Литературная викторина в мире сказок

              Литературная  — Викторина  «В мире сказок…..»

                          старшего дошкольного возраста  

                                                             Автор: Мельникова Ольга Александровна

Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: обобщение и закрепление знакомых сказок и рассказов, их авторов; представлений о литературных жанрах и малых фольклорных формах, и закрепить знания детей о знакомых сказках.

Развивающие: развитие связной речи, внимания, памяти и мышления, творческих способностей детей. 

Воспитательные: воспитывать интерес, ответственное и бережное отношение к книге и любовь к чтению; дружеские отношения в коллективе, умение работать в команде.

Предварительная работа: расстановка столов и атрибутов к игре (сигнальные флажки, звездочки (для подсчета баллов, разрезные картинки (для разделения детей на команды, подготовить карточки с вопросами, свитки (разных цветов) с отрывками из сказок и рассказов, картинки писателей, мольберт, дипломы для награждения участников.

Ход игры

Ведущий:

— Ребята, сегодня, в конце нашей литературной недели, я предлагаю вам поиграть в очень увлекательную и познавательную игру «Мы дружим с книгой».

Но, прежде чем начать игру, предлагаю разделиться на команды с помощью разрезных картинок. На столе разложены части разрезных картинок. Воспитатель предлагает взять каждому по одной части и объединиться в соответствующие группы. Таким образом, дети делятся на две команды, выбирают капитанов и придумывают название команды.

Ведущий:

-Итак, сегодня будут сражаться две команды.

(Ведущий представляет команды, капитанов команд и всех членов обеих команд, дети занимают свои места).

Ведущий напоминает правила игры:

1. Вопросы слушать внимательно, иначе не сможете правильно ответить.

2. Если команда знает правильный ответ, то поднимает флажок. Выкрикивать нельзя.

3. Отвечает первой та команда, которой был задан вопрос.

Если команда ответила неверно, право ответа передается другой команде.

4. Отвечает в команде тот участник, которого назначил капитан.

5. За каждый верный ответ команда получает балл, и получает звездочку.

6. Во время ответов нельзя подсказывать и выкрикивать, за это будут сниматься баллы.

7. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.

Ведущий:

— Состоит наша сегодняшняя игра из шести конкурсов.

1. Первый конкурс называется «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, на которые нужно правильно и быстро ответить. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов.

 Вопросы 1-ой команде:

1. Куда отправился Доктор Айболит по телеграмме? (В Африку,

2. Назовите героиню сказки К. Чуковского, от которой убежала посуда (Федора,

3. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора,

4. Кто является автором сказки «Конек — Горбунок»? (П. Ершов)

5. Кем в русской народной сказке была лягушка? (Царевной)

6. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33года)

7. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

8. Какую рыбу жарили ребята в рассказе Н. Носова «Мишкина каша»? (Пескарь)

9. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот)

10. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

11. За какими цветами отправилась героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

12. Как звали девочку из сказки «Снежная Королева», которая отправилась искать своего названного братца? (Герда).

Вопросы 2-ой команде:

1. Как звали маленькую девочку, которая родилась и выросла в цветке? (Дюймовочка)

2. Кто стал женихом Мухи — Цокотухи? (Комар)

3. Кто является автором сказки «Золушка»? (Ш. Перро)

4. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

7. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

8. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

9. Кого поймал Емеля в проруби? (Щуку)

10. Какой овощ дал название одному из рассказов Н. Носова? (Огурец)

11. Как звали сестрицу братца Иванушки? (Аленушка)

12. Что купила Муха – Цокотуха на базаре? (Самовар).

 Второй конкурс «Волшебное средство»

Какое волшебное средство вы попросили бы у этих сказочных героев:
1. Буратино. (Золотой ключик. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
2. Золушки. (Хрустальные башмачки. Ш. Перро (Золушка»)
3. Девочки Жени из сказок В. Катаева. (Цветик-семицветик, дудочку, кувшинчик. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»)
4. Солдата, героя сказки Х. К. Андерсена. (Огниво. «Огниво»)

Сказочная физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться:
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

Третий  конкурс — «Скажите, как называется».

В этом конкурсе командам нужно определить, к какому жанру или фольклорной форме относится то, что зачитывает воспитатель:

1.«Что посеешь, то и пожнешь» — пословица.

2. «На дворе трава — на траве дрова» — скороговорка.

3. «На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает» — небылица.

4. «Расскажу- ка я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, про сражения, да про подвиги богатырские…» — былина.

5. «Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» — загадка.

6. «В некотором царстве, в некотором государстве жила — была…» — сказка.

7. «Эники – беники ели вареники. Эники-беники – клёц! Вышел весёлый матрос» — считалка.

8. «Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара…» — рассказ.

9. «Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой – потешка.

10. «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…» — стихотворение.

 Четвертый конкурс называется «Угадай-ка».

На столе лежат свитки белого и желтого цветов. На белых свитках – отрывки из знакомых сказок, на свитках желтого цвета – отрывки из рассказов. Назначенные игроки от каждой команды по — очереди выбирают свитки. Воспитатель зачитывает отрывки. Командам нужно угадать, из какой сказки или рассказа отрывок, назвать автора и найти его портрет на доске.

1. Отрывок из рассказа «Синичкин календарь» (В. Бианки).

2. Отрывок из рассказа «Малахитовая шкатулка» (П. Бажов).

3. Отрывок из рассказа «Леденец» (Н. Носов).

4. Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин).

5. Отрывок из сказки «Тараканище» (К. Чуковский).

6. Отрывок из сказки «Цветик — семицветик» (В. Катаев).

Музыкальная разминка (по усмотрению воспитателя).

Пятый конкурс — «Юные иллюстраторы».

Воспитатель уточняет у детей, знают ли они, кто такой иллюстратор? (При необходимости напоминает, что иллюстратор – это человек, который рисует картинки к сказкам).

В этом конкурсе на столе лежат зеленые и синие фишки цветной стороной вниз. По одному игроку от каждой команды берут любую фишку. Команда, которой попадется фишка синего цвета, рисует одного из героев сказок Г. Х. Андерсена; команда, которой попадется зеленая фишка – одного из героев сказок Ш. Перро.

Шестой конкурс «Найди рифму»

Подберите подходящее слово-рифму:
1. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли,
Море пламенем горит,
Выбежал из моря … (Кит. К. Чуковский «Путаница»)
2. Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала … (Кочерга. К. Чуковский «Федорино горе»)
3. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … (Оса. К. Чуковский «Мойдодыр»)
4. – Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а … (Медведь. К. Чуковский «Краденое солнце»)

Седьмой конкурс «ВОПРОС — ОТВЕТ»

За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

Для капитанов

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

(В конце игры подсчитываются баллы и вручаются дипломы и получают сладкие угощения)

Ведущий: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Составила и провела: Алтмишова Т.В.

Задачи: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у детей интерес к сказкам. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки. Закреплять умение работать в команде, поддерживать друг друга.

Оборудование: выставка книг-сказок; пазлы и кубики по русским народным сказкам; «сказочные» предметы; картинки с изображением атрибута из сказки.

— Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои наших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

— А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести игру «В гостях у сказки». Для проведения игры нам необходимо разделится на две команды, и придумать названия своим командам.

— За каждый правильный ответ команда получает фишку, в конце игры мы подсчитаем их и определим победителя.

1 конкурс «Разминка» (вопросы задаются командам по очереди, если команда, получившая вопрос, не отвечает на него, то вопрос переходит другой команде)

1. — Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. — Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. — Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. — У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. — В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

6. — Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Найди лишнюю книгу» (каждой команде дается 5 книг, все сказки, кроме одной. Задача – найти эту книгу и объяснить почему, выбор пал на нее)

  1. конкурс «Угадай героя сказки»

1. «Бабушка внученьку очень любила,

Бабушка…ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Кто отгадает, как звали ее?» (Красная шапочка)

2. «Бабке с дедом повезло:

Много снегу намело.

И слепили себе дочь,

Чтобы им могла помочь.

Но весна красна настала,

Без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

3. «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

4. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

5. «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

6. «Волшебница из проруби –

Бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною

Не машет, ни рукою.

Но по ее велению,

Лишь было бы желание,

Случаются явления,

Достойные внимания» (Щука)

4 конкурс «Собери сказочные пазлы» (чья команда быстрее соберет пазлы и назовет сказку)

5 конкурс «Исправь ошибку»

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

6 конкурс «Сундук со сказками» (каждая команда из красивого сундучка вытаскивает «сказочные» предметы или «сказочного героя». Необходимо назвать, как его зовут и из какой он сказки)

7 конкурс «Блиц опрос» (Я буду вам бросать мяч, называть сказочного героя, а вы возвращать мне мяч с продолжением его названия).

Мышка – норушка

Лягушка – квакушка

Зайчик – побегайчик

Лисичка – сестричка

Сестрица – Аленушка

Братец – Иванушка

Серый – волк

Царевна – лягушка

Шапка – невидимка

Ковер – самолет

Золотой – ключик

Жар – птица

Василиса – премудрая

Конек – горбунок

Сивка- бурка

Кощей – бессмертный

Змей – Горыныч

Петушок – золотой гребешок

Красная – шапочка

Три – поросенка

Бременские – музыканты

Мороз – красный нос

Бычок – смоленой бочек

Скатерть — самобранка

— Молодцы! Команды справились со всеми заданиями. Давайте подведем итоги. (подсчет фишек, награждение победителя)

— Мы не прощаемся со сказками, мы будем продолжать их читать и изучать.

— Ребята, верьте в сказку!:

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Литературная викторина  «В мире сказок «

Цели: выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Развитие у ребят сообразительности, находчивости, смекалки, материал викторины предназначен для детей 7 — 11 лет.

Задачи: воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению;
развивать положительные эмоции; учить отличать добро и зло на примерах сказочных сюжетов, поступков героев сказок.

Ход викторины:

Педагог: — Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

— Сегодня мы проведём викторину по волшебным сказкам, постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного.

Для этого я попрошу вас разделиться на 3 команды. Каждая команда придумывает себе название .У нас получились3 каманды-1 « Дружба»,2 «Колобки»,3 «Красная ш8апочка».

  Педагог: У нас на викторине присутствует жюри, за каждый правильный ответ команды будут получать 1 бал.

Педагог: начинаем викторину по волшебным сказкам

1.Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

В данном конкурсе за каждый правильный ответ (надо назвать сказку и героя сказки)будете получать по 1 бал, какая команда наберет больше балов та и победит.

1. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

2.Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

3.Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

4.Буратино приютила

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

5.Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

 6.Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

7.Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Пирожки — в корзинке.

Мчалась по тропинке

Девочка бегом.

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку-то как зовут?

(Красная Шапочка)

9. Он всегда, как день варенья,

Отмечает день рожденья,

На штанишках кнопку тиснет,

Чтоб отправиться в полёт,

Под пропеллером повиснет

 И летит, как вертолёт.

Парень он «в расцвете лет».

Кто он? Дайте-ка ответ.  (Карлсон)

 10.  Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя 

Звать …   (Цокотуха.)

 2.конкурс. «Волшебный мешок»

Ведущий. В Волшебном мешке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Красная шапочка – «Красная Шапочка»

 11.Сидит в корзине девочка

 У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку,

Тогда скорей ответь:

Что это за сказка?    («Маша и Медведь»)

3.Конкурс «Отгадай загадку»

Он хозяина любил,

Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

(Кот в сапогах)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка,

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

***

Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть?

(Невод)

***

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

***

Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте.

(Царевна-лягушка)

***

В дремучем лесу затерялась избушка,

В избушке живёт непростая старушка.

Берёт помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

(Баба Яга)

***

Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке.

(Колобок)

***

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

***

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

***

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

(Заюшкина избушка)

***

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.

(По щучьему веленью)

4. Конкурс «Музыка в сказках Нужно угадать мелодию из сказки.

5. Конкурс «Угадай сказку» Ребята собирают пазлы.

6. конкурс «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

Второе название скатерти (самобранка)

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку) Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

Жилище Бабы Яги? (избушка)

Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

Сколько голов у Горыныча? (три)

Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

В конце ребята поют песню «В гостях у сказки».

Педагог: Дорогие ребята, вы все молодцы! Хорошо знаете сказки, это вы показали, участвую в литературной викторине .Сегодня победила дружба.-все команды.«В мире сказок». Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Награждение всех участников викторины сладкими подарками.

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок».

-А вы любите сказки?

-Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами.

— Давайте немного поговорим о сказках. Кто знает, чем же отличается сказка от других произведений?

— А кто пишет сказки?

— Как называются сказки, которые сочинил народ?

— А как называются сказки, которые написали писатели?

— Каких писателей – сказочников вы можете назвать?

— Что побеждает в сказках, добро или зло?

— Сказки бывают разные: о животных, где они могут говорить, как люди; бывают волшебные сказки.

— О чём говорится в волшебных сказках?

— Слушая или читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. Благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой. Немало на белом свете прекрасных сказок. Но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, их авторов и героев.

Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

  — Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

 (Жучка)

— Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

— Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

— У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

— В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

— Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)   

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.  (Теремок)

  1. конкурс «Угадай героя сказки»

  1. «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне»    (Емеля)

  1. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   (Царевна Лягушка)

  1. «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад»     (Волк)

  1. «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка»   (Хаврошечка)

5.  Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6.  Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7.  Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10.  Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы: 

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете! 

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

— Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Вини -….(Пух)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)
— Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:

1. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 — заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? ( 7 )
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны! 

Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.  

А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Литературная викторина «В МИРЕ СКАЗОК»

в 1 классе

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания детей по сказкам.

  2. Прививать интерес к чтению.

  3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

  4. Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование:

Сказочные герои, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,

выставка книг со сказками, словарь, слова с названиями животных, цветик  — семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, листы с элементами Чебурашки, медали «Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Учитель.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

— Сейчас я вам зачитаю, как  расшифровывается слово «викторина» в словаре.

— Я знаю, что вы все  очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.

— А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при  помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший медаль знаток сказок.

 — Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?

Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.

— Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.

 — Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток.

— Называется рифмоплет.

— Ну что, ребята, поиграем?

   Я начну, а вы кончайте,

  Только в рифму отвечайте!

  • Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

  • Повстречала я в лесу

Очень хитрую…(лису)

  • В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

  • Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

  • Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

  • В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(крокодил)

  • Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

  • Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

  • В козлятине он знает толк,

Ужасный, страшный серый…(волк)

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Желтый лепесток.

— Называется «По сказке «Золотой ключик».

  • Его друзья Пьеро и Арлекино,

Зовется просто…(Буратино)

  • Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)

  • Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)

  • Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)

  • Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной  в этой сказке.(Арлекин)

  • Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)

  • На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)

Физ. минутка

— Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.

  • Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (поросенок)

  • Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

  • У него 4 лапки,

Лапки – цап – царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кошка)

  • Где  болт зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла до темна. (цапля)

  • Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (бабочка)

  • Летом серый, зимой белый. (заяц)

  • Лежит – молчит,

Подойдешь –рычит. (собака)

  • Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

  • Не часы, а утром время сказывает. (петух)

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток.

— Называется «Праздник».

— Вам нужно разгадать кроссворд.

1

с

т

у

п

а

2

Г

е

р

д

а

3

И

в

а

н

у

ш

к

а

4

З

о

л

у

ш

к

а

5

Д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а

С

а

м

о

б

р

а

н

к

а

7

и

з

б

у

ш

к

а

8

П

у

ш

к

и

н

  • Аппарат , на котором Баба – Яга совершала полеты.

  • Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

  • Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.

  • Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?

  • Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.

  • Второе название скатерти в сказках.

  • Жилище Бабы – Яги.

  • Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

— Называется «Устное народное творчество».

— Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.

  • Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

  • Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

  • А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

  • Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

  • Нет ни речки, ни  пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

  • Тепло ли тебе, девица,

Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)

  • — По-щучьему веленью,

По моему хотению.

Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)

Физ. минутка

— Давайте поиграем. Вы умеете кричать?

— Повторяйте за мной.

         Два притопа, два прихлопа

         Ёжики, ёжики.

         Наковали, наковали

         Ножницы, ножницы.

         Бег на месте, бег на месте

         Зайчики, зайчики.

Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,

Девочки! Мальчики!

— Закройте глазки. Отправляемся дальше в путешествие на волшебном транспорте.

-Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

— Называется «Животные в русских сказках»

— Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА          БАРАК      КОНЬКИ            ВАСИЛИСА                ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ       ИКОТА     СТРЕКОЗА

Голубой лепесток.

— Называется по сказкам Шарля Перро.

  • Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)

  • Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)

  • Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)

  • Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

  • Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)

  • Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)

  • Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)

  • Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

  • Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик?(дернуть за веревочку)

У нас остался последний лепесток, белый.

— Называется «Портретисты».

— Отгадайте загадку.

         Он знаком всем малым детям,

         Обожают все его,

         Но таких на целом свете

         Не найдешь ни одного.

         Он ни лев, ни слон, ни птица,

Ни тигренок, ни синица,

         Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

         Но заснята для кино

         И известна всем давно

         Эта милая мордашка,

         А зовется …(Чебурашка)

— Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя — Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.

— Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

— Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

 РЕЗЕРВ.

— Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.

Санки — «Снежная Королева»

 Горошина – «Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

Утиное яйцо – «Гадкий утенок»

Игла – «Царевна – лягушка»

Кувшин – «Лиса и журавль»

Перстень – «Аленький цветочек»

Яйцо —  «Курочка – ряба»

Конь – «Конек – горбунок»

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»

Утка – «Серая шейка»

Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Топор – «Каша из топора»

Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»

6

Викторина по сказкам « Знатоки сказок»

Цели:

Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

воспитывать любовь к сказкам и к чтению.

— Активизировать детское чтение;

— Организовать досуг учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».

Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

Задания викторины:

I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Жилище Бабы Яги? (избушка)

*Имя мальчика, которого  унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

*Второе название скатерти (самобранка)

*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)

*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)

*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик  неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Имя главного героя  сказки «По щучьему веленью» (Емеля)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»).

— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).

— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).

— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

2 конкурс (Чей это портрет?)

— « Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

— Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Каждый видно догадался

Как её зовут (Дюймовочка)

— Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

— Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

— Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).

— Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

— Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).

— Жила – была девочка

Имя забыла она свое давно

Так как однажды ей бабушка подарила шапочку

И все стали её звать … (Красная шапочка).

— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.

( Золушка).

3 конкурс « Кто прислал телеграмму»

(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)

*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)

*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)

*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)

*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)

*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

*Все закончилось благополучно.  Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки  К. Чуковского Муха-Цокотуха»)

Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!

Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.

Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!

Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.

4 конкурс

Чтобы навести окончательный порядок  в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.

1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).

10. Что было в корзинке у  Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

5 конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

6 конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Красная шапочка – «Красная Шапочка»

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Начинаем наше
путешествие в мир сказок. Поднимите руку те, кто
любит сказки. Я очень рада, что вы любите эти
замечательные произведения. Ведь именно со
сказками мы знакомимся с ранних лет. Когда вы
были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки
рассказывали вам сказки : про румяного колобка,
про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть
подросли, и вот уже ваши лучшие друзья герои
«Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита»
из сказок Чуковского, герои сказок Сутеева,
Перро, братьев Гримм, Андерсена: Придя в школу,
переходя из класса в класс, вы постоянно
знакомитесь с новыми сказками народными и
авторскими. Благодаря сказкам, вы становитесь
чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло,
восхищаетесь добротой.

Сказочная разминка. Постарайтесь быстро
ответить на вопросы:

— От кого убежала посуда? (от Федоры из сказки
Чуковского «Федорино горе»)

— Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую
через костёр и превратившуюся в облачко? (Снегурочка
из русской народной сказки «Снегурочка»)

— Как зовут девочку, побывавшую в стране чудес? (Алиса
из сказки Кэрролла «Алиса в Стране чудес»)

— Кто стоял за внучкой в сказке «Репка»? (Жучка)

— Сколько человек тянули репку?(3)

— Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по
пути на базар? (комар, сказка Чуковского «Муха-
Цокотуха»)

— На чём летели в одной из сказок Чуковского
комарики? (на воздушном шарике, сказка
«Тараканище»)

— Как зовут лучшего друга Малыша из сказки
Астрид Линдгрен? (Карлсон, сказка «Малыш и
Карлсон»)

— Как звали курицу, несущую золотые яйца? (Ряба)

— Какая птица в известной русской народной
сказке не смогла накормить лису? (журавль)

— Как звали ловца пиявок из сказки «Золотой
ключик, или Приключения Буратино»? (Дуремар,
автор сказки А.Толстой)

— В какой сказке из простого ячменного зерна
вырастает красивый цветок- тюльпан? (сказка
«Дюймовочка», автор Х.Андерсен)

— Как зовут королевича, из сказки А.С. Пушкина,
оживившего мертвую царевну?(королевич Елисей,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Как звали самого умного коротышку в книге
Н.Носова «Приключения Незнайки»? (Знайка)

— Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе
Салтане»? (Три девицы под окном пряли поздно
вечерком:)

Конкурс «Сказочные телеграммы»

Кто из сказочных персонажей мог дать такие
телеграммы:

  • Купил семена. Приезжайте тянуть. (Дед из сказки
    «Репка»

  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа,
    сказка «Вини-Пух и все-все- все», автор А. Милн)

  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино, из сказки
    «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,
    автор А.Н. Толстой)

  • Люблю цветы только красных оттенков. (Настенька,
    из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»)

  • Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха, из
    сказки «Муха-Цокотуха», автор К.Чуковский)

  • Ушёл от зайца, волка и медведя. (Колобок, из
    сказки «Колобок» )

  • Помни, всё исчезнет после двенадцати ночи.(Фея,
    из сказки «Золушка»,автор Ш.Перро )

  • В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон, из
    сказки «Малыш и Карлсон», автор А.Линдгрен )

  • Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора, из сказки
    «Федорино горе», автор К. Чуковского)

  • У другу пропали очки. Попрошайничать стало
    трудно. Помогите.( Лиса Алиса, из сказки
    «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,
    автор А. Толстой )

  • Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла. (Железный
    Дровосек, из сказки «Волшебник Изумрудного
    города», автор А. Волков )

Ищу шестерых братьев после страшного
происшествия. (Козлёнок, из сказки «Волк и
семеро козлят»)

Конкурс «Таинственная коробка»

В моей таинственной коробке находятся предметы
из сказок. Отгадайте, что это за предметы.

  • Этот предмет проглотил крокодил из сказки. Что
    это за предмет? Назовите автора и название
    сказки. (Мочалка, сказка «Мойдодыр», автор
    Чуковский)

  • Вместо этого предмета Мальвина использовала
    карпа. Что это за предмет? (Зеркало)

  • С помощью этого предмета можно смастерить самые
    замечательные вещи, а можно даже убить страшного
    героя русских сказок. (Иголка)

 Конкурс «Найди сказочных героев»

  • Ребятам раздаются листочки с заданиями. Дети
    сами находят слова по вертикали и по горизонтали
    и с помощью цветных карандашей закрашивают их.

Сказочные герои

К О Л О Б О К А Й Д
А Д И Л А П О Т Ь Ю
Р У С А Л О Ч К А Й
А Р А Б Д А Д О Н М
Б Е Л К А Щ У К А О
А М А Л Ь В И Н А В
С А Л Ё Н У Ш К А О
Д Р А К О Н К О Т Ч
Е Ь К А Р Л С О Н К
Л Я Б А З И Л И О А

(Колобок, Кай, Лапоть, Русалочка, Дадон, белка,
щука, Мальвина, Алёнушка, дракон, кот, Карлсон,
Базилио, Дюймовочка, Карабас, Дуремар, Балда)

Конкурс «Сказочные коты»

Кот Васька очень гордился, что в его роду было
много известных котов. Попробуйте по небольшим
портретам догадаться, о ком из этих котов идёт
речь.

  • Этот «слепой» кот был очень хитрым и
    изворотливым, под стать своей подружке. (Кот
    Базилио из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик,
    или приключения Буратино)

  • Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие
    хитрости пускался этот плут, когда охотился на
    крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым,
    то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли
    не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш.
    Перро «Кот в сапогах»)

  • А этот кот был добрейшей души животным, за что и
    поплатился, испытывая огромные неприятности и
    неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот
    Леопольд, из сказки А.Резникова «Приключения
    кота Леопольда»)
  • Лучшим другом этого кота в тельняшке был
    теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из
    повести Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

 А теперь вспомните и назовите сказочных
собак. (Жучка, из сказки «Репка», Артемон, из
сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или
приключения Буратино», Тотошка, из сказки
А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»,
Шарик, из сказочной повести Э. Успенского «Дядя
Фёдор, пёс и кот» и т.д.)

Конкурс «Волшебные предметы»

Какие волшебные предметы были у следующих
сказочных героев:

— у солдата из сказки Андерсена? (огниво)

— у Буратино? (золотой ключик)

— у Незнайки? (волшебная палочка)

— у девочки Жени из сказки В.Катаева?
(цветик-семицветик)

— у Золушки? (хрустальные туфельки)

— у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)

— у Бабы-Яги? (метла)

— у Алладина? (лампа с джинном)

Конкурс «Назови друзей»

Назовите друзей сказочных героев.

— у Маугли (Балу, Багира, Каа:)

— у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)

— у Малыша (Карлсон)

— у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)

— у Герды (Кай)

— у Буратино (Мальвина, Пьеро:)

— у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)

— у Чебурашки (крокодил Гена)

Конкурс «Угадай-ка»


Жадным быть, конечно, плохо.
Кого обманула лисица-пройдоха?
Припомните двух неразумных зверей
И сказку про них назовите скорей.



(Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»).

В этой книжке именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Кто?

(комар, из сказки К.Чуковского
«Муха-Цокотуха»).
С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино, из сказки А.Н.Толстого «Золотой
ключик, или приключения Буратино).


Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?


(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся:
(Чиполлино).

Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин
И приятель — Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок:
(Вини-Пух).

Он дружок зверям и птицам.
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино,
И известна вам давно —
Эта милая мордашка.
И зовётся :
(Чебурашка).


Девочка спит и пока что не знает
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Что же за сказка?     

(Дюймовочка, из сказки «Дюймовочка» Х.
Андерсена)
 . 

Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку!», —  гремел его бас.
Скажите скорее, кто он?
(Карабас).

Подведение итогов. Награждение.

Приложение.

  • Литературная викторина в гостях у сказки ютуб
  • Литературное чтение 4 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ответы на вопросы
  • Литературная викторина в гостях у сказки в старшей группе
  • Литературное чтение 2 класс учебник 1 часть сказка о рыбаке и рыбке ответы на вопросы
  • Литературное чтение 4 класс рассказ мальчики ответы на вопросы