Литературная игра по сказке аксакова аленький цветочек

«Таинственный цветок»

Игра – викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек»

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунемся в волшебный, чудесный мир сказки. Мир, в который мы попадаем, открывая книгу. Чем хороша сказка? Тем, что в ней всегда добро побеждает зло.

Одна из таких незабываемых сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. А написал сказку прекрасный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. 1 октября ему исполнилось бы 220 лет. Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять декламировал наизусть стихи известных в то время поэтов, по – своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Сказку об «Аленьком цветочке» С.Т. услышал от ключницы Пелагеи, когда был еще ребенком. И повзрослев, он решил рассказать эту мудрую, добрую сказку всем детям. «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает – написать книгу для детей, какой давно не бывало в литературе».

Давайте же мы с вами прогуляемся по страницам этой сказки, представим себя ее героями, узнаем – кому же повезет сорвать заветный аленький цветочек, приносящий счастье.

(Звучит музыка, появляются феи)

Подружки, феи сказочной страны,

Уж вечер, виден краешек луны,

И снова сказки время настает.

Мы знаем сказки все наперечет!

Какую же ребятам нашим

Мы с радостью сейчас расскажем?

О Золушке?

Нет! Нет! О Несмеяне!

А лучше сказку о царе Салтане.

Позвольте мне сказать, подружки – феи,

Какая сказка мне других милее.

В ней столько ласки, доброты и света!

Про аленький цветочек сказка эта.

Цветочек аленький?-

Что ж, так тому и быть,

Пора ребятам сказку подарить!

Сказочник : В некотором царстве, в некотором государстве жил –был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугов, драгоценностей, золотой и серебряной казны. И было у него три дочери, все три красавицы писаные, и любил он их больше всего своего богатства.

(На заднем плане –изба, на скамейке сидят дочери купца, вышивают и поют)

Шей, иголочка, раскрутись, клубок.

Шей, иголочка, вышивай платок.

Вышивай платок гладью шелковой,

За стежком стежок, да со всей душой.

Варвара: На платочке я вышью радугу,

Да пойду плясать с ним да по кругу.

Гордея: Разошью платок белым кружевом,

Пусть завидуют мне подруженьки.

Настенька: На платочке я вышью травушку,

А на травушке цветик аленький,

Подарю платок родну батюшке,

Да от дочери, да от младшенькой.

Сказочник: Вот собирается купец как – то по своим торговым делам за тридевять земель, в тридесятое царство и говорит своим дочерям:

Купец: Дочки ненаглядные, ехать мне пора,

Ждут дороги дальние с раннего утра.

Распродам товары все – тотчас ворочусь.

Не печалься, Настенька, прочь печаль и грусть!

Что моим красавицам – дочкам привезти

Гордея: Привези мне, батюшка…

Варвара: Гордея, помолчи!

Я здесь сестра старшая, мне и говорить.

Купец: Слушаю, Варварушка,

Так тому и быть.

Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь? (Венец)

Что было особенного в венце, который отец привез старшей дочери? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от которого свет, как от месяца полного, и светло от него в темную ночь, как средь бела дня).

Купец: Отыщу, Варварушка, о таком слыхал!

Что тебе, Гордеюшка? Твой черед настал!

Что пожелала получить в подарок средняя дочь? (Зеркало)

Каким свойством обладало зеркало, которое привез отец средней дочери? (Из хрусталя восточного зеркало, имело такое свойство, что в нем была видна вся красот поднебесная, и смотрясь в него девушка только прибавляла себе красоты)

Гордея: Есть на свете, батюшка, зеркало резное:

Птицами, узорами, цветами расписное.

Купец: Для тебя, Гордеюшка, постараюсь я.

А теперь, Настасьюшка, очередь твоя!

О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь? (Аленький цветочек)

Что особенного было в цветочке, который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше которого больше нет цветка на свете)

Настя: Не нужны мне, батюшка, бархат и парча.

Не шкатулки дивные, злато, жемчуга.

Привези, родимый мне аленький цветочек,

Словно зорька алая каждый лепесточек.

Чтоб цветочка алого краше не сыскать.

Купец: Постараюсь, Настенька, цветик отыщу.

Как узнать, что краше нет – ума не приложу.

Сказочник: И на следующее утро, снарядив корабль получше,

Отправляется в дорогу он навстречу волнам, тучам.

Вед.: Ну что, ребята, вспомнили сказку? Я думаю, что всем вам читали ее родители, или вы смотрели мультфильм по этой сказке. Давайте мы с вами проведем сейчас небольшую викторину и узнаем, кто же из вас самый внимательный, самый умный, самый –самый!

Как узнала Настенька о существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне и была поражена его красотой)

Кем по роду занятий был отец сестер из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)

Каким видом транспорта пользовался отец – купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому, что он вел торговлю со странами, до которых можно добраться только по воде)

В какие страны плавал по торговым делам отец – купец? (В заморские страны)

Как звали отца из сказки «Аленький цветочек»? (Степан)

Вспомните полное имя хозяина аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)

Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купец, а затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь мохнатый сверху донизу, изо рта торчали клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза совиные)

Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце, гостеприимство, речи, ласковые и толковые)

Чем прогневил купец чудище, когда был у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

(Звучит музыка. Пригорок. На пригорке – аленький цветочек)

Купец: Ах, какой дворец прекрасный,

Птичьи голоса звенят

А цветов – то сколько разных-

Право слово – райский сад!

Вот он – аленький цветочек!

Что за дивный аромат!

Просьбу выполнить всех дочек

Удалось. Ух, как я рад!

(Срывает цветок. Гремит гром)

Чудище: Что ты сделал? Как посмел ты

Аленький цветок сорвать?

Знай, купец, что лютой смерти

Уж тебе не миновать.

Вед.: Ребята, а теперь давайте вспомним, что же потребовало чудище за то, чтобы купец остался жив? (Чтобы одна из дочерей пришла жить в его дворец).

Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к купцу? (Младшая дочь Настенька).

Как можно было попасть во дворец к Чуду лесному? (При помощи перстня: « Кто наденет его на мизинец, то очудится там, где пожелает, во единое ока мгновение»)

Что стало с цветочком, кода Настенька оказалась у чудища? (Он сам вылетел из ее рук и прирос к стеблю)

Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища лесного? (Олени, козленок, павлины, райские птицы).

Чем занималась Настенька во дворце чуда лесного? (Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни).

Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские? (Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком)

Показался ли девушке хозяин дома – чудище лесное?

Чудище: Настенька, о чем горюешь? Все исполню я сейчас.

Настя: Покажись мне, друг любезный!

Так тоскливо здесь одной.

Чудище: Безобразен раб твой верный. Не проси о том.

Настя: Постой! Разве так важны для дружбы

Внешний облик, красота?

Мне уже давно известны

Твои ласка, доброта.

Чудище: Будь по твоему. Смотри же

Как уродлив, страшен я.

(Настенька вскрикивает, отворачивается. Чудище стонет и пятится)

Настя: Ты прости, мой друг сердечный,

Я сдержаться не могла.

Но поверь, не испугаюсь

Больше никогда тебя.

Итак, продолжим нашу викторину:

Отпустил ли Настеньку Чудище к отцу и сестрам погостить? Сколько дней она у них гостила? (Три дня и три ночи)

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось со зверем лесным, когда сестры перевели часы на час назад? (Зверь лежал на пригорке бездыханный, обхватив аленький цветочек лапами).

Какие слова Настеньки избавили зверя от чар злой волшебницы? («Ты встань, пробудись мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного».

(Сад у Чудища. Чудище лежит на пригорке)

Настенька: Ты встань, пробудись, мой сердечный друг! Я люблю тебя, как жениха желанного.

(Гремит гром. Чудище встает в облике добра молодца).

Принц: Не пугайся, Настенька!

Это я, твой друг!

Добрый принц был Чудищем – оглянись вокруг!

Злой -презлой волшебницей много лет назад

Превращен я в Чудище, заколдован сад.

Меня лаской, верностью ты спасла своей.

Стань теперь желанная невестою моей!

Вед.: Последний вопрос – сколько же лет принц был заколдован? (Тринадцать).

Ребята, как вы думаете – какой же смысл вложил писатель в образ аленького

цветочка?

Вот мы и завершили наше сегодняшнее путешествие в сказку. И как говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

Знаешь ли ты сказку?

Викторина

1. Какое прозвище получил у героев сказки заколдованный принц? («Чудо морское, зверь

лесной»)

2. Как звали-величали девицы своего отца? («Государь ты мой, батюшка родимый!»)

3. Каким необычным даром обла­дало чудище? (Добрым серд­цем, Именно оно-то и угадывало мысли гостьи.)

4. какой национальности были напавшие на купца разбойники ? («Басурманские, турец­кие да индейские».)

5. Первой ли девушкой, жившей у чудища, стала героиня нашей сказки? Если нет, то которой по счету? (Двенадцатой.)

6. Какой была стена, на которой чудище писало послания ог­ненные? (Белой, мраморной.)

7. В гостях у чудища купец за­снул и увидел сон. Что ему приснилось? (Дочери. Стар­шие веселые и с женихами, а младшая печальная, отца дожидается.)

8. Как само чудище величало се­бя, разговаривая с девушкой? («Твой верный раб, неизмен­ный друг».)

9. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой? (Вы­шитое ею полотенце, самое богатое.)

10. Погостив в родительском до­ме, молодая дочь купеческая вернулась назад и нашла упав­шее замертво чудище. Что бы­ло в руках у чудища? (Алень­кий цветочек.) 11. Какими словами вернула к жизни своего суженого мо­лодая дочь купеческая? («Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люб­лю тебя как жениха же­ланного!») 12. Кто пировал на свадьбе у ку­печеской дочери и принца?

(«Отец с сестрами, слуги верные, бояре великие да ка­валеры ратные».)

Викторина по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель викторины: развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, развитие памяти и привитие любви к чтению.

1. Какие подарки просили привести дочери купца? Старшая – венец золотой из камней самоцветных, средняя – зеркало, младшая – аленький цветочек).

2. Куда отправился купец? ( По купеческим делам, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство).

3.Что наказал своим дочерям купец при отъезде? ( Жить честно и мирно).

4. Что случилось с купцом по дороге? (Налетели на него разбойники. Бежит купец в темный лес. Попадает во дворец.)

5. Как младшей дочери купца попасть во дворец? ( Надеть перстень на правый мизинец).

6. По доброй ли воле согласилась пойти к лесному зверю младшая дочь купца? ( По доброй воле, выручить отца.)

7. Как общался зверь лесной с купеческой дочерью в первые дни? (Писал лучом на стене).

8. Что стало с девушкой, когда она увидела зверя лесного в первый раз? ( Закричала, испугалась и упала на дорогу без памяти).

9. Как выглядел зверь лесной? ( Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы верблюжьи, весь мохнатый, изо рта торчат клыки кабаньи, глаза совиные).

10.Как жилось девушке во дворце? ( Жила, как королева, все ее желания исполнялись).

11. Почему опоздала дочь купеческая во дворец? ( Сестры перевели часы).

12. Что стало со зверем лесным? (Он упал замертво). 1

3. Кем обернулся зверь лесной? ( Принцем).

14. Кто наложил на принца страшное заклятье? (Колдунья)

15. Кто спас принца от страшного заклятья? (Младшая дочь купца).

МКОУ «СОШ № 10 им.А.И.Исмаилова» г.Хасавюр

Игра-викторина по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

« Таинственный цветок»

Подготовили и провели педагог-библиотекари : -Мамаева П.М.

Емельянова В.И.

Методическая разработка.

Интеллектуально-обучающая игра

Большие буквы
по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

Игра  для  учащихся 2-4 класса

Время на проведение игры 1,5 часа.

Для игры формируются 2 команды.

Цель игры угадать ключевое слово. 1-  КОЛДУНЬЯ   2-КОРОЛЕВА

Для игры нужно подготовить:

  1. Большие буквы, ключевых слов, каждая буква напечатана на лист формата А4.
  2. На лист формата А5 «!» — 6 шт.
  3. Для первого испытания напечатать на карточках слова, разрезать их по буквам и убрать в конверты(приложение 2).
  4. Для второго испытания для каждой команды подготовить напечатанные тексты с ошибками, которые нужно исправить, ручка или карандаш (приложение 3).
  5. Распечатать картинки с изображениями цветов – 6 шт, ягод – 6 шт , по одному изображению на лист формата А4.

И карточки с названиями ягод – 12 шт и цветов – 12 шт.

  1. Распечатать пары слов, по кол-во игроков в команде(приложение 4).
  2. Распечатать по для каждой команды 2 пословицы(желательно пословицы распечатать на листах разного цвета), разрезать по словам и убрать в  конверт. (приложение 5).

Проводится 4 основных конкурса для команд. За каждый выполненный конкурс команда получает 1 букву ключевого слова (Большая буква). Также команды (или болельщики для команд) должны заработать 3 восклицательных знака.

В конце игры команды должны составить из имеющихся букв ключевое слова, если букв не хватает, то можно обменять 1 восклицательный знак на 1 букву.

Если ключевое слово угадано правильно, то членам команды предлагается суперигра: за 3 минуты (каждый восклицательный знак +10 секунд) составить из букв ключевого слова как можно больше других слов(слова – существительные). Побеждает тот игрок, который составил больше слов.

Желательно приготовить небольшие призы для всех участников игры.

Сказка(отрывок 1(см.приложение 1) – начало, купец собирается в путь и спрашивает дочек что им привести. Если есть возможность можно показать отрывки из мультфильма «Аленький цветочек» (Союзмультфильм, 1952 г.)

1 испытание.

Командам выдается по конверту, в котором лежат буквы. Из букв нужно составить три слова относящихся к сказке. Конкурс можно ограничить по времени, например 1 минута.

1 команда – что купец пообещал привезти своим дочками.

2 команда –

Буквы из разных слов на обороте имеют разные картинки.

Если задание выполнено правильно команда получает 1Большую букву (из ключевого слова)

 1 команда – «Л»  2 команда – «А»

! – можно заработать, если назвать:
1 команда — за 1 минуту 15 слов начинающихся на «Л».
2 команда — за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «А».

Сказка – отрывок 2

2 испытание

Каждому члену команды выдается текст с одной ошибкой у всех ошибки разные. Нужно найти и справить ошибку и рассказать правило, на которое сделана ошибка. На исправление дается 1 минута (или полминуты)

На доске(на листе ватмана) написан текст с пропущенными ошибками.

Члены команды по очереди говорят, какую ошибку они нашли, на какое правило. Если исправлено правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.

1 команда – «Ь»

2 команда – «О» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).

! – можно заработать если назвать:
1 команда — за 1 минуту 10 слов заканчивающихся на «Ь».
2 команда — за 1 минуту 10 слов содержащих 2  полученных буквы О (слова с  двумя буквами О).

Сказка отрывок 3

3 испытание

Подобрать к картинке название.

1 команда – Цветы

2 команда – Ягоды

Даны 6 изображений и 12 названий, нужно выбрать для изображения правильное название. Если все названия подобраны правильно команда получает большую букву.

1 команда – «Д»

2 команда – «Л» (т.к. в слове 2 буквы «О» команда получает 2 буквы «О»).

! – можно заработать если назвать:
1 команда — 10 волшебных предметов из сказок.
2 команда — за 1 минуту 5 животных на полученную большую букву «Л»

Сказка отрывок 4.

4 испытание

Подобрать пару: Каждому игроку выдается слово, к которому нужно подобрать пару.

1 команда – к приведенным словам устаревшие сходные по значению

2 команда – к словам прилагательные, так чтобы получились словосочетания встречающиеся в сказке.

Можно ограничить по времени 1 минута.

Если пара подобрана правильно, то игрок получает букву. Команда должна получить 6 букв, из которых нужно будет составить слово, относящееся к сказке. Если слово составлено правильно, то команды получают Большую букву.

1 команда – «O» и «Н»

2 команда – «К» 

Для того, чтобы заработать «!». Выдаются конверты, где лежат  пословицы, разрезанные на слова, которые нужно составить. Слова разных пословиц находятся на карточках разного цвета.

Если к концу 4 испытания у команд не хватает «!»(должно быть по 3 шт. у каждой команды) или букв(должно быть по 4 штуки).

То можно провести дополнительные испытания.

Назвать за 3 минуты:

  1. 10 названий русских народных сказок.
  2. 10 пословиц и поговорок.
  3. 10 названий деревьев.

И т.п.

Сказка отрывок 5.

Финал:

Из собранных больших букв командам предлагается составить слова. Если слово не составить, то предлагаем обменять «!» на букву.

Приложение 1.

Отрывки из сказки:

Аксаков Сергей Тимофеевич «Аленький цветочек»

Вступление, перед первым испытанием.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные.

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

— Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство и привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи. Стал он собираться в путь, во дороженьку, в дальние края заморские. Долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Поехал он в путь, во дороженьку.

Перед 2 испытанием

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева.

Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в темную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет хрустальный, а в нем видна вся красота девичья. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугой своей верною и бежит в темные леса.

Перед 3 испытанием

Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами. Скоро прибежали дочери старшие, рассмотрели они гостинцы отцовские и не могут опомниться от радости. Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти узорчатые, за яства сахарные, за пития медвяные.

Заутра позвал к себе купец дочерей своих, рассказал им все, что с ним приключилось, все от слова до слова, и спросил: хотят ли они избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому? Старшая дочь наотрез отказалась и говорит:

— Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

И середняя дочь наотрез отказалась.

А дочь меньшая, любимая, сказала:

— Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя.

Вынимает купец перстень зверя лесного, чуда морского, из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери — и не стало ее в ту же минуточку со всеми ее пожитками.

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, ровно она и с места не сходила, ровно она целый век тут жила.

Вот видит она в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной.

Перед 4 испытанием

Стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная во дворце  у зверя лесного, чуда морского. Всякий день ей готовы наряды новые, богатые и убранства такие, что цены им нет, ни в сказке сказать, ни пером написать; всякий день угощенья и веселья новые. Служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все ее повеления исполняют.

Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.

Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золотой перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого.

День проходит, как единый час, другой день проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтоб не ворочалась она к зверю лесному, чуду морскому. «Пусть-де околеет, туда и дорога ему…» И прогневалась на сестер старших дорогая гостья, меньшая сестра, и сказала им таковы слова:

— Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание.

И отец ее, честной купец, похвалил ее за такие речи хорошие, и было положено, чтобы до срока ровно за час воротилась к зверю лесному, чуду морскому, дочь хорошая, пригожая, меньшая, любимая. А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целом часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая.

Перед Финалом

Воротилася красна девица во дворец и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв лежит…

Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

— Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..

И только таковы слова она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон и упала без памяти молодая дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени лежала она без памяти — не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле со каменьями драгоценными и обнимает ее принц молодой, красавец писаный, на голове со короною царскою. И сказал молодой принц:

— Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, обратила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законною, — и тогда колдовство все покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем.

Приложение 2

В

Е

Н

Е

Ц

Н

С

А

Р

А

Ф

А

Ц

В

Е

Т

О

К

К

А

Р

А

В

А

К

У

П

Е

Ц

Н

Т

Е

Р

Е

М

Ф

О

Н

Т

А

Н

Д

В

О

Р

Е

Ц

С

У

Н

Д

У

К

В

О

Р

О

Т

А

Приложение 3

Попросила аленушка отца привезти ей в подарок аленький цветочек. Просьбу дочки купец выполнил: сорвал цветочек, да только принадлежал он чудищу, жившему на острове.

Пожелало чудище лесное, чтобы Степан остался на острове или прислал вместо себя дочку.  Будет она жить водворце.

Приложение 4

Солнышко

красное

Столы

дубовые

Ларец

кованный

Скатерти

узорчатые

Красавица

писанная

Лес

дремучий

Зверь

лесной

Песок

сыпучий

Земля

сырая

Ноги

резвые

Вина

заморские

Глаза

очи

Спальня

опочивальня

Продавец

купец

Подарок

гостинец

Отец

батюшка

Корона

венец

Комната

горница

Приложение 5

Двух

смертей

не бывать,

а одной

не миновать.

Скоро

сказка

сказывается,

не скоро

дело

делается.

Цель: развитие интересов детей,  любознательности и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

  • овладение речью как средством общения.
  • обогащение активного словаря.
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • развитие речевого творчества.
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие:

  • развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
  • развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
  • развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Словарная работа:

— продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);

Мотивы деятельности для  детей:

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание  развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и  выводы.

Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки аАленького цветочка, разрезное слоговое лото.

Индивидуальная работа: 

Максим М., Арсений Л., Мила С. — закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.

Материал и оборудование:  

Демонстрационный:  План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок), коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке.

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),

План

I. Вводная часть:                                                          

1.Организационный.

2.Сюрпризный момент.

3.Постановка цели занятия.

II. Основная часть:   

1. Поиск плана-карты, ребус.

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

3. Загадки по 3 каждой команде.

4.  Физминутка.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

III. Заключительная часть:

    Оценка деятельности детей и самооценка.

    Подведение итогов занятия

Длительность занятия

Ход

занятия

I. Вводная часть

Организационный момент. 

Звучит музыка появляется сказочница.  Дети стоят полукругом.

Сказочница: Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница: Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.

Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Сказочница: Вам нужно вспомнить волшебные слова

Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.

Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».

II. Основная часть.

Воспитатель.

      1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница: 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница: Что у вас получилось?

Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».

Сказочница: Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов: это и розы и ромашки и т.д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.

Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…

Задание №2    Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда                                                   2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек (подсолнух)

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

                                      (одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный…(мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.  (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.  (ирис)

—  Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.

4. Физминутка.

«Выращиваем волшебные цветы»

Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» — Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.

Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!

Дети наклоняются вперед и делают вдох — Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!

Воспитатель: Молодцы!  Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…

Воспитатель: Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.

5.  Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.

Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.

Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?

Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал,  не все внимательно слушали.

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 3

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).

  • Кто главные герои сказки?
  • Какой был купец?
  • Что заказала старшая дочь?
  • А что средняя?
  • Что попросила у отца младшая?
  • Какая она была?
  • А каким было чудовище?
  • Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
  • Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
  • Она жалела чудовище?
  • Зачем она вернулась домой?
  • О чем просило ее чудовище?
  • Что сделали сестры?
  • Какие они были?
  • Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?
  • А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?
  • Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?
  • Жалко вам чудовище?
  • Что произошло потом?
  • Это волшебная сказка? Почему?
  • Как заканчиваются все волшебные сказки?

III. Заключительная часть.

Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам волшебную шкатулку.

Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-медальки. Вручение.

Воспитатель:

  • Ребята Вам понравилось наше путешествие?
  • Что было сложно выполнять?
  • Что было самым интересным?
  • Еще будем с вами читать волшебные сказки?

Воспитатель и дети. Спасибо.

Просмотр содержимого документа

«Конспект игры – путешествия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» в подготовительной группе.»

Тип урока: обобщение изученного.

Форма: игра-путешествие.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький
цветочек”, развивать речь, мышление, способность
анализировать, воспитывать чувство доброты друг
к другу.

УУД:

Регулятивные: формирование учебной задачи
урока, планировать вместе с учителем
деятельность по теме урока, оценивание своей
работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой
информации в тексте, умение ориентироваться в
учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на
основе текста, осмысление правил работы в
группе (распределение обязанностей); личностные:
формирование системы нравственных ценностей,
проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная
презентация, лепестки цветков.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и
поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность
к уроку. У вас на партах должны лежать учебник,
пенал, дневник. Присаживайтесь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы
отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не
утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо
научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран
на нём скороговорка “Райские розы росли в
розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы
думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад,
где растут розы). Прочитайте скороговорку хором.
Затем несколько человек читают самостоятельно.
Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в
путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас
карта? (Да)

Работа по теме:

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый
остров. Вот уже и название отчетливо виднеется
это остров “Попробуй, докажи”. Как вы
думаете, почему он так называется? (Мы будем
доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы
отправляемся, нам надо разгадать ребус, который
находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч
т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого
произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение?
(Cказка). Докажите это! (В этом произведении
происходят чудеса. Время развития событий не
понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются
сказки? (Народные и литературные). Чем они
отличаются друг от друга? (Народные – сложил
народ, литературные – написанные автором.)

— Какую сказку мы читаем? (Литературную).
Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

— Как вы думаете, к какому типу относится эта
сказка? (Волшебная)

— Давайте попробуем доказать. Какие черты
волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса,
волшебные предметы, сказочные превращения). У вас
на партах лежит листок. Переверните его и
прочитайте задание.

Отметь особенности волшебной сказки.

  1. Все сказки одинаково построены (известно, как
    начинаются, что произойдет, чем закончатся).
  2. Обязательно героями являются животные.
  3. Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
  4. Действия протекают в неопределенном прошлом.
  5. Герой подвергается испытанием.
  6. Существует только один мир — реальный
  7. Торжествуют добро и справедливость.
  8. Сказка, построенная на небылице.
  9. Всегда есть волшебство и превращения.

Читая волшебные сказки, мы встречаем
сказочные выражения, которые есть во многих
сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в
тридесятое государство”.

“Поворотился он назад — нельзя идти, направо,
налево — нельзя идти, сунулся вперед — дорога
торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты
невиданной и неслыханной, что ни в сказке
сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня
рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.)
Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький
цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Нам нужно отправляться дальше. Берем в руки
штурвал, поворачиваем его и оказываемся на
следующем острове, который называется “Главные
герои
”. Назовите мне героев сказки? Молодцы, а
из-за кого произошла вся эта история?

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая
группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая
группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья
группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику
сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны
за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех
краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая,
любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на
старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Разговоры разговорами, а нам надо плыть дальше.
Берем штурвал и двигаемся.

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы”. Что
помогает нам лучше представить содержание
сказки? (Картины и иллюстрации.)

— Многие известные художники любили
иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев,
Лебедев, Конашевич.

Многие художники  иллюстрировали сказку
С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде
шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу.
Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу
Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки
черно-белые, но очень выразительные, также
рисунки черно-белые в книге художницы
М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге
художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что
здесь не так? (Нарушена последовательность).
Восстановите последовательность. Молодцы.

— Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке,
приобщились к ней непосредственно, стали
участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы
нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать
много, много картинок быстро, быстр, что
получится. Давайте посмотрим эпизод из
мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в
сказке? (Чтобы более ярко и выразительно
представить сказку) Молодцы.

Физминутка.

Ну что поплыли дальше. А пока плывем, мы
немножко отдохнем. Скажите, что помогло
Настеньке и ее отцу перемещаться. (Кольцо и
волшебные слова)

Вот и мы с вами будем передавать друг другу
кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Отправляемся дальше. Беремся за наш волшебный
штурвал и плывем дальше. Как вы думаете, как можно
еще показать сказку? Правильно. Вот мы и
оказались на острове “Театр”.

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда
происходит превращение чудища в доброго молодца)
Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит
музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Настя:

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться
не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои
дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы
одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Настя:

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не
рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Молодец:

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста
написанного автором. Это сделано для того что бы
зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы
показать сказку на сцене нужно уметь красиво
говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и
приближаемся к следующему острову “Эрудит”.
А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были
внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы
постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку
Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите,
пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в
прекрасного принца? (Доброта Настеньки и
аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову,
который так и называется – “Остров добра”.
Давайте на минуту представим, что было бы, если
исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого?
(Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг,
другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут
на лепестках пожелания и прикрепляют к доске).
Вот какой красивый цветок у нас получился.

Итог урока.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит?
Молодцы.

Рефлексия.

Проанализируйте себя на уроке?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел…
  • Новые знания мне пригодятся…

Оценки на уроке.

Домашнее задание.

МБОУ «СОШ№5» г. Мыски

Тимофеева Екатерина Александровна

Литературный турнир по сказке Аксакова «Аленький
цветочек»

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окажемся в
чудесной, волшебной стране. В эту страну мы попадем, когда откроем
книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают
добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к
сказке вновь и вновь. Одна из таких незабываемых сказок — «Аленький
цветочек». Это чистая, красивая, добрая история со счастливым
концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым
еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью.
1 октября С.Т. Аксакову 225 лет со дня рождения. Чтобы правильно
понять авторский замысел сказки «Аленький цветочек», надо хорошо
себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил
автор . Сейчас мы с вами посмотрим

ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Давайте теперь проверим, внимательно ли вы
читали сказку .Проведем с вами литературный турнир. Для этого мы
разбились на 2 команды. За правильные ответы вы будете получать
лепестки (У вас на столе лежит стебелек от аленького цветочка —
полученные лепестки вы будете прикреплять к нему)

И чей цветочек будет краше, тот и будет
победителем нашей игры.

Разминка «Отгадай загадки»

1-я команда

Одной дочери купец

Золотой привёз … (венец).

2- я команда

А другой, скажу вам я,

Что-то дал из хрусталя.

Назад скинет много лет,

И зовётся … (тувалет).

«Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные;
доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на
огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт
гостинец средней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт
гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком аленьким».

А какой он — цветочек? давайте послушаем песенку

«Аленький цветочек»

Раздал купец подарки, а у самого на сердце потаённая печаль:
нужно кому-то вернуться к страшному зверю лесному, чуду морскому,
по доброй воле отправиться.

1. Конкурс «Речь»

1-я команда.

Послушайте отрывок из сказки и скажите: к кому обращается
купец?

«Будешь жить ты у него во дворце, в богатстве и приволье
великом; да где тот дворец — никто не знает, не ведает, и нет к
нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице
перелётной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки, а тебе от
нас и подавно. И как мне доживать мой горький век, лица твоего не
видаючи, ласковых речей твоих не слыхаючи? Расстаюсь с тобой на
веки вечные…» (К младшей дочери.)

2-я команда

А к кому обращены следующие строки, и кто их произносит?

«Если ты стар человек — будь мне дедушка, если середович — будь
мне дядюшка, если же молод ты — будь мне названный брат, и поколь я
жива — будь мне сердечный друг».

(К зверю лесному, чуду морскому обращается младшая дочь.)

2-е задание «Конкурс капитанов».

Капитанам предлагается взять с подноса по
перстню и надеть его на тот палец, на который надевал герой сказки
«Аленький цветочек». Кто быстрее? (На правый мизинец.)

3. Конкурс «Дополни»

Слова бежали, словно речка,

Но в пути споткнулись вдруг…

Какого слова не хватает?

Произнеси скорее вслух.

1-я команда

  • Милые, хорошие, пригожие … (дочери).

  • Дремучий, непроездный, непроходный … (лес).

  • Басурманские, турецкие, индейские … (разбойники).

  • Высокие, большие, малые … (фонтаны).

2-я команда

  • Безобразное, страшное, мохнатое … (чудище).

  • Дикий, зычный, сиплый … (голос).

  • Распрекрасные, махровые, пахучие … (цветы).

  • Аглицкие, немецкие … (часы).

4-е задание «Черный ящик».

(Задание для обеих команд) Вопрос детям: «В ящике
лежит предмет, с помощью которого злые сестры хотели обмануть
молодую дочь купеческую и заставить ее изменить данному слову. Что
это?» (Часы.)

5. Конкурс «Вопрос — ответ»

(У вас на столах лежат сигнальные карточки с
номерами 1,2,3- с помощью карточек вы будете выбирать правильные
ответы)

1-я команда

  • Как начинается сказка?

  1. За горами, за лесами, за широкими степями…

  2. У самого синего моря…

  3. В неким царстве, в неким государстве…

«В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец,
именитый человек».

  • Какую из трёх дочерей купец любил больше всего?

  1. Старшую.

  2. Среднюю.

  3. Младшую.

«Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому
что она была собой лучше всех и к нему ласковее».

  • Для чего купец собрался за море?

  1. По торговым делам.

  2. В гости.

  3. Посмотреть мир.

«Вот и собрался тот купец по своим торговым делам за море, за
тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство…»

  • Кто напал на караван купца?

  1. Звери лесные.

  2. Встречный караван.

  3. Разбойники.

«Вот едет он путём-дорогою со своими слугами верными по пескам
сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него
разбойники, бусурманские, турецкие да индейские…»

  • Что увидел купец в «дремучем, непроездном и непроходном
    лесу»?

  1. Избушку.

  2. Дворец.

  3. Землянку.

«Выходит он под конец на поляну широкую, и посередь той поляны
широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский
или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях
самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
красное, инда тяжело на него глазам смотреть».

2-я команда

  • Кто жил во дворце?

  1. Людоед

  2. Зверь лесной, чудо морское.

  3. Великан с семьёй.

«И вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь,
человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое…»

  • Какой срок дал зверь лесной, чудо морское купцу для побывки
    дома?

  1. 1 день и 1 ночь.

  2. 2 дня и 2 ночи.

  3. 3 дня и 3 ночи.

«Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».

  • Чем занимались купеческие дочери?

  1. Пряли пряжу.

  2. Вышивали на пяльцах серебром и золотом.

  3. Шили одежду.

«Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки шёлковые…»

  • Какое хитрое и недоброе дело сделали сёстры?

  1. Перевели все часы в доме на час назад.

  2. Спрятали перстень.

  3. Опоили сестру снотворным зельем.

«… и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они
да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того
честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая».

Как купеческая дочь называла владельца дворца?

  1. Хозяин любезный.

  2. Добрый, любимый господин.

  3. Дорогой товарищ.

«Здесь ли ты, мой добрый, любимый господин?»

(Ответы детей.)

Каждое слово в сказке подобно жемчужинам, которые с годами не
стареют, а сверкают всё ярче и ярче. И пусть некоторые слова вышли
из употребления, но мы можем догадаться и объяснить их смысл.

6. Конкурс «Слова далёкой старины»

(Команды получают карточки со словами, давно вышедшими из
употребления, и объясняют их значение. В тексте вы увидите слова
выделенные жирным шрифтом- этим словам вы должны дать объяснение)

  • «Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной
    казны (денег)».

  • «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи (шёлковой
    материи, затканной золотыми или серебряными нитями), … ни
    жемчуга бурмицкого (жемчуга особенно круглого и крупного)».

  • «… а привези ты мне тувалет (зеркало) из хрусталю
    восточного, цельного, беспорочного»

  • «… в посуде золотой да серебряной яства (кушанья) стоят
    сахарные…»

  • «Сел он за стол без сумления (без сомнения, без опаски)».

  • «Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной
    (расписки) не взял».

  • «Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
    своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки (широкие
    полотенца) шёлковые».

  • «Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные
    (скатерти, вытканные узорами)».

  • «…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка
    сенная (служанка)»

  • «… не дадим мы на тебя ветру венути (повеять, подуть)».

  • «… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа
    послушания (ответного голоса)».

  • Конкурс «Игра воображения»

  • Конкурс на лучший «командный» портрет. Каждая команда
    получает одинаковое задание. Вы должны нарисовать портреты
    сестер ( напоминаю, что в сказке они все «пригожие») Картина
    создается коллективно: один делает набросок овала лица, другой
    добавляет нос, третий — брови и глаза, четвертый — рот, пятый —
    волосы.

7. «Актерские штучки»

  1. Инсценировать с использованием минимума слов сцену оживления
    чудища так, как она написана;

если купеческая дочь —

  • плакса,

  • хохотушка;

8.Блиц-турнир

(Каждая команда должна ответить на 10 вопросов)

1-я команда

  1. Куда купец отправился по торговым делам? («За моря, за
    тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое
    государство».)

  2. Какой наказ он дал дочерям? («Жить …честно и смирно».)

  3. Что обещал им привезти? (Гостинцы.)

  4. Почему купец бросил «свои караваны богатые со прислугою
    своею верною»? (Испугался плена-неволи.)

  5. Куда он бежал от разбойников? (В тёмные леса.)

  6. Кто приснился купцу в первую ночь, проведенную во дворце?
    (Дочери.)

  7. Где рос аленький цветочек? (В саду, на пригорочке зелёном.)

  8. Кого увидел купец, сорвав цветок? (Чудище.)

  9. Как он оказался дома? (Одел перстень на мезинец правой
    руки.)

  10. Какой ему был положен срок? (Три дня и три ночи.)

2-я команда

  1. Чем был украшен золотой венец, привезенный в подарок старшей
    дочери? (Самоцветами.)

  2. Чем интересен «тувалет хрустальный»? («В нём видна вся
    красота поднебесная и, смотрясь в него, девичья красота не
    стареется, а прибавляется».)

  3. Как поступили старшие дочери, выслушав просьбу отца
    отправиться на житьё к зверю лесному, чуду морскому? (Наотрез
    отказались.)

  4. Что произошло с цветочком аленьким, когда девушка захотела
    посадить его на прежнее место? («Вылетел из рук её и прирос к
    стеблю».)

  5. Какое хитрое и недоброе дело сделали старшие сёстры?
    (Перевели все часы в доме на час назад.)

  6. Почему они это сделали? (Из зависти.)

  7. Где нашла младшая дочь хозяина дворца, вернувшись из
    родительского дома? (На пригорке, возле аленького цветка.)

  8. Что разрушило злые чары и расколдовало принца? (Любовь
    девушки.)

  9. Сколько лет прожил принц страшным чудищем? (Тридцать лет.)

  10. Чем закончилась сказка? (Свадьбой.)

Много разных чисел встречается в сказке, да только одно
употребляется наиболее часто. Что же это за число?

9. Конкурс «Магическая тройка»

(Команды по очереди приводят примеры эпизодов, в которых
упоминается число три.)

  • «И было у того купца три дочери».

  • «И даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне
    скажете, каких гостинцев вам хочется».

  • «Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие
    втридёшева…»

  • «Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».

  • «Не потерял я своего богатства великого, а нажил казны
    втрое-вчетверо».

  • «Коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не
    будет меня на белом свете…»

  • Аленький цветочек — символ настоящей преобразующей любви.
    Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую
    от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек
    преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь,
    доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они
    могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир
    вокруг сделать лучше, чище, красивее.

  • Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не
    постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть
    же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

«Много у него было всякого богатства … золотой и серебряной
казны (___________)».

  • «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи
    (________________________________________________________________),
    … ни жемчуга бурмицкого
    (______________________________________________)».

  • «… а привези ты мне тувалет (_______________) из хрусталю
    восточного, цельного, беспорочного»

  • «… в посуде золотой да серебряной яства (__________) стоят
    сахарные…»

  • «Сел он за стол без сумления
    (____________________________)».

  • «Зверь лесной, чудо морское … и записи с него заручной
    (__________) не взял».

  • «Поднялся в доме шум и гвалт, повскакали дочери из-за пялец
    своих, а вышивали они серебром и золотом ширинки
    (_____________) шёлковые».

  • «Тогда сели все они за столы дубовые, за скатерти браные
    (______________________________)».

  • «…не будешь ты почивать одна, дожидается тебя твоя девушка
    сенная (______________)»

  • «… не дадим мы на тебя ветру венути (______________)».

  • «… нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа
    послушания (____________________________)».

  • Аленький цветочек — символ настоящей преобразующей любви.
    Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую
    от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек
    преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь,
    доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они
    могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир
    вокруг сделать лучше, чище, красивее.

  • Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не
    постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть
    же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

  • Литературная игра по сказкам пушкина в 5 классе
  • Литературная игра по сказкам пушкина 5 класс
  • Литературная игра по сказкам для 1 класса
  • Литературная игра по сказкам гауфа
  • Литературная игра по сказкам андерсена