Литературная сказка как жанр презентация


1


Сказка как литературный жанр


2


Жанр – это вид литературного произведения, имеющий свои особенности


3


Цель: выявить особенности сказки как литературного жанра Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке


4



5


Сказка – это научно-фантастическое произведение Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные Сказка – это произведение о вымышленных лицах, событиях, чаще с участием волшебных, фантастических сил


6


Сказка как литературный жанр Сказка – это произведение о вымышленных лицах, событиях, чаще с участием волшебных, фантастических сил Виды сказок


7


Богатырские Волшебные Поучительные О животных Смешные Бытовые Былины


8


Сказка как литературный жанр Сказка – это произведение о вымышленных лицах, событиях, чаще с участием волшебных, фантастических сил Виды сказок волшебные богатырскиебытовыео животных по авторству литературные (авторские) народные


9


Сказка – ложь, да в ней намёк,…


10


Сказка как литературный жанр Сказка – это произведение о вымышленных лицах, событиях, чаще с участием волшебных, фантастических сил Виды сказок волшебные богатырскиебытовыео животных по авторству литературные (авторские) народные Задача сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека


11


Сказка как литературный жанр Сказка – это произведение о вымышленных лицах, событиях, чаще с участием волшебных, фантастических сил Виды сказок волшебные богатырскиебытовыео животных по авторству литературные (авторские) народные Задача сказки – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека Чему учит сказка?


12


Тут и сказке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Презентация на тему «Литературная сказка и ее особенности»

  • Скачать презентацию (0.84 Мб)


  • 4 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Литературная сказка и ее особенности»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 12 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    12

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Литературная сказка и ее особенности

    Слайд 1

    Литературная сказка и её особенности

  • Слайд 2

    Сказка – ложь, да в ней намёк.Добрым молодцам урок.А.С.Пушкин

  • Слайд 3

    Литературная сказка и русские писатели

  • Слайд 4

    М.Ю.ЛермонтовН.В.Гоголь

  • Слайд 5

    Л.Н.ТолстойВ.Ф.Одоевский

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное произведение, преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев

  • Слайд 8

    Фольклорные традиции в литературной сказке
    1.Использование фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, спасение волшебных животных – помощников, нравственные испытания героев)
    2.Система образов (злая мачеха, добрая волшебница, жадная старуха, прекрасная принцесса)
    3. Народные средства поэтической речи: постоянные эпитеты ( «добрый молодец», « красна девица»), троекратные повторы («три девицы под окном…»; «Состязание Балды с бесёнком»; «Обращение королевича Елисея к силам природы»), фразеологизмы, пословицы, просторечные слова («Чёрт ли сладит с бабой гневной…)

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Особенности литературной сказки
    1.Сказка имеет конкретного автора
    2.Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме
    3.Сказка больше по объёму
    4.Более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик героев.
    5.Углублённое исследование внутреннего мира, переживаний персонажей
    6.Образы – персонажи – неповторимые характеры
    7.Ярко выражена авторская позиция
    8.Свобода в использовании сказочных приёмов

  • Слайд 11

  • Слайд 12

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Презентация: Задания по литературе

Презентация: Итоговая работа по литературе

Презентация: Художественное повествование сказки

Презентация: Сказки нашего времени

Презентация: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Презентация: Тринитаризм в русских сказках

Презентация: сказки пушкина

Презентация: Философия сказки

Презентация: «Русские народные сказки»

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

2. Литературная сказка как жанр эпоса

Литературная сказка – это эпическое
произведение, созданное автором.
В ней изображаются:
a)
вымышленные, невероятные
события и сказочные герои
b)
Повествование от лица рассказчика:
c)
Он повествует о том, что видит и
слышит

3. Авторские сказки

Зависят от авторской фантазии.
В литературной сказке
переплетаются элементы сказки
о животных, бытовой и
волшебной сказки,
приключенческой и
детективной повести, научной
фантастики и пародийной
литературы.
Она может возникать из
народной сказки, предания,
поверья, саги, легенды, даже
пословицы и детской песенки.

4.

Народная сказка
Литературная сказка
Обобщенное изображение
персонажей
Добрые – злые
Индивидуализация
сказочного героя
Царь Матвей в сказке
В.А. Жуковский «Спящая
царевна».

5.

Народная сказка
Литературная сказка
Постоянство функций
Русалка – существа
вредоносные, в которых
превращаются умершие
девушки,
преимущественно
утопленницы.
Непостоянство функций
Русалка в сказке Г.Х.
Андерсена «Русалочка»
добрая, отзывчивая,
спасает возлюбленного.

6.

Народная сказка
Литературная сказка
Лаконичность
Развернутые
характеристик
характеристики
персонажей
персонажей
Баба-Яга – нос крючком, Снежинка росла, росла,
нога костяная.
пока, наконец, не
превратилась в высокую
женщину, закутанную в
тончайшее белое
покрывало; казалось, оно
было соткано из
миллионов снежных
звездочек.

7.

Народная сказка
Литературная сказка
Лаконичность
Развернутые
характеристик
характеристики
персонажей
персонажей
Баба-Яга – нос крючком, Женщина эта, такая
нога костяная.
прекрасная и
величественная, была вся
изо льда, из
ослепительного,
сверкающего льда, — и
все же живая; глаза ее
сияли, как две ясные
звезды, но в них не было
ни тепла, ни покоя.

8.

Народная сказка
Литературная сказка
Небольшое количество
героев
«Гуси-лебеди»
Появление главных и
второстепенных героев
«Конек-горбунок»

9. Вывод

Герои литературных сказок отличаются от героев
народных сказок. В литературных сказках мир
добра и зла не разграничен. Так характер героев
может изменяться в ходе сказки, например, как
царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна»
и «Сказка о царе Салтане».

10. План сравнения сказок

Сюжет — одинаковый.
Имена героев — разные.
Форма написания сказок:
народная — в прозе,
авторская — в стихах,
в прозе.
Концовки — разные.
Идея сказок — разная.

11. Сравнение сказок — прототипов

Сравнение
сказок
прототипов
Сказка «Спящая
Сказка «Спящая
красавица» в обработке
Ш. Перро
царевна» Жуковского
Имена не упоминаются
Русское имя царя – Матвей
(Жуковский сразу вводит
читателя в русскую среду)
2. Сюжет
Сюжет
практически одинаковый
Сюжет
практически одинаковый
3. Детали быта
1) королевский дворец-замок со
множеством комнат
2) кровать красавицы с пологом
царский терем-чудо старины с
винтовой лестницей
4. Речевой
колорит
Рыцари, латники, фея, залы
Царевич, детина удалой,
чародейка, покои, «цвет ее
ланит», «пир на целый мир» русские фразеологизмы
5. Концовки
Концовка, характерная для эпохи
трубадуров в Западной Европе –
придворный поэт сочинил о
спящей
песню
Сказка вкрасавице
прозе
Концовка, характерная для
русских народных сказок
таблица
1. Имена
героев
6. Форма
Сказка в стихах

12. Композиция авторской сказки

© МОУ СОШ №15, г. Ярославль, 2007

13. Композиция народной сказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не
перебивается
Кульминация
Зачин Экспозиция Завязка
Развязка
Исход

14.

Определенный комплекс мотивов или
повторяющихся элементов-функций действующих
лиц (31 функция по Проппу) образует строгую
схему народной сказки.
свадьба
предписание или запрет
нарушение
узнавание героя
испытания
по пути домой
отъезд героя
встречи с дарителями
победа
борьба
появление противника

15. Зачин

В некотором царстве, в некотором
государстве был …
Ещё в давние времена жил …
Давным-давно в старину зимы были
холодные …

16. Концовка

Обвенчался Иван с Царь-девицей,
стали они жить-поживать и добра
наживать.
Видно и старики бывают полезны, без
них тоже не обойдёшься…
На том пиру и я был, мед — вино пил,
по усам текло, да в рот не попало…
Стали жить — поживать, добра
наживать да медок попивать…

17.

Так, фольклорной сказке, как представителю
эпического жанра, присущи следующие
особенности:
— наличие традиционных формул зачина и
концовки;
— наличие повторяющихся конструкций;
— разговорная речь,
— повторяющиеся приемы повествования,
— трехступенчатое строение сюжета.

18.

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в
большинстве своем заимствует у народной ее
стилистические особенности. Но только от воли
автора зависит речь героев сказки.

19.

Сказка Андерсена
«Русалочка» начинается
словами:
«В открытом море вода
совсем синяя, как лепестки
самых красивых цветов, и
прозрачная, как чистое
стекло, – но зато и глубокая
там».

20.

В народной сказке преобладает повествование.
В сказке литературной, уделяющей большое
значение характерам героев, важное место
отводится описаниям и рассуждениям.

21.

Художественное время не совпадает с временем
реальным.
Таким образом, в народной сказке оно
убыстряется (например, не описывается дорога
героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт
отправления и факт прибытия).
В литературной сказке писатель волен убыстрить
одни события и задержать другие, нарушить их
последовательный ход, по-своему переставить их
во времени.

22. Вывод

В авторских сказках отсутствует зачин,
присущий фольклорным сказкам.
Используется лишь элементы традиционной
схемы, большое значение имеет авторская
фантазия. Автор по своему усмотрению
убыстряет или замедляет художественное
время, передает идеи, свойственные эпохе.

 Цели работы над проектом:   разобраться и актуализировать тему проекта   найти сравнительный материал для раскрытия темы работы   создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала   добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта   нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

Цели работы над проектом:

  • разобраться и актуализировать тему проекта
  • найти сравнительный материал для раскрытия темы работы
  • создать в классе заинтересованную атмосферу при изложении материала
  • добиться от слушателей понимания в раскрытии темы проекта
  • нацелить аудиторию на любовь и уважение к чтению, и в частности, к сказкам.

 Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Сказка литературная – авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

  Сказка фольклорная (народная) –  занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

Сказка фольклорная (народная) – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки фольклорной – присутствие чуда, фантастики, вымысла. Автором фольклорной сказки является народ.

 Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций: стихотворная сказка; драматическая сказка; прозаическая сказка.  В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.  Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

Под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трех типов конструкций:

  • стихотворная сказка;
  • драматическая сказка;
  • прозаическая сказка.

В русской литературе наиболее распространены первый и второй типы, хотя имеются и яркие образцы сказки драматической.

Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав ее черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.

  Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

Без преувеличения можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую — книжную — жизнь. Чаще всего это обработка родного фольклора, но порой — особенно в XX в. — сюжет литературной сказки подсказывают писателю весьма экзотические источники. Например, среди сказок «Тысячи и одной ночи» есть два известных сюжета — «Сказка о рыбаке» и «Волшебная лампа Аладдина». Советский писатель Л. Лагин, отталкиваясь от этих сюжетов, создал в свое время сказочную повесть «Старик Хоттабыч», где основные события разворачиваются не на древнем Востоке, а в Москве в XX в.

 Пионер Волька находит во время купания в реке некий сосуд.  Дома, в московской квартире, мальчик решает открыть свою находку, и пока еще ничто не предвещает «восточного» и «фольклорного» поворота в сюжете: «Потирая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь, вытащил из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскреб печать с горлышка сосуда. В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что- то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис.

Пионер Волька находит во время купания в реке некий сосуд. Дома, в московской квартире, мальчик решает открыть свою находку, и пока еще ничто не предвещает «восточного» и «фольклорного» поворота в сюжете: «Потирая ушибленную коленку, Волька запер за собой дверь, вытащил из кармана перочинный ножик и, дрожа от волнения, соскреб печать с горлышка сосуда. В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что- то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис.

 Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

Дым понемножку рассеялся, и Волька вдруг обнаружил, что в комнате, кроме него, находится еще одно живое существо. Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.

 Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

Писатель не случайно свойственными современной литературе приемами продолжает удерживать читателя на грани между восточной сказкой и «школьной повестью». В итоге непринужденно и естественно в мир Москвы середины XX в. входит «джинн из бутылки», персонаж восточных народных сказок. Это один из многих разнообразных примеров того, как настоящая профессиональная литература может «освоить» самый сложный и экзотический фольклорный материал, результатом чего явятся неповторимо оригинальные произведения.

 Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как звуковой образ, и как мелодию, и как актерский, исполнительский фактор, сказка в книжном печатном исполнении нуждается в поддерживающем семантику слова живописно-зрительном начале.

 В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

В устной народной словесности живописует рассказчик, сказитель. В книге живописует, говорит иллюстрация, известна едва ли не доминирующая роль «картинки» в лубке, в первых народных и детских изданиях. Напомним, что само слово сказка применительно к общепонятному фольклорному жанру появилось только в XVII в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа: 1) жанровые черты, 2) всякая невероятная история, кажущаяся неправдоподобной, рассказанная «бахарем» с назидательной целью.

 Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002.  Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.  Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.  Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.

Минералова И.Г. Детская литература. — М., 2002.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. – Киев, 1988.

Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. — М., 2001.

Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. — Свердловск, 1992.

  • Литературная сказка к г паустовский дремучий медведь
  • Литературная сказка история возникновения особенности
  • Литературная сказка в а жуковский сказка о царе берендее
  • Литературная сказка 20 50 годов 20 века
  • Литературная прозаическая сказка первой половины 19 века