Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей группе

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

Рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок, изготовление эмблем с названиями команд.

Цели:

-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.

-приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.

-вспомнить прочитанные сказки.

-развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.

-расширить знания детей о сказках;

-создать условия для пропаганды здорового образа жизни;

-способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, два веника, грамоты, кочки, д/и «Собери картинку из сказки».

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки — древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из

поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки

мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая

сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Сейчас вы увидите небольшие картинки из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?

– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и объявлять результат.

– Итак, начнем!

1. Первый раунд называется «Разминка». В этом раунде каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок.

-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

-Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

— Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку( «Репка»)

— Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

-Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

-И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

-Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(Папа Карло)

У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной (туфелька)

— Кто развалил теремок? (медведь)

— Из чего напился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (из копытца)

— Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

— Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

— Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

— Самая крохотная девочка (Дюймовочка)

-.Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)

— Что отпустил в прорубь герой из сказки «Лиса и волк» (хвост)

— Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили — были)

— О каком сказ. герое говорят: «Маслена головушка, шелкова бородушка». (петух)

— Какое животное носит в сказке имя — Михайло Потапыч (медведь)

— Из чего заяц строил себе избушку в сказке «Заюшкина избушка? » (из дерева)

Физразминка.

Игра «Летает, не летает».

(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)

Второй раунд:“Хорошо ли ты знаешь сказки”

Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.

а) маша и медведь.

б) колобок

в) Волк и семеро козлят.

г) Заюшкина избушка.

д) курочка ряба

е) Кот, петух и лиса

.

Воспитатель:Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

Раунд 3 “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Раунд 4 Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.

Раунд 5 называется «Загадки по сказкам». Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок.

-Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

• Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»)

• Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

• Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

(«По щучьему велению»)

Раунд 6 “Ушки на макушке”

• Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

• Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

• На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

С Пяточком он ходит в гости

Любит мед, варенье просит

Это кто, скажите вслух:

Медвежонок (Винни-Пух)

Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла

Рады солнцу и дети, и курочка!

Ему не рада только (Снегурочка)

Всех грязнуль помоет быстро

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир

Знаменитый (Мойдодыр)

Раунд 7:Эстафета «Пройди через болото».(дети по кочкам преодолевают болото)

Раунд 8“Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

9. В последнем раунде командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Лисичка-сестричка и серый волк» и «Три медведя»)

10. Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.

Воспитатель.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему

 «Викторина  по русским народным сказкам»

Литературная викторина по русским народным  сказкам в старшей группе

Цель:Закрепить знания детей о русских народных  сказках, воспитывать в детях любовь к русскому устному народному творчеству.
Образовательные:
1. формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.
3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
Развивающие:
1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
2. Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.
3. Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.

  1. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.
    Воспитательные:
    1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.. воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, торжество над злом.
  2. Прививать любовь к устному народному творчеству;

3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.
4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал и оборудование:

Открытки с изображением различных эризодов из р/н сказок, картинки к двум р/н сказкам(3-4) ,картинки героев сказок, медали, фишки, выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок.

Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию, рассматривание иллюстраций;
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би-ба-бо, настольного театра.

  1. инсценировка сказок,

5.настольные игры, пазлы

  1. изготовление фишек ,эмблем для команд.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,»Познание»,»Социально-коммуникативное развитие»,»Физическое развитие»,»Художественно эстетическое развитие»

Ход Нод:  

         Воспитатель: Россия- великая страна, в которой живет много талантливых людей, мастеров (Русские мастера делают очень красивые изделия. Э то дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и др. ; русские люди придумывают разные игры; сочиняют интересные сказки).

Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.

Воспитатель помогает детям разделиться на две  команды. Дети выбирают капитанов команд. И выбирают название команд из предложенных воспитателем. И выбирают название команд из предложенных воспитателем.

         Воспитатель: И так в нашей викторине принимают участие две команды:»Теремок» и «Колобок».

         Воспитатель: У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
— Ребята, а вы любите сказки? (да)
— А вы знаете сказки? (да)
— Вот сейчас мы это и проверим.
         Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказокСказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести викторину  по русским народным сказкам» .Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по русским народным сказкам.
         Воспитатель: Итак, в нашей викторине участвуют две команды «Теремок» и «Колобок»).

         Задание № 1.

Воспитатель: В первом конкурсе нашей викторины нужно будет вспомнить и назвать русские народные сказки. Сказки  вы будете называть по очереди .За каждое название вы будите получать по одной фишке. У какой команды будет больше фишек, та получит 2 балла ,у кого меньше -один балл.
         Задание № 2. «Угадай сказку».
Воспитатель: Следующее задание для наших команд называется «Угадай сказку».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая
Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки… («Маша и медведь»)

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

.Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки.(«Маша и медведь»)

Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.(«Пузырь, соломинка и лапоть»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел.(«Царевна-лягушка»).

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?(«Семеро козлят»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?(«Три поросёнка»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.(«Бычок – смоляной бочок»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.(«Три медведя»)

         Воспитатель :Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.
Вы все вместе молодцы! команды считают фишки за правильные ответы ,воспитатель выставляет баллы каждой команде.

Задание № 3. «Волшебные предметы».
         Воспитатель А теперь второе задание. Надо, ребята, нам быстро смекнуть и вещи героям скорее вернуть!
Посмотрите на героев русских народных сказок  героев сказок ,им надо «вернуть» его вещи (за каждый правильный ответ – 1 фишка).
Ведра, щука («По щучьему велению»), сундук ,яйцо («Кощей Бессмертный»), стрела(«Царевна -Лягушка»), короб, пирожки  («Маша и Медведь»), золотое яйцо,курочка («Курочка Ряба»), теремок («Теремок»).

         Задание № 3. Воспитатель: Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное правило игры- не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите балл.

Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.

 «… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.» («Кот и петух»)

. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…(«Лиса и волк»)

Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего —приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» («Зимовье зверей»)

Молодцы ребята! Справились с заданием!

         Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.
Физминутка «Герои волшебных сказок»»под музыку.

В сказку нас ведёт дорога

Эй ребята не зевать

Что ведущая покажет,

То и будем выполнять.

Как из моря выходили 33 богатыря,

Как скакал Иван Царевич 3 года и 3 дня,

Белоснежка танцевала с гномами в саду,

А кощей над златом чахнет в сказочном лесу,

Мышка хвостиком разбила ценное яйцо,

Буратино залез носом прямо в полотно,

А как съела колобка хитрая лиса,

Как варила в котелке снадобье яга,

А как золушка спешила поскорей домой,

Как летает Змей Горыныч тёмною порой,

Как рыдает Несмеяна, затопив дворец,

Как считает звёзды в небе сказочный мудрец

         Задание № 4. «Угадай сказку по картинке».

         Воспитатель: В этом конкурсе вы должны будете узнать сказку по картинкам .У меня есть картинки к разным русским народным сказкам.Я раздам каждому члену команды по картинке.

Вы должны отгадать название сказки, затем  найти в своей команде картинку  на которой изображен эпизод из такой же сказки. Та команда ,которая быстрее построится парами ,получит 3 балла ,а другая ,которая сделает позже получит-2 балла.

         Задание № 5. «Собери все части вместе». Конкурс капитанов.
         Воспитатель: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил: разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить. Капитаны получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют картинку из 10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и определит название, тот победил.

         Воспитатель: А теперь снова пришло время передышки« Волшебная избушка»

В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.) 
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.) 
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) 
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) 
Нос крючком, (Показывают пальчиком.) 
Глаза большие, (Показывают.) 
Словно угольки горят. (Покачивают головой.) 
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) 
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.) 

         Задание № 6. «Моя любимая сказка».
Воспитатель: Задание шестое. «Моя любимая сказка». (Драмматизация.)
А теперь, командам предлагается драмматизировать небольшую сценку из любимой сказки (каждая команда получает по фишке).
Ведущий объявляет выход одной из команд:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
Дети показывают небольшую сценку из любимой сказки.

Задание № 7. «Угадай героя из песни».
А сейчас послушайте песни, и угадай героя и сказку.
За каждый правильный ответ получают фишку. Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, — точёная,

Ручка золочёная, —

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)

Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются дипломы об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы (например, медали).
Воспитатель:Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!

Литература.
1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001.
2.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
3.Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.
4.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. — СПб.: «Детство-пресс», 2008.
5.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007.
6. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ.
7.Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. — М., 2012.
8.Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. — М., 2006.

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью (старшая и подготовительная группы)

i__23_-2.jpg

  i__54_.jpg      i__53_.jpg     i__50_.jpg

   i__48_.jpg   i__35_.jpg    i__36_.jpg

г Сергиев Посад МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13»

старшая группа № 13

Конспект НОД по познавательному развитию в

старшей группе на тему

«Викторина по русским народным сказкам»

подготовила воспитатель :МельниковаНикишина

Татьяна Николаевна

г.Сергиев Посад

2020г

Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей

группе

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, воспитывать в

детях любовь к русскому устному народному творчеству.

Образовательные:

1. формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя,

соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не –

перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде,

дружелюбие, честность в игре, справедливость;

2.Помочь детям понятно для других высказывать мысли, предположения.

3.Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас

литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при

восприятии сказок, так и в процессе творчества.

Развивающие:

1.Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику,

прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

2. Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и

отгадывать загадки.

3. Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать

устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат,

память.

4. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать

интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог

между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество,

дружелюбие, честность в игре, справедливость.. воспитывать веру в добро,

дружбу и любовь, торжество над злом.

2. Прививать любовь к устному народному творчеству;

3.Способствовать выполнению норм и правил команды, проявляя выдержку

и терпение, налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

4.Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать

участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал и оборудование:

Открытки с изображением различных эризодов из р/н сказок, картинки к

двум р/н сказкам(34) ,картинки героев сказок, медали, фишки, выставка книг

со сказками, иллюстрации русских народных сказок.

Предварительная работа.

1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию, рассматривание

иллюстраций;

2. Оформление тематической выставки книг.

3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол бибабо,

настольного театра.

4. инсценировка сказок,

5.настольные игры, пазлы

6. изготовление фишек ,эмблем для команд.

Интеграция образовательных областей: «Речевое

развитие»,»Познание»,»Социальнокоммуникативное развитие»,»Физическое

развитие»,»Художественно эстетическое развитие»

Ход Нод:

Воспитатель: Россиявеликая страна, в которой живет много

талантливых людей, мастеров (Русские мастера делают очень красивые

изделия. Э то дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия

городецкой росписи и др. ; русские люди придумывают разные игры;

сочиняют интересные сказки).

Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы

узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы

посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.

Воспитатель помогает детям разделиться на две команды. Дети выбирают

капитанов команд. И выбирают название команд из предложенных

воспитателем. И выбирают название команд из предложенных воспитателем.

Воспитатель: И так в нашей викторине принимают участие две

команды:»Теремок» и «Колобок».

Воспитатель: У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и

писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая,

умная, веселая.

Ребята, а вы любите сказки? (да)

А вы знаете сказки? (да)

Вот сейчас мы это и проверим.

Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В

каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка это

удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые

необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я

предлагаю вам провести викторину по русским народным сказкам» егодня

мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по русским

народным сказкам.

Воспитатель: Итак, в нашей викторине участвуют две команды

«Теремок» и «Колобок»).

Задание № 1.

Воспитатель: В первом конкурсе нашей викторины нужно будет вспомнить и

назвать русские народные сказки. Сказки вы будете называть по очереди .За

каждое название вы будите получать по одной фишке. У какой команды

будет больше фишек, та получит 2 балла ,у кого меньше один балл.

Задание № 2. «Угадай сказку».

Воспитатель: Следующее задание для наших команд называется «Угадай

сказку».

За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки… («Маша и медведь»)

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

.Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка. («Гусилебеди»).

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки.(«Маша и медведь»)

Круглый, тонкий, плетённый

Вместе в лес пошли зелёный.

Вместе в домике живут,

Вместе пироги пекут.(«Пузырь, соломинка и лапоть»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел.(«Царевналягушка»).

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?(«Семеро козлят»)

Хрюхрюхрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?(«Три поросёнка»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.(«Бычок – смоляной бочок»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.(«Три медведя»)

Воспитатель :Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.

Вы все вместе молодцы! команды считают фишки за правильные ответы

,воспитатель выставляет баллы каждой команде.

Задание № 3. «Волшебные предметы».

Воспитатель А теперь второе задание. Надо, ребята, нам быстро

смекнуть и вещи героям скорее вернуть!

Посмотрите на героев русских народных сказок героев сказок ,им надо

«вернуть» его вещи (за каждый правильный ответ – 1 фишка).

Ведра, щука По щучьему велению»), сундук ,яйцо Кощей Бессмертный»),

стрелаЦаревна Лягушка»), короб, пирожки Маша и Медведь»), золотое

яйцо,курочка Курочка Ряба»), теремок Теремок»).

Задание № 3. Воспитатель: Сейчас я буду читать отрывки из русских

народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет

руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное

правило игрыне выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите

балл.

Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.

«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят,

когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка

отпустила.» («Кот и петух»)

. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след

простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост

вытащить…(«Лиса и волк»)

Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего

—приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». «Нет, баран, у тебя шуба

тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» («Зимовье зверей»)

Молодцы ребята! Справились с заданием!

Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть и поиграть.

Физминутка «Герои волшебных сказок»»под музыку.

В сказку нас ведёт дорога

Эй ребята не зевать

Что ведущая покажет,

То и будем выполнять.

Как из моря выходили 33 богатыря,

Как скакал Иван Царевич 3 года и 3 дня,

Белоснежка танцевала с гномами в саду,

А кощей над златом чахнет в сказочном лесу,

Мышка хвостиком разбила ценное яйцо,

Буратино залез носом прямо в полотно,

А как съела колобка хитрая лиса,

Как варила в котелке снадобье яга,

А как золушка спешила поскорей домой,

Как летает Змей Горыныч тёмною порой,

Как рыдает Несмеяна, затопив дворец,

Как считает звёзды в небе сказочный мудрец

Задание № 4. «Угадай сказку по картинке».

Воспитатель: В этом конкурсе вы должны будете узнать сказку по

картинкам .У меня есть картинки к разным русским народным сказкам.Я

раздам каждому члену команды по картинке.

Вы должны отгадать название сказки, затем найти в своей команде картинку

на которой изображен эпизод из такой же сказки. Та команда ,которая

быстрее построится парами ,получит 3 балла ,а другая ,которая сделает позже

получит2 балла.

Задание № 5. «Собери все части вместе». Конкурс капитанов.

Воспитатель: В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил:

разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить.

Капитаны получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору

воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют

картинку из 10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и

определит название, тот победил.

Воспитатель: А теперь снова пришло время передышки« Волшебная

избушка»

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Задание № 6. «Моя любимая сказка».

Воспитатель: Задание шестое. «Моя любимая сказка». (Драмматизация.)

А теперь, командам предлагается драмматизировать небольшую сценку из

любимой сказки (каждая команда получает по фишке).

Ведущий объявляет выход одной из команд:

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру и прилежному труду.

Дети показывают небольшую сценку из любимой сказки.

Задание № 7. «Угадай героя из песни».

А сейчас послушайте песни, и угадай героя и сказку.

За каждый правильный ответ получают фишку. Описание игры: Воспитатель

читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому

принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котикбратик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, точёная,

Ручка золочёная,

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)

Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки.

Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются

дипломы об участии в игре. Все участники игрывикторины получают

утешительные призы (например, медали).

Воспитатель:Сказки дарят нам чудеса,

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой прощаться нам.

До встречи скажем мы всем друзьям!

До новых встреч!

Литература.

1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников дошкольного учреждения. : М.: Т Ц «Сфера», 2001.

2.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 46

лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного

учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.М.: Просвещение, 2005.

3.Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления

костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная

Пресса, 2011.

4.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам

русских народных сказок. СПб.: «Детствопресс», 2008.

5.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007.

6. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ

АСТРЕЛЬ.

7.Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. М., 2012.

8.Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. М., 2006.

9. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей

действительностью (старшая и подготовительная группы)

ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».

Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.

Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.

Организационный момент. Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова).

Вступительное слово воспитателя.

Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущий. Ребята, начинаем наше «Путешествие по сказкам». Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетончик, по которым потом мы определим победившую команду.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Тур «Угадай сказку».

Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).

Тур «Телеграммы».

Ведущий:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

Телеграмма.

«Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Скоро буду я у вас» (Колобок).

Телеграмма.

«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

Телеграмма.

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»).

Телеграмма.

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!» (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»).

Сказочная физкультминутка.

В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка.    (Дети шагают.) 
Стоит задом наперед.       (Дети поворачиваются.) 
В той избушке есть старушка.      (Грозят пальцем.) 
Бабушка Яга живет.       (Грозят пальцем другой руки.) 
Нос крючком,                (Показывают пальчиком.) 
Глаза большие,                         (Показывают.) 
Словно угольки горят.          (Покачивают головой.) 
Ух, сердитая какая!                    (Бег на месте.) 
Дыбом волосы стоят.                    (Руки вверх.) 

Тур для капитанов «Не обманись».

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?

Коли есть печка, не нужен диван,

Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).

Дернуть за веревочку –

Такой для входа код.

Съел бабушку и внучку

Голодный серый …   (не Кот, а Волк).

В Людоедах знает толк,

Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).

Толстый хвоста и зазнайка

С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).

В пруду, покрытом вязкой тиной,

Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).

Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).

Из полена Карло

Вырезал фигурку,

Существо ожившее

Он назвал…   (не Снегуркой, а Буратино).

От старушки-хулиганки

Всем беда и горе.

Поведенье исправлять

Следует…   (не Федоре, а Шапокляк).

Крыска Лариска ей дорога,

Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).

Умел он дружить и петь под гармошку,

Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).

Знает даже и малыш,

Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).

Тур «Исправь ошибки».

Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

— «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

— «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

— «Морковка» — «Репка».

— «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».

— «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

— «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

— «Домик» — «Теремок».

5. Тур «Золотое яичко».

От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.

Тур «Продолжи сказку».

Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.

— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут).

2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала).

4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

Сказочная физкультминутка «Теремок».

В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок  (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили      (поклон)
Там и мышка        (руки перед собой на носочках)
И лягушка     (присели)
Зайчик         (прыжки)
С лисонькой – подружкой              (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк              (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.              (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый                            (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.            (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались                        (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.                (сели на стульчики)

Тур «Сказочный стол находок».

Из «волшебной сумки» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки. Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.

Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:

— позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);

— золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);

— птичьи перья («Гуси-лебеди»);

— туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);

— аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);

— шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);

— хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»);

— зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);

— топор («Каша из топора»);

— воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).

8. Подведение итогов.
Ведущий.
Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем жетоны и выберем лучших знатоков сказок. Победителям вручаются медали «Лучший знаток сказок».
В заключение подготовленный дошкольник читает стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.     

Программное содержание. Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

Материалы. Оформление уголка сказок, рассказов и стихотворений. Карта путешествия, конверт со стихотворениями, картинки осеннего и зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение осеннего и зимнего времен года; шапочка волка; пазлы для составления картинки по пословицам; чудесный мешочек; мяч; сюжетные картинки из рассказа «Живая шляпа»; котенок Васька, платок, гостинцы-сувениры.

Целью нашей литературной викторины является закрепление знаний детей о прочитанных ранее литературных произведениях.

Литературная викторина проходит в форме путешествия, остановки которого посвящены известным детям литературным произведениям. Названия остановок немного подсказывают детям литературное произведение, о котором пойдет речь.

На каждой остановке детей ждет задание, которое они должны выполнить. Например, спеть песенку, узнать сказку по отрывку, собрать картинку из частей, найти сходства и различия, расставить картинки по порядку, угадать, из какого произведения предмет, спрятанный в чудесном мешочке, и другие.

В конце путешествия детей ждет любимая ими игра в сказку, поскольку дети всегда с удовольствием проигрывают отрывки знакомых литературных произведений, что способствует развитию их артистических и творческих способностей, а также сюрпризный момент.

На каждой из остановок литературного путешествия педагог еще раз обращает внимание детей на жанровые особенности разных литературных произведений, развивает умение детей соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией, стремится привить любовь к чтению и книгам.

Ход мероприятия

— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам, рассказам и стихотворениям, с которыми мы познакомились в этом году. Вы готовы?

— Ну, тогда в путь!

Часть 1

1 остановка «Поэтическая»

— Смотрите, здесь для нас кто-то оставил конверт. Что же в нем? Да это же стихотворения. Послушайте.  

Стихотворения по выбору педагога.

Под каждое стихотворение педагог включает соответствующую музыку.

— Я прочитала вам 2 стихотворения. Эти стихотворения вам знакомы? Конечно, да! А вы скажете, о каком или о каких временах года эти стихотворения и почему?  

— Правильно, первое стихотворение об осени, и не просто об осени, а о поздней осени. А второе стихотворение о зиме.

— А теперь посмотрите на стенд и постарайтесь выбрать картины, которые больше всего соответствуют настроению этих стихотворений, и объясните, почему.

— Ребята, а вы любите осень? Почему? (Она красивая, нарядная и т.д.)

— А зима вам нравится? Почему? (Ответы детей)

— Молодцы! Вот поэтому и говорят, что каждое время года прекрасно по-своему.

2 остановка «История одной песенки»

— В какой английской сказке рассказывается о двух ленивых братцах и одном трудолюбивом?  

— Конечно, это английская сказка «Три поросенка». Как звали поросят?

— Как выглядели поросята? Как о них можно сказать?

— Как они трудились, когда строили домики?

— Вспомните песенки, которые пели поросята? [1]

— Молодцы!  

Физкультминутка. Подвижная игра «Поросята и волк»

3 остановка «Трусливому зайке и пенек — волк»

— Поиграем в игру «Узнай сказку по отрывку»

— Послушайте начало сказки.

Педагог читает начало сказки «У страха глаза велики».

— Вспомнили, как она называется? Почему?

— Кого испугались бабушка, внучка, курочка и мышка? А кто им померещился?

— А чего же испугался зайка? Кто ему привиделся?

— Какие пословицы о трусишках вы знаете? («У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек – волк») [1]

4 остановка «Народная мудрость»

— Ребята, вы помните, что в русских народных сказках заключена народная мудрость. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, дружными. Народной мудрости учат нас также пословицы и поговорки. Сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», а потом вы подумаете и скажете, какой пословице она посвящена.

Дидактическая игра «Собери картинку»

— Кто изображен на картинке? Кто догадался, о какой пословице идет речь?

— Конечно, это знакомая нам пословица «Дружно – не груздно, а врозь – хоть брось». Как ее можно объяснить? [1]

Можно разделить детей на команды и каждая команда будет собирать свою картинку, и объяснять смысл своей пословицы.

5 остановка «Дом дружбы»

— Одна из сказок, которая нас учит дружбе – это английская сказка «Винни – Пух и все-все-все». Кто же они друзья Винни-Пуха, вы их помните?

Игра «Мяч передавай – друга Винни- Пуха называй»

— В этой сказке с друзьями не только происходили разные события, случались интересные приключения. Но очень часто друзья приходили друг к другу на помощь, выручали друг друга. Помните, как Винни-Пух искал хвост Иа?  

— В дружбе очень важно дружить не только когда всем весело и хорошо, но и когда грустно и что-то не получается. Есть даже такая пословица «Плохи друзья – коли до черного дня». [1] Вспомните сказку, в которой друзья оставались друзьями только до черного дня, а потом поссорились и разбежались?

— Молодцы! Конечно, это сказка «Мышка Вострохвостик». Кто хотел быть другом мышонка?

— Можно о друзьях мышонка сказать «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»? А о друзьях Винни-Пуха?

Часть 2

6 остановка «Вкусные сказки»

— Мы уже знаем, что у разных народов есть похожие сказки. Я покажу вам картинки к русской народной сказке, а вы вспомните другую сказку, похожую на нее. [1] А, может быть, вы догадаетесь, о каких сказках пойдет речь, по названию нашей остановки?

— Конечно, это русская народная сказка «Колобок» и норвежская народная сказка «Пирог». Обе сказки имеют очень вкусные названия. Сейчас мы поиграем в игру «Найди сходства и различия».

Дидактическая игра «Найди сходства и различия»

  • Какие члены семьи были в сказке «Колобок» и «Пирог»?
  • Кто и кого попросил испечь Колобка и Пирог?
  • Кого повстречал на пути Колобок? А кого – Пирог? Какие прозвища давал Пирог тем, кого встречал?
  • Кто и как обхитрил Колобка? Какую песенку пел Колобок?
  • Расскажите о встрече Пирога со свинкой — щетинкой и чем эта встреча закончилась?
  • Чем похожи главные герои? Оба героя непослушные хвастунишки.  

— А давайте придумаем такое окончание сказок, чтобы наши Пирог и Колобок остались целыми и не попали в рот лисы и свинки-щетинки.

— Молодцы!

7 остановка «Юмористическая»

— Ребята, догадайтесь, о каком рассказе мы с вами сейчас вспомним? Конечно, это юмористический рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

— Ой, а что же здесь случилось? Это же наш знакомый котенок Васька пошалил и разбросал все картинки. Ну вот, как же мы теперь вспомним наш рассказ? Ребята, может быть, вы поможете? Надо расставить картинки по порядку и пересказать рассказ.

Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку»

— Молодцы! Все картинки расставлены по порядку.

— А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Жмурки». Мы будем, как котенок Васька, прятаться от водящего, а он по звуку будет нас искать. Водящему надо не только поймать кого-то из ребят, но и узнать на ощупь, кого он поймал.

Подвижная игра «Жмурки»

1,2,3,4,5 — Начинаем мы играть!

8 остановка «Чудесный мешочек»

— В нашем чудесном мешочке собраны предметы из разных сказок, рассказов и стихотворений. А из каких они произведений, вы попробуете угадать.

  • Яблоко (сказка «У страха глаза велики»)
  • Арбуз (сказка «Мышка – вострохвостик»)
  • Картошка (рассказ «Живая шляпа»)
  • Кирпичик, соломка, веточки (сказка «Три поросенка»)
  • Воздушный шарик (сказка «Винни-Пух и все-все-все»)

— Молодцы! Вы правильно вспомнили все предметы.

— Какой предмет среди них лишний? (Картошка, потому она из рассказа, а все остальные – из сказок).

— А теперь скажите, а чему же учит нас каждое произведение?

9 остановка «Театральная»

Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».

— Вы вспомнили, как называется эта сказка? Давайте в нее поиграем.  

Дети разыгрывают сценки из сказки.

— Что говорил волк, когда сидел у проруби, и что приговаривала лиса?  

— Что говорила лисица, когда она ехала верхом на волке?

— Какой вам показалась лиса в этой сказке?

— Да, в этой сказке лисица опять оказалась хитрее, а вспомните ли вы сказки, в которых лисицу все-таки обхитрили? («Лиса и рак», «Лисичка со скалочкой» и др.)

— Молодцы!!! Ребята, вы очень хорошо знаете сказки, рассказы и стихотворения и на последней нашей остановке вас ждет сюрприз.

10 остановка «Сюрпризная»

Дети находят волшебный сундучок и достают из него гостинцы.

Литература

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с.

  • Литературная викторина по рассказам чехова
  • Литературная викторина по рассказам евгения чарушина
  • Литературная викторина по дорогам сказок
  • Литературная викторина для дошкольников по сказкам
  • Литературная викторина в мире сказок