Литературная поэтическая сказка презентация

Презентация на тему «Литературная сказка и ее особенности»

  • Скачать презентацию (0.84 Мб)


  • 4 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Литературная сказка и ее особенности»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 12 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    12

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Литературная сказка и ее особенности

    Слайд 1

    Литературная сказка и её особенности

  • Слайд 2

    Сказка – ложь, да в ней намёк.Добрым молодцам урок.А.С.Пушкин

  • Слайд 3

    Литературная сказка и русские писатели

  • Слайд 4

    М.Ю.ЛермонтовН.В.Гоголь

  • Слайд 5

    Л.Н.ТолстойВ.Ф.Одоевский

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное произведение, преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев

  • Слайд 8

    Фольклорные традиции в литературной сказке
    1.Использование фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, спасение волшебных животных – помощников, нравственные испытания героев)
    2.Система образов (злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса)
    3. Народные средства поэтической речи: постоянные эпитеты ( «добрый молодец», « красна девица»), троекратные повторы («три девицы под окном…»; «Состязание Балды с бесёнком»; «Обращение королевича Елисея к силам природы»), фразеологизмы, пословицы, просторечные слова («Чёрт ли сладит с бабой гневной…)

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Особенности литературной сказки
    1.Сказка имеет конкретного автора
    2.Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме
    3.Сказка больше по объёму
    4.Более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик героев.
    5.Углублённое исследование внутреннего мира, переживаний персонажей
    6.Образы – персонажи – неповторимые характеры
    7.Ярко выражена авторская позиция
    8.Свобода в использовании сказочных приёмов

  • Слайд 11

  • Слайд 12

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Презентация: Задания по литературе

Презентация: Итоговая работа по литературе

Презентация: Художественное повествование сказки

Презентация: Сказки нашего времени

Презентация: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Презентация: Тринитаризм в русских сказках

Презентация: сказки пушкина

Презентация: Философия сказки

Презентация: «Русские народные сказки»

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

ЛІТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА  Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом

ЛІТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • ПРОЗАИЧЕСКАЯ (“Винни Пух” А. Милна);
  • СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина);
  • ДРАМАТИЧЕСКАЯ (“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака).

ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

  • Сказка принадлежит конкретному автору;
  • её текст не изменяется;
  • такой сказки не существоваловало в устной форме.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

  • Благодаря ей читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, а к чему относится негативно.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ СКАЗКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ СКАЗКИ

  • “ Сказка о мертвой царівне…”- грустная;
  • “ Сказка о рыбаке и рыбке” – ироничная;
  • “ Золушка” – светлая, благородная, чистая.

СОЗДАЁМ СЕНКАНЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ

СОЗДАЁМ СЕНКАНЫ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ

“ КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ” КАРЛСОН ВЕСЕЛЫЙ, СМЕШНОЙ, НАХОДЧИВЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИТ СЛАСТИ ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАЛЫШОМ ДЕТСТВО

“ КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ”

КАРЛСОН

ВЕСЕЛЫЙ, СМЕШНОЙ, НАХОДЧИВЫЙ

ОЧЕНЬ ЛЮБИТ СЛАСТИ

ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАЛЫШОМ

ДЕТСТВО

“ СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА” СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА ЛЕДЯНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ЗЛАЯ ПООБЕЩАЛА КАЮ ВЕСЬ МИР НЕ ПОБЕДИЛА ГЕРДУ ВОЛШЕБНИЦА

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

ЛЕДЯНАЯ, ХОЛОДНАЯ, ЗЛАЯ

ПООБЕЩАЛА КАЮ ВЕСЬ МИР

НЕ ПОБЕДИЛА ГЕРДУ

ВОЛШЕБНИЦА

Сказка “Красная Шапочка” Красная Шапочка Доверчивая, добрая, смелая Пошла навестить бабушку Попала в западню к Волку Девочка

Сказка “Красная Шапочка”

Красная Шапочка

Доверчивая, добрая, смелая

Пошла навестить бабушку

Попала в западню к Волку

Девочка

“ ЗОЛУШКА” Золушка Работящая, добрая, ласковая Потеряла во Дворце туфельку Вышла замуж за Принца Падчерица

“ ЗОЛУШКА”

Золушка

Работящая, добрая, ласковая

Потеряла во Дворце туфельку

Вышла замуж за Принца

Падчерица

“ РУСАЛОЧКА” Русалочка Красивая, нежная, влюблённая Спасла Принца Приняла страдания ради любви Красавица

“ РУСАЛОЧКА”

Русалочка

Красивая, нежная, влюблённая

Спасла Принца

Приняла страдания ради любви

Красавица

“ ДИКИЕ ЛЕБЕДИ” ЭЛИЗА ЛЮБЯЩАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ БЫЛА ЗАКОЛДОВАНА ЗЛОЙ МАЧЕХОЙ СПАСЛА БРАТЬЕВ СЕСТРА

“ ДИКИЕ ЛЕБЕДИ”

ЭЛИЗА

ЛЮБЯЩАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ

БЫЛА ЗАКОЛДОВАНА ЗЛОЙ МАЧЕХОЙ

СПАСЛА БРАТЬЕВ

СЕСТРА

“ ЩЕЛКУНЧИК” ЩЕЛКУНЧИК МАЛЕНЬКИЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ, ЗАКОЛДОВАННЫЙ СТАЛ ИГРУШКОЙ СПАС СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО ПРИНЦ

“ ЩЕЛКУНЧИК”

ЩЕЛКУНЧИК

МАЛЕНЬКИЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ, ЗАКОЛДОВАННЫЙ

СТАЛ ИГРУШКОЙ

СПАС СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО

ПРИНЦ

“ КОТ В САПОГАХ” КОТ ХИТРЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, ВЕРНЫЙ ПОМОГ СВОЕМУ ХОЗЯИНУ ПОБЕДИЛ ЛЮДОЕДА ТОВАРИЩ

“ КОТ В САПОГАХ”

КОТ

ХИТРЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, ВЕРНЫЙ

ПОМОГ СВОЕМУ ХОЗЯИНУ

ПОБЕДИЛ ЛЮДОЕДА

ТОВАРИЩ

“ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ” ПАДЧЕРИЦА ВОСПИТАННАЯ, ЛАСКОВАЯ, ВЕСЕЛАЯ НАШЛА ПОДСНЕЖНИКИ ЗИМОЙ НЕ ВЫДАЛА ТАЙНУ СИРОТА

“ ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ”

ПАДЧЕРИЦА

ВОСПИТАННАЯ, ЛАСКОВАЯ, ВЕСЕЛАЯ

НАШЛА ПОДСНЕЖНИКИ ЗИМОЙ

НЕ ВЫДАЛА ТАЙНУ

СИРОТА

“ ВИННИ-ПУХ” ВИННИ-ПУХ ТОЛСТЕНЬКИЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ХИТРЫЙ ЛЮБИТ ХОДИТЬ В ГОСТИ ПО УТРАМ ПОПАЛ В БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕДВЕЖОНОК

“ ВИННИ-ПУХ”

ВИННИ-ПУХ

ТОЛСТЕНЬКИЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ХИТРЫЙ

ЛЮБИТ ХОДИТЬ В ГОСТИ ПО УТРАМ

ПОПАЛ В БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

МЕДВЕЖОНОК

ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

  • Автор наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению с персонажами народных сказок.
  • Писатель детально вырисовывает место действия, события, внешность героев

“ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА”  Презентацию к уроку в 5 классе “Литературная сказка”  подготовила учитель русского языка и литературы  Полунина Наталия Николаевна вместе с учащимися 5-А класса

“ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА”

Презентацию к уроку в 5 классе “Литературная сказка”

подготовила учитель русского языка и литературы

Полунина Наталия Николаевна вместе с учащимися 5-А класса

 Цели работы над проектом:   разобраться и актуализировать тему проекта   найти сравнительный материал для раскрытия темы работы   создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала   добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта   нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

Цели работы над проектом:

  • разобраться и актуализировать тему проекта
  • найти сравнительный материал для раскрытия темы работы
  • создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала
  • добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта
  • нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

 Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

  Сказка фольклорная (народная) –  занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

 Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций: стихотворная сказка; драматическая сказка; прозаическая сказка.  В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.  Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

  • стихотворная сказка;
  • драматическая сказка;
  • прозаическая сказка.

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

  Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

 Пионер Волька находит во время купания в реке некий сосуд.  Дома, в московской квартире, мальчик решает открыть свою находку, и пока еще ничто не предвещает «восточного» и «фольклорного» поворота в сюжете: «Потирая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь, вытащил из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскреб печать с горлышка сосуда. В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что- то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис.

Пионер Волька находит во время купания в реке некий сосуд. Дома, в московской квартире, мальчик решает открыть свою находку, и пока еще ничто не предвещает «восточного» и «фольклорного» поворота в сюжете: «Потирая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь, вытащил из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскреб печать с горлышка сосуда. В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что- то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис.

 Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

 Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

 Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

 В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

 Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.  Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.  Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.  Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.

Минералова И.Г. Детская литература. — М., 2002.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. — М., 2001.

Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. — Свердловск, 1992.

1.

ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Литературная
сказка
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Долинская О.А.

2.

В древние времена, когда сказка только
зародилась ( а самые древние сказки появились
вместе с древнейшими мифами ) сказки не были
предназначены для детей, их рассказывали тем, кто
вступал во взрослую жизнь, проходил обряд
посвящения во взрослые.
Сказка была очень
серьезным делом
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки
о животных. Когда –то люди верили , что каждый
род произошел от определенного животного. Такое
животное называлось тотемом. Тотем объявлялся
покровителем рода: его нужно было почитать.
Первобытный человек жил в страхе перед
тотемным животным, в роли которого мог быть не
только медведь, но и мышь

3.

Однако постепенно человек освобождался от страха ,
и на смену ему приходил смех. Животные наделялись
постоянными качествами. Какими? Попробуйте вспомнить.
Получалось, что изображались животные, а высмеивались
пороки людей – жадность, глупость, лень
Сказка сохранила следы очень многих обрядов и
обычаев: многие мотивы только через сопоставление с
обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке
«Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка
закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой
обычай или обряд действительно имелся. Кости животных
почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались
Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть
знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности

4.

Литературная сказка (авторская сказка, писательская сказка) это
литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на
традицию фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими
корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования
часто являлись источниками авторских.
Писатели-сказочники Ш. Перро и Х.К. Андерсен вспоминали,
что истории, которые они передали в своих сказках, были услышаны
ими от народа. А.С. Пушкин записывал народные сказки, и они легли
в основу его сказочного цикла. Сказочные традиции родного
Русского Севера отразились на творчестве писателей 20 века С.Г.
Писахова и Б.В. Шергина.

5.

Сказка — первый литературный жанр,
с которым знакомится каждый ребенок. Простые
сюжеты заставляют играть воображение. Тем
удивительнее тот факт, что жанру сказки
более тысячи лет. Под сказкой чаще всего понимают
фольклорное (народное) произведение, которое
создавали и передавали в устной форме. Позже
появился жанр литературной сказки. У такого
произведения есть один автор, она закреплена в
письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с
фольклорной сказкой.

6.

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким
характерным чертам:
• Сюжет построен на противостоянии добра и зла.
• Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иванцаревич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей
о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр.
• Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный,
Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы,
чуждые человеку.
• Используются устойчивые фразы. Например, в начале
повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором
царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они житьпоживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
• События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или
его помощники наделены особыми способностями либо
используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных
животных.
• Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на
протяжении всей истории.
• Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда
получает по заслугам.

7.

Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать.
В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди
высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.
Как появился жанр сказка? Сказку как отдельный жанр
начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между
эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно
подразумевать любой устный рассказ, основанный на
вымышленных или полувымышленных событиях. В древние
времена такие рассказы были главным инструментом передачи
информации.
Через
мифы,
легенды,
былины
люди
транслировали свое представление мира, объясняли явления,
которые не могли изучить и понять. Со временем у человечества
появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка
утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно
художественной единицей. Вымышленные истории использовали
для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно
детям. Сказки передавались из поколения в поколение, они
обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть
несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда
одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

8.

В литературе встречается разделение жанра на
три группы:
• волшебные сказки;
• сказки о животных;
• бытовые сказки.

9.

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в
которых участвуют фантастические персонажи — Морозко,
Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей
Бессмертный, Баба Яга и пр.. Главный герой волшебной
сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с
проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды.
Поиски утраченного или недостающего становятся основным
двигателем сюжета. В пути герою приходят на помощь
волшебные помощники: животные, умеющие разговаривать
(конь, серый волк); предметы, наделенные чудесными
свойствами (зеркальце, молодильные яблоки); стихии.

10.

В сказках о животных главные персонажи — звери, птицы,
рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в
сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль. В
сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую
воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность,
хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с
определенными животными, отобразилось в некоторых именах
сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т.
д.
В русском эпосе сказки о животных представлены такими
примерами: «Лиса и Волк»; «Волк и козлята»; «Звери в яме». Есть и
казахские сказки: «Лисица и Обезьяна»; «Мечта голодного волка»;
«Ласточка и Богомол».

11.

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными
людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес,
фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история
человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее
и получает за свой поступок вознаграждение или наказание. В
бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет
строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего
бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и
заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся
персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который
поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством
и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб
конюх» награждается честный конюх и карается коварный и
завистливый визирь. В русском народном творчестве бытовыми
считаются сказки: «Каша из топора»; «Ямщик и купец»; «Шел солдат
домой» и пр. На практике одно произведение может объединять в
себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной
(авторской) сказке. Сказка — это не просто удивительный
вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием,
формирует первое представление о людях, своем народе и самих
себе.

12.

13.

Важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. особый язык, которым сказку сказывают
2. многократность (обычно троекратность) повторения действий
3. кольцевая композиция Эта такая композиция (строение), в
которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в
«цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жилибыли..» , а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто
слушал –молодец»
4. детали сюжета ( особенно в волшебной сказке) обязательно
соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я
того не ведаю»
5. герои имеют особые, повторяющиеся из сказки в сказку
прозвания. Про животных мы уже говорили, но и волшебных
сказках Василиса может быть Прекрасной, а может и Премудрой,
Баба Яга обязательно Костяная Нога, Кощей всегда Бессмертный.
6. рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией, это
тоже очень важно – сказку нельзя просто читать, как обычный
рассказ
Сказки – это один из увлекательнейших жанров устного
народного творчества

14.

Невольно на память приходят слова А. Н.
Толстого: «Сказка — великая духовная культура
народа, которую мы собираем по крохам, и через
сказку раскрывается перед нами тысячелетняя
история народа».
Спасибо за внимание!


1


Литературная сказка – наследница народной. Авторы: Фёдорова Полина Дикопалова Мария


2


Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С. Пушкин


3


Литературная и народная сказка. Литературная сказка – это сказка, написанная автором. Народная сказка – это сказка, не имеющая единого автора. Её придумал народ и передавал из уст в уста.


4


«Сказка о царе Салтане» и её народный аналог «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» Мы сравним эти две сказки и узнаем в чём схожесть, а в чём их различие. Тем самым мы докажем, что литературная сказка – наследница сказки народной. Иллюстрация И.Я. Билибина


5


Герои Сказка о царе Салтане: Три сестрицы Царь Салтан Князь Гвидон Царица (младшая из сестёр) Царевна-лебедь Во лбу солнце… : Три сестрицы Иван-царевич Мальчик-подкидыш Царица (младшая из сестёр) Три брата


6


Внешность и характер героев Так как эти сказки схожи по сюжетам мы можем сравнить внешность некоторых героев. И узнаем в чём схожесть и различие внешнего образа.


7


Внешность Царевны-Лебеди и Трёх братьев Образ Царевны: Образ трёх братьев: «…Месяц под косой блестит, «…Во лбу у них солнце, на затылке А во лбу звезда горит; месяц, а по бокам часты звёзды…» А сама-то величава, Выступает, будто пава…»


8


Характер двух сестёр обеих сказок (главные черты) Зависть – потому что младшая сестра вышла за царя. Жажда мести – в сказке Пушкина сёстры переписали письма, а в народной сказке сначала подкладывали зверей, а потом обычного мальчика.


9


События сказок (не все) Сказка о царе Салтане: Женитьба младшей сестры Рождение царевича Подмена писем Заточение царевны с сыном в бочку Прибытие бочки к берегу Появление города и волшебных героев Встреча с царевной-лебедь Встреча с царём-отцом Во лбу солнце…: Женитьба младшей сестры Рождение царевичей Подмена детей Заточение царевны с подкидышем в бочку Прибытие бочки к берегу Появление бани Встреча со сводными братьями Встреча царевны с её родными сыновьями


10


ВЫВОД Таким образом мы увидели, что эти сказки – «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказка о царе Салтане» похожи. Из этого мы можем сделать вывод, что литературная сказка берёт корни из народной. Авторы могут черпать своё вдохновение и идеи из народного творчества. В заключение скажем: литературная сказка – наследница народной.


11


Конец

Слайд 2 Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом.
ЛІТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Литературная сказка – авторское произведение с волшебным сюжетом.ЛІТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА


Слайд 3ПРОЗАИЧЕСКАЯ (“Винни Пух” А. Милна);
СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина);
ДРАМАТИЧЕСКАЯ

(“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака).

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

ПРОЗАИЧЕСКАЯ (“Винни Пух” А. Милна);СТИХОТВОРНАЯ (“Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина);ДРАМАТИЧЕСКАЯ (“Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака).ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:


Слайд 4сказка принадлежит конкретному автору;
текст сказки не изменяется;
такой сказки

не существоваловало в устной форме.

ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:

сказка принадлежит конкретному автору; текст сказки не изменяется; такой сказки не существоваловало в устной форме.ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ:


Слайд 5
Благодаря ей читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он

ценит, а к чему относится негативно.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Благодаря ей читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, а к чему относится негативно.АВТОРСКАЯ


Слайд 8Константин Георгиевич Паустовский
(1892 — 1968 гг.)
Как же рождается сказка?

Константин Георгиевич Паустовский(1892 - 1968 гг.) Как же рождается сказка?


Слайд 9Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18

мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине – в деревне, потом в городе Киеве.
С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн – Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.
В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя


Слайд 11Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго

человеческого сердца над злом.

К. Г. Паустовский.

Эпиграф к уроку

Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом.  К.


Слайд 12«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое

начало…»

Ганс Христиан Андерсен
(1805-1875)

«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало…»Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)


Слайд 14Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года на окраине Оденсе,

в семье бедного башмачника и прачки.
Андерсен любил дом, в котором родился.
Андерсену-ребенку родной город казался таинственным и прекрасным!
Однако воображение впечатлительного мальчика питали и книги, которые читал ему отец. Андерсен рано научился читать, и, побывав однажды в театре, начал сочинять пьесы и стихотворения. Но попасть в городскую школу сыну башмачника было трудно, и мальчика отдали в школу для бедных, где учили письму, арифметике и закону божьему.
Отец будущего сказочника согласился пойти в солдаты, заменив за соответствующее вознаграждение сына богатого крестьянина. Вернувшись домой в 1814 году, он через два года умер от чахотки. Андерсену в ту пору было 11 лет. Он пошёл работать на суконную, а потом на табачную фабрику, желая облегчить положение семьи.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года на окраине Оденсе, в семье бедного башмачника и прачки.


Слайд 156 сентября 1819 года четырнадцатилетний Ганс Христиан Андерсен уехал в Копенгаген.

Поступать в театр.
В театр мальчика не взяли: у него пропал голос.
Всё же в 1821 году юноше удалось сыграть роль тролля в балете «Армида», а когда к нему вернулся голос, его приняли в хоровую школу. Для того, чтоб научиться грамотно писать ему, семнадцатилетнему юноше, пришлось сесть на школьную скамью рядом с учениками второго класса.

6 сентября 1819 года четырнадцатилетний Ганс Христиан Андерсен уехал в Копенгаген. Поступать в театр.В театр мальчика не


Слайд 16Кончились школьные годы Андерсена.
В сентябре 1828 года 23-летний Ганс Христиан

сдал экзамены и стал студентом Копенгагенского университета.
Он пишет бесконечное множество стихотворений, путевой очерк, пьесу, несколько романтических сказок… Андерсена начинают печатать… Но это вовсе не избавило его от нужды. Вплоть до 1839 года, то есть половину своей жизни, писатель испытывал чрезвычайную стеснённость в средствах, так как его литературные заработки были очень скудны.
Андерсен не был женат, семьи у него не было; женщина, которую он любил, знаменитая шведская певица Йенни Линд, любила его сказки, но не любила его самого.
4 августа 1875 года его не стало.
Всего Андерсен написал 170 сказок.

Кончились школьные годы Андерсена. В сентябре 1828 года 23-летний Ганс Христиан сдал экзамены и стал студентом Копенгагенского


Слайд 27Тролль – сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — представляют собой горных духов, ассоциируемых

с камнем, обычно враждебных человеку.

Тролль – сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку.


Слайд 291. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?
-Старушка,

умевшая колдовать.
2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.
-Жена придворного ворона.
3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире ее в плечах.
-Маленькая разбойница.
4.Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.
-Снежная королева.
5.Из льдинок он складывал слова.
-Кай.
6.Бедная девочка осталась одна, без башмаков. без рукавиц.
-Герда.

1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка?-Старушка, умевшая колдовать.2. Его жена не поехала


Слайд 30синквейны
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ Х.К. Андерсена

синквейны СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ Х.К. Андерсена


Слайд 31Русалочка
Красивая, нежная, влюблённая
Спасла Принца
Приняла страдания ради любви
Красавица
“РУСАЛОЧКА”

РусалочкаКрасивая, нежная, влюблённаяСпасла ПринцаПриняла страдания ради любвиКрасавица“РУСАЛОЧКА”


Слайд 32Подготовить подробный пересказ эпизодов сказки:
1 ряд — встреча Герды со старушкой;
2 ряд

— встреча с вороном;
3 ряд — встреча с принцем и принцессой.

Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ эпизодов сказки:1 ряд — встреча Герды со старушкой; 2 ряд — встреча с вороном; 3 ряд


Слайд 34КАРЛСОН
ВЕСЕЛЫЙ, СМЕШНОЙ, НАХОДЧИВЫЙ
ОЧЕНЬ ЛЮБИТ СЛАСТИ
ПОЗНАКОМИЛСЯ С МАЛЫШОМ
ДЕТСТВО
“КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ”

КАРЛСОНВЕСЕЛЫЙ, СМЕШНОЙ, НАХОДЧИВЫЙОЧЕНЬ ЛЮБИТ СЛАСТИПОЗНАКОМИЛСЯ С МАЛЫШОМДЕТСТВО“КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ”


Слайд 35Красная Шапочка
Доверчивая, добрая, смелая
Пошла навестить бабушку
Попала в западню к Волку
Девочка
Сказка “Красная

Шапочка”

Красная ШапочкаДоверчивая, добрая, смелаяПошла навестить бабушкуПопала в западню к ВолкуДевочкаСказка “Красная Шапочка”


Слайд 36Золушка
Работящая, добрая, ласковая
Потеряла во Дворце туфельку
Вышла замуж за Принца
Падчерица
“ЗОЛУШКА”

ЗолушкаРаботящая, добрая, ласковаяПотеряла во Дворце туфелькуВышла замуж за ПринцаПадчерица“ЗОЛУШКА”


Слайд 37ЭЛИЗА
ЛЮБЯЩАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ
БЫЛА ЗАКОЛДОВАНА ЗЛОЙ МАЧЕХОЙ
СПАСЛА БРАТЬЕВ
СЕСТРА
“ДИКИЕ ЛЕБЕДИ”

ЭЛИЗАЛЮБЯЩАЯ, ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯБЫЛА ЗАКОЛДОВАНА ЗЛОЙ МАЧЕХОЙСПАСЛА БРАТЬЕВСЕСТРА“ДИКИЕ ЛЕБЕДИ”


Слайд 38ЩЕЛКУНЧИК
МАЛЕНЬКИЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ, ЗАКОЛДОВАННЫЙ
СТАЛ ИГРУШКОЙ
СПАС СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО
ПРИНЦ

“ЩЕЛКУНЧИК”

ЩЕЛКУНЧИКМАЛЕНЬКИЙ, БЕЗЗАЩИТНЫЙ, ЗАКОЛДОВАННЫЙСТАЛ ИГРУШКОЙСПАС СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВОПРИНЦ“ЩЕЛКУНЧИК”


Слайд 39КОТ
ХИТРЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, ВЕРНЫЙ
ПОМОГ СВОЕМУ ХОЗЯИНУ
ПОБЕДИЛ ЛЮДОЕДА
ТОВАРИЩ

“КОТ В САПОГАХ”

КОТХИТРЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, ВЕРНЫЙПОМОГ СВОЕМУ ХОЗЯИНУПОБЕДИЛ ЛЮДОЕДАТОВАРИЩ“КОТ В САПОГАХ”


Слайд 40ВИННИ-ПУХ
ТОЛСТЕНЬКИЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ХИТРЫЙ
ЛЮБИТ ХОДИТЬ В ГОСТИ ПО УТРАМ
ПОПАЛ В БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
МЕДВЕЖОНОК
“ВИННИ-ПУХ”

ВИННИ-ПУХТОЛСТЕНЬКИЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ХИТРЫЙЛЮБИТ ХОДИТЬ В ГОСТИ ПО УТРАМПОПАЛ В БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕМЕДВЕЖОНОК“ВИННИ-ПУХ”


Слайд 41
Автор наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению с персонажами

народных сказок.
Писатель детально вырисовывает место действия, события, внешность героев

ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Автор наделяет литературных героев более сложными характерами по сравнению с персонажами народных сказок.Писатель детально вырисовывает место действия,


Слайд 42Биография Х.К. Андерсена;
Читаем сказку «Снежная королева».
Домашнее задание

Биография Х.К. Андерсена;Читаем сказку «Снежная королева».Домашнее задание


  • Литературная основа большого вокального сочинения светского или духовного характера
  • Литературная игра угадай героя по сказкам
  • Литературная игра по сказке аксакова аленький цветочек
  • Литературная игра по сказкам пушкина в библиотеке
  • Литературная игра по сказкам пушкина в 5 классе