Конкурс № 3 «Словесный портрет героя»

-Конкурс № 4 «Продолжи фразу…»

-Конкурс № 5 «В мире цифр…»

-Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир»

-Конкурс № 7 «Разгадай кроссворд»

Расширить представления учащихся о сказке как одном из старейших жанров фольклора.  Обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.  Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.  Помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.  Пробудить интерес и желание обращаться к произведениям А.С.Пушкина в будущем.  Развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.  Совершенствование речевых умений учащихся.

  • Расширить представления учащихся о сказке как одном из старейших жанров фольклора.
  • Обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина.
  • Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.
  • Помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.
  • Пробудить интерес и желание обращаться к произведениям А.С.Пушкина в будущем.
  • Развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.
  • Совершенствование речевых умений учащихся.

Сказка -  повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.  Фольклорные (народные) сказки  Например:   Литературные (авторские) сказки Например:

Сказка повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Фольклорные (народные) сказки

Например:

Литературные

(авторские)

сказки

Например:

  • «Гуси-лебеди»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Финист-ясный сокол»
  • В.А.Жуковский «Спящая царевна»
  • А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Х.К.Андерсен «Соловей»

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.  Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!  Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь. Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать. Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! Но для начала вспомним, какую роль в жизни поэта сыграла его няня, Арина Родионовна.

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.

Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!

Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь.

Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! Но для начала вспомним, какую роль в жизни поэта сыграла его няня, Арина Родионовна.

Мастерица ведь была И откуда что брала. И куда разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины!.. А.С.Пушкин В детстве она баюкала его, в юности - делила с ним тяготы одиночества в ссылке в Михайловском. Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в коридоре. «Мамушка…»-думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. У него есть друг - его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве. В долгие зимние вечера няня рассказывала ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество. Рассказывала няня прекрасно. Для поэта она была сущий клад. Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою тетрадь и записывал. А через несколько лет, когда няни уже не было в живых, на основе этих записей Пушкин создал свои знаменитые сказки.    Няня А.С.Пушкина Арина Родионовна Черновой рисунок поэта Барельеф няни

Мастерица ведь была

И откуда что брала.

И куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

А.С.Пушкин

В детстве она баюкала его, в юности — делила с ним тяготы одиночества в ссылке в Михайловском. Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в коридоре. «Мамушка…»-думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. У него есть друг — его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве. В долгие зимние вечера няня рассказывала ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество.

Рассказывала няня прекрасно. Для поэта она была сущий клад. Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась поближе и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою тетрадь и записывал. А через несколько лет, когда няни уже не было в живых, на основе этих записей Пушкин создал свои знаменитые сказки.

Няня А.С.Пушкина

Арина Родионовна

Черновой рисунок поэта

Барельеф няни

«Cказка ложь, да в ней намек…»   Конкурс № 1 «Все сказки в гости к нам…» ЗАДАНИЕ : перечислить сказки А.С.Пушкина. 1- «Сказка о царе Салтане» 2- «Сказка о золотом петушке» 3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 4- «Сказка о рыбаке и рыбке» 5- «Сказка о попе и работнике  его Балде» 6- «Жених» 7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

«Cказка ложь, да в ней намек…»

Конкурс № 1

«Все сказки в гости к нам…»

ЗАДАНИЕ : перечислить сказки А.С.Пушкина.

1- «Сказка о царе Салтане»

2- «Сказка о золотом петушке»

3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4- «Сказка о рыбаке и рыбке»

5- «Сказка о попе и работнике его Балде»

6- «Жених»

7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

Конкурс № 2 «Сказка о рыбаке и рыбке» ЗАДАНИЕ :перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Корыто … … … … разбитое корыто ( Корыто изба столбовая дворянка вольная царица владычица морская разбитое корыто)

Конкурс № 2

«Сказка о рыбаке и рыбке»

ЗАДАНИЕ :перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Корыто … … … … разбитое корыто

( Корыто изба столбовая дворянка вольная царица владычица морская разбитое корыто)

Конкурс № 3 «Словесный портрет героя» ЗАДАНИЕ: узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету. 1. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,  На ногах красные сапожки. 2. Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.) («Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-столбовая дворянка.)

Конкурс № 3

«Словесный портрет героя»

ЗАДАНИЕ: узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету.

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

2. Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.)

(«Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-столбовая дворянка.)

4. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава. ( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь ) 3. До светла все у него пляшет. Лошадь запряжет, полосу вспашет. Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет, да сам и облупит. ( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )

4. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь )

3. До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )

Конкурс № 4 «Продолжи фразу…» ЗАДАНИЕ : продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина. 3. И никто с начала мира Не видал такого пира. Я там был… 1. Жил-был поп, Толоконный лоб, Пошел поп по базару… 2. Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь… ( Мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне») ( Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде») ( Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку. «Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 4

«Продолжи фразу…»

ЗАДАНИЕ : продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина.

3. И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Я там был…

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару…

2. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

( Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне»)

( Посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и работнике его Балде»)

( Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 5 «В мире цифр..» ЗАДАНИЕ: в каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами.

Конкурс № 5

«В мире цифр..»

ЗАДАНИЕ: в каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами.

  • « Три девицы под окном…» («Сказка о царе Салтане»)
  • «От третьего щелчка вышибло ум у старика…» («Сказка о попе и работнике его Балде»)
  • «Входят семь богатырей, семь румяных усачей…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
  • « Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • «… Тридцать три богатыря в чешуе, как жар, горя…» («Сказка о царе Салтане»)

Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир» ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина. 1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? ( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря») 2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»? ( Наташа )

Конкурс № 6

«Сказочный Блиц-турнир»

ЗАДАНИЕ: ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.

1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность?

( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»?

( Наташа )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?  ( Ветер ) 5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?  ( На базаре ) 6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? ( «Свет мой зеркальце, скажи Да всю правду доложи…») 7. Сколько медвежат было у медведихи? ( Трое ) 8. Кто был предводителем 33 богатырей? ( Дядька Черномор ) 9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?» ( Балда )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

( Ветер )

5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

( На базаре )

6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

( «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»)

7. Сколько медвежат было у медведихи?

( Трое )

8. Кто был предводителем 33 богатырей?

( Дядька Черномор )

9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?»

( Балда )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»? ( «Во саду ли в огороде» ) 11. Как звали сына царя Салтана? ( Гвидон ) 12. Кто звал Балду тятей? ( Попенок ) 13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности? ( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» ) 14. Назвать отчество князя Гвидона. ( Салтанович ) 15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? ( «Сказка о золотом петушке» )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?

( «Во саду ли в огороде» )

11. Как звали сына царя Салтана?

( Гвидон )

12. Кто звал Балду тятей?

( Попенок )

13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности?

( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» )

14. Назвать отчество князя Гвидона.

( Салтанович )

15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

( «Сказка о золотом петушке» )

Конкурс № 7 Разгадай кроссворд По горизонтали: 1 - Кто чахнет над золотом ? 2 - «В темнице там царевна тужит,  А бурый … ей верно служит» 3 - Где встретились поп и Балда? 4 - Кто «на ветвях сидит» ? 5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ? 6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?  По вертикали: 7 - Что является уроком для «добрых молодцев»? 8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ? 9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ? 10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? » 11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ? 12 - Что принес Балда попу от чертей ? Проверь себя!

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 — Кто чахнет над золотом ?

2 — «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 — Где встретились поп и Балда?

4 — Кто «на ветвях сидит» ?

5 — Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 — Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 — Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 — Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 — Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 — Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 — «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 — Что принес Балда попу от чертей ?

Проверь себя!

Конкурс № 7 Разгадай кроссворд По горизонтали: 1 - Кто чахнет над золотом ? 2 - «В темнице там царевна тужит,  А бурый … ей верно служит» 3 - Где встретились поп и Балда? 4 - Кто «на ветвях сидит» ? 5 - Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ? 6 - Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?  По вертикали: 7 - Что является уроком для «добрых молодцев»? 8 - Кто указал дорогу к королевичу Елисею ? 9 - Что хотел посмотреть поп на базаре ? 10 - Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? » 11 - «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ? 12 - Что принес Балда попу от чертей ?

Конкурс № 7

Разгадай кроссворд

По горизонтали:

1 — Кто чахнет над золотом ?

2 — «В темнице там царевна тужит,

А бурый … ей верно служит»

3 — Где встретились поп и Балда?

4 — Кто «на ветвях сидит» ?

5 — Кто «ел за четверых», а «работал за семерых» ?

6 — Кто обещал за свое спасение дорогой откуп ?

По вертикали:

7 — Что является уроком для «добрых молодцев»?

8 — Кто указал дорогу к королевичу Елисею ?

9 — Что хотел посмотреть поп на базаре ?

10 — Что «на курьих ножках стоит без окон, без дверей ? »

11 — «Там на неведомых дорожках … невиданных зверей» ?

12 — Что принес Балда попу от чертей ?

Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина

«Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.

Представление жюри:

библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна

от родителей в жюри приглашается

Слово ведущего (учитель литературы)

2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».

Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.

Первый этап – литературоведческий.

Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).

  2. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).

  3. Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).

Второй этап посвящен сказкам.

Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»

Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.

(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).

Сказки Пушкина:

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о медведихе»

Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.

Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.

Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .

Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.

Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.

Вопросы для первой команды:

  1. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

  2. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  3. Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)

  4. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

Вопросы для второй команды:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

  2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)

  3. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  4. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Вопросы для третьей команды:

  1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)

  2. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

  3. Что бросила царевне в руки  нищая черница? (Яблоко)

  4. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»

Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.

(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)

Конкурс 5. Узнай сказочного героя.

Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.

  1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Высока, стройна, бела,

И умом, и все взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)

Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд

Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).

Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».

Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.

Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.

А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».

Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»

орех – «Сказка о царе Салтане»

верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»

мешок — «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.

Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)

  2. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)

  3. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)

  4. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

  5. Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)

  6. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)

  7. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

  8. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

  9. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

  10. Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .

Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.

Задание для первой команды

  1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Задание для второй команды

  1. Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)

Вопросы для третьей команды:

  1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)

  1. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

И в конце нашего урока хочу вас спросить:
 — Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
 — Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.

Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.

Подведение итогов.

Награждение.

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7 +
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6 +
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Тест по сказкам А.С.Пушкина

1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?

а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон

2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?

а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей

3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?

а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру

4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу

5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?

а.3
б.7
в.12
г.33

6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

а.2
б.4
в.6
г.8

7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?

а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»

8. Из какой сказки эта цитата?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?

а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо

10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»

Своя игра
«
В волшебном мире
Александра Сергеевича
Пушкина»

Работу выполнила

Царакова Надежда Радионовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 15 п. Светлый»

РС (Я)

Ссылки 1

Дорогой друг!

«Что за прелесть, эти сказки!» — говорим мы вслед за автором этих строк и отправляемся в путь. Возьмите с собой хорошее настроение, героев пушкинских сказок и попутный ветер, который понесет вас на корабле знаний от лукоморья через остров Буян в волшебный мир, где вы обязательно встретите ученого кота.

Удача тоже пригодится тебе, дорогой друг!

У лукоморья!

Узнай по картинке сказку

— Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить. 

Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Вы мне очень понравились. Не знаю чем. Дарю вам 50 рублей.

Мя-я-я-у! Никому не говорите о моей щедрости! Как вам моя песня?

…Добрым молодцам урок»

«Сказка ложь, да в ней намёк …

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Я думаю, вам надо отдохнуть. Передайте ход следующему. Мяяяя-у! И все же, как я пою?

Ответ: «Ты прекрасна, спору нет; но царевна всех милее»

Вопрос: «Я ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?».

«Сказка о царе Салтане»

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»

«С первого щелчка прыгнул

поп до …

Со второго щелчка

лишился поп …

С третьего щелчка

вышибло…»

…потолка,

…языка,

…ум у старика

«Сказка о царе Салтане»

К чертям за оброком

Куда и зачем посоветовала попадья своему мужу отправить Балду?

Ответ: «Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».

Вопрос: — Что такое, господа? — 
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —

(подсказка) 
Воевода говорит:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?»

…самого синего моря»

«Жил старик со своею старухой у…

«Сказка о золотом петушке»

Чудо-ель и поющую белку

Что мечтал перенеси из леса Гвидон в свой город?

Ответ: 

«Мы объехали весь свет.

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами…».

Вопрос:

 «Чем вы, гости, торг ведёте,

и куда теперь плывете?».

Корабельщики в ответ:

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

Мя-я-я-у! Вы меня извините, но мне надо 50 рублей на Вискас. Где я их возьму? Конечно, у вас! Я думаю, вы щедрые! Спасибо! При следующей встрече отдам. До встречи.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

9 месяцев

Сколько месяцев царица ждала, не отходя от окна мужа?

Ответ: «Вышиб дно и вышел вон».

Вопрос:

 «Как бы здесь на двор окошко нам проделать?» — молвил он. 

«Сказка о золотом петушке»

Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.

…о прекрасной царевне лебеди»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Композитор Римский-Корсаков

Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?

Вопросы

http://detskiychas.ru/obo_vsyom/victorina/victorina_skazki_pychkina/

http://www.livelyday.ru/lively/viktorini/dlya-shkolnikov/viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina

http://www.maam.ru/detskijsad/vneklasnoe-meroprijatie-literaturnaja-viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina-chto-za-prelest-yeti-skazki.html

Изображения

https://pp.vk.me/c10596/u29021553/102944867/x_b89761cd.jpg Рыбка

http://www.olesya-emelyanova.ru/novosti/novosti-403.jpg рыбка с короной

http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2009-01/1230919629_00007.jpg Салтан

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/pushkin/pushkin1.jpg о попе и работнике

http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/08/raskraski-skazki-pushkina-3.gif лебедь

http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/2012/08/raskraski-skazki-pushkina-7.gif царь

http://www.raskraska.com/catalog0001/2585.gif три девицы

http://s015.radikal.ru/i330/1102/01/83ab2d1d8579t.jpg петушок

http://www.stihi.ru/pics/2011/11/24/10050.jpg кот на цепи

музыка

http://musicov.net/?song=%EC%FF%F3%EA%E0%ED%FC%E5 звук мяуканье

Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

Изображения

Узнай сказку по картинке

http://www.mki-igrushki.ru/cms-images/yamaha_diler_goods/18image_small_SKAZKA%20O%20ZOLOTOM%20PETUSHKE.jpg сказка о золотом петушке

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-10/1287808805_titul1.jpg сказка о попе

http://www.skaz-pushkina.ru/kadr/mc61.jpg сказка о мертвой царевне

http://img11.nnm.me/3/7/8/3/d/b67cfcfb4ffc56d000d592ae10c.jpg сказка о царе Салтане

http://www.skaz-pushkina.ru/ill/ku_23.jpg сказка о мертвой царевне

http://cwer.ws/media/files/u1049723/15/SkazkiPushkina_500.jpg У лукоморья

  • Литературная игра по сказкам для 1 класса
  • Литературная игра по сказкам гауфа
  • Литературная игра по сказкам андерсена
  • Литературная игра по русским народным сказкам
  • Литературная игра мы герои сказок отгадайте без подсказок