Рассмотри обложки. Какие из представленных
книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?
Сказки литературные – сказки, созданные писателями, которые используют народные сказочные сюжеты, мотивы или создают собственные сюжеты с вымышленными героями.
Литературные
сказки: О.Уайлд «Сказки», А.С.Пушкин «Сказки», П.Ершов «Конек-горбунок»
Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку «Литературные сказки».
Оскар Уайлд «Сказка о звездном мальчике», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П.П.Ершов «Конек-горбунок», С.Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями», Х.-К.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Спящая красавица», В.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Список литературных сказок:
А.С.Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о
золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о
попе и о работнике его Балде»,
Ш.Перро: «Спящая красавица»,
«Ослиная шкура», «Красная шапочка», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Пряничный
домик», «Синяя борода», «Кот в сапогах»
Братья Гримм: «Бабушка метелица»,
«Золотой гусь», «Король Дроздобород», «Гензель и Гретель», «Бременские
музыканты», «Шиповничек», «Горшочек каши»
Г.-Х.Андерсен:
«Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Бутылочное горлышко», «Гадкий утенок», «Ель»,
«Маленький Клаус и Большой Клаус», «Калоши счастья», «Новое платье короля
(Голый король)», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снежная
королева», «Стойкий оловянный солдатик»
Отзыв на литературную сказку Братьев Гримм «Горшочек каши»
Сказка «Горшочек каши» была написана Якобом и Вильгельмом Гримм. Главные герои сказки «Горшочек каши» — добрая щедрая девочка, ее мама и благодарная добрая старушка-волшебница. Краткое содержание сказки «Горшочек каши» — девочка угостила старушку-волшебницу ягодами, а старушка подарила девочке волшебный горшочек. «Горшочек, вари!» — после этих слов, горшочек сварит много вкусной каши. Когда девочки не было дома, мама приказала горшочку варить кашу, но забыла, как его остановить. Каши было так много, что она покрыла собой всю улицу. Девочка увидела это и крикнула «Горшочек, не вари». Горшочек перестал варить, но каши было так много, что все ее ели. Мне понравилась главная мысль сказки надо быть добрым и жадным, тогда и другие люди будут к тебе добры. Я бы хотел подружиться с доброй девочкой и тоже иметь такой волшебный горшочек каши, чтобы всех накормить.
Назад к содержанию
Рассмотри обложки. Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?
Сказки О. Уайльд и А. С. Пушкина; П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку «Литературные сказки».
В. Одоевский «Городок в табакерке», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» сказ Бажова «Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка».
Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Здесь необходимо указать те произведения, которые ты действительно прочитал.
Например: В. Одоевский сказка «Городок в табакерке», П. Бажов «Малахитовая шкатулка», Д. Мамин — Сибиряк «Аленушкины сказки», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
А также сказ Павла Бажова «Синюшкин колодец».
Отзыв на сказку П. П. Бажова «Синюшкин колодец»:
«Синюшкин колодец» — занимательный и поучительный сказ русского писателя Павла Петровича Бажова.
В ней присутствуют четыре главных героя: Лукерья, Илья, Кузька Двоерылко и бабка Синюшка.
Лукерья очень мудрая женщина.
Именно с её уст звучит главная мысль произведения о том, что не богатство, а душа человека является счастьем.
Бабка Синюшка отправляет на испытания двух юношей, один из которых впоследствии умер.
Илья и Кулька – две противоположности.
Илья вызывает уважение, а Кузька имеет скверный характер, он жадный и способен на воровство.
За своё двуличие он получил от автора прозвище Двоерылко.
За своё добродушие, храбрость и честность получил Илья награду от Синюшки.
Автор учит нас брать пример с этого героя, ведь Добро и благородные качества преодолевают любые препятствия.
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
Смешная история про лисицу, которую погубило хвастовство для 3 класса.
В одном дремучем лесу жили — были две подруги мудрая сова и хвастливая лисица.
Сова жила в дупле огромного дуба, а лисичка в норе неподалёку.
Каждый день лиса приходила к подруге и рассказывала, какая она красавица и умница.
Сова её слушала и ничего не отвечала, так как лисе ответ был не нужен.
В один прекрасный день лиса пришла к сове и рассказывала, какой у неё красивый хвост.
Она вспомнила, что слышала разговор охотников о том, что если найти лису с огромным пушистым хвостом и продать её русской царице, то получишь сто золотых рублей.
Лисичка, поглаживая свой хвост, и говорит сове: Представляешь, как дорого мой хвост стоит?
Ведь за сто золотых рублей можно купить целый дом и стадо коров.
Сова, как обычно, ничего не отвечала, а только качала согласно головой: угу, угу…
И тут вдруг откуда ни возьмись, появляется волк из-за дуба, хвать лисицу за хвост и в мешок.
Подруга — сова тут проснулась и спрашивает его — Ты, куда мою подругу потащил?
А он и говорит, послушал я недавно, что тут лиса рассказывала о том сколько её хвост стоит и решил узнать правда ли это.
Оказалось это правдой, вот и решил лису схватить и продать за сто золотых рублей.
Взял мешок с добычей на плече и пошёл на базар.
Как жаль… — подумала сова — нет у меня больше подруги…
Погубила она себя своими рассказами…
Вот она народная мудрость в действии: Хвастовство само себя наказывает!«.
В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович
Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова
Рукодельница в сказочке Ф. Одоевского «Мороз Иванович»— это очень добрая и трудолюбивая девочка.
Сложилось так, что она упала в колодец к Морозу Ивановичу.
Но благодаря своей скромности и отзывчивости, вернулась домой с прекрасными дарами.
Автор показывает, что добродушие, забота, ласка и трудолюбие всегда ценятся и вознаграждается.
А Ленивица была её противоположностью.
Самонадеянная девочка кинулась в колодец, дабы тоже получить щедрые дары.
Но Мороз Иванович не любил капризных и ленивых.
К тому же она ещё была неблагодарной и невнимательной.
И когда Ленивица вернулась домой, то все богатства, что ей дал Мороз Иванович, просто растаяли.
Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Одоевский восхищается Рукодельницей, любуется её душевной красотой и трудолюбием:
… Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт;
да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная;
а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет;
и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл…
К Ленивице писатель относится пренебрежительно, осуждает её за скверный характер:
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась…
Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать…
Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться…
Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Выберите один из вариантов ответа:
Вариант 1) План:
1) Две сёстры: Ленивица И Рукодельница.
2) Рукодельница упала в колодец.
3) Услужение Рукодельницы у Мороза Ивановича.
4) Вознаграждение от Мороза Ивановича.
5) Ленивица тоже хочет награду.
6) Служба Ленивицы у Мороза Ивановича.
7) «Заработанные подарки» от Мороза Ивановича.
Картинный план — иллюстрация сказки «Мороз Иванович» по плану для пересказа.
Вариант 2) План:
1) Жизнь двух сестёр.
2) Рукодельница уронила ведро.
3) Пирожки.
4) Дерево с яблоками.
5) Рукодельница падает в колодец.
6) Служба Морозу Ивановичу.
7) Награда за хорошую службу.
Возвращение домой Рукодельницы.
9) Зависть Ленивицы.
10) Ленивица и пирожки.
11) Ленивица и яблоки.
12) Ленивица прыгает в колодец.
13) Самоуверенная девочка просит награды.
14) Лентяйка получает по заслугам.
Чем отличается народная сказка от литературной?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.
Таблица сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович»
Вывод: В отличие от литературных, авторы народных сказок неизвестны.
Поэтому и считается, что их сочинил народ в общем.
Все герои и характеристики часто переходят с одной сказки в другую.
События народной сказки также часто сохраняются в разных произведениях народного творчества.
Народ использует в своих творениях много устаревших слов, фразеологизмов, поговорок и пословиц.
Это может быть присуще и литературной сказке, но не является для неё обязательным.
Народные сказки начинаются присказкой в виде пословицы либо поговорки и заканчиваются такого же типа заключением.
Запиши, чем литературная сказка похожа на народную
Литературная сказка, как и народная характеризуется наличием волшебного мира.
В ней есть фантастические элементы и волшебные предметы — помощники.
Герои делятся на позитивных и негативных, будучи соответственно воплощением Добра и Зла.
К тому же, авторы литературных сказочек часто заимствуют имена народных персонажей.
Все сказочки имеют счастливый конец, когда Добро побеждает.
В литературной сказочке, как и в народной могут использоваться устаревшие слова, различные пословицы, поговорки и фразеологизмы.
Запиши, чем литературная и народная сказки различаются
Авторы народных сказок неизвестны, а автора литературной сказки мы знаем.
К тому же персонажи народных творений часто повторяются в разных произведениях.
Герои литературных сказок, могут быть, как заимствованными у народа, так и вымышлены самим автором и больше нигде не встречаться.
Народ даёт персонажам устойчивые характеристики (девица красная, злая мачеха), а автор подбирает более оригинальные слова, чтоб описать своего героя.
Народные сказки начинаются присказкой в виде пословицы либо поговорки и заканчиваются такого же типа заключением.
Литературные сказки не характеризуются такой особенностью, всё зависит от желания автора.
Подсказки:
- Готовый ответ к учебнику 3 класса 1 часть. Сказка «Лягушка-путешественница» стр. 195
- Читательский дневник «Конек-Горбунок»
- Читательский дневник «Приключение Незнайки и его друзей»
- Читательский дневник «Городок в табакерке»
- Читательский дневник «Малахитовая шкатулка»
- Читательский дневник «Медной горы хозяйка»
- Читательский дневник «Аленушкины сказки»
- Читательский дневник «Дядя Федор, пес и кот»
- Читательский дневник «Городок в табакерке»
- Читательский дневник «Лягушка — путешественница»
- Читательский дневник «Синюшкин колодец»
Биография писателей:
- Павла Ершова
- Павла Бажова
- Всеволода Гаршина
- Николая Носова
- Дмитрия Мамина-Сибиряка
- Эдуарда Успенского
- Владимира Одоевского
_______
- 02
Дек 17
Ответы к стр. 45 — 46
- Рассмотри обложки. Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?
- Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку «Литературные сказки».
Литературные сказки: О. Уайльд. Сказки; А.С. Пушкин. Сказки; П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
А. Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”, Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”, А. Волков “Волшебник Изумрудного города”, А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, В. Губарев “Королевство кривых зеркал”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая Борода”, Я. Лари “Необыкновенные приключения Карика и Вали”, Л. Е. Керн “Послушай-ка, слон…”, Э. Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”, Е. Чеповецкий “Непоседа, Мякиш и Нетак” и др.
Отзыв
Мне очень понравилась сказочная повесть Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. События повести происходят в деревне Простоквашино. Основная мысль — Давайте детям больше свободы! Главный герой повести — шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Он рассудительный, стремящийся к независимости, любящий природу и животных, хозяйственный, трудолюбивый. Заблуждается, совершает ошибки. Он отличается от своих сверстников рассудительностью. Удивительное владение писателем словом способно передать тонкие чувства, переживания героев. Писатель показывает своих героев в смешных, жизненных, бытовых ситуациях. Произведение учит думать, размышлять о доброте, дружбе, отношении родителей и детей. В повести больше всего привлекает образ умного, рассудительного, самостоятельного шестилетнего мальчика, который сам может принимать решения и нести за них ответственность. Прочитанное заставляет задуматься о том, что детям нужно доверять. Книга не может оставить равнодушными ни взрослых, ни детей.
ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Литературные сказки, с. 45 – 46
4.5 (89.96%) от 269 голосующих
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»
1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»
На эту выставку мы можем поместить книги:
А.С. Пушкин «Сказки»
Оскар Уайльд » Сказки»
П. Ершов «Конёк-Горбунок»
2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.
- Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Бианки В. «Сова»
- Успенский Э. «Чебурашка»
- Остер Г. «Будем знакомы»
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
- Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
- Хогарт Э. «Мафин и паук»
- Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
- Одоевский В. «Мороз Иванович»
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»
Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.
Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.
Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.
Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.
Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.
Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.
Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.
3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.
Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.
Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Народную сочинял народ, литературную написал автор.
Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.
Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.
События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.
В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.
Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.
Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.
8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.
Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.
9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.
Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.
10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.
Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.
Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.
11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.
Это сказка волшебная.
В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:
Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.
Свадьба — традиционный конец.
Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».
12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».
Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»
А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?
В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.
А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?
В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.
А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?
В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.
13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.
Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.