Литературная игра в мире сказок

Литературная игра в мир сказок.

Учитель начальных классов Потапчик т.Х.

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание.

Вступительное слово.

Итак, друзья начнем программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для Вас!

Мы знаем вы любите игры, песни. Загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Сказочный детектив.

Найди по описанию сказочного героя.

Плутовка, которая надоумила волка хвост в прорубь опустить. (Лиса)

Этот герой укатился от зайца, волка, медведя, да попал на язык лисе. ( Колобок)

Поймал волшебную щуку. ( Емеля)

Сирота, за которой следили Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. ( Хаврошечка)

Девочка, перехитрила медведя. ( Машенька)

Сестрица Иванушки. ( Аленушка)

Злодей, державший в неволе Василису. ( Кощей)

Прыгала с волком через горящую яму, чтобы спасти своих деток. (Коза)

Исправьте ошибки.

 — И сказала золотая рыбка:

  «Не хочу быть столбовою дворянкой,

   Хочу быть владычецой морскою!»

— «Снова кличет старуха

   Золотую рыбку».

— И молвила старуха: «Чего тебе надобно, старче?»

-«И остался старик у своей старой землянки с разбитым корытом»?

Волшебные предметы.

—  У вас есть волшебные предметы. Скажите, с какими героями сказок они связаны.

1) Волшебная иглы («Кощей Бессмертный»)

2) Уздечка («Иван-царевич и Серый Волк»)

3) Серебряное блюдце («Финист — Ясный  сокол»)

4) Золотая клетка («Жар-Птица»)

5) Стрела («Царевна-Лягушка»)

6) Печка («По щучьему велению»)

«Сказки водят хоровод».

— По началу текста узнайте русскую народную сказку.

1) «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь; у него было 3 сына – все молодые, холостые, удалые…» («Царевна-лягушка»)

 2) «Жил-был царь Берендей. У него было 3 сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня  с золотыми яблоками…» («Иван-царевич и Серый Волк»)

3) «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)

 4) «Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Вот раз зимой выпало много снега…» («Снегурочка»)

5) «Жили-были старик со старухой и была у них курочка…» («Курочка Ряба»)

Сказочные фразеологизмы.

-Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

1. Поди туда- не знаю куда,…(принеси то- не знаю что).

2.Вот и сказке конец,….(а кто слушал молодец).

3.Скоро сказка сказывается,…(да не скоро дело делается).

4.Утро…(вечера мудренее).

5.Сказка- ложь, да в ней намек,…(добрым молодцам урок).

Конкурс «Волшебное средство»

1. Оле -Лукойе? (Зонтик.)

2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)

3. Буратино? (Золотой ключик.)

4. Незнайки? (Волшебную палочку.)

5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)

6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)

7. Аладдина? (Волшебную лампу.)

8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)

Конкурс «Нарисуем сказку»

Ученики с закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.

Найди рифму.

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли

Море пламенем горит

Выбежал из моря . . . . кит (Б. Заходер «Кит и кот»)

Кит царапался,  кусался,

Если ж был не равен спор –

От врагов своих спасался

Залезая на . . . забор (Б. Заходер «Кит и кот»)

А Б В Г Д Е Ж

Прикатили на еже!

З И К Л М Н О

Дружно вылезли . . .   в окно(Б. Заходер «Песенка азбука»)

Кто Великий Умывальник,

Умывальника Начальник?

Кто мочалок Командир?

Это добрый . . . Мойдодыр (К. И. Чуковский « Мойдодыр»)

«Книжная ярмарка»

 Ребятам предлагается набор книг : из них все книги, кроме одной, со сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.

«Путаница»

Детям даны карточки со сказочными героями, они должны их распределить па названия сказок.

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша  игра подошла  к концу.

Resource id #2324

Литературная викторина  «В мире сказок «

Цели: выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Развитие у ребят сообразительности, находчивости, смекалки, материал викторины предназначен для детей 7 — 11 лет.

Задачи: воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению;
развивать положительные эмоции; учить отличать добро и зло на примерах сказочных сюжетов, поступков героев сказок.

Ход викторины:

Педагог: — Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

— Сегодня мы проведём викторину по волшебным сказкам, постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного.

Для этого я попрошу вас разделиться на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название .У нас получились3 каманды-1 « Дружба»,2 «Колобки»,3 «Красная ш8апочка».

  Педагог: У нас на викторине присутствует жюри, за каждый правильный ответ команды будут получать 1 бал.

Педагог: начинаем викторину по волшебным сказкам

1.Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

В данном конкурсе за каждый правильный ответ (надо назвать сказку и героя сказки)будете получать по 1 бал, какая команда наберет больше балов та и победит.

1. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

2.Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

3.Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

4.Буратино приютила

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

5.Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

 6.Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

7.Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Пирожки — в корзинке.

Мчалась по тропинке

Девочка бегом.

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку-то как зовут?

(Красная Шапочка)

9. Он всегда, как день варенья,

Отмечает день рожденья,

На штанишках кнопку тиснет,

Чтоб отправиться в полёт,

Под пропеллером повиснет

 И летит, как вертолёт.

Парень он «в расцвете лет».

Кто он? Дайте-ка ответ.  (Карлсон)

 10.  Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя 

Звать …   (Цокотуха.)

 2.конкурс. «Волшебный мешок»

Ведущий. В Волшебном мешке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Красная шапочка – «Красная Шапочка»

 11.Сидит в корзине девочка

 У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку,

Тогда скорей ответь:

Что это за сказка?    («Маша и Медведь»)

3.Конкурс «Отгадай загадку»

Он хозяина любил,

Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

(Кот в сапогах)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка,

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

***

Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть?

(Невод)

***

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

***

Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте.

(Царевна-лягушка)

***

В дремучем лесу затерялась избушка,

В избушке живёт непростая старушка.

Берёт помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

(Баба Яга)

***

Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке.

(Колобок)

***

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

***

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

***

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

(Заюшкина избушка)

***

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.

(По щучьему веленью)

4. Конкурс «Музыка в сказках Нужно угадать мелодию из сказки.

5. Конкурс «Угадай сказку» Ребята собирают пазлы.

6. конкурс «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

Второе название скатерти (самобранка)

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку) Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

Жилище Бабы Яги? (избушка)

Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

Сколько голов у Горыныча? (три)

Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

В конце ребята поют песню «В гостях у сказки».

Педагог: Дорогие ребята, вы все молодцы! Хорошо знаете сказки, это вы показали, участвую в литературной викторине .Сегодня победила дружба.-все команды.«В мире сказок». Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Награждение всех участников викторины сладкими подарками.

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок».

-А вы любите сказки?

-Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами.

— Давайте немного поговорим о сказках. Кто знает, чем же отличается сказка от других произведений?

— А кто пишет сказки?

— Как называются сказки, которые сочинил народ?

— А как называются сказки, которые написали писатели?

— Каких писателей – сказочников вы можете назвать?

— Что побеждает в сказках, добро или зло?

— Сказки бывают разные: о животных, где они могут говорить, как люди; бывают волшебные сказки.

— О чём говорится в волшебных сказках?

— Слушая или читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. Благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой. Немало на белом свете прекрасных сказок. Но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, их авторов и героев.

Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

  — Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

 (Жучка)

— Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

— Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

— У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

— В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

— Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)   

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.  (Теремок)

  1. конкурс «Угадай героя сказки»

  1. «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне»    (Емеля)

  1. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   (Царевна Лягушка)

  1. «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад»     (Волк)

  1. «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка»   (Хаврошечка)

5.  Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6.  Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7.  Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10.  Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы: 

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете! 

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

— Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Вини -….(Пух)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)
— Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:

1. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 — заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? ( 7 )
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны! 

Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.  

А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Цель:

  • обобщение знаний учащихся о прочитанных
    сказках на уроках литературного чтения, дома;
  • воспитание интереса и любви к сказкам;
  • развитие умения узнавать сказки и их героев;
  • умение выделять главную поучительную мысль;
  • активизировать мыслительную деятельность,
    речь;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки – задания, пословицы,
кроссворд, карточки – загадки, сундучок, корзина
с предметами (клубок, яйцо, яблоко, мука, репка),
магнитные буквы, фонограмма с объявлениями,
телеграммы.

ХОД УРОКА

I. ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ.

(Читает заранее подготовленный ученик).

В каждом доме,
В каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

II. НА ДОСКЕ ПОСЛОВИЦА.

“ДОМ БЕЗ КНИГИ – ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эту
пословицу? (Ответы детей)

Ребята, сегодня Всероссийский урок
литературного чтения. Готовясь к этому уроку, вы
читали русские народные сказки, а внимательно ли
вы их читали, сегодня узнаем…

Велик и разнообразен сказочный мир. Его
населяют герои добрые и злые. Попадая в мир
сказок, учимся творить добро, помогать людям,
быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь,
высмеивают глупость.

Сказка злого человека делает добрым. Скупого –
щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.

Сегодня вы поучаствуйте в игре СКАЗОЧНЫЙ
КАЛЕЙДОСКОП
(на доске) и выявим лучшего знатока
русских народных сказок (за правильный ответ
выдаётся жетон).

В сказочный мир попасть не легко
Зажмурь глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так,
Открой глаза и вот – мы у ворот
Сказочного замка. (Ворота, замок)

III. ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ. (Кроссворд)

– Но он закрыт на волшебный ключ. (Приложение
1
)

– Попробуем его разгадать?!

1. Снесла золотое яичко. 2. Красна девица грустна,
Скоро простое снесу. Ей не нравится весна.
Как меня зовут? Ей на солнце тяжко!
(РЯБА) Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА)

3. “ Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо
к палатам Елены – царевны”.

(СИВКА – БУРКА)

4. Сестрица Иванушки. (АЛЁНУШКА)

IV.

Замок открыт. А на воротах “ СКАЗКИ ПРОСЯТ,
ЧТОБЫ ВЫ ИХ УЗНАЛИ”.

(На листочках напечатаны отрывки из сказок,
ученик подходит к воротам, снимает листок и
прочитывает отрывок).

1. “Тут в избушке углы затрещали, крыша
зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по
улице, прямо к царю…”

(“По щучьему велению”.)

Учитель: Вспомните слова Емели. (По
щучьему велению, по моему хотенью (прошению)…)

2. “В самую полночь прискакал на пшеницу конь –
одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит
– земля дрожит, из ноздрей пламя пышет..”

(“Сивка-Бурка”)

Учитель: Как позвать Сивку – Бурку?
(Сивка – Бурка, вещий каурка, стань передо мной,
как лист перед травой).

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а
косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их
схорони, и никогда не забывай! Каждое утро
косточки водой поливай!”

(“Крошечка – Хаврошечка”.)

Учитель: Как звали сестёр Крошечки –
Хаврошечки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

Учитель:

Угадай-ка, угадай-ка,
Что хранится под замком,
Что закрыла там хозяйка
Удивительным ключом?

Это небольшое произведение, в котором признаки
отгадываемого предмета даны в зашифрованном
виде.

Это излюбленный жанр устного народного
творчества.

Признаки узнаваемого предмета, точны,
остроумны.

– Что это за жанр? (ЗАГАДКИ)

V. Волшебный СУНДУЧОК.

В нем лежат загадки. Дети достают, читают и
отгадывают.

Загадки:

1. В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к
бабушке и дедушке? (в коробе)

2. Кто является подругой Кощея Бессмертного?
(Баба Яга)

3. Волшебница, исполнявшая желания сказочного
Емели. (щука)

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль) Сказка “Лиса и
журавль”.

Учитель: Чем угощала лиса журавля? (Манной
кашей)

5. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу
его решает? (Ивана – царевича) Сказка
“Царевна-лягушка”.

6. Кто с кем такой делёж устраивал:

“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)

7. Как мужик без обиды разделил одного гуся
семерым: барину, барыне. Их двум сыновьям и двум
дочерям и себя не обидел? (Барину- голову, барыне
– задок, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а
себе всё туловище).

8. Кто в сказке вместо удочки использовал свой
хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.

9. Кто умудрился находиться в одно и то же
время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть,
всё слышать …, есть не велел?

Учитель: Что слышал медведь?

(Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке…) из сказки “Маша и медведь”.

10. Кто строил зимовье в сказке “Зимовье”? (Бык,
баран, свинья, кот, петух).

Учитель: Кого они напугали? (Разбойников)

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: А сейчас немного отдохнём, да песню о
сказке споём!

Сказка” на мотив песни “Улыбка”.

Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись с улыбкою своей
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев: И тогда наверняка,
Ты увидишь Колобка
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.

VII.

Следующее задание вам приготовила сказка. “УЗНАЙ
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
”.

У меня корзина есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?

КЛУБОК – “ Царевна – лягушка” (Старый
старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он
покатится, туда и ты ступай смело).

ЯЙЦО – “Курочка – Ряба” (Снесла курочка
яичко не простое, а золотое).

МУКА – “Колобок” (По амбарам помела, по
сусекам поскребла, набрала горсти две, замесила
тесто. Испекла да положила на окошко студить).

ЯБЛОКО – “Сказка о серебряном блюдечке и
наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по
серебряному блюдечку, покажи ты мне на
блюдечке…)

РЕПКА – “Репка” (Тянут потянут вытянуть не
могут)

VIII. РАСШИФРУЙТЕ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.

ЛОБОКОК – “КОЛОБОК” (буквы на магнитах)

Учитель: От кого удалось уйти Колобку?
(от дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя)

МОРЕКЕТ – “ТЕРЕМОК”

Учитель: Назовите полные имена героев
сказки “ ТЕРЕМОК”.(хором)

Учитель:

Мышка – … норушка
Муха – … горюха
Зайчик – … побегайчик
Петушок – … золотой гребешок
Лягушка – квакушка
Серый ёжик – … ни головы, ни ножек
Волк – … зубами щёлк
Волчище – … серый хвостище
Лисичка – … сестричка
Блоха – … попрыгуха
Комар – … пискун
Медведь – … косолапый.

IX. ФОНОГРАММА (ОБЪЯВЛЕНИЯ).

Учитель: Знакомы ли вам герои, которые
написали следующие объявления:

Я богатый, всемогущий
Очень стройный,
Страшно злющий,
Но я смерти не боюсь
Угадайте, как зовусь? (КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ)

Учитель: Скажите, а где находится смерть
Кощея?

(На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке).

Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (БАБА ЯГА).

Учитель: Какой был летательный аппарат у Бабы
Яги?

(Метла и ступа).

X. ТЕЛЕГРАММЫ.

1. Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите
моих братьев!
Сказка “Волк и семеро козлят” (Козлёнок).

2. Срочно приезжайте. Пора тянуть репку. Сказка
“Репка” (репка)

Учитель: Как удалось деду вырастить
большую репку?

(Много трудился, только трудом можно добиться
успеха).

– Кто вытащил сказочную репку?

(Дедка, бабка, внучка, жучка, Машка, Мышка).

– Почему они смогли вытянуть репку?

(Только в дружбе и в согласии спорятся работа).

Учитель: Слово “сказка” существует
недолго. В древней Руси употреблялось другое
слово для обозначения сказок – “басня”, “байка
от сказуемого “баять”. Как и в “басне” в
сказке всегда есть мораль – нравоучение,
например :“Утро вечера мудренее”.

XI. СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА.

Задание: Подбери пословицу, поговорку
выражающую мораль сказки. (на доске)

Лиса и журавль – Как аукнется, так и откликнется.
“По щучьему веленью – Нет друга, ищи, а нашёл – береги.
“Сивка – Бурка – Доброе дело сто раз возвернётся.

Учитель: Как называются сказки, который
сочинил народ?

(Народные).

XII. ПРИМЕТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

(На доске)

*Зачин.

Учитель: Какими словами обычно
начинаются русские народные сказки?

– Было это ещё в старое время…

– Жили – были…

*Троекратный повтор.

Учитель: Приведите примеры.

*Волшебство.

* Концовка.

Учитель: Какими словами обычно
заканчиваются русские народные сказки?

– И стали они жить да поживать, да добра
наживать.

– И с тех пор стали жить да быть, да и теперь
живут.

– Живут там, поживают и горя не знают.

– Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд
– пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

* Добро побеждает зло.

XIII. ОПРЕДЕЛИ СКАЗКУ.

Прочитай отрывок из сказки, исправь ошибки.

Карточка 1

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и
исправьте ошибки, определите сказку.

“Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас
же залезла в ящик, а на голову себе корзину с
ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик
готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

(Русская народная сказка “Маша и медведь”.)

Карточка 2

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и
исправьте ошибки, определите сказку.

Вот собрался кот на базар. И говорит он
петушку:

— Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня
встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и
песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а
он откликнулся”.

(Русская народная сказка “Кот, петух и лиса”.)

Карточка 3

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и
исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед,
шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и
говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и
спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живёт?

(Русская народная сказка “Рукавичка”.

IX. ИТОГ.

– Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но
ещё много сказок, непрочитанных вами, которые
предстоит вам прочитать.

В заключение нашей игры подсчитаем жетоны и
узнаем

ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

X. ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ.

— Тут и сказке конец, кто слушал молодец!

Литература:

1.И.В. Блинова “Занимательные сказочные
материалы к урокам литературного чтения и
математики”. (1-4 класс) Волгоград 2006г.

2.Газета для педагогов начальной школы
“ПедСовет”.

3. Русские народные сказки.

4. Н.Н.Багина “Народная словесность”
методическое пособие для начальных классов.
Челябинск 1993 г.

Литературная викторина «В МИРЕ СКАЗОК»

в 1 классе

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания детей по сказкам.

  2. Прививать интерес к чтению.

  3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

  4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование:

Сказочные герои, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,

выставка книг со сказками, словарь, слова с названиями животных, цветик  — семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, листы с элементами Чебурашки, медали «Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Учитель.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

— Сейчас я вам зачитаю, как  расшифровывается слово «викторина» в словаре.

— Я знаю, что вы все  очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.

— А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при  помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший медаль знаток сказок.

 — Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?

Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.

— Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.

 — Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток.

— Называется рифмоплет.

— Ну что, ребята, поиграем?

   Я начну, а вы кончайте,

  Только в рифму отвечайте!

  • Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

  • Повстречала я в лесу

Очень хитрую…(лису)

  • В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

  • Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

  • Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

  • В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(крокодил)

  • Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

  • Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

  • В козлятине он знает толк,

Ужасный, страшный серый…(волк)

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Желтый лепесток.

— Называется «По сказке «Золотой ключик».

  • Его друзья Пьеро и Арлекино,

Зовется просто…(Буратино)

  • Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)

  • Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)

  • Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)

  • Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной  в этой сказке.(Арлекин)

  • Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)

  • На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)

Физ. минутка

— Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.

  • Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (поросенок)

  • Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

  • У него 4 лапки,

Лапки – цап – царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кошка)

  • Где  болт зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла до темна. (цапля)

  • Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (бабочка)

  • Летом серый, зимой белый. (заяц)

  • Лежит – молчит,

Подойдешь –рычит. (собака)

  • Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

  • Не часы, а утром время сказывает. (петух)

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток.

— Называется «Праздник».

— Вам нужно разгадать кроссворд.

1

с

т

у

п

а

2

Г

е

р

д

а

3

И

в

а

н

у

ш

к

а

4

З

о

л

у

ш

к

а

5

Д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а

С

а

м

о

б

р

а

н

к

а

7

и

з

б

у

ш

к

а

8

П

у

ш

к

и

н

  • Аппарат , на котором Баба – Яга совершала полеты.

  • Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

  • Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.

  • Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?

  • Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.

  • Второе название скатерти в сказках.

  • Жилище Бабы – Яги.

  • Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

— Называется «Устное народное творчество».

— Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.

  • Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

  • Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

  • А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

  • Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

  • Нет ни речки, ни  пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

  • Тепло ли тебе, девица,

Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)

  • — По-щучьему веленью,

По моему хотению.

Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)

Физ. минутка

— Давайте поиграем. Вы умеете кричать?

— Повторяйте за мной.

         Два притопа, два прихлопа

         Ёжики, ёжики.

         Наковали, наковали

         Ножницы, ножницы.

         Бег на месте, бег на месте

         Зайчики, зайчики.

Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,

Девочки! Мальчики!

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

— Называется «Животные в русских сказках»

— Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА          БАРАК      КОНЬКИ            ВАСИЛИСА                ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ       ИКОТА     СТРЕКОЗА

Голубой лепесток.

— Называется по сказкам Шарля Перро.

  • Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)

  • Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)

  • Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)

  • Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

  • Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)

  • Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)

  • Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)

  • Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

  • Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик?(дернуть за веревочку)

У нас остался последний лепесток, белый.

— Называется «Портретисты».

— Отгадайте загадку.

         Он знаком всем малым детям,

         Обожают все его,

         Но таких на целом свете

         Не найдешь ни одного.

         Он ни лев, ни слон, ни птица,

Ни тигренок, ни синица,

         Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

         Но заснята для кино

         И известна всем давно

         Эта милая мордашка,

         А зовется …(Чебурашка)

— Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя — Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.

— Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

— Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

 РЕЗЕРВ.

— Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.

Санки — «Снежная Королева»

 Горошина – «Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

Утиное яйцо – «Гадкий утенок»

Игла – «Царевна – лягушка»

Кувшин – «Лиса и журавль»

Перстень – «Аленький цветочек»

Яйцо —  «Курочка – ряба»

Конь – «Конек – горбунок»

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»

Утка – «Серая шейка»

Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Топор – «Каша из топора»

Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»

6

Цель: 

• Совершенствовать имеющиеся у детей знания о сказках.

Задачи:

* Повторить и закрепить понятия о народной и литературной сказках.

* Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др.

* Продолжить обогащение словарного запаса детей новыми словами.

* Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам разного вида.

Оборудование:

* Книжная выставка «Сказки».

* Красивая надпись «В мире много сказок».

* Магнитофон с записями для музыкальных пауз и ноутбук.

* «Волшебный сундук».

* Музыкальный диск с песнями из мультфильмов и сказок

* Предметы для «Волшебного сундука» и «Волшебной корзиночки»: швейная игла, мочалка, муляжи или картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), картинки Чебурашка, Крошка Енот, Винни Пух, Буратино.

 *Иллюстрации (А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

(А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»).

* Конверты с вопросами игры.

* Призовые фишки за правильные ответы.

Ход занятия:

Организационный момент.

 Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт

 Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот

 Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

 Сказка — умница и прелесть, с нами рядышком идёт.

 Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

 Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.

 В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!

 Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!

 Вступительная беседа

 Ребята, вы уже знаете разные сказки. И сегодня наша игра посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.

Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).

Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

 Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки литературные. Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей — сказочников вы знаете? (Отечественные: А. С. Пушкин, П. П. Ершов, К. Чуковский, и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др. )

 Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные). Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик — Нос»).

 Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Какие из прочитанных на уроках литературы сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Айога», «Заработанный рубль», «Три сестры»).

Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки ( «Лисичка — сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

 В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Правила игры

 Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру — КВН и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.

 Класс делится на 2 команды по 6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. За правильный и полный ответ команда получает призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.

Вопросы игры

1) Угадать героя сказки.

«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)

В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)

Как звали женщину изо льда в сказке Г. Х. Андерсена? (Снежная королева)

Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)

Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)

В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)

Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)

Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)

Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф — ниф, Нуф — нуф, Наф — наф)

Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)

Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Как называется город, в котором жил Незнайка? (Солнечный)

Весь материал — смотрите документ.

  • Литературная гостиная по сказкам чуковского
  • Литературная викторина путешествие по сказкам а с пушкина
  • Литературная викторина по страницам любимых сказок
  • Литературная викторина по сказке с аксакова аленький цветочек с ответами
  • Литературная викторина по сказкам чуковского в подготовительной группе